Конспект по познанию мира "Культурные и дикорастущие растения". Культурные и дикорастущие растения
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (2мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира? -Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?
- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. СЛАЙД !
слайд 1
Отвечают на вопросы учителя. -Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты. Вспоминают и проговаривают правила работы в паре. 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук. | Л- мотивация к учебной деятельности К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; - умение оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация знаний. (10 мин) Цели: - актуализировать знания учащихся по теме «Растения». | Выявление уровня знаний. СЛАЙД 2 слайд 2
На прошлом уроке что вы запомнили о растениях? На какие группы их можно разделить? У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией, а также конверты с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание? Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе. - Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено? СЛАЙД 3 СЛАЙД 4
слайд 4
| При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.
Отвечают на вопросы учителя.
Ученики работают в парах
На доске два правильных ответа
Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. | Л – мотивация к познанию окружающего мира Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками П - анализ объекта с целью выделения признаков; выбор К – сотрудничество в поиске и выборе информации |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. | Создание проблемной ситуации. - А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, где их можно встретить? чем же они еще отличаются?
- Когда у нас возникают разногласия, затруднения? - Какой вопрос у нас возник?
- Какая же цель сегодняшнего урока? Чему мы должны научиться на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя.
СЛАЙД 5 слайд 5
-Когда мы чего-то не знаем.
- На какие группы можно разделить растения и почему? Формулируют тему и цель урока.
| Р – целеполагание |
4. Формирование нового знания (8 мин) Цель: - организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями. | Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации. В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений - Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде? Учитель дает название и формулирует определение культурных растений. Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами. -Ребята, как вы думаете всегда ли были культурными растения? Внимание на экран. Видео интернет-урок «Дикорастущие и культурные растения» https://interneturok.ru/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/dikorastuschie-i-kulturnye-rasteniya ?seconds=0&chapter_id=2283
А какое же название получила другая группа растений? - Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?
-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам?
МУЛЬТЗАРЯДКА
| Отвечают на вопросы учителя.
-их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями) -человек использует их (например, в пищу) Дети зачитывают определение в справочнике учебника с.149
Слайд 6 слайд 6
Отвечают на вопросы учителя. Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям Слайд 7 слайд 7
Вспоминают правила поведения в лесу | П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений; - анализ объекта с целью выделения признаков; К – сотрудничество в поиске и выборе информации; Л - умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
5. Первичное закрепление знаний (5 мин) Цель: - организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растениях. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Посмотрите на доску. ЭФУ с.74 На нужно распределить растение по группам: культурное растение – в саду или в огороде находится, дикорастущее – в лесу или на лугу. При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, |
Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.
| Р – контроль, коррекция П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование; К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение |
6. Итог урока (1 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока. | Организация фиксирования нового содержания. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке. знаю Я запомнил смог | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
7. Рефлексия (2 мин) Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Строит рефлексию
-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя «волшебные» листочки» Если вы все запомнили на уроке и вам все понятно – приклейте листочек на крону дерева. Если вы ничего не поняли – на траву. Если у вас остались вопросы, сомнения – приклейте лист, как будто он падает с дерева и летит по воздуху.
-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждого из вас можно сравнить с работой учёных. Спасибо вам за активную работу. технологическая карта урокаDOCX / 8.49 МбПрезентация на SMARTboardNOTEBOOK / 22.42 Мб карточка дикорастущие растенияDOCX / 422.84 Кбкарточка культурные растенияDOCX / 207.52 Кб/data/files/q1485588380.mp4 (мультзарядка) | Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности Учащиеся высказываются о работе в паре: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д. Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Делают самооценку на доске.
Слайд 8
| К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л‑умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект по познанию мира "Культурные и дикорастущие растения"
Тема: Культурные и дикорастущие растения. Цель: формирование у учащихся понятия о дикорастущих и культурных растениях. Ожидаемые результаты: 1.Предметные: учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные и дикорастущие растения – по назначению. 2. Метапредметные: умеют работать самостоятельно с информацией; делают общие выводы по теме. 3. Личностные: учатся объяснять материал самому себе и могут ставить перед собой цели, оценивать результаты своей работы. Тип урока: изучение нового материала. Средства, используемые на уроке: раздаточные ресурсы, опорные схемы, интерактивная доска. Организационная структура урока. 1. Стадия вызова (вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала)
Прозвенел и смолк звонок. Собрались все на урок, Что-то новое узнать, Громко, чётко отвечать И друг другу помогать. Значит, нам сегодня нужно Поработать вместе, дружно! Поприветствуйте гостей. Ну-ка, улыбнись скорей! А друг другу серьёзно, без смеха Пожелайте удачи, успеха
- Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?(На деревья, кустарники, травы.) 1.Самостоятельная работа. У всех ребят карточки с напечатанным заданием. Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым: Яблоня, боярышник, сосна, крыжовник, ромашка , тополь, клен, репейник, мать-и-мачеха, акация, малина, огурец. Взаимопроверка (Слайд 2)
Верные и неверные утверждения”. 1. Растение – это живой организм? 2. Ромашка – это кустарник? 3. Корень – это надземная часть растения? 4. У пшеницы мочковатый корень? 5. Горох имеет сочный плод? 6. Стебель - это подземная часть растения? 7. В листьях вырабатываются питательные вещества? 8. Плод развивается на месте цветка? Взаимопроверка (Слайд 3)
- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку. Дышит, растет, А ходить не может. (растение)
Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде. -Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?
(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и
т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)(Слайд 4)
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами узнаем, на какие группы еще можно разделить растения. - Перед вами лежат карточки, вам нужно из них сложить слова ( растения, культурные, дикорастущие) - Вы знаете, что означают эти слова? - Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое дикорастущие и культурные растения, чем они друг от друга отличаются и какими они бывают. 2. Стадия осмысления. Чтобы мы могли продолжить работу, вам нужно взять любой конверт, которые лежат у меня на столе. В конверте лежит загадка и разрезанное растение. Отгадав загадку и сложив растение, вы узнаете с какими растениями будете работать.
1 группа – яблоня – ель.
Я росту, чтоб в Новый год,Плыл весёлый хоровод,Зелена я и свежаИ похожа на ежа,И в жару или метель,Называют меня (ель!)
Собирать я их пойду.
Оборвал я весь ... (крыжовник)!
Я – и свежий, и соленый.Весь пупырчатый, зеленый.Не забудь меня, дружок,Запасай здоровье впрок.(Огурец)
А сейчас вы сделаете сравнительную характеристику, заполняя диаграмму Венна. Вам нужно найти сходство и различие данных растений.
1 группа Яблоня – небольшое лиственное дерево от 3 до 12 метров в высоту. доживают до 100 и даже до 150 лет. Растёт в саду и за ней ухаживает человек. Кроме восхитительного вкуса яблоки обладают очень полезными и целебными (лечебными) свойствами. В яблоках содержатся витамины С, В1, В2, Р, Е, каротин, калий, железо и другие. Яблоки применяются при авитаминозе, малокровии.
Ель – вечнозеленое хвойное дерево высотой до 25-30 м. долгожительница, живет она триста — четыреста лет, а предельный ее возраст — 500 лет. Растет в лесу. Эфирные масла, содержащиеся во всех частях растения, обладают мощным обеззараживающим свойством. Широко известен рецепт – прикладывать измельченные иголки этого дерева к свежим ранкам. Ранки действительно быстро затягиваются, и применение ели таким способом уменьшает заражение. Еловые опилки широко применяются в домашнем консервировании. Их считают аналогом аспирина - они убивают болезнетворные микробы.
2 группа. Крыжовник - многолетний лиственный кустарник, высотой до 1,5 м, Продолжительность плодоношения более 15 лет. Растет в саду, за ним ухаживает человек. Приносит пользу человеку. В крыжовнике находится много полезных веществ, среди витаминов – витамины группы В, Е, С, витамин А. Крыжовник в сочетании с медом его рекомендуют при малокровии, гипертонии и ожирении, кожных заболеваниях, при болезнях зубов и десен.
Можжевельник – вечнозеленый хвойный кустарник, Средняя высота можжевельника обыкновенного - до 3 метров. Растение долгожитель. 600 лет - далеко не предел продолжительности его жизни, встречаются экземпляры, которым порядка 2000 лет. Можжевельник растет в лесу. Приносит пользу человеку. Растение используют при бессоннице и общей усталости организма, для укрепления иммунной системы, возбуждения аппетита, что особенно актуально после перенесенной болезни. Можжевельник будет крайне полезен людям, страдающим диабетом.
3 группа. Ма́ть-и-ма́чеха —многолетнее травянистое растение. Растёт обычно на глинистых склонах, холмах, над обрывами рек, всякими насыпями, на пустырях, а также, как и любое сорное растение, может расти на полях. Приносит пользу человеку. В медицине листья мать-и-мачехи используют в грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отличное отхаркивающие средство.
Огуре́ц— однолетнее травянистое растение. Растет в огороде. Человек сажает, ухаживает и собирает урожай. Приносит пользу человеку. По полезным и лечебным свойствам огурцы не уступают моркови, помидорам, луку и даже цитрусовым. Повышают аппетит, способствуют хорошему усвоению пищи. Свежие плоды полезны при заболевании желудка, печени, почек. Свежий огуречный сок употребляют при кашле, катарах дыхательных путей и болях в желудке и кишечнике.
Какой вывод можно сделать?
Все эти растения можно разделить на две группы. На какие группы подумайте и скажите сами. 1. Растения, за которыми ухаживает человек, или культурные растения. 2. Растения, которые растут сами по себе. Их можно встретить где угодно. Такие растения называются дикорастущими. (Слайд 8) Дикорастущие растения растут без вмешательства человека, за ними никто не ухаживает, они растут там, где для них есть подходящие условия. К этим условиям они приспособились сами.
Культурные растения сеет, высаживает человек и заботится о них. Откуда же они взялись на земле?
Растения не всегда были культурными. В древности все растения были дикорастущими. Наши предки занимались охотой и собирательством. Они собирали различные растения и их плоды. Иногда за нужными растениями приходилось идти очень далеко. Но вот однажды люди заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски. Люди догадались, что это проросли зерна. Теперь человек стал выращивать нужные растения около своего жилища. Ухаживать за ними, поливать, охранять посевы от диких животных. Лучшие семена стали отбирать, сохранять и сеять, получая богатый урожай. Так многие растения стали культурными.
Вы, наверное, устали? А сейчас все дружно встали. Физминутка . Игра “Деревья, кустарники, травы”
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.
Колокольчик, осина, подорожник, можжевельник, тополь, малина, муха, крыжовник, помидор, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
Кроме этого культурные растения ещё можно разделить на подвиды. А сделать нам поможет это - игра «Найди пару».(Слайд 9) Из слов на слайде: чеснок, яблоня, морковь, пшеница, смородина, лён, овёс, астра, хлопок, роза - выберите пару. Чеснок – морковь, яблоня – смородина, пшеница – овёс, лён – хлопок, астра – роза. - Объясните, почему именно так вы сгруппировали эти слова? - Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются - зерновыми растениями. Из пшеничной муки изготавливают белый хлеб, из ржаной муки - чёрный хлеб. - Какие ещё зерновые культурные растения вы знаете? - Какие из них произрастают в нашем крае? В садах люди выращивают деревья - слива, груша; кустарники- смородина, малина, крыжовник; травы- земляника, клубника, дающие нам плоды.Это - плодовые растения. - Какие плодовые растения растут в нашем крае? Чеснок - морковь. Они растут на полях и огородах.Это - овощные растения. Приведите примеры овощных растений, произрастающих в Северо-Казахстанской области? Лён- хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют - прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь …Пион- нарцисс. Это- цветы. Правильно! Их выращиваем на клумбах для красоты. Они называются - декоративными растениями. (Декоративный – предназначен для украшения.) 3. Стадия рефлексии. - Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” Почему? (Слайд 11) - подорожник, астра, роза, гладиолус - береза, василек, тополь, осина - огурец, лук, лен, чеснок - груша, слива, малина, яблоня - пшеница, рожь, ячмень, картофель 2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?” - У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?”
Рады, рады, радыСветлые березы,И на них от радости Вырастают розы.Рады, рады, радыТемные осины,И на них от радости Растут апельсины.То не дождь пошел из облакаИ не град, То посыпался из облака Виноград. (слайд)
infourok.ru
Конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения"
Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Тип урока: Изучение нового материала.Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экранИспользуемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.
Описание урока:
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
- Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения? (На деревья, кустарники, травы.)
- Вспомните, какие группы растений вы ещё знаете?
(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)
а) Самостоятельная работа. У всех ребят карточки с напечатанным заданием.
Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:
Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
б) Самопроверка.
3. Объявление темы урока.- Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?- Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.
4. Работа над темой урока.
(1 слайд)- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)
(2 слайд)- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)
(3 слайд)- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – это травянистые растения. Различия – помидоры растут в огороде и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.
- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек. Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.) (4 слайд)
- Поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травянистые растения, которые растут везде сами по себе. - Приведите примеры дикорастущих растений. (Примеры детей.)
5. Физминутка. (5 слайд)
- Какие еще бывают растения кроме дикорастущих? (6 слайд)
(Культурные растения – деревья, кустарники, травянистые растения.)- Подберите растения к каждой группе. (Ответы детей.)
-Культурные растения можно разделить на другие группы. - Назовите растения на этом слайде. (7 слайд)
Зерновые растения. Где они растут и что из них делают? (Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.) (8 слайд)
-Назовите эти растения. (9 слайд) (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.) - Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)
- Назовите эти растения. (10 слайд) (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)- Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.
- (11 слайд) Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.
-(12 слайд) Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)- Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.
А)Кроссворд(13 слайд)
6. Работа по учебнику.
А) Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.
- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.84-85.
Б)
- Как люди научились выращивать растения?
- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?
(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)
7. Закрепление изученного материала.
Работа в рабочих тетрадях. (с.29 №51)
8. Рефлексия деятельности. Итог урока.
9. Дом. задание. С. 82-87 пересказ
kopilkaurokov.ru