Генеративные органы нужны растению для: Перечислите генеративные органы растения. Каковы их основные функции?

Органы растений — 📙 Биология

1. Растение – уникальная сложная система 

2. Органы для размножения 

Видовое разнообразие флоры поражает своей многогранностью, но у каждого растения имеются соответствующие системы органов. Что же касается низших растений, то их тело менее систематизировано. Тем не менее, многие типы примитивных живых организмов имеют одно- или многоклеточные половые органы — мужские — антеридии, женские — оогонии (в переводе с греческого «яйцо» и «рождение»). Именно для развития половых клеток служат половые органы растений. 

Высшие растения могут похвастаться более сложной организацией, у них можно вычленить вегетативные органы. Рассматривая строение архегониальных растений, стоит отметить наличие половых органов, которые носят название – антеридии и архегонии (от гр. «аrche» – начало, «gone» – рождения), (мохообразные, папоротникообразные и голосеменные). 

Эволюционные изменения коснулись не только внешнего строения растений, половой процесс постоянно совершенствовался. У некоторых видов половые органы были резко редуцированы. Генеративным органом стал цветок. 

У растений выделяют следующие группы органов: 

  • Половые органы: антеридии, оогонии, архегонии; 
  • Вегетативные органы.
  • Генеративные органы.  
  • Органы, которые служат для бесполого размножения. 

Изучая морфологию растений, стоит отметить, что корень и побег являются вегетативным органам. Они обеспечивают жизнедеятельность живого организма. Корень лишен листьев и внешних почек, он располагается под землей. У таких растений как осот, малина и другие виды, у них могут появляться почки на корню, но механизм их формирования заключен в перицикле эндогенно. Даже не имея особых биологических знаний, не трудно предположить, что основной функцией корня является поглощение влаги и питательных веществ. У некоторых видов корень служит аккумулятором полезных веществ, например, цикорий, редис. Как орган вегетативного размножения корень выступает у осота и других растений.

Кроме всего прочего, корень обеспечивает выделительную функцию, тем самым поддерживая гомеостаз растения. Высшие растения имеют побег, который служит для воздушного питания. В побеге можно выделить такие составляющие элементы: стебель, листья. Листья и побег имеют общее происхождение, они происходят из апекса, поэтому не могут существовать друг без друга. Зеленые растения благодаря листья выполняют фотосинтезирующую функцию. Этим обусловлена космическая роль растений на Земле. Стебель в данном случае выполняет опорную функцию для растения, в то время как листья будут заняты фотосинтезом. Тем не менее, побег нередко выполняет сразу несколько функций: запасание полезных веществ, фотосинтез, механическая. 

Что собой представляет листок? Анатомически его можно рассматривать как боковой плагиотропный орган побега, рост этой структуры ограничен особенностями вида. Помимо пластины имеется черешок, благодаря которому лист крепится к растению. Почки, которые имеются на побеге, являются зачаточными побегами. Иными словами, почка является зачатком будущего побега, в ней можно выделить зачаточную ось и конус нарастания. 

Зачатки листьев заложены чуть ниже конуса. Располагаются листочки в почке друг над другом. Стоит отметить, что в пазухах зачаточных листьев формируются особенные бугорки, которые являются зачатками пазушных почек. Резюмируя все изложенное выше, можем сказать, что вегетативная почка выступает побегом, со всеми присущими ему элементами.  

Что собой представляют генеративные органы и зачем они нужны? Если речь идет о высших растениях, то у них репродуктивные органы (цветок, семя и плод) принимают участие в размножении. Генеративные органы низших растений и мохообразных приставлены гаметангиями, которые ответственны за образование гамет.  

Как известно, растения могут воссоздавать потомство и половым способом и бесполым, все зависит от конкретных условий и особенностей самого растения.

Когда из одной или нескольких материнских клеток произрастает новый организм, можем говорить о бесполом размножении. Как происходит процесс? В материнском организме формируются споры, у высших растений они многоклеточные, у низших – одноклеточные. В одном спорангии может быть сразу несколько спор. Как только споры созрели, оболочка спорангии теряет целостность, и они выходят наружу. Для высших растений характерным является формирование многоклеточных спорангий, которые имеют плотную оболочку, чаще многослойную. Органами размножения голосеменных и покрытосеменных растений выступают – семена. Как это работает? Функция прямого воспроизведения осуществляется за счет созревших семян, которые опадают с материнского организма и прорастают, давая жизнь новому растению. Внешне заметно чередование ядерных фаз и поколений. 

Цветок является не только красивым природным творением, но и совершенным органом воспроизведения. Благодаря цветку, цветочные растение получили широкую географию распространения. Зачем нужен цветок с точки зрения биологии? 

Цветок выполняет фундаментальные функции:

  • Формирование мужского и женского гаметофита.
  • Появление гамет.
  • Участие в опылении.
  • Формирование оплодотворенной яйцеклетки. 
  • Образование семян и плодов. 

У растений выделяют следующие группы цветков: обоих полов, разнополые и стерильные. Если цветок двуполый, то в нем можно определить тычинки и пестики, такая особенность характерна для: злаковых, лютиковых и т. д. Изучая разнополые цветки, можем наблюдать отдельно или тычинки, или пестики. Если цветки с тычинками принято считать мужскими, то с пестиками – женскими. Однодомное растение (тыква, дуб, кукуруза), это растение, на котором расположены и мужские, и женские цветки. В том случае, когда женские цветки закладываются на одном растении этого вида, а мужские – на другом, говорят о двудомности растения. 

Что происходит с яйцеклеткой после оплодотворения? В пестике наблюдаются значительные изменения, появляются семена и плоды. Семенной зачаток дает начало семени, а стенки завязи формируют ткани плода. Нередко приходится видеть случаи, когда плод формировался при участии не только завязи, но и лепестков или чашелистиков. 

План-конспект урока «Генеративные органы растений. Цветок»

Цель урока: углубить знания учащихся о строении растительного организма.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучить строение цветка – органа семенного размножения высших растений.
  2. Начать формирование знаний о функциях частей цветка.
  3. Расширить знания учащихся о значении цветущих растений в жизни человека.

Развивающие:

  1. Развивать умения адекватно воспроизводить информацию, логически мыслить, выделять главное, работать с натуральными объектами, наблюдать, описывать и делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции.
  2. Развивать экологическое мышление учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к живой природе, эстетическое чувство, продолжить формирование убежденности учащихся в познаваемости мира и огромном значении биологических и экологических знаний в жизни человека.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод обучения: проблемный.

Оборудование, материалы и источники информации: интерактивная доска, ПК, CD “Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, слайды, изображения цветков, рабочие листы учащихся, оборудование для лабораторной работы (чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы, пинцеты, лупы, цветки сенполии фиалкоцветной), выставка рисунков цветков, выполненных учащимися в качестве опережающего задания,

Ход урока

Актуализация знаний.

Мы закончили с вами изучение большой темы – “Вегетативные органы растений”. Сейчас повторим изученный материал (проводится полетное повторение по анимированному рисунку “Органы цветкового растения”, “Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”, рисунок проецируется на доску, работа проводится фронтально).

Давайте подведем итоги: какие органы называют вегетативными?

Эмоциональный катализатор.

Задание: разгадав кроссворд, мы получим название нашего сегодняшнего урока (демонстрация слайдов, приложение).

Наиболее крупная систематическая единица, объединяющая все растения.

Видоизменение подземного побега, характерное для ландыша, пырея и т.д.

Осевой орган растения, представляющий собой основание побега, несущий на себе листья, почки и т.д.

Орган воздушного питания растений, в нем происходит фотосинтез.

Стебель с почками и листьями.

Орган минерального питания растений.

Итак, мы получили тему сегодняшнего урока: ЦВЕТОК.

А приходилось ли вам когда-нибудь видеть, как распускается цветок? Сейчас мы сможем увидеть это чудо. (Демонстрация видеофрагмент “Распускание цветка” (“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, статья “Цветок”, видеофрагмент “Распускание цветка”).

Ученик зачитывает строки из поэмы В. Солоухина:

Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть раньше вы нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой.

Сегодня на уроке мы не пройдем мимо цветка, а постараемся познакомиться с ним как можно ближе.

Демонстрация видеофрагмента “Цветение”, (“Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”).

Задачи урока:

Сегодня на уроке мы

Узнаем, какие органы растений называются генеративными

Изучим строение цветков и познакомимся с их многообразием

Поговорим об охране цветущих растений и их значении

В ходе урока мы ответим на следующие проблемные вопросы:

Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?

Какие части цветка самые главные?

Какое значение имеют цветы в жизни человека?

Можно ли собирать цветущие растения на букеты?

Проверка домашнего задания.

Вам было задано нарисовать дома ваш любимый цветок. Посмотрите, какая красивая у нас получилась выставка, каких только нет здесь цветов! И все они очень яркие, красивые. Кто хочет рассказать, какой он цветок нарисовал и какие его части изобразил? Какие части цветка вы считаете самыми главными? (высказывания учащихся).

А теперь мы с вами изучим строение цветка и узнаем, какие части цветка являются самыми важными на самом деле.

Объяснение нового материала: строение и функции частей цветка.

Демонстрация на доске анимированного рисунка “Строение цветка” (“Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”). Введение понятия “Генеративные органы”.

А сейчас полученные знания вы закрепите в ходе лабораторной работы. (Работа выполняется в парах).

Цель работы: изучить строение цветка.

Оборудование и материалы: цветки, чашки Петри, лупы, препаровальные иглы, пинцеты.

Инструкция:

Рассмотрите цветок под лупой. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Внимательно рассмотрите указанные части цветка.

Расчлените цветок, подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу:

Строение цветка ____________________________
Части цветкаЧисло частей цветка
Цветоножка 
Цветоложе 
Чашелистики 
Лепестки венчика 
Тычинки 
Пестики 

Ответьте на вопросы (подчеркните нужный ответ):

Какой околоцветник у этого цветка – простой или двойной?

Какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная?

Какой венчик – раздельнолепестный или сростнолепестный?

Рассмотрите под лупой тычинки. Из каких частей они состоят? Что образуется в пыльниках? Какова их функция?

Внимательно рассмотрите под лупой пестик. Из каких частей он состоит? Что образуется из семяпочек?

Заполните таблицу:

Строение андроцеяСтроение гинецея
Тычинка состоит из:

_______________

_______________

Пестик состоит из:

1. _________________

2. _________________

3. _________________

Какие части цветка называются главными? Почету?

Подпишите части цветка на рисунке:

Сделайте вывод о том, из каких частей состоит цветок, какие части цветка являются главными и почему.

Обсуждение результатов лабораторной работы.

Обобщение по слайду “Генеративные органы растений”, в ходе беседы.

Закрепление: работа за персональными компьютерами с интерактивным рисунком Строение цветка” – тестовый вариант. Учитель проходит, оказывает помощь, фиксирует выполнение – затруднения, без затруднений, самостоятельность, не справился и т.д. делает вывод о качестве усвоения материала.

Продолжаем знакомство с новым материалом. А теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос: зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые? (учащиеся подводятся к заключению, что цветок – орган размножения, на месте цветка образуется плод).

Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы, чудесный аромат – почему же они такие прекрасные? (Учащиеся подводятся к выводу о том, что яркая окраска венчика и аромат цветков – приспособление для привлечения насекомых к опылению).

Демонстрируются видеофрагменты “Опыление с помощью насекомых” и “Опыление с помощью птиц”, (“Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”).

Какое значение имеют цветы в жизни человека?

Беседа:

Медоносы (слайд)

Употребление в пищу (слайд)

Лекарственные растения (видеофрагменты “Ландыш майский”, “Медуница”, (“Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”).

Эстетическое (слайд)

Самое важное значение цветов для человека, конечно же, эстетическое. Цветы украшают нашу жизнь, поднимают настроение, приятно получить букет цветов в подарок… и вот многие возвращаются из поездки на природу, неся домой букеты полевых и лесных цветов. Можно ли так делать? Почему? (учащиеся подводятся к выводу о том, что цветок – орган размножения растения. Сорванный цветок уже не даст семян, следовательно, растение не даст потомства, и в результате данная популяция цветковых растений может вообще исчезнуть).

Сейчас мы немного передохнем, послушаем выступление нашей постоянной рубрики “Это интересно” (сообщения учащихся).

 Сообщение “Знаете ли вы…”

Знаете ли вы что самое продолжительное цветение наблюдается у тропических орхидей. Так, у некоторых из них красивые цветки радуют глаз на протяжении 40 – 50 и даже 90 суток!

Знаете ли вы, что некоторые растения издают звуки во время распускания цветков, которые могут быть вызваны трением лепестков. В болотах острова Бугенвиль в Тихом океане растет “рыдающее” дерево, или заурауйя. Его цветки, раскрываясь, издают характерный рыдающий звук.

Знаете ли вы, что специальные красящие вещества – пигменты – придают красоту цветкам. Они находятся в хромопластах или клеточном соке вакуолей. Всего известно около 2 тысяч различных пигментов.

Знаете ли вы, что белый цвет цветочных лепестков обусловлен наличием в них обширных межклетников, заполненных воздухом.

Знаете ли вы, что абсолютно черного пигмента у растений нет. Черная окраска вызвана большим скоплением пигментов – антоцианов, придающих цветкам темную окраску.

Знаете ли вы, что изменения в окраске и форме лепестков у некоторых растений могут указывать на месторождения медной, железной или другой руды.

Знаете ли вы, что один цветок липы широколистной выделяет около 2,5 милиграммов нектара, а 1 гектар липовых деревьев – почти 1500 килограммов.

Знаете ли вы, что одним из самых красивых декоративных растений считается амхерстия благородная. У нее 30-сантиметровые соцветия, состоящие из 20 ярких цветков.

Знаете ли вы, что самые крупные цветки имеет паразитическая трупная лилия раффлезия Арнольди. Эти цветы вырастают на корнях дикого винограда в джунглях острова Суматра (Индонезия). Размеры цветков – почти целый метр в диаметре и 1,9 см в толщину. Вес этих цветков достигает 7 кг. Подтверждая свое название, цветки издают очень сильный неприятный запах, напоминающий гниющее мясо.

Знаете ли вы, что самые мелкие цветки и плоды имеет плавающая ряска из Австралии. Цветки этого растения в диаметре всего 0,1 мм, а плоды, напоминающие по форме миниатюрные плоды смоковницы, весят 0,00007 г (ноль целых, 7 стотысячных грамма).

Знаете ли вы, что самым крупным цветущим растением в мире является гигантская глициния в Сьерра-Мадре (США, штат Калифорния). Глициния была посажена в 1892 году, сейчас ее ветви достигают 152 метров в длину, в период цветения, который длится 5 недель, образуется до полутора миллионов цветков.

Проверка усвоения материала: работа с тестом-тренажером (“Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”). Учитель фиксирует в ведомости проценты выполнения. Для тех, кто закончит тест раньше других, предлагается дополнительное задание (Приложение 3).

Рефлексия и домашнее задание: Итак, мы с вами знаем теперь строение цветка и ответили на проблемный вопрос нашего урока: какие части цветка являются главными. Давайте вернемся к нашему заданию: какие части цветка вы изобразили на своих рисунках? Все ли изобразили главные части цветка? (проводится беседа, в ходе которой учащиеся подводятся к заключению, что не все изобразили главные части цветка, большинство изобразили только вспомогательные – чашечку и венчик. Учитель подчеркивает, что так произошло потому, что не хватало необходимых знаний о строении цветка). Теперь у вас есть все нужные знания, и я предлагаю вам вновь выполнить домашнюю работу – нарисовать цветок, только теперь будьте внимательны, привлеките новые знания и изобразите все части цветка – и главные, и вспомогательные. Кроме того, повторите домашнее задание по параграфу 20 и проверите свои знания, выполнив задания после параграфа. Для тех, кто хорошо понял тему урока и заинтересовался ею, я предлагаю составить рассказ с ошибками о строении и функциях частей цветка.

Заключение:

Поэт Николай Рубцов написал такие строки:

Светлеет грусть, когда цветут цветы
Когда брожу я первоцветным лугом
Один или с хорошим, давним другом
Который сам не терпит суеты
За нами шум и пыльные хвосты
Все улеглось – одно осталось ясно
Что мир устроен грозно и прекрасно
Что легче там, где поле и цветы.

В завершение сегодняшнего урока я хочу подарить вам символический подарок. Это пакетики с семенами цветов. Мы сегодня начали изучать новую тему, т.е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды.

Кроме того, посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению нашего села, нашей страны, нашей планеты. А если вам нужен будет букет, чтобы подарить маме, вы имеете полное право нарвать букет посеянных вами цветов, потому что вырастили его сами и не наносите урона природе. А еще можно просто позвать маму в сад и сказать: смотри, какие красивые цветы, я их вырастил для тебя и я тебе их дарю – всю клумбу. И тогда все окружающие вас люди долго смогут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.

<Приложение1><Приложение2><Приложение3>

Репродуктивная система растений | Определение, типы, примеры и факты

шмель на ворсянке

Просмотреть все материалы

Похожие темы:
цветок
спора
яйцеклетка
спорангий
гаметангий

См. всю связанную информацию →

Репродуктивная система растений , любая из систем, половых или бесполых, с помощью которых растения размножаются. У растений, как и у животных, конечным результатом размножения является продолжение данного вида, и поэтому способность к размножению является довольно консервативной или дается лишь умеренным изменениям в ходе эволюции. Однако произошли изменения, и закономерность можно продемонстрировать с помощью обследования групп растений.

Половое и бесполое размножение у ежевики и нарцисса

Посмотреть все видео к этой статье

Размножение у растений бесполое или половое. Бесполое размножение у растений включает в себя множество совершенно разных способов получения новых растений, идентичных во всех отношениях родительским. Половое размножение, с другой стороны, зависит от сложной серии основных клеточных событий, включающих хромосомы и их гены, происходящих внутри сложного полового аппарата, развившегося именно для развития новых растений, в некоторых отношениях отличных от двух родительских, которые играли роль в их производстве. (Для описания общих деталей бесполого и полового размножения и эволюционного значения этих двух методов см.0021 см. репродукция.)

Для описания модификации репродуктивных систем необходимо определить группы растений. Одна удобная классификация организмов отличает растения от других форм, таких как бактерии, водоросли, грибы и простейшие. При таком расположении растения, разделенные, составляют две большие группы — несосудистые мохообразные (мхи, роголистники, печеночники) и сосудистые трахеофиты. К сосудистым растениям относятся бессемянные ликофиты и папоротники (обе группы считаются низшими сосудистыми растениями) и две группы семенных растений — голосеменные и покрытосеменные.

Сравнительный анализ двух типов репродуктивных систем введет термины, необходимые для понимания обзора этих систем, как они проявляются в выбранных группах растений.

Общие характеристики бесполых систем

Узнать о различных формах бесполого размножения растений; луковица, гемма, проросток и вырезка

Посмотреть все видео к этой статье

Бесполое размножение не предполагает объединения клеток или ядер клеток и, следовательно, никакого смешения генетических признаков, поскольку ядро ​​содержит генетический материал (хромосомы) клетки . Ниже рассматриваются только те системы бесполого размножения, которые на самом деле не являются модификациями полового размножения. Они делятся на два основных типа: системы, использующие почти любой фрагмент или часть тела растения, и системы, зависящие от специализированных структур, развившихся в качестве репродуктивных агентов.

У многих групп растений репродуктивной системой служит фрагментация растительного тела с последующей регенерацией и развитием фрагментов в целые новые организмы. Распространенной садоводческой практикой является размножение желаемых сортов садовых растений с помощью фрагментов растений или черенков. Это могут быть отрезанные листья или части корней или стеблей, которые стимулируются к развитию корней и образованию лиственных побегов. Естественно упавшие ветки ивы ( Salix ) и тополя ( Populus ) укореняются в подходящих условиях в природе и в конечном итоге развиваются в деревья. Другие садоводческие практики, иллюстрирующие бесполое размножение, включают окулировку (удаление бутонов одного растения и их прививку к другому) и прививку (прививку небольших ветвей одного растения к другому).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Фрагменты растительных тел печеночников и мхов регенерируют, образуя новые растения. В природе, в лабораторных и тепличных культурах печеночники фрагментируются в результате роста; растущие фрагменты отделяются путем распада в области прикрепления к родителю. Во время длительной засухи зрелые части печеночников часто погибают, но их кончики возобновляют рост и дают серию новых растений от исходного родительского растения.

У мхов небольшие фрагменты стеблей и листьев (даже отдельные клетки последних) могут при достаточном увлажнении и в надлежащих условиях регенерировать и в конечном итоге развиться в новые растения.

Размножение особыми бесполыми структурами

Во всем царстве растений специально дифференцированные или видоизмененные клетки, группы клеток или органы в ходе эволюции стали функционировать как органы бесполого размножения. Эти структуры являются бесполыми в том смысле, что индивидуальный репродуктивный агент развивается в новую особь без объединения половых клеток (гамет). В этом разделе приведен ряд примеров особых бесполых агентов размножения из нескольких групп растений.

Споры, переносимые по воздуху, характерны для большинства нецветущих наземных растений, таких как мхи, печеночники и папоротники. Хотя споры возникают как продукты мейоза, клеточного события, при котором число хромосом в ядре уменьшается вдвое, такие споры бесполы в том смысле, что они могут вырасти непосредственно в новые особи без предварительного полового союза.

Среди печеночников, мхов, плауновидных, папоротников и семенных растений мало- или многоклеточные специально организованные почки, или геммы, также служат агентами бесполого размножения.

Вегетативные или соматические органы растений могут полностью видоизменяться, чтобы служить органами размножения. К этой категории относятся такие цветковые растения, как столоны, корневища, клубни, клубнелуковицы и луковицы, а также клубни печеночников, папоротников и хвощей, спящие почки некоторых стадий мхов, листья многих суккулентов. Столоны представляют собой удлиненные побеги или горизонтальные стебли, такие как у клубники, которые укореняются и образуют новые ростки при правильном контакте с влажной поверхностью почвы. Корневища, как и у ириса, представляют собой мясистые удлиненные горизонтальные стебли, растущие внутри или на почве. Ветвление корневища приводит к размножению растения. Увеличенные мясистые кончики подземных корневищ или столонов известны как клубни, примером которых является картофель. Клубни представляют собой мясистые запасающие стебли, почки («глазки») которых при надлежащих условиях могут развиться в новые особи. Прямостоячие, вертикальные, мясистые, подземные стебли, известные как клубнелуковицы, представлены крокусами и гладиолусами. Эти органы поддерживают растения в периоды покоя и могут образовывать вторичные клубнелуковицы, которые дают начало новым проросткам. В отличие от клубнелуковицы, только небольшая часть луковицы, как у лилии и лука, представляет собой ткань стебля. Последняя окружена мясистыми кормовыми основаниями ранее сформированных листьев. После периода покоя луковицы развиваются в новые особи. Крупные луковицы дают вторичные луковицы за счет развития почек, что приводит к увеличению количества особей.

Общие характеристики половых систем

У большинства групп растений встречаются как половые, так и бесполые способы размножения. Однако некоторые виды, по-видимому, вторично утратили способность к половому размножению. Такие случаи описаны ниже ( см. Вариации репродуктивных циклов).

Репродуктивная система растений | Определение, типы, примеры и факты

шмель на ворсянке

Просмотреть все материалы

Похожие темы:
цветок
спора
яйцеклетка
спорангий
гаметангий

См. всю связанную информацию →

Репродуктивная система растений , любая из систем, половых или бесполых, с помощью которых растения размножаются. У растений, как и у животных, конечным результатом размножения является продолжение данного вида, и поэтому способность к размножению является довольно консервативной или дается лишь умеренным изменениям в ходе эволюции. Однако произошли изменения, и закономерность можно продемонстрировать с помощью обследования групп растений.

Половое и бесполое размножение у ежевики и нарцисса

Посмотреть все видео к этой статье

Размножение у растений бесполое или половое. Бесполое размножение у растений включает в себя множество совершенно разных способов получения новых растений, идентичных во всех отношениях родительским. Половое размножение, с другой стороны, зависит от сложной серии основных клеточных событий, включающих хромосомы и их гены, происходящих внутри сложного полового аппарата, развившегося именно для развития новых растений, в некоторых отношениях отличных от двух родительских, которые играли роль в их производстве. (Для описания общих деталей бесполого и полового размножения и эволюционного значения этих двух методов см.0021 см. репродукция.)

Для описания модификации репродуктивных систем необходимо определить группы растений. Одна удобная классификация организмов отличает растения от других форм, таких как бактерии, водоросли, грибы и простейшие. При таком расположении растения, разделенные, составляют две большие группы — несосудистые мохообразные (мхи, роголистники, печеночники) и сосудистые трахеофиты. К сосудистым растениям относятся бессемянные ликофиты и папоротники (обе группы считаются низшими сосудистыми растениями) и две группы семенных растений — голосеменные и покрытосеменные.

Сравнительный анализ двух типов репродуктивных систем введет термины, необходимые для понимания обзора этих систем, как они проявляются в выбранных группах растений.

Общие характеристики бесполых систем

Узнать о различных формах бесполого размножения растений; луковица, гемма, проросток и вырезка

Посмотреть все видео к этой статье

Бесполое размножение не предполагает объединения клеток или ядер клеток и, следовательно, никакого смешения генетических признаков, поскольку ядро ​​содержит генетический материал (хромосомы) клетки . Ниже рассматриваются только те системы бесполого размножения, которые на самом деле не являются модификациями полового размножения. Они делятся на два основных типа: системы, использующие почти любой фрагмент или часть тела растения, и системы, зависящие от специализированных структур, развившихся в качестве репродуктивных агентов.

У многих групп растений репродуктивной системой служит фрагментация растительного тела с последующей регенерацией и развитием фрагментов в целые новые организмы. Распространенной садоводческой практикой является размножение желаемых сортов садовых растений с помощью фрагментов растений или черенков. Это могут быть отрезанные листья или части корней или стеблей, которые стимулируются к развитию корней и образованию лиственных побегов. Естественно упавшие ветки ивы ( Salix ) и тополя ( Populus ) укореняются в подходящих условиях в природе и в конечном итоге развиваются в деревья. Другие садоводческие практики, иллюстрирующие бесполое размножение, включают окулировку (удаление бутонов одного растения и их прививку к другому) и прививку (прививку небольших ветвей одного растения к другому).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Фрагменты растительных тел печеночников и мхов регенерируют, образуя новые растения. В природе, в лабораторных и тепличных культурах печеночники фрагментируются в результате роста; растущие фрагменты отделяются путем распада в области прикрепления к родителю. Во время длительной засухи зрелые части печеночников часто погибают, но их кончики возобновляют рост и дают серию новых растений от исходного родительского растения.

У мхов небольшие фрагменты стеблей и листьев (даже отдельные клетки последних) могут при достаточном увлажнении и в надлежащих условиях регенерировать и в конечном итоге развиться в новые растения.

Размножение особыми бесполыми структурами

Во всем царстве растений специально дифференцированные или видоизмененные клетки, группы клеток или органы в ходе эволюции стали функционировать как органы бесполого размножения. Эти структуры являются бесполыми в том смысле, что индивидуальный репродуктивный агент развивается в новую особь без объединения половых клеток (гамет). В этом разделе приведен ряд примеров особых бесполых агентов размножения из нескольких групп растений.

Споры, переносимые по воздуху, характерны для большинства нецветущих наземных растений, таких как мхи, печеночники и папоротники. Хотя споры возникают как продукты мейоза, клеточного события, при котором число хромосом в ядре уменьшается вдвое, такие споры бесполы в том смысле, что они могут вырасти непосредственно в новые особи без предварительного полового союза.

Среди печеночников, мхов, плауновидных, папоротников и семенных растений мало- или многоклеточные специально организованные почки, или геммы, также служат агентами бесполого размножения.

Вегетативные или соматические органы растений могут полностью видоизменяться, чтобы служить органами размножения. К этой категории относятся такие цветковые растения, как столоны, корневища, клубни, клубнелуковицы и луковицы, а также клубни печеночников, папоротников и хвощей, спящие почки некоторых стадий мхов, листья многих суккулентов. Столоны представляют собой удлиненные побеги или горизонтальные стебли, такие как у клубники, которые укореняются и образуют новые ростки при правильном контакте с влажной поверхностью почвы. Корневища, как и у ириса, представляют собой мясистые удлиненные горизонтальные стебли, растущие внутри или на почве. Ветвление корневища приводит к размножению растения. Увеличенные мясистые кончики подземных корневищ или столонов известны как клубни, примером которых является картофель. Клубни представляют собой мясистые запасающие стебли, почки («глазки») которых при надлежащих условиях могут развиться в новые особи. Прямостоячие, вертикальные, мясистые, подземные стебли, известные как клубнелуковицы, представлены крокусами и гладиолусами. Эти органы поддерживают растения в периоды покоя и могут образовывать вторичные клубнелуковицы, которые дают начало новым проросткам. В отличие от клубнелуковицы, только небольшая часть луковицы, как у лилии и лука, представляет собой ткань стебля. Последняя окружена мясистыми кормовыми основаниями ранее сформированных листьев.