Какие бывают растения травянистые растения. Тема урока. Деревья, кусты, травянистые растения. Какие бывают деревья, кусты, травянистые растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема урока. Деревья, кусты, травянистые растения. Какие бывают деревья, кусты, травянистые растения. Какие бывают растения травянистые растения


многолетние и однолетние растения с примерами, техника посадки в зависимости от разновидности

В России произрастает около двадцати тысяч растений. Около двух тысяч составляют деревья и кустарники, остальные же являются травами, видов которых множество. Отличие травянистых растений от кустарников и деревьев заключается в отсутствии надземного древесного ствола и существовании листьев и стеблей, отмирающих в конце вегетационного периода.

Многолетние травы

Многолетники не отмирают после созревания семян. Они растут и плодоносят на протяжении многих лет. Зимой надземная часть растения отмирает, а в межсезонье остаётся под землёй, из которой ранней весной начинают развиваться новые корни и стебли.

Какая бывает трава многолетняя:

  1. Сверхранняя. Ранней весной появляются первые представители многолетних трав. Яркий пример — подснежник.
  2. Ранняя. Немного позже появляются растения, которые начинают цвести в конце весны. К ним относятся ветреница жёлтая, типчак, гусиные луки.
  3. Средняя. Цветение этих трав начинается в начале лета. К этой разновидности относятся житняк, пырей бескорневищный, костёр прямой — представители средних травянистых растений.
  4. Поздняя. Начинают цвести к концу лета. Примеры: пырей ползучий и полевица белая.

Также рекомендуем прочитать:

Однолетние и двухлетние

К концу вегетационного периода полностью отмирают, вновь появляясь на следующий год из семян. За один сезон эти растения проходят все стадии развития из семян, затем следует цветение, созревание плодов, отмирание. Однолетних представителей можно увидеть на клумбах, в цветниках, на огороде. Примерами могут служить огурцы, помидоры, лебеда.

Двухлетние травянистые растения заканчивают свой жизненный цикл ко второму году. На первый год у них идёт образование побега, корней и листьев. Накапливаются питательные вещества, за счёт которых на следующий год они будут цвести и плодоносить. На зиму листья опадают. Примерами таких видов могут служить свёкла и капуста.

Польза и применение

Из поколения в поколение человек использует природу для своих нужд. Примерами лечебных трав и растений могут служить ромашка, шалфей, календула, подорожник, мята и сотни других. Очень широко трава и цветы используются в ландшафтном дизайне для облагораживания территорий, при создании клумб, цветников. Такие травы относят к группе декоративных видов.

Одни растения выращивают ради цветов (называют красивоцветущими), другие же — ради необычной окраски листьев (декоративно-лиственные). К красивоцветущим можно отнести некоторые луговые травы и крупноцветковые: хризантема, гибискус китайский, фуксия золотистая и красивая. К декоративнолиственным — злаковые культуры, мхи, папоротники.

Многие декоративные виды широко применяются на практике. Например, с помощью лиан озеленяют фасады зданий, решётки, декоративные дуги. С учётом окраски листьев, периода цветения и размеров создаются разнообразные горки, садики, бордюры и альпинарии.

Декоративные растения требуют к себе повышенного внимания и должного ухода.

К отдельному виду можно отнести травы для водоёмов. В зависимости от способа произрастания они разделяются следующим образом:

  1. Свободноплавающие. Они не привязаны корнями к земле и могут плавать как на поверхности, так и толще воды.
  2. Погруженные в воду. Могут расти на различной глубине, держатся корнями за землю.
  3. Прибрежные. Это растения, произрастающие на берегу, уходящие корнями в подводный грунт.

Отдельная роль в водоёмах отводится травам-оксигенераторам. Их роль заключается в поддержании чистоты водоёма, они не позволяют развиваться болезнетворным организмам. Отдельной группой можно выделить травы, используемые в пищевых целях.

Как правило, их высаживают на разные грядки, чтобы за ними было удобнее ухаживать, а также проводить обработку от вредителей и болезней.

Технология посадки

Выбрать лучших представителей травянистых растений — нелёгкая задача. При выборе следует учитывать нетребовательность к внешней среде, устойчивость к болезням и вредителям, обильное цветение на протяжении длительного периода, простоту в уходе.

Среди таких растений можно выделить следующие:

  1. Пулавка. Она будет радовать на протяжении всего лета своими желтоватыми цветами. Главные условия для роста — наличие солнца и воды.
  2. Эхинацея. В последнее время получила широкое распространение. Розовые бутоны на чёрных цветоножках выглядят очень впечатляюще.
  3. Дубравный шалфей. Одно из самых неприхотливых растений. Условия для выращивания — солнечная сторона и плодородная почва.
  4. Кровохлёбка. Хорошо растёт и развивается при любом освещении.

Однолетние растения весной высаживают в открытый грунт семенами или рассадой. Их высевают ежегодно. Большинство однолетников прекрасно переносят посадку как в начале своего роста, так и в период цветения.

Благодаря способности произрастать на одном месте в течение многих лет многолетники высаживают на постоянное место. Обычно их сажают весной с появлением первых ростков и прекращают сажать, когда начинается сильный рост. Можно их пересаживать и после цветения. При посадке следует учитывать период цветения и плодоношения.

Многолетники, цветущие весной, необходимо сажать в начале осени. Ранней весной в открытый грунт высаживают растения, цветущие летом. Также следует учитывать, что после пересадки они требуют должного ухода: этот период является восстановительным.

Для однолетников он составляет 1−2 недели, для многолетников — от 1 до 2 вегетационных периодов.

pion.guru

Тема урока. Деревья, кусты, травянистые растения. Какие бывают деревья, кусты, травянистые растения

Цель: закрепить понятие дерево, куст, травянистое растение; расширить понятия лиственные деревья и кусты, хвойные деревья и кусты; сформировать понятие одногодичное травянистое растение, многолетнее травянистое растение, умение различать деревья, кусты и травянистые растения, хвойные и лиственные деревья и кусты, одногодичные, двухлетние, многолетние травянистые растения; формировать умение сравнивать, выделять важные признаки, подводить объект под понятие; воспитывать самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы, бережливое отношение к растениям. Ход урока I. Минутка наблюдений —Какой сегодня день? —Заметили ли вы, какие деревья растут возле школы?

—Какая сегодня погода? —Какое утро? II. Проверка домашней задачи 1. Вопрос к классу. 1) Какие признаки живого есть у растений? 2) Какое строение имеет растение?

3) Почему растения не могут жить без солнечного света? 4) Докажите, что растения - источник питательных веществ и кислорода на Земле. 2. Работа в группах «Корень», «Лист», «Стебель», «Цветок», «Семена». Чтение сказки «Кто главнейший» (см. дополнение 1) в группах. Каждый читает свою частичку текста. Потом в группе обсуждают, приходят к общему решению и подытоживают дискуссию. Использовать технологию интерактивного обучения «аквариум». Поочередно группы приглашаются в «аквариум» и доказывают, какое значение имеет каждая часть растений. В конце сделать вывод: —Почему листва не может прожить без корня? —Какое значение имеет цветок для растения? —Почему семена утверждают, что они самое главное? —А как вы думаете, кто из них главнейший? Почему? 3. Работа по карточки «Юные исследователи» (см. дополнение 2). III. мотивация учебной деятельности 1. Разгадывание загадок. • В зеленом полушубке, Костяной рубашке, Я росту себе в лесу, Всем сорвать хочется. (Орешник) • Сережки я повесила Тоненькие такие— И радостно и весело Готовлюсь к весне. (Береза) • Я первейшим зацветаю Синим цветом среди рощи.

Отгадайте, что за цветок. (Подснежник) — Отгадав загадки, скажите, можно ли объединить эти растения в одну группу. Почему?

А на какие группы можно поделить эти растения? (Деревья, кусты, травы) 2. Игра «Продолжите предложение». Кусты - это: калина,... Деревья - это: дуб,... Травянистые растения - это: цветы,... IV.

Сообщение темы и цели урока V. Изучение нового материала 1. Работа с наглядным материалом. 1) Найдите на рисунках дуб, клен, каштан, березу, яблоню.

Определите их общие признаки. Как назвать эту группу растений?

(Деревья). 2) Найдите на рисунках крыжовник, шиповник, сирень, орешник, сравните их. Можно ли объединить их в одну группу? Какую? По каким признакам? 3) Рассмотрите на рисунках фиалку, ландыш, традесканцию, ромашку, подорожник. Как назвать группу растений с мягким сочным стеблем? 2. Беседа. —По каким важным признакам все растения делятся на три группы? (За стеблем) —Береза - дерево, а шиповник - куст. Докажите. —Выясните, какие деревья, кусты, травянистые растения растут возле вашей школы. Физкультминутка 3. Работа с гербарием. — рассмотрите гербарии растений: клен, дуб, каштан, ель, сосна, береза. Поделите их по форме листа на две группы. I группа: клен, дуб, каштан, береза. II группа: ель, сосна, можжевельник. Вывод: деревья первой группы — лиственные; деревья второй группы — хвойные. 4. Беседа-Рассказ. — У лиственных деревьев листва каждую осень опадает, а у хвойных иголки держатся по 2-3 года и опадают одновременно. Поэтому все хвойные деревья на протяжении года зеленые. 5. Работа с учебником (С. 113–114). —Прочитайте, что такое одногодичное и многолетнее растения, какие растения к ним принадлежат. —рассмотрите рисунки и объясните, Почему горох - одногодичное растение, морковь - двухлетняя, мать-и-мачеха, подснежник, картофель - многолетние травянистые растения. 6. Работа в тетради (С. 25). 1) рассмотрите изображенные растения. Чем они отличаются друг от друга? Что у них общего? 2) Распределите названия растений по группам. 3) Творческая работа (задача 4). VI. Обобщение знаний 1. Мысленное путешествие в лес на поляны «Деревья», поляну «Кусты», поляну «Цветы». (Назвать деревья леса и поделить их на лиственные и хвойные. Назвать кусты леса и выяснить, чем они отличаются от деревьев. Назвать цветы, сказать, какой у них стебель.) 2. Игра «Все в лесу поет». Дети, которые путешествовали на поляну «Деревья», поют песню «Березонька». Дети, которые путешествовали на поляну «Кустов», исполняют песню «Калина». Дети, которые путешествовали на поляну «Цветы», поют песню «Синий цветочек». VII. Итог урока. Оценивание учеников VIII. Домашняя задача 1. Обработать статьи учебника «Деревья, кусты, травянистые растения», «Какими бывают деревья, кусты, травянистые растения» (С. 111–114). 2. Выполнить задача в тетради (С. 26). Дополнение 1 Кто главнейший? Вот поспорили как-то части растения: кто из них главнейший? Корень. Я здесь главнейший! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. И что растения - я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю! Только то, что я первым из семян появляюсь, говорит о моей важности! Лист (возражает). Подумаешь! Ты, корень, живешь во тьме, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А тебя, корень, я могу вырастить и так. Стебель (приходит в негодование). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корням без меня не жить, ни листве. Это же мои тоненькие трубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питание корню передают, а другие - листу. С ранней весны до самой зиме работаю, не покладая рук. Немного отдохну зимой, а с наступлением тепла снова берусь за работу. Поднимаю вверх ветви с листвой и располагаю так, чтобы все солнышко увидели. Цветок (изумленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас главнейший... Все, что вы делаете, - это все для меня! Не будет меня,- не будет и семян, а не будет семян - не будет и растения! Все, что вы получили из почвы, воздух, воду, свет,- вся эта забота обо мне. Будет цветок - будут семена, а итак, будет растение. Семена. Ваши пререкания пустые. Я - самое главное! Все, что вы взяли из почвы, воздуха, воды,- все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня разовьется и корень, и стебель, и листва, и цветы, и плоды, и новые семена! Дополнение 2 Учимся наблюдать и рассказывать! Юные исследователи Задача. расскажите, как происходит рост и развитие растения. Пронумеруйте рисунки.

historylib.net

Тема урока. Деревья, кусты, травянистые растения. Какие бывают деревья, кусты, травянистые растения

Цель: закрепить понятие дерево, куст, травянистое растение; расширить понятия лиственные деревья и кусты, хвойные деревья и кусты; сформировать понятие одногодичное травянистое растение, многолетнее травянистое растение, умение различать деревья, кусты и травянистые растения, хвойные и лиственные деревья и кусты, одногодичные, двухлетние, многолетние травянистые растения; формировать умение сравнивать, выделять важные признаки, подводить объект под понятие; воспитывать самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы, бережливое отношение к растениям.

Ход урока

I. Минутка наблюдений

—Какой сегодня день?

—Заметили ли вы, какие деревья растут возле школы?

—Какая сегодня погода?

—Какое утро?

II. Проверка домашней задачи

1. Вопрос к классу.

1) Какие признаки живого есть у растений?

2) Какое строение имеет растение?

3) Почему растения не могут жить без солнечного света?

4) Докажите, что растения - источник питательных веществ и кислорода на Земле.

2. Работа в группах «Корень», «Лист», «Стебель», «Цветок», «Семена». Чтение сказки «Кто главнейший» (см. дополнение 1) в группах. Каждый читает свою частичку текста. Потом в группе обсуждают, приходят к общему решению и подытоживают дискуссию. Использовать технологию интерактивного обучения «аквариум». Поочередно группы приглашаются в «аквариум» и доказывают, какое значение имеет каждая часть растений. В конце сделать вывод:

—Почему листва не может прожить без корня?

—Какое значение имеет цветок для растения?

—Почему семена утверждают, что они самое главное?

—А как вы думаете, кто из них главнейший? Почему?

3. Работа по карточки «Юные исследователи» (см. дополнение 2).

III. мотивация учебной деятельности

1. Разгадывание загадок.

• В зеленом полушубке,

Костяной рубашке,

Я росту себе в лесу,

Всем сорвать хочется. (Орешник)

• Сережки я повесила

Тоненькие такие—

И радостно и весело Готовлюсь к весне. (Береза)

• Я первейшим зацветаю

Синим цветом среди рощи.

Отгадайте, что за цветок. (Подснежник)

— Отгадав загадки, скажите, можно ли объединить эти растения в одну группу. Почему?

А на какие группы можно поделить эти растения? (Деревья, кусты, травы)

2. Игра «Продолжите предложение». Кусты - это: калина,... Деревья - это: дуб,... Травянистые растения - это: цветы,...

IV. Сообщение темы и цели урока

V. Изучение нового материала

1. Работа с наглядным материалом.

1) Найдите на рисунках дуб, клен, каштан, березу, яблоню. Определите их общие признаки. Как назвать эту группу растений? (Деревья).

2) Найдите на рисунках крыжовник, шиповник, сирень, орешник, сравните их. Можно ли объединить их в одну группу? Какую? По каким признакам?

3) Рассмотрите на рисунках фиалку, ландыш, традесканцию, ромашку, подорожник. Как назвать группу растений с мягким сочным стеблем?

2. Беседа.

—По каким важным признакам все растения делятся на три группы? (За стеблем)

—Береза - дерево, а шиповник - куст. Докажите.

—Выясните, какие деревья, кусты, травянистые растения растут возле вашей школы.

Физкультминутка

3. Работа с гербарием.

— рассмотрите гербарии растений: клен, дуб, каштан, ель, сосна, береза. Поделите их по форме листа на две группы.

I группа: клен, дуб, каштан, береза.

II группа: ель, сосна, можжевельник.

Вывод: деревья первой группы — лиственные; деревья второй группы — хвойные.

4. Беседа-Рассказ.

— У лиственных деревьев листва каждую осень опадает, а у хвойных иголки держатся по 2-3 года и опадают одновременно. Поэтому все хвойные деревья

на протяжении года зеленые.

5. Работа с учебником (С. 113–114).

—Прочитайте, что такое одногодичное и многолетнее растения, какие растения к ним принадлежат.

—рассмотрите рисунки и объясните, Почему горох - одногодичное растение, морковь - двухлетняя, мать-и-мачеха, подснежник, картофель - многолетние травянистые растения.

6. Работа в тетради (С. 25).

1) рассмотрите изображенные растения. Чем они отличаются друг от друга? Что у них общего?

2) Распределите названия растений по группам.

3) Творческая работа (задача 4).

VI. Обобщение знаний

1. Мысленное путешествие в лес на поляны «Деревья», поляну «Кусты», поляну «Цветы». (Назвать деревья леса и поделить их на лиственные и хвойные. Назвать кусты леса и выяснить, чем они отличаются от деревьев. Назвать цветы, сказать, какой у них стебель.)

2. Игра «Все в лесу поет».

Дети, которые путешествовали на поляну «Деревья», поют песню «Березонька».

Дети, которые путешествовали на поляну «Кустов», исполняют песню «Калина».

Дети, которые путешествовали на поляну «Цветы», поют песню «Синий цветочек».

VII. Итог урока. Оценивание учеников

VIII. Домашняя задача

1. Обработать статьи учебника «Деревья, кусты, травянистые растения», «Какими бывают деревья, кусты, травянистые растения» (С. 111–114).

2. Выполнить задача в тетради (С. 26).

Дополнение 1

Кто главнейший?

Вот поспорили как-то части растения: кто из них главнейший?

Корень. Я здесь главнейший! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. И что растения - я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю! Только то, что я первым из семян появляюсь, говорит о моей важности!

Лист (возражает). Подумаешь! Ты, корень, живешь во тьме, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А тебя, корень, я могу вырастить и так.

Стебель (приходит в негодование). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корням без меня не жить, ни листве. Это же мои тоненькие трубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питание корню передают, а другие - листу. С ранней весны до самой зиме работаю, не покладая рук. Немного отдохну зимой, а с наступлением тепла снова берусь за работу. Поднимаю вверх ветви с листвой и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.

Цветок (изумленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас главнейший... Все, что вы делаете, - это все для меня! Не будет меня,- не будет и семян, а не будет семян - не будет и растения! Все, что вы получили из почвы, воздух, воду, свет,- вся эта забота обо мне. Будет цветок - будут семена, а итак, будет растение.

Семена. Ваши пререкания пустые.

Я - самое главное! Все, что вы взяли из почвы, воздуха, воды,- все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению.

Из меня разовьется и корень, и стебель, и листва, и цветы, и плоды, и новые семена!

Дополнение 2

Учимся наблюдать и рассказывать!

Юные исследователи

Задача. расскажите, как происходит рост и развитие растения. Пронумеруйте рисунки.

www.testsoch.com

Какие бывают растения - Острів знань

Разработка урока-проекта участника Всеукраинского конкурса "Творческий учитель - одаренный ученик".

Обоснование проекта

Как в 1, так и во 2 классе перед учителем стоит всегда нелёгкая задача: как из пришедших в школу учеников создать дружный  творческий коллектив и при этом не ущемить, а развить индивидуальность каждого ребёнка.

На помощь приходит использование проектно-исследовательской технологии. Нужно использовать в работе самостоятельную работу детей в парах и малых группах.

На уроках организация работы в парах постоянного и сменного состава обычно проходит без особых трудностей. А вот работу в малых учебных группах во время урока порой наладить нелегко. Сильные ученики сразу берут инициативу в свои руки и стараются руководить работой всей группы. Из-за этого возникают ссоры, обиды. Слабые ученики, как правило, остаются в тени и ещё больше замыкаются.

Поэтому я остановилась на организации работы в группе, оставляя за учителем руководящую и направляющую роль.

Класс делится на малые группы, и каждая группа на первом этапе получает общее задание. Дети младшего школьного возраста обычно с радостью и лёгкостью берутся (обещают) выполнить любое задание дома. Конечно, в ходе исследовательской деятельности помощь родителей при сборе материала к уроку просто необходима, так как детям ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации.

Посильные домашние задания помогают в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Преисполненные гордостью, дети приносят материал в класс.

На втором этапе ученики в малых группах делятся полученной информацией друг с другом, уточняя и дополняя её. Учитель корректирует добытые сведения и помогает распределить обязанности между детьми для уточнения  или углубления знаний. На этом этапе дети могут активно высказываться, рассуждать, анализировать сведения, полученные одноклассниками, самостоятельно принимать решения, учитывая при этом не только свои интересы, но и интересы других, учитывая при этом правила работы в группе.

Плавный переход от индивидуальной работы к работе в группах, а затем обратно  к самостоятельной (индивидуальной) работе помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности.

Работа в малых группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива.

На следующем этапе происходит коллективная защита, отчёт о проделанной работе, коллективное решение поставленной проблемной задачи.

Для плодотворной работы, я решила предложить детям и родителям тему для исследования «Какие бывают растения».

Посмотреть на природу вокруг себя более внимательно, увидеть общее среди растений и найти различие между ними, поделиться своими открытиями друг с другом - эти задачи должны были решить ученики в группах.

Сотрудничество детей и родителей, умение слушать и слышать друг друга, уважительное отношение к мнению других, взаимопомощь – лишь малая часть тех задач, которые я надеялась решить, используя проектно-исследовательскую технологию.

Использование растений (деревьев, кустарников, трав) в жизни человека многогранно. Привлечение внимания детей и их родителей к проблеме профилактики и лечения многих болезней с помощью народной медицины, используя окружающие нас растения, я надеюсь, поможет успешно усвоить тему,  сохранить и приумножить здоровье детей.

Цели и задачи:

  • посмотреть на природу вокруг себя более внимательно, увидеть общее среди растений и найти различие между ними, поделиться своими открытиями друг с другом;
  • систематизировать и расширить знания учащихся о растениях;
  • познакомить с ярусами леса, раскрыть их значение;
  • формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно, оценивать свой вклад в общий результат;
  • развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
  • привлечь внимание детей к проблеме профилактики и лечения многих болезней с помощью народной медицины, используя окружающие нас растения, здорового питания и здорового образа жизни;
  • повторить правила гигиены,  воспитывать необходимость выполнения важнейших правил личной гигиены;
  • воспитывать умение слушать и слышать друг друга, уважительное отношение к мнению других, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Этапы работы над проектом

1 этап

Подготовительный

  1. Определение источников информации.
  2. Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.
  3. Формирование рабочих групп.

Литература:

  1. Атлас-определитель «От земли до неба» / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2002.
  2. Естествознание. Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. – М.: «Просвещение», 1995.
  3. Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Растения. Животные.» Л.А.Багрова. – М.: АСТ : Люкс, 2005.
  4. Осипов Н. «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу», - М., «Детская литература», 1986.
  5. Зелёные страницы: кн. для учащихся нач. кл./ А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. – М.: Просвещение, 2007.
2 этап

Планирование

  1. Выработка групповых и индивидуальных планов работы.
  2. Определение задач, источников и способов сбора информации для каждой группы.
  3. Распределение задач и обязанностей между членами групп.
  4. Определение способов предоставления результатов работы.
3 этап

Исследование

  1. Работа в библиотеке.
  2. Исследование в саду, на улице.
  3. Экскурсия в хвойный лес, в лесополосу, наблюдения.
  4. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.
4 этап.

Урок-отчёт, сообщения, доклады, выставка рисунков, плакатов, фотографий.

Состав творческих групп

1 группа «Деревья»

  1. Чумакова Катя
  2. Красношлык Саша – старший группы
  3. Гладких Владик
  4. Жила Диана
  5. Горностаева Настя
  6. Чубарь Наташа
  7. Рудницкий Дима

2 группа «Кустарники»

  1. Харитонов Даниил
  2. Бугрименко Кира
  3. Удовенко Илона – старший группы
  4. Журавлёва Алина
  5. Куликова София
  6. Ясинский Владик
  7. Прохорова Женя

3 группа «Травы»

  1. Шаповалова Аля
  2. Личная Саша
  3. Сусленко Лера – старшая группы
  4. Плаксин Артём
  5. Темир Настя
  6. Пильщиков Артём
  7. Кашникова Света

Задания творческим группам

1 группа:

  • Выяснить отличие растений друг от друга, отличие деревьев от кустарников и трав.
  • Узнать у родителей, какие деревья растут в нашей местности.
  • Совершить экскурсию с родителями в лес (хвойный или лиственный). Выяснить, какие деревья там растут.
  • Выяснить, какие фруктовые деревья растут у нас в саду.
  • Найти загадки и стихи о деревьях.

Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки, фотографии.

2 группа:

  • Выяснить отличие растений друг от друга, отличие кустарников от деревьев и трав.
  • Совершить экскурсию с родителями в лес (хвойный или лиственный). Выяснить, какие деревья там растут.
  • Выяснить, какие кустарники растут у нас в саду.
  • Найти загадки и стихи о кустарниках.

Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки, фотографии.

3 группа:

  • Узнать у родителей, какие травы растут в нашей местности.
  • Совершить экскурсию с родителями в лес (хвойный или лиственный). Выяснить, какие травы там растут.
  • Выяснить, какие травы растут у нас дома.
  • Показать разнообразие трав, их влияние на здоровье человека.
  • Найти загадки и стихи о травах.

Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки детей, фотографии, стенгазета.

Тема: Какие бывают растения?

Цель урока:  познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе; дать представление о невидимых нитях в природе;  развивать логическое мышление;  воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Картина «Лес»
  2. Гербарий мать-и-мачехи, одуванчика, других растений
  3. Таблицы, рисунки, иллюстрации растений

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы, целей урока

- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы уз­наете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем.

Сегодня мы будем путешествовать по лесу.

Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Тайны чудные откроете эти.

Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

II. Знакомство с разнообразием растений

1. Вступительное слово учителя

Какие бывают растения

Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В без­водных пустынях и топких болотах. Множество растений посели­лось в морях, океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже в Арктике и Антарктиде они есть.

Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеб­лей, цветков, плодов и листьев.

Например, в Московском ботани­ческом саду летом ежегодно цветёт тропическое водное растение Виктория-круциана. Листья ее так велики, что на них, как на плот, садится трехлетний ребенок, и лист свободно держится на воде. А у сорного растения мокрицы листья меньше ногтя. У некоторых рас­тений листья превратились в крошечные зеленые чешуйки, а у не­которых — в колючки, как, например, у кактуса, верблюжьей ко­лючки и многих других.

- Учитель показывает картину «Лес».

Беседа (вопросы задаёт учитель).

- Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить?

(С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх)

(Домом -большой, многоэтажный)

- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое назва­ние, дайте этим этажам названия, используя следующие опи­сания

( На карточках на доске 3 слова: «деревья», «кустарники», «травы»)

Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)

Многолетние растения, у которых от общего корня отхо­дит несколько твердых стеблей. (Кустарники)

Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья)

Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.

- Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы)

- Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в ле­су?

- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины…)

- В среднем ярусе? Используйте атлас-определитель. (Малина, смородина, калина, шиповник, и т.д.)

-  Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш  и т.д.)

- Наша задача - разделить все эти растения на группы.

- Давайте послушаем выступления ребят, которые подготовили нам сообщения о деревьях.

2) Отчёт 1 группы « Деревья»

- Какая группа будет самая первая (Деревья)

-  Чем деревья отличаются остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви)

Учитель: ДЕРЕВО - многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни, и ветвями, образующими крону. Высота от 2 до 100 м, изредка больше. Отдельные виды (напр., сосна остистая) живут до 3-5 тыс. лет.

- Все ли деревья одинаковы в лесу?

- Отгадайте, о каких деревь­ях идет речь:

(Загадки нашли и принесли к уроку дети)

Русская красавица Стоит на поляне. В зеленой кофточке, В белом сарафане. (Береза)

Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина)

Никто не пугает, А она вся дрожит. (Осина)

Кудри в речку опустила, И о чем-то загрустила,  А о чем она грустит, Никому не говорит. (Ива)

Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель)

- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.)

- Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки: береза, осина, рябина.

А у хвойных листья в виде иголочек: ель, сосна, лиственница, кедр и т. д.

Смешанными – называют леса, в которых встречаются породы хвойных и лиственных деревьев.

Дуб

У многих народов дуб  считается самым красивым и старым деревом на Земле.

Дубовая ветвь означала могущество. В Древней Греции дубовыми вен­ками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Древние греки обожествляли дуб и посвящали его богу Зевсу. В Древнем Риме дуб был посвящен богу Юпитеру. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну.

Дуб – из лесных долгожителей. Почтенные дубы могут доживать до 1000 и более лет, но большинство деревьев живёт 200-250, 600 лет.

Дуб – крупное, обычно сильно ветвящееся дерево, высотой 30-35 м и огромной кроной 1,5-3м в диаметре. Дуб олицетворяет крепость, красоту, и это не случайно, так как имеет твёрдую древесину, устойчив  к сильным бурям и засухам.

Дуб – крупное лиственное дерево высотой до 40 м с мощной корневой системой и ветвистой кроной.

Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который, вероятно, растет в Литве — «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет.

Сосна

Древние греки считали сосну любимым деревом бога Пана – самого весёлого и безвредного из всех богов античного мира. Помимо Пана, сосна посвящалась Посейдону, Диане, Кибеле.

Сосна почитается многими народами: так, в Японии и Китае она служит символом вечности и долголетия, в Финляндии – символом жизни, в Корее – олицетворяет верность и принципиальность, в Малой Азии – бессмертие и плодородие. Упоминается сосна и в славянских обрядах – свадьбах, похоронах, праздниках.

Сосна – пионер леса. Пожары её губят, но они, же дают ей возможность заселять пепелища. Это светолюбивая порода. Её стволы внизу совершенно лишены ветвей: они отмирают, когда через крону начинает поступать недостаточно света.

М.М. Пришвин сказал, что сосна – «самое прекрасное  и свободное дерево ».

Наша страна располагает  крупными  хвойными лесами. Смолистый воздух, наполненный сосновым ароматом, прозрачен и чист, дышится в нём легко и свободно, особенно людям с больными лёгкими. Сосна  распространена  по  территории нашей области. а также в хвойных и смешанных лесах.

В медицине используют широко сосновые почки. Кроме этого из смолы – живицы сосны получают сосновый дёготь, скипидар, канифоль, терпентиновое масло.

Липа

Когда цветёт липа, в воздухе струится удивительно тонкий, нежный  аромат. В это время дерево сверху донизу покрыто душистыми желтоватыми цветками, собранными в полузонтики, с крупным, как крыло стрекозы, прицветником. У древних славян липа была посвящена богине любви и красоты – Ладе.

Липа – прекрасный медонос, широко используется в медицине.

Встретить липу можно в разных лесах – дубравах, сосняках, даже иногда в ельниках. Есть и чисто липовые леса – липняки.

Липа достигает в высоту 20-25 м. зацветает  она на 20 году жизни. Цветет она ежегодно и очень обильно. На вольном воздухе, в лесах липы доживают до 500 и даже до 700 лет. А в городах обычно до 150.

В старину липа была нужным деревом. Её древесина желтоватая, лёгкая, мягкая. Она не трескается и не коробится при сушке. Не случайно резьба, украшающая многие старинные дворцы, - из липы.  Расписная посуда и многие другие чудесные произведения искусства тоже из липы.

Из её древесины делали миски, ложки, скалки, веретена и прочую домашнюю утварь. «Липа обувает», - говорили в те времена. Миллионы крестьян носили тогда лапти, а плели лапти из липовой коры – лыка.

Каштан

Каштан лекарь - наш гость с Балканского полуострова.

Когда на наших  улицах Киева начинают цвести каштаны, люди обязательно спешат полю­боваться этим событием. Каштаны стоят великолепные, их ветви держат, будто сотни белых с красными крапинками све­чей. Это и есть цветы каштанов.

Появились эти красивые деревья до 30 м высотой на юге нашей страны, а потом почти во всех городах и поселках срав­нительно недавно - в начале XIX века.

Известны несколько видов каштанов. Самый из них  популярный — каштан конский. Получил он такое назва­ние потому, что, когда опадают его листья, в тех местах, где они крепились к веткам, остаются рубцы. По форме они на­поминают следы лошадиной подковы. Плоды каштана кон­ского несъедобны, зато их используют в фармацевтике.

Есть на свете каштаны, чьи плоды люди едят.

Плод съедобного каштана по внешнему виду похож на большой, приплюснутый с обеих сторон, иногда почти плоский широкий орех с тонкой, темно-коричневой скорлу­пой.

Ядро каштана — крупное, белое, мякоть сладковатая. По вкусу вареный или поджаренный каштановый орех напоми­нает подслащенный сухой, рассыпчатый картофель.

Во Франции каштан прозвали «хлебным деревом». Там на Рождество и Новый год подают специальное угощение,— за­сахаренные каштаны. А в любой другой день французы ла­комятся любимым национальным блюдом — печеными каш­танами.

Лечебные свойства каштана известные давних пор. Еще в середине шестнадцатого века лечили каштаном животных — собак и лошадей. Позднее, полнее исследовав свойства этого дерева, лекари с помощью настоек и отваров самых разных частей каштана стали исцелять людей от заболева­ний крови, нервной системы и многого другого.

Для лечения годятся почти все части красавца дерева: се­мена, листья, цветки, кора. Цветки каштана собирают в мае-июне, кору - ранней весной, семена — при созревании. Вы­сушенные части растения хранят в ящиках, выложенных бумагой. Кроме того, употребляют сок, выжатый из свежих цветов.

Берёза

На земном шаре насчитывается около 120 видов берёз, только не все они с белой корой – у некоторых она желтая или совсем тёмная, почти чёрная.

Береза, пожалуй, самое красивое дерево  лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва вы­деляются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез. В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Ветерок играет ветвями деревьев и гоняет яркие блики по лесу. Впечатление удивительной освещенно­сти в березняке усиливают белоснежные стволы. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от об­жигающего действия весеннего солнца. В лю­бой день белые стволы остаются прохлад­ными на ощупь.

Встречаются два близких вида: береза боро­давчатая (повислая) и береза пушистая. Это стройное дерево высотой до 20—25 м. Жить береза может долго, иногда до 300 лет. Одна­ко дерево такого возраста вряд ли встретишь в лесу. Дело в том, что березы подвержены многим заболеваниям и теперь редко живут более 100—150 лет. Причиной этому могут быть и ежегодные сборы березового сока: просверливая глубокие отверстия в стволах деревьев, сборщики оставляют входные воро­та для возбудителей заболевания древесины.

Береза пуши­стая сменяет ее по пониженным участкам рельефа с влажными почвами, может она расти и по болотам.

У березы бородавчатой стебли молодых побегов покрыты смолистыми бородавками. Ветви взрослых деревьев практически лише­ны механических тканей, обеспечивающих упругость, поэтому у этого вида с возрастом формируется плакучая крона.

У березы пушистой ветви не полегают. Стебли ее молодых побегов и листья с ниж­ней стороны опушены. Часто оба вида растут вместе и дают межвидовые гибриды, поэтому нередко и специалисту трудно отличить один вид от другого.

В настоящее время, как и в прошлые века, береза имеет громадное значение для челове­ка. Всюду служат нам вещи, сделанные из ее древесины: фанера, лыжи, мебель с березо­вой фанеровкой. Березовые дрова признаны лучшими. Береза дает и лучший деготь. Бере­зовая сажа используется для изготовления красок и чернил. Березовые почки издавна применялись в качестве лекарственного сред­ства при желудочных и почечных заболева­ниях, а также при ревматизме.

Всегда ценили всевозможные поделки из березовой коры — бересты. Береста обладает удивительными свойствами. Она не пропуска­ет влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Поэтому люди издревле использовали бересту для изготовления туесов для хране­ния воды и пищи, сшивали из нее легкие, прочные и долговечные ладьи. Всем известны и берестяные грамоты, хранящие письмена и по сей день.

Прекрасное белоствольное дерево дает и богатый зоологический материал: очень чет­кие и надолго сохраняющиеся следы остав­ляют на ее гладкой коре дятлы. Весной, когда устанавливается усиленное сокодвиже­ние, дятлы прилетают пить сок. Они выби­рают нестарые, высокие деревья с гладкой корой, растущие на освещенной солнцем опушке, где сокодвижение начинается раньше. Птицы пробивают кору своим крепким клювом и пьют сок.

3) Отчёт 2 группы «Кустарники»

-А как мы назовем одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина, орешник? (Это кустарники)

- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одно­го толстого ствола, а есть несколько тонких)

Учитель: КУСТАРНИКИ, многолетние деревянистые растения высота 0,8-6 м, не имеющие во взрослом состоянии главного ствола; продолжительность жизни 10-20 лет. Распространены широко по границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра). В лесах образуют подлесок. Хозяйственное значение имеют смородина, крыжовник и др.

По сравнению с деревьями кустарники более низкорослые. У них обычно несколько тонких стволиков. Молодые побеги кустарников быстро растут, ветвятся и покрываются корой. Такие побеги и стволики у кустарников зимуют, существуя на протяжении многих лет.

Шиповник

Шиповник – это колючий кустарник, покрытый крючковато-изогнутыми шипами. Острые и прочные шипы способны поранить всякого, кто необдуманно захочет познакомиться с ним поближе. Растёт этот кустарник по берегам рек, в лесах, на опушках поляны, вырубкам и оврагам.

В начале лета кустарник обильно украшен крупными душистыми цветами, очень напоминающими розу. Цветки шиповника различных размеров и окрасок обладают способностью поворачиваться к солнцу во время его движения по небосводу.

Шиповник пользуется широкой известностью у всех народов мира. Древние римляне считали его символом нравственности, греки разводили розовые сады вокруг храма Афродиты  - богини любви и красоты, розовыми лепестками украшали путь новобрачных. Это был цветок радости, любви, веселья.

В сказке Андерсена роза вначале была белой, но соловей, полюбивший её, захотел обнять царицу цветов. Шипы розы укололи соловья, на его груди выступили капельки крови и попали на розу – она стала красной.

Шиповник – ценное лекарственное растение. Содержание витаминов С, Р и каротина так велико, что мякоть всего 2-3 плодов шиповника обеспечивает суточную потребность в них человека.

Как известно, витамин С способствует заживлению ран, помогает с успехом бороться с болезнетворными микробами.

Известно более 50 видов и большое количество разновидностей шиповника.

Калина

Калина обыкновенная – кустарник, высотой до 4 м.

Кусты калины осенью очень красивы – ярко-красные блестящие сочные плоды!

Калина – русское обрядовое растение, символ девственности и чистой любви.

Калина растёт повсеместно в нашем районе, в подлеске смешанных и лиственных лесов, в зарослях кустарников, по оврагам и берегам рек, полянам и вырубкам. Весной она вся покрыта  кружевом крупных белых цветков. А в красных сочных плодах – одна-единственная  плоская косточка  в форме сердечка.

Урожаи калины обильные. Плоды сочные, красивые, но слишком круглые, горчат и даже немного пахнут валерьянкой. И хотя говорят в народе «не бывать калине малиной», всё же с первыми заморозками пропадают горечь и кислота, ягоды становятся сладкими.

Умелые хозяйки с давних пор готовят из калины варенье, мармелад, вкусные ароматные пироги.

В медицине применяют кору и плоды калины. Сок свежих ягод оказывает общеукрепляющее и успокаивающее действие.

Малина

Малина растёт в нашей стране повсеместно.

Первое письменное упоминание о малине  оставил древнегреческий учёный Катон в III в. до н. э.

Всегда малина была одним из излюбленных ягодных растений, плоды её употреблялись с незапамятных времён. Малина упоминается во многих былинах, сказаниях, пословицах.

Ягоды малины применяются как домашнее потогонное средство при простудных заболеваниях.

Кроме плодов у малины используют листья и цветки. Настоем из цветков и листьев лечат ангину, кашель, расстройство желудка, воспаление глаз. Им же пользуются  в домашней косметике для удаления прыщей и угрей, употребляют для полоскания полости рта. Из свежих листьев делают косметические мази.

4) Отчёт 3 группы «Травы»

- А какие еще растения могут быть,  кроме деревьев и кустарников? (Травы)

- Какие травы мы можем увидеть в лесу? (Одуванчики, мать-и-мачеху, репейник, колокольчик, ромашка и т.д.)

Нежные травы не способны противостоять зимним холодам. Их листья и стебли осенью отмирают. Самые «торопливые» растения — однолетние травы. За весенне-летний период они завершают весь свой жизненный цикл. То есть вырастают из семян, цветут, плодоносят и умирают.

На первый взгляд, однолетние и многолетние травы — менее сильные и мощные растения, чем деревья. Однако это не так. У них свои преимущества. Травы способны захватывать огромные территории. Число видов трав несравнимо с числом деревьев и кустарников. Существуют травы, превышающие человеческий рост. Например, растущие в тропиках  бананы и распространенные в нашей стране  борщевики. Все бамбуки, а их около 80 видов, — это гигантские травы. Высота их стеблей доходит у многих видов до 30 м. Из стеблей бамбука делали мечи, по прочности не уступавшие стальным. При рубке стеблей бамбуков из-под топора нередко вылетают искры!

- Давайте познакомимся поближе с травами леса.

Послу­шайте стихи о мать-и-мачехе:

Мать-и-мачеха

В весенний солнечный денек Золотой расцвел цветок. На короткой, толстой ножке Все дремал он на дорожке, А проснулся, улыбнулся: Вот пушистый я какой! Удивляю я всех красой!

- Почему можно говорить, что это стихи о мать-и-мачехе? (Цветы желтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелек)

Учитель показывает гербарий мать-и-мачехи

Мать-и-мачеха. Нижняя опущенная поверхность её листьев – «мать» - вызывает ощущение тепла, а верхняя – «мачеха» – холодит. Весной золотисто-жёлтые  соцветия мать-и-мачехи на коротких толстых, желтоватых стеблях первыми появляются на чуть оттаявших пригорках, южных склонах оврагов и канав. Цветы жёлтые, мелкие, похожи на солнышко. Лепестки коротенькие, узкие, как реснички. С наступлением вечера и в сырую погоду цветки мать-и-мачехи закрываются и поникают.

Стебелёк маленький, короткий, толстый стебелек, покрыт чешуйками и пушком. Пушок защищает цветок от жаркого солнца днем, а ночью от хо­лода.

А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют его от кашля и просту­ды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха.

Одуванчик

- Сегодня мы рассмотрим еще один всем известный цветок. Отгадайте, какой:

Был цветочек золотой, За неделю стал седой, А денечка через два Облысела голова.

Горел в траве росистой Фонарик золотой, Потом померк, потух, И превратился в пух. Пушистый, белый, а не зайчик. Он просто... (одуванчик)

- Где можно встретить этот цветок?

Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник! Одно растение одуванчика даёт до 3 тысяч семян!

Из одуванчика варят мед и варенье. Из корней одуванчика дела­ют напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика го­товят салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовят ле­карства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.

На что похожи одуванчики? (На золотые шарики, на солн­це, на желтых цыплят).

Чем похожи одуванчик и мать-и-мачеха? Чем отличаются?

Зверобой

Зверобой – многолетнее травянистое растение. Растёт вдоль опушек лесов, по лесным полянам и вырубкам.

Народная мудрость считает зверобой «средством от 99 болезней». «Как без муки нельзя испечь хлеба, так без зверобоя нельзя лечить многие недуги», - говорит народная медицина.

Чистотел

Чистотел большой – многолетнее травянистое растение. У чистотела очень красивые листья- глубоко- перистораздельные, с округлыми городчатыми долями, сверху зелёные, снизу сизые. Золотисто – жёлтые цветки собраны в простой зонтик. Плоды- своеобразные стручковидные коробочки.

Древние греки заметили, что это растение появляется с прилётом ласточек и увядает с их отлётом и поэтому назвали его – «ласточка».

Есть и другие объяснения этого названия: существовало поверье, что ласточки собирают сок чистотела для возвращения зрения своим птенцам, появившимся на свет слепыми.

Это растение называют ещё «бородавочник».в народной медицине им выводят бородавки.

Млечный сок у чистотела жёлтого цвета, отсюда ещё одно название – «жёлтомолочник».

Горец птичий

Это неприметное растение растёт вдоль дорог, во дворах, по сорным местам. Его называют «травушка - муравушка», «гусятница», «спорыш», «птичья гречиха», т.к. его с удовольствием  поедает домашняя птица.

Траву спорыша используют в медицине для лечения многих заболеваний.

Земляника

Земляника знакома каждому. Как лекарственное растение земляника в народной медицине применялась очень давно при самых различных заболеваниях. В народе бытует мнение, что земляникой можно вылечить практически все болезни. Издавна использовалась земляника и в косметике. Девушки и женщины смазывали перед сном лицо её ягодами, а затем смывали молоком. Это придавало коже бархатистость и свежесть.

Земляника содержит настоящий букет биологически активных веществ: витамины, органические кислоты, сахара, жирные масла, дубильные вещества, комплекс микроэлементов, в которых так нуждается наш организм. Не случайно говорят: «В доме, где едят землянику и чернику, врачам нечего делать».

Крапива

Крапива всегда растёт вдоль лесных тропинок. Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. В них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость. Когда мы касаемся лиса, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоска отламывается, и в ранку попадает содержимое стрекательной клетки.

Крапива – очень неприятное растение, и у неё много родственников. Семейство крапивных включает около 60 родов и более тысяч видов растений. Растут они в основном в тропиках.

Наша обычная крапива – не только жгучий сорняк, это ещё и лекарственное растение. Её листья и молодые побеги съедобны, они богаты витаминами А,С, К. это прекрасное средство против авитаминоза. Крапива останавливает кровотечения. Из корней крапивы делают жёлтую, а из листьев – зелёную краску. Это растение – прекрасное бактерицидное средство, препятствующее гниению. Рыба и мясо лучше сохраняются, если их обернуть в листья крапивы. А вот ещё один совет: попробуйте после обеда вымыть посуду крапивой – и она заблестит.

Подорожник

В индейские вигвамы пришла однажды тревожная весть: «В долине Семи озер появилась неведомая трава! Листья гладкие да круглые, словно яйца. И посреди них — хвост торчит...»

- Не трава страшна, страшен тот, кто ее занес в наши края, — мрачно сказал вождь племени.

- След белого человека, — с негодованием и страхом говори­ли североамериканские индейцы, показывая на невзрач­ное растеньице. Оно приводило в ужас краснокожих. Америка до прихода туда белых людей - колонизаторов не знала подорожника. Его семена завезли из Европы. Наблюдательные индейцы сразу же заметили: необычное для них растение появляется там, где прошел белый человек.

Наш подорожник всегда был обычным растением, и его все знали. Он никогда не прячется от человека, наоборот, любит расти у него на виду -  вдоль дорог, на лугах, возле домов. И целебные свойства этой травы нам известны. С кем не бывало - оцарапал руку или натер ногу, приложил листок подорожника к  месту, и скоро все заживет.

Почему мы дышим вольно И судьбой своей довольны. Хоть растем мы вдоль дорог И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

Лопух (репейник)

Обычный лопух — двулетнее растение. Корень лопуха, образовавшийся в конце первого года жизни, вполне съедобен. В нем много питательных органических веществ. Его можно варить, печь и жарить!

В семенах репейника есть масло. Оно нужно для приготовления мыла. Из стеблей репейника делают бумагу. Настой его корня на масле улучша­ет рост волос. Семенами репейника зимой питают­ся птицы.

По ходу объяснения на доске появляется схема:

- А теперь давайте дополним схему. Приведите примеры де­ревьев, кустарников, трав.

Лес состоит как бы из трех ярусов - деревья, кустарники и тра­вы.

Лес называют «легкими» планеты, потому что лес - это фабри­ка, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

III. Физкультминутка
IV. Закрепление

Работа в тетради и с Атласом-определителем.

-  Запишите в своих таблицах по 2-3 представителя каждого яру­са (Взаимопроверка в парах).

В лесу отмечается ярусное расположение растений

Ярусы леса
Деревья   Кустарники Травы
Дуб Клён Осина Вяз Ольха Берёза Липа Сосна Орешник Крушина Боярышник Шиповник Смородина Малина Калина Зверобой Земляника Чистотел Крапива Ветреница Кукушкин лён Репейник Подорожник

 

V. Итог урока.

- Понравился вам урок? Что понравилось больше всего?

- Интересно ли работать в группах?

Загадки о растениях

На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки - Собираем огоньки. (Земляника)

Шел я лугом по тропинке, Видел солнца на травинке, Но совсем не горячи Солнца белые лучи. (Ромашка)

Кто ни прикасается, За того цепляется.  Привязчивый и колкий,  Кругом торчат иголки. (Репейник)

Стоит Алена: Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан.  (Береза)

Посадили зернышко — Вырастили солнышко.  Это солнышко сорвем- Много зерен соберем. Их поджарим - погрызем. А придут гости- Им дадим по горсти. (Подсолнух)

Только тронь — Отдернешь ладонь: Обжигает трава, Как огонь.  (Крапива)

Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь: Ярко-синий и пушистый,  Только жаль, что не душистый! (Василек)

Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка: Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

 Эх, звоночки, синий цвет,  С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Все знакомы с нами:  Яркие, как пламя,  Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми ... (Гвоздиками)

На зеленом шнурочке Белые звоночки. (Ландыши)

Стоит в лугах кудряшка – Белая ромашка, Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)

Автор: Одинцова Лариса Василівна, Учитель початкових класів, спеціаліст вищої категорії, Ровеньківська гімназія № 1 Ровеньківської міської ради Луганської області

shkola.ostriv.in.ua


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта