Газообмен растений и животных таблица: Признаки сравнения растений и животных газообмен, строение клетки

Дыхание – системы органов и газообмен (5 класс, биология) > 6 пчел

Процесс поглощение кислорода и выделения углекислого газа называется дыханием. Кислород поступает из внешней среды в кровь и участвует в большинстве обменных процессов в организме.

Общая хаpaктеристика

Что такое дыхание, можно рассматривать с двух точек зрения:

  • биохимической;
  • физиологической.

С биохимической точки зрения дыхание – процесс окисления (присоединения кислорода), в результате чего высвобождается энергия. Упрощённо говоря, организму каждый день приходится «сжигать» с помощью кислорода питательные вещества, поступающие из внешней среды, для получения энергии.

Рис. 1. Схема процесса дыхания.

Как физиологический процесс дыхание осуществляет газообмен, поддерживающий метаболизм (обмен веществ) и гомеостаз (постоянство внутренней среды).

Процесс газообмена происходит на двух уровнях:

  • внешнем – получение кислорода из внешней среды (вдох) и высвобождение углекислого газа (выдох) посредством органов дыхания;
  • внутреннем (клеточном) – окисление внутри клеток, высвобождение энергии и трaнcпортировка побочных продуктов.

По способу дыхания все животные делятся на два типа:

  • аэробные, получающие кислород из атмосферы;
  • анаэробные, способные развиваться без доступа кислорода.

К аэробам относится большинство растений, грибов, животных. К анаэробам относятся бактерии, грибы, некоторые виды паразитических червей. Анаэробы получают энергию в процессе гниения или брожения.

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Дыхание растений
  • 2. Каковы особенности строения голосеменных растений?

Процесс дыхания у растений осуществляется через устьица, чечевички, кору деревьев круглосуточно. В светлое время суток к процессу дыхания добавляется процесс фотосинтеза – преобразование солнечного света, воды и углекислого газа в питательные вещества.

Рис. 2. Дыхание растений.

Органы дыхания

Самыми примитивными органами дыхания являются перистые жабры, впервые появившиеся у морских кольчатых червей.

Животные подцарства Одноклеточные (Простейшие) используют для дыхания всю поверхность тела или являются анаэробами.
Среди многоклеточных через кожу дышат:

  • губки;
  • кишечнополостные;
  • иглокожие;
  • плоские, кольчатые (кроме морских), круглые черви.

Поступление кислорода в ткани тела происходит в процессе диффузии – проникновения молекул через мембраны клетки.

По таблице “Органы дыхания и газообмена” можно проследить, как менялись животные от простой формы к сложной организации.

Животные

Органы

Особенности строения

Морские кольчатые черви (класс полихеты)

Перистые жабры

Наружные выросты покровов в каждом сегменте по двум сторонам тела

Моллюски

Наземные – лёгкие, водные – пластинчатые или перистые жабры

Располагаются в мантийной полости рядом с разветвлённой сеткой капилляров (самыми мелкими сосудами)

Члeнистоногие

Paкообразные – жабры, скорпионы – лёгочные мешки, пауки – трахеи и лёгкие, насекомые – ветвистые трахеи

Находятся внутри тела. Ветки трахеи опутывают всё тело и открываются наружу. Дыхательные отверстия (стигмы) находятся по бокам тела

Ланцетник

Жаберные щели

Пронизывают глотку и открываются в околожаберную полость, заполняемую водой. Газообмен происходит через покровы глотки

Рыбы

Хрящевые (акулы) – жабры, костные – жаберные крышки, жабры

Состоят из жаберных дуг и лепестков, которые пронизывают капилляры. Вода с кислородом попадает через рот и омывает жабры

Земноводные

Лёгкие, слизистая оболочка кожи

Большая часть дыхания осуществляется через кожу. К гладким лёгким ведут гортань, трахея, примитивные бронхи

Пресмыкающиеся

Лёгкие с перегородками и выростами

Гортань, трахея, бронхи ведут в ячеистые лёгкие

Птицы

Лёгкие и лёгочные мешки

Губчатые лёгкие заполняются воздухом через нос или ротовую полость, гортань, трахею, бронхи. Часть тонких веток бронхов (бронхиолы) оканчивается в лёгких, часть – образует воздушные мешки, которые располагаются между органами, мышцами, в костях. В покое дышат через лёгкие, в полёте – за счёт лёгочных мешков (двойное дыхание)

Млекопитающие и человек

Сложная система органов дыхания

Воздух поступает через ноздри в носовые пазухи, где согревается, носоглотку, глотку, гортань, трахею и через ветви бронхов попадает в лёгкие. Самые тонкие ветви впадают в альвеолы – лёгочные пузырьки, пронизанные сеткой капилляров

Рис. 3. Сравнение лёгких животных.

Через тонкие стенки капилляров кислород из органов дыхания проникает в кровь, где связывается с белком-трaнcпортёром. Белки доставляют кислород каждой клетке организма, где происходит внутреннее дыхание.

Что мы узнали?

Из урока 5 класса биологии узнали о понятии и видах дыхания, аэробных и анаэробных организмах, дыхании растений, особенностях строения дыхательной системы разных животных от примитивных (полихеты) до высших (млекопитающие).



Виды юридической ответственности, смысл понятия, какие принято выделять в таблице

Социальная ответственность – это отношения между личностью и какой-либо социальной группой или государством в целом…

20 12 2022 5:58:23

Метаморфические горные породы – примеры, как образуются, классификация

Так, в результате внешнего воздействия со временем образуются метаморфические горные породы…

19 12 2022 14:18:12

Связь между живой и неживой природой – способы, почва во взаимосвязи объектов

Окружающий мир может быть живым (растения, люди, животные) и неживым (небесные тела, вода, воздух, почва, камни)…

18 12 2022 17:18:23

Луиш Фигу (Figo Luis) краткая биография футболиста

Наиболее известен как лучший игрок мира в 2001 году по версии ФИФА…

17 12 2022 2:46:46

Исаак Левитан краткая биография художника для детей, картины и творчество

Известен как мастер “пейзажных настроений”. ..

16 12 2022 21:38:31

Причины крестовых походов – цели, направления и результаты для участников

Это массовое движение получило название крестовых походов…

15 12 2022 9:28:50

Витус Беринг – что открыл в первой камчатской экспедиции (география, 8 класс)

Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России…

14 12 2022 2:53:17

Блез Паскаль биография и открытия математика кратко

13 12 2022 0:50:56

Природные зоны Евразии (7 класс) – таблица по географии, хаpaктеристика

Эту тему рассматривают на географии в 7 классе…

12 12 2022 15:28:20

Сокровища земли под охраной человечества (4 класс)

Не меньшую ценность представляют и природные богатства, которые также нуждаются в самом бережном отношении. ..

11 12 2022 19:46:56

Томас Харт Бентон (Thomas Hart Benton) краткая биография художника

Является внучатым племянником сенатора Томаса Харта Бентона, сыном конгрессмена мецената Е…

10 12 2022 22:34:36

Америго Веспуччи – открытие Америки, краткая биография и первая экспедиция

Однако он внес ценный вклад в развитие географии, досконально изучив материк, который в будущем назовут его именем…

09 12 2022 12:19:45

Итоги крестовых походов (6 класс)

Оно оказало существенное влияние на развитие Запада и Востока…

08 12 2022 7:45:33

“Фазы митоза” таблица – интерфаза, профаза и анафаза, кратко

Одним из них является митоз – процесс деления эукариотических клеток, при котором передаётся и сохраняется генетическая информация…

07 12 2022 10:38:51

Зима и ее признаки (окружающий мир, 3 класс)

Понижение температуры воздуха, сокращение светового дня, снег и оледенение – основные признаки, по которым можно определить приход зимы. ..

06 12 2022 10:30:57

Первая опиумная война в Китае (1840-1842)

Китайское правительство считало свою страну центром мира и препятствовала всем контактам с другими державами…

05 12 2022 15:40:53

Зрительный анализатор или орган зрения (биология, 8 класс)

Именно через зрение мы получаем основной объём информации об окружающем мире…

04 12 2022 5:34:22

Алексей Воробьев краткая биография певца

03 12 2022 13:40:53

Павел Виноградов краткая биография телеведущего

02 12 2022 19:28:22

Виталий Кличко краткая биография

01 12 2022 8:23:58

Современные подходы к пониманию права в таблице (10 класс)

Рассмотрим кратко некоторые из этих теорий и выясним, каковы особенности современного подхода к пониманию права. ..

30 11 2022 19:36:38

Лионель Фейнингер (Lyonel Feininger) краткая биография художника

29 11 2022 8:52:30

Гражданская война в США (1861-1865) – даты, кратко об итогах

Она разгорелась 150 лет назад между северными штатами и южными за определение будущей судьбы института рабства в молодом государстве…

28 11 2022 6:17:40

НЕ с деепричастиями слитно и раздельно – как пишется, примеры и правило

В данной статье рассмотрены все варианты написания деепричастия с НЕ, представлены наглядные примеры…

27 11 2022 13:36:15

Молярная масса вещества – формула, как найти (8 класс, химия)

Так что же такое молярная масса, и какова ее размерность?

26 11 2022 7:56:46

Князь Рюрик – первый русский князь-варяг, кратко биография, в каком городе правил

Познакомимся же кратко с тем, кем же был первый князь молодой Руси?
. ..

25 11 2022 10:53:12

Личность – социальная сущность человека, как проявляется (обществознание, 10 класс)

Есть разные точки зрения по этому вопросу…

24 11 2022 3:18:34

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) краткая биография фотографа

23 11 2022 15:25:27

Ирина Алфёрова краткая биография актрисы

22 11 2022 9:40:53

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного (4) – краткая таблица событий, основные направления и итоги

Народные выступления во времена регентства матери царя, Елены Глинской, показали необходимость укрепления государственности и централизации и власти…

21 11 2022 18:34:31

Население Южной Америки (7 класс) – размещение на материке, коренные народы

Оно состоит из представителей самых различных рас, которые в разные периоды истории осваивали этот континент. ..

20 11 2022 13:46:46

Моногибридное скрещивание – законы Менделя для второго поколения, расщепление по генотипу

Это могут быть особи разных видов, или разных рас одного вида…

19 11 2022 16:45:25

Амaнда Кетцер (Amanda Coetzer) краткая биография теннисиста

Биография Амaнды Кетцер известна как главной африканской звезды тенниса…

18 11 2022 12:14:38

Чак Клоуз (Chuck Close) краткая биография художника

17 11 2022 5:57:36

Природная зона Москвы, в какой зоне находится Москва и Московская область

Хаpaктерный климат для этой зоны – умеренно континентальный, что и обусловливает особенности местной флоры и фауны…

16 11 2022 7:31:45

Окончание смутного времени кратко (7 класс, история)

в России начинает созревать идея всенародного ополчения. ..

15 11 2022 20:33:43

Целостность географической оболочки: примеры и доказательство благодаря чему она целостна

Подобная попытка приведет к разрушению как самой выделяемой части, так и целого…

14 11 2022 22:18:49

Начало Северной войны – почему и когда началась, кто являлся союзниками России

13 11 2022 20:20:12

Множественное число существительных в английском языке – правила образования в таблице

Многие явления, привычные для представителей данной культуры, кажутся непонятными носителям русского языка…

12 11 2022 3:56:54

Образование русского централизованного государства – кратко о предпосылках и основных этапах

11 11 2022 12:13:15

Корень – зоны корневой системы, таблица типов

Его основная функция – поглощение почвенной воды с растворёнными в ней минеральными веществами. ..

10 11 2022 8:38:21

Субъекты мирового хозяйства и основные объекты – чем являются

Главными являются: сами государства, ТНК и различные объединения для регулирования экономических отношений – НАФТА, МВФ…

09 11 2022 1:33:36

Образование причастий – таблица, основа причастий

Образование причастий во много зависит от вида и спряжения глагола…

08 11 2022 13:44:25

Фрэнк Робинсон (Frank Robinson) краткая биография бейсболиста

07 11 2022 1:21:25

Как найти деепричастный оборот в предложении

Также приведены основные отличия между деепричастным и причастным оборотами с наглядными примерами…

06 11 2022 0:48:29

Спартак биография гладиатора кратко, история жизни

Вошел в историю как организатор самого большого и сложного восстания в республиканской истории Древнего Рима и отметился несколькими блестящими победами над римскими армиями. ..

05 11 2022 15:19:27

Обмен веществ и энергии в клетке – превращение и преобразование кратко

Эти реакции идут либо с затратой, либо с освобождением энергии…

04 11 2022 23:10:57

Тип члeнистоногие – какие классы относятся, классификация и систематика

Многие учёные до сих пор не могут определиться с родословной члeнистоногих и расположением таксонов в иерархической таблице…

03 11 2022 21:51:11

Самые крупные и большие страны Зарубежной Европы, по территории, населению и площади

Здесь располагается 40 государств с общим населением около 500 млн человек…

02 11 2022 2:51:13

Спинной мозг – строение и функции у человека кратко (8 класс)

Повреждение приводит к параличу конечностей и нарушению работы органов…

01 11 2022 12:48:56

Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 ::

Урок 43.

Органы дыхания и газообмен животных

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

    Метапредметные УУД

    Познавательные:

    работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

    составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

    проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

    сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

    строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

    создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

    определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

      Регулятивные:

      организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

      самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

      работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

      владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

        Коммуникативные:

        слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

        интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

        адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

          Личностные УУД

          Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

          Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

          Основные понятия

          Значение газообмена в организме животных; типы газообмена: через поверхность тела, при помощи специальных органов; газообмен у хордовых

          Ход урока

          Актуализация знаний

          Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

          1. Сколько типов движений существует?

          4

          5

          6

          2. Как называется тип движения клеток, присущий амёбам и некоторым видам клеток многоклеточных животных?

          амебоидный

          жгутиковый

          мышечный

          3. Как называется пространство между внутренними органами у некоторых многоклеточных животных?

          полость тела

          вторичная полость

          первичная полость

          4.  Как называется вторичная полость тела многоклеточных животных?

          целом

          таллом

          мицелий

          5. Как называют этих животных: кольчатые черви, моллюски, членистоногие, иглокожие?

          целломные

          талломные

          ризоидные

          6. В какую группу входят нематоды, волосатики, скребни, коловратки, приапулиды?

          целомные

          талломные

          первичнополостные

          7. Какую важную для передвижения функцию выполняет первичная полость тела?

          гидроскелетную

          транспортную

          запасающую

          8. Для каких животных характерно наличие гидроскелета?

          медузы и черви

          губок и брюхоногих

          актиний и молюсков

          9. Как называется полость тела, характерная для членистоногих?

          целом

          таллом

          миксоцель

          10. Как называется полость не омываемая полостной жидкостью?

          таллом

          вторичная

          первичная

          Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

          Определить, что такое газообмен?

          Определить, как меняются органы дыхания с изменением среды обитания?

            Основная функция дыхательной системы — газообмен с внешней средой — непосредственно связана с метаболизмом и энергетикой организма. В процессе эволюции произошли такие изменения организации, которые оказывают глубокое влияние на организм в целом, повышая общую энергию жизнедеятельности и позволяя сделать новый шаг по пути морфологического и физиологического прогрессов.

            У низших многоклеточных животных (губки, кишечнополостные) специальных органов дыхания нет, и газообмен происходит путем диффузии кислорода и углекислого газа (растворенных в воде) между отдельными клетками организма и внешней средой.

             С развитием системы кожных покровов (черви) газообмен с внешней средой стал осуществляться главным образом через покровы (кожное дыхание).

             У низших хордовых (бесчерепные) основную роль в процессах газообмена еще играет кожное дыхание: газообмен происходит путем диффузии кислорода и углекислого газа (в направлении среды с меньшим парциальным давлением соответствующих газов) между снабжающими покровы кровеносными сосудами и внешней средой.

            Но при этом у низших хордовых существует еще один важный орган газообмена — жаберные щели. Одновременно проходящая сквозь жаберные щели вода обогащает кислородом кровь, текущую по многочисленным жаберным артериям, располагающимся в перегородках между жаберными щелями, а углекислый газ диффундирует из крови в воду.

             Жабры представляют собою складки слизистой оболочки, которые свешиваются в просвет жаберных щелей и существенно увеличивают общую поверхность газообмена. Жабры получают кровь от приносящих жаберных артерий, которые в жабрах распадаются на капилляры. Наличие жаберной капиллярной сети — важнейший признак развития настоящего жаберного дыхания. Необходимость в жаберном насосе возникла при переходе предков позвоночных к активному образу жизни: от пассивного фильтрационного питания при относительно малой подвижности животных у морского дна — к активным поискам пищи

            Газообмен с внешней средой включает два самостоятельных процесса — снабжение организма кислородом и выведение углекислого газа. Но наиболее древним органом воздушного дыхания у позвоночных являются легкие. Вероятно, легкие имелись уже у древнейших костных рыб, что доказывается наличием у большинства современных видов, принадлежащих к различным группам костных рыб, либо собственно легких, либо гомологичного им органа — плавательного пузыря. Плавательный пузырь у большинства костистых рыб, входящих в состав подкласса лучеперых, утратил роль дыхательного органа и является гидростатическим аппаратом, регулирующим плавучесть рыбы. Однако у более примитивных лучеперых рыб (костные ганоиды, некоторые виды костистых) плавательный пузырь продолжает использоваться и как орган воздушного дыхания.

            Настоящие легкие имеются у двоякодышащих и многоперых рыб (у большинства видов легкие парные, но у австралийского цератода — непарное). Легкие отличаются от плавательного пузыря сохранением относительно широкой связи с пищеварительным трактом через гортанную щель, открывающуюся снизу в самую заднюю часть глотки, и обильным кровоснабжением; в стенках легких имеются многочисленные капилляры, служащие для газообмена между кровью и воздухом, заполняющим легкие. Легочные капилляры получают кровь из легочных артерий, начинающихся от четвертой пары выносящих жаберных артерий; обогащенная в легких кислородом кровь по легочным венам возвращается в сердце (или в печеночную вену). Этот дополнительный легочный (или малый) круг кровообращения очень характерен для легких.

            Эволюция органов дыхания наземных позвоночных

            Освоение суши было связано с переходом к дыханию кислородом воздуха. Органы водного дыхания — жабры — у наземных позвоночных во взрослом состоянии, как правило, атрофированы. Однако низшие наземные позвоночные — земноводные — еще сохранили многие важные особенности дыхательной системы, характерные для их рыбообразных предков. (У обитающих в воде личинок современных земноводных имеются наружные жабры).

            В морфологическом отношении легкие амфибий устроены, по существу, довольно сходно с легкими двоякодышащих рыб. Это парные мешкообразные органы, открывающиеся в общую гортанно-трахейную камер. В свою очередь, гортанно-трахейная камера открывается гортанной щелью в задней части дна ротоглоточной полости. Внутренняя поверхность легких у некоторых видов земноводных почти гладкая, у других — ячеистая (имеются перегородки первого, второго и третьего порядка, выступающие от стенок легкого в его полость и существенно увеличивающие поверхность газообмена). В стенках легких, как и у двоякодышащих рыб, имеются гладкие мышечные волокна.

            Для вентиляции дыхательной системы земноводные используют не ротовое отверстие, как рыбы, а короткие носовые ходы, открывающиеся наружными ноздрями во внешнюю среду, а внутренними ноздрями, или хоанами,— в передней части крыши ротовой полости. У большинства рыб имеются две пары наружных ноздрей, служащих для обмена воды в органе обоняния. У двоякодышащих и кистеперых рыб задняя пара этих отверстий переместилась в ротовую полость и стала хоанами , но носовые ходы у них используются также только для обслуживания органа обоняния. У земноводных эти ходы получают дополнительную функцию дыхательных каналов.
            Необходимость обеспечения дыхательной функции кожи вызвала цепь морфофизиологических ограничений и запретов, в значительной мере определивших многие особенности организации и приспособительные возможности земноводных. Для обеспечения кожного дыхания кожа должна быть лишена защитных образований (типа чешуи и т. п.).

            Роль кожи в общем газообмене относительно выше у амфибий с длинным и узким телом (тритоны, саламандры, червяги), у которых работа нагнетательного насоса подъязычного аппарата для вентиляции длинных и узких легких особенно малоэффективна. У таких видов кожное дыхание значительно преобладает над легочным.

            Некоторые хвостатые амфибии вообще утратили легкие и полностью перешли на кожное дыхание (семейство безлегочных саламандр, обитающих главным образом в Америке). У бесхвостых амфибий преобладает легочное дыхание.
            У рептилий, птиц и млекопитающих — механизмом дыхания стали изменения объема грудной части полости тела, где расположены легкие, посредством движений ребер, обусловленных сокращением мышц стенки тела. Этот способ вентиляции, обеспечивающий изменения объема самих легких и по принципу действия соответствующий всасывающему (разрежающему) насосу, гораздо эффективнее, чем нагнетательный насос подъязычного аппарата. Общим для них всех явилось формирование грудной клетки — скелетного комплекса, включающего грудные позвонки, ребра (нередко разделенные на два подвижных отдела) и грудину. Сокращение разных групп мышц изменяет положение грудины и ребер, сжимая и расправляя грудную клетку.

            Появилась возможность полностью разделить артериальную и венозную кровь в желудочке сердца, что открыло путь к развитию механизмов поддержания постоянной температуры тела, независимой от температуры внешней среды, достигнутой у птиц и млекопитающих.

            У змей, с их длинным и узким телом, сохранилось лишь одно (правое) легкое.
            Вентиляция этого легкого при его значительной длине затруднена. Решилась эта проблема у змей путем развития так называемого воздушного мешка, представляющего собой тонкостенный пузыревидный орган, продолжающий легкое кзади. Стенки дыхательного мешка лишены респираторной ткани, и газообмен с кровью в этом органе не происходит. Благодаря наличию воздушного мешка в легком змеи нет застойного воздуха — он остается в воздушном мешке, смешиваясь со свежими порциями воздуха при каждом вдохе. А легкое, таким образом, является сквозным органом, через который воздух прокачивается при вдохе и выдохе в разных направлениях. В связи с тем, что змеи ползают, опираясь на концы своих ребер, обычный для амниот механизм движений грудной клетки у них не может функционировать. Изменения объема полости тела у змей происходят посредством движений средней части брюха, к которой прикрепляются специальные мышцы, начинающиеся от внутренней стороны ребер. Их сокращение несколько втягивает брюшную стенку тела внутрь.

            Приспособленность к полету определила важнейшие особенности организации птиц, в частности особенности их дыхательной системы. Полет требует значительного повышения уровня процессов метаболизма и, следовательно, интенсификации газообмена. Эта интенсификация была достигнута у птиц чрезвычайно высокой степенью дифференциации легких и дыхательных путей и формированием особого механизма вентиляции легких.При всей сложности и высоком совершенстве органов дыхания птиц вполне очевидно, что их организация сложилась как дальнейшее развитие тенденций дифференциации дыхательных путей и камерных легких, намеченных уже у пресмыкающихся.

            Легкие млекопитающих, образованные совокупностью альвеол и ветвящихся бронхов, обычно не образуют компактных мешковидных органов, а разделены довольно глубокими вырезками на крупные доли (число которых различно у разных групп млекопитающих).
            Механизм вентиляции легких у млекопитающих в принципе сходен с таковым у других амниот. Это всасывающий (разрежающий) насос, работа которого основана на изменениях объема грудной полости. Последняя у млекопитающих обособлена от брюшной полости грудобрюшной преградой — диафрагмой.

            Органы дыхания млекопитающих и птиц обеспечивают такую интенсивность газообмена, которая достаточна для достижения высокого уровня метаболизма, позволяющего возникновение теплокровности. При этом необходимо отметить, что в целом интенсивность газообмена в легких птиц выше, чем таковая в легких млекопитающих. Это обеспечивается высокой эффективностью механизма вентиляции легких у птиц и огромной поверхностью газообмена; при сравнении животных с одинаковой массой тела оказывается, что поверхность дыхательных капилляров птицы примерно в 10 раз больше, чем поверхность легочных альвеол млекопитающего.
            Эволюционные преобразования органов дыхательной системы часто выступают как ароморфозы. В эволюции наземных позвоночных несомненными ароморфозами были:

              развитие всасывающего дыхательного насоса грудной клетки у древнейших амниот — предков современных пресмыкающихся, птиц и млекопитающих;

              дифференциация структуры легких и дыхательных путей в филогенетических стволах птиц и млекопитающих.

            Виды дыхательных систем животных.

             

             

             

            Дыхание . Типы дахания.

             

             

             

            Органы дыхания и газообмен | Биология 7

             

             

             

            Органы дыхания и газообмен

             

             

             

            Ресурсы

            Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

            Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

            Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

            В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

            Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

            Природа Мира https://natworld.info/zhivotnye/rakoobraznye 

            Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

            http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

            Биоуроки http://biouroki. ru/material/lab/2.html

            Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

            Хостинг презентаций


            Опубликовано в группе «Учебный фильм — окружающий мир, естествознание, краеведение»

            Ed — Обзор газообмена

            Критерии успеха

            • Я различаю клеточное дыхание, газообмен и вентиляцию.

            • Я могу описать роль диффузии в газообмене.

            Словарь

            Дыхание/вентиляция: Движение воздуха/воды в систему газообмена и из нее.

            Клеточное дыхание: Процесс, при котором клетки расщепляют глюкозу с использованием кислорода для производства энергии и воды и углекислого газа в качестве побочных продуктов.

            Сверчок: Пример насекомого с системой трахей для газообмена.

            Диффузия: Перемещение молекул из области более высокой концентрации в область более низкой концентрации.

            Газообмен: Процесс получения кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа

            Человек: Пример млекопитающего с системой легких для газообмена.

            Кислород: Молекула, необходимая для аэробного клеточного дыхания

            Окунь: Пример рыбы с жаберной системой для газообмена.

            Сделай сейчас

            Сделай сейчас в ваших книгах:
            1. Опишите, что значит « дышать »?

            2. Зачем животным нужно дышать?

            Сделать сейчас

            Сделайте сейчас в своих книгах:
            Опишите разницу между « ДЫХАНИЕ » и « КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ».

            Дополнительно: Как кислород попадает из воздуха в легких в клетки?

            Видео Концепции 1 г-жи Адвиенто: Обзор Газообмена

            Посмотрите эти видеоролики, чтобы расширить свое понимание.

            Обзор газообмена и различных приспособлений у разных животных.

            Связывает дыхание, газообмен, диффузию и аэробное клеточное дыхание.

            Зачем животным нужен кислород?

            Все животные нуждаются в большом количестве энергии (также известной как АТФ), чтобы иметь возможность выполнять действия, которые они делают, чтобы искать пищу, мигрировать, спасаться от хищников, размножаться и так далее.

            Например, мышечным клеткам требуется большое количество энергии, чтобы сокращаться и расслабляться, что дает животным возможность убегать от хищников. Большое количество необходимой энергии вырабатывается внутри клеток животных посредством процесса, называемого аэробным КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ . Без аэробного клеточного дыхания животные не смогли бы выжить в своей нише.

            Так уж получилось, что одной из молекул, абсолютно необходимых для аэробного клеточного дыхания, является КИСЛОРОД . Без кислорода не может происходить аэробное клеточное дыхание, а значит, животное не получит энергии, необходимой ему для выживания в своей нише. Таким образом, животные абсолютно нуждаются в кислороде для аэробного клеточного дыхания, чтобы производить энергию.

            Откуда животные получают кислород?

            Источник животного КИСЛОРОДА зависит от его экологической ниши. (Помните, что экологическая ниша – это «функциональное положение организма в окружающей его среде» – среда обитания и ресурсы, имеющиеся в этой среде обитания). Таким образом, источник кислорода зависит от того, где живет животное (суша или море) и какие ресурсы кислорода доступны в этой среде обитания (кислород в воздухе или растворенный кислород в воде).

            ЛЮДИ , как и все млекопитающие, и КРИКЕТЫ , как и все насекомые, являются наземными животными, означает, что они живут на суше и получают кислород из кислорода, доступного в воздухе. Принимая во внимание, что окунь, как и все рыбы, является водными животными , что означает, что они живут в водоемах, а получают кислород из растворенного кислорода, доступного в воде . Растворенный кислород — это кислород, который растворился из атмосферы в океан.

            Как животные получают кислород из воздуха или воды?

            Газообмен

            Все животные должны поглощать КИСЛОРОД из воздуха или воды и выделять углекислый газ обратно в воздух или воду посредством процесса, называемого ГАЗОБМЕН . Газообмен — это процесс, при котором различные газы (кислород и углекислый газ) обмениваются/перемещаются/заменяются в противоположных направлениях.

            • Газообмен – это процесс снабжения организма кислородом, так как кислород поступает из тела/клетки снаружи внутрь тела/клетки.

            • Газообмен – это также процесс удаления углекислого газа из организма, поскольку углекислый газ выходит из тела/клетки наружу тела/клетки.

            Диффузия

            Кислород и углекислый газ обмениваются в противоположных направлениях в процессе ДИФФУЗИЯ .

            Диффузия – это пассивное перемещение молекул из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией.

            Для диффузии должна быть полупроницаемая СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ . Также должен существовать градиент концентрации на этой специализированной дыхательной поверхности, чтобы управлять процессом диффузии. Другими словами, концентрация кислорода должна быть выше на одной стороне мембраны и ниже на другой стороне мембраны.

            • Кислород перемещается через полупроницаемую мембрану из области с высокой концентрацией вне тела в область с низкой концентрацией внутри тела.

            • Углекислый газ перемещается через полупроницаемую мембрану из области с высокой концентрацией внутри тела в область с низкой концентрацией вне тела.

            Как животные поглощают воздух/воду своей специализированной дыхательной поверхностью?

            Вентиляция

            Перед GAS Exchange и Диффузия . Сначала воздух/вода должна достать от внешней части тела, до Специализированная респираторная поверхность , который находится на . внутри тела. Таким образом, животные должны сначала поглощать воздух/воду из своего окружения посредством процесса, называемого 9.0027 ВЕНТИЛЯЦИЯ .

            Вентиляция – это подача воздуха или воды в систему газообмена и из нее для увеличения скорости газообмена.

            Мне нравится использовать аналогию с удалением неприятного запаха из комнаты. Когда вы хотите избавиться от неприятного запаха в комнате, вы открываете окна и включаете вентилятор, чтобы проветрить комнату. Открытое окно впускает свежий воздух и позволяет выйти старому вонючему воздуху, а вентилятор ускоряет циркуляцию воздуха.

            Итак, животные любят ЛЮДИ , КРИКЕТЫ и SNAPPER вентиляция для увеличения притока свежего воздуха/воды и выхода старого воздуха/воды для увеличения скорости газообмена.

            Концепция 1 Задание 1. Выучите 8 ключевых слов с помощью Quizlet.

            Концепция 1 Задача 2. Заполните один из этих рабочих листов в OneNote

            Рабочий лист 1: уровень неба

            Рабочий лист 2: уровень солнца

            Чем дыхание растений отличается от дыхания животных. Опишите процесс дыхания (1) корня (2) стебля (3) листьев с помощью подходящей схемы.

            Подсказка: Дыхание — это цепь химических реакций, которая позволяет всем живым существам синтезировать энергию, необходимую для поддержания жизни. Это биохимический процесс, при котором воздух перемещается между внешней средой и тканями и клетками вида. У растений и животных разные способы дыхания; они дышат через разные органы и имеют разные конечные продукты.

            Полный ответ:

            Дыхание растений Дыхание животных
            Растения не дышат, они дышат только листьями. Животные дышат воздухом для клеточного дыхания.
            Растения получают кислород непосредственно из воздуха через устьица Животные вдыхают кислород через нос или жабры в соответствующие органы дыхания
            Углекислый газ, выделяющийся при дыхании, используется растениями для процесса фотосинтеза. Углекислый газ, выделяющийся при дыхании, не утилизируется животными; он высвобождается вне тела.
            Органы дыхания отсутствуют. Дыхание происходит путем диффузии. Органы дыхания присутствуют как легкие.
            Они производят мало тепла Они производят больше тепла.
            Одним из конечных продуктов является молочная кислота. Одним из полученных конечных продуктов является этанол.
            Ночью растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ, образующийся при дыхании. Ночью фотосинтез прекращается, но дыхание продолжается. Животные поглощают кислород через легкие путем внутреннего и клеточного дыхания. Это происходит внутри тела животного и выделяет углекислый газ.
            Растения фотосинтезируют глюкозу. Животные получают глюкозу путем расщепления молекул углеводов.
            Растения выделяют кислород как побочный продукт фотосинтеза Животные получают кислород, вдыхая воздух внутри тела.
            Органами дыхания у растений являются устьица в листьях, чечевички и поверхность корней. Органами дыхания у животных обычно являются легкие и жабры.
            Частота дыхания низкая. Частота дыхания высокая.

            Следовательно, правильный ответ — вариант (Б).

            Дополнительная информация:
            > Дыхание корней:
            а) Корни — это подземная часть растений.
            б) Воздух из воздушных пространств, находящихся между частицами почвы. Следовательно, кислород, поглощаемый корнями, используется для высвобождения энергии.
            в) В дальнейшем эта энергия используется для транспорта солей и минералов из почвы.
            г) Кислород, присутствующий в воздушном пространстве почвы, диффундирует в корневые волоски.

            > Дыхание в стебле:
            а) У высших растений стебель имеет небольшое отверстие, называемое чечевицами, через которое диффундирует кислород. Известно, что чечевицы осуществляют газообмен у древесных и высших растений.
            б) растения с зеленым стеблем, имеют устьица, через которые распространяется кислород.
            в) Воздух в стебле диффундирует в устьица и проходит через разные части клетки для дыхания.
            г) На этой стадии выделяющийся углекислый газ также диффундирует через устьица.

            > Дыхание листьев:
            а) Листья состоят из крошечных пор, называемых устьицами. Газообмен происходит путем диффузии через устьица.
            б) Защитные клетки регулируют каждое из устьиц.