Контрольный срез по биологии 6 класс по теме «Классификация растений». Классификация растений 6 класс биология
Контрольный срез по биологии 6 класс по теме «Классификация растений» страница 2
-
род
-
вид
-
класс
-
отдел
А5. Особенности строения какого органа цветковых растений играют решающую роль при их объединении в семейства?
-
семени
-
корня
-
цветка
-
листа
А6. Формула цветка растений семейства пасленовых:
1.Ч4 Л4 Т6 П1
2. Ч(5) Л (5)Т5 П1
3. Ч(5) Л 5 Т 10 П1
4. Ч – Л6 Т6 П 1
А7. К растениям класса двудольных относится семейство:
-
лилейные
-
амариллисовые
-
злаковые
-
Сложноцветные
А8. Соцветие корзинка, цветки могут быть трубчатыми, язычковыми, воронковидными, плод семянка с летучками, венчик из пяти сросшихся лепестков – особенности семейства:
-
Бобовых
-
Пасленовых
-
Сложноцветных
-
Лилейных
А9. Наличие хлорофилла – признак:
-
Царства растений
-
Отдела цветковых
-
Семейства злаков
-
Класса двудольных
А10. Геркулес получают из:
-
Пшеницы
-
Кукурузы
-
Овса
-
ячменя
В1. Установите правильную последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
А) класс
Б) семейство
В) вид
Г) род
Д) отдел
В2 Определите систематическое положение: рябина обыкновенная, овес посевной
В3. Установите соответствие. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
ПРИЗНАКИ КЛАССА КЛАСС
А) стержневая корневая система 1) однодольные
Б) жилкование листьев – сетчатое 2) двудольные
В) зародыш имеет одну семядолю
Г) у большинства растений жизненная форма – травы
Д) зародыш имеет две семядоли
Е) мочковатая корневая система
С1. Приведите примеры всех жизненных форм растений на примере семейства розоцветных.
Контрольный срез по теме «Классификация растений» 3 вариант
№ 1. Выберите один правильный ответ.
А1. Растения семейства злаковых:
-
овес, рожь, пшеница
-
редька, репа, капуста
-
томат, дурман, картофель
-
астра, василек, одуванчик
А2. К какому классу относят цветковое растение, имеющее стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев:
-
сфагновых мхов
-
хвойных
-
двудольных
-
папоротниковидных
А3. На родство растений одного семейства указывает:
-
их способность к фотосинтезу
-
использование кислорода для дыхания
-
общие признаки в их строении
-
произрастание на одной территории
А4. Формула цветка растений семейства бобовых:
1.Ч4 Л4 Т6 П1
2. Ч(5) Л (5)Т5 П1
3. Ч(5) Л 5 Т 10 П1
4. Ч – Л6 Т6 П 1
-
Сложноцветные
-
Розоцветные
-
Крестоцветные
-
Бобовые
А6. Систематическая категория, объединяющая виды:
-
Класс
-
Род
-
Семейство
-
Отдел
А7. К растениям класса однодольных относится семейство:
-
лилейные
-
магнолиевые
-
бобовые
-
сложноцветные
А8. . Растения семейства бобовых находятся в симбиозе с клубеньковыми бактериями, поэтому они:
-
богаты белками
-
развиваются из семян, содержащих две семядоли
-
опыляются ветром, насекомыми и птицами
-
А9. Признаки отдела покрытосеменных:
infourok.ru
Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Знакомство с классификацией цветковых растений"
Вайс Марина Григорьевна, учитель биологии МКОУ «Покровская СОШ»
Урок биологии в 6 классе
по теме: «Знакомство с классификацией цветковых растений»
Цель урока: Сформировать представления учащихся о классификации покрытосеменных растений
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с признаками растений классов двудольных и однодольных
- Показать многообразие цветковых растений, их хозяйственное значение
- Формировать логическое мышление
- Формировать навыки самонаблюдений
- Воспитывать бережное отношение к природе
Планируемые результаты:
Предметные: выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности покрытосеменных, объяснение роли покрытосеменных в природе и жизни человека
Метапредметные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации; понимание роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества; оценка своих учебных достижений
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение покрытосеменных растений; развитие интеллектуальных умений (строить рассуждения)
Оборудование урока: Учебник, иллюстрации, рабочая тетрадь, муляжи овощей, фруктов и ягод, гербарии
Тип урока: Комбинированный урок
Этап урокаДеятельность учителя
Планируемая деятельность учащихся
Развиваемые (формируемые) учебные действия
предметные
универсальные
1.Оргмомент
Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки
Регулятивные учебные действия
2.Мотивационный этап
- Ребята, представьте себя на мгновение пчелами, летающими над цветочной поляной.
- На какие цветы вы полетите?
- А почему вы выбираете именно эти цветы?
- А на ромашку полетите?
- Вот перед вами та самая ромашка (на магнитной доске ромашка, на ее лепестках названия систематических групп растений (Приложение 1)). Давайте ее внимательно рассмотрим.
- Вам знакомы эти слова?
- Что они обозначают?
- Приведите примеры.
- Зачем ученые-систематики придумали классифицировать растения, т.е. делить их на группы по каким-либо признакам?
- А вам в данный момент легко разобраться в этом многообразии?
- Почему?
- Я предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке эти знания получить. Я хочу предложить вам отправиться в экспедицию. А за какими знаниями мы отправимся?
- Поэтому тема нашего урока звучит…
- «Знакомство с классификацией цветковых растений»
Отвечают на вопрос (на яркие, крупные)
Отвечают на вопрос (у них много пыльцы)
Отвечают на вопрос (да)
Рассматривают, что написано на лепестках ромашки
Отвечают на вопрос (да)
Отвечают на вопрос (систематические группы)
Приводят примеры (вид – тополь пирамидальный, род – тополь и др.)
Отвечают на вопрос (чтобы легче было разобраться в многообразии растений)
Отвечают на вопрос (нет)
Отвечают на вопрос (недостаточно знаний)
Отвечают на вопрос (за знаниями по классификации растений)
Продолжают предложение (Классификация растений)
Умение использовать имеющиеся знания в нестандартных учебных ситуациях
Логическое мышление
3.Целеполагание
- Как известно, в экспедицию просто так не отправляются. Обязательно у ученых есть цель путешествия. Какова же цель нашей сегодняшней экспедиции?
- Что поможет нам в достижении цели? Обратите внимание на лестницу, которая изображена на доске.
- В каком направлении должна двигаться наша экспедиция, чтобы достичь вершины и получить какой-либо результат?
- Что поможет нам в этом? (на ступенях лестницы изображены иллюстрации действий)
Отвечают на вопрос (познакомиться с классификацией цветковых растений)
Отвечают на вопрос (вверх по лестнице)
Отвечают на вопрос (1 ступень – изучение многообразия растений, 2 ступень – разделение растений на двудольные и однодольные, 3 ступень – составление таблицы «Признаки однодольных и двудольных растений»)
Умение четко формулировать цель урока
Умение составлять план собственной деятельности
Умение четко формулировать свои мысли
Логическое мышление
Личностные учебные действия
4.Изучение нового материала
- Участники экспедиции готовы? Тогда в путь!
- Отправляясь в исследовательское путешествие, мы видим большое разнообразие растений. А какие же это растения?
Загадывает загадки, демонстрирует муляжи.
Она древностью гордитсяУже десять тысяч лет,Шумит, в полях под синим небомИ кормит всех нас белым хлебом.
Золотое решетоЧерных домиков полно.Сколько черненьких домков –Столько беленьких жильцов.
Овощ этот очень крут!Убивает всех вокруг.Помогут фитонцидыОт оспы и чумы.И вылечить простудуИм тоже сможем мы.
Цветок – напрасный,Плод опасный,А поле засажено.
Не шит, не кроен, а весь в рубцах:Без счету одежек, и все без застежек.
- Мы видим огромное разнообразие растений на нашем пути. На какие две группы их можно разделить?
- Как эти растения можно отличить друг от друга?
- Мы не всегда имеем возможность рассмотреть строение семян растений. Как вы думаете, есть ли еще отличия у этих растений?
- Я предлагаю вам, коллеги-ученые, это проверить, изучив гербарные экземпляры растений. Первая группа ученых изучает жилкование листьев, а вторая группа изучает строение корня.
- Итак, кто готов ответить на вопрос: есть ли отличия двудольных и однодольных растений, кроме количества семядолей?
- Как мы можем наши открытия оформить?
- Попробуйте в парах составить таблицу «Классификация цветковых растений» на черновиках.
- Итак, коллеги, каких результатов вы достигли, работая друг с другом?
Составляет общую таблицу на доске:
Признаки растенийОднодольные
Двудольные
Число семядолей
Одна
Две
Корневая система
Мочковатая
Стержневая
Жилкование листьев
Параллельное, дуговое
Сетчатое
- Можно ли теперь сказать, что имея полученные знания, классифицировать растения стало легче? Почему?
Отвечают на вопрос
Отгадывают загадки
Пшеница
Подсолнечник
Лук
Картофель
Капуста
Отвечают на вопрос (двудольные и однодольные)
Отвечают на вопрос (1 семядоля и 2 семядоли)
Выдвигают предположения
Разделившись на группы, как показал учитель, изучают гербарии, находят общие признаки в строении корня, жилковании листьев.
Отвечают на вопрос (разное строение корней, жилкование листьев)
Отвечают на вопрос (составить таблицу)
В парах составляют таблицу на черновике
Один учащихся из каждой пары демонстрирует получившуюся таблицу
Оформляют таблицу в тетрадях
Отвечают на вопрос (да, зная признаки растения, можно определить к какому классу оно относится)
Умение работать с источником информации - загадками
Умение работать с источником информации – гербарий
Умение работать в паре
Умение обобщать и формулировать выводы
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия
Коммуникативные учебные действия
Познавательные учебные действия
5.Закрепление изученного материала
- Давайте это сейчас проверим! Я предлагаю всем участникам экспедиции сделать привал и поиграть в игру «Да-нет». Я говорю предложение, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Двудольные растения имеют мочковатую корневую систему.
- Для двудольных растений характерно сетчатое жилкование листьев.
- Мочковая корневая система и две семядоли – это признаки двудольных растений.
- У однодольных растений параллельное или дуговое жилкование листьев.
- У однодольных растений одна семядоля и мочковая корневая система.
- Таким образом, признаки однодольных растений – это…
- Признаки двудольных растений…
- Хорошо отдохнули. А теперь пора завершать экспедицию и возвращаться домой.
Отвечают на вопросы
Нет
Нет
Да
Нет
Да
Да
Продолжают предложение (одна семядоля, мочковая корневая система, параллельное или дуговое жилкование листьев)
Продолжают предложение (две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев)
Умение находить ошибки
Умение обобщать и формулировать выводы
Коммуникативные учебные действия
Познавательные учебные действия
6.Рефлексия
- А пока мы идем, я хочу попросить вас поделиться своими впечатлениями от нашей сегодняшней экспедиции.
- Давайте вернемся к нашей лестнице и посмотрим, что удалось или не удалось выполнить во время нашей сегодняшней экспедиции.
- Я согласна, что удалось выполнить всю намеченную работу. Можно ли поэтому сказать, что цель, которую мы ставили в начале урока, достигнута?
- Я предлагаю вам, ребята, подумать сейчас полминуты и сделать свой «выстрел» по этой мишени (вешает на магнитную доску мишень). Оцените деятельность учителя, класса, собственную деятельность на уроке и отметьте, каково ваше настроение в конце урока.
- Вот мы уже и вернулись домой из экспедиции!
Высказывают свое мнение по желанию
Высказывают свое мнение
Отвечают на вопрос
Отмечают точками по мишени в тех графах, в которых считают нужным
Умение четко формулировать мысли
Умение объективно оценивать собственную деятельность и деятельность других учащихся класса
Коммуникативные учебные действия
7.Домашнее задание
Домашнее задание §46, стр. 205-207
Записывают в дневник.
8.Итог урока
- Ребята, мне очень приятно было с вами сегодня работать!
- Спасибо за урок!
Приложение 1.
Ромашка
infourok.ru
Обобщающий урок по биологии 6 класс на тему "Классификация растений" страница 2
Показ слайдов № 9-13 – Что лишнее?
1.РОЗА, ТОМАТ, МАЛИНА, ПЕРСИК.
2.БЕЛЕНА ЧЕРНАЯ, ПЕРЕЦ, ТОМАТ, КАРТОФЕЛЬ ЧИЛИЙСКИЙ.
3.ПОДСОЛНЕЧНИК, ЯБЛОНЯ ДИКАЯ, ИРИС, КАПУСТА БРЮССЕЛЬСКАЯ.
4.ПШЕНИЦА,
5.ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА, ЗЕМЛЯНИКА ЛЕСНАЯ, ЕЖЕВИКА, БОЯРОШНИК.
Физ. минутка (музыка)
Вниз три наклона, наклоняемся до пола,
А потом прогнемся сразу глубоко назад три раза.
Выполним рывки руками 1,2,3,4,5,
А теперь присядем, чтобы сильней и крепче стать.
Вверх потянемся, потом шире руки разведем.
Мы размялись от души и за парты вновь спешим.
А теперь представьте себе, что вы приходите к другу, а он болен. Его мучает кашель и насморк, болит горло, высокая температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях из изученных семейств?
Сообщение «Народные средства для лечения от простудных заболеваний, т.е. от повышенной температуры, боли горла, кашля, насморка».
1.Хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли две чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3-4 раза в день до еды.
2.При простудных заболеваниях хорошим средством считается сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 10 – 15 минут и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.
3.Рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.
4.Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке.
Теперь вы должны, определить к какому семейству эти растения относятся, которые буду вам называть.
Лук репчатый, астра китайская, клевер белый, петуния гибридная, чина лесная, ромашка лекарственная, гладиолусы, роза эфиромасличная, мать – и – мачеха, клевер белый, кукуруза, василек луговой.
С древних времен, любуясь цветами, поэты, одушевляли их, находя в них сходство с красивой девушкой или стройным юношей, создавали разные поэтические истории о превращении людей в цветы. И до сих пор сохранились легенды о волшебном появлении того или иного цветка.
(на экране слайды цветов, ученики рассказывают о цветах, легенды о них, под тихую музыку).
Слайды № 14-18 – Прекрасный мир цветов.
Легенда о нарциссах.
Лучистый, нежно-белый цветок нарцисса склонен набок и как бы смотрит желтыми глазами вниз.
В древней Элладе, где плещет о темные скалы,
Где опрокинута чашей глубокая синь,
Юноша жил темнокудрый, легкий и статный, как тополь,
Первый во всех состязаниях – в плаванье, беге, борьбе.
Часто, склоняясь над водою среди камышей и кувшинок
Где- нибудь в сонном заливе или озерной тиши,
Не уставал любоваться собственным он отраженьем,
Думая: «Как я прекрасен, лучше я всех на земле!»…
Легенда о превращении юноши Нарцисса в цветок, созданная поэтами, и дала ему видовое название «Нарцисс поэтический». Все нарциссы так нежны и прекрасны. Они вызывают восхищение. В Турции сохранилась старинная поговорка: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб – пища для тела, цветок – пища для души». У многих народов в разные времена один и тот же цветок имел различное значение. В Греции нарцисс считался цветком погибших, а в Риме он был цветком победы. В Швейцарии устраивался праздник нарциссов.
infourok.ru
Контрольная работа по биологии на тему: «Классификация растений»
Контрольная работа по теме: «Классификация растений» - 6 класс.
1 вариант.
Первое задание: (за каждый правильный ответ 3 балл)
Напишите формулу цветка и определите, к какому семейству относится данная формула цветка?
Околоцветник простой. Цветок неправильной формы, всего четыре лепестка, причем два из них сросшиеся между собой, а два свободнолепестные. Три тычинки и один пестик.
Второе задание: (за каждый правильный ответ 1 балл)
Закончи предложение или вставь пропущенное слово:
1. Полый внутри стебель, называют ……………………
2. Большинство растений из семейства пасленовые………………. ……
3. Цветки с крупным и ярким околоцветником, чаще всего опыляются……………
4 Шиповник относится к семейству. ………….
5. У семейства злаковые, плод имеет название …………….
Третье задание: Распределите названные ниже растения по семействам:
А – Крестоцветные;
Б – Астровые;
В - Пасленовые
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Растения:
1. Лук;
2. Белокочанная капуста;
3. Картофель;
4. Астра;
5. Подсолнечник;
6. Томат;
7. Пастушья сумка;
8. Пекинская капуста;
9. Ромашка;
10. Редька;
Четвертое задание: (3 балла) Определите систематическое положение такого растения, как ромашка?
Пятое задание: (3 балла) Какими признаками обладают растения из класса двудольные?
Шестое задание: (3 балла) Объясните, какой околоцветник называют простым, а какой двойным?
Седьмое задание: (3 балла) Подберите по три растения к сельскохозяйственным группам:
- Зерновые:
-Декоративные:
-Плодово – ягодные:
Контрольная работа по теме: «Классификация растений» - 6 класс.
2 вариант.
Первое задание: (за каждый правильный ответ 3 балл)
Напишите формулу цветка и определите, к какому семейству относится данная формула цветка?
Околоцветник сложный. Цветок правильной формы, пять чашелистиков, пять лепестков. Тычинок более 12 и один пестик.
Второе задание: (за каждый правильный ответ 1 балл)
Закончи предложение или вставь пропущенное слово:
1. У семейства астровые плод имеет название …………….
2. Простой околоцветник чаще всего имеют растения из класса……………….
3. Растения с мелкими, невзрачными цветами и отсутствием сладкого нектара, чаще всего опыляются……………
4 Томат относится к Семейству. ………….
5. Полый внутри стебель, называют ……………………
Третье задание: Распределите названные ниже растения по семействам:
А – Розоцветные;
Б – Лилейные;
В - Злаковые
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Растения:
1. Лук;
2. Пшеница;
3. Чеснок;
4. Шиповник;
5. Роза;
6. Тюльпан;
7. Овес;
8. Ландыш майский;
9. Малина;
10. Тростник обыкновенный;
Четвертое задание: (3 балла) Определите систематическое положение такого растения, как картофель?
Пятое задание: (3 балла) Какими признаками обладают растения из Класса Однодольные?
Шестое задание: (3 балла) Объясните, какие приспособления есть у тех цветов, которые опыляются насекомыми?
Седьмое задание: (3 балла) Подберите по три растения к сельскохозяйственным группам:
- Овощные:
- Масленичные:
- Кормовые:
uchkopilka.ru