КЛОНАЛЬНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ. Лекция 10. Клональное размножение растений
Методы клонального микроразмножения растений
Клональным микроразмножением называют неполовое размножениерастений с помощью методакультуры тканей, позволяющее получать растения идентичные исходному. В основе получения таких растений лежит способность соматических клеток растений полностью реализовать свой потенциал развития, т.е. свойство тотипотентности. Методы клонального микроразмножения получают всё более широкое распространение во всём мире. В большинстве стран эта технология приобрела коммерческий характер. Существует 6 следующих методов:
Первый и основной метод – активизация пазушных меристем. Он состоит в снятии апикального доминирования и активизации развития меристем, существующих в растении. Этот метод основной и в обычном вегетативном размножении. И на интактном растении, и в случае клонирования снятие апикального доминирования достигается: 1. Удалением апикальной меристемы побега; 2. Благодаря действию цитокинина. При клонировании цитокинины (6-бензиламинопурин, 6-фурфуриламино-пурин, зеатин) добавляют в питательную среду, что приводит к развитию многочисленных пазушных побегов. Эти побеги отделяют от первичного экспланта и культивируют на свежей питательной среде (рис. 3.23).
Активизацию пазушных меристем широко используют в промышленном размножении овощных сельскохозяйственных культур (картофель, томаты, огурцы, сахарная свекла, топинамбур и др.), цветов (гвоздика, роза, гербера), плодовых и ягодных культур (яблоня, вишня, малина, крыжовник и др.), древесных растений (туя, можжевельник и др.).
Однако бесконечно размножать таким методом растения нельзя, поскольку длительное воздействие цитокининов, входящих в состав питательных сред, вызывает аномалии в морфологии стебля, потерю способности побегов к укоренению, иногда гибель растений. При клонировании следует чередовать 2-3 цикла получения побегов и их укоренением.
Данный метод клонального микроразмножения, основанный на использовании таких меристематических тканей, как меристемы верхушечные (1) стебля (2) и корня (3), камбий (4) представлены на рис. 3.24.
2 4
3
Второй метод – индукция развития адвентивных почек на верхушечных и пазушных меристемах, которые их обычно не образуют. Этот метод в значительной мере обусловлен тотипотентностью клеток. Любой орган или ткань растения, свободные от инфекции, могут быть использованы в качестве экспланта и в определённых условиях образуют адвентивные почки. Данный процесс вызывают внесением в питательную среду определённых концентраций цитокининов и ауксинов, причём цитокинина должно быть значительно больше, чем ауксина. Это наиболее распространённый способ микроразмножения высших растений. Развивая адвентивные почки на верхушечных и пазушных меристемах, размножают растения томата, лука, чеснока; на сегментах листовых пластинок – салат, глоксинию, фиалки; на тканях донца луковиц – лук, чеснок, гладиолусы, тюльпаны и др. луковичные растения. Таким образом, данный метод микроклонального размножения растений с помощью выращивания верхушечных меристем проходит в стерильных условиях на среде с фитогормонами – цитокининами.
Образуется большое количество почек, каждая из которых при пересадке на свежую питательную среду, дает начало новому растению (рис. 3.25).
Третий метод – микрочеренкование побега, сохраняющего апикальное доминирование. Растения регенераторы, полученные любым другим способом, можно черенковать в стерильных условиях, высаживать на свежую питательную среду, укоренять и адаптировать к полевым условиям, либо снова подвергать микрочеренкованию для того, чтобы увеличить количество посадочного материала.
Чаще всего исследователи активизируют развитие пазушных меристем путём удаления верхушечной меристемы побега, так как фитогормоны, вырабатываемые верхушечной меристемой, тормозят развитие пазушных меристем. При удалении верхушечных меристем - из пазушных образуются побеги, которые черенкуют и пересаживают на новую питательную среду для укоренения.
Четвёртый заключается в том, что новообразование меристемы в стебле растения возможно при его повреждении. Происходит дедифференциация клеток, возвращающая их в состояние, близкое к эмбриональному. Эти клетки снова приобретают способность к делению. На этой способности основано вегетативное размножение растений (рис 3.26).
Пятый метод. Апикальная (конечная) меристема корня отличается от верхушечной меристемы тем, что собственно инициальные клетки делятся очень редко, составляя покоящийся центр. Объём меристемы увеличивается за счёт интенсивного деления производных клеток конечной меристемы, а также основана на действии мутагенных факторов, облучения и др. (рис. 3.27).
Шестой метод микроклонального размножения основан на соматическом эмбриогенезе. Впервые это явление было отмечено в середине 50-х годов 20 века в культуре клеток моркови. Формирование эмбриоидов в культуре осуществляется в 2 этапа.
На первом – соматические клетки дифференцируются в эмбриональные в присутствии в питательной среде ауксинов, обычно это 2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота (2,4-D).
На втором - развиваются эмбриоиды. Этот процесс идёт только при значительном снижении концентрации ауксина или полном отсутствии его в питательной среде. Соматический эмбриогенез может происходить в тканях первичного экспланта, в каллусной и суспензионной культурах.
Поскольку соматические зародыши представляют собой полностью сформированные растения, данный метод позволяет сократить затраты, связанные с подбором условий укоренения и адаптации растений регенерантов. Кроме того, преимущество получения соматических эмбриоидов состоит в том, что при использовании соответствующей техники капсулирования из них можно получать искусственные семена.
Похожие статьи:
poznayka.org
КЛОНАЛЬНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ. Лекция 10
34 часа (1 раз в неделю)
Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник. Автор: Понамарева И.Н. Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
ПодробнееТема: «1 и 2 законы Менделя»
С дополнениями и изменениями Д/З: 38-39 Тема: «1 и 2 законы Менделя» Задачи: 1. Изучение законов Менделя и их цитологических основ. 2. Знакомство с основными понятиями генетики. Генетика Генетика относительно
ПодробнееÊÀÊ ÐÅÃÓËÈÐÓÅÒÑß ÆÈÇÍÜ ÐÀÑÒÅÍÈÉ
S U M M A R Y ÊÀÊ ÐÅÃÓËÈÐÓÅÒÑß ÆÈÇÍÜ ÐÀÑÒÅÍÈÉ О.Н.КУЛАЕВА Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Кулаева О.Н., 1995 Фитогормоны играют важную роль в регуляции жизни растений. В статье
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии; Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. Согласно
Подробнее1. Содержание тем учебного предмета, курса
1 1. Содержание тем учебного предмета, курса Введение. Биология как наука. Методы научного познания (4 часа) Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины
Подробнее2.Пояснительная записка.
2.Пояснительная записка. Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Примерная программа среднего ( полного) общего образования для 10 класса по учебнику Биология. Общая биология.
Пояснительная записка.
Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования
ПодробнееТЕМА: «ВИД. КРИТЕРИИ ВИДА».
ТЕМА: «ВИД. КРИТЕРИИ ВИДА». Задачи: Сформировать знания: 1. О популяции; 2. Структуре вида; 3. Основных видовых критериях. В И Д. С Т Р У К Т У РА В И Д А. К.Линней считал, что число видов постоянно, виды
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами и инструктивно- методическими документами: 1. Федеральный компонент
Подробнее6 КЛАСС (68 ч) Введение
БИОЛОГИЯ. «ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ». 6 КЛАСС (68 ч) Введение Биология наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского
Подробнеепо биологии для 10 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 0 классов учитель Н.В. Григорьева Пояснительная записка Данная рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного
ПодробнееСцепленное наследование. Закон Моргана
С изменениями и дополнениями На дом: 42 Сцепленное наследование. Закон Моргана Задачи: Изучить особенности наследования генов, локализованных в одной хромосоме. Вывести и сформулировать закон Т.Г. Моргана
ПодробнееАгрономия. Защита растений. Бакалавр. Очная
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет
Подробнее1. Планируемые результаты
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа по биологии для 6 класса разработана в соответствии с: Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России
Подробнеедля поступающих в ННГАСУ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Составлена на основе государственной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования
ПодробнееUDC : УДК : INHERITANCE OF SELECTION HYBRID OFFSPRING OF A QUINCE
УДК 634.14:631.52 НАСЛЕДОВАНИЕ СЕЛЕКЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ ГИБРИДНЫМ ПОТОМСТВОМ АЙВЫ Можар Нина Васильевна канд. с.-х. наук Государственное научное учреждение Северо-Кавказский зональный научноисследовательский
ПодробнееRU (11) (19) (51) МПК A01H 1/00 ( )
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (19) RU (11) (51) МПК A01H 1/00 (2006.01) 2 481 766 (13) C1 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ (21)(22) Заявка: 2011143087/10,
Исследовательская работа
МОУ «Янситовская средняя (полная )общеобразовательная школа» Исследовательская работа Выполнил: ученик 2 класса, Смирнов Никита. Руководитель: Михайлова Анелия Георгиевна учитель начальных классов. Д.
ПодробнееГетерозис можно закрепить в потомстве!
1, 2003 г. Струнников В.А., Струнникова Л.В. Гетерозис можно закрепить в потомстве! Природа Использование и распространение этого материала в коммерческих целях возможно лишь с разрешения редакции Сетевая
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Программа В.В. Пасечника для 10 класса предусматривает изучение общей биологии в количестве двух часа в неделю (68 часов в год). В федеральном базисном учебном плане сокращено количество
АГРОНОМИЯ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
АГРОНОМИЯ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО УДК 581.165, 631.532/535 ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ У ВИШНИ И ЧЕРЕШНИ Л.Ф. Яндовка, доктор биологических наук ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на слушателей, желающих получить начальные знания в области ландшафтного дизайна. Не предполагается наличие каких либо знаний по ландшафтному дизайну у абитуриентов.
Подробнее1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ БД.08 «Биология».. Область применения программы Программа разработана на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных
ПодробнееПО ГЕНЕТИКЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОЛОГИЯ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЬГЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК КАФЕДРА ЗООЛОГИИ И МОБ ПРОГРАММА ПО ГЕНЕТИКЕ
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильное обучение) составлена на основе Федерального компонента базисного учебного плана для образовательных
ПодробнееЗанятие 3. Образовательные ткани
Занятие 3. Образовательные ткани 1 Общее понятие о тканях, их классификация 2 Характеристика и классификация образовательных тканей 1 Общее понятие о тканях, их классификация Ткань растений система клеток,
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА II ВИДА
Муниципальное образование город Краснодар муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 имени Героя Советского Союза Маргелова Василия Филипповича УТВЕРЖДЕНО
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента гоударственного стандарта основного и среднего образования по биологии, использована авторская программа Н.Д.Андреевой
Подробнееdocplayer.ru
Биотехнологии. клонального размножения и оздоровления растений. Лекция 7
БОГДАНОВА Варвара Дмитриевна
На правах рукописи БОГДАНОВА Варвара Дмитриевна ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КЛОНАЛЬНОГО МИКРОРАЗМНОЖЕНИЯ АНТУРИУМА АНДРЕ (Anthurium andreanum Lind.) ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ЦВЕТОВОДСТВА Специальность 06.01.01 общее
ПодробнееТруды БГУ 2013, том 8, часть 2 УДК :602.7
УДК 634.74:602.7 ПРИМЕНЕНИЕ ЭТИОЛЯЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ МИКРОКЛОНАЛЬНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ ЖИМОЛОСТИ (LONICERA L.) ПОДСЕКЦИИ CAERULEAE REHD. С.В. Акимова, Н.А. Семенова, А.Н. Викулина РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева,
ПодробнееБелорусский государственный университет
Белорусский государственный университет Культура клеток, тканей и органов растений Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 01 Биология направления
ПодробнееОСОБЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ
ОСОБЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ ДЛИТЕЛЬНО КУЛЬТИВИРУЕМЫХ IN VITRO РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК Лекция 5 ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Сравнительная характеристика соматических клеток растений in vivo и in vitro. 2. Морфологическая и генетическая
ПодробнееЗакабунина Е.Н., к.с.-х.н., профессор, Зубалий А.В., аспирант, Поляков А.В., д.б.н., профессор
УДК 633.878.91:635.9 Закабунина Е.Н., к.с.-х.н., профессор, Зубалий А.В., аспирант, Поляков А.В., д.б.н., профессор ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯТОРОВ РОСТА НА ПОБЕГООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ ЭВКАЛИПТА CITRIODORA HOOK
ПодробнееБ1.В.ДВ Биотехнология
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Селекции и защиты растений» Методические рекомендации для
ПодробнееБИОТЕХНОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
БИОТЕХНОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Преимущества культивируемых растительных клеток в качестве источников биологически активных веществ 2. Особенности вторичного метаболизма в культуре
ПодробнееГОРМОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛЯЦИИ У РАСТЕНИЙ
ГОРМОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛЯЦИИ У РАСТЕНИЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ У РАСТЕНИЙ Доминирующие центры Полярность Осциляции Канализированная связь Организменный уровень регуляции Гормональная регуляция Регуляторные
ПодробнееБелорусский государственный университет
Белорусский государственный университет «30» июня 2017 г. Регистрационный УД-4075/уч. Культуры эукариотических клеток Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности:
ПодробнееИнициация цветения включает три стадии:
РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ Инициация цветения включает три стадии: 1) перцепция флорального стимула экзогенной или эндогенной природы; 2) транспорт флорального стимула; 3) эвокация цветения процесс, в ходе которого
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Биотехнология растений» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению
ПодробнееКлеточная инженерия животных. Лекция 13
Клеточная инженерия животных Лекция 13 План лекции 1. Клонирование животных, его история. Задачи клонирования. 2. Технология переноса ядер соматических клеток 3. Гибридизация животных клеток. Методы создания
ПодробнееМИКРОКЛОНИРОВАНИЕ РАСТЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА РОССИЙСКО-СЛОВАЦКОЙ ДРУЖБЫ 1934 МИКРОКЛОНИРОВАНИЕ РАСТЕНИЙ Авторы работы: Журавлева Анастасия Бацунова
Подробнее3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины сформировать у студентов знания об использовании в промышленности физико-химических принципов работы живой клетки, ознакомить с методами и технологиями производства
ПодробнееMicropropagation of Moscow Delicatessen Strawberry Cultivar
УДК 581.16:582.734.4 Микроразмножение земляники садовой сорта Московский деликатес И.Д. Бородулина 1, Т.В. Плаксина 2 1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) 2 Научно-исследовательский
ПодробнееСОРТОВОДСТВО ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени
ПодробнееРОЛЬ РЕГЕНЕРАЦИИ В РАЗМНОЖЕНИИ РАСТЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1934 РОЛЬ РЕГЕНЕРАЦИИ В РАЗМНОЖЕНИИ РАСТЕНИЙ Автор работы: Смирнова Валентина Ильинична Ученица 11 «Б» класса Телефон:
Подробнееdocplayer.ru