Карточка определитель растений. Практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Практическая работа по биологии "Определение растений по признакам семейства". 6-й класс. Карточка определитель растений


Практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам

Карелина Вера Ивановна 237-236-954

Приложение 3

Практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам.

Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам и с помощью определителя.

Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.

Ход работы:

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

3.Следуя инструкции по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Приложение к уроку.

Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.

1.Плод стручок (длинный) …………………………………………………………2

0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине)…………………………….5

2.Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

Редька дикая.

0.Плоды без перетяжки ………….. 3

3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

Горчица белая

0.Стручки с округлым носиком………………………………………………………4

4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю .Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

Гулявник лекарственный.

0.Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.

Желтушник левкойный.

5.Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

Пастушья сумка.

0.Стручок овальной формы……………………………………………………………6

6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

Ярутка полевая

0.Стручочки без крылышек……………………………………………………………7

7.Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

Икотник серо-зеленый 0Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0

Клоповник сорный.

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Карточка для определения растений семейства розоцветных, Ханты-Мансийский округ

Определение растений семейства розоцветных

Чтобы карточка распечаталась из браузера Mozilla Firefox на одной странице с правильной компоновкой строк и размером шрифта 10pt, нужно печатать через Предварительный просмотр → масштаб: настроить → 100–108%

1       Плоды — яблоко, орешки или мелкие сочные костянки. Травы, кустарники, небольшие деревья … 2

0       Плоды — черные лоснящиеся шаровидные костянки, 7–8 мм в диаметре. Небольшое дерево или высокий (до 10 м высотой) кустарник. Листья эллиптические, с коротким остроконечием, на коротких черешках. Цветки белые, в кистях …………………………………. Черемуха уединенная

Местообитание: леса, берега рек, посадки

2       Плод — яблоко (в образовании плода участвует разрастающееся цветоложе). Кустарники и небольшие деревья ……………………………………………………………………………………………………… 3

0       Плоды — орешки или мелкие сочные костянки. Травы или небольшие кустарники ……………….. 5

3       Листья простые …………………………………………………………………………………………… 4

0       Листья непарно-перистосложные, с 5–10 парами листочков. Цветки в густых щитковидных соцветиях. Цветки белые. Плоды красно-оранжевые, шаровидные ………………… Рябина сибирская

Местообитание: леса, берега рек, посадки

4       Неколючие кустарники или деревья. Листья на верхушке острые, по краю мелко городчато-пильчатые. Цветки белые или розовые, 2–3 см в диаметре, в щитках ………………… Яблоня ягодная

0       Кустарники с крепкими, острыми колючками (редко без них). Листья лопастные или крупнозубчатые. Плоды ярко-красные ……………………………………………………… Боярышник кроваво-красный

Местообитание: леса, заросли кустарников, луга

5       Кустарник с колючими стеблями. Листья непарноперистосложные ………………………………… 8

0       Травянистое растение со стелющимися побегами (усами) …………………………………………… 6

6       Венчик желтый. Листочки перисто-рассеченные, зубчатые. Растение с тонкими, стелющимися побегами (усами) …………………………………………………………………….. Лапчатка гусиная

Местообитание: берега водоемов, увлажненные луга, вдоль дорог, вблизи жилья

0       Венчик белый или розовый. Листья тройчато-сложные. Цветоложе при созревании становится мясистым, сочным. Плоды — орешки ………………………………………………………………….. 7

7       Чашелистики прижатые к плоду. Плоды округлые, краснеющие только на верхушке или сбоку. Конечный верхушечный зубец на листочках маленький, сидит как бы в углублении ……. Клубника

Местообитание: открытые травянистые склоны, луга, лесные опушки

0       Чашелистики при плодах отогнутые. Плоды яйцевидные или конические, красные. Конечный верхушечный зубец на листочках выдается над остальными ……………………….. Земляника лесная

Местообитание: разреженные леса, лесные опушки, луга

8       Пестики и плодики расположены на плоском, выпуклом или слегка вогнутом цветоложе. Цветки белые, в кистях. Соплодия из сочных костянок. Кустарники с одногодичными нецветущими и двулетними цветущими побегами ……………………………………………… Малина обыкновенная

Местообитание: разреженные леса, вырубки, гари, овраги, берега рек

0       Пестики и плодики заключены в кувшинчатом углублении. Цветки крупные, розовые …………… 9

9       Ветви по всей длине густо покрыты тонкими прямыми шипами. Плоды продолговатые, к обоим концам суженные …………………………………………………………………… Шиповник иглистый

Местообитание: леса, заросли кустарников, луга, берега рек

0       Ветви с мелкими, редкими, слегка расширенными у основания шипами. Плоды округлые ……………………………………………………………………… Шиповник майский

Местообитание: леса, опушки, заросли кустарников, луга

Автор: Владимир Соколов, ХМАО, преподаватель

xn--d1alj.xn--p1ai

Интерактивная определительная карточка для растений семейства бобовых

Тип ПОЛабораторная работа PASCOActivInspire (Promethean)SMART NotebookПрезентация PowerPointAнимационный Flash-роликУрок для ActivTableElite Panaboard (Panaboard)HitachiМастер-классMimioStudio™RM Easiteach Next Generation (TriumphBoard, Panaboard, Legamaster)Interwrite WorkSpace (Interwrite)IP board (IPBoard /Julong)Интересный материал

ПредметОкружающий мирГеографияБиологияНемецкий языкОбщественные наукиМатематикаТатарский языкОРКСЭкономикаИностранный языкМХКВоспитательная работа (классный час)Русский языкОБЖГеометрияАнглийский языкТехнологияПриродоведениеОбществознаниеВнеурочное занятиеЕстественные наукиФизикаХимияЛитератураИсторияПравоИЗОЧерчениеМузыкаФранцузский языкАстрономияИнформатикаДругое

Уровень образованияДошкольное образованиеНачальная школаСредняя школаСтаршая школаВысшая школаСредне-специальное образованиеСреднее образованиеПрофессиональное образованиеСпециальное образованиеДистанционное обучениеВнеурочные занятияДополнительное образование

Вид урокаМетодические рекомендацииРазработка урокаИграФрагмент урокаВнеурочные занятияДидактический материалШаблонСценарий

Классдошкольное1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 классне зависит от класса

Рекомендованные

Сбросить фильтр

edcommunity.ru

Карточка для лабораторной работы по теме "Определение семейств растений" (7 класс)

Ф. И. учащегося: ___________________________________________________

Б-7 Лабораторная работа № 6

Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств

Цель: _______________________________________________

____________________________________________________

Оборудование: гербарий.

Выполнение работы:

С помощью определительных карточек определите название рода или вида травянистых растений из гербария. Запишите цепочку действий при выполнении определения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполните дополнительные задания:

1. Принадлежность покрытосеменных растений к тому или иному семейству определяют по:

1)наличию двойного оплодотворения 2)развитию семян из семязачатков

3)особенностям строения листьев 4)особенностям строения цветка и плода

2. Какое из названных семейств растений относится к классу Однодольные?

1)Паслёновые 2)Крестоцветные 3)Сложноцветные 4)Злаки

3. Какое из перечисленных семейств относится к двудольным?

1)Осоковые 2)Злаки 3)Бобовые 4)Лилейные

4. У представителей семейства Злаковые плод называют:

1)орех 2)семянка 3)ягода 4)зерновка

5. Какое из перечисленных семейств относится к однодольным?

1)Бобовые 2)Лилейные 3)Сложноцветные 4)Крестоцветные

Ф. И. учащегося: ___________________________________________________

Б-7 Лабораторная работа № 6

Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств

Цель: _______________________________________________

____________________________________________________

Оборудование: гербарий.

Выполнение работы:

С помощью определительных карточек определите название рода или вида травянистых растений из гербария. Запишите цепочку действий при выполнении определения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполните дополнительные задания:

1. Принадлежность покрытосеменных растений к тому или иному семейству определяют по:

1)наличию двойного оплодотворения 2)развитию семян из семязачатков

3)особенностям строения листьев 4)особенностям строения цветка и плода

2. Какое из названных семейств растений относится к классу Однодольные?

1)Паслёновые 2)Крестоцветные 3)Сложноцветные 4)Злаки

3. Какое из перечисленных семейств относится к двудольным?

1)Осоковые 2)Злаки 3)Бобовые 4)Лилейные

4. У представителей семейства Злаковые плод называют:

1)орех 2)семянка 3)ягода 4)зерновка

5. Какое из перечисленных семейств относится к однодольным?

1)Бобовые 2)Лилейные 3)Сложноцветные 4)Крестоцветные

6. Плод паслёновых растений картофеля и томата называют:

1)клубнем 2)корневой шишкой 3)корнеплодом 4)ягодой

infourok.ru

Практическая работа по биологии "Определение растений по признакам семейства". 6-й класс

Разделы: Биология

Цели:

  • совершенствовать умения обучающихся определять признаки семейства по внешнему виду растений, строению цветков и плодов;
  • формировать умение распознавать растения с помощью определителя;
  • продолжать формировать навыки работы с натуральными объектами.

Оборудование:

  • гербарии растений семейств: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные, Лилейные и Злаки;
  • карточки-определители растений;
  • лупы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Класс делится на группы по 4 человека. Работа выполняется по вариантам. Каждой группе выдаётся по 7 гербарных экземпляров растений ( по одному из каждого семейства).

2. Правила ТБ при выполнении практических и лабораторных работ

3. Инструкция для выполнения работы

1. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. По характерным признакам определите, к какому семейству оно относится.2. Следуя инструкции, по определительной карточке определите название этого растения.3. Результаты запишите в таблицу упражнения 129 в рабочей тетради (Пасечник В.В.):

Семейство

Формула цветка

Тип плода

Название растения

Крестоцветные

 

 

 

Розоцветные

 

 

 

Паслёновые

 

 

 

Бобовые

 

 

 

Сложноцветные

 

 

 

Лилейные

 

 

 

Злаки

 

 

 

4. Оценка результатов

«5» – определены верно 7 объектов;«4» – определены верно 5-6 объектов;«3» – определены верно 3-4 объекта.

5. Домашнее задание: выполнить упражнение 130 в рабочей тетради.

Приложение.

Варианты гербарных экземпляров:

I вариант

Семейства

Растения

Крестоцветные

Гулявник лекарственный

Розоцветные

Земляника лесная

Паслёновые

Дурман вонючий

Бобовые

Донник лекарственный

Сложноцветные

Ромашка лекарственная

Лилейные

Лук батун

Злаки

Рожь посевная

II вариант

Семейства

Растения

Крестоцветные

Редька дикая

Розоцветные

Черёмуха обыкновенная

Паслёновые

Белена чёрная

Бобовые

Чина луговая

Сложноцветные

Тысячелистник обыкновенный

Лилейные

Ландыш майский

Злаки

Овёс посевной

III вариант

Семейства

Растения

Крестоцветные

Пастушья сумка

Розоцветные

Манжетка

Паслёновые

Петунья гибридная

Бобовые

Клевер луговой

Сложноцветные

Чертополох колючий

Лилейные

Пролеска двулистная

Злаки

Щетинник сизый

IV вариант

Семейства

Растения

Крестоцветные

Клоповник сорный

Розоцветные

Рябина обыкновенная

Паслёновые

Помидор съедобный

Бобовые

Горох полевой

Сложноцветные

Осот полевой

Лилейные

Пролеска двулистная

Злаки

Тимофеевка луговая

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Определение цветковых растений

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7Следующая ⇒

Цель: сформировать умения определять вид семейства растений, собранных во время экскурсий.Оборудование: лупы, пинцеты, определители, цветковые растения разных семейств.

Методические рекомендацииСемейство и вид растений можно установить по определительным таблицам. Они построены по единому плану: за каждой цифрой — тезой — следует знак О — антитеза, где даны противоположные признаки один из которых обязательно правилен для определяемого растения. Каждая теза и антитеза составляют одну ступень. Прочитайте тезу и антитезу и решите, что больше соответствует признакам растения, которое вы определяете. В конце каждой тезы или антитезы стоит цифра — номер той ступени, на которую нужно перейти. На новой ступени проведите такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения. Продолжите работу до тех пор, пока теза или антитеза не закончится названием определяемого растения. Видовое название растения состоит из двух слов. Первое слово соответствует названию рода, а второе — названию собственно вида. Определительные карточки некоторых семейств растений смотрите в приложении 1.

Отличительные признаки семейств растений (однодольных и двудольных) рассмотрены в таблице 7 [4].

Некоторые из цветковых растений, наиболее часто встречающиеся в средней полосе России, представлены на рис. 6 [19].

Рис. 6. Цветковые растения: 1 — клевер; 2 — гулявник лекарственный; 3 — пижма обыкновенная; 4 — тыисячелистник обыкновенный; 5 — кульбаба осенняя; 6 — ландыш майский; 7— тюльпан Бибирштейна; 8 — редька дикая; 9 — икотник серо-зеленый; 10 — василек луговой; 11 — сурепка обыкновенная; 12 — бодяг полевой; 13 — паслен черный; 14 — дурман обыкновенный; 15 — петуния гибридная; 16 — гусиная лапка; 17 — гравилат; 18 — манжетка; 19 — земляника

Таблица 7

Отличительные признаки семейств растений классов

Однодольные и Двудольные

Двудольные Однодольные
Признак Розоцветные Бобовые Сложноцветные Злаковые
Жизненная форма Многолетние деревья, травы и кустарники Однолетние и многолетние деревья, травы и кустарники В основном однолетние травянистые, реже деревья и кустарники Травянистые, реже древовидные (бамбук)
Корневая система Стержневая Стержневая; характерен симбиоз с клубеньковыми бактериями Стержневая; возможен симбиоз с клубеньковыми бактериями Мочковатая

Продолжение таблицы

Листья Простые или непарноперистые с прилистниками, расположение очередное Редко простые, часто перисто- или пальчато-сложные с прилистниками, расположение очередное Чаще простые, без прилистников, различные по форме и рассеченности; расположение очередное, иногда супротивное Простые линейные, с влагалищем; дуговое или параллельное жилкование
Стебель Прямостоячий, ползучий, стелющийся Прямостоячий, вьющийся, стелющийся Прямостоячий, ползучий, укороченный Соломина
Цветки Одиночные или соцветия (кисть, щиток, простой зонтик). Цветок: 5 чашелистиков, 5 лепестков, тычинок много, 1 или много пестиков Одиночные или соцветия (кисть, головка). Цветок: 5 сросшихся чашелистиков, 5 лепестков (верхний — парус, два боковых — весла, два нижних — лодочка), 1 пестик, 10 тычинок (9 срастаются, 1 свободная). Соцветие корзинка. Типы цветка: трубчатый, язычковый, ложноязычковый, воронковидный. Чашечка цветка или отсутствует, или представлена волосками, щетинками. Цветки расположены на общем ложе: плоском, выпуклом или конусовидном Соцветия сложный колос, метелка, початок. Цветки ветроопыляемые: чашечка редуцирована, венчик — 2 плетеночные (цветковые) чешуи, 1 пестик с 2 перистыми рыльцами, тычинки (от 2—6 до 40) на длинных свисающих нитях
Плод Яблоко, костянка, сборная костянка, орешек Боб Семянка, семянка-летучка с хохолком Зерновка

Ход работыЗадание 1. Определение луговых растений. Рассмотрите строение соцветий, цветков и плодов растения. Определите, к какому семейству оно относится. С помощью определительной таблицы установите видовое название растения.

Задание 2. Определение растений пресного водоема. Рассмотрите листья и стебли растений. Используя определитель, установите название растения.

Задание 3. Оформление гербария растений с этикетками.

Список рекомендуемой литературы: 4, 6, 7, 8, 11, 13,14, 16, 19.

2.4. Изучение приспособленности растений к среде обитания

Цель: выявить основные черты приспособленности растительных организмов к среде обитания.Оборудование: растения природных сообществ, собранные в разных ярусах.

Методические рекомендацииВ процессе эволюции у каждого организма возникли приспособления к существованию в определенных условиях. Эти приспособления называют адаптациями. Основные адаптации растений: различная окраска цветков и определенное их строение, привлекающие опылителей; восковой налет на листьях, уменьшающий испарение и потерю воды; колючки и ядовитые вещества в листьях, предохраняющие от поедания, и др.Практическая работа проводится с материалом, собранным на экскурсиях в разных природных сообществах.

Ход работыЗадание 1. Описание растений. Рассмотрите растения (гербарии) разных природных сообществ: луговые растения — клевер, тимофеевку; лесные травянистые растения — кислицу, землянику; растения водоемов — осоку, рогоз.Вспомните, каковы условия обитания растений в природном сообществе. Обозначьте основные черты, развившиеся как приспособления видов к этим условиям обитания.

Задание 2. Опишите преимущества, приобретенные этими растениями в процессе адаптации.Подумайте, в результате каких изменений эти приспособления могли возникнуть. Приведите доказательства относительной приспособленности растений к условиям среды.

Задание 3. Заполните таблицу 8.

Таблица 8

 

Растение Среда обитания Условия обитания Черты приспособленности Адаптации

 

Список рекомендуемой литературы: 6, 7, 8, 11, 13,14, 16, 19.

 

Определение насекомых

Цель: изучить признаки основных отрядов насекомых, сформировать умение классифицировать насекомых до отрядов или вида.Оборудование: насекомые для определения, относящиеся к разным отрядам: стрекозы, кузнечики или кобылки, медоносные пчелы, домашние или навозные мухи, слепни, лесные зеленые клопы, жуки-плавунцы, бабочки-белянки, жуки-навозники; пинцеты, лупы, препаровальные иглы.

 

Методические рекомендацииОсновные признаки, по которым насекомое относят к определенному отряду — тип развития, строение крыльев, ротовой аппарат — можно узнать из таблицы 9 [4, 17].

Таблица 9Характеристика основных отрядов насекомых

Отряд Тип развития Строение крыльев Ротовой аппарат Представители
Прямо-крылые Неполный метаморфоз Две пары: передние — кожистые надкрылья, задние — крылья более мягкие с радиально расходящимися продольными прожилками Грызущий Саранча, кузнечики, сверчки, медведки
Жестко-крылые (жуки) Полный мета- морфоз Две пары: жесткие надкрылья, задние перепончатые крылья Грызущий Майский жук, колорадский жук, божья коровка, жуки-могильщики
Чешуекрылые Полный мета- морфоз Две пары: больших, почти одинаковых крыльев, покрытых разноцветными хитиновыми чешуйками Сосущий Капустная белянка, тутовый шелкопряд, комнатная моль
Перепончатые Полный метаморфоз Две пары: задние крылья больше, чем передние, обе пары прозрачные, с редкими продольными и поперечными жилками Грызущий, грызущели- жущий (лакающий) Пчелы, осы, шмели, муравьи, наездники, пилильщики
Двукрылые Полный мета- морфоз Передняя пара крыльев — перепончатые, сужены у основания, задняя пара редуцирована и превращена в жужжальца Лижущий, сосущий, колющесосущий Мухи, комары, москиты, мошки, слепни, оводы

Грызущий ротовой аппарат характерен для личинок почти всех отрядов, некоторых жуков, кузнечиков и тараканов. Лижущий — у пчел, шмелей, сосущий — у бабочки, колюще-сосущий — укомара. Конечности насекомых в связи с различным образом жизни видоизменяются в бегательные, роющие, плавательные, прыгательные и др.

Для определения насекомых используйте рисунок 7 [19].

 

Рис. 7. Представители насекомых: 1 — кузнечик; 2 — саранча; 3 — муха;4 — бабочка; 5 — стрекоза; 6 — саранча; 7 — овод; 8 — тля; 9 — слепень; 10 — цикада; 11 — муха; 12 — поденка; 13 — шмель; 14 — березовый пилильщик; 15 — шершень; 16 — навозник; 17 — термит; 18 — наездник; 19 — бражник; 20 — клоп-солдатик; 21 — траурница; 22 — таракан

Ход работы1. Установите, к какому отряду относится изучаемое насекомое, используя определительные карточки (приложение 2).2.По результатам работы заполните таблицу 10.

Таблица 10Характеристика важнейших отрядов насекомых

Отряд Строение крыльев Ротовой аппарат Тип конечностей Тип развития

Список рекомендуемой литературы: 4, 9, 11, 15, 17, 18, 19, 22.

Сообщество пресного водоема

Цель: знакомство с видовым составом и морфобиологическими особенностями водных и околоводных растений и животных, характером распределения их в водоеме, особенностями среды обитания.Оборудование: сачки, ботанические папки, лопатки, морилки, лупы.

Методические рекомендацииРастения водоемов в отличие от наземных имеют ярко выраженные приспособления к жизни в воде. При этом следует отметить, что растения связаны не только с водой, но и с почвой и атмосферой.В зависимости от того, к какой среде и в какой мере растения приспособлены, они располагаются дальше от берега или ближе к нему, на большей или меньшей глубине. Растения в водоеме распределяются по зонам.

Наиболее интересна первая (прибрежная) зона глубиной до 1 м, которую можно назвать земноводной. Иногда она пересыхает, поэтому растения приспособлены к жизни в условиях непостоянного затопления. Часто встречающимися растениями первой зоны являются: ситник, осока, частуха, рдест, стрелолист, водяная сосенка, гречиха земноводная и др. Здесь же наблюдается наибольшее разнообразие животных, где обитают многочисленные водные беспозвоночные: губки, черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски. Из позвоночных можно встретить земноводных: гребенчатого и обыкновенного тритона, прудовую и озерную лягушек. Иногда неподалеку от воды или в самой воде встречаются ужи, которые охотятся на земноводных. Из птиц можно встретить чаек — озерную и сизую, а также крачек. По следам жизнедеятельности (кормовой столик — это кочка, выступающая над водой, на которой остаются недоеденные стебли водных растений) нетрудно определить пребывание водяной крысы (ондатры).

Ход работыЗадание 1. Изучение растительности водоема.1. Рассмотрите расположение растений в водоеме и определите видовое разнообразие растений первой зоны водоема.2. Выкопайте с помощью лопатки растение с корнем, преобладающее в первой зоне. Определите его систематическое положение.3. Определите морфологические особенности вегетативных органов растения:1) развитие корневой системы, к какому типу она относится;2) высоту растения, характер расположения стебля;3) тип листа, форму листовой пластинки, жилкование, листорасположение, длина и ширина листьев;4) какие приспособления позволяют растению жить в условиях непостоянного затопления.

4. Соберите 3-4 экземпляра наиболее распространенных в данном сообществе видов растений для их последующего изучения и определения.

Задание 2. Изучение животного мира пресного водоема.1. На небольшой глубине рядом с водными растениями взмахните сачком по воде и рассмотрите добычу. Изучите личиночные стадии пойманных насекомых.2. Понаблюдайте за передвижениями насекомых в воде. Определите, какие их виды наиболее часто встречаются около водоемов. Возьмите нескольких насекомых одного вида и изучите их размеры, способ передвижения и сделайте вывод о среде обитания насекомого.3. Рассмотрите другие виды животных, встречающиеся в сообществе. Каким образом они размешены в пределах местообитания.

Список рекомендуемой литературы: 1, 3, 6, 7, 8, 11, 13,14, 16, 19.

 

Читайте также:

lektsia.com

РАСТЕНИЯ РОССИИ Определитель - PDF

Методические рекомендации

Методические рекомендации Республиканское государственное казенное учреждение «Учебно-методический центр экологической безопасности и защиты населения» Методические рекомендации «Первоцветы» Йошкар-Ола п/п 1 Наименование учреждения

Подробнее

Тема 11. Семейство Лютиковые, Маковые

Тема 11. Семейство Лютиковые, Маковые Тема 11. Семейство Лютиковые, Маковые План: 1.Общая характеристика 2.Морфологические, диагностические признаки 3.Формула цветка 4.Представители семейства (на латинском языке) 5.Экономическое значение Цель

Подробнее

Берегите первоцветы!!!

Берегите первоцветы!!! Консультация для родителей по охране первоцветов Не многие знают, что подснежники, пролески, ландыши и многие другие первоцветы стали сегодня редкими, то есть находятся под угрозой исчезновения и подлежат

Подробнее

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по дисциплине

Подробнее

Яхнин Леонид Львович КОТОРЫЙ ЧАС?

Яхнин Леонид Львович КОТОРЫЙ ЧАС? УДК 087.5:551.5 ББК 26.23 Я90 Серия «Почемучкины книжки» Научно-популярное издание Для младшего школьного возраста Яхнин Леонид Львович КОТОРЫЙ ЧАС? Художник Анастасия Торопова Дизайн обложки, вёрстка

Подробнее

Фото Наименование, описание

Фото Наименование, описание КАТАЛОГ на посадочный материал многолетних цветочных, кустарниковых и древесных растений учебной лаборатории «Ботанический сад» Фото Наименование, описание 1 Вербейник монетчатый - растение имеет длинный

Подробнее

РАСТЕНИЯ ФИТОТЕРАПЕВТЫ, КАКИЕ ОНИ?

РАСТЕНИЯ ФИТОТЕРАПЕВТЫ, КАКИЕ ОНИ? РАСТЕНИЯ ФИТОТЕРАПЕВТЫ, КАКИЕ ОНИ? МАТЬ-И-МАЧЕХА ОБЫКНОВЕННАЯ Еще не успел стаять снег, а на обнажившихся пригорках появились золотисто-желтые цветки - зацвела мать-и-мачеха. .. У этого растения интересная

Подробнее

Методические указания

Методические указания Министерство сельского хозяйства РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный аграрный университет» Кафедра биологии растений

Подробнее

Как работать с тетрадью

Как работать с тетрадью ББК 28.5я72 П56 П56 Пономарёва И.Н. Биология : 7 класс : рабочая тетрадь 1 для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; под ред. И.Н. Пономарёвой. М.

Подробнее

ИСТОРИЯ С КЛАДБИЩЕМ КНИГА 1

ИСТОРИЯ С КЛАДБИЩЕМ КНИГА 1 ИСТОРИЯ С КЛАДБИЩЕМ КНИГА 1 Автор романа НИЛ ГЕЙМАН Автор адаптации Ф. КРЭЙГ РАССЕЛЛ Художники: КЕВИН НОУЛАН, Ф. КРЭЙГ РАССЕЛЛ, ТОНИ ХЭРРИС, СКОТТ ХЭМПТОН, ГЭЛЕН ШОУМЕН, ДЖИЛ ТОМПСОН И СТИВЕН Б. СКОТТ

Подробнее

К16 ISBN УДК ББК 24.1 К16

К16 ISBN УДК ББК 24.1 К16 УДК 793.8-053.2 ББК 24. К6 В коллаже на переплете использованы иллюстрации: Lyudmyla Kharlamova, Matthew Cole, Finalstock / Shutterstock.com Используется по лицензии от Shutterstock.com Во внутреннем оформлении

Подробнее

ART THÉRAPIE CELTIQUE: ILLUSTRATIONS DE MICHEL SOLLIEC

ART THÉRAPIE CELTIQUE: ILLUSTRATIONS DE MICHEL SOLLIEC УДК 379.8 ББК 77.056я92 К34 Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции

Подробнее

УЧИМСЯ НА ОТЛИЧНО С.А.

УЧИМСЯ НА ОТЛИЧНО С.А. УЧИМСЯ НА ОТЛИЧНО С.А. Матвеев ТРЕНАЖЁР по чтению и письму АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Издательство АСТ Москва d w f УДК 373:811.11 ББК 74.268.1Англ М33 М33 6+ Матвеев, Сергей Александрович. Английский язык. Тренажёр

Подробнее

ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, ИЛИ ЦВЕТКОВЫЕ

ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, ИЛИ ЦВЕТКОВЫЕ ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, ИЛИ ЦВЕТКОВЫЕ Около 250 тыс. видов Отличительные особенности: Цветок видоизмененный побег Семена внутри плода лол Двойное оплодотворение Ткани дифференцированные Первые покрытосеменные

Подробнее

1. Цель учебной практики

1. Цель учебной практики 1. Цель учебной практики Цель дисциплины «Учебная практика по ботанике» состоит в формировании у студентов представлений о строении и классификации растений, осмысленного восприятия многообразия растительного

Подробнее

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ Биологические науки БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Алибегова Хавва Мусаевна воспитатель МАДОУ «Д/С 242» г. Казань, Республика Татарстан СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ Аннотация: в статье автор рассматривает бобовые как семейство

Подробнее

УДК 746 ББК И75

УДК 746 ББК И75 УДК 746 ББК 37.248 И75 Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или

Подробнее

Выполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина

Выполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Выполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина р.п.белый Яр 2016 Удивительные факты

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса составлена на основе примерной программы специальной (коррекционной) школы VIII видя под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой,

Подробнее

Усадьба "Сибирский сокол"

Усадьба Сибирский сокол Усадьба "Сибирский сокол" Адрес: г. Омск, ул. Авиационная, д. 13 Тел.: +7 904 829 39 25; +7 950 788 71 88 e-mail: [email protected] www.siberian-sokol.ru Прайс-лист Многолетники 2017 г. Наименование

Подробнее

Экологическое исследование год.

Экологическое исследование год. Управление образования Александровского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа 30 Экологическое исследование Тема: Редкие и исчезающие

Подробнее

ТАЙНА ИЛИ ДЕЙСТВИЕ. Москва

ТАЙНА ИЛИ ДЕЙСТВИЕ. Москва От: Для: ТАЙНА ИЛИ ДЕЙСТВИЕ С СУ У Х Москва УДК 392.6 Художественное оформление Е. Гузняковой В оформлении обложки использована фотография: Mayer George / Shutterstock.com Используется по лицензии от Shutterstock.com;

Подробнее

Усадьба "Сибирский сокол"

Усадьба Сибирский сокол Усадьба "Сибирский сокол" Адрес: г. Омск, ул. Авиационная, д. 13 Тел.: +7 904 829 39 25; +7 950 788 71 88 e-mail: [email protected] www.siberian-sokol.ru Прайс-лист Многолетники 2017 г. Наименование

Подробнее

ЛИЛИИ 150 ЛУЧШИХ СОРТОВ

ЛИЛИИ 150 ЛУЧШИХ СОРТОВ Н.К. Федорова ЛИЛИИ 150 ЛУЧШИХ СОРТОВ УДК 635.92 ББК 42.374 Ф33 Все права защищены. Ни одна из частей данного издания не может быть воспроизведена в какой-либо форме, включая фотокопировальные средства

Подробнее

Прочитай тексты и выполни задания 28 35

Прочитай тексты и выполни задания 28 35 КАК МОЖНО ПО-РАЗНОМУ РАССКАЗАТЬ О ЛАНДЫШЕ Прочитай тексты и выполни задания 28 35 Текст 1. Ландыш Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат.

Подробнее

 îôîðìëåíèè îáëîæêè èñïîëüçîâàíà ôîòîãðàôèÿ: Svitlana-ua / Shutterstock.com Èñïîëüçóåòñÿ ïî ëèöåíçèè îò Shutterstock.com

 îôîðìëåíèè îáëîæêè èñïîëüçîâàíà ôîòîãðàôèÿ: Svitlana-ua / Shutterstock.com Èñïîëüçóåòñÿ ïî ëèöåíçèè îò Shutterstock.com ÓÄÊ 373.3:811.161.1 ÁÁÊ 74.268.1Ðóñ Âî âíóòðåííåì îôîðìëåíèè èñïîëüçîâàíû èëëþñòðàöèè: Ï53 Rocksana, primiaou, Daniela Barreto, dizdino, BeatWalk, CPdesign, Chantall, owatta, bioraven, Lyudmyla Kharlamova,

Подробнее

Планируемые результаты по предмету

Планируемые результаты по предмету Планируемые результаты по предмету Учащиеся должны знать: названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические

Подробнее

Т. Ильина ЦЕЛЕБНЫЕ ТРАВЫ

Т. Ильина ЦЕЛЕБНЫЕ ТРАВЫ Т. Ильина ЦЕЛЕБНЫЕ ТРАВЫ Москва 2015 УДК 633.7/.9(035.3) ББК 42.143 И 48 Фото, используемые в книге, принадлежат Т.А. Ильиной Ильина, Татьяна Александровна. И 48 Целебные травы. Карманный справочник-определитель

Подробнее

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ ОСОБОЕ МЕСТО СРЕДИ ДИКОРАСТУЩИХ РАСТЕНИЙ ЗАНИМАЮТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ИХ ПРИМЕНЯЮТ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ, И САМИХ РАСТЕНИЙ. ПОЧТИ ПОЛОВИНА ЛЕКАРСТВ ИМЕЮТ РАСТИТЕЛЬНОЕ

Подробнее

Практикум по ботанике

Практикум по ботанике Министерство образования и культуры Кыргызской Республики Кыргызский Аграрный Университет имени Скрябина Практикум по ботанике Составила: к. с.-х. н. Яковлева Н.В. Бишкек - 2006 Тема 1 Клетка как основная

Подробнее

ÓÄÊ ÁÁÊ Á44

ÓÄÊ ÁÁÊ Á44 ÓÄÊ 635.63 ÁÁÊ 42.347 Á44 Á44 Áåëÿêîâà, Àííà Âëàäèìèðîâíà. Îãóðöû. Óðîæàé áåç ñòðåññà / Àííà Áåëÿêîâà. Ìîñêâà : Èçäàòåëüñòâî «Ý», 2017. 32 ñ. : èë. (33 óðîæàÿ). ISBN 978-5-699-93418-8 Îãóðåö ïîïóëÿðíûé

Подробнее

Кузедеевский липовый остров

Кузедеевский липовый остров Кузедеевский липовый остров Кузедеевская липовая роща территория в Новокузнецком районе Кемеровской области, на которой имеются реликтовые липы. Находится в 15 км к востоку от села Кузедеево. Площадь

Подробнее

docplayer.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта