Композиция стилизация растений. Конспект урока по предмету изоборазительное искусство на тему "Стилизация растений" 3-5 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Декоративная стилизация композиции на тему грибов. Композиция стилизация растений


Стилизация

СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Булаева О. С., старший преподаватель кафедры композиции

Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения. В результате возникает индивидуальная форма изложения художника, отличающаяся от какого-либо конкретного направления частными характеристиками создаваемого. Чем ярче личность художника, тем сильнее отражается в его произведениях его индивидуальность и мировоззрение.

Стиль – это наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве его компонентов, содержания формы, изображения, выражения, личности и эпохи. Если сравнивать такие понятия, как стиль и манера, то манера – это особенные черты творческого процесса, а стиль – это, конечный результат, синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.

Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. При этом, метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться. Стиль произведения может возникнуть в том случае, если в процессе творчества художник проделывает определенную работу по созданию новой реальности, отличной от обыденной действительности и превосходящей ее по силе впечатления.

С понятием «стиль» в изобразительном искусстве достаточно тесно связанно понятие «стилизация». Творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер и подразумевает авторское видение и переработку явлений окружающей действительности и привнесение в их отображение элементов новизны.

Помимо творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какой-либо эпохи, известного художественного течения, стиль знаменитого мастера, стили и приемы творчества того или иного народа.

При создании декоративных композиций, чаще используется метод творческой стилизации, который предполагает создание натурального объекта в виде художественного символа. Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Подлинно новым можно считать то, чего нет в природе и окружающем мире.

Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие. Основной целью декоративной композиции принято считать достижение ее максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.

В современном изобразительном искусстве понятие «декоративность» употребляется в нескольких значениях. Мы будем рассматривать его как художественную специфику плоскостных произведений декоративно-прикладного искусства, указывающую на их определенную и значительную связь с окружающим пространством – интерьером или экстерьером зданий и сооружений. Хотя, точнее будет сказать, что декоративно-прикладной является любая художественная композиция (панно, мозаика, витраж, настенная роспись, вышивка, эстамп, гобелен, скульптура малых форм и т.д.) служащая приданию художественной гармонии, законченности и эстетического обогащения интерьеров и экстерьеров общественных и жилых зданий, предметов бытового обихода и одежды, книжно-журнальной и рекламной продукции, транспортных средств и орудий труда. Декоративная композиция может быть выполнена как традиционными средствами изобразительного искусства (живопись, графика, лепка, мозаика, чеканка, резьба по дереву, камню, кости, вышивка и т. д.), так и с помощью нетрадиционных материалов и различных объектов, нетрадиционными способами и средствами – композиционно организованной садово-парковой флорой, гирляндами и букетами живых и искусственных цветов, растений, камня, цветного стекло и т. д.

Полностью завершенная декоративная композиция представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства, способное передать зрителю определенные мысли, идеи, чувства, настроения.

Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются – простота форм, их обобщенность, символичность, экцентричность, геометричность, красочность, чувственность. Следовательно, декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта декоративной композиции и одновременной их заменой абстрактными элементами позволяет создавать абстракции (абстрактные стилизации).

Рассмотрим, как вариант обработки реальной формы, трансформацию природного объекта – листа дерева. Формы приближенные к геометрическим еще больше обобщаются и окончательно превращаются в геометрические (вытянутые вытягиваются еще больше, округлые – округляются или сжимаются). Происходящая при этом сознательная деформация размеров и пропорций изображаемого объекта позволяет усилить декоративность и выразительность изображения, облегчает восприятие зрителем авторского замысла. В процессе творчества возникает ситуация при которой особенно удачные решения приводят к все более условным и абстрактным изображениям (символам).

В одном из случаев - стилизации листа дерева, работа проходит в следующей последовательности:

  • реальное изображение листа;

  • отбрасываем все подробности изображения, полностью, оставляя только форму (контур листа), которая заполняется любым цветом по замыслу автора. Изображение сразу становится абстрактным, при этом степень абстракции и выразительности будет зависеть от того насколько деформирована природная форма листа, насколько отличается она от реальной;

  • в полученное изображение добавляются главные детали листа, выполненные в необходимой манере и технике – прожилки, делающие изображение узнаваемым;

  • окрашенный контур листа с прожилками заполняется декором, выбранным из имеющихся вариантов или придуманным самим автором. В результате получаем декоративное изображение стилизованного листа дерева.

В другом – стилизация изображения дерева, проходит по более сложному детализированному пути:

  • выполняем реалистичный рисунок дерева с максимально возможным количеством деталей: форма ствола, расположение ветвей, фактуру древесной коры;

  • реалистическое изображение превращаем в стилизованное, отбрасывая «лишние» ветки, убирая второстепенные и повторяющиеся детали, оставляя только то, что необходимо для определения, упрощая форму ствола;

  • далее отдельные узнаваемые части изображения (ствол, ветви) заменяются абстрактными элементами, позволяющими создать нереалистичное изображение, которое зачастую отличается от первоначального образа;

  • как на стадии стилизованного, так и на стадии абстрактного изображения, можно использовать декор для показа фактуры коры дерева.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что в основе всех видов и методов стилизации лежит принцип художественной трансформации реальных природных объектов с помощью различных изобразительных средств и приемов. Часто такая трансформация происходит путем упрощения и обобщения формы изображаемого объекта, укрупнения или уменьшения частей объекта, изменения количества деталей, природного цвета. Допустимо объединение различных частей стилизованного изображения позволяющего создать максимально выразительный образ, даже, если первично элементы этого изображения были скопированы с различных объектов природы или природной среды. Примером может служить изображение листа клена обобщенное до формы шестиугольника.

Главной целью художественной трансформации природных объектов является создание максимально выразительного образа, наполненного эмоциональностью, яркостью запоминания, недостижимых в реалистичном изображении.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без использования приемов стилизации и художественной обработки формы не будут соответствовать современным эстетическим требованиям. Следовательно, роль стилизации в современном искусстве и освоение приемов стилизации в процессе подготовки специалистов художественного образования играют в настоящее время достаточно важную роль в процессе удовлетворения потребностей людей в создании стилистически целостной, эстетически значимой окружающей среды.

В преподавании декоративной композиции обычно основное время уделяется нескольким темам: стилизация в орнаменте, стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), декоративная стилизация в пейзаже, декоративная стилизация в натюрморте, портрете и беспредметная композиция.

Окружающая нас реальность является прекрасным объектом для работы над стилизацией природных форм. Можно достаточно долго рассматривать и изучать, изображать один и тот же природный объект, открывая новые его качества и стороны, в зависимости от поставленной задачи. В процессе освоения навыков стилизации природные объекты имеют неоспоримое преимущество в работе. Они доступны, многовариантны, легко изображаются, понятны для анализа и переработки изображения. можно начать знакомство со стилизацией растительных объектов с изображения цветов, деревьев, травы, мхов, лишайников. Многие из этих объектов настолько выразительны, что практически готовы как декоративные изображения. В работе по стилизации природных форм можно пойти от реалистичных зарисовок выбранных объектов с последующей переработкой формы и графического наполнения изображения. Постепенно выявляя декоративные качества изображаемого, или сразу выполнять стилизованные декоративные зарисовки, отталкиваясь от природных особенностей формы и декора. При работе следует избегать слишком реалистичных изображений и натуралистической трактовки образа.

Работу можно построить по следующей схеме:

  • Выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсов .

  • Обратить внимание на пластическую направленность мотивов и использовать направление развития формы для гармоничной компоновки изображения.

  • Обратить внимание на характер линий силуэта и декора изображаемого растения: прямолинейные, обтекаемые, ритмичные – выбрать статичное или динамичное построение изображения.

  • Найти интересный ритм, группировку форм, элементов, отобрать наиболее перспективные в этом смысле детали.

  • Детально изучить строение цветка. листа. бутона, расположении листьев, их группировку, природную окраску и колористические особенности объекта, позволяющие осуществить декоративную переработку изображения.

  • Работая с фактурными объектами: кора, мхи, лишайники, спилы деревьев, камни, раковины и т.д. – переработать эти мотивы в декор, максимально отображающий суть изображаемого, выразительно трактующий пластику, ритм и другие особенности объекта.

Стилизованные изображения объектов растительного и животного мира иногда используются как элементы орнаментов, но чаще они объединяются в общую композицию с различными растительными формами или становятся частью стилизованного пейзажа.

Создание декоративного пейзажа следует начинать с осмысления его в целом. Выбранные в качестве мотива формы проходят сложный путь преобразования и трансформации. Как и любая декоративная плоскостная композиция, декоративный пейзаж, обычно выполняется в двухмерном пространстве. Все объекты пейзажа показываются с одинаковой точностью, четкостью, линейная и воздушная перспектива отсутствуют, задний и передний планы сближаются с общим средним. Законы декоративной композиции требуют четко и максимально выразительно передавать картины окружающей среды, отбрасывая все ненужное, второстепенное, все, что мешает выразительно передать состояние природы и конкретных природных явлений. Поэтому, убираем мелкие подробности, упрощаем форму объектов, сглаживаем рельефы гор, холмов, облаков, окружающей местности, обобщаем детали, проводим стилизацию (акцентируя и выделяя самые характерные детали пейзажа). После проделанной работы уточняем степень стилизации объектов композиции и среды, в которой они изображены. Степень обобщения и условности в стилизованном пейзаже может быть достаточно велика и доходить до абстракции, не переходя при этом границы жанровой узнаваемости. Цвет в декоративном пейзаже играет важную роль. Он может быть использован как с учетом реальной окраски объектов пейзажа, так и произвольно, в согласии с авторским замыслом.

Жанр натюрморт многообразен и показателен в процессе освоения приемов декоративной стилизации. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов применяются общие методы и приемы декоративной стилизации. Основным требованием к созданию любого натюрморта является достижение полного единства группы изображаемых объектов. При этом в натюрморте единства стоит добиваться не только в создании изображения вообще, но и в свойствах каждого объекта, входящего в натюрморт (форма и размеры объекта, его цвет, цветовой оттенок, фактура и т.д.). Единство и гармония в натюрморте требуют тщательного расположения объектов на картинной плоскости с обязательным выявлением доминанты, позволяющей сгруппировать вокруг себя остальные объекты композиции. Доминантой в постановке натюрморта может быть, например, вертикаль доминирующего кувшина, выразительность подноса, используемого как задник постановки, своеобразие букета цветов и т.д. Эту доминанту стоит выделить и акцентировать, возможно, даже утрировать его пластику. Чтобы стилизация в натюрморте состоялась, он должен быть выстроен в едином плане, основанном на одной главенствующей композиционной идее. Декоративность в натюрморте может быть достигнута за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Предельное упрощение и доведение до предметных символов изображаемых объектов, так же допустимо, как и усложнение формы и активного наполнения ее декоративными элементами, созвучными общей идее композиции. В процессе освоения приемов стилизации в композиции натюрморта можно отрабатывать на практике теоретические знания трансформируя реальные постановки в зависимости от поставленной учебной задачи. Например, можно взять за основу простые геометрические формы, рубленные, прямоугольные, с активной динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, заполненные упрощенным геометрическим декором. В процессе работы над декоративным натюрмортом можно использовать следующие способы трансформации изображаемых объектов:

  • Уловив характерные качества объекта можно утрировать природную форму, доводя ее до максимальной выразительности – округлять округлое, вытягивать вытянутое, подчеркивать пластику предмета нанесением декоративного рисунка. Не следует заменять форму на другую, так как наиболее целесообразно исходить из пластики конкретного объекта.

  • Возможно изменение пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими предметами композиции.

  • Допустимы условности усиливающие восприятие композиционного замысла: предметы можно изгибать, преломлять их форму, наклонять в стороны, подвешивать в воздухе, устанавливать на мнимой плоскости, позволяющей видеть объекты в разных ракурсах, с нескольких точек зрения одновременно.

  • При необходимости можно показывать перспективу, но делать это достаточно условно, избегая слишком реалистичных ракурсов, максимально усиливая выразительность композиции и предметов в ней.

  • Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, добавлять или убирать необходимые детали изображения, дорисовывать драпировки, фрукты, необходимые для создания более выразительного образа, сохраняя при этом суть и узнаваемость постановки.

  • Цветовое решение может быть максимально вариативным, в зависимости от поставленной задачи. Можно полностью сохранить цветовой колорит данной постановки, можно поменять тональные отношения, можно дополнить его цветовыми сочетаниями. Нецелесообразно полностью отказываться от цветовых тонов реального натюрморта, так как при его составлении учитывались принципы цветовой гармонизации и предметы подбирались по цвету.

Все вышесказанное необходимо для гармоничного решения поставленной учебной задачи и выполнения выразительной стилизации декоративного натюрморта.

В дальнейшем тему стилизации в натюрморте можно развивать выполняя задания по созданию графического изображения натюрмортных постановок с использованием декора. Для этого понадобятся навыки позволяющие создать единый ансамбль предметов, фруктов, драпировок, увязанных в гармоничную композицию. При работе по представлению в подготовительных эскизах необходимо найти наиболее выгодный ракурс изображения, удачно расположить его в плоскости листа, выделить доминанту. Декор наносится в соответствии с формой изображаемых предметов, для того, чтобы он способствовал усилению пластической выразительности изображаемого.

Заканчивая размышления по данной теме, хочется отметить, что, владение приемами стилизации позволяет художнику более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность.

7

studfiles.net

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Томторская средняя общеобразовательная школа им.Н.М.Заболоцкого» Оймяконского района

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Методические рекомендации для учащихся

Автор: Кузьмина Инга Ивановна, учитель технологии

с.Томтор, 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Метод художественной стилизации в русской культуре впервые был широко использован членами Мамонтовского кружка в конце XIX века. Как учебная дисциплина предмет «Стилизация» был привнесен в Строгановское училище непревзойденным мастером этого метода - М.А. Врубелем, который в 1898 году был приглашен для преподавания новых предметов — «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации» [2, с. 14]. С тех пор этот курс входит в учебные программы художественных учебных заведений, являясь частью курса композиции.

Мотивы, элементы орнамента, которые используются для украшения, являются предметом стилизации . Термин «стилизация», по определению в БРЭ, трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений». В декоративном искусстве стилизация — закономерный способ ритмической организации целого, наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В станковое искусство стилизация вносит черты повышенной декоративности. Другое значение стилизации - намеренная имитация художественного стиля - характерно для искусства и культуры определенной социальной среды, удожественного течения, жанра, автора и т. д. Часто встречается стилизация, использующая формы прошлого, стилизация современных форм в дизайне и прикладном искусстве. Например, во второй половине XVII и первой половине XVIII в. в Европе были популярны восточные стилизации, особенно под Китай и Японию (росписи тарелок в японском стиле, точное воспроизведение форм, силуэтов и пропорций сосудов, характерных для Китая и Японии). Яркий образец восточных стилизаций в нашей стране - китайский дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором А. Ринальди для Екатерины II в 1762-1768 гг. Другая сфера стилизации - парковое искусство - павильоны, мостики, беседки в «китайском стиле». В России в 1890-1900 гг. результатом пристального внимания к народной культуре стали стилизации в русском стиле в архитектуре (наиболее известные - теремок в Талашкине, здание Исторического музея в Москве), появление стилизованной мебели и целых интерьеров в «русском стиле».

Декоративное искусство использует мотивы или элементы, почерпнутые из фауны, флоры, подсказанные очертаниями геометрических фигур или окружающих предметов. Художник отбирает эти мотивы сообразно с определенной декоративной системой и распределяет декор в зависимости от украшаемой поверхности и желаемого эффекта.

История декоративно-прикладного искусства показывает, что мотивы природы — преобразованный животный и растительный мир, мы находим в различных видах декоративного искусства: вышивке, росписях, текстильном и резном орнаменте. При этом мотивы природы в зависимости от национальных традиций, особенностей развития производства, сложившихся эстетических и художественных взглядов могут сильно изменяться.

Орнаментальные мотивы могут быть приближены к реалистическому изображению или быть сильно стилизованными.

Первой, начальной стадией осмысления природных мотивов, первой творческой фиксацией являются натурные зарисовки, в основе своей уже подчеркивающие и заостряющие характерные признаки.

Выполняя зарисовки природных форм, надо не слепо копировать природу, а изучать, находить в натуре мотивы и формы, способные пробудить творческое воображение и игру фантазии, что послужит толчком к созданию художественного произведения.

Психологи, занимающиеся изучением творческой деятельности в области искусства, особое значение придают подготовительному процессу, за которым следует период вынашивания и обработки творческих идей [4,с.9].

Любой творческий процесс всегда связан с определенными художественными обобщениями, абстрагированием, выявлением общих признаков, свойств предметов. Художественное обобщение, в свою очередь, может идти по пути изобразительному и неизобразительному, опосредованному, через эмоциональные ассоциации. Изобразительный путь обобщения характерен для тех случаев, когда конкретно-предметный образ природного мотива сохраняется в натурной зарисовке несмотря на большую или меньшую условность изображения. Неизобразительный путь художественного обобщения требует от художника способности к абстрагированию и ассоциативному мышлению.

Очень часто природные формы подвергаются активной переработке, что приводит к утрате изобразительных черт и превращению в условный орнаментальный образ, то есть к абстрактным сочетаниям ритмически организованных линий, пятен, форм. Но и в этом случае орнаментальный образ должен иметь хотя бы отдаленное сходство с первоисточником в части пластических и структурных особенностей.

При работе над зарисовками природных форм необходимо выбрать нужные объекты, наиболее удачную точку зрения, а в некоторых случаях, например, вскрыть, разрезать плод надвое для выявления наиболее характерных пластических свойств, выявить главное, отбросить все случайное, второстепенное, вычленить отдельные формы и группировку частей целого. Таким образом происходит видоизменение природного мотива, выявляются условные декоративные качества, что усиливает его эмоциональное воздействие.

Трансформация природных мотивов в орнаментальные и декоративные преследует прежде всего эстетические цели, но немаловажным является и то, что мотив необходимо сделать удобным для выполнения в той или иной технике и материале. Так, один материал требует декора с преобладанием линейного рисунка (например, декоративная кованая решетка, техника филиграни), другой- объемного (керамика) или рельефного (резьба) и т. д.

Таким образом, стилизация — это видоизменение, переработка природного мотива, что достигается художественным обобщением, отбрасыванием подробностей, «выпрямлением» линий контура, цель которой — сделать мотив более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника.

Границы стилизации находятся в пределах между точным воспроизведением формы и крайней степенью ее упрощения. Например, товарные знаки, знаки дорожные, имеют, как правило, очень лаконичную форму, что позволяет их острее воспринимать и надолго запоминать, не очень привлекательный образ новым, в котором акцентируются главные, характерные и узнаваемые черты, основные пропорции и силуэт.

Кроме того, художнику приходится считаться с местом, обрамлением, ограничивающим поле его работы, вынуждающим подчас видоизменять какие-либо элементы декоративного мотива.

Творческий процесс работы над зарисовками природных мотивов — это сложный процесс переосмысления художником природы, процесс сугубо внутреннего, индивидуального восприятия.

Художник создает свой новый фантастический мир, которого нет в действительности, но все в нем имеет свой прообраз в окружающей нас природе [4, с. 18].

Таким образом, в процессе стилизации важно:

— отобрать существенные характеристики;

— использовать прием гиперболизации (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) отдельных элементов;

- отказаться от второстепенных, маловыразительных деталей;

- создать органическое единство орнамента и пластической формы.

Разработка орнаментального мотива может основываться не только на характеристиках природной формы, но и в значительной степени на представлении художника, его интуиции, воображении и фантазии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Большинство практических заданий выполняются в графике, так как она больше способствует развитию аналитического мышления, освоению методики выполнения стилизованных изображений.

Задание 1. ПРИРОДНЫЕ ТЕКСТУРЫ

Мотивы природы могут представлять самостоятельную художественную ценность, необходимо только научиться видеть орнаментальность в самых простых объектах. Студентам предлагается выбрать наиболее доступные для изучения и зарисовок формы органического и неорганического мира: раковины, камни, кристаллы, листья растений, древесная кора, перья птиц, кожа и т.д. (по необходимости можно пользоваться лупой или микроскопом).

Важным является внимательное изучение и акцентирование внимания на декоративных свойствах выбранных изображаемых объектов. Затем необходимо выбрать для каждой текстуры наиболее подходящие графические приемы: пуантель, штриховка, линия, пятно или сочетания этих приемов. На основе природных текстур организовать орнаментальные структуры. Расположить на формате АЗ в квадратах 7х7 см четыре изображения текстур и четыре изображения орнаментальных структур. Материал: черная тушь, перо (рис. 1-3).

hello_html_5fc50097.jpg

hello_html_fc9e2b4.jpg

hello_html_2683e469.jpg

hello_html_341a1dd5.jpg

hello_html_m391f7674.jpg

hello_html_md010a9f.jpg

Рис. 1. Зарисовки природных текстур

hello_html_m206b1274.jpg

hello_html_m4ad9b9a5.jpg

hello_html_m4d72533d.jpg

hello_html_2871698d.jpg

hello_html_2508dead.jpg

hello_html_26dda1db.jpg

Рис. 2.

Задание 2. СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ

Растительные формы

С помощью графических выразительных средств выполнить стилизованные изображения объектов растительного мира трав, цветов, ягод, листьев, поперечных срезов овощей, фруктов, деревьев и т.д. Сначала необходимо сделать зарисовки с натуры, выбрав наиболее удачную точку зрения. Зарисовки можно делать и с горшечных растений и сухих трав. При зарисовке обращать внимание на изучение структуры цветка, расположение и форму лепестков, листьев, их орнаментацию, на возможную гиперболизацию отдельных элементов, представляющих особый интерес в данном растении, на группировки, форму и орнаментацию листьев и декоративность растения в целом, а также выявление больших, средних и малых форм. Необходимо найти интересный ритмический строй выбранного растительного мотива. При этом можно изменять число изображаемых элементов, их размеры, расстояния между ними, наклоны, повороты (например, число листьев, цветов или плодов на ветке, их размеры).

Для придания выразительности пластическим свойствам природного мотива можно изменять пропорции отдельных элементов (удлинять или укорачивать их), деформировать саму форму. В процессе работы обратить внимание на выбор графических выразительных средств для трактовки природного мотива. Так, при линеарной трактовке использование тонких линий одинаковой толщины возможно в рисунках, тонких по орнаментике, небольшого масштаба. Толстые линии придают рисунку напряженность, активность. Рисунок с использованием линий разной толщины обладает большими изобразительными и выразительными возможностями. В том случае, когда необходимо добиться выразительности силуэта, используется пятновая трактовка мотивов. В линеарно-пятновой трактовке необходимо организовать пятна по силуэту и ритму, а линии связать с ритмом пятен в целостный графический образ. Таким образом, растительные формы могут трактоваться достаточно реалистично, условно или со свободной орнаментальной разработкой. Формат АЗ. .Материал: черная тушь, гуашь.

hello_html_m34c61e6c.jpg

hello_html_m729177cd.jpg

hello_html_m6cfc3540.jpg

hello_html_4064f390.jpg

hello_html_561a44a8.jpg

hello_html_m547ca844.jpg

Рис. 3. Организованные природные формы.

Задание 3. СТИЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НАСЕКОМЫХ

Стилизация изображений насекомых бабочек, жуков, стрекоз и т.д. Бабочки, стрекозы и жучки очень выразительны по силуэту, не говоря о богатстве цвета и разнообразии орнамента крыльев и туловища. Задание выполняется в графике и технике аппликации. Для выполнения аппликации можно использовать бумагу, окрашенную в простые и сложные цвета разной степени насыщенности и светлоты. Ставится задача предельного обобщения и лаконизма изображения насекомого, что приводит к плоскостному решению. Усиления декоративности можно добиться за счет условной разработки форм простыми геометрическими элементами.

В этом задании необходимо уделить особое внимание работе с цветом. Цветовое решение должно быть условным и декоративным. Стилизованные изображения бабочек можно представить в виде эскиза ювелирного украшения, например, брошь или кулон в технике филиграни (графическое решение) или перегородчатой эмали (работа с цветом), или представить в виде орнаментальной структуры. Формат АЗ. Материал: тушь, гуашь, цветная бумага (рис. 10-13).

hello_html_3f060d4f.jpg

hello_html_7992f122.jpg

hello_html_46fde3d1.jpg

hello_html_6bf7c1be.jpg

Рис. 4. Натуральные зарисовки растений.

hello_html_m6f1d5923.jpg

Рис. 5. Декоративная трактовка формы.

hello_html_20e39757.jpg

hello_html_m346d2356.jpg

hello_html_m7f5a9342.jpg

hello_html_m13f6c571.jpg

Рис. 6.

hello_html_1b717eb9.jpg

hello_html_7a1c8cac.jpg

hello_html_m73687907.jpg

hello_html_m66f51fb7.jpg

hello_html_m359a442.jpg

hello_html_me2eb07c.jpg

Рис. 7.

hello_html_1313d3b7.jpg

hello_html_4aef782d.jpg

hello_html_mf51c83b.jpg

Рис. 8. Использование линий разной толщины.

Задание 4. СТИЛИЗАЦИЯ ФОРМ ЖИВОТНОГО МИРА

Стилизация изображений животных, птиц, рыб имеет некоторые особенности. Пластически преобразовывать можно очертания формы. Возможно утрирование деталей, нарушение пропорций для создания выразительного силуэта, упрощение формы о простой геометрической (прием условной геометризации формы), отличие от растительных форм возможности трансформации животных форм имеют определенные пределы, например, несмотря а различные преобразования, птица должна оставаться птицей, но го может быть не какая-то конкретная птица (ворона или цапля), а птица вообще, с набором типичных признаков - клювом, крыльями, хвостом.

Другая возможность стилизации - это стилизация внутренней орнаментации, т.е природной окраски и рисунка, ведь очертания перьев птиц, чешуя рыб, кожный покров других животных, представляет богатые возможности для орнаментации, необходимо только суметь выявить орнаментальную структуру поверхности.

При трансформации мотивов животного мира в орнаментальные (или декоративные) целесообразно объемную пространственную форму в большинстве случаев преобразовывать в плоскостную, для этого следуют избегать сложных ракурсов, перспективных сокращений, а животное или птицу изображать в самом информативном повороте.

При стилизации форм животного мира ставится задача предельного упрощения изобразительной формы в целом, приближения ее к простой геометрической форме (геометризация формы). Безусловно, что одни звери имеют более декоративный силуэт и характер поверхности, чем другие (например, жираф или зебра). Важно найти приемы, которые помогли бы вписать их формы композиционный строй условно плоского изображения. Более декоративной и интересной формы можно добиться гиперболизацией мотива или отдельных его элементов. У животных, например, в декоративном изображении можно увеличивать отдельные части тела: голову, глаза, уши, лапы, хвосты. С помощью гиперболизации выявляются самые интересные орнаментальные особенности животного, птицы или рыбы. Необходимо подчеркнуть пластическую характеристику формы.

Один мотив выполняется пятном, не расчлененным на части акцент делается на выразительном силуэте (рис. 14).

Для другого мотива можно выбрать линеарное решение контурная линия может быть одной толщины, а может быть и более свободной, живописной, или может представлять собой ряд мелких точек, штрихов, мазков (рис. 15).

В третьем мотиве акцент сделать на орнаментальной разработке формы (рис. 16-17). При переработке силуэта и орнамента животного или птицы необходимо стараться, чтобы доминировал дин из них. При выразительном силуэте орнамент может быть более сложным, или сам орнамент может читаться более четко, чем силуэт животного или птицы.

В декоративном искусстве правдивость в изображении может сочетаться с элементами мифическими. В результате мотивы приобретают черты сказочности, фантастичности. Выполнить изображения на формате АЗ. Материал: тушь, гуашь.

hello_html_378ce0bd.jpg

Рис. 9. Линеарная и пятновая трактовка мотивов.

hello_html_m1da9e20c.jpg

Рис. 10. Геометризация форм.

hello_html_m318d6d48.jpg

Рис. 11. Декоративный мотив «Стрекозы».

hello_html_m564f5c61.jpg

Рис.12. Декоративный мотив «Паука».

hello_html_m64726837.jpg

Рис.13. Орнамент из стилизованных мотивов.

hello_html_73095c80.jpg

hello_html_m31cbb1e7.jpg

hello_html_m3ad6e2ab.jpg

hello_html_40ac5dd7.jpg

hello_html_61ec64a9.jpg

Рис. 14. Силуэт.

Задание 5. СТИЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ

Декоративный натюрморт

В качестве мотивов могут использоваться не только формы флоры и фауны, но и предметные формы. При выполнении этого задания большую роль играет преобразование пространственной среды в плоскостную, сознательный отказ от передачи пространственных характеристик и перспективных сокращений, передачи объема. Предметы, составляющие натюрморт, могут более активно переосмысливаться и трансформироваться художником, поскольку предметы в натюрморте психологически легче видоизменять по сравнению с объектами растительного и животного мира. Предметы в декоративном натюрморте могут менять размеры, крупные можно сделать мелкими и, наоборот, можно, произвольно изменять количественный состав предметов, вводить новые, можно изменять место расположения, форму, цвет, то есть необходимо творчески интерпретировать и трансформировать предметы. Декоративности будет способствовать условно-плоский характер изображения, поэтому один из вариантов работы над натюрмортом предусматривает аппликативную трактовку. Другой вариант - разработка натюрморта в графике.

Каждая композиция выполняется в размере не более 15 см по большой стороне. Материал: черная тушь, гуашь (рис. 18-20).

hello_html_m34289f65.jpg

Рис. 15. Линеарная трактовка мотивов.

hello_html_3f9c4909.jpg

Рис. 16. Декоративная трактовка мотивов.

hello_html_31c52a2c.jpg

Рис. 17. Линеарная и пятновая трактовка мотивов.

hello_html_66afbc96.jpg

Рис. 18. Декоративная трактовка мотивов.

hello_html_m23e6a711.jpg

hello_html_7ef3de43.jpg

hello_html_22f3a45c.jpg

Рис. 19. Декоративный натюрморт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных

изделий. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

2. Московская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в МВХПУ.

-М.:ВНИИТЭ,1991.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. — М.: Академия, 2002.

4. Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы. / Сост.

В.Н.Козлов, Т.А.Журавлева, С.А.Малахова, М.Сильвицки: Учебное

пособие. - М.: Московский текстильный институт, 1980.

5. Художественное оформление текстильных изделий. / С.А.Малахова,

Т.А.Журавлева, В.Н.Козлов и др. - М.: Легпромбытиздат, 1988.

6. Чернышев О.В. Формальная композиция. — Минск: Харвест, 1999.

В качестве иллюстраций использованы работы студентов Намского педагогического колледжа технологии и дизайна Республики Саха (Якутия).

www.metod-kopilka.ru

Декоративная композиция

Разделы: МХК и ИЗО

Цель занятия: Знакомство со стилизацией в декоративной композиции.

Задачи:

  1. Изучить последовательность стилизации природных форм и элементов.
  2. Развить наблюдательность, умение выделить характерные особенности модели.
  3. Научить анализировать конструктивные особенности природного объекта.

Создание условий воспитания, интереса и любви к изобразительному искусству.

Методы и приёмы:

  • словесный,
  • наглядно-практический.

Оснащение кабинета:

  • магнитофон,
  • компьютер,
  • наглядные пособия,
  • иллюстрации картин художников.

Материалы:

  • Бумага А4,
  • гуашь,
  • карандаши.

Зрительный ряд:

Репродукции: А. Матисса, П. Пикассо, И, Машкова, Б. Кустодиев, А, Куприна и д.р.

Образцы построения орнаментальных мотивов.

Тема занятия: Стилизация природных форм.

План занятия:

  1. Создание тишины творческой атмосферы 5 мин.
  2. Введение в новый материал. 20 мин.
  3. Практическая деятельность. 30 мин.
  4. Обсуждение работ. 15 мин.
  5. Домашнее задание 5 мин.
  6. Организованное окончание занятия 5 мин.

Материал занятия.

Педагог: На сегодняшнем занятии мы продолжаем работать над изучением декоративной стилизации в композиции. Вопрос: Что такое стилизация?

Обучающиеся: Декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью изменения форм, цветовых отношений, наполнения декором называется стилизацией.

Педагог: В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина “стиль”

Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

Давайте рассмотрим стилизацию в орнаментальной композиции.

Орнаментальная композиция представляет собой повторяющиеся мотивы из растений, животных, насекомых.

Рассмотрим орнамент из растительных форм. Определившись, какой будет композиция – статичной или динамичной – начнём работать над изображением мотивов, из которых она выстраивается.

При работе над эскизными зарисовками мотива (цветка, насекомого ит.д.) необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.

Каким же образом можно менять форму объекта? К примеру, если колокольчик имеет удлиненную форму, её можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить.

Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразно избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям. (образец А)

В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны (образец Б)

Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлечённым от натурального варианта.

Изображение животных в орнаменте также требует упрощения.

Варианты стилизации изображения бабочки

 

Силуэт должен вписываться в простые геометрические фигуры.

При разработке орнаментального мотива объемно – пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную. При необходимости же объёмного изображения обязательно использовать обобщения, условности.

Большого мастерства в стилизации орнаментальных мотивов достигли египтяне. Их произведения предельно лаконичны и выразительны как по силуэту, так и по цветовым решениям. В них одновременно присутствуют условность изображения и узнаваемость объектов, это яркие, декоративные, запоминающиеся образы. (Приложение №1)

В декоративной композиции стилизации природных форм уделяется большое внимание. Можно выполнить зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем переработать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. Тщательно изучив детали объекта, выделяем наиболее характерные для него элементы и стилизуем их. Рассмотрим примеры: колючий татарник отличает наличие шипов и угловатостей в форме листьев. Стало быть при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и тёмное, при цветовом решении – контраст взаимодополнительных цветов и разные светлотные тональности.

 

Стилизация в изображении колючего татарника

Стилизация в изображении вьюна

Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.

Давайте с вами вместе сформулируем основные требования к зарисовкам растительных форм: Обучающиеся делают выводы:

  1. Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.
  2. При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.
  3. Обратить внимание на характер линий, из которых складывается контур изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
  4. Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей.
  5. При зарисовке цветов необходимо изучить строение цветка, расположение и форму лепестков, их окраску. Это и будут те природные особенности объекта, которые дают возможность их декоративного преобразования.
  6. При работе с такими природными мотивами как кора, срезы деревьев, мох, камни, раковины перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор.

Следующий этап нашей работы это

Практические задания

Задание №1

На листе формата А4 выполнить стилизованное изображение двух контрастных по своим природным качествам растений (например, вьющийся плющ и колючий “чертополох” или других растений). Используйте графические средства или цвет. (Приложение № 2, Приложение №3)

Во время выполнения задания включается музыка.

Перед тем как вы начнёте выполнять 2 задание, выполним гимнастику для глаз.

Проветрим кабинет.

Задание №2

Выполнить стилизованную зарисовку растений, морских или других животных. Элементы орнамента выстройте в полосе. Используйте цвет. Формат А4. (Приложение № 4)

Педагог: Вы правильно выполнили задание. Понравилось вам занятие? Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, а что надо сделать по-другому.

– Спасибо всем за работу. Я думаю, вам занятие понравилось!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по предмету изоборазительное искусство на тему "Стилизация растений" 3-5 класс

Стилизация растений.

Тема: «Фантастические цветы»

Класс: 3-5

Цель: Выполнить стилизацию цветка. Познакомить воспитанников со стилизацией, приемами работы над изображением, средствами стилизации и способами их применения.

Задачи:

1.Обучать: основным средствам и способам стилизации, стилизации растительных объектов.

2. Развивать: художественно-образное мышление, фантазию и воображение через выполнение открытых творческих задач.

3. Воспитывать: усидчивость, аккуратность, интерес декоративно-прикладному искусству.

Тип урока: - изучение нового материала

Форма: традиционная

Оборудование: -наглядный материал: работы выполненные средствами стилизации, примеры стилизации.

Материалы: черные гелиевая ручка, маркер, тушь. По желанию в дополнении использование гуаши (лаконичных цветов)

Организационный момент: Встреча детей, общение.

- Здравствуйте, ребята. Проходите, готовьте нужные материалы и рассаживайтесь.

Беседа:

Тема нашего занятия «Фантастические цветы». Сегодня на мы с вами узнаем, что такое ‘Стилизация’. Познакомимся со средствами и приемами стилизации. И попробуем сами создать свой фантастический цветок.

Может быть кто-нибудь уже раньше слышал о стилизации?

(Ответы)

Стилизация - это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения. Упрощенность - главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить объем предмета, линии и формы. (Обратить внимание на наглядности)

clip_image001

077tmp6A-6

Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Здесь нам опять не обойтись без воображение, которое само "дорисовывает" наш предмет. Полем наших действий является лист и. Можно ограничиться и быстрым, условным обозначением предмета, как бы намёком на него. Незаконченность и простота при этом служат одними из главных средств выразительности.

А где мы с вами можем встретить стилизованные объекты?

(Ответы)

Стилизация используется в логотипах, (К примеру логотип нарисованной коровы на пакете с молок) плакатах, орнаментах (на одежде и тканях), портретах, пейзажах, натюрмортах, (Обратить внимание на наглядности)-  здесь задействована стилизация, как главное средство выражения идеи автора.

Давайте поподробнее рассмотрим средства стилизации.

В них входит:

Пятно – это одно из основных изобразительных средств, наряду с линией, точкой, штрихом. Изобразительное пятно характеризуется качествами силуэта, тона, фактуры.

Точка – это элементарное изобразительное средство, теоретически не имеет размеров, но в изобразительном искусстве используется в качестве пятна малого размера. Штрих – это изобразительное средство графического искусства. Совокупность линий различной толщины, направления и плотности. В отличие от точки, линии или сплошной заливки пятном, с помощью штриха можно моделировать объемную форму, передавать пространственные, тональные и светотеневые отношения. Штрих может быть прямым, наклонным, перекрестным, он имеет собственную направленность и экспрессию. Линия – это одно из основных изобразительных средств. В геометрическом смысле линия одномерна и представляет собой след от движущейся точки.

Силуэт – это разновидность графической техники в искусстве портрета. Техника используется для чётко профильного изображения человека.

Пятно - это изобразительно средство графики, состоящее из множества точек находящихся очень близко друг к другу и создающих общую массу.

Контур – это линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности.Давай рассмотрим приемы стилизации, каждый подробно на наглядностях.

1) реалистичная рисунок.

2) Превращение реалистичных изогнутых округлых плавных форм в резкие более прямые и острые. (Обрубовка)3) Представление реалистичных форм в формы геометрические. (Геометризация форм)4) Замена основной формы предмета на геометрические. (Замена главного) 5) Работа с штрихом, или точкой. (Трассировка формы)

6) Силуэт - разновидность графической техники в искусстве портрета. Техника используется для чётко профильного изображения человека.

7) Декор - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление, украшение объекта, формы и так далее.

ИзображениеКопия ИзображениеКопия Изображение 001

Рис.1 - реалистичная зарисовка Рис. 2 - обрубовка Рис. 3 - геометризация форм

Изображение 001Копия Копия Изображение 003Изображение 003

Рис. 4 - замена главного Рис. 5 - трассировка (штрих) Рис. 6 - трассировка (точка)

Изображение 002Копия Изображение 002

Рис. 7 - силуэт (белое на черном) Рис. 8 - силуэт (черное на белом)

Без имени-1Изображение 004

Рис. 9 - декор (внутренний) Рис. 10 - декор (фона)

Хорошо. Как я уже говорила, еще одна цель нашего занятия: Стилизация цветка или растения. Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же цветок можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны. Нужно научиться видеть в природе образы, необходимо присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы- в ней вы можете фантазировать и импровизировать.

Каждое растение, каждый цветок уникальны и обладают своими особенностями. Подмечая эти особенности, их нужно использовать в стилизации.

Какие особенности данного растения можно использовать при его стилизации?

(общую форму, форму лепестков, строение, пластику стебля и т.д.)

По каким признакам вы узнали, какое растение взято за основу данной стилизации?

(по общей форме, форме лепестков, строению, сочетанию цветов и т.п.

Изображение 005Копия Изображение 005

г) на третьем этапе на окрашенный контур листа наносится декор, который может быть выбран.

Например, колючее растение отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при стилизации можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное.

Наоборот, для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в стилизации будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако любое растение при стилизации нельзя лишать узнаваемости (демонстративный материал- фотографии и рисунки с примерами стилизации растений).

Практическая работа:

Сейчас каждый выберет себе цветок (растение) которое он захочет стилизовать. То есть изменить, сделать более интересным и создать свой .фантастический цветочек. За основу для стилизации взять реалистичное изображение растения, цветка. Выбрать цветок на предложенных карточках. Выполнить поэтапную стилизацию растения (цветка), придать характерные не реалистичные особенности; комбинирование с другими растениями, или использование не живой природы, на ваш выбор.

Используя средства и приемов стилизации, с которыми мы с вами познакомились сегодня. Стилизовать цветок используя полностью все его составляющие: стебель, цветок, листья, возможно плод или бутон. Возможно изображение только в черно-белом соотношении или в цветном. Приступаем.

Изображение 001Копия Изображение 001ИзображениемммммРис. 11 Рис. 12 Рис. 13

Итог учебного занятия: Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось. Какие интересные, креативные цветы у нас получились. Действительно фантастические. Настоящие шедевры искусства.

Вопросы к учащимся: С каким приемом работы над изображением мы познакомились? Что такое стилизация?

В каких сферах мы можем встретить стилизацию?

Какие средства стилизации вы узнали?

За счет чего правильно можно стилизовать объект? (Ответы)

Молодцы! Отлично поработали!

infourok.ru

урок

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова

Профессионально-художественный факультет

Специальность: 5В010700 – «Изобразительное искусство и черчение»

Разработка интегрированного полихудожественного урока по дисциплине

«Педагогическое искусствоведение» по теме:

«Стилизация цветов и растений для создания

орнаментальной композиции»

Студент группы ИИЧ-32

Бальчунас Е.Е.

Преподаватель

проф. Золотарёва Л. Р.

Караганда 2014

Тема урока: «Стилизация цветов и растений для создания

орнаментальной композиции»

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Вид урока: интегрированный полихудожественный – изобразительное искусство, музыка.

Цель: Создания композиции орнамента под национальную музыку.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания по выполнению стилизации природных форм и элементов, опираясь на выразительные средства композиции и

музыки.

Развивающая: развивать чувство гармонии в сочетании изобразительного

и музыкального искусства; развитие познавательных интересов и положительных мотивов к творческой деятельности.

Воспитательная: воспитывать чувство видения гармонии в

изобразительном искусстве, этнической музыке; формирование уважения к

культуре народов мира, эстетического восприятия мира.

Оборудование: ПК, мультимедиа аппаратура, мультимедийная

презентация, доска.

Дидактический материал:

для преподавателя: раздаточный материал: открытки и иллюстрации с изображением; пед.рисунок - примеры стилизации растительных элементов;

для учащихся: альбом, карандаш, гуашь, акварель кисточки.

Наглядные пособия: работы художника Эжена Грассе, иллюстрации из

учебно-методического пособия Щекалевой М.А. «Бионическая практика».

Музыкальный ряд: индийская народная мелодия, русская народная мелодия; ирландская джига – риверданс; казахская народная мелодия.

Структура урока и дозировка времени:

  1. Организационный момент 5 мин.

  2. Сообщение новых знаний 25 мин.

  3. Закрепление 45 мин.

  4. Рефлексия 12 мин.

  5. Итог урока, задание на дом 3 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент. (5 мин.).

Подготовительная часть урока.

Проверка готовности группы.

Преподаватель: ставит задачу перед учащимися.

Сегодня мы с вами изучим последовательность стилизации природных

форм, научимся гармонично составлять композицию, используя элементы

стилизации и опираясь на собственные чувства при прослушивании музыкальных произведений. Продолжим изучать подбор приёмов и выразительных средств в создании композиций.

2.Сообщение новых знаний (25 мин.).

В композиции существует, ряд законов, правил, приемов и выразительных средств. И в композиции и музыке существуют схожие средства выразительности. Если провести аналогию, то можно сопоставить их таким образом:

В музыке

В композиции

громкостная динамика

динамика

оттенки и нюансы

нюансы

рельеф и фон

плановость

контраст

контраст

лад

холодные и тёплые цвета

Одно из средств композиции – стилизация.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчёркивание

особенностей формы предметов с помощью ряда условных приёмов. Можно

упростить или усложнить форму, пластику, цвет, детали объекта, а также

отказаться от передачи объёма.

Однако упростить форму это не только объединить её, но и подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначительные детали. Стилизация имеет свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике. При этом усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его, и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.

Появление стилизованного символического орнамента способствовала

общность природы условно-символических изображений произведений

орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия.

Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.

К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: лотос, папирус, пальмы, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб. Различные условия восприятия требуют различной степени преобразования предметной формы. Так, изображение, предназначаемое для просматривания на большом расстоянии, делается в преувеличенном размере, с очень чёткими контурами, в обобщённом виде, без мелких деталей. Напротив, изображение, рассматриваемое вблизи, может быть небольшого размера, с проработанными деталями.

Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры

бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как

геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.

Способы стилизации:

1. пластический,

2.геометризованный,

3. геометрический.

А если при этом сопоставлять музыку народов мира (так же как и орнаменты), то мы получим следующую аналогию:

Пластическая стилизация – например узоры «Пейсли» или «индийский огурец» (звучит восточная, индийские мелодии с духовыми национальными инструментами). Индийские мелодии с духовыми национальными инструментами эта музыка витиеватая, мелодичная. Сравните её с данным узором – он состоит из пластичных, витиеватых линий, завитков, кругов. Сходство с музыкальными выразительными средствами на лицо.

Геометризированная стилизация – русские узоры для вышивки. Русская народная мелодия на гуслях звучит ритмично и мелодично. Гусляр

перебирает на струнах, словно шаг за шагом, крестик за крестиком

складывается, вышивается узор.

Геометрическая стилизация - кельтская ритмичная музыка и кельтский орнамент. Посмотрите, как четко складывается ритм этого орнамента, и сопоставьте с ритмом этой мелодии. Рождаются образы – танцующие ирландскую джигу танцоры…

А теперь разберём процесс стилизации. Он осуществляется в следующем порядке:

1. выбор исходного материала

2. реалистическое изображение;

3. декоративное изображение;

4. абстрактное изображение:

а) обобщение форм;

б) усложнение, добавление деталей.

Обобщение формы живописными средствами

Реальные оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам, или же происходит отказ от реального цвета. В зависимости от назначения поиски образа дают то или иное цветовое решение. Рассмотрим работы Эжена Грассе «Цветочные орнаменты в стиле модерн»

Правильно подобранное музыкальное сопровождение усилит яркость

восприятия и даст толчок творческому процессу.

3. Закрепление. (45 мин)

3.1.Постановка задач.

Преподаватель: Создать композицию растительного орнамента под

народные мелодии.

1. Работа с раздаточным фото – материалом, изучение натуры. Анализ натуры, её формы.

2. При анализе растения целесообразно обратить внимание учащихся на конструкцию растения в целом, и проследить закономерность построения формы. А также обратить внимание на симметрию характерную для большинства растений. Демонстрация образцов работ художников, указывая на возможности изобразительных материалов и логике их применения.

В качестве примера работы художников производственного объединения «Агидель». Обратите внимание на стилизацию растительных форм. Есть вопросы по заданию?

Учащиеся: (предполагаемые вопросы)

3.2. Самостоятельная работа учащихся

1. Изучение фото – материала. Выполнение графического наброска растения в реалистичной форме.

2. Далее продолжить работу путём применения различных способов и приёмов применяемых в декоративной композиции.

3. Опираясь на полученный материал, стилизация изображения в элементы орнамента.

4. Построение композиции из полученных стилизованных форм.

3.3. Музыкальный ряд для практической работы.

Казахская национальная песня: Адеми Кыз, Елигай

4. Рефлексия. (12 мин.)

Учащиеся: Анализ работ учащихся. Выделение удачных, сильных сторон

композиций. Оценивание.

Преподаватель: (контроль над процессом анализа и оценивания).

5. Итог урока, задание на дом. (3 мин.)

Самостоятельно выбрать музыку (желательно ритмичную) и под неё составить стилизованное изображение ленточного орнамента. Урок подошёл к завершению. Спасибо за активную работу. До свидания.

Список используемой литературы

1. Базылев О.С. Подготовка студентов к проектированию текстильных изделий в процессе учебной (бионической практики): методическое пособие/ О.С. Базылев. - Магнитогорск: МаГУ, 2006.-32с.

2. Базылев О.С. Введение в курс художественного проектирования в художественном текстиле: метод. пособие/ О.С. Базылев.-Магнитогорск: МаГУ, 2010.-38с.

3. Цветочные орнаменты в стиле модерн Эжена Грассе. www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque.

4. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства/ Р.В. Паранюшкин.-Изд.2-е н/Д: Феникс,2005.-79с.:ил.

5. Сокольников Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5-8кл.: В 4 ч.Ч. 3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.80с.: цв.ил.

6. Щекалева М.А. Бионическая практика: учебно-методическое пособие / М.А. Щекалева ВГУЭС http://www.vvsu.ru/

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова.-М.: Гардарики, 2007.-528с.

studfiles.net

Декоративная стилизация композиции на тему грибов – Ярмарка Мастеров

Волшебные грибы в мире сказок и фантастики. Декоративная стилизованная композиция на тему грибов.

Я выбрала грибочки, поскольку это очень разнообразное и непостижимое живое существо.

В этой статье я хотела бы открыть творческую сторону таких разнообразных существ как грибы. Как известно это не растение и не животное, а отдельное царство грибов (в которое входит так же плесень и тому подобное) Сегодня мы опустим обсуждения о воздействии грибов на человеческий организм, и рассмотрим данную тему с творческой точки зрения, применяя фантазию и дальнейшее использование грибных идей.

Австралийский фотограф Стив Эксфорд путешествует по континенту и снимает грибы.Многие грибы попавшие в объектив его фотокамеры были сняты впервые.

Это фото удивительных настоящих живых грибов, снятые Стивом.

Привожу эти фото для более интересной стилизации натурального материала и развития фантазии в дальнейшем.

творчество

декоративные элементы

декорирование

декорирование handmade

декорирование хенд мейд

картины

панно

рисунок

рисунки

рисование маслом

рисование для взрослых

идеи для вдохновения

идеи для творчества

идеи

идеи для дома

А теперь рассмотрим тему с творческой стороны. Имея под рукой оригинал, мы можем трансформировать его по средствам декоративно-стилизованных решений. Данные решения можно использовать в различных видах искусств, рисовании, живописи, декоративно-прикладном творчестве.

Немного теории.

Идея состоит в декоративной стилизации композиции на тему природных форм, в данном случае грибов. Создание - замысел - вычленение частей. Главный узел изображения может быть выделен за счет композиционного расположения, акцентирован цветом, может быть увеличен.  Можно соединить несколько мотивов по принципу "лоскутного" расположения или мягкого перетекания одного мотива в другой.Так же декоративная стилизация пейзажей, где стилизация происходит за счет упрощения очертаний объектов и акцент делается на самых выразительных в декоративном отношении линиях и ходах. Возможно и количественное и качественное изменение объектов, если этого требует замысел. Определение колористического решения будущей композиции.

Декоративная стилизация природных форм: основной принцип декоративного исполнения работы - достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей. Декор может быть достаточно отвлеченным, характер декора не должен вступать в противоречие  с формой предмета. Декор в разных вариантах может быть обильным или минимальным. Цвет может исполняться с привязкой к натуре или условно. При декоративной обработке важно заботиться о цельности композиционного восприятия.

Фантастические грибы по принципу декоративно - стилизованных решений.

На самом деле можно использовать элементы декора и стилизации какие только фантазия придумает. Мы в универе рассматривали различные клетки растений под микроскопом и создавали декоративные композиции по тематике клеточной стилизации. Например рисунок клетки лука, увиденный под микроскопом (выглядет как кладка кирпичей), укладывался в интересный орнамент.

идеи для дачи

идеи и вдохновение

идеи декора

грибы

зентангл

Кстати некоторые декоративные стилизации могут выполнять в технике зенарт. С одной стороны это медитативное рисование, но его можно превратить в увлекательный процесс стилизации рисунка.

Творческих вам успехов!

www.livemaster.ru

1.3 Стилизация декоративной композиции. Создание декоративного панно для живописных постановок

Похожие главы из других работ:

Графические приемы в стилизации портрета

1.2 Понятие стилизации и стиля в декоративной композиции

В данном параграфе необходимо рассмотреть понятие «стилизация» и «стиль», так как при создании графического портрета эти понятия играют немаловажную роль. Стилизация (Франц. stylisation...

Декоративная живопись

1.3 Применение декоративной живописи

Говоря об использовании цвета и фактуры как средств композиции, нельзя не коснуться вопросов применения декоративной живописи...

Декоративная живопись

2.1 Особенности построение композиции в декоративной живописи

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому...

Декоративная живопись в интерьере

1.2 История декоративной живописи

Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ («пещерная живопись») первых людей на земле...

История декоративной косметики. Технология визажа

1.1 История декоративной косметики

Косметика (от греч. кптмзфйкЮ - "имеющий силу приводить в порядок" или "обладающий опытом декорирования") - "учение о средствах и методах улучшения внешности человека. Некоторые исследователи считают...

Разработка проекта декоративного панно для современного интерьера по сюжету фильма Квентина Тарантино "Death proof"

1.2 История декоративной живописи

Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ ("пещерная живопись") первых людей на земле...

Роль цвета в одежде

1. Цвет в декоративной композиции

Цвет с научной точки зрения определяется как ощущение, возникающее в результате взаимодействия явлений физических и психологических. Многообразие цвета мы видим благодаря свету (освещённости) и физиологическим особенностям наших глаз...

Создание декоративного панно для живописных постановок

вывить применение декоративной живописи и опыт художников прошлых времен в обучении декоративной живописи;

изучить стилизацию декоративной композиции; выявить основные этапы работы; разработать рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно. Новизна и практическая значимость работы...

Создание декоративного панно для живописных постановок

1.2 Применение декоративной живописи и опыт художников прошлых времен в обучении декоративной живописи

Стремление к творческому развитию личности впервые обнаруживается в европейской духовной традиции эпохи эллинизма. В этот период творчество и профессиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей природе виды деятельности...

Создание декоративного панно для живописных постановок

2.1 Особенности построения композиции в декоративной живописи

Культ американских автомобилей занимает важное место в сюжете фильма и нашел отражение в декоративном панно. Dodge Challenger и Charger - это культовые автомобили, производимые отделом Dodge корпорации Chrysler...

Способы графической подачи эскизов

1 ОСНОНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяжённость во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим...

Способы графической подачи эскизов

2 ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ

Стилизация - намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определённой социальной среды, народности, эпохи...

Способы графической подачи эскизов

2.1 Декоративная стилизация в натюрморте

Стилизация - упрощенный чёткий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизовать натюрморт...

Способы графической подачи эскизов

2.2 Стилизация фигуры и её частей

Чтобы получить более изящную фигуру, достаточно удлинить некоторые части тела. Во-первых, голова должна быть немного меньше, шея более длинной, пропорции торса - немного уменьшены по отношению к ногам, которые также получатся длиннее...

Теория композиции

4.12 Стилизация

Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, приведение фигур в удобную для орнамента форму...

cult.bobrodobro.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта