Содержание
Урок13.1. Практическая работа 9. Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока — комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цель: познакомить со строением и развитием стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли (гороха, огурца и т. д.), зерновок пшеницы (ржи, кукурузы и т. д.) в возрасте 5—7 и 10—12 дней; гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.
Ход работы
Рассмотрите проросшие семена фасоли 5—7-дневного возраста. Какой корень вы видите?
Рассмотрите проросшие семена фасоли 10—12-дневного возраста. Появились ли какие-нибудь изменения в корневой системе?
Рассмотрите корневую систему взрослого растения фасоли. Найдите главный и боковые корни. Как называется такой тип корневой системы?
Зарисуйте корневую систему проростка фасоли в возрасте 5—7 и 10—12 дней, а также корневую систему взрослого растения фасоли. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.
Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы 5—7-дневного возраста. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы?
Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы 10—12-дневного возраста. Как происходит формирование корневой системы пшеницы? Какие типы корней вы видите? В чем отличие развития корневых систем пшеницы и фасоли?
Рассмотрите корневую систему взрослого растения пшеницы. Можете ли вы отличить главный корень? Найдите придаточные и боковые корни.
Зарисуйте корневую систему проростка пшеницы в возрасте 5—7 и 10—12 дней, а также корневую систему взрослого растения пшеницы. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.
Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
Рассказ учителя с элементами беседы
Размер и форма корневой системы растений зависят и от условий их произрастания. Например, корневая система сосны, растущей на песчаной почве, будет отличаться от корневой системы сосны, растущей на болоте.
Подумайте, как будет выглядеть корневая система дерева в том и другом случае. (Ответы учащихся.)
У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, как и положено двудольному растению. Кроме того, корни его будут проникать глубоко в почву в поисках влаги. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А ее корни будут занимать большую площадь, но не проникнут глубоко в землю.
Как вы думаете, почему? (Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.)
Стержневую корневую систему растения можно изменить, превратив ее в мочковатую. Корень растет верхушкой.
Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку? (Ответы учащихся.)
Если удалить верхушку главного корня, то его рост прекратится, зато боковые корни начнут отрастать быстрее. Это свойство корней используют в растениеводстве. При пересадке рассады в открытый грунт прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипывание, или пикировка.
Как вы думаете, для чего прищипывают корни сельскохозяйственных растений? (Ответы учащихся.)
В результате прищипывания развивается сильно разветвленная корневая система, которая располагается в верхних, самых плодородных слоях почвы. Соответственно, проросток будет развиваться быстрее, а в результате растение даст больший урожай.
Какие функции выполняют корни растений? (Ответы учащихся.)
Кроме основных — водно-солевого питания и укрепления в почве, — у корней есть и другое назначение. Например, у некоторых растений в корнях могут откладываться запасные питательные вещества. Эти корни сильно разрастаются в толщину и приобретают иногда очень диковинную форму.
У каких растений питательные вещества запасаются в корнях? (Ответы учащихся.)
Такие видоизменения корней называют корнеплодами, они образуются из главного корня и нижних участков стебля. В корнеплодах может запасаться сахар, тогда они имеют сладкий вкус.
Корнеплоды каких растений сладкие? (Моркови, сахарной свеклы.)
Растения, образующие корнеплоды, чаще всего являются двулетниками.
Вспомните, как развиваются двулетники в первый и во второй год. (В первый год они не цветут, а накапливают питательные вещества. Во второй — используют запасенные питательные вещества, цветут и плодоносят.)
Некоторые растения образуют не один корнеплод, а множество корневых клубней, возникающих на боковых или придаточных корнях. Корневые клубни образуют георгин, чистяк, батат. (Батат — растение, возделываемое в тропических и субтропических странах и заменяющее местным жителям картофель.)
У многих растений семейства бобовых на боковых корнях образуются особые бактериальные клубеньки.
В молодых корнях этих растений поселяются особые бактерии, которые способствуют усвоению азота из воздуха, тем самым давая возможность растениям благополучно обитать на бедных азотом почвах. Кроме того, азот накапливается в самих корнях этих растений, обогащая почву.
У некоторых луковичных растений (гусиный лук, крокусы, гладиолусы) корни выполняют еще одну очень специфическую функцию. Отдельные корешки устроены таким образом, что, сокращаясь, подобно растянутой резинке, способны втягивать луковицу и увлекать ее за собой глубже под землю.
У некоторых тропических растений, как, например, у тропических орхидей, имеются особые придаточные корни. Они приспособились получать влагу из влажного воздуха, поэтому их называют воздушными корнями.
(В кабинетах биологии часто встречается растение монстера, на примере которого можно продемонстрировать детям воздушные корни.)
Как мы уже говорили раньше, все органы растения нуждаются в кислороде для дыхания. Но в заболоченных почвах воздуха крайне мало, так как все свободное пространство между частичками почвы заполнено водой. Такие условия характерны для мангровых зарослей, поэтому корни многих из обитающих здесь растений поднимаются над поверхностью почвы и поглощают кислород из воздуха, т. е. дышат. Эти корни так и называются — дыхательные.
Растения мангровых зарослей используют придаточные корни не только для питания или дыхания, но и для опоры. Мангровые заросли — очень топкое место, к тому же на этих территориях часто случаются приливы, отливы или разливы рек. Придаточные корни растут от ствола под углом вниз и дополнительно укрепляют растение на субстрате. Это так называемые ходульные корни, удерживающие огромные стволы с листьями высоко над водой. Такие корни имеет, например, филодендрон.
У некоторых фикусов, например у фикуса бенгальского или баньяна, развиваются столбовидные корни. Они формируются на крупных ветвях, растут вертикально вниз, достигают почвы и укореняются в ней. Постепенно они утолщаются, приобретая вид столбов. Эти корни подпирают огромные ветви фикуса, не давая им сломаться под собственной тяжестью. В Индии растет священная баньяновая роща из одного дерева, занимающая площадь около 5000 м2.
Корни могут также прикреплять стебель к опоре. Придаточные корни на стебле плюща помогают ему держаться за кору дерева или цепляться за мельчайшие неровности на стенах, позволяя стеблю подниматься высоко вверх. Это так называемые корни- прицепки.
Корни некоторых тропических деревьев имеют досковидную форму. Они растут от основания ствола вдоль поверхности земли, имеют уплощенную по вертикали форму. Эти корни также укрепляют растение в почве, увеличивая площадь опоры ствола.
Закрепление знаний и умений
Ответьте на вопросы.
Каковы основные функции корня?
Какие виды корней вы знаете?
Какие типы корневых систем вы знаете?
Какая корневая система чаще всего встречается у двудольных растений?
Какая корневая система чаще всего встречается у однодольных растений?
Можно ли управлять развитием корневой системы растения?
Для чего это нужно?
Какие растения образуют корнеплоды?
Какова функция клубеньков на корнях бобовых растений?
Какие еще видоизменения корней вы можете назвать?
Творческое задание. Зарисовать различные видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клубеньки, воздушные корни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, досковидные корни. Их изображение можно найти в дополнительной литературе.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Вырастить несколько растений фасоли. У трех из них удалить кончик корня (провести пикировку), а три оставить без изменения. Посадить растения в ящик для рассады, поставить его на подоконник и не забывать поливать. Через 2 недели аккуратно выкопать все растения, промыть корни и сравнить между собой. Какие изменения произошли с корневой системой пикированной рассады? Как вы это объясните? Загербаризировать результат вашего опыта, подписать и отдать учителю для кабинета биологии.
Провести опыт с проростками фасоли или бобов. Взять проросток и при помощи туши нанести на главный корень метки на равном расстоянии друг от друга. Посмотреть на проросток на следующий день. Что произошло с метками? О чем говорит такое изменение? Подготовить доклад о проделанном опыте.
Корни стержневые и мочковатые. Учебный фильм
Виды корней и типы корневых систем | Биология 6 класс #21 | Инфоурок
Корень (6 класс) — биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2017
Ресурсы:
И. Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
— http://ppt4web. ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Опубликовано в группе «Учебный фильм — окружающий мир, естествознание, краеведение»
Открытый урок по биологии «Строение корневой системы»
Предмет: | Биология |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Гайдукова Татьяна Владимировна это Вы? |
Открытый урок по теме: « Строение корневой системы» для 6-го класса
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем. Прививать практические навыки по их распознаванию и определению. Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. Продолжать развивать навыки работы с микроскопом.
Оборудование: Микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик». Черенки растений с корнями, луковица с корнями. Проростки фасоли.
Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой. Таблицы «Типы корневых систем. Клеточное строение корня». Ход урока
1 .Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске строение семени фасоли.
Далее задается вопрос: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают). Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению.
Новый материал
2. Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова «Свинья под дубом»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит…
Задается вопрос классу: Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться? Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значение корня и его функции. Вывод записывают в тетрадях: — закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение;
— питает растение, всасывает воду и минеральные вещества.
Итак: Корень — один из важных вегетативных органов растения.
(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Виды корней и типы корневых систем».)
Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни, показывает их на таблице.
Далее учитель предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани.
Вопрос классу: Чем отличаются корни друг от друга? Откуда отрастают придаточные и боковые корни? Из чего развивается главный корень? (это промежуточный контроль знаний).
Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. (Вопрос способствует развитию мышления)
Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес).
Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске «Типы корневых систем»)
Стержневая корневая система: одуванчик, клевер, колокольчик.
Мочковатая корневая система: лук, пшеница, тюльпан.
С целью выработки практических умений закрепления и углубления знаний по теме «Виды корней и типы корневых систем» проводится лабораторная работа №1.
Лабораторная работа №1
«Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы»
Задание.
1. Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни.
2. Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия.
3. Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения)
4. Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему.
5. Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.
Затем учитель вспоминает вместе с учащимися пройденный материал по теме «Строение семян». К своим выводам, о строение типов корневых систем, ребята с помощью учителя узнают, что растения класса двудольных имеют стержневую корневую систему, растения класса однодольных — мочковатую корневую систему.
Учитель продолжает урок и переходит к изучению внутреннего строения корня. Корень имеет сложное строение. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Клеточное строение корня»). Показывает основные участки (зоны) корня. Называет их: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Говорит о том, что только в зоне всасывания находятся корневые волоски. Рассказывает об их значении. Знакомит учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией.
Далее учащиеся открывают учебники и рассматривают рисунок 63. «Строение и зоны молодого корня» на странице 92
§ 20.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая зона корня состоит из множества групп клеток, которые похожи друг на друга и выполняют определенную функцию. Эта группа клеток получила название-ткань. Ребята записывают определение в тетради.
Затем учитель показывает и называет по таблице (Клеточное строение корня) основные зоны корня и соответствующие им ткани. Ребята с помощью текста учебника называют функции, которые соответствуют данному типу ткани.
С целью закрепления пройденного материала на уроке проводится лабораторная работа №2
Лабораторная работа №2
«Корневой чехлик и корневые волоски»
Задание.
1. Рассмотреть корешок фасоли невооруженным глазом, а затем с помощью лупы. Найти корневой чехлик.
2. Найдите на корне выросты в виде пушка — корневые волоски. Рассмотрите их. Прочитайте в тексте учебника, какое они имеют значение и строение.
3. Положите корешок фасоли в каплю воды, на предметное стекло. Препарат подкрасьте чернилами. Рассмотрите под микроскопом. Рассмотрите готовый микропрепарат корневого чехлика растения.
4. Сравните то, что вы увидели под микроскопом с рисунками в учебнике. Зарисуйте увиденное, сделайте надписи к рисунку.
5. Сравните строение корневых волосков с клетками кожицы лука.
6. Сделайте вывод.
Заключение.
3. В качестве закрепления пройденного материала на уроке учащимся предлагается задание в виде теста.
(Приложение 1).
Правильность выполнения теста, а также лабораторных работ№1, №2 оцениваются.
Задачи, поставленные на уроке достигнуты. Учащиеся получают две, три оценки за урок.
Тетради с лабораторными работами и тесты сдаются учителю на проверку.
Домашнее задание §19, §20.
Приложение 1.
Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.
Вариант 1
1. Главный корень образуется:
а — из зародышевого корешка
б — на придаточных корнях
в — из нижней части стебля
г — на боковых корнях
2. Корневая система образована:
а — только главным корнем
б — только придаточными корнями
в — только боковыми корнями
г — корнями растения
3. Корневой волосок:
а — боковой корень
б — придаточный корень
в — вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных веществ
г — группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ
4. В поглощении воды из почвы участвует зона
а — деления
б — растяжения
в — всасывания
г — проведения
5. Рост корня происходит за счет клеток
а — образовательной ткани
б — покровной ткани
в — механической ткани
г — проводящей ткани
Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.
Вариант 2
1.Придаточные корни образуются:
а — на боковых корнях
б — на главном корне
в — из зародышевого корешка
г — от нижней части стебля
2. Стержневую корневую систему имеет:
а — лук
б — одуванчик
в — горох
г — пшеница
3. В мочковатой корневой системе в отличие от стержневой
а — нет придаточных корней
б — нет боковых корней
в — не заметен главный корень
г — все корни одинаковой длины
4. Защиту корня обеспечивают клетки
а — покровной ткани
б — проводящей ткани
в — образовательной ткани
г — корневых волосков
5. Клетки корневого чехлика обеспечивают
а — рост корня
б — поглощение воды
в — защиту корня от повреждений
г — передвижение воды и питательных веществ
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 18. 41 Kb |
Количество скачиваний: | 19 |
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Развитие, формы, преимущества и недостатки
«Стержневой корень» — главный корень растения, имеющий вертикальные, толстые и длинные корни. Каждый тип корня имеет различные функциональные роли и характеристики. В этой статье мы постараемся предоставить всю необходимую информацию, связанную с системой taproot.
Мы часто видим растения вокруг себя, но ничего не знаем о корнях. Прочитав эту статью, вы получите четкое представление о корневой системе и, в частности, о стержневой корневой системе.
Содержание —
Taproot — введение
Что такое Taproot System?
Разработка системы TAPROOT
Различные формы системы TAPROOT
Преимущества TAPROOTS
Ограничения TAPROOTS
Часто задаваемые вопросы.
Что такое система Taproot?
Определение стержневого корня. Стержневой корень — это основной корень первичной корневой системы, растущий вертикально вниз. Большинство двудольных растений, таких как одуванчики, производят стержневые корни, а некоторые корни съедобны, как морковь и свекла, предназначенные для хранения пищи. Стержневой корень почти прямой, более толстый и сужающийся в размерах, в стержневой системе корни растут прямо вниз.
Система стержневого корня полностью отличается от системы придаточной корневой системы или мочковатой корневой системы, но у некоторых растений, которые растут как стержневые растения, во время прорастания развиваются ветвящиеся корневые структуры. Некоторые из них зависят от основного корня для хранения и могут веками сохранять доминирующий стержневой корень.
Развитие стержневой корневой системы
После того, как семя проросло, первым, что выходит из семени, является корень зародышевого корешка. Этот первичный корень известен как стержневая корневая система; растение со стержневой корневой системой имеет меньшие боковые корни, известные как вторичный корень, обычно возникающий из основного стержневого корня. Вторичные корни, в свою очередь, также дают боковые корни еще меньшего размера, известные как третичные корни. Эти боковые корни помогают увеличить площадь поверхности для поглощения воды и минералов.
Характеристики почвы также влияют на архитектуру стержневого корня, например, глубокие и богатые почвы способствуют развитию вертикальных стержневых корней у многих видов дуба, таких как Quercus Kelloggii. А глинистая почва способствует росту нескольких стержневых корней.
Различные формы стержневой корневой системы
Типичные формы стержневой корневой системы включают конический корень, веретеновидный корень и репчатый корень.
Конический корень —
Этот тип корня имеет коническую форму, самую широкую вверху и постепенно сужающуюся к низу, например, у моркови.
Веретенообразный корень —
Корень этого типа самый широкий в середине и сужается к верху и низу. Примером веретеновидного корня является редька.
Ремешкообразный корень —
Корень этого типа имеет верхушечную структуру. Решевидный корень широкий вверху и внезапно сужается, как хвост, внизу. Примером этого типа корня является репа.
Какое растение имеет стержневую корневую систему?
Стержневые корни обычно встречаются в таких растениях, как свекла, лопух, морковь, сахарная свекла, одуванчик, петрушка, пастернак, маковая мальва, редька, полынь, репа, молочай обыкновенный, каннабис, а также в деревьях, таких как дубы, вязы, сосны и ели — некоторые из названий стержневых растений.
Преимущество растений со стержневой корневой системой
Основная корневая система имеет следующие преимущества —
Растения со стержневой корневой системой очень устойчивы к засухе.
Растения, произрастающие в пустыне, могут пускать корни на глубину более 75 футов в поисках воды в сухом климате.
Он также служит для хранения запасов еды, что делает их более самодостаточными и жизнестойкими.
Лучшее проникновение для извлечения минералов из почвы
Служит хранилищем питательных веществ и минералов
Деревья и растения со стержневыми корнями сильнее держатся за почву и менее восприимчивы к выносу
Недостатки стержнекорневой системы
Помимо преимуществ, стержнекорневая система имеет определенные ограничения —
Она находится так глубоко в почве, что ее очень трудно выкопать и поднять. Для подходящего примера можно взять одуванчики во дворе.
Деревья или растения погибают в процессе перемещения растений со стержневыми корнями
Срезанный стержневой корень не может снова вырасти, в то время как другие корни легко растут.
Хотите читать в автономном режиме? скачать полный PDF здесь
Скачать полный PDF
Корни растений — Soil Ecology Wiki
Содержание
- 1 Обзор
- 2 части корня растения
- 3 вида корней растений
- 4 Цитаты
Обзор
Корень обычно является частью растения, которая прорастает в почву, хотя в заболоченной почве он может быть надземным. Корни выполняют две основные функции: прикрепляют растение к земле и поглощают питательные вещества, воду и минералы для растения. Существует два основных типа корней: стержневые корни и мочковатые корни, оба из которых описаны на этой странице. Корневая система растений может быть очень обширной, и ее труднее изучать, чем надземную биомассу. К современным методам изучения корневых систем относятся: метод сбора урожая, изотопный анализ, врастание корней и ризотроны. Корни часто могут иметь симбиотические отношения с эктомикоризными грибами и арбускулярными микоризными грибами.
Части корня растения
Части корня. Источник: Biology Junction
Root Cross Section. Источник: Британская энциклопедия, Inc.
- Корневые волоски
- Корневые волоски представляют собой тонкие волосовидные структуры, растущие из эпидермиса. Они помогают поглощать влагу и питательные вещества из почвы, которые затем транспортируются к остальной части растения. Большая часть поглощения воды растениями происходит с корневыми волосками. Длина и форма позволяют им иметь большую площадь поверхности, при этом они могут проходить между частицами почвы, что способствует поглощению воды. У бобовых растений они участвуют в образовании корневых клубеньков.
- Ксилем
- У сосудистых растений ксилема переносит питательные вещества и воду в соке от корней к стеблю и листьям. Он использует пассивный транспорт, поэтому для работы ему не требуется затрат энергии. Ксилема в основном состоит из мертвых клеток и может течь только вверх. Это движение в основном обусловлено отрицательным давлением.
- Флоэма
- У сосудистых растений флоэма переносит продукты фотосинтеза в виде сока из хлоропластов вниз к корням или запасающим структурам. Сок содержит много сахарозы, но на водной основе. Флоэма в основном состоит из живых клеток и может течь во многих направлениях. Это течение называется транслокацией и в основном вызвано положительным гидростатическим давлением.
- Перицикл
- Перицикл состоит из клеток склеренхимы или паренхимы цилиндрической формы. У двудольных защищает сосудистые пучки и укрепляет корни. У эвдикотов он может создавать боковые корни, которые растут горизонтально и помогают закрепить растение.
- Энтодерма
- Энтодерма — самый внутренний слой коры. Наружное кольцо эпидермиса покрыто полоской каспари, которая помогает остановить поток воды вокруг клеточных мембран. Это помогает регулировать поток воды, поступающей в ксилему или вытекающей из нее, и предотвращает попадание пузырьков газа в ксилему.
- Апикальная меристема
- Апикальная меристема заполнена активно делящимися клетками. Это позволяет первичный рост, когда растение растет вверх и вниз!
- Корневой чехол
- Корневой чехлик защищает растущую апикальную меристему, выделяя слизь, которая облегчает движение корня в почве.
- Эпидермис
- Эпидермис — это внешний слой клеток корня. Он поглощает воду и питательные вещества, регулирует газообмен, останавливает потерю воды и выделяет метаболические соединения. Он покрыт устьицами, которые представляют собой поры, регулирующие водяной пар и газообмен.
Типы корней растений
Типы корней. Источник: Национальная садоводческая ассоциация, Inc.
- Tap Roots
- Стержневые корни обычно представляют собой большие корни, растущие вниз, от которых сбоку отходят другие корни. Некоторые стержневые корни сохраняются на протяжении всей жизни растения, но большинство растений заменяет их волокнистой системой. Двудольные являются примером растений, которые начинаются со стержневой корневой системы. У некоторых растений, таких как морковь, стержневой корень позже превращается в запасной орган. Большинство растений заменяют стержневой корень мочковатым корнем, потому что стержневые корни растут из корешка растения, который часто отмирает после прорастания, заставляя его переключаться.
- Волокнистые корни
- Мочковатые корни вырастают из стебля и состоят из множества тонких ветвящихся корешков. Он может широко распространяться в почве, иногда становясь больше, чем надземное растение. Такой тип корневой системы можно увидеть у однодольных растений, например у злаков.
- Придаточные корни
- Хотя стержневые и мочковатые корни представляют собой первичную корневую систему, иногда встречаются придаточные корни. Эти корни возникают из стебля или листа, часто их можно увидеть на растениях с подземным стеблем. Некоторые из этих корней воздушные, полностью или частично находящиеся над почвой. Примерами растений с такими корнями являются мангровые заросли, бамбук и кукуруза.
- Другие специализированные корневые системы
- Существуют различные другие специализированные корневые системы, которые встречаются не так часто. Например, некоторые паразитические растения имеют корневые отростки, называемые гаусториями, которые проникают в ткани хозяина и поглощают его питательные вещества. Другой пример специализированной корневой системы — пневматофоры, которые можно увидеть на болотных растениях. Эти корни воздушные и обеспечивают газообмен в переувлажненной почве.
Цитаты
- Gyssels, G., et al. «Влияние корней растений на устойчивость почв к водной эрозии: обзор». Успехи физической географии, т. 1, с. 29, нет. 2, 2005 г., стр. 189–217.
- Кэннон, Уильям Остин. «Предварительная классификация корневых систем». Экология. 30, нет. 4, 1 октября 1949 г., стр. 542–548.
- Глински, Дж. Физические условия почвы и корни растений. КПР Пресс, 2018.
- Рассел, Роберт Скотт. Корневые системы растений: их функции и взаимодействие с почвой. Книжное общество английского языка и McGraw-Hill, 1982.
- Исав, К. 1965. Анатомия растений, 2-е издание. Джон Уайли и сыновья. 767 стр.
- Бекман, Том; Де Смет, Айв (2014). «Перицикл». Текущая биология. 24 (10): Р378–9
- Britannica, Редакторы энциклопедии. «Корень.» Британская энциклопедия, Британская энциклопедия, Inc., 13 апреля 2018 г.
- Саттон, РФ; Тинус, Р. В.