Как растения дышат. Как дышат растения? Практическое изучение вопроса

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Как доказать, что растения дышат. Как растения дышат


Как доказать, что растения дышат, опыты

Как доказать, что растения дышат

Тот факт, что человек дышит уже не нужно никому доказывать. Тем более, у нас есть нос и рот, то есть внешние признаки того, что мы дышим. Для нас необходим кислород, который обеспечивает нам жизнеспособность. Но вот с растениями намного сложнее: как понять, а тем более как доказать, что растения дышат, когда они это делают, а также чем именно? Ученые ответили на эти вопросы давно, но это теория. Для того, чтобы самому убедится в правдивости фактов, которые говорят ученые можно провести несколько экспериментов.

  • Первый факт ученых – это то, что листья растений имеют специальные поры, через которые и осуществляется дыхание.

Для того, чтобы это проверить понадобится сосуд с водой. В него необходимо поместить ветку растения. Перед опусканием возьмите увеличительное стекло и рассмотрите лист, особенно его нижнюю поверхность. При внимательном изучении можно увидеть поры. Затем опускаем веточку в сосуд так, чтобы только часть листа была в воде. После этого сосуд плотно закрываем крышкой или запечатываем скотчем. Через время из той части листа, что находится в воде, начнут выходить пузырьки, а значит, растение дышит. Кроме того, можно сделать такой же эксперимент, но с двумя веточками. На одной из них листья смазывают парафином или растительным масло (они блокируют поступление кислорода). После этого сосуд закрывают. Через время та веточка, листья которой были покрыты специальными веществами, начнет засыхать. Почему? Потому, что не смогла дышать.

  • Второй факт от ученых – растения дышат углекислым газом, а в результате вырабатывают нужный человеку кислород.

Этот процесс – основа фотосинтеза. Как убедится в том, что это правда? Очень просто. Достаточно взять комнатный цветок, поместить его в герметичную камеру на несколько дней, но светлую, прозрачную, чтобы растение получало солнечный свет. А мы знаем, что свет плюс углекислый газ равно кислород. Так вот, через несколько дней, согласно теории, количество кислорода должно увеличиться. Как это проверить? Достаточно при открывании сосуда внести в него горящую спичку. Как известно, кислород хорошо горит. При эксперименте мы увидим, что спичка вспыхнула в момент погружения в сосуд, а значит, количество кислорода действительно увеличилось. Это доказывает то, что растение дышит, а также то, что фотосинтез существует.

как доказать, что растения дышатКак видим, с помощью простых опытов можно убедиться в том, что растения – это живые вещества, которые дышат.

Читайте также:

Почему листья осенью желтеют и опадают

Почему картофель называют вторым хлебом

Почему яблоко темнеет на срезе

Почему 8 марта называют международным женским днем

Как появилась наша планета Земля

 

razvitiedetei.info

Дыхание растений

Разделы: Биология

Цели урока:

образовательные

  • организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

развивающие

  • продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы технологии развития критического мышления "знаю, хочу знать, узнал".

воспитательные

  • создать условия для увлеченного учения;
  • продолжить формирование информационных, коммуникативных компетентностей.

Оборудование: стаканы с притертым стеклом, проросшие семена гороха, корнеплоды моркови, комнатные растения, стакан с водой с бальзамином, пульверизатор, свечи, известковая вода, спички, таблицы "Схема процессов дыхания и фотосинтеза", "Стебель", "Строение листа".

Ход урока

I. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе - гений, Но без труда талант не впрок. Скрутите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу, За странный слог не обессудьте, А дальше прозой я скажу.

Ребята, чтобы разобрать тему урока, давайте вспомним о чём мы говорили на прошлых уроках. Для этого ответим на вопросы.

II. Проверка знаний. Разминка.

Около 300 лет назад М.В. Ломоносова написал тракт "Слово о явлениях воздушных", где отметил, что растения "строят свое тело из воздуха, который поглощают". Докажите правильность или ошибочность взглядов М.В. Ломоносова (воздух - это смесь газов, в своем составе содержит углекислый газ, который используется для образования углеводов, а углеводы входят в состав тела или органов растения, значит растения "строят свое тело из воздуха").

Что образуется в листьях на свету? Как в этом можно убедиться? (В листьях на свету есть образуется крахмал. Убедиться в этом можно, проводя опыт. Если срезать лист комнатного растения традесканции, опустить его в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл растворится, а лист обесцветится. Промыть лист водой, расправить и облить слабым раствором йода, то лист посинеет. Следовательно, в зеленом листе содержится крахмал, который посинел от йода).

  • Какие условия необходимы для условия фотосинтеза? (свет, наличие хлорофилла)
  • Что такое фотосинтез? (процесс образования углеводов из углекислого газа и воды на свету в присутствии хлорофилла при этом происходит выделение кислорода).
  • Какую роль играет фотосинтез в природе? (при этом образуются органические вещества - углеводы, которые используются самими растениями и другими организмами, а также кислород, который необходим для дыхания).
  • Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? (О дыхании)

III. Актуализация знаний. Ввод в проблему (стадия вызова)

Презентация.

Итак, сегодня на уроке изучим тему: "Дыхание растений".

(Учащиеся записывают тему в тетрадях).

Ребята, вспомните и назовите, что вам известно о дыхании?

(Ответы учащихся: дыхание - это один из процессов жизнедеятельности живых организмов:

Дыхание - это свойство живых тел, организмов;

При дыхании поглощается кислород, выделяется углекислый газ.)

Давайте в тетрадях начертим таблицу, состоящую из трех граф.(Слайд 2)

знаю, хочу знать, узнал

и запишем, что вы уже знаете о дыхании и обсудим, что хотели бы вы узнать на уроке по этой теме? Чему научиться?

(Ответы учащихся: как растения дышат? Как поступает воздух в растения? Зачем нужен кислород? Все ли органы растения дышат?)

Наша задача выяснить в чем сходство дыхания и горения и установить, есть ли взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза.

(Работа с тетрадью. Заполнение граф "знаю", "хочу знать")

ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ
Дыхание - это свойство живых организмов;

 

 

 

При дыхании поглощается кислород, выделяется кислород

Как поступает воздух в растения?

 

Все ли органы растения дышат?

Зачем нужен кислород?

Через устьица, чечевички, специальных органов дыхания нет.

Все органы растения, состоящие из живых клеток дышат.

Дыхание - сложный процесс, при котором разрушаются органические вещества при участии кислорода и выделяется энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности.

"Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью".Л. Н. Толстой (Слайд 3)

IV. Изучение нового материала и его закрепление (осмысление содержания).

1. Демонстрация опыта, показывающий необходимость воздуха для дыхания корней. (Слайд 4)

1) Для чего в первом варианте используется пульверизатор? (для насыщения воды воздухом, так как корни растений дышат)

2) Для чего во второй стакан налили растительное масло? (чтобы не было доступа воздуха)

3) Почему растение во втором стакане погибло? (если доступ воздуха - кислорода к корням прекращается, то растение погибает)

4) Каким образом поступает воздух в растение? (стр. 109, 117 учебника В.В. Пасечник Биология 6 кл., М. Дрофа 2002. через устьица листа, стебля, чечевички пробки запись в графе "узнал")

2. Демонстрация опыта, доказывающий дыхание других органов. (Слайд 5)

1) Почему свечи погасли? (органы растения использовали кислород на дыхание, а горение без кислорода тоже не происходит)

Вывод: все органы растения, состоящие из живых клеток дышат. (Слайд 6)

(запись в графе "узнал")

2) Как вы думайте, какой газ находится в банках № 1 и № 2? (углекислый газ, который не поддерживает горение)

3) Как протекает процесс горения? (учащиеся высказывают свои суждения: при дыхании поступает кислород, а выделяется углекислый газ, на горение тоже используется кислород и т.д.)

4) Что выделяется при горении кроме углекислого газа? (тепло)

Вывод: при горении выделяется большое количество энергии. (Слайд 7)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.Физкульминутка.

(звучит музыка В.С.Высоцкого "Гимнастика")

Вздох глубокий. Руки шире. Не спешите, три - четыре! Бодрость духа, грация и пластика. Общеукрепляющая, Утром ободряющая, Если жив пока ещё - Гимнастика!

Если вы уже устали_ Сели - встали, сели - встали. Не страшны вам Арктика с Антарктикой. Главный академик Иоффе Доказал - жиры и кофе Вам заменят спорт и профилактика.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Чтение текста учебника "как протекает процесс дыхания у растений"

(сравнение суждений учащихся с научной информацией)

1) В чем проявляется сходство дыхания и горения?

(при горении органические вещества взаимодействуют с кислородом. Сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались, - воду и углекислый газ. А световая энергия, которая была, использована растениями в процессе фотосинтеза для образования органических веществ, освобождается в виде тепла и света.

Дыхание сходно с горением. При дыхании разложение органических веществ происходит постепенно, поэтапно, на каждом этапе выделяется энергия, которую растение использует на различные процессы жизнедеятельности (рост, размножение).

4. Самостоятельная работа учащихся.

Чтение текста учебника "взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза" и составьте таблицы

"Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания". (Слайд 8)

Признаки процесса Фотосинтез Дыхание
Где происходит? В клетках, содержащих хлоропласты Во всех живых клетках
Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород
Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ
Что происходит с органическими веществами? Образуется Расходуется
В какое время суток происходит? Необходима Происходит и на свету, и в темноте
Энергия Накапливается Освобождается

Вывод: процессы фотосинтеза и дыхания взаимосвязаны (продукт фотосинтеза - органические вещество - используется при дыхании). (Слайд 9)

Фронтальная проверка содержания записей в таблице.

V. Подведения итогов урока (рефлексия)

1. Анализ записей в тетради учащимися.

2. Формулировка вывода.

Дыхание - сложный процесс, при котором разрушается, органические вещества при участии кислорода и выделяется энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности. (Слайд 10)

(запись учащимися в графе "узнал"

3. Беседа о вредном влиянии загрязнения воздуха на интенсивности дыхания растений, о защите комнатных растений от пыли, о необходимости рыхления почвы, соблюдении воздушного режима при хранении семян в зернохранилищах.

Стихотворение. (Слайд 11)

Мы дышим, дышим, дышим, И потому живем. Конечно, для дыхания Нам нужен только он. Дыханье днем и ночью Идет у нас, друзья. И нам без кислорода Никак прожить нельзя. А он уж в наших клетках Разрушит вещества, Которые съедаем Не раз мы и не два. И будет в организме Энергия кипеть, На мир это позволит Нам весело смотреть.

4. Выставление оценок.

Выставлено: "5" - 2, "4" - 2, "3" - 1

VI. Домашнее задание: (Слайд 12)

Всем:

1) прочитать материал учебника п.35;

2) решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ пояснить.

По желанию: подобрать материал о вредном влиянии загрязнения воздуха на интенсивность дыхания растений;

  • о защите комнатных растений от пыли;
  • о необходимости рыхления почвы;
  • о соблюдении воздушного режима при хранении семян .

Литература.

1. В.В. Пасечник Биология 6кл. Бактерии, грибы, растения. Учебник для общеобразовательных заведений - М.Дрофа 2007 год.

2. Биология в школе № 2/2004 год.

3. С.Л. Островский "Как сделать презентацию к уроку?", Первое сентября, 2010

Ресурсы.

  1. http://med-rast.ru/rasteniya/
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как дышат растения? Практическое изучение вопроса

Установлено, что биохимические реакции, протекающие в организме человека и животных, одинаковы. Дышат ли растения? В ходе многих экспериментов на этот вопрос ученые дали положительный ответ. как дышат растенияКислород необходим для окисления органических веществ. При этом происходит высвобождение энергии, которая заключена в молекулах. Но если у человека есть рот, легкие, нос, через которые поступает кислород в организм, как дышат растения? Об этом далее в статье.

Общие сведения

Атмосфера Земли в древние времена была лишена кислорода. Однако углекислого газа было довольно много. В процессе эволюции у растений выработалась способность к его поглощению. В результате энергия солнечного света преобразовывалась в питательные вещества., а в атмосферу выделялся кислород, что дало жизнь другим организмам. Одним из первых экспериментов, в ходе которого было выяснено, как дышат растения, был опыт со свеклой и капустой. Сначала культуры выращивались на открытом воздухе. Затем половину из них поместили в камеру, где содержание кислорода было около 2.5%. Другая часть осталась на воздухе, в котором О2 было как дышат растения 6 класс21%. Освещение и тех, и других осуществлялось круглосуточно. Предполагалось, что растения, помещенные в камеру, погибнут без кислорода. Однако спустя шесть дней их вес был значительно выше, чем у тех, которые остались на воздухе. Как дышат растения без кислорода? Об этом далее.

Как дышат растения на свету и в темноте?

Дело в том, что представители флоры способны очень эффективно использовать солнечную энергию. При наступлении темноты происходит в некотором роде "переключение" с одного источника на другой. Как дышат растения на свету и в темноте? При поступлении солнечной энергии происходит синтезирование органических веществ. При наступлении темноты происходит процесс окисления соединений. В последнем случае говорят о "темновом" дыхании, а в первом – о "световом". Способность к такому переключению позволяет экономить внутренние энергетические резервы. Но представители флоры дышат и на свету, однако этот процесс не приносит им пользы. Поглощая кислород, растения выделяют углекислый газ. Он является основной их пищей. В связи с этим рост несколько замедляется. Есть, однако, и такие представители флоры, которым свет не мешает развиваться. Светового дыхания, например, нет у сахарного тростника и кукурузы.

Причины развития светового дыхания

дышат ли растенияНачалом, как предполагают ученые, стал симбиоз фотосинтезирующих примитивных организмов с нефотосинтезирующими. Под симбиозом понимают взаимное участие в процессах, которое полезно обеим сторонам. Жившие в воде маленькие фотосинтетики поглощали из окружающей среды углекислый газ, выделяя при этом кислород. Если бы дышащих, поглощающих О2 организмов в среде не было, то для фотосинтетиков создались бы невыносимые условия. Но в процессе эволюции выжили и те представители органического мира, которые были чем-то полезны и для нефотосинтетиков.

Одним из соединений, которое образуется при фотосинтезе, является гликолевая кислота. Это вещество выделяется и некоторыми современными водорослями. В результате нефотосинтетики получали от фотосинтетиков гликолевую кислоту. Это, в свою очередь, способствовало усилению потребления кислорода для окисления соединения.

Вывод

Гликолевая кислота – это то самое вещество, которое в процессе нескольких биохимических реакций окисляется и образует углекислый газ. опыт доказывающий что растения дышат Соответственно, можно сделать вывод, что чем больше в воздухе кислорода, тем больше формируется гликолевой кислоты. Это обеспечивает большую интенсивность светового дыхания. В результате в среду выделяется большее количество углекислого газа. Ученые предполагают, что по аналогичному принципу вырабатывалась у растений и способность к регулированию светового дыхания в соответствии с уровнем углекислого газа в воздухе. Организмы не только поглощали из окружающей среды кислород, губительный для фотосинтетиков, но и выделяли углекислый газ, который им был необходим.

Эксперименты

Можно посмотреть на практике, как дышат растения. 6 класс школьной программы по биологии очень подробно освещает этот вопрос. Для наблюдения за процессом можно взять лист комнатного цветка. Кроме того, потребуется лупа, прозрачная емкость, наполненная водой, коктейльная трубочка. Опыт, доказывающий, что растения дышат, позволяет не только понять ход процесса, но и выявить потребность образца в кислороде. На срезе листа можно увидеть небольшие отверстия. Часть образца погружается в воду, при этом отмечается выделение пузырьков. Есть еще один способ посмотреть, как дышат растения. Для этого следует взять бутылку, налить в нее воды, оставив незаполненной примерно на два-три сантиметра. Лист на длинном стебельке вставляется так, чтобы его кончик погрузился в жидкость. Отверстие бутылки плотно замазывают пластилином (вместо пробки). В нем делается отверстие для соломинки, которую вставляют так, чтобы она не касалась воды. Через соломинку следует отсосать из бутылки воздух. Из стебля, погруженного в воду, начнут выделяться пузырьки.

загрузка...

worldfb.ru

16 занятие "Как растения дышат?"

Просмотр содержимого документа «16 занятие "Как растения дышат?"»

Клуб Почемучка Как растения дышат? Носова Ольга Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Курского муниципального района Ставропольского края

Клуб Почемучка

Как растения дышат?

Носова Ольга Михайловна

учитель начальных классов МОУ СОШ № 11

с углубленным изучением отдельных предметов

Курского муниципального района

Ставропольского края

У растений нет таких сложных органов дыхания, как у животных и человека. Однако они тоже дышат. Этот процесс называется газообменом.

У растений нет таких сложных органов дыхания, как у животных и человека. Однако они тоже дышат. Этот процесс называется газообменом.

Дыхание происходит через специальные щели на листьях и стеблях - устьица , а также через трещины в коре деревьев.

Дыхание происходит через специальные щели на листьях и стеблях - устьица , а также через трещины в коре деревьев.

Попадая внутрь, кислород проходит по межклетникам, потом растворяется в воде, пропитывающей клеточные стенки, и проникает в клетки.

Попадая внутрь, кислород проходит по межклетникам, потом растворяется в воде, пропитывающей клеточные стенки, и проникает в клетки.

Исключение составляют некоторые виды водных растений (например кувшинки и кубышки): они имеют воздушные полости в своих подводных частях.

Исключение составляют некоторые виды водных растений (например кувшинки и кубышки): они имеют воздушные полости в своих подводных частях.

Потребность в кислороде у растений меньше, чем у животных и человека, но и они могут испытывать его нехватку. Особенно часто это случается с крупными экземплярами.

Потребность в кислороде у растений меньше, чем у животных и человека, но и они могут испытывать его нехватку. Особенно часто это случается с крупными экземплярами.

Дыхание помогает растениям расти, образуя новые побеги. Если дыхание растения будет нарушено, то оно погибнет. При дыхании растительные организмы тратят углеводы, образующиеся при фотосинтезе, который осуществляется в дневное время.

Дыхание помогает растениям расти, образуя новые побеги. Если дыхание растения будет нарушено, то оно погибнет. При дыхании растительные организмы тратят углеводы, образующиеся при фотосинтезе, который осуществляется в дневное время.

Только под солнцем могут вырабатываться те вещества, которые необходимы для жизнедеятельности зеленых организмов. В ночной период питательные жидкости и вещества распределяются по всем тканям, и растение выделяет в атмосферу кислород.

Только под солнцем могут вырабатываться те вещества, которые необходимы для жизнедеятельности зеленых организмов. В ночной период питательные жидкости и вещества распределяются по всем тканям, и растение выделяет в атмосферу кислород.

Источники http://allforchildren.ru/why/how31.php http:// www.what-who.com/uploads/images/z/z_015.jpg http:// bigslide.ru/images/10/9844/960/img19.jpg http:// cdn4.freepik.com/image/th/94098.jpg http:// trenerkosmonavtov.ru/wp-content/uploads/2014/04/happy.jpg http:// takya.ru/nuda/metodicheskie-rekomendacii-i-proverka-znanij-i-umenij/2.jpg http:// v.900igr.net:10/datai/biologija/Pitanie-i-dykhanie-rastenij/0001-001-Dykhanie-rastenij.jpg http:// cs628720.vk.me/v628720041/36df/3QtJCy9WYVw.jpg http:// aznarmed.ru/20.jpg http:// сезоны- года.рф / sites/default/files/images/ shkolnikam /photosintez_4.jpg http:// promteplica.by/wp-content/uploads/2015/03/3116.jpg http:// photo.7ya.ru/ph/2015/7/28/1438094225281.jpg

Источники

  • http://allforchildren.ru/why/how31.php
  • http:// www.what-who.com/uploads/images/z/z_015.jpg
  • http:// bigslide.ru/images/10/9844/960/img19.jpg
  • http:// cdn4.freepik.com/image/th/94098.jpg
  • http:// trenerkosmonavtov.ru/wp-content/uploads/2014/04/happy.jpg
  • http:// takya.ru/nuda/metodicheskie-rekomendacii-i-proverka-znanij-i-umenij/2.jpg
  • http:// v.900igr.net:10/datai/biologija/Pitanie-i-dykhanie-rastenij/0001-001-Dykhanie-rastenij.jpg
  • http:// cs628720.vk.me/v628720041/36df/3QtJCy9WYVw.jpg
  • http:// aznarmed.ru/20.jpg
  • http:// сезоны- года.рф / sites/default/files/images/ shkolnikam /photosintez_4.jpg
  • http:// promteplica.by/wp-content/uploads/2015/03/3116.jpg
  • http:// photo.7ya.ru/ph/2015/7/28/1438094225281.jpg

multiurok.ru

Дыхание растений | Биология

Особенности дыхания растений. Растения, как и все живые организмы, дышат. При этом они поглощают атмосферный кислород, а также используют тот кислород, который образуется у них в процессе фотосинтеза и имеется в межклетниках. Дышат растения и днем, и ночью. Днем большая часть атмосферного кислорода поступает в растение через устьица листьев и молодых побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички стеблей. Ночью почти у всех растений устьица закрыты. В это время они для дыхания используют, в основном, кислород, образовавшейся при фотосинтезе и накопленный в межклетниках. По межклетникам кислород проникает во все живые клетки растений.

Восстановление содержания кислорода в воздухеВосстановление содержания кислорода в воздухе

В процессе дыхания растения поглощают гораздо меньше кислорода, чем образуют его при фотосинтезе и выделяют в окружающую среду.

Дыхание — сложный процесс. Поступивший в клетки кислород превращает (окисляет) имеющиеся в них сложные органические вещества (в основном глюкозу) в углекислый газ и воду. При этом освобождается энергия, которая была затрачена при фотосинтезе на их образование из углекислого газа и воды.

Образующийся при дыхании у растений углекислый газ удаляется из организма через устьица, чечевички, через всю поверхность клеток молодых корней.

Дыхание растений — процесс противоположный фотосинтезу.

Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания у растенийРис. 119. "Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания у растенийДоказательства выделения растениями углекислого газа. Убедиться в том, что растения при дыхании выделяют углекислый газ, можно на опыте. Поместим одно из комнатных растений на стекло и поставим рядом с ним стакан с известковой водой. Теперь закроем растение стеклянным колпаком и поместим его в темный шкаф. Через сутки известковая вода в стакане помутнеет. Следовательно, под колпаком образовалось большое количество углекислого газа.

Опыт, доказывающий дыхание растенийОпыт, доказывающий дыхание растений

Убедиться в том, что дышат все органы растения, можно на следующем опыте. Положим в одну из стеклянных банок свежесрезанные побеги растения, в другую — корнеплоды моркови, а в третью — 30–40 набухших семян гороха или фасоли (в сухих семенах процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень медленно). Закроем все банки пластмассовыми крышками и поставим их в темное место. Проверим через сутки, как изменился в них состав воздуха. Для этого опустим в каждую из банок зажженную свечу. Во всех банках свечи гаснут. Следовательно, побеги, корнеплоды и прорастающие семена при дыхании израсходовали имевшийся в воздухе банки кислород и увеличили в нем содержание углекислого газа.

При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

Опыт, доказывающий дыхание разных органов растенийОпыт, доказывающий дыхание разных органов растенийЗначение дыхания в жизни растений. Дыхание — жизненно важный процесс. Основная часть энергии, освобождаемая при дыхании, используется растением на поддержание всех жизненных процессов, протекающих в клетках. Часть освобождаемой энергии превращается в тепловую. Например, около крупных цветков лотоса температура воздуха может повышаться на 12°С.

Наиболее интенсивно дыхание растений происходит в теплую погоду.

Применение знаний о дыхании растений. При выращивании культурных растений почва уплотняется и содержит мало воздуха. Поэтому для улучшения дыхания корней ее рыхлят специальными культиваторами. Особенно от недостатка кислорода страдают растения, выращиваемые на сильно увлажненных (заболоченных) почвах. Для улучшения снабжения воздухом корней растений такие почвы обычно осушают.

При хранении семян в зернохранилищах следят за влажностью семян. Сырые семена дышат интенсивнее и сильно разогреваются выделяющимся теплом — тогда зародыши в них погибают. Чтобы этого не происходило, закладываемые на хранение семена должны быть сухими, а зернохранилище — хорошо проветриваемым.

Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху (тополь, черемуху, липу, конский каштан).Деревья на улицах городаДеревья на улицах города

Дыхание.

1. Какой газ растения поглощают при дыхании? 2. Каким образом он поступает к клеткам органов растений? 3. Каково значение дыхания в жизни растения? 4. Какой газ образуется при дыхании растения? 5. Как можно доказать, что дышат все органы растения? 6. Чем дыхание отличается от фотосинтеза? 7. Какие условия создает человек для лучшего дыхания корней выращиваемых растений? 8. При каких условиях хорошо сохраняются семена в зернохранилищах? 9. Какое влияние на дыхание растений оказывает запыленность воздуха?

1. Проведите опыт, доказывающий, что при дыхании органы растений выделяют углекислый газ. 2. Перечертите в тетрадь и заполните таблицу.

Фотосинтез и дыхание

Фотосинтез и дыхание. Таблица

blgy.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта