Содержание
Классификация растений, систематика, высшие и низшие растения
Детская энциклопедия
- Человек
- Природа
- Наука
- Цивилизация
- Ученые
- Что да как?
-
What This -
Природа
-
Растения
Метки: растения
Наука, изучающая растения, называется ботаникой. Для удобства изучения ботаники разделили все растения на группы — классифицировали (систематизировали) их. Первые попытки классификации были основаны на внешнем сходстве растений. Глубже изучая растения, учёные получали всё больше новых фактов и усовершенствовали классификацию. Современная классификация растений (как, впрочем, и всех других живых организмов) основана на теории Ч. Дарвина и представляет собой родословное дерево.
Наука о классификации называется систематикой и определяет родственные связи между растениями. Палеонтологические находки древних вымерших растений, анализ строения современных растений, данные биохимических и генетических исследований позволяют судить о происхождении того или иного вида, определить его предков. Растения, имеющие общего предка, объединяются в одну группу в отличие от потомков другой растительной формы. Если предковые формы были родственны между собой, то группы их потомков составят более обширную группу. Так образуются «ветви» и «веточки» родословного дерева растений.
Исторический путь развития живых организмов называется эволюцией. В ходе эволюции растения приспосабливались к меняющимся условиям жизни, приобретая необходимые для выживания новые признаки и закрепляя эти полезные изменения из поколения в поколение. Соответственно менялся и их облик. Так, близкородственные виды, попав в разные условия, могли стать внешне совершенно непохожими. И, наоборот, попав в сходные условия, растения, произошедшие от разных предков, могли приобрести общие черты. Ботаники прослеживают эволюционный путь растения и соответственно классифицируют его.
Весь растительный мир делится на высшие и низшие растения. К низшим относятся водоросли и лишайники. К высшим — мхи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые растения.
Высшие и низшие растения подразделяются на отделы, отделы — на классы, классы — на порядки, далее следуют семейства, роды и виды растений. Каждое растение ботаники обозначают двойным именем: например, всем известная крапива имеет научное название крапива двудомная. При этом первое слово обозначает род растений, к которому она относится, а второе — вид. Классифицируем эту крапиву.
Крапива двудомная
Царство – растения, отдел – цветковые растения, класс – двудомные, порядок – крапивные, семейство – крапивные, род – крапива, вид – крапива двудомная.
В современной науке существуют разные взгляды на классификацию растительного мира. Часто одно и то же растение исследователи относят то к одному, то к другому виду, меняется состав порядков и родов. Поэтому представленная на сайте классификация растений — лишь один из принятых вариантов.
Детская энциклопедия «What This?» © 2009—2022
| Условия использования | Обратная связь
|
|
Систематика растений
«Систематика
растений» — это большой раздел ботаники,
изучающий
многообразие ныне существующих и
вымерших растений, их родственные
отношения и пути эволюции растительного
мира в целом, а также его отдельных
ветвей.
Главные
таксономические (систематические)
единицы: вид (species),
род (genus),
семейство (familia),
порядок (ardo),
класс (class),
отдел (divisio),
подцарство (subregnum),
царство
растений (Regnum
vegetabilia).
Основная единица систематики — вид.
Систематика растений учитывает все
разнообразие
растений, отличающихся по местам
обитания, внешнему
и внутреннему строению, жизненным
циклам, происхождению,
роли в природе и народном хозяйстве.
Низшие растения
Изучение
низших растений следует начать со
знакомства с бактериями,
вирусами, знать их общую характеристику.
При изучении
водорослей необходимо обратить внимание
на следующие
отделы: сине-зеленые, зеленые, золотистые,
разножгутиковые,
диатомовые, бурые, красные. Размножение
водорослей:
вегетативное и бесполое (при посредстве
спор). Типы спор.
Процесс образования спор. Половое
воспроизведение. Гаметы.
Изогамия, гетерогамия, оогамия. Зигота.
Общебиологическое
и практическое значение водорослей.
Понятие
о слизевиках. Следует хорошо знать грибы
(общая
характеристика). Классы грибов
(хитридиомицеты, оомицеты, зигомицеты,
аскомицеты, базидиомицеты и дейтеромицеты).
Главнейшие представители и их значение.
Роль грибов в природе, сельском хозяйстве,
медицине. Съедобные и ядовитые
грибы. Характеристика лишайников.
Строение их слоевища. Компоненты
лишайника. Способы размножения. Главнейшие
представители. Биологическое и
хозяйственное значение.
Высшие растения
Следует
знать происхождение и пути развития
высших растений.
Приспособление их к жизни на суше.
Понятие об архегониальных
растениях. Уяснить цикл развития мхов,
чередование
гаметофита и спорофита. Особенности
строения сфагновых
мхов. Биологическое и практическое
значение.
Характерные
признаки плауновидных, хвощевидных,
папоротниковидных. Их циклы развития,
чередование поколений (гаметофит и
спорофит). Разноспоровые представители
плауновидных (селагинелла) и
папоротниковидных (сальвиния). Понятия:
микро- и мегаспорангий, микро- и мегаспоры.
Особенности
заростков, развивающихся из микроспор
и мегаспор.
Голосеменные
растения и их эволюционная связь с
другими растениями.
Классы и порядки голосеменных, их
характеристика.
Главные представители порядка хвойных,
их значение
в народном хозяйстве и растительном
покрове.
Особое
внимание следует уделять изучению
отдела покрытосеменных или цветковых
растений. Важнейшие отличительные
признаки и происхождение покрытосеменных.
Время появления их в геологической
истории земной коры. Происхождение
и эволюция цветка. Филогенетическая
система и ее методы.
Классы покрытосеменных: двудольные и
однодольные (сравнительная
характеристика). Основные семейства:
Лютиковые, Розановые, Бобовые (Мотыльковые),
Гречишные,. Гвоздичные,
Маревые, Тыквенные, Маковые, Капустные,
(Крестоцветные), Сельдерейные (Зонтичные),
Пасленовые, Норичниковые,
Яснотковые (Губоцветные), Астровые
(Сложноцветные),
Лилейные, Осоковые, Мятликовые (Злаки).
Характеристику
важнейших семейств покрытосеменных
следует давать по плану: строение
вегетативных органов растений, цветков
и плодов, характерные черты биологии,
экологии и биохимия растений, географическое
распространение, место
в эволюционном ряду, практическое
значение. Особое внимание
должно быть обращено на культурные,
кормовые, ядовитые,
лекарственные и декоративные растения.
Вопросы для
самопроверки
Систематика
растений как наука. Понятие о виде
растений.
Основные таксономические единицы
систематики растений.Понятие о низших
и высших растениях.Водоросли.
Особенности строения клеток. Питание,
размножение:
бесполое, вегетативное, половое. Понятие
о планктоне и бентосе. Роль водорослей
в природе и народном хозяйстве.Общая
характеристика грибов. Низшие и высшие
грибы.
Главнейшие представители и их значение.
Роль грибов в природе,
сельском хозяйстве, медицине.Общая
характеристика лишайников. Типы питания,
размножения.
Представители и практическое значение
лишайников.Происхождение
и пути развития высших растений. Понятие
об архегониальных растениях. Гаметофит
и спорофит.Краткая
характеристика мохообразных. Чередование
поколений. Значение мхов в природе и
народном хозяйстве.Общая
характеристика папоротникообразных.
Цикл развития,
чередование поколений. Понятие о
разноспоровости. Биологическое
значение разноспоровости.Характеристика
голосеменных растений. Классы и порядки
голосеменных. Главнейшие представители
хвойных и
их значение в народном хозяйстве.Покрытосеменные
растения, их происхождение и важнейшие
признаки. Эволюция цветка.Систематика
покрытосеменных. Методы филогенетической
систематики. Роль русских и советских
ученых в развитии
систематики.Отличительные
признаки класса однодольных и двудольных
растений.Культурные,
кормовые и ядовитые растения из различных
семейств.
Метаморфозы
побега и корня у растений семейств
Капустные
и Пасленовые.
Характерные
признаки семейств: Бобовые, Капустные,
Сельдерейные
и Астровые.Важнейшие
семейства класса однодольных и их
значение.Важнейшие
семейства класса двудольных и их
значение
в народном хозяйстве.
Классификация растений — Класс миссис Кеур
Начните здесь
Части растения
Вы не можете классифицировать растение, пока не узнаете основную информацию о растениях
Изучите следующий сайт и узнайте больше о растениях
Великий побег растений
Части растения
Важность почвы
Семена
Размножение растений
Таинственные растения
Чай и Рэй Аллен, основатели, AmericanMeadows.com
Вот краткое объяснение того, как растения классифицируются от «Царства», самого высокого уровня, до «Разнообразия», самого низкого. Помните, что такой распространенный полевой цветок, как Черноглазая Сьюзан , называется Rudbeckia hirta. Rudbeckia – это название рода. Хирта — это «вид». Вы найдете эти два подразделения далеко внизу в этом списке.
Пример:
Черноглазая Сьюзан
Рудбекия хирта
Королевство | Plantae – Plants |
Subkingdom | Tracheobionta – Vascular plants |
Superdivision | Spermatophyta – Seed plants |
Division | Magnoliophyta – Flowering plants |
Класс | Magnoliopsida – двудольные |
Подкласс | Asteridae |
Order | Asterales |
Family | Asteraceae – Aster family |
Genus | Rudbeckia – coneflower |
Species | Rudbeckia hirta – black |
Источник: USDA |
ПОЯСНЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИЙ (НАЧИНАЯ С «КЛАССА»):
I. Класс
Класс делит растения на две большие группы: двудольные и однодольные.
A. Двудольные растения с двумя семенными листьями. В эту огромную группу, насчитывающую примерно 2/3 всех цветковых растений, входят почти все полевые цветы. знакомые листья с центральной жилкой и отходящими от нее ветвящимися жилками.
B. Однодольные (Однодольные, растения с одним семенным листом, представляют собой травы и другие более простые растения и составляют около 1/3 всех цветковых растений. Однодольные имеют листья с параллельным жилкованием.)
II. Подкласс
(Используется не для всех видов.)
Группа родственных семейств растений, классифицированных в том порядке, в котором они, как считается, развили свои отличия от общего предка. Существует шесть «надотрядов», название каждого из которых оканчивается на «idae».
III. Отряд
(Используется не для всех видов. )
Классы далее подразделяются на «отряды», названия которых заканчиваются на «эль».
IV. Семья
Щелкните здесь, чтобы просмотреть список Семейств полевых цветов
Каждый заказ разделен на семейства. Каждый член семейства растений имеет много общих ботанических особенностей. Это высшая классификационная группа, на которую обычно ссылаются. Современная классификация присваивает каждому семейству тип растения в качестве примера характеристик этого семейства, отличающихся от других семейств. Названия семейств заканчиваются на «aceae».
V. Подсемейство
(используется не для всех видов)
Подраздел семейства, в котором растения сгруппированы в соответствии с ботаническими различиями внутри одного семейства. Подсемейства заканчиваются на «oideae».
VI. Племя
(Используется не для всех видов.)
Дальнейшее подразделение семейства, основанное на менее значительных ботанических различиях. Племена оканчиваются на «eae».
VII. Sub-Tribe
(Используется не со всеми видами.)
Дальнейшее подразделение, основанное на еще более мелких ботанических различиях, обычно распознаваемых только профессиональными ботаниками.
VIII. Род
Это наиболее известная часть номенклатуры растений. Например, Papaver – это род мака. Растения в роду легко распознаются как принадлежащие к одной и той же группе. Название рода всегда должно быть написано с большой буквы. Пример: Красный мак – это Папвер реас .
IX. Вид
Это уровень классификации, определяющий отдельное растение. Здесь более конкретно определяются некоторые аспекты растения — цвет, форма листьев или место, где или кем оно было обнаружено. Использование названий рода и вида вместе всегда относится только к одному растению. Название вида пишется после названия рода и никогда не пишется с заглавной буквы. Пример: Rudbeckia hirta
X. Разновидность
(Используется не для всех видов.)
Чтобы получить эту дополнительную номенклатуру, растение должно лишь немного отличаться от определенного вида, но не настолько, чтобы оно было признано собственное видовое название. При использовании название разновидности следует за названиями рода и вида с аббревиатурой «var», за которой следует полное название разновидности строчными буквами. Хорошим примером является полевой лен алый: Linum grandiflorum var rubrum. На латыни это означает, что это лен ( linum ) с крупными цветами ( grandiflorum ), которые бывают красными ( rubrum ). (Большая часть семейства не имеет красных цветков.) У большинства полевых цветов нет этого дополнительного небольшого дополнительного имени (например, у Rudbeckia hirta нет), но оно важно, когда это необходимо.
Классификация растений
Ботаники классифицируют растения по группам со сходными характеристиками.
Растения в группе более тесно связаны с другими членами своей группы, чем с членами другой группы, так же как вы более тесно связаны со своими родителями, братьями и сестрами, чем с семьями других учеников вашего класса.
Здесь перечислены шесть основных групп растений. Подробнее о двух других группах организмов, грибах и красных водорослях, можно узнать, нажав здесь.
Вы можете нажать на название каждой группы, чтобы найти характеристики группы и фотографии некоторых ее членов.
В каждой группе будут ссылки, ведущие на информацию о некоторых участниках группы.
Покрытосеменные (цветковые)
Голосеменные (растения с незакрытыми семенами)
Хвощи
Ferns
Bryophytes
Mosses
Liverworts
Green Algae
Trametes (Bracket Fungi)
9.
6: Plant Classification — Биология LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 6637
Как узнать, к какой группе относится то или иное растение?
Так много разных растений. Есть ли у растения корни? Или цветы? Или только семена? Или корни и стебли, но не семена? Все эти признаки используются для классификации растений. Сколько различных видов растений вы видите в этом японском саду?
Классификация растений
Научная классификация современных наземных растений постоянно пересматривается. Неформально наземные растения можно разделить на группы, перечисленные в таблице ниже. В этой таблице собраны основные подразделения и типы современных наземных растений. Почему первые пять видов растений требуют влажной среды обитания?
Самая основная категория состоит из несосудистых растений и сосудистых растений . Сосудистые растения делятся на те, которые размножаются без семена и те, которые размножаются семенами. Семенники, в свою очередь, делятся на образующие семена в шишках и на производящие семена в завязях цветков. Семенные растения называются голосеменными . Семенные растения, называемые покрытосеменными , производят семена в завязях цветков .
Основной отдел | Типы растений | Количество живых видов | Описание |
---|---|---|---|
Nonvascular Plants | |||
Liverworts | 7,000 | ||
Hornworts | 150 | ||
Mosses | 10,000 | They lack листья и корни. У них нет стеблей, поэтому они растут низко к земле. Они размножаются спорами. Им нужна влажная среда обитания. | |
Сосудистые растения | |||
Плауны | 1,200 | У них есть корни и крошечные листья. У них нет стеблей, поэтому они растут низко к земле. Они размножаются спорами. Им нужна влажная среда обитания. | |
Папоротники | 11 000 | У них большие листья в вайях. У них жесткие стебли, поэтому они высокие; некоторые деревья. Они размножаются спорами. Им нужна влажная среда обитания. | |
Ginkgoes | 1 | ||
Cycads | 160 | ||
Conifers | 700 | ||
Gnetae | 70 | Most are деревья с деревянными стволами. У них есть приспособления к засухе, такие как игольчатые листья. Они размножаются семенами и пыльцой. Они производят семена в шишках. | |
Цветковые растения | 258 650 | Они имеют огромное разнообразие размеров, форм и других характеристик. Они размножаются семенами и пыльцой. Они производят семена в завязях цветов. Завязи могут развиваться в плоды, которые способствуют рассеиванию семян. |
Резюме
Самое основное деление живых растений — на несосудистые и сосудистые.
- Сосудистые растения подразделяются на бессемянные и семенные.
- Семенные растения, называемые голосеменными, производят семена в шишках.
- Семенные растения, называемые покрытосеменными растениями, производят семена в завязях цветов.
Обзор
- Сравните различные типы растений в Таблице выше. Какой тип растений вы бы назвали наиболее успешным? Подтвердите свой ответ данными из таблицы.
Эта страница под названием 9.