Как люди используют растения. Конспект урока по биологии на тему "Как люди используют растения?" (6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Как человек использует дыхание растений? Как люди используют растения


Как люди используют плоды? | Kratkoe.com

Как люди используют плоды, Вы узнаете из этой статьи.

Как люди используют плоды?

Наверняка Вам известно много растений, плоды которых применяются в пищу либо же идут для вскармливания домашних животных. Обычно это вкусные плоды овощных (дынь, огурцов, арбузов, помидоров) и плодово-ягодных (груши, вишни, яблони, сливы, цитрусовых, винограда) культур. Из них делают разные крупы. Также из плодов некоторых растений (арахиса, сои, пальм) получают масла.

Плоды используются в разных отраслях промышленности. Например, хлопчатник является  сырьем для производства тканей. Из растительных масел делают олифу, которая используется в машинных маслах, лакокрасочной промышленности.

Их применяют для лечения разных недугов не только человека, но домашних животных. Плоды ежевики, калины, малины эффективны при лечении простудных заболеваний. В некоторых из них накапливаются вещества, придающие плоду горький или острый вкус. Тогда их применяют в кулинарии в качестве приправы, которая улучшает вкусовые качества блюд в разы. Помните, что есть и плоды с накопленными ядовитыми веществами: ягоды майского ландыша вызывают рвоту, нарушения сердечного ритма или остановку сердца. Поэтому тщательно проверяйте то, что Вы пытаетесь использовать в пищу.

И, напоследок, ответим на самый распространенный вопрос: как люди используют яблоню и ее плоды?

Кроме употребления яблока в пищу, эти витаминные диетические плоды помогают при авитаминозах, при расстройствах пищеварения, применяются для избавления от лишнего веса. Если Вы страдаете язвенной болезнью12-перстной кишки и желудка, гиперацидным гастритом, дискинезией желчных путей, то кушайте больше сладких яблок культурных сортов. А вот при гипоцидных состояниях следует употреблять в пищу кислые сортовые яблоки. При диабете плоды с высоким содержанием витамина «С»  и низкой сахаристостью подойдут как нельзя кстати.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, как люди используют плоды.

kratkoe.com

Как человек использует дыхание растений?

Как человек использует результаты фотосинтеза Вы узнаете из этой статьи.

Как человек использует знания о дыхании растений?

Растения, как и все другие живые организмы, дышат. При этом они поглощают и атмосферный кислород, а также используют тот кислород, который образуется у них в процессе фотосинтеза и имеется в межклетниках. Дышат они и днем, и ночью. Днем большая часть кислорода поступает к растению через устьица молодых побегов и листьев, кожицу молодых корней, чечевички стеблей. Ночью же почти у всех растений эти устьица закрыты. В это время для дыхания они используют, в основном, кислород, образовавшейся во время фотосинтеза и накопленный в межклетниках. По ним кислород проникает во все живые клетки растений.

Дыхание — это сложный процесс. Поступивший в клетки кислород окисляет сложные органические вещества — в основном глюкозу в воду углекислый и газ. При этом освобождается большое количество энергии, которая была затрачена на фотосинтез на их образование из углекислого газа и воды.

Дыхание растений — это процесс полностью противоположный к фотосинтезу.

Во время выращивания культурных растений земля уплотняется и содержит очень мало воздуха. Поэтому для улучшения дыхания корней ее специальными культиваторами рыхлят. Особенно от недостатка кислорода страдают растения, выращиваемые на сильно увлажненных (заболоченных) почвах. Для улучшения снабжения воздухом корней растений такие почвы обычно осушают.

При хранении семян в зернохранилищах следят за влажностью семян. Сырые семена дышат интенсивнее и сильно разогреваются выделяющимся теплом — тогда зародыши в них погибают. Чтобы этого не происходило, закладываемые на хранение семена должны быть сухими, а зернохранилище — хорошо проветриваемым.

Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху (тополь, черемуху, липу, конский каштан).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, как человек использует дыхание растений.

kratkoe.com

Конспект урока по биологии на тему "Как люди используют растения?" (6 класс)

Урок: Как люди используют растения?

Предмет: биология, 6 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Педагогическая технология: проектное обучение, тип творческий проект.

Форма урока: урок-выставка (творческий урок-проект).

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Предметные результаты:

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УУД

1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Цель: Определить основные направления использования органов растений, причины их использования.

Оборудование: Образцы семян, древесины, волокон; изображения растений, презентация, ЦИОР.

Приветствие, доброе пожелание.

Вспомним способы вегетативного размножения растений. Организует самопроверку диктанта по слайду .

Для чего людям нужно столько способов размножения растений? Для чего размножать растения?

Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке. Выполняют задания биологического диктанта, самопроверку.

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Сделайте в тетради схему строения растения, укажите органы растения и их функции. Какие части растений и как использует человек? Отметьте это на схеме.( читает загадки о б органах растений)

Какие органы растений наиболее важны для людей? Тема урока? Как вы думаете, давно ли человек использует растения? (работаем с ФЦИОР)

Отвечают на вопросы учителя, составляют схему строения растения

  1. Постановка учебной задачи

Организует коммуникативную деятельность обучающихся по возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.

Ребята, я предлагаю вам создать «Музей растений». Нам необходимо для этого подготовить экспозиции. Фиксирует тему проекта, цель , актуальность, гипотезу, задачи, методы

Формирует группы для работы учащихся. Распределение творческих заданий по группам.

infourok.ru

§ 14. Как люди используют растения — Учебник 2017

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

Антошка: Люди научились делать искусственные вещества. Выходит, растения нам стали теперь не очень нужны.

• Что бы ты ответил на месте биолога? Поводом для обсуждения какой проблемы могут стать слова Антошки? Сравни свой вариант с авторским (с. 141).

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

• Каким органам растения больше всего нужны механические ткани? (§ 6-12)

• В каких органах растения создаются запасы питательных веществ? (§1,4-12)

• Что происходит в течение года с клубнями, луковицами и корневищами? (§ 8-9)

• При каких обстоятельствах расходуются питательные вещества из разных органов растения? (§ 4-9)

• Как хранят зерно, яблоки, морковь, капусту? (Жизненный опыт)

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

• Найди в тексте доводы в пользу того, что без растений человек не сможет жить.

Семена — концентрат питательных веществ в надёжной упаковке

• Выскажи предположение, о чём говорится в рубрике с таким названием.

• Чтобы проверить своё предположение, прочитай текст, ведя диалог с автором: В — задай вопрос к тексту; О — спрогнозируй ответ,- П — проверь себя по тексту. После чтения текста сделай вывод по проблеме.

Семена должны быть лёгкими, но с большим запасом всех необходимых питательных веществ. В (Как этого достичь?) О (Попытайся предположить.) Поэтому в зрелых семенах мало воды, но имеются разнообразные питательные вещества — жиры, белки, крахмал. П (Нашёл ответ на свой вопрос?) Семена одних растений содержат больше белков (горох, бобы, фасоль, соя),

14.1. Зерновой элеватор — хранилище зерна.

Содержание органических веществ в семенах

Таблица

Другие — жиров (подсолнечник, лён, горчица), третьи — углеводов (см. табл. выше). Семена многих растений содержат много и белков, и углеводов (гречиха, овёс, пшеница). Семена приспособлены к хранению, и людям легче всего сохранять длительное время именно семена. П (На какой вопрос ты нашёл ответ?)

Подземные органы — консервы со сроком годности один учебный год

Осень и зиму подземные побеги и корни переживают под землёй, а весной расходуют питательные вещества на быстрое формирование новых побегов и цветков.

Картофель, морковь, свёкла, редька, репчатый лук и чеснок в сухом, прохладном и тёмном месте, россыпью, в ящиках или в песке сохраняют питательные вещества до весны, а потом начинают прорастать. Поэтому, в отличие от семян, несколько лет их хранить нельзя (рис. 14.2).

Разные плоды в природных условиях сохраняются в течение разных сроков

В расселении растений плоды участвуют по-разному. Одни падают сразу после созревания, другие высыхают на ветвях и ещё

Долго привлекают животных. Люди выводят сорта растений с увеличенным сроком годности плодов и создают им особые условия хранения. Часто плоды собирают недозрелыми — такие плоды сохраняются дольше, но аромат у них не такой сильный.

Съедобные листья обычно долго не лежат

Люди используют в пищу пластинки и черешки листьев многих растений — салата, лука, петрушки, капусты, ревеня. Клеточные стенки человек не переваривает, запасных веществ в листьях зелени нет, и человек усваивает только вещества цитоплазмы живых клеток.

14.3. Хранение капусты. 14.4. Хранение сена.

За редким исключением листья не предназначены для хранения питательных веществ. Листья — это активно работающие органы, которые быстро вянут после срезания. Только листья культурных сортов кочанной капусты сохраняются в погребах до весны (рис. 14.3).

Иногда в пищу идут и цветки растений

В созревающие цветки поступает мощный поток питательных веществ, и, казалось бы, соцветия должны быть одним из продуктов сельского хозяйства, однако, кроме недозрелых соцветий цветной капусты, в России никакие цветки в пищу не используют.

Чтобы сохранить пищевые растения, люди используют разные способы

Люди сушат, солят, маринуют, квасят и замораживают продукты. При обработке изменяется хиллический состав растений и они утрачивают одни полезные свойства, но приобретают другие.

Древесина — материал для строительства

Главное назначение древесины в растении — служить опорой. По этому назначению древесину используют и люди.

Пропитанные лигнином клетки ксилемы по прочности не уступают стали. Сочетание трубок и волокон в древесине делает её прочным, лёгким, упругим материалом. В мире используются сотни сортов древесины, различающиеся удельным весом, способностью пропускать тепло.

К сожалению, значительную часть срубленных на всех континентах деревьев сжигают в печах, отапливая жилище или согревая пищу.

Бумага — материал из клеточных стенок

Из волокон целлюлозы делают бумагу, картон, древесно-волокнистые плиты. Эти волокна в старину получали только из ветхих тканей, а сейчас — главным образом из деревьев. В принципе, бумагу можно делать из любых растений, отделяя целлюлозу от других веществ и отбеливая её. Но лучшим сырьём для этого являются длинные трахеиды хвойных.

Дуб — источник волокон

Многие растения содержат длинные тонкие клетки — опорные (лубяные) волокна. С помощью бактерий люди освобождают эти волокна от других клеток и прядут из них нити. В России главным источником таких волокон является лён; раньше нити делали также из конопли и крапивы.

Пробковая ткань — ценный технический материал

У обитателя зоны субтропиков — пробкового дуба — нарастают слои пробковой ткани толщиной в несколько сантиметров. Такой слой пробки спасает дерево от пожара, так как пробка не горит и плохо проводит тепло. Эту ткань можно срезать без вреда для дерева. Из пробки делают затычки для бутылок и облицовочные плитки — лёгкие, упругие, не пропускающие воду и воздух.

Вещества, которыми растения приманивают опылителей или отпугивают врагов, люди используют как пряности или лекарства

Многие растения содержат ядовитые для насекомых или грибов вещества — с сильным запахом, горькие или безвкусные. В цветках многих насекомоопыляемых растений содержатся ароматные вещества, привлекающие опылителей. Ценность этих веществ для человека больше, чем пищевая. Из них делают лекарства, духи и инсектициды (препараты, которыми уничтожают насекомых на полях и в жилищах).

Нектар и мёд

Собрать нектар цветков людям не под силу, но с этой работой справляются пчёлы. Они не только собирают нектар, но и сгущают его и подвергают особой обработке, в результате чего образуется необычайно полезный продукт — мёд.

•удг Сохранить урожай — то же самое, что увеличить его

ЯШк Не меньше 30% собранного в мире урожая портится при хране — нии. Насекомые и грызуны съедают, а грибы разрушают зерно, фрук — ты и овощи.

Борьба с амбарными вредителями затруднена, ведь пищевые продукты нельзя защищать ядами, а уберечь хранилища от спор грибов и яиц насекомых невозможно.

Живые запасы дышат, и в зависимости от температуры и влажности изменяется скорость расходования питательных веществ.

Создавать запасы люди научились раньше, чем культивировать растения

Таким способам сохранения продуктов, как высушивание, копчение, засолка, маринование, заквашивание и содержание без доступа воздуха, тысячи лет.

Зёрна высушивали, чтобы они не прорастали, а фрукты высушивали, чтобы они не плесневели (повышенная концентрация сахара в сухофруктах не даёт развиваться микробам так же, как и в варенье). Зерно высушивали на солнце или в печи.

Чтобы зерно не сырело, его ссыпали в керамические сосуды, обмазанные глиной корзины или ямы с вымазанными глиной стенами. Горловины таких хранилищ герметично закрывали.

Главное — уменьшить попадание вредителей в хранилище

Перед закладкой на хранение фрукты и овощи желательно перебрать, чтобы подгнившие и помятые экземпляры не стали источником заражения запасов.

Чем меньше порции запаса, тем он лучше хранится

Чтобы замедлить расселение вредителей и возбудителей болезней, нужно создавать дополнительные преграды для их распространения. Для этого плоды и овощи укладывают в отдельные ящики, а при возможности — создают прослойки между экземплярами. Яблоки обёртывают бумагой или стружками, свёклу и морковь пересыпают песком.

Преждевременное прорастание — причина гибели урожая

Очень важно не допустить прорастания семян и овощей. В древности для приостановки процессов дыхания зерно обжаривали, а сейчас иногда хранят в отсутствие воздуха. По крайней мере, зерно должно быть сухим не только для профилактики загнивания, но и для предотвращения прорастания.

Репчатый лук хранят или при пониженной (+1 °С), или при повышенной (около 25°С) температуре, при которой луковицы не трогаются в рост.

СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ

Растения обеспечивают всё живое, и людей в частности, кислородом. Никакие синтетические материалы не смогут полностью заменить древесину. Питание людей невозможно без растительной пищи. Переработка, хранение и использование органов и тканей растений — важнейшая отрасль производства.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

7.*

1.» 2. •

3. »

4. •

5. *

В сборе каких растительных продуктов людям помогают животные?

Какие способы переработки древесины ты знаешь?

Плоды каких типов подлежат длительному хранению, а какие — немедленному использованию и почему?

Как ты считаешь, может ли человек заменить растительное сырьё синтетическими материалами?

Какими способами можно сохранить полезные свойства укропа и петрушки в течение пяти месяцев после уборки урожая?

6. • Сахар получают из содержимого клеток сахарного тростника и сахарной свёклы. Обсудите с соседом и предложите, как жидкое содержимое можно отделить от клеточных стенок.

Почему люди, вошедшие в герметичное зернохранилище вскоре после вскрытия, иногда гибли от удушья?

apple-tour.ru

Как люди используют растения | ProfHelp.net: профессиональная помощь в учебно-методических вопросах

Урок: Как люди используют растения? Предмет: биология, 6 класс Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Педагогическая технология: проектное обучение, тип творческий проект. Форма урока: урок-выставка (творческий урок-проект). Форма организации учебной деятельности: групповая. Предметные результаты: формировать умение объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека. Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные УУД 1. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. 2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Коммуникативные УУД1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные УУД 1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Цель: Определить основные направления использования органов растений, причины их использования. Оборудование: Образцы семян, древесины, волокон; изображения растений, презентация, ЦИОР. Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Приветствие, доброе пожелание. Вспомним способы вегетативного размножения растений. Организует самопроверку диктанта по слайду .Для чего людям нужно столько способов размножения растений? Для чего размножать растения? Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. Осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке. Выполняют задания биологического диктанта, самопроверку. Регулятивные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Познавательные УУД 2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Сделайте в тетради схему строения растения, укажите органы растения и их функции. Какие части растений и как использует человек? Отметьте это на схеме.( читает загадки о б органах растений) Какие органы растений наиболее важны для людей? Тема урока? Как вы думаете, давно ли человек использует растения? (работаем с ФЦИОР) Отвечают на вопросы учителя, составляют схему строения растения Постановка учебной задачи Организует коммуникативную деятельность обучающихся по возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Ребята, я предлагаю вам создать «Музей растений». Нам необходимо для этого подготовить экспозиции. Фиксирует тему проекта, цель , актуальность, гипотезу, задачи, методы Формирует группы для работы учащихся. Распределение творческих заданий по группам. Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Формулируют цель и уточняют тему урока. Образуют группы для работы по созданию проекта 4.. Построение проекта выхода из затруднения (открытии е детьми нового знанияПредлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся, дает рекомендации по структуриро

profhelp.net

Как человек использует дыхание растений?

Как человек использует результаты фотосинтеза Вы узнаете из этой статьи.

Как человек использует знания о дыхании растений?

Растения, как и все другие живые организмы, дышат. При этом они поглощают и атмосферный кислород, а также используют тот кислород, который образуется у них в процессе фотосинтеза и имеется в межклетниках. Дышат они и днем, и ночью. Днем большая часть кислорода поступает к растению через устьица молодых побегов и листьев, кожицу молодых корней, чечевички стеблей. Ночью же почти у всех растений эти устьица закрыты. В это время для дыхания они используют, в основном, кислород, образовавшейся во время фотосинтеза и накопленный в межклетниках. По ним кислород проникает во все живые клетки растений.

Дыхание — это сложный процесс. Поступивший в клетки кислород окисляет сложные органические вещества — в основном глюкозу в воду углекислый и газ. При этом освобождается большое количество энергии, которая была затрачена на фотосинтез на их образование из углекислого газа и воды.

Дыхание растений — это процесс полностью противоположный к фотосинтезу.

Во время выращивания культурных растений земля уплотняется и содержит очень мало воздуха. Поэтому для улучшения дыхания корней ее специальными культиваторами рыхлят. Особенно от недостатка кислорода страдают растения, выращиваемые на сильно увлажненных (заболоченных) почвах. Для улучшения снабжения воздухом корней растений такие почвы обычно осушают.

При хранении семян в зернохранилищах следят за влажностью семян. Сырые семена дышат интенсивнее и сильно разогреваются выделяющимся теплом — тогда зародыши в них погибают. Чтобы этого не происходило, закладываемые на хранение семена должны быть сухими, а зернохранилище — хорошо проветриваемым.

Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху (тополь, черемуху, липу, конский каштан).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, как человек использует дыхание растений.

kratkoe.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта