Технологическая карта урока «Классификация растений», 6 класс. Классификация растений 6 класс
Проверка домашнего заданияВремя: 5 минЭтапы: 1.самостоятельное выполнение задания. 2.взаимооценка 3. устные ответы на вопросы учителя по результатам работы | Выполняют «Задание для проверки знаний», вносят взаимооценку (баллы) в графу «Оценка деятельности», в ней же записывают уровень подготовки д/з ( 0-1 балл- низкий , 2 балла- средний,3- достаточный, более 3-х баллов- отличный) | Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку: « Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре - устное или письменное, выполните его, оцените друг друга проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки. (Собирает работы). По результатам вашей работы у меня два вопроса: 1.На какие группы вы разделили организмы в задании А? 2.Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем». | Выберите и выполните задание в парах (А или Б) Задание А. Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: кошка, собака, верблюд, ландыш, капуста, пальма, обезьяна, белый гриб, опята, кишечная палочка. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы (3 балла) Запишите ответ: Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе. Критерии оценивания: 3 балла - ответ дает точно, полно, правильно 2 балл – допускает несущественные ошибки 1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки 0 баллов – не дает ответа Количество баллов: Задание Б. Выполните задание в паре (устно): Сформулируйте определения: Система- Биосистема- Приведите примеры систем из курсов биологии, математики, русского языка, технологии. (от 3 баллов) Критерии оценивания: по 1 баллу за каждую верную формулировку определения; по 1 баллу за каждый верный пример системы. Оцените с соседом по парте друг друга, проставьте взаимооценку, соответствующую количеству правильных ответов на этом листе и в вашем рабочем листе. Количество баллов: |
| Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам | Изучение нового материалаВремя: 20 минутЭтапы: 1.инструктаж учащихся 2.знакомство с планом изучения нового материала 4.выполнение учащимися заданий рабочего листа 5.подведение к выводу о роли систематики | Знакомятся с планом работы на уроке, индивидуально выбирают задание, выполняют его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывают о самооценке,задают вопросы учителю и товарищам. | Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки. Объясняет материал по следующему плану: 1.Систематика и ее роль. На Земле огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям Чтобы разобраться во многообразии растений, ученые создали специальную науку – систематику. Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю .попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции- Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней. 2.Роль Карла Линнея в развитии систематики. Не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы. Я хочу передать слово вашим одноклассницам , которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, выполнять задания, задавать вопросы. После сообщения вопросы нашему первому докладчику: :какие качества личности ученого обеспечили ему всемирное признание? Спасибо! Не забудь сдать лист самооценки сообщения. Вопрос второму докладчику: с какой целью ты готовила сообщение? Спасибо. Не забудь сдать лист самооценки сообщения. 3.Таксоны. Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны - специальные систематические группы растений ( или единицы) - используется презентация «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику. Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов - генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство - на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее (не забывайте выполнять задания в рабочем листе) - используются слайды к уроку «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику 4.Вид – основная единица систематики. Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов)- главные слова, признаки данной группы особей:1) сходных по строению и жизнедеятельности; 2) способных скрещиваться;3) занимающих свой ареал. Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его. Линней ввел в науку бинарные ( двойные) названия: первое слово - существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное - отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе. Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия» | Задания рабочего листа- путеводителя, подготовленные учителем к данному уроку Задание А. (базовый уровень) Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1Дополните определение: Систематика – это... Впишите ответ, самооценку (0-1 балл) внесите в графу3. 2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно: Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство (0-6 баллов) 3.Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий. Задание Б. Его можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1.Выберите верный ответ: Ученые объединяют организмы в группы на основе: А) сходства организмов без учета родства; Б) общности мест их обитания; В) сходства организмов с учетом их родства; Г) практического значения организмов. Ответ: (0-1 балл) не забудьте о самооценке в графе 3. 2.Впишите ответы в кроссворд: 1. Наука о классификации организмов 2.Шведский ученый – натуралист. 3. Страна-родина Карла Линнея. 4.Систематическая группа (или единица). 5.Основная единица системы растений. 6.Двойные названия растений. (6 баллов) 3.Решите задачу: Чайный сервиз, изготовленный в Китае по заказу одного крупного ученого украшало его любимое растение – линнея северная. Как фамилия ученого? Как он связан с этим растением? (0-2 балла) Ответ: Ученый -… … Он связан с этим растением тем, что … | уметь выделять принципы современной классификации растений. называть таксоны растений в определенном порядке |
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам | КонтрольВремя: 9 минЭтапы: 1.сличение с образцом 2.исправление ошибок 4.формулирование вывода по проблемному вопросу урока. | затем проверяют правильность выполнения заданий по образцу на слайдах презентации, исправляют ошибки, дают самооценку своей работы в баллах и в виде отметки, делают вывод по проблемному вопросу урока | затем просит проверить правильность выполнения заданий по образцу на слайдах презентации, исправить ошибки, дать самооценку работы, выборочно просматривает тетради, оценивает учащихся за индивидуальные сообщения и самостоятельную работу в тетради. Далее предлагает сделать вывод. «А сейчас, узнав новое, вернемся к проблемному вопросу: как объяснить слова Линнея: « Без систематики в биологии был бы хаос?» (показывает определитель растений). Изученная тема – опора для изучения последующих учебных тем, положительный учебный опыт поможет вам успешно понять новое. |
| уметь выделять принципы современной классификации растений. называть таксоны растений в определенном порядке | Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД:. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Проверка домашнего заданияВремя: 5 минЭтапы: 1.самостоятельное выполнение задания. 2.взаимооценка 3. устные ответы на вопросы учителя по результатам работы | Выполняют «Задание для проверки знаний», вносят взаимооценку (баллы) в графу «Оценка деятельности», в ней же записывают уровень подготовки д/з ( 0-1 балл- низкий , 2 балла- средний,3- достаточный, более 3-х баллов- отличный) | Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку: « Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре - устное или письменное, выполните его, оцените друг друга проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки. (Собирает работы). По результатам вашей работы у меня два вопроса: 1.На какие группы вы разделили организмы в задании А? 2.Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем». | Выберите и выполните задание в парах (А или Б) Задание А. Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: кошка, собака, верблюд, ландыш, капуста, пальма, обезьяна, белый гриб, опята, кишечная палочка. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы (3 балла) Запишите ответ: Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе. Критерии оценивания: 3 балла - ответ дает точно, полно, правильно 2 балл – допускает несущественные ошибки 1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки 0 баллов – не дает ответа Количество баллов: Задание Б. Выполните задание в паре (устно): Сформулируйте определения: Система- Биосистема- Приведите примеры систем из курсов биологии, математики, русского языка, технологии. (от 3 баллов) Критерии оценивания: по 1 баллу за каждую верную формулировку определения; по 1 баллу за каждый верный пример системы. Оцените с соседом по парте друг друга, проставьте взаимооценку, соответствующую количеству правильных ответов на этом листе и в вашем рабочем листе. Количество баллов: |
| Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам | Изучение нового материалаВремя: 20 минутЭтапы: 1.инструктаж учащихся 2.знакомство с планом изучения нового материала 3.активное слушание учащихся объяснения нового материала учителем и одноклассниками 4.выполнение учащимися заданий рабочего листа 5.подведение к выводу о роли систематики | Знакомятся с планом работы на уроке, индивидуально выбирают задание, выполняют его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывают о самооценке,задают вопросы учителю и товарищам. | Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки. Объясняет материал по следующему плану: 1.Систематика и ее роль. На Земле огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям Чтобы разобраться во многообразии растений, ученые создали специальную науку – систематику. Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю .попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции- Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней. 2.Роль Карла Линнея в развитии систематики. Не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы. Я хочу передать слово вашим одноклассницам , которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, выполнять задания, задавать вопросы. После сообщения вопросы нашему первому докладчику: :какие качества личности ученого обеспечили ему всемирное признание? Спасибо! Не забудь сдать лист самооценки сообщения. Вопрос второму докладчику: с какой целью ты готовила сообщение? Спасибо. Не забудь сдать лист самооценки сообщения. 3.Таксоны. Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны - специальные систематические группы растений ( или единицы) - используется презентация «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику. Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов - генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство - на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее (не забывайте выполнять задания в рабочем листе) - используются слайды к уроку «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику 4.Вид – основная единица систематики. Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов)- главные слова, признаки данной группы особей:1) сходных по строению и жизнедеятельности; 2) способных скрещиваться;3) занимающих свой ареал. Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его. Линней ввел в науку бинарные ( двойные) названия: первое слово - существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное - отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе. Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия» | Задания рабочего листа- путеводителя, подготовленные учителем к данному уроку Задание А. (базовый уровень) Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1Дополните определение: Систематика – это... Впишите ответ, самооценку (0-1 балл) внесите в графу3. 2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно: Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство (0-6 баллов) 3.Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий. Ответ вписать вместо многоточия, самооценку(0-2 балла) в графу 3. Задание Б. Его можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1.Выберите верный ответ: Ученые объединяют организмы в группы на основе: А) сходства организмов без учета родства; Б) общности мест их обитания; В) сходства организмов с учетом их родства; Г) практического значения организмов. Ответ: (0-1 балл) не забудьте о самооценке в графе 3. 2.Впишите ответы в кроссворд: 1. Наука о классификации организмов 2.Шведский ученый – натуралист. 3. Страна-родина Карла Линнея. 4.Систематическая группа (или единица). 5.Основная единица системы растений. 6.Двойные названия растений. (6 баллов) 3.Решите задачу: Чайный сервиз, изготовленный в Китае по заказу одного крупного ученого украшало его любимое растение – линнея северная. Как фамилия ученого? Как он связан с этим растением? (0-2 балла) Ответ: Ученый -… … Он связан с этим растением тем, что … | уметь выделять принципы современной классификации растений. называть таксоны растений в определенном порядке |
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам | КонтрольВремя: 9 минЭтапы: 1.сличение с образцом 2.исправление ошибок 3.оценивание работы 4.формулирование вывода по проблемному вопросу урока. | затем проверяют правильность выполнения заданий по образцу на слайдах презентации, исправляют ошибки, дают самооценку своей работы в баллах и в виде отметки, делают вывод по проблемному вопросу урока | затем просит проверить правильность выполнения заданий по образцу на слайдах презентации, исправить ошибки, дать самооценку работы, выборочно просматривает тетради, оценивает учащихся за индивидуальные сообщения и самостоятельную работу в тетради. Далее предлагает сделать вывод. «А сейчас, узнав новое, вернемся к проблемному вопросу: как объяснить слова Линнея: « Без систематики в биологии был бы хаос?» (показывает определитель растений). Изученная тема – опора для изучения последующих учебных тем, положительный учебный опыт поможет вам успешно понять новое. |
| уметь выделять принципы современной классификации растений. называть таксоны растений в определенном порядке | Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД:. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Дидактическая игра по биологии для 6-7 класса по теме «Классификация растений. Класс Двудольные»
Дидактическая игра по биологии для 6-7 класса
по теме: «Классификация растений. Класс Двудольные»
Класс делится на 5 групп, каждой группе достается название семейства класса Двудольные растения (Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Бобовые). Также каждой группе раздаются карточки с изображением признака какого-либо семейства. Из них нужно выбрать те, которые соответствуют данному им семейству.
Семейства класса Двудольные
Двудольные — это самый многочисленный класс цветковых растений (около 75%). Количество семейств в классе более 350. Представители семейства Двудольные имеют похожее строение цветка.
В семейство Розоцветные входит более 3 тыс. видов. Среди них роза, вишня, малина, яблоня. Есть древесные, травянистые формы и кустарники. Цветок имеет двойной околоцветник, чашечку из пяти свободных чашелистиков, такой же венчик, много тычинок и пестиков (малина, земляника) или много тычинок и один пестик (вишня, яблоня). Плод — яблоко, костянка, сборная семянка или костянка.
Среди розоцветных много видов, которые использует человек. Это плодовые деревья (яблоки, груши, абрикосы, сливы и др), малина, земляника. Также много декоративных растений (роза, сакура).
Семейство Бобовые включает около 17 тыс. видов. Представителями этого семейства являются горох, фасоль, люпин, соя, клевер, акация, арахис и др. Многие из них древние культурные растения. Особенностью бобовых растений является то, что у них на корнях имеются азотфиксирующие клубеньки. У всех бобовых сложные листья с прилистниками.
Цветки бобовых неправильной формы, у ряда видов два лепестка срастаются у основания. Всего лепестков пять, тычинок десять. Плод боб.
Бобовые растения являются важным кормом для травоядных животных (клевер, люцерна, вика, верблюжья колючка), есть лекарственные растения, медоносы (донник, чины, клевер), декоративные растения (душистый горошек, люпин, акации).
Семейство Крестоцветные включает более 3 тыс. видов, большинство представителей травянистые растения, произрастающие в умеренной зоне Северного полушария. Представителями семейства крестоцветные являются капуста, редька, хрен, горчица, рапс, пастушья сумка, сердечник и др. Среди крестоцветных много культурных, лекарственных, декоративных растений, есть медоносы и много сорняков.
Цветок крестоцветных состоит из четырех чашелистиков и лепестков, шести тычинок, четыре из которых длинные, и одного пестика. Цветки обычно образуют соцветие кисть. Плод стручок или стручочек.
Родиной представителей семейства Пасленовые является Америка. К пасленовым относятся картофель, томат, перец, баклажан, петуния, паслен и др.
В цветке пасленовых по пять чашелистиков, лепестков и тычинок, один пестик. Чашелистики и лепестки сросшиеся. Плод ягода (картофель, томат) или коробочка (петуния, табак).
Семейство Сложноцветные — это самое крупное семейство класса Двудольные. Оно насчитывает около 20 тыс. видов. Сложноцветные распространены повсеместно, большинство их представителей — травы. Особенностью сложноцветных являются мелкие цветки, собранные в соцветия корзинки. Представителями сложноцветных является подсолнечник, василек, ромашка, мать-и-мачеха, нивняк, цикорий. Много медоносных и лекарственных растений.
Чашечка у цветков сложноцветных чаще всего отсутствует, венчик из пяти лепестков срастается и выглядит как трубочка, язычок или воронка. Плод семянка или летучая семянка (одуванчик).
Ч(2+2)Л(2+2)Т(4+2)П(1) | |
Ч(5)Л(5)Т(5)П(1) | |
Семейство Розоцветные
Семейство Бобовые
Семейство Сложноцветные
Семейство Пасленовые
Семейство Крестоцветные
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Отряд Фамилия | Оценка подготовки | |||||||
«5» | «4» | «3» | ||||||
Командир | ||||||||
1Член отряда | ||||||||
2Член отряда | ||||||||
3Член отряда | Количество | Количество видов занесенных в Красную книгу РТ | ||||||
родов | видов | |||||||
Крестоцветные | 380 | 3200 | 16 видов | |||||
Розоцветные | 100 | 3000 | 9 видов | |||||
Бобовые | 700 | 12000 | 30 видов | |||||
Пасленовые | 90 | 2500 | не занесены | |||||
Сложноцветные | 1150 | 1300 | 50 видов | |||||
Лилейные | 45 | 1300 | 5 видов | |||||
Злаковые | 650 | 10000 | 46 видов | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 1 | 2 | 6 | 4 | 4 | 3 | 1 | 1 |
2 | 4 | 2 | 4 | 1 | 3 | 4 | 3 | 1 |
3 | 2 | 2 | 5 | 5 | 4 | 2 | 1 | 1 |
4 | 5 | 1 | 2 | 2 | 1 | 5 | 2 | 2 |
5 | 6 | 1 | 7 | 5 | 2 | 1 | 2 | 2 |
doc4web.ru
"Понятие о систематике растений". 6-й класс
Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки. (Приложение 2)
1. Систематика и ее роль.
На Земле огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по-своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям
Чтобы разобраться во многообразии растений , ученые создали специальную науку – систематику. (Приложение 3)
Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю. Попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции – Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней.
2. Роль Карла Линнея в развитии систематики.
Не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы.
Я хочу передать слово вашим одноклассникам – Маше и Насте, которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, выполнять задания, задавать вопросы.
После сообщения вопрос Маше: Ккакие качества личности ученого обеспечили ему всемирное признание? Спасибо! Не забудь сдать лист самооценки сообщения.
Вопрос Насте: С какой целью ты готовила сообщение? Спасибо. Не забудь сдать лист самооценки сообщения.
3. Таксоны.
Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны – специальные систематические группы растений (или единицы).
Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов – генеративных и вегетативных, в класс0 по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство – на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее ( не забывайте выполнять заданий в рабочем листе).
4. Вид – основная единица систематики.
Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов) – главные слова, признаки данной группы особей:
1) сходных по строению и жизнедеятельности;
2) способных скрещиваться;
3) занимающих свой ареал.
Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его.
Линней ввел в науку бинарные (двойные) названия: первое слово – существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное – отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе.
Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Контрольная работа по теме: «Классификация растений»
Контрольная работа по теме: «Классификация растений» - 6 класс.
1 вариант.
Первое задание: (за каждый правильный ответ 3 балл)
Напишите формулу цветка и определите, к какому семейству относится данная формула цветка?
Околоцветник простой. Цветок неправильной формы, всего четыре лепестка, причем два из них сросшиеся между собой, а два свободнолепестные. Три тычинки и один пестик.
Второе задание: (за каждый правильный ответ 1 балл)
Закончи предложение или вставь пропущенное слово:
1. Полый внутри стебель, называют ……………………
2. Большинство растений из семейства пасленовые………………. ……
3. Цветки с крупным и ярким околоцветником, чаще всего опыляются……………
4 Шиповник относится к семейству. ………….
5. У семейства злаковые, плод имеет название …………….
Третье задание: Распределите названные ниже растения по семействам:
А – Крестоцветные;
Б – Астровые;
В - Пасленовые
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Растения:
1. Лук;
2. Белокочанная капуста;
3. Картофель;
4. Астра;
5. Подсолнечник;
6. Томат;
7. Пастушья сумка;
8. Пекинская капуста;
9. Ромашка;
10. Редька;
Четвертое задание: (3 балла) Определите систематическое положение такого растения, как ромашка?
Пятое задание: (3 балла) Какими признаками обладают растения из класса двудольные?
Шестое задание: (3 балла) Объясните, какой околоцветник называют простым, а какой двойным?
Седьмое задание: (3 балла) Подберите по три растения к сельскохозяйственным группам:
- Зерновые:
-Декоративные:
-Плодово – ягодные:
Контрольная работа по теме: «Классификация растений» - 6 класс.
2 вариант.
Первое задание: (за каждый правильный ответ 3 балл)
Напишите формулу цветка и определите, к какому семейству относится данная формула цветка?
Околоцветник сложный. Цветок правильной формы, пять чашелистиков, пять лепестков. Тычинок более 12 и один пестик.
Второе задание: (за каждый правильный ответ 1 балл)
Закончи предложение или вставь пропущенное слово:
1. У семейства астровые плод имеет название …………….
2. Простой околоцветник чаще всего имеют растения из класса……………….
3. Растения с мелкими, невзрачными цветами и отсутствием сладкого нектара, чаще всего опыляются……………
4 Томат относится к Семейству. ………….
5. Полый внутри стебель, называют ……………………
Третье задание: Распределите названные ниже растения по семействам:
А – Розоцветные;
Б – Лилейные;
В - Злаковые
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Растения:
1. Лук;
2. Пшеница;
3. Чеснок;
4. Шиповник;
5. Роза;
6. Тюльпан;
7. Овес;
8. Ландыш майский;
9. Малина;
10. Тростник обыкновенный;
Четвертое задание: (3 балла) Определите систематическое положение такого растения, как картофель?
Пятое задание: (3 балла) Какими признаками обладают растения из Класса Однодольные?
Шестое задание: (3 балла) Объясните, какие приспособления есть у тех цветов, которые опыляются насекомыми?
Седьмое задание: (3 балла) Подберите по три растения к сельскохозяйственным группам:
- Овощные:
- Масленичные:
- Кормовые:
infourok.ru
Систематика растений - Биология - 6 класс
Систематика растений
- Понятие о систематике.
- Систематика - это наука о классификации.
- Классификация –
это разделение всей общности на отдельные группы по какому-либо признаку.
Бинарная номенклатура.
- Видовые названия:
герань лесная
радиола розовая
фиалка собачья
лапчатка прямостоячая
смородина красная
смородина черная
клён татарский
клён остролистный
Видовое название состоит из двух слов:
1– существительное - родовое название ;
2 – прилагательное - видовое название.
- Бинарная номенклатура.
Такая форма названий – бинарная или двойная.
Видовые названия:
Лютик ядовитый
Лютик едкий
Лютик золотистый
Лютик кашубский
Лютик ползучий
- Исключения из правил
Подорожник – имеет дуговое жилкование и мочковатая корневая система.
Вороний глаз имеет листья с
сетчатым жилкованием.
Класс Двудольные
Класс Однодольные
Класс двудольные, семейство Крестоцветные
- Класс двудольные, семейство Крестоцветные
- Класс двудольные. Семейство Розоцветные
Что такое
систематика
Систематика – наука о многообразии организмов, их объединении в группы на основе родства.
Основная задача систематики :
классификация организмов.
Классификация – объединение организмов в группы по степени их родства.
- Класс Двудольные, семейство паслёновые
Класс Двудольные, семейство Бобовые
- Класс Двудольные, семейство Бобовые
- Класс Двудольные, семейство Сложноцветные
Класс Однодольные Семейство Злаки
Класс Однодольные, семейство Лилейные
- Класс Однодольные, семейство Лилейные
Класс однодольные, семейство Злаки
- Класс однодольные, семейство Злаки
- Класс Однодольные Семейство Злаки
1.Мочковатая корневая система
2.Стебель – соломина
3. Лист сидячий
- 1.Плод крестоцветного растения капусты огородной называют
- 1) бобом
- 2) коробочкой
- 3) костянкой
- 4) стручком
- Плод крестоцветных — стручок. Ответ: 4.
- 2.Плод картофеля называют
- 1) коробочкой
- 2) ягодой
- 3) столоном
- 4) клубнем
- .Плод картофеля — ягода, внутри плода находятся семена.
- Плод картофеля находится над землёй, где были опыление, оплодотворение и цветок. Плод картофеля ядовит. В пищу употребляются находящиеся под землёй картофельные клубни. Клубень — это видоизмененный побег. Ответ: 2.
3. Растения отдела голосеменных НЕ имеют
1) шишек
2) плодов
3) семян
4) листьев
Пояснение.
У голосеменных семена лежат открыто на чешуях шишек, не имеют плодов. Ответ: 2.
4.Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных, имеют
1) плоды
2) семена
3) шишки
4) листья
Пояснение.
У голосеменных семена лежат открыто на чешуях шишек (не имеют цветка). Ответ: 3.
5.Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, — особенности строения
1) листьев
2) семени
3) цветка
4) корней
Пояснение. В семейства объединяют растения по строению цветка и плода. Ответ: 3.
6.Какой признак позволяет распределять покрытосеменные растения по семействам?
1) число семядолей в семени
2) строение цветка
3) жилкование листьев
4) тип корневой системы
Пояснение.
В семейства объединяют растения по строению цветка и плода. Ответ: 2.
11.К какому из перечисленных семейств относится значительная часть овощных растений ?
1) Розоцветные
2) Сложноцветные
3) Паслёновые
4) Злаки
Пояснение. Пасленовые включают в себя большое количество овощных культур.
Розоцветные — плодовые; сложноцветные — масличные и декоративные; злаки — хлебные. Ответ: 3.
12. У представителей семейства Сложноцветные, например у подсолнечника, тип плода —
1) коробочка
2) стручок
3) зерновка
4) семянка
Пояснение. Плод у Сложноцветных — семянка. Ответ: 4.
multiurok.ru