Классификация растений низшие и высшие: Низшие и высшие растения — урок. Биология, 5 класс.

Содержание

Тест по теме: «Систематика растений: низшие и высшие споровые» | Тест по биологии (9 класс) на тему:

Тренировочный тест ОГЭ по теме: «Систематика растений 1»

Выберите один верный ответ.

1. Какой из перечисленных организмов относят к царству Растения?

1) плаун        2) дрожжи        3) мукор        4) пеницилл

 

2. К высшим споровым растениям относят

1) сосну обыкновенную        2) ламинарию        3) белый гриб        4) папоротник орляк

 

3. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

1) Бурые водоросли                3) Покрытосеменные

2) Плауновидные                4) Моховидные

4. Водоросли, в отличие от папоротников,

1) являются многоклеточными организмами        

2) используют кислород для дыхания

3) размножаются половым путём

4) являются низшими растениями

5. Как питаются многоклеточные зелёные водоросли?

1) усваивают азот с помощью ризоидов

2) всасывают корнями из грунта минеральные вещества

3) образуют органические вещества из неорганических веществ

4) поглощают всей поверхностью таллома органические вещества из воды

 

6. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

1) Папоротниковидные

2) Голосеменные

3) Хвощевидные

4) Моховидные

 

7. У зелёных мхов, в отличие от водорослей,

1) клетки имеют большое и малое ядра                3) оплодотворение происходит при наличии воды

2) слоевище разделено на ткани и органы        4) осуществляется половое и бесполое размножение

 

8. Папоротники, в отличие от зелёных мхов, имеют 1) ризоиды   2) корни        3) листья        4) стебли

 

9. Как питается торфяной мох сфагнум?

1) поглощает ризоидами воду и минеральные соли

2) всасывает корнями из грунта минеральные вещества

3) образует органические вещества из воды и углекислого газа

4) поглощает всей поверхностью своего тела органические вещества из воды

 

10. Растение, изображённое на рисунке, размножается бесполым путём при помощи

1) семян        2) гамет        3) спор        4) гифов

11. Фотосинтез у одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады протекает в

1) ядре                                3) хроматофоре        

2) светочувствительном глазке        4) пульсирующей вакуоли

12. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)

1) заросток в виде зелёной пластины        2) предросток в виде зелёных нитей

3) растения с листьями                        4) семена будущего растения

13. Для водорослей, в отличие от всех остальных растений, характерно

1) расчленение тела на органы        3) обитание в водной среде

2) наличие в клетках хлорофилла         4) отсутствие покровных и механических тканей

14. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

1) Папоротниковидные

2) Голосеменные

3) Хвощевидные

4) Моховидные

15. Разделение тела на корневую и побеговую системы характерно для

1) нитчатых зелёных водорослей                3) слоевищных мхов

2) папоротникообразных                        4) листостебельных мхов

 

16. У папоротников из зиготы развивается

1) коробочка со спорами                2) заросток                3) листостебельное растение        4) семя

 

17. Появление хвощей на полях означает, что почва требует внесения

1) азотных удобрений        2) извести        3) фосфорных удобрений        4) соединений калия

18. На рисунке изображён цикл развития папоротника. Какой цифрой на нём обозначен заросток?

1) 1        2) 2        3) 3        4) 4

19. Водоросли, в отличие от мхов,

1) являются низшими растениями

2) размножаются половым путём

3) используют кислород для дыхания

4) являются многоклеточными организмами

 

20. Половые клетки папоротниковидных образуются на

1) заростке                                3) предростке        

2) спороносных колосках                4) верхушках зелёных побегов

21. К какой группе организмов относят зелёные растения, не имеющие корней, размножающиеся спорами, в жизненном цикле которых преобладает половое поколение?

1) мохообразные        3) папоротникообразные        

2) голосеменные        4) плауновидные

 

22.  К какой группе относят растение, спорофит которого развивается на тонкой пластинке –– заростке –после оплодотворения?1) водоросли  2) покрытосеменные  3) папоротникообразные  4) голосеменные

 

23. К какой группе относят зелёное растение, имеющее корни или корневище, спорофит которого развивается на заростке после оплодотворения?

1) водоросли        2) покрытосеменные        3) папоротникообразные        4) голосеменные

 

24. Мхи, в отличие от папоротников, участвуют в

1) образовании торфа                3) создании органических веществ из неорганических

2) отложении каменного угля        4) обогащении атмосферы кислородом

 

25. В чём сходство мхов и папоротников?

1) наличие побегов        2) наличие корней        3) размножение спорами        4) гетеротрофный способ питания

 

26. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения в наличии

1) корневища с придаточными корнями                3) ризоидов

2) клеток с хлоропластами                                4) мёртвых клеток

27. Скопление какой группы растений способствует заболачиванию почвы?

1) плауновидных        2) хвощевидных                3) моховидных        4) папоротниковидных

28. Водоросли –– важный компонент водной экосистемы, так как они

1) способствуют очищению воды        

2) обогащают воду кислородом и создают органические вещества

3) используют органические вещества в процессе дыхания

4) способствуют зарастанию водоёмов и их заболачиванию

29. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как

1) у них нет корней                                        3) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями

2) они образуют органические вещества из неорганических        4) у них есть воздухоносные клетки

 

30. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)

1) заросток в виде зелёной пластины        3) предросток в виде зелёных нитей

2) растения с листьями                        4) семена будущего растения

 

31. Какой признак характерен для мхов?

1) придаточные корни развиваются от стебля        3) споры образуются в коробочке

2) у них отсутствует побег                                4) опыление предшествует оплодотворению

 

32. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести.

1) в размножении зависят от воды                4) имеют развитые проводящие ткани

2) имеют корни и побеги с листьями        5) имеют вегетативные органы

3) образуют семена                                6) размножаются спорами

 

33. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с образования гамет.

1) образование спор                2) образование заростка         3) оплодотворение

4) образование листостебельного растения                 5) образование гамет

34. Установите последовательность стадий развития в цикле мха кукушкина льна, начиная с попадания спор в почву.

1) образование коробочки со спорами                 4) формирование органов полового размножения

2) оплодотворение, образование зиготы                 5) прорастание спор в ветвящиеся зелёные нити

3) образование листостебельных растений

 

35. Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле.

1) появление ризоидов         2) образование семян в плодах         3) возникновение фотосинтеза

4) образование семян в шишках         5) формирование корневых систем

36. Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле.

1) возникновение семян                         2) появление цветка                 3) возникновение фотосинтеза

4) появление растительных тканей        5) формирование корневых систем

 

37. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.

Группа 1

Группа 2

Хламидомонада

Кукушкин лён

Улотрикс

Хвощ полевой

Ламинария

Ряска

Что из перечисленного было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?

1) среда обитания                        3) источник питания для человека

2) способ питания растений         4) деление тела на части

38. Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ХВОЩИ

Хвощи –это __________ (А) растения, размножающиеся при участии __________ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: __________ (В), на котором развиваются споры, и __________ (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях –признак избыточного содержания кислот в почве.  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) весенний 2) семенные 3) луковица 4) насекомое 5) летний 6) осенний 7) вода  8) споровые

 

39. Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ПАПОРОТНИКИ

Папоротники –это __________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах –сорусах. Из споры развивается __________ (Б) –особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования __________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима __________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода         2) заросток                 3) минеральная соль         4) проросток         5) семязачаток

6) зигота         7) споровые                 8) цветковые

 

40. Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

МХИ

Мхи –это __________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах –__________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например __________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи __________ (Г) –ценного удобрения и топлива.  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) низшее         2) коробочка         3) семенное         4) сорус   5) споровое   6) сфагнум   7) торф    8) цветковое

 

РАЗМНОЖЕНИЕ СПОРОВЫХ РАСТЕНИЙ

У мхов и папоротников происходит чередование бесполого и полового размножения. Бесполое размножение мха кукушкина льна осуществляется с помощью спор. Из проросшей споры образуется тонкая зелёная нить ––предросток. Нить ветвится, на ней появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские растения мха. Половое размножение кукушкина льна характеризуется тем, что на одних растениях развиваются мужские гаметы –сперматозоиды, на других женские ––яйцеклетки. При слиянии гамет в присутствии воды образуется зигота. Из зиготы развивается коробочка на ножке, в которой созревают споры. Спора –это клетка с плотной оболочкой. Она служит для бесполого размножения. У папоротника на нижней стороне листа образуются маленькие бурые бугорочки –спорангии со спорами. Созревшие споры, попадая в благоприятные условия, прорастают. Из проросшей споры развивается маленькая зелёная пластинка –заросток. Он живёт самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами.

На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы. Под заростком задерживаются капельки воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам и оплодотворить их. Из зиготы развивается зародыш растения.

Зародыш сначала получает питательные вещества от зелёного заростка. Он растёт и постепенно превращается в растение, которое называют папоротником.

 

Используя содержание текста «Размножение споровых растений», ответьте на следующие вопросы.

1) В каком органе мха происходит образование спор?

2) Какое обязательное условие необходимо для оплодотворения у споровых растений?

3) Чем споры отличаются от гамет? (Укажите не менее двух отличий).

Классификация ⚠️ растений: уровни, порядок и характеристики


Содержание:


  • Растения — краткое описание


    • Основные признаки

  • Классификация растений

  • Принцип иерархичности


    • Отдел

    • Класс

    • Порядок

    • Семейство

    • Род

    • Вид

  • Подцарства


    • Низшие растения (водоросли)

    • Высшие растения (споровые, семенные)

  • Пример классификации на примере конкретного растения


Содержание


  • Растения — краткое описание


    • Основные признаки

  • Классификация растений

  • Принцип иерархичности


    • Отдел

    • Класс

    • Порядок

    • Семейство

    • Род

    • Вид

  • Подцарства


    • Низшие растения (водоросли)

    • Высшие растения (споровые, семенные)

  • Пример классификации на примере конкретного растения



Растения — краткое описание

Определение

Растения (от латинского plantae) — биологическое царство, которое является одной из ключевых групп многоклеточных организмов.

Изучению растений и их разновидностей посвящена наука ботаника.

Впервые изучать растения начал древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он поместил данный класс в промежуточное положение между неодушевленными предметами и животными. Исследователь представил определение растений в виде живых организмов, обделенных способностью к самостоятельному передвижению. В этом заключается одно из их главных отличий от животных.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В более позднее время наука открыла бактерии и археи, которые невозможно отнести к общепринятому понятию растительности. Во второй половине ХХ столетия происходит выделение грибов и некоторых типов водорослей в отдельные категории на основании отсутствия у данных организмов сосудистой и нервной системы, характерных для других представителей растительных видов.

Основные признаки

Растения отличают по ряду характеристик. Основными признаками растительности являются:

  1. Наличие плотных целлюлозных оболочек, покрывающих каждую клетку, которые составляют листья, стебли и другие части.
  2. Присутствие в клетках хлоропластов с содержанием хлорофилла, служащего компонентом процесса фотосинтеза.
  3. Элементы растений обладают зеленым цветом за счет наличия хлорофилла.
  4. Для растений характерен прикрепленный образ жизни.
  5. Стебли и листья накапливают запас питательных веществ и энергии в виде крахмального вещества.
  6. Рост продолжается на протяжении всей жизни.
  7. Фитогормоны в составе растений, которые несколько напоминают человеческие, регулируют такие процессы, как жизнедеятельность и другие важные процессы.
  8. Плотная оболочка из целлюлозы не пропускает свет.
  9. Свойства продуцентов, то есть способность производить органические вещества при воздействии углекислого газа и ультрафиолета.

Клетки растения обладают рядом особенностей, среди которых можно отметить следующие характерные черты:

  1. Целлюлозные стенки клеток. Благодаря такой защите в клетку не проникают пищевые частицы и крупные молекулы, что позволяет им поглощать исключительно низкомолекулярные вещества, то есть придерживаться осмотрофного типа питания. Поглощая из окружающей среды воду и углекислый газ через проницаемую клеточную мембрану, а также минеральные соли с помощью специальных мембранных клапанов и переносчиков, растения обеспечивают себя питанием.
  2. Пластиды, к которым относятся хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.
  3. Крупная центральная вакуоль в виде пузыря с клеточным соком, окруженным мембраной в форме тонопласта. Этот материал обладает системой регулируемых переносчиков для транспортировки различных веществ, поддержания нужной концентрации солей и кислотности в цитоплазме. Также вакуоль необходима для обеспечения нужного осмотического давления в клетке, которое приводит к образованию тургора, то есть напряжения на клеточной стенке для поддержания формы растения. В вакуоле запасаются питательные вещества и накапливаются отходы метаболизма.
  4. Центриоли отсутствуют в клеточных центрах растений.



 

Классификация растений

Основные ранги таксонов растительности классифицируют, исходя из принципов иерархичности, то есть соподчинения. Таким образом, более крупные таксоны объединяют в себе более мелкие.



 

Примером такой классификации может служить известное растение ромашка. Формулировка данного таксона будет иметь следующий вид:

  1. Царство Растения.
  2. Отдел Покрытосеменные.
  3. Класс Двудольные.
  4. Семейство Сложноцветные.
  5. Род Ромашка.
  6. Вид Ромашка аптечная.



 

Определение

Жизненная форма организма — внешний облик, отражающий его приспособленность к определенным условиям среды.

В ботанике принята стандартная классификация растительности, исходя из их жизненной формы. Основными группами являются:

  1. Деревья, представляющие собой многолетние растения, для которых характерны крупные одревесневшие стволы.
  2. Кустарники, к которым относятся многолетние виды растений, обладающие многочисленными некрупными одревесневшими стволами, способными жить не более 10 лет.
  3. Кустарнички в виде низкорослых многолетних растений, одревесневшие стволы которых достигают в высоту не более 40 сантиметров.
  4. Травы — это травянистые побеги зеленого окраса, которые каждый год отмирают. Двулетние и многолетние травянистые растения в весенний сезон выпускают почки, из которых затем появляются новые побеги.

Принцип иерархичности

Отдел

Среди большого многообразия растений выделяют основные категории:

  1. Споровые растения, распространяющиеся с помощью спор, для размножения которых необходимы водные ресурсы.
  2. Семенные растения распространяются посредством семян, при этом не требуется наличие воды.

Споровые растения подразделяются на несколько отделов:

  • моховидные;
  • плауновидные;
  • хвощевидные;
  • папоротниковидные.

Среди семенных растений выделяют следующие отделы:

  • покрытосеменные;
  • голосеменные.

Класс

Мохообразные растения группируют по следующим классам:

  • андреевые;
  • листостебельные мхи;
  • эдиподиевые;
  • политриховые мхи;
  • сфагновые мхи;
  • тетрафисовые мхи.

К хвощевидным растениям относятся виды хвощового класса. К отделу плауновидных причисляют полушниковые и плауновые классы. Отдел цветковых растений представлен следующими классами:

  1. Однодольные.
  2. Двудольные.

Среди голосеменных видов растительности выделяют следующие классы:

  • саговниковые;
  • гинкговые;
  • гнетовые;
  • хвойные.

Папоротниковидные вилы растений также подразделяют на отдельные классы. К ним относятся папоротниковидные, мараттиевые, псилотовидные растения.

Порядок

В каждом классе выделяют определенные порядки растений. К примеру, к классу андреевых относится порядок андреевых видов растительности.

Порядки листостебельных мхов следующие:

  • бриевые;
  • бриоксифиевые;
  • буксбаумиевые;
  • гедвигиевые;
  • гипновые;
  • гриммиевые;
  • гукериевые;
  • дикрановые;
  • дифисциевые;
  • катоскопиевые;
  • ортотриховые;
  • скоулериевые;
  • сплахновые;
  • тиммиевые;
  • фунариевые;
  • энкалиптовые.

К классу хвощовых относится порядок хвощовые. К гинкговым растениям относятся виды из гинкгового порядка, к гнетовым — хвойникова порядка, к полушниковым — порядка селагинелловых.

Класс однодольных растений представлен следующими порядками:

  • аироцветные;
  • альстёмериецветные;
  • амариллисоцветные;
  • аронникоцветные;
  • бромелиецветные;
  • взморникоцветные;
  • водокрасоцветные;
  • гемодороцветные;
  • диоскореецветные;
  • имбирецветные;
  • касатикоцветные;
  • коммелиноцветные;
  • лилиецветные ;
  • мелантиецветные;
  • мятликоцветные;
  • наядоцветные ;
  • осокоцветные;
  • пальмоцветные;
  • панданоцветные;
  • понтедериецветные;
  • посидониецветные;
  • рдестоцветные;
  • рогозоцветные;
  • ситниковидноцветные;
  • ситникоцветные;
  • смилаксоцветные;
  • спаржецветные;
  • стемоноцветные;
  • сусакоцветные;
  • таккоцветные;
  • триллиецветные;
  • цимодоцеецветные;
  • частухоцветные;
  • шейхцериецветные;
  • шерстестебельникоцветные;
  • ятрышникоцветные.

Плауновому классу соответствует порядок плауновых растений. В классе двудольных представлено более ста порядков. Некоторые из них:

  • актинидиецветные;
  • анноноцветные;
  • барбарисоцветные;
  • батоцветные;
  • бобовоцветные;
  • болотникоцветные;
  • букоцветные;
  • волчникоцветные;
  • ворсянкоцветные;
  • глауцидиецветные;
  • горечавкоцветные;
  • диллениецветные;
  • зверобоецветные;
  • ивоцветные;
  • икациноцветные;
  • истодоцветные;
  • кисличноцветные;
  • колокольчикоцветные;
  • кориариевые;
  • лавроцветные;
  • ладанникоцветные;
  • мирсиноцветные;
  • орехоцветные;
  • охноцветные;
  • парнолистникоцветные;
  • питтоспороцветные;
  • раффлезиецветные;
  • ризофороцветные;
  • роголистникоцветные;
  • розоцветные;
  • санталоцветные;
  • сапиндоцветные;
  • троходендроцветные;
  • тыквоцветные ;
  • фиалкоцветные;
  • циномориецветные;
  • чаецветные;
  • ясноткоцветные.

К хвойному классу относятся следующие порядки:

  • араукариевые ;
  • кипарисовые;
  • подокарповые;
  • сосновые;
  • тисовые.

Порядки растений из папоротниковидного класса следующие:

  • гименофилловые;
  • глейхениевые ;
  • дербянковые;
  • диксониевые;
  • мараттиевые;
  • марсилиевые;
  • многоножковые;
  • птерисовые;
  • сальвиниевые;
  • схизейные;
  • ужовниковые;
  • циатейные;
  • чистоустовые.

К классу политриховых мхов относится политриховый порядок растений. Класс тетрофисовых мхов представлен видами из тетрофисового порядка растительных организмов.

Семейство

Данная таксономическая единица растительных организмов определяется рядом их систематических признаков. Растительный мир отличается богатым разнообразием. В семейства включены виды растений, обладающие оригинальными признаками.

Для однодольных растений характерны параллельное или дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, травянистая жизненная форма.

К однодольным относят следующие семейства:

  1. Лилейные с обилием луковичных многолетних растений, которым присуще видоизмененные побеги в форме луковиц или корневищ. Данные растения способны выжить в регионах с достаточно сложными климатическими условиями. Строение включает цельную листовую пластинку и параллельное жилкование, шесть тычинок в цветке и венчик правильной формы. Примерами лилейных растений являются тюльпаны, рябчики, лилии.
  2. Злаковые растения характеризуются полым стеблем. Влагалищные листья обладают параллельным жилкованием. Цветки отличаются миниатюрными размерами и объединяются в соцветия или колоски. В цветках есть три тычинки. Плодами являются зерновки, образованные оболочками семян и плода. К представителям злаковых относят пшеницу, кукурузу, рис. Сельскохозяйственные культуры отличаются большим количеством микроэлементов.

Двудольные растения характеризуются стержневой формой корневой системы, сетчатым жилкованием листьев, кратными частями цветка. В составе двудольных растений присутствует камбий. Это ткань, которая обеспечивает рост стебля в толщину. Среди двудольных растений нередко встречают разнообразные виды деревьев, кустарников и трав.

К данному классу относят следующие семейства:

  1. Бобовые с оригинальной формой цветков, похожих на мотыльков с развернутыми крыльями. Для соцветий характерна двусторонняя симметрия, 5 лепестков, 10 тычинок и 1 пестик. Лепестки могут обладать разными формами и размером. Плод вырастает в виде боба с семенами, прикрепленными к створкам. К бобовым относят горох, сою, люцерну, акацию.
  2. Крестоцветные растения относятся к травянистым и многолетним типам. Для них характерно очередное расположение листьев и отсутствие прилистников. Небольшие цветки обладают 4 чашелистиками, тычинки в которых размещены попарно. Крестоцветными растениями являются капуста, редька, левка.
  3. Семейство пасленовых включает разнообразие экологических форм таких, как деревья и кустарники. Листья у них могут быть цельными, лопастными, надрезанными, зубчатыми. Для цветков характерно наличие пяти чашелистиков, тычинок и лепестков, которые по мере срастания преобразуются в венчик. Типичными представителями семейства пасленовых являются картофель, перец, дурман.
  4. Семейство розоцветных представлено видами растений с пальчато и перситосложными листьями. Для них характерны прилистники и соцветия правильной формы. Можно отметить отсутствие сросшихся чашелистиков и лепестков. Цветоложе соцветий отличаются по форме. Они могут быть блюдчатыми, кувшинчатыми, узкотрубчатыми.
  5. Сложноцветные включают однолетники и многолетники. Редко в данном семействе встречаются кустарники и никогда — деревья. Ключевым признаком сложноцветных является сложное цветение. Соцветия могут обладать трубчатой, язычковой, двугубной формой. Нередко в одном соцветии совмещены оба вида. Листья двудольных растений отличаются перистым жилкованием, иногда можно наблюдать параллельное и дуговое жилкование. Представителями данного семейства являются малина, шиповник, груша, яблоня.
  6. К семейству зонтичных относятся в основном травянистые растения. Данные виды обладают соцветиями в виде простых и сложных зонтиков, которые дополнены мелкими цветками, как правило, с белым окрасом. Встречаются желтые и голубые цветки. Чаще всего листья зонтичных растений обладают перисто-рассеченной формой. К данному семейству относятся бутень, снять, скандикс.

Насчитывается множество семейств растений. В качестве примера можно перечислить следующие:

  • аироцветные;
  • актинидиецветные;
  • частухоцветные;
  • альстёмериецветные;
  • амариллисоцветные;
  • пальмоцветные;
  • кирказоноцветные;
  • спаржецветные;
  • бальзаминоцветные;
  • дербянковые;
  • барбарисоцветные;
  • колокольчикоцветные;
  • каперсоцветные;
  • гвоздикоцветные;
  • циатейные;
  • кипарисовые и другие.

Род

В каждом семействе по узкопрофильным признакам выделяют конкретные таксономические единицы. Растения, относящиеся к определенному роду, обладают рядом отличительных характеристик.

К примеру, в семействе акантовых растений представлены следующие роды:

  • азистазия;
  • акант;
  • барлерия;
  • блефарис;
  • гигрофила;
  • гипоэстес;
  • диклиптера;
  • мегаскепасма;
  • пахистахис;
  • псевдэрантемум;
  • ринакантус;
  • руттия;
  • руэллия;
  • трихокаликс;
  • тунбергия;
  • шауэрия;
  • эрантемум;
  • юстиция.

К семейству адиантовых относятся растения следующего рода:

  • адиантум;
  • алевритоптерис;
  • анограмма;
  • бококучник;
  • кониограмма;
  • краекучник;
  • криптограмма;
  • ложнопокровница.

Существует еще несколько сотен родов растений. Каждому из них присуще индивидуальные характеристики. В рамках конкретного рода выделяют виды растительных организмов.

Вид

В мире насчитывается около 350 тысяч видов растений. Точная цифра постоянно меняется, так как ежегодно какие-то из них гибнут, а ученые регулярно открывают новые виды. Растения распределяются по трем подцарствам, которые включают разнообразные виды высших зародышевых растительных организмов, настоящих водорослей и красных водорослей багрянок.

Представители каждого вида отличаются по ряду основных признаков:

  1. Размер растительного организма.
  2. Жизненная форма в виде травы, кустарника, овощной и кормовой культуры, дерева.
  3. Периоды жизнедеятельности, по которым различают однолетние, двулетние и многолетние растения.
  4. Методы размножения.
  5. Необходимые условия произрастания.

Подцарства

Многообразие растений классифицируется по определенным признакам. В зависимости от строения выделяют основные подцарства растительных организмов: высшие и низшие.

Низшие растения (водоросли)

Представители данного подцарства не обладают органами и тканями. Для низших растений характерно наличие слоевища или талла. К данной категории причисляют водоросли. В большинстве своем такая растительность обитает в водной среде. Питание у водорослей происходит за счет поглощения питательных веществ с помощью всей поверхности тела. Преобладающая часть или вся структура растительности водоемов соприкасается с солнечным светом, что объясняет ее способность к фотосинтезу. Такой образ жизни не предполагает быстрого перемещения веществ по организму. Для большинства видов водорослей характерно однотипное строение клеток.

Высшие растения (споровые, семенные)

Виды, которые относятся к данному подцарству, обладают функционально различными органами, которые образуют специализированные клетки. Как правило, представители высших растений обитают на суше. Вода и минеральное питание добываются ими из грунта. Фотосинтез у таких растений осуществляется путем подъема над поверхностью почвы. Виды, относящиеся к высшему подцарству, нуждаются в транспортировке веществ между частями организма, которая выполняется с помощь проводящих тканей.

Механическая и покровная ткани создают поддержку и опору для растения в наземно-воздушной среде. Благодаря специализированным клеткам, тканям и органам, растительные организмы высшего подцарства могут достигать больших размеров и осваивать широкий спектр сред обитания. Для многих представителей высших растений характерен вторичный возврат в водную среду. К примеру, в условиях пресного водоема такие организмы формируют основную массу водной растительности.

Пример классификации на примере конкретного растения

Ромашка аптечная обладает следующими характеристиками:

  • царство Растения;
  • отдел Цветковые;
  • класс Двудольные;
  • порядок Астроцветные;
  • семейство Астровые;
  • род Ромашка;
  • вид Ромашка аптечная.

В случае тюльпана характеристика будет иметь следующий вид:

  • царство Растения;
  • отдел Покрытосеменные;
  • класс Однодольные;
  • семейство Лилейные;
  • род Тюльпан;
  • вид Тюльпан поникающий.

Колокольчик обладает следующей характеристикой:

  • царство Растения;
  • отдел Цветковые;
  • класс Двудольные;
  • семейство Колокольчиковые;
  • порядок Астроцветные;
  • род Колокольчик;
  • вид Колокольчик карпатский.


Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.39 (Голосов: 18)

Поиск по содержимому

Характеристика и дифференциация высших растений с помощью инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье

. 2007 март; 61(3):300-8.

дои: 10. 1366/000370207780220903.

Севги Туркер Горгулу
1
, Муса Доган, Фериде Северкан

принадлежность

  • 1 Факультет биологии Ближневосточного технического университета, 06531 Анкара, Турция.
  • PMID:

    17389070

  • DOI:

    10.1366/000370207780220903

Севги Туркер Горгулу и др.

Прил Спектроск.

2007 март

. 2007 март; 61(3):300-8.

дои: 10.1366/000370207780220903.

Авторы

Севги Туркер Горгулу
1
, Муса Доган, Фериде Северкан

принадлежность

  • 1 Факультет биологии Ближневосточного технического университета, 06531 Анкара, Турция.
  • PMID:

    17389070

  • DOI:

    10.1366/000370207780220903

Абстрактный

Для идентификации и классификации растений было использовано несколько методов. Мы предложили инфракрасную спектроскопию с преобразованием Фурье (FT-IR) вместе с иерархическим кластерным анализом в качестве быстрого и неинвазивного метода дифференциации растений на основе фрагментов их листьев. Мы применили этот метод к трем разным родам, а именно к Ranunculus (Ranunculaceae), Acantholimon (Plumbaginaceae) и Astragalus (Leguminoseae). Все эти роды являются покрытосеменными и включают большое количество видов в Турции. Ranunculus и Acantholimon имеют декоративное значение, а Astragalus — важный фармацевтический род. Спектры FT-IR выявили существенные различия, которые указывали на различия в метаболизме липидов, углеводном составе и конформации белков разных родов. Более того, полисахариды клеточной стенки, включающие различные группы, могут быть идентифицированы для каждого рода. Было обнаружено, что акантолимон обладает самой высокой емкостью водорода в своих полисахаридах и белках. Для лютика и астрагала назначено более высокое содержание лигнина и меньшее протекание реакций декарбоксилирования и этерификации пектина по сравнению с акантолимоном. Все эти результаты свидетельствуют о том, что ИК-Фурье-спектроскопия может быть успешно применена для дифференциации родов, как показано здесь с Ranunculus, Astragalus и Acantholimon. Кроме того, мы использовали эту технику для идентификации одних и тех же видов из разных географических регионов. В заключение, текущее исследование FT-IR представляет собой новый метод быстрой и точной молекулярной характеристики и идентификации растений на основе композиционных и структурных различий в их макромолекулах.

Похожие статьи

  • [Быстрый метод идентификации рода lycium с помощью FTIR-спектроскопии].

    Пэн Ю, Сунь Ск., Чжао З.З., Люн Х.В.
    Пэн Ю и др.
    Гуан Пу Сюэ Юй Гуан Пу Фен Си. 2004 июнь; 24 (6): 679-81.
    Гуан Пу Сюэ Юй Гуан Пу Фен Си. 2004.

    PMID: 15766181

    Китайский язык.

  • Изучение дягиля и его различных экстрактов с помощью инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье и двумерной корреляционной ИК-спектроскопии.

    Лю HX, Sun SQ, Lv GH, Чан KK.
    Лю Х.Х. и др.
    Spectrochim Acta A Mol Biomol Spectrosc. 2006 15 мая; 64 (2): 321-6. doi: 10.1016/j.saa.2005.07.026. Epub 2005, 28 декабря.
    Spectrochim Acta A Mol Biomol Spectrosc. 2006.

    PMID: 16386456

  • ИК-Фурье-микроспектроскопия: многообещающий метод быстрой идентификации видов Listeria.

    Джанбу АО, Мёретро Т., Бертран Д., Колер А.
    Джанбу А.О. и др.
    FEMS Microbiol Lett. 2008 г., январь; 278 (2): 164–70. дои: 10.1111/j.1574-6968.2007.00995.х. Epub 2007 5 декабря.
    FEMS Microbiol Lett. 2008.

    PMID: 18053065

  • Аналитические применения инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье (FT-IR) в микробиологии и исследованиях прионов.

    Бикес М., Лаш П., Науманн Д.
    Бикс М. и соавт.
    Вет микробиол. 2007 г., 31 августа; 123 (4): 305-19. doi: 10.1016/j.vetmic.2007.04.010. Epub 2007, 8 апреля.
    Вет микробиол. 2007.

    PMID: 17540519Обзор.

  • Инфракрасная спектроскопия с преобразованием Фурье как инструмент для характеристики молекулярного состава и реакции на стресс у патогенных бактерий пищевого происхождения.

    Альварес-Ордоньес А., Моувен Д.Дж., Лопес М., Прието М.
    Альварес-Ордоньес А. и др.
    J Микробиологические методы. 2011 март; 84(3):369-78. doi: 10.1016/j.mimet.2011.01.009. Epub 2011 21 января.
    J Микробиологические методы. 2011.

    PMID: 21256893

    Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Прямое бактерицидное сравнение металлических наночастиц и их солей с S . aureus Культура по данным ПЭМ и ИК-Фурье-спектроскопии.

    Сараева И., Толордава Е., Юшина Ю., Созаев И., Соколова В., Хмельницкий Р., Шелыгина С., Паллаева Т., Покрышкин Н., Хмеленин Д., Ионин А., Семенова А., Кудряшов С.
    Сараева И. и др.
    Наноматериалы (Базель). 2022 1 ноября; 12 (21): 3857. дои: 10.3390/нано12213857.
    Наноматериалы (Базель). 2022.

    PMID: 36364634
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Химическое определение реакции на тепловой стресс в листьях мягкой пшеницы с помощью инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье.

    Осман СОМ, Саад АСИ, Тадано С., Такеда Ю., Конака Т., Ямасаки Ю., Тахир И.С., Цудзимото Х., Акаши К.
    Осман СОМ и др.
    Int J Mol Sci. 2022 4 марта; 23 (5): 2842. дои: 10.3390/ijms23052842.
    Int J Mol Sci. 2022.

    PMID: 35269984
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Изучение биохимического происхождения вариаций последовательности ДНК в растениях ячменя, регенерированных с помощью культуры пыльников in vitro.

    Беднарек П.Т., Зебровский Ю., Орловска Р.
    Беднарек П.Т. и соавт.
    Int J Mol Sci. 2020 11 августа; 21 (16): 5770. дои: 10.3390/ijms21165770.
    Int J Mol Sci. 2020.

    PMID: 32796744
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Структурное исследование влияния возраста донора на мезенхимальные стволовые клетки костного мозга человека: FTIR-спектроскопия и визуализация.

    Аксой К., Кая Ф.А., Кушконмаз Б.Б., Учкан Д., Северкан Ф.
    Аксой С. и др.
    Эпоха (Дордр). 2014;36(4):9691. doi: 10.1007/s11357-014-9691-7. Epub 2014 1 августа.
    Эпоха (Дордр). 2014.

    PMID: 25081108
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Вызванные корневым экссудатом изменения клеточной стенки Bacillus cereus способствуют колонизации корней и стимулированию роста растений.

    Дутта С., Рани Т.С., Подолье АР.
    Датта С. и др.
    ПЛОС Один. 2013 24 октября; 8 (10): e78369. doi: 10.1371/journal.pone.0078369. Электронная коллекция 2013.
    ПЛОС Один. 2013.

    PMID: 24205213
    Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

вещества

Классификация растений — FastGrowingTrees.com

Вселенная растений, существующих на Земле, очень велика. Чтобы лучше понимать и изучать растения, необходимо иметь метод их классификации. Есть много способов, которыми растения классифицировались на протяжении времени.

Классификация на основе циклов роста

Растения подразделяются на три класса в зависимости от того, сколько времени требуется для завершения их жизненного цикла, в частности, по количеству вегетационных сезонов.

Растения, которые завершают свой жизненный цикл (прорастание, рост, цветение, образование семян и отмирание) за один вегетационный период или один календарный год, называются

.0155 годовой . Например, их можно дополнительно разделить на однолетники сезона дождей, однолетники зимнего сезона и однолетники летнего сезона.

Двулетники — это растения, которым для завершения жизненного цикла требуется два вегетационных периода или два календарных года. Как правило, они прорастают и завершают вегетативный рост в течение первого вегетационного периода, цветут, дают семена и отмирают во второй вегетационный период.

Многолетники – это растения, которые после посадки растут год за годом. Эти растения обычно производят цветы и семена каждый год после достижения зрелости. Многолетники подразделяются на травянистые и древесные многолетники . Если мясистые надземные части растения отмирают каждую зиму, а каждую весну появляются новые стебли, то многолетнее растение называют травянистым . Многолетники, такие как кустарники и деревья, верхушка которых становится твердой и волокнистой, сохраняясь круглый год, называются древесными .

Классификация по форме или структуре

Растения бывают разных форм и структур. Некоторые распространенные группы растений, основанные на этих формах или структуре, включают виноградные лозы, почвопокровные растения, кустарники и деревья.

Лианы — это растения с длинными тонкими одревесневшими стеблями, которые растут вдоль земли или требуют поддержки других растений или структур для роста вверх. Те лианы, которые способны лазить, делают это, обвивая поддерживающие растения или конструкции или используя усики, которые обвиваются или имеют клейкие кончики.

Почвенный покров растения растут близко к земле и образуют плотный почвенный покров, помогающий контролировать эрозию и предотвращающий появление сорняков. Их высота варьируется от дюйма до двух или трех футов.

Кустарники — это древесные многолетние растения, которые имеют множество ветвей, отходящих от основания растения на уровне земли. У них нет единого главного ствола, и они меньше деревьев. Они выживают много лет, хотя и меньше, чем деревья.

Деревья — это растения, у которых основной ствол несет деревянные ветви, ветки и листья, как правило, на некотором расстоянии от земли. Деревья обычно живут много лет.

Классификация по удержанию лепестков/игл

Большинство многолетних растений классифицируются как листопадные или вечнозеленые.

Листопадные растения теряют все листья один раз в год, как правило, в холодное время года поздней осенью/зимой. Но некоторые лиственные деревья могут ежегодно сбрасывать листву в сухой сезон.

Вечнозеленые растения сохраняют листья круглый год. Хотя они и сбрасывают листья, но не сразу. Старые листья периодически сбрасываются, но когда это происходит, на вечнозеленом растении все еще остается много других листьев.

Полулистопадные или полувечнозеленые – это термин для растений, которые каждый год теряют свои листья лишь на очень короткий период времени, когда старые листья опадают и появляются новые побеги. Это происходит у некоторых тропических и субтропических древесных многолетников.

Классификация на основе адаптации к климату

Многолетние растения можно классифицировать на основе их способности адаптироваться к изменениям климата.

Тропические растения произрастают между Тропиком Рака и Тропиком Козерога недалеко от экватора, где никогда не бывает холодно. Такие растения плохо переносят холодную погоду и могут сильно повреждаться или погибать при отрицательных температурах.

Субтропические растения растут в климате, похожем на климат тропических растений. Однако, в отличие от тропических растений, субтропические растения могут выдерживать кратковременное воздействие температур равных или чуть ниже нуля.

Hardy Растения, адаптированные к длительным периодам отрицательных температур. Как долго они могут переносить холодную погоду и минимальные температуры, которые они могут выдержать, зависит от степени их выносливости.

Другие однолетники также могут быть классифицированы в зависимости от температуры, которую они могут переносить. Например, те, которые могут переносить короткие периоды отрицательных температур, называются 9.0155 выносливый, , а те, которые не могут, называются тендерными . Растения также можно классифицировать по температурным предпочтениям для оптимального роста. Например, культур прохладного сезона дают наилучшие урожаи в холодные месяцы года, а культур теплого сезона дают наилучшие урожаи в теплые летние месяцы.

Классификация по использованию

Один древний способ классификации растений основывался на их использовании. Растения были сгруппированы в зависимости от того, были ли они источником пищи, специй, волокон для изготовления одежды, источников лекарств или имели декоративное значение. Садовые растения, которые являются источниками пищи, далее делятся на фрукты, овощи, травы и орехи. Однако с этой системой классификации связаны проблемы, поскольку одно и то же растение может использоваться по-разному в разных частях мира. А некоторые растения не вписываются в единую группу.

Научная классификация растений

Самый точный способ классификации или категоризации растений — использование научной системы классификации . Эта система классификации была разработана для классификации всех живых организмов, а не только растений. Он создает иерархию категорий и подкатегорий на основе характеристик каждого организма. В категории встроена информация не только о конкретном виде организма, но и о его ближайших родственниках и эволюции.

Первоначальная система научной классификации была опубликована Каролом Линнеем в 1700-х годах. Он известен как «отец таксономии». Первоначально она сгруппировала организмы в иерархию категорий от самых широких до самых конкретных:

  • Царство
    • Тип
      • Класс
        • Заказ
          • Семья
            • Род
              • Вид

Эта ранняя система была основана на морфологических характеристиках (на что-то похоже). С годами к вышеприведенной иерархии добавлялось все больше и больше подуровней, чтобы объяснить новые различия, наблюдаемые в организмах. В последние годы произошел радикальный сдвиг в том, как организмы группируются, в первую очередь благодаря ДНК-технологиям.

При классификации растений самой широкой категорией является царство , названное Plantae . Все растения входят в царство Plantae.

Следующим уровнем категории в этой иерархии является тип . Именно на этом уровне проводится различие между голосеменными (название типа Coniferophyta ), покрытосеменными (название типа Anthophyta ) и другими типами растений высокого уровня.

Покрытосеменные растения подразделяются на два класса : двудольные или двудольные (название класса Magnoliopsida ) и однодольные или однодольные (название класса Liliopsida ). Каждый из этих классов цветковых растений имеет определенные общие характеристики. Например, проростки однодольных появляются из почвы с одним «семенным листом» или семядолей, тогда как проростки двудольных появляются из почвы с двумя семядолями. Однодольные обычно имеют чашелистики и / или лепестки, которые встречаются в количестве трех или кратных трем, тогда как двудольные обычно имеют чашелистики и лепестки, которые встречаются в количестве четырех, пяти или кратных им. Сосудистые пучки однодольных обычно разбросаны по всему стеблю, где пучки двудольных образуют концентрические круги.

На каждом уровне этой системы научной классификации используются определенные характеристики для группировки сходных растений. По мере того, как вы углубляетесь в систему классификации от царства к типу, к классу, к семейству, к роду, к виду, эти характеристики становятся все более и более конкретными. Эта система классификации полезна при попытке идентифицировать неизвестное растение или попытаться понять характеристики и проблемы данного растения. Это также может быть полезно при определении растений, которые могут быть пригодны для прививки или для совместного размножения для создания нового гибрида.

Научные названия растений

Каролюс Линней изменил способ именования растений, когда опубликовал Species Plantarum в 1753 году. растений до двух слов, таких как фамилия и имя человека. Род указан первым и определяет группу, к которой принадлежит растение, подобно тому, как фамилия человека определяет семейство, к которому он принадлежит. конкретный эпитет следует за родом, чтобы идентифицировать конкретное растение в роде, подобно тому, как имя человека идентифицирует конкретного члена семьи. Вместе род плюс видовой эпитет идентифицируют вид растения. Эта стратегия именования называется латинской системой биномиальной номенклатуры .

Иногда за родом следует « sp. », который представляет отдельный вид в пределах этого рода или единственный вид, специфический эпитет которого неизвестен. Также иногда делаются ссылки на род, за которым следует « вид. — это аббревиатура множественного числа видов, используемая для обозначения всех видов этого рода.

Научные названия всегда должны быть выделены курсивом или подчеркнуты в письменных документах. Названия родов должны быть написаны с заглавной буквы, а конкретные эпитеты всегда должны быть строчными, например, Acer palmatum (клен японский).

Растения могут иметь третье название, называемое сортом . Cultivar — это сокращение от «культивируемый сорт». Эти сорта обычно отличаются от видов некоторыми характеристиками, такими как цвет цветка, цвет листьев или высота растения. Они почти всегда являются результатом культивирования (размножаются вегетативными черенками вместо семян) и редко встречаются в природе. Они не являются настоящими семенами, а это означает, что их семена не гарантируют получение растения с теми же характеристиками, что и сорт, из которого оно получено. Названия сортов должны быть заключены в одинарные кавычки, а первая буква каждого слова должна быть заглавной, например 9.0101 Latingenus latinspecies ‘Название сорта’ . Примером может служить Acer palmatum ‘Bihou’, или клен японский Bihou.

Другие растения могут иметь «х» между родом и конкретным эпитетом, указывающим, что вид является гибридом, полученным путем скрещивания двух видов одного рода. Например, Latingenus x latinspeciesnew указывает на то, что новый вид latinspeciesnew был создан путем скрещивания двух других видов из рода Latingenus .

Некоторые растения имеют третье латинское название, которому предшествует «var». как Latingenus latinspecies var. latinvarietym, , что указывает на разновидность. Сорта соответствуют семенам, что означает, что (в отличие от культурных сортов) растения, выращенные из семян сорта, наследуют и сохраняют уникальную характеристику, которая отличает этот сорт от вида.

Некоторые растения могут также иметь товарные знаки, такие как Mytrademarkedname TM . Иногда его можно спутать с названием сорта, хотя торговое название не является частью научного названия растения.