Исследования растений. Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Исследовательская работа "Влияние света на рост и развитие растений". Исследования растений


Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии

Разделы: Биология, Экология

В соответствии с требованиями современного образования главной задачей школы является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию, отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.

В этом случае большое значение в организации обучения  играет исследовательская деятельность школьников. Под исследовательской работой понимается работа, выполненная с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, с заранее неизвестным результатом. При этом главная задача учителя – настроитьучащихся на запланированную, скрупулезную и разноплановую работу. Основным критерием исследовательской работы является получение учащимся объективно новых знаний, а также приобретение опыта организации собственной деятельности.

Экспериментальная работа делает занятия увлекательными и прививает навыки работы с растениями, развивает наблюдательность. Проводя опыты, ученики могут убедиться   в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убеждённость в знаниях делают их осознанными, прочными. Наиболее ценными и доступными для исследования учащихся являются живые объекты, в первую растения, за которыми обучающиеся могут наблюдать и ставить опыты в течение всего года и быстро получать результаты проводимых исследований.

Исследования учащихся эколого-биологического лицея начинаются с первого года обучения. Они позволяют лицеистам подготовиться к трудностям в будущей жизни, легче адаптироваться к обучению в ВУЗах.  Ещё К.А. Тимирязев говорил: «Люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».   Для организации исследовательской деятельности учащихся в области растениеводства имеются теплицы круглогодичного функционирования со сформированной коллекцией комнатных растений.

Многообразие растений защищённого грунта позволяет проводить всевозможные исследования. Они открывают широкие возможности для всестороннего биологического и экологического образования обучающихся. Результаты исследований используются в учебном процессе на уроках, в практической деятельности по выращиванию растений.

Юные исследователи изучают влияние основных факторов на рост и развитие растений (свет, тепло, вода, воздух и его влажность, субстрат и удобрения). Свет –  основной жизненно необходимый фактор, определяющий развитие зелёных растений, стимулирует активность растений. Свет влияет на направление роста, форму, урожайность. Для выявления потребности растения в свете проводится опыт по теме «Влияние уровня освещённости на рост и цветение редиса».

Одним из главных факторов роста является тепло. Тепло стимулирует рост, питание и процессы, происходящие в почве. В зависимости от происхождения растений их рост происходит в пределах определенных температурных значений. Растения влажных тропических лесов нуждаются в постоянном тепле. Другие субтропические растения любят небольшое ночное понижение температуры зимой. Жители тропических гор и Средиземноморья осенью и зимой должны находиться в прохладном месте. Одна из тем направленных на изучение этого фактора – «Влияние температурного режима на рост и развитие инжира».

Третий фактор – вода. Вода – основная составная часть растения. Она необходима для всех физиологических процессов: фотосинтеза, движения образующихся в результате его органических соединений, а также для поглощения минеральных веществ в виде почвенных растворов. В последнее время появились в продаже измерители влажности почвы. Они помогают нам, в период проведения опытов с растениями, поддерживать на оптимальном уровне увлажнение почвы. Результаты исследований при использовании таких тестеров более верные. Тема проводимого исследования: «Влияние полива на качество плодов огурца».

Четвертый фактор – воздух и его влажность. Для хорошего развития и роста большинству растений необходим свежий, чистый и не слишком сухой воздух. При сухом воздухе и скученности растений возникает благоприятная питательная среда для вредителей. Повышенная влажность воздуха – одно из основных требований при вегетативном размножении большинства культур. Работ по вегетативному размножению растений достаточно много, одна из них «Изучение особенностей вегетативного размножения томатов».

Пятый фактор роста растения – субстрат и удобрения. В естественных условиях элементы питания в той или иной форме и количествах имеются в почве. Они поступают в почву из основной материнской породы, а также за счет разложения растительных и животных остатков. В природе складывается и поддерживается определенное равновесие между доступными в определенных условиях элементами питания и растущими там видами растений. Выращивание различных культурв защищенном грунте нарушает это равновесие, т.к. выращиваемые растения заключены в ограниченном пространстве. В таких условиях растениям доступны только те элементы питания, которые содержатся в почвогрунтах. Немаловажное значение в период исследований имеет кислотность почвы (субстрата). Точность измерения кислотности можно легко провести с помощью измерителя нового поколения, который определяет уровень рН в образце, не требуя, при этом расходного материала и позволяет сократить время исследования до 3 секунд.  

Правильно составленный субстрат или почва содержат те элементы питания, которые необходимы растению на ранних стадиях развития или на весь вегетационный период. Актуальность исследований по изучению влияния почвогрунтов и субстратов на рост и развитие растений не вызывает сомнений. Работа по теме: «Влияние субстрата на урожайность перца» была представлена на конкурсе исследовательских работ учащихся. В ходе экспериментальной работы, были подобраны оптимальные и близкие к ним субстраты для выращивания культуры. Выводы по результатам исследований, повлияли на агротехнику выращивания не только перца, но и других овощных культур. Итог практического применения материалов исследования – увеличение объёмов растениеводческой продукции. Практическое значение имеют результаты исследования по темам: «Влияние подкормки на декоративные качества цветочных культур».

Наиболее популярные, среди лицеистов, объекты для изучения – субтропические и тропические плодовые культуры. Период цветения плодовых, у школьников, вызывает радость, а рост и созревание плодов – удивление и восторг. Применяя специальные методики выращивания субтропических и тропических плодовых культур, получаем плоды высокого качества (лимоны, гранаты, ананасы, виноград, соплодие монстеры, зёрна кофейного дерева, плоды инжира). Плодоношение любой культуры, в условиях эколого-биологического лицея города Архангельска, – это отдельная тема исследования. В целом, это яркий пример, когда результат исследований влияет на мотивацию обучения.

Растения в учебном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на набольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрациина уроках живых растений.

Приложение Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Исследовательская работа "Влияние света на рост и развитие растений"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 города Ейска

Муниципального образования Ейский район

Проектная работа

«Влияние света на рост и развитие растений»

Квитовская Варвара Денисовна

МОУ СОШ №7 г. Ейска

Краснодарского края, 3 класс.

Руководитель:

Маслова Римма Васильевна,

учитель начальных классов

Содержание

1.Введение-----------------------------------------------------------------------3стр

2.Цель исследования-----------------------------------------------------------4стр

Гипотезы

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: влияние света на рост и развитие растений.

Задачи

Актуальность

3.Основные методы исследования-------------------------------------------5стр

Способы исследования.

Средства, задействованные в работе.

4. Результаты изучения специальной литературы----------------------6 стр

5.Подготовка и проведение исследования------------------------------- 7-9стр 6. Результаты работы (см. приложение №3)------------------------------ 10стр

7. Выводы--------------------------------------------------------------------------11 стр

8. Возможные пути дальнейшего изучения темы----------------------- 12 стр

9. Заключение---------------------------------------------------------------------13 стр

10.Приложения-------------------------------------------------------------------14-16стр

11.Использованная литература-----------------------------------------------17 стр

1. Введение

Жизнь человека неразрывно связана с природой, а, следовательно, и с жизнью растений. Я очень люблю комнатные растения и считаю, что их необходимо выращивать в каждом доме, так как они не только украшают интерьер, но и улучшают климат в квартире. Я решила проверить, знают ли мои ровесники о том, какую роль в нашей жизни играют комнатные растения, есть ли у них дома комнатные растения и знают ли они, какие условия необходимы для их роста. Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела опрос среди учащихся 3 «Б» и 3 «Д» классов. В опросе приняли участие 50 человек. (см. приложение №1 и приложение №2).

Вывод

Исследования показали, что у 84% опрошенных учеников есть комнатные растения, в основном ухаживают за ними родители, но дети тоже помогают. Ученики знают, для чего родители выращивают комнатные растения, но мало кто знает, что нужно самим растениям, для полноценного роста и развития.

Во 2 классе в кружке «Друзья природы» нам рассказывали, что для хорошего роста растениям нужны соответствующие условия: тепло, вода, почва, воздух и свет. Почва необходима потому, что в ней есть питательные вещества. Вода помогает эти питательные вещества получить из почвы. Это возможно, если в комнате тепло. Воздух нужен растениям, как и всем другим живым существам, для дыхания. А вот какую роль играет свет? Как он влияет на растения? На все эти вопросы я и постаралась найти ответы.

2. Цель исследования:

Изучить влияние света на рост и развитие комнатных растений. Гипотезы: 1) если растение получает мало света, то оно плохо растёт;

2) при избытке света растение обесцвечивается, получает ожоги и

погибает:

3) если растение получает необходимое количество света, то оно

хорошо развивается.

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: влияние света на рост и развитие растений.

Задачи:

1. Изучить литературные источники о влиянии света на растения.

2. Установить влияние света на рост и развитие растения, на цвет листа, на

движение растения к свету.

3. Выявить условия, благоприятные для роста и развития комнатных растений.

Актуальность:

Почти в каждом доме можно увидеть разнообразные комнатные растения, часто хозяева не знают, как правильно разместить их. Я надеюсь, что результаты моей исследовательской работы помогут мне создать благоприятные условия для моих комнатных растений, и я смогу поделиться своими знаниями с одноклассниками.

3. Основные методы исследования:

- наблюдение,

- эксперименты,

- анализ

Способы исследования:

- изучение специальной литературы

- поиск в Интернете,

- анализ источников информации;

- наблюдение;

- опыты;

- обобщение полученных данных

Средства, задействованные в работе:

Для осуществления исследовательских действий мне потребуются:

- опытные образцы растений;

- горшки для высадки растений;

- универсальная почва;

- вода

4. Результаты изучения специальной литературы

Свою работу я начала с того, что пошла в школьную библиотеку и познакомилась с литературой по выращиванию растений. И вот что я узнала.

Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света. Зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Он происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету. Эта реакция известна под названием фототропизма. Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.

Все эти научные сведения я решила проверить на собственном опыте. Я обратилась к своим одноклассникам с просьбой помочь мне провести исследовательскую работу, т.е. опытным путём определить влияние света на рост и развитие растений. Объектом для исследования мы выбрали комнатный цветок, который называется хлорофитум, потому что он неприхотлив, и выращивать его не сложно даже для начинающих любителей комнатных растений, он пышный и всегда зелёный.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=431056133-07-72&n=21

хлорофитум фото

5. Подготовка и проведение исследования

C:\Users\Саша\Desktop\ФОТО материалы\16022014195.jpg

Свою работу мы начали с подготовки посадочного материала. Для этого от «взрослого» растения (см. выше), мы отрезали 4 листовые розетки, которые появляются на конце воздушных усов и поставили их в воду для укоренения. Через 10 дней у растений образовалось хорошая корневая система

http://klumba-plus.ru/uploads/posts/2012-11/1353398944_razmnozhenie-hlorofituma.jpg http://klumba-plus.ru/uploads/posts/2012-11/1353398944_razmnozhenie-hlorofituma.jpg

Через 10 дней у растений образовалась хорошая корневая система, их можно было сажать в почву

http://cveti.ucoz.ua/_ph/20/338640371.jpg

Мы взяли 4 одинаковых горшка, насыпали в них одинаковый универсальный торфогрунт и высадили растения.

C:\Users\Саша\Desktop\ФОТО материалы\16022014196.jpg

C:\Users\Саша\Desktop\Фотографии\Садим цветы фото\101MSDCF\Фото для школы\Фото0094.jpgC:\Users\Саша\Desktop\Фотографии\Садим цветы фото\101MSDCF\Фото для школы\Фото0098.jpg

C:\Users\Саша\Desktop\Фотографии\Садим цветы фото\101MSDCF\Фото для школы\Фото0096.jpg

1 горшок поставили на окно с солнечной стороны,

2 горшок – много света, но солнечные лучи не прямые ,

3 горшок - на шкафу,

4 горшок – на полку за шкафом, куда попадает мало света даже в солнечный день.

6. Результаты работы (см. приложение №3)

В результате проделанной работы, я убедилась, что от недостаточного освещения листья стали бледными и мягкими, некоторые желтеют и опадают, нет роста. Кроме того, листья вытягиваются вверх и черенки удлиняются. Увеличивается расстояние между побегами и листьями, стебель становится тоньше (горшок 4).

На шкафу, там, где свет есть, но его недостаточно (горшок 3), если и появляются новые листочки, то они намного меньше, чем должны были бы быть. А нижние листья желтеют и отмирают. Но самое неприятное, растение мало цветёт, бутоны плохо развиваются и опадают. а цветочки, если и появляются, то очень бледные. Пестрые листья у растения стали зелеными.

Но и избыток света так же неблагоприятно сказывается на растении (опыт с 1 горшком). Солнечный свет привёл к ожогам листьев. Листья уплотнились в центре растения, а нижние побледнели, стали выгорать. Мы заметили, что листья, на которые попадают прямые солнечные лучи, сначала желтеют по краям, а затем полностью засыхают. В энциклопедии это явление объясняется тем, что при избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На сильном свету рост растений замедляется, они получаются более приземистыми с короткими междоузлиями и широкими короткими листьями. Появление бронзово-желтой окраски листьев указывает на значительный избыток света, который вреден растениям. Если срочно не принять соответствующие меры, может возникнуть ожог. При появлении таких признаков растение нужно быстренько спасать (первое, что нужно сделать переставить растение в другое место), что мы и сделали, прекратив эксперимент.И лишь во 2 горшке, который стоял на тумбочке, где много света, но солнечные лучи не прямые, растение росло быстро, образовались новые листья. Они были зелёными и сочными. Растение заметно увеличилось, как в высоту, так и в диаметре.

7. Выводы

Таким образом, я пришла к выводу, что комнатные растения светолюбивы. Но избыток света неблагоприятно сказывается на них. Солнечный свет приводит к ожогам листьев. Листья уплотняются в центре растения, а нижние бледнеют и выгорают. Я заметила, что листья, на которые попадают прямые солнечные лучи, сначала желтеют по краям, а затем полностью засыхают.

При недостатке света рост растений замедляется, листья становятся бледными, растения вытягиваются, становятся слабыми, теряют прочность, перестают цвести и могут погибнуть.

При достаточном освещении они хорошо развиваются, у них появляются новые листья, растения быстро растут. Их окраска яркого зелёного цвета, растения цветут. На примере моего исследования я убедилась, что рост растения напрямую зависит от действия солнечного света.

.

8. Возможные пути дальнейшего изучения темы

Выполнив эту исследовательскую работу, я нашла ответ только на один вопрос: Как влияет солнечный свет на рост и развитие комнатных растений

Я считаю, что мне нужно продолжить работу в этом направлении и найти подтверждение научным материалам, о том, что на рост и развитие растений влияют и другие факторы.

 научилась наблюдать за развитием растений; находить нужную информацию; делать выводы

.

9. Заключение

Проделанную работу считаю результативной и полезной, потому что узнала много нового о комнатных растениях, могу применить свои знания на практике, дать совет своим одноклассникам, друзьям, знакомым по уходу за комнатными растениями, научилась наблюдать за развитием растений; находить нужную информацию; делать выводы.

C:\Users\Саша\Desktop\ФОТО_отличники_2014\01-35.jpg

10. Приложение №1

Анкета

Фамилия, имя __________________________________

1. Есть ли у вас дома комнатные растения? ______________________________

2. Кто ухаживает за ними?

3. Для чего вы выращиваете комнатные растения?

а) для красотыб) для очистки воздух

в) не знаю

4. Что необходимо растениям для хорошего роста и развития?

Приложение№2

Анализ анкет

№п/п

Вопросы

да

нет

1

Есть ли у вас дома комнатные растения?

42чел (84%)

8чел (16%)

2

Кто ухаживает за ними? а) мама

б) только я

в) иногда я

г) все члены семьи

21чел (42%)

7чел (14%)

5чел (10%)

9чел (18%)

3

Для чего вы выращиваете комнатные растения? а) для красоты

б) для очищения воздуха

в) не знаю

12чел (24%)

25чел (50%)

5чел (10%)

4

Что необходимо растениям для хорошего роста и развития? а) вода

б) воздух и свет

в) почва

г) тепло

36чел (72%)

9чел (18%)

3 чел (6%)

2 чел (4%)

Приложение№3

Результаты наблюдений:

Дата

На окне (на солнце)

1.

Не прямые лучи солнца

2.

На шкафу

3.

В полутени

4.

02.10.13г

Здоровое.

Здоровое.

Здоровое.

Здоровое.

09.10.13г

Листья стали мягкими, побледнели.

Здоровое.

Здоровое.

Листья бледнеют

16.10.13г

Края листьев подсыхают

Здоровое.

Здоровое.

Лисья бледные.

23.10.13г.

Стали желтеть листья

Здоровое. Образовались новые листья

Здоровое.

Листья бледные, вялые. Новых листьев нет.

30.10.13г

Листья отмирают

Растение заметно увеличилось как в высоту, так и в диаметре.

Появились новые листья

Растение бледное, нет роста

15.11.13г

Эксперимент завершён

Листья яркие, с сочным зеленым оттенком, появились воздушные усы с розетками на концах .

Растение здоровое, увеличилось в размерах, зелёное

Листья сворачиваются трубочкой, края подсыхают

30.11.13г

Растение зелёное, блестящее, здоровое.

Эксперимент завершён

11. Использованная литература

1. Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г.

2. Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Биология . Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ, 2004г.

3. Ликум А. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей, том IV М.: Компания Ключ – С, филологическое общество Слово, ТНО АСТ 1994г.

4. В.И. Серпухова, Г.К.Тавлинова. Комнатные и балконные растения. Изд. Прейскурантиздат. М.,1991г.

5. Комнатные растения. Изд. Поиск. М., 2010г

6. Галкина Е. Г. "Комнатные растения" Ростов-на-Дону "Феникс" 1999

7. Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова. Уроки экологии в начальной школе.Изд. СФЕРА.М.,2007

8. activestudy.info›vliyanie…sveta-na-razvitie-luka/

infourok.ru

Химический анализ растений

Химический анализ растений за последние годы получил признание и большое распространение во многих странах мира как метод исследования питания растений в полевой обстановке и как метод определения потребности растений в удобрениях. Преимуществом этого метода является хорошо выраженная зависимость между показателями анализа растений и эффективностью соответствующих удобрений. Для анализа берут не все растение, а какую-нибудь определенную часть, чаще лист или черешок листа. Этот метод называется листовой диагностикой.[ ...]

Химический анализ растений проводится для определения количества поступивших в них элементов питания, по которому можно судить о необходимости применения удобрений (методы Нейбауэра, Магницкого и др.), определения показателей пищевого и кормового достоинства продукции (определения крахмала, сахара, белка, витаминов и т. п) и для решения различных вопросов питания растений и обмена веществ.[ ...]

Подкормка растений меченым азотом в этом опыте производилась через 24 дня после появления всходов. В качестве подкормки применялся сульфат аммония с трехкратным обогащением изотопом Ы15 в дозе 0,24 г N на сосуд. Так как внесенный подкормку меченый сульфат аммония разбавлялся в почве обычным сульфатом аммония, внесенным перед посевом и не полностью использованным растениями, то фактическое обогащение сульфата аммония в субстрате было несколько ниже, примерно 2,5. Из таблицы 1, в которой помещены урожайные данные и результаты химического анализа растений, следует, что при экспозиции растений на меченом азоте от 6 до 72 часов вес растений практически оставался на одном и том же уровне и только через 120 часов после внесения азотной подкормки он заметно увеличился.[ ...]

До настоящего времени в химическ >й таксономии не удается разделить растения на крупные таксономические группы на основании какого-либо химического соединения или группы соединений. Химическая таксономия исходит из химического анализа растений. Главное внимание до сих пор уделялось европейским растениям и растениям умеренного пояса, систематическое же исследование тропических растений было недостаточным. В последнее десятилетие, однако, приобретает все большее значение главным образом биохимическая систематика, а именно по двум причинам. Одной из них является удобство применения быстрых, простых и хорошо воспроизводимых химико—аналитических методов изучения состава растений (к этим методам относятся, например, хроматография и электрофорез), второй — простота идентификации органических соединений в растениях; оба эти фактора содействовали решению таксономических проблем.[ ...]

При обсуждении результатов химического анализа растений мы указывали, что по этим данным невозможно было установить какие-либо закономерности в изменении содержания запасных белков в растениях при различных сроках их уборки. Результаты изотопного анализа, наоборот, указывают на сильное обновление азота этих (белков через 48 и 96 часов после внесения подкормки с меченым азотом. Это заставляет нас признать, что в действительности запасные белки, так же как и конституционные, подвергались непрерывным изменениям в организме растений. И если в первые сроки после уборки изотопный соста-в азота запасных белков не менялся, то это не основание для того, чтобы делать вывод об известной их устойчивости в эти сроки опыта.[ ...]

Проводившиеся одновременно химические анализы растений показали, что общее количество белкового азота как в этом, так и в другом аналогичном опыте за столь короткие промежутки времени практически почти совсем не изменялось или изменялось на сравнительно незначительную величину (в пределах 5—10%). Это свидетельствует о том, что в растениях, кроме образования нового количества белка, постоянно происходит обновление уже содержащегося в растении белка. Таким образом, молекулы белка в организме растений имеют сравнительно небольшую продолжительность жизни. Они непрерывно разрушаются и вновь воссоздаются в процессе интенсивного обмена веществ растений.[ ...]

Указанные методы диагностики питания по химическому анализу растений основаны на определении в листьях валового содержания главных элементов питания. Отобранные образцы растений высушивают и размалывают. Затем в лабораторных условиях навеску растительного материала озоляют с последующим определение валового содержания N, Р205, КгО> CaO, MgO и других питательных веществ. В параллельной навеске определяют количество влаги.[ ...]

В таблице 10 приведены урожайные данные и данные химического анализа растений для обеих серий опыта.[ ...]

Однако во всех этих опытах в анализ поступали средние пробы растений, как это делается при обычных определениях размеров усвоения растениями фосфора из удобрений. Разница заключалась лишь в том, что количество фосфора, взятого растениями из удобрения, определялось ¡не по разности между содержанием фосфора в контрольных и опытных растениях, а путем прямого измерения количества меченого фосфора, поступившего в растение из удобрения. Параллельно проводившиеся химические анализы растений на содержание фосфора в этих опытах давали возможность определить, какая доля от общего содержания фосфора в растении приходилась на фосфор удобрения (меченый) и фосфор, взятый из почвы (немеченый).[ ...]

ru-ecology.info

Исследование по теме : «исследование комнатных растений»

скачать файл

Западное окружное управление департамента образования

ГОУ СОШ № 887 с гимназическими классами

Учебное исследование по теме: « ИССЛЕДОВАНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»

(на примере кабинета биологии ГОУ СОШ № 887)

Авторы: ученик 5 «Б» класса Виноградов Вячеслав,

ученик 5 «Б» класса Чижов Дмитрий.

Научный консультант: Дынько Ирина Павловна, учитель естествознания, высшей категории

ГОУ СОШ № 887

Москва, 2009 . Содержание.

Введение……………………………………………………….…………..с. 3

Основная часть.

1. Краткая историческая справка о комнатных растениях………с.5

2. Изучение растительной клетки…………………………………с.6

3. Лабораторная работа: растительная клетка …………………с.7

3. Характеристика растений кабинета биологии ………………..с.10

Заключение. ……………………………………………………………….с.20

Литература…………………………………………………………………с.22

ВВЕДЕНИЕ.

Начиная обучения в 5 классе, и изучая предмет «природоведение» в кабинете биологии, мы увидели большое количество экзотических комнатных растений. Многие, из которых повторялись. Цветы действительно были красивы. Да и в кабинете чувствуешь себя уютно и комфортно.

Нам стало интересно, как влияют растения на человека и живые организмы в целом. Какие растения являются полезными, а какие могут оказаться вредными или опасными. Почему люди украшают свои жилища цветами? Потому ли, что это красиво или все-таки цветы приносят пользу человеку. На эти вопросы мы и решили найти ответы. И вообще интересно узнать какую роль играют растения в жизни человека.

Мы считаем, что данная тема изучения комнатных растений наиболее актуальна сегодня. Это связано с экологий городов, а растения, как мы знаем, очищают окружающую среду и насыщают ее кислородом. Тем более если они приносят пользу , почему бы их не расположить в жилых помещения. А вот все ли они безобидные, мы постараемся изучить.

Цель исследования: исследование свойств растений и способы практического использования на примере кабинета биологии ГОУ СОШ № 887

Объект исследования: экзотические растения кабинета биологии ГОУ СОШ № 887, Западного округа г. Москвы.

Предмет исследования: комнатные экзотические растения.

Гипотеза: расположение комнатных растений в кабинете биологии зависит от их индивидуальных свойств, влияющих на самочувствие и здоровье учащихся.

Задачи:

- определение перечня растений в кабинете биологии;

- сбор информации по комнатным растениям;

- рассмотреть в микроскоп клетки растений;

- систематизация растений кабинета биологии на основе изучения родины растения их свойств и полезности;

- выработать рекомендации по расположению цветов в кабинете биологии и их пользы.

Главные цвета Земли - голубой и зеленый. И если синева - эта небо и вода, то зеленый – это царство растений. Что произойдет, если растения вдруг исчезнут с лица Земли? Останутся без пищи животные и человек. Не будет привычной одежды, ведь большая часть одежды сделана из растительных волокон (хлопок, лен). Лишатся отопления многие дома, потому, что важнейшие виды топлива – уголь и торф – не что иное, как остатки доисторических лесов. Да и книг не будет, поскольку бумага, на которой их печатают, - тоже растительного происхождения.

Но главное – все живущие на планете (и люди, и животные) задохнуться. Для дыхания нужен свободный кислород, а он появляется в атмосфере Земли только как результат фотосинтеза – процесса преобразования воды и углекислого газа в кислород и органическое вещество. Эта работа постоянно совершенствуется клетками зеленых растений.

Именно благодаря растениям существуют на Земле все живые существа. Растения есть повсюду на поверхности суши. Даже среди вечных снегов и льдов у полюсов и на высочайших горных вершинах можно найти одноклеточные водоросли. Всего на Земле насчитывают около 350 тысяч видов растений, поражающих людей разнообразием своих форм. Но конечно не у всех есть цветки, стебли, листья и корни.

В последнее время мы стремимся по возможности окружать свой быт натуральными материалами. А что может быть ближе к природе, чем живые комнатные растения? Тем более что в дизайне интерьера комнатным растениям все чаще отводится роль главных декоративных элементов.

Уже в первой половине нашего столетия комнатные растения стали совершенно привычным явлением. Особенно полюбились европейцам те из комнатных растений, родина которых — дальние тропические страны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Краткая историческая справка о комнатных растениях.

Комнатные растения из тропических областей впервые прибыли в Европу в XV веке, когда путешественники из Голландии, Англии, Испании открывали новые земли. Таким образом, в Старом Свете и появилось большинство современных комнатных растений. На территорию Восточной Европы комнатные растения попали еще позже. Но хорошо известен тот факт, что уже при царе Алексее Михайловиче (1629-1678гг) в России были первые оранжереи с комнатными растениями. Они чаще всего были расположены в деревянных домах, которые обогревались печами. В них выращивали комнатные растения и так называемые деликатесные культуры, плоды которых можно было употреблять в пищу, — гранаты, лимоны, мандарины. В богатых домах Европы оранжереи с комнатными растениями превращались в целые зимние сады. Туда приходили отдыхать, общаться с друзьями. Обычно оранжереи с комнатными растениями располагались неподалеку от большого зала, где проходили балы. Впрочем, удовольствие украсить подоконник хотя бы одним комнатным растением могли позволить себе даже те, кто и не мечтал о собственной оранжерее комнатных растений, — люди среднего сословия, простолюдины.

В XIX веке нашим предкам были уже широко известны такие комнатные растения, как пальмы, фикус, абелия, гибискус китайский, монстера, пеларгония, различные цитрусовые и многие другие. Все они были привезены из Океании, Австралии, Африки, Индии, Китая. Практически те же комнатные растения любимы людьми и сейчас. Изучение растительной клетки.

Растения являются одним из многочисленных царств живой природы и относятся к эукариотам. Эукариоты, или Ядерные – над царство живых организмов, клетки которых содержат ядра.

Растения  это одна из основных групп многоклеточных живых организмов, включающая в себя :одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Растения (в первую очередь цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы, лианы и др. Вопрос, сколько в мире видов растений, в настоящее время не имеет точного или даже приблизительного ответа — учёные уже в течение 250 лет пытаются систематизировать все живые организмы, однако масса мелких и микроскопических форм живых существ до сих пор остаётся не открытой.

Растения являются объектом исследования ботаники. Трудами многих поколений ученых выявлены основные этапы становления и развития отдельных структур, органов и растений в целом, начиная от одноклеточных микроскопических водорослей и кончая высокоразвитыми цветковыми растениями.

Все растения делятся на низшие и высшие. К высшим относятся моховидные, папоротники, хвощи и плауны, голосемянные и покрытосемянные. Изучая комнатные растения можно сказать, что основная часть комнатных растений это цветковые растения или покрытосемянные.

Цветковые растения включают два класса – двудольные и однодольные. Зародыш двудольных имеет две (изредка большие) семядоли – первые листочки, развивающиеся в семени. Как правило, однодольные растения от двудольного легко отличить с первого же взгляда. Большая часть однодольных – травы ( исключение пальмы, драцены и некоторые другие), потому что их стебель, как правило не может утолщаться. Жилки на листке расположены дугами или параллельно, а у двудольных образуют сетчатый рисунок. У двудольных есть стержневой корень, а у однодольных имеется пучок равноценных корней (мочковатая корневая система) Если обратить внимание на цветок и пересчитаем его части т- лепестки, чашелистики, тычинки. Если получатся числа , кратные 3-и,- растения однодольные, а если кратные 5-ти, - двудольные.

  Растение, как и всякий живой организм, состоит из клеток, причем каждая клетка порождается тоже клеткой. Клетка — это простейшая и обязательная основа живого организма. Большинство растений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни,— это многоклеточные организмы, построенные из большого числа клеток. У цветковых растений органами являются корень, стебель, лист, цветок. Каждый орган обычно построен из нескольких тканей. Ткань — это собрание клеток, сходных по строению и функциям. Клетки каждой ткани имеют свою специальность. Выполняя работу по своей специальности, они вносят вклад в жизнь целого растения, которая состоит в сочетании и взаимодействии разных видов работы различных клеток, органов, тканей. Лабораторная работа: растительная клетка.

Цель работы: рассмотреть и изучить растительную клетку.

Оборудование: электронный микроскоп, листья растений.

Порядок выполнения работы:

  1. Мы подключили микроскоп к компьютеру и установили программу для работы с микроскопом.
  2. Научились пользоваться микроскопом.
  3. Взяли несколько листьев растений из кабинета биологии. Промыли их и высушили. Положили на столик микроскопа и рассмотрели с увеличением в 10, 60, 200 раз.
При проведении работы по изучению клетки растения мы использовали увеличивающий в 200 раз

Вывод:

Рассмотрев листья растений, мы увидели, что они состоят из множества клеток. Это доказывает, что растения, которые человек может увидеть невооруженным глазом, относятся к многоклеточным живым организмам. При более тщательном изучении можно сказать, что растительная клетка содержит: оболочку, цитоплазму, ядро, митохондрии, лизосомы, рибосомы. хлоропласты, хромопласт, эндоплазматическая сеть, вакуоли, крахмальное зерно.

        

В этой лабораторной работе мы научились пользоваться электронным микроскопом и рассматривать клетки растений. Используя микроскоп можно рассмотреть и изучить не только растения но и различные клетки живых организмов.

Характеристика растений кабинета биологии.

При составлении перечня растений в кабинете биологии было насчитано 96 горшков с цветами, многие из которых повторялись. Видов цветов насчитано – 13 (плющ пестролистый, папоротник обыкновенный, Сциндапсус, молочай, кодиеум, сансевиерия, спатифиллум, бамбук, гипоэстес, диффенбахия, гибискус, хлорофитум, фикус)

Характеристика растений.

Бамбук.

Семейство: Злаки (Grimace).

Родина: Юго-Восточная Азия.

Цветение: в домашних условиях не цветёт.

Температура: летом в интервале

20-32*С, зимой 16-18*С.

Размножение: размножение укоренившихся стеблей возможно

весной. Подкормку проводят летом

один раз в две недели

комплексным удобрением.

Неопасен! Кодиеум (кротон).

Семейство: Молочайные (Euphorbiaceae).

Родина: Юго-Восточная Азия, Индия, о-ва Малайского архипелага.

Цветение: невзрачные цветки появляются из пазух листьев.

Температура: в течение года в интервале 20-22*С, зимой не ниже 17*С, не выносит сквозняков.

Размножение: размножение полуодревесневевшими черенками при большой влажности и температуре выше 25*С, используется стимулятор роста корней. Подкормка с весны до осени один раз в месяц.

Сок ядовит!

Гибискус (китайская роза) .

Семейство: мальвовые (H. rosa-sinensis).

Родина: Юго-Восточная Азия и Полинезия.

Цветение: почти круглый год крупными Цветами 10-12 см в диаметре.

Температура: Летом 18-22*С; зимой

14-16*С.

Размножение производят весной верхушечными полуодревесневевшими побегами.

При высокой влажности и температуре +22*С.Требует обрезки

Осенью или весной. Подкармливают растение с весны до августа комплексным удобрением.

Имеются многочисленные сорта с цветами различной окраски, а так же

пестролистные формы. Не опасен!

Гипоэстес. Семейство: Акантовые (Acnthaceae).

Родина: Мадагаскар.

Цветение: Гипоэстес выращивают ради красивых листьев, цветки следует удалять.

Температура: Летом 20-23*С,

Зимой температура Воздуха и почвы не ниже 18*С.

Размножение: размножают черенками, которые укореняют в

тепличке. Каждые две недели с весны и до осени требуется подкормка, зимой её производят один раз в месяц

Диффенбахия.

Семейство: ароидные (Araceae)

Родина: Центральная и Южная Америка.

Цветение: в домашних условиях цветёт редко, выращивается ради

декоративных листьев.

Температура: оптимальная 20-23*С,

Зимой не ниже 17*С, не выносит

Сквозняков. Сок ядовит!

Размножение: ствол обрезают на

Высоте 10-15 см над уровнем почвы.

Оставшуюся часть стебля можно разрезать на части и укоренить в

смеси торфа и песка в домашнем парничке. Подкормка в период

вегетации 1 раз в неделю.

Фикус.

Семейство: тутовые (Moraceae).

Родина: Южная Азия и Индонезия.

Цветение: В домашних условиях практически не цветёт.

Фикус есть каучуконосное растение. При физическом воздействии выделяет ядовитый млечный сок.

Температура: 18-23*С, зимой не ниже 12*С; пестролистным формам

требуется больше тепла.

Размножение: размножают в парниках воздушными отводками

или черенками. Подкормка с весны до осени один раз в две недели

комплексным удобрением. Фикус всегда был одним из самых любимых домашних растений, и недаром. Он прекрасно гасит агрессивность и злость, создает благоприятную атмосферу в доме и способствует гармонии в отношениях. Часто фикус сравнивают с пылесосом, который очищает пространство от пыли наших тревог. В недавнем прошлом бедный фикус был символом мещанского быта, но сейчас все больше и больше растений из этого семейства появляются в наших домах. Наиболее распространенный вид - это ficus elastica, или каучуковое дерево, а всего насчитывается более 800 видов фикусов. Они любят светлое помещение, умеренный полив и частое опрыскивание, особенно при работающем отоплении.

Молочай.

Семейство: Молочайные, Euphorbiaceae.

Родина: остров Мадагаскар.

Растение цветёт мелкими цветками.

Весной-летом 22-26°C. Зимой не ниже 12°C.

Размножение черенками.

Молочай – опасен, так как содержит яд в листках, но в тоже время целебный

Молочаи- одни из самых любимых садоводами растений. Единственное условие для них - это свет.

Его нужно много, а так для выращивания молочаев не обязательно быть опытным садоводом.

Температура для выращивания составляет +20,+27 градусов и выше.

Поливать нужно редко, 1 раз в неделю, а то и реже.

Сциндапсус.

Семейство: ароидных.

Родина: Центральная и Южная Америка, Азия.

Цветение: не цветет.

Температура: Хорошо растет в теплых помещениях при 18-20°C, а зимой не ниже 16°C. Размножение: черенками. Не опасен.

Хлорофитум.

Семейство: Лилейные. Род: Хлорофитум.

Родина - Южная Америка.

Цветет маленькими белыми цветками на длинном цветоносе.

Температура:. Умеренная. Зимой не ниже 18°С.

Размножение:: весной, семенами.

Хлорофитум обладает уникальным свойством очищать воздух

Спатифиллум. Семейство: ароидные (araceae).

Родина: Колумбия.

Цветение: обычно весной, иногда осенью (повторно). Температура: круглогодично

20-24*С, зимой не ниже 16*С.

Размножение: размножают делением куста весной при пересадке. Подкормку производят весной и летом один раз в две недели комплексным удобрением.

Опасен содержание ядовитого сока.

Папоротник.

Семейство: щитовниковых (Aspidiaceae).

Родина: тропические регионы Юго-Восточной Азии, Австралия, Африка.

Цветение: не цветет.

Температура - летом – 20–25°С, зимой – 12–17°С.

Размножение спорами.

Папоротники - изящнейшие декоративно-лиственные растения с разнообразным строением листьев, называемых ваями. Благодаря богатой зелени, папоротники все чаще встречаются в квартирах. Для внутреннего озеленения представляют интерес папоротники, происходящие из тенистых тропических лесов: они пышнее и разнообразнее по форме, чем северные виды. Однако ещё очень немногие виды этого богатого представителями семейства находят применение во внутреннем озеленении. По изяществу и нежности форм с папоротниками не может сравниться никакое другое растение. Папоротники - одни из древнейших растений земного шара. Насчитывается до 8000 видов папоротников, но из них в культуру вошло около 200; среди них есть растения поразительной красот.

Папоротник обыкновенный- опасен для животных!

Папоротник обыкновенный содержит фермент, который разрушает тиамин (витамин В1)

в растительном корме, что через несколько недель приводит к соответствующему авитаминозу у лошадей.

Крупному рогатому скоту недостаток тиамина не грозит, однако другое, еще не вполне идентифицированное, вещество орляка вызывает у этих животных симптомы, напоминающие картину лучевой болезни. Эффект зависит от дозы и выражается в том, что разрушается костный мозг и в различных органах возникают раковые опухоли.

Опасен для животных!!!

Плющ.

Семейство: аралиевых.

Родина: Европа, Америка, Северная Африка и Азия.

Цветение: Цветение осенью. Цветки собраны в зонтиковидные соцветия. Ягодообразные, шаровидные, черные плоды созревают летом следующего года.

Температура - Умеренная или прохладная, ночью не более 16°С, зимний минимум 12°С.

Размножение: Размножение: Черенками, причем часто они уже имеют воздушные корни. Плющ – вечнозеленая лиана из семейства аралиевых. В природе распространен в сухих и влажных субтропиках Европы, Америки, Северной Африки и Азии. В роде насчитывается 15 видов. Наиболее известен плющ обыкновенный (Hedera helix). Существуют бесчисленные разновидности и сорта этого плюща для выращивания в комнате, различающиеся величиной, формой и окраской листьев. Наиболее оригинальна форма кристата (Hedera cristata) с крупными, округлыми, гофрированными листьями, пестрыми или даже совсем белыми по окраске. Растет плющ обыкновенный быстро. На его стеблях есть воздушные корни-присоски, с помощью которых растение легко взбирается вверх. Менее распространен плющ Канарский (Hedera canariensis). У него более крупные листья, но растет он медленно, и на его побегах нет воздушных корней, так что ему нужны опоры. Плющ – растение выносливое, выдерживающее и жару и сквозняки, хотя окна, выходящие на север, и прохладные комнаты для него наиболее благоприятны, особенно чисто-зеленым сортам. Пестролистные растения требуют больше света, но не переносят яркого солнца. В темных местах и на солнце пестролистность их может исчезнуть. Плющ неприхотлив к грунту. Его можно сажать в любую земельную смесь: и богатую гумусом, и бедную. Чаще всего субстрат составляют из равных частей промытого песка, дерновой земли и перегноя. Но можно посадить его и в любую другую смесь, в ту, что есть у вас под рукой, плющ не погибнет и даже будет неплохо расти. В комнате плющ не цветет, в природных условиях цветет в том случае, если растения, взобравшись на вершину дерева, попадают из тени на свет. Цветки, собранные в полушаровидные зонтики, появляются в сентябре – октябре, а зимой можно увидеть на побегах сине-черные ядовитые ягоды. Созревают они следующей весной. Летом растение поливают обильно, но слишком сильный полив может привести к пожелтению листьев. Зимой воды требуется для полива меньше, но доводить земляной ком до сухости не стоит. Время от времени концы стеблей плюща прищипывают, чтобы отрастали боковые побеги. Отрезанные верхушки используют как черенки. Обязательно удаляют зеленые побеги, появляющиеся иногда на растениях с пестрыми листьями. Пересаживают плющ весной: молодые растения ежегодно, взрослые – через год в горшки большего диаметра. Из недостатков плюща отмечается лишь возможное подсыпание листьев из-за низкой влажности. Не ядовид.

Сансевиерия.

Температура: Умеренная, зимой более прохладная 14-16 °С, минимум 10°С.

Освещение: Светолюбиво, предпочитает яркий рассеянный свет, переносит легкую полутень, пестролистные разновидности более светолюбивы и хорошо отзываются на прямые солнечные лучи. Зимой нужно светлое помещение. Хорошо подходит место на восточном и западном окне. На южном окне, возможно, потребуется затенение летом в самые жаркие часы.

Полив: Умеренный с весны до осени - почва должна просохнуть. Зимой полив ограниченный, примерно раз в 2-3 недели - в зависимости от температуры содержания. При поливе, особенно зимой, нельзя допускать попадания воды в центр розетки - это может вызвать загнивание. Во время периода роста проводят удобрительные поливки, используя жидкое удобрение для комнатных растений, подкормка проводится не чаще 1 раза в месяц.

Влажность воздуха: Опрыскивания не требуется, но листья протирают от пыли. Пересадка: Пересаживают сансевиерию только когда горшок станет тесен - примерно через 2 года молодые растения, через 3 года старые растения. Так как корни у сансевьерии больше разрастаются в ширину, то горшок для нее должен быть не слишком глубокий, но широкий. Почва - 2 части дерновой, 1 часть листовой земли и 1 часть песка. Хороший дренаж обязателен. Размножение: Боковыми побегами весной, а также листом и частью листа. Для размножения листом берут старый лист, который можно разрезать на куски по 4-5 см длиной и немного подвялить на воздухе. Затем лист нижним концом сажают в песок, а после укоренения пересаживают в горшок с землей.

Сансевиерия - целебен. Помогает организму приспосабливаться к трудным условиям жизни, бережет от простуд, недомоганий и общей слабости при колебании температур, смене атмосферного давления, влажности и температуры воздуха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основе изученного материала и проведенных исследований можно сказать, что мы достигли поставленной цели и задач. Мы научились пользоваться электронным микроскопом. Рассмотрев клетки растений убедились, что изучаемые виды относятся к многоклеточным живым организмам. Мы сделали вывод, что в кабинете биологии содержатся экзотические растения. Они могут быть вредными для человека: молочаи, кодиеум, фикус обыкновенный, диффенбахия, спатифиллум. Папоротник и плющ являются вредными для животных. Поставленная цель работы достигнута, так как мы изучили и исследовали свойства растений.

Первое место за вредность среди комнатных растений занимают представители комнатных растений: диффенбахия, спатифиллум. Ядовитый сок вызовет отек гортани и слизистой рта, а при попадании в глаза коньюктивит. Плющ опасен для грызунов. Молочай, и кротон - частые обитатели жилых помещений. Смолы молочаев содержат ядовитые веществ. Отравления протекают в очень тяжелой форме. Появляются долго незаживающие ожоги, язвы, воспаление слизистых оболочек глаз (вплоть до временной слепоты), ротовой полости, глотки; и нарушение функции желудочно-кишечного тракта. Стоит лишь слегка коснуться растения, как сок тут же попадает на кожу или слизистую оболочку и оставляет своей след. Наши предки сок молочаев называли "бесовым молоком".

Опасные растения необходимо переставить на недосягаемый уровень. Поставить их как можно выше: на шкаф, полки. От птиц проще всего переставить ядовитые экземпляры на подоконник и отгородить их шторами или жалюзи. Данные растения должны находиться на верхних ярусах цветочниц, и быть труднодоступными для учащихся

Комнатные растения, которые снижают концентрацию вредных веществ в воздухе. Особенно успешно с этим справляются хлорофитум. Его нужно располагать в нижней части кабинета, из-за его уникального свойства очищать воздух от формальдегида, выделяемого мебелью сделанной из ДСП (партами, тумбами, столами, шкафами и т. д.)

Цветы: сансевиерия, сциндапсус, гипоэстес гибискус, фикус и бамбук не являются вредными и опасными для человека, поэтому их можно располагать в кабинете на любом месте. Но самое главное, что никакие растения не должны находиться в помещении, где спит человек. Для дыхания человеку нужен кислород, а он появляется только как результат фотосинтеза – процесса преобразования воды и углекислого газа в кислород и органическое вещество. Эта работа постоянно совершенствуется клетками зеленых растений.

Благодаря растениям существуют на Земле все живые существа.

Литература:

1. Энциклопедия для детей том 2 «Биология», М.Аксенова, С.Измайлова, 1995г, Москва «Аванта +»

2. Мини атлас Экзотические комнатные растения, 2002г., Мир природы совместно с С.Петербург Флора интернешнл.

3. 1000 прекрасных растений в вашем доме, авт. Урсула Крюгер, Ингрид Янтра, 2001г. издательство Москва

4. Энциклопедия комнатного цветоводства, авт.Д. Куртьер, 1999, издательства КРИСТИНА&К*

скачать файл

voeto.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта