Газ выделяемый растениями на свету: 1. Пигмент растения зелёного цвета. 3. Химический элемент, газ, выделяемый

Статья «Поглощение листьями углекислого газа и выделение кислорода на свету. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Поглощение листьями углекислого газа

и выделение кислорода на свету. Информационные
материалы и методические указания к уроку».

 

 

Ц е л ь урока: опытным путем подтвердить правильность

сделанного на 5-м уроке предположения, что зеленые растения

на свету выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

П л а н   у р о к а

1. Проверка знаний.

2. Проверка правильности предположения, что зеленые растения

на свету изменяют состав окружающего воздуха— демонстрация

опыта с наземным растением.

3. Ознакомление с явлением выделения зеленым растением

на свету пузырьков газа-—демонстрация опыта с элодеей.

4. Высказывание учащимися конструктивных соображений,

как поставить опыт, чтобы собрать и испытать выделяемый растением

газ. Постановка опыта по ходу беседы.

5. Обнаружение кислорода, выделяемого растением на свет

у— демонстрация заблаговременно (за 5—7 дней) поставленного

опыта.

6. Закрепление знаний. Дополнения учителя.

О б о р у д о в а н и е: опыты с комнатными растениями, поставленные

за 4 дня до урока; элодея в пробирках, установленная

в штативах на учительском столе в 20 см от электролампы;

опыт по собиранию газа, выделяемого элодеей, поставленный

за 7 дней до урока, все необходимое для воспроизведения

первого и третьего опытов; лучинки, спички; таблицы по анатомическому

строению корня и листа.

У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю у р о к а

Проверив знания учащихся по материалу предыдущего урока,

учитель напоминает им о свойствах кислорода и углекислого

газа и высказанное на предыдущем уроке суждение о том,

что зеленое растение из воды и углекислого газа образует на

свету крахмал и что при этом выделяется кислород. В том, что

в листе на свету образуется крахмал, учащиеся убедились на

опыте, теперь им также на опыте предстоит убедиться, что зеленое

растение на свету выделяет кислород и поглощает углекислый

газ. Это — главная задача данного урока.

Если зеленое растение на свету поглощает углекислый газ

и выделяет кислород, то оно, следовательно, должно изменять

состав окружающего воздуха, «исправлять испорченный» при

дыхании воздух, т. е. уменьшать количество углекислого газа,

выделяемого в воздух при дыхании, и увеличивать количество

кислорода. Так ли это на самом деле? Как убедиться, что зеленое

растение на свету действительно «исправляет» выдыхаемый

воздух? С поиска ответа на данный вопрос и начинается познавательная

деятельность учащихся по решению задачи урока.

Учитель демонстрирует опыт, который впервые хорошо был

разработан и введен в практику нашей школы В. А. Тетюревым

(1938), в настоящее время в несколько видоизмененном виде

описан в учебнике. Мы хотели бы предложить свой вариант этого

опыта, который многократно проверялся, прост, ярок для восприятия

и эффектен.

В две литровые банки (лучше с притертыми пробками) помещаем

по 3—4 хорошо облиствленные ветки комнатного растения

(размером чуть меньше высоты банки). Банки с растениями

заполняем водой, закрываем пробкой или стеклом и опрокидываем

в кастрюлю с водой. Пробка или стекло отводится в

сторону, а в банку снизу подводится изогнутая стеклянная

трубка.

Через трубку обе банки заполняются на 2/3 выдыхаемым воздухом

и на Vs углекислым газом, получаемым действием кислоты

на мел. Когда из банок будет вытеснена почти вся вода

(для растений оставить слой воды в 5—10 мм), их снова под

водой закрывают (пробкой или стеклом), вынимают из воды,

перевертывают и ставят. С помощью зажженной лучинки убеждаемся,

что в обеих банках много углекислого газа, так как

опущенная в них зажженная лучинка моментально гаснет.

Одну банку с растением покрываем черным колпаком и убираем

в шкаф, другую выставляем на свет. При недостатке солнечного

освещения используем электрическое — растение ставим

на расстоянии 30 см от лампы в 100 ватт.

Через 2—3 дня обе банки демонстрируем на уроке. Зажженная

лучинка в банке с растением, стоявшим на свету, не гаснет,

продолжает гореть; в банке, с которой только перед опу-

сканием в нее лучинки снят черный колпак, пламя лучинки моментально

гаснет.

Хорошо, если демонстрации результатов опыта предшествует

объяснение того, как ставился опыт. Лучше, если эти объяснения

сопровождаются повторной постановкой того же опыта, так

как при этих условиях возникает возможность сравнения конечных

результатов опыта с тем, что было в начале его. Кроме

того, объяснения получаются наглядными, более интересными,

эффективными. Результаты же вновь поставленного опыта могут

быть использованы на следующем уроке во время проверки

знаний, чго придаст суждениям большую конкретность, убедительность,

оживит учебный процесс.

В итоге вышеописанной демонстрации учащиеся под руководством

учителя приходят к выводу, что зеленые растения на

свету изменяют состав окружающего их воздуха: не поддерживающий

горения воздух превращается в поддерживающий горение,

следовательно, в нем уменьшилось количество углекислого

газа и увеличилось количество кислорода.

Здесь уместным будет небольшой рассказ учителя из истории

науки об опыте английского ученого Д. Пристли (конец

XVIII в.) с веткой мяты и мышью под колоколом. Пристли впервые

наблюдал и пришел к выводу, что зеленое растение на

свету «исправляет» воздух.

Как увидеть выделение зеленым растением на свету газа?

Как убедиться, что этот газ — кислород? — это последующие вопросы,

ответы на которые учащиеся под руководством учителя

ищут в демонстрируемых опытах уже с водными растениями —

элодеей или роголистником.

Наблюдение на уроках за выделением пузырьков газа элодеей

организуется так. Опыт надо подготовить накануне. На

уроке пробирки с элодеей, закрепленные в подставках, размещаются

вокруг электрической лампы. Учащиеся поочередно небольшими

группами подходят к столу и наблюдают выделение

пузырьков газа. Заслоняя пробирку с элодеей от света листом

бумаги, они подмечают зависимость выделения пузырьков газа

от света.

В то время как одни подходят к столу учителя для указанных

наблюдений, другие учащиеся читают учебник, чтобы ответить

на вопрос, как ставится опыт, чтобы собрать газ, выделяемый

элодеей, и испытать, какой это газ.

Когда закончатся наблюдения и чтение учебника, учитель

проводит с учащимися беседу о том, как поставить опыт, чтобы

собрать и испытать газ, выделяемый растением на свету, и по

ходу ее на виду у учащихся класса монтирует прибор, ставит

опыт. Кроме того, на уроке учитель обязательно демонстрирует

результаты недельного опыта с достаточным для испытания количеством

накопившегося газа (около 1/4 пробирки).

Таким образом, предположение, что газ, выделяемый зеленым

растением на свету, есть кислород, подтверждено

опытом.

При объяснении наблюдаемого процесса учащиеся убеждаются

в том, что выделение зеленым растением на свету кислорода

связано с поглощением им углекислого газа. В частности,

внимание учащихся обращается на то, что через воду, где помещается

элодея, обязательно пропускается углекислый газ

(можно выдыхаемый воздух).

Хочется предупредить начинающего учителя: нелегко продемонстрировать,

что собранный в пробирку газ — кислород, что

при опускании в него тлеющей лучинки получается вспышка.

Проделайте этот опыт несколько раз перед уроком (особенно

потренируйтесь в весенне-летнее время, когда опыт легко проводить)

и затем демонстрируйте его в классе. Тогда он будет

удачным, убедительным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная
литература:

 

Сценарий викторины по химии

Сценарий викторины
по химии

«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» для учащихся 9-х классов.

Подготовила учитель химии МОУ гимназии № 2, учитель
высшей категории

Козина Галина Николаевна

Оборудование: изображение подковы – символа викторины, песочные
часы, камертон, табло, мешочек с бочонками, призы.

ХОД ВИКТОРИНЫ:

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать Вас сегодня на химической
викторине «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ». Госпожа удача дается в руки, увы, далеко не
каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, найти и не сдаваться. И
сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 9-х классов. Ура им и
громкие аплодисменты!

(Участники игры занимают свои места)

Представление жюри и команд.

1-ый
конкурс «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»

Команды за
определенный промежуток времени должны дать как можно больше правильных
ответов. Время можно проследить по песочным часам. За каждый правильный ответ
команда получает один балл.

Вопросы
команде 1

1. Газообразная природная смесь                                                           воздух

2. Процесс распада электролита на ионы                                    диссоциация

3. Газ, образующийся во время грозы                                                      
озон

4. То, из чего состоит тело                                                                 вещество

5. Положительная частица ядра                                                           
протон

6. Самое твердое природное вещество                                                   
алмаз

7. Газ, выделяемый растениями на свету                                          кислород

8. Процесс отдачи электронов                                                         
окисление

9. Химическое явление (по-другому)                                                   реакция                                                

10. Отрицательный ион                                                                            
анион

11. Какую водку не станет пить пьяница                                           царскую

12. Вертикальный ряд элементов в ПС                                                 
группа

13. Раствор хлороводорода
в воде                                        
соляная кислота

14. Соли азотной кислоты (название)                                               нитраты

15. Простейший стеклянный химический сосуд                              пробирка

16. Родной брат алмаза                                                                         
графит

17. Наименьшая частица вещества                                                           атом

18. Реакция, сопровождаемая светом и теплом                                  горение

19. Благородный металл                                                                        
золото

20. Условная запись состава вещества                                               формула

Вопросы
команде 2

1. Самый распространенный на Земле элемент                                кислород

2. Число атомов в молекуле водорода                                                
        два

3. Чем гасят соду                                                                                   
уксусом

4. Заряженная частица, в которую превращается
атом                             ион

5. Единица количества вещества                                                               моль

6. Соли серной кислоты (название)                                                 
сульфаты

7. Родина фарфора                                                                                  
Китай

8. Самый легкий газ                                                                              
водород

9. Вращается вокруг ядра                                                            
электрон

10. Жидкий металл                                                  
                                ртуть

11. От какого дождя гибнут растения                                            кислотного

12. Аллотропное
видоизменение кислорода                                             озон

13. Очень быстрая химическая реакция                                                  взрыв

14. Больше всего в воздухе                                                                     
азота

15. Окисление железа  (по-другому)                                               ржавление

16. Положительный ион                                                                        
катион

17. Ряд элементов, расположенный горизонтально                             период

18. Химический нагревательный прибор                                        спиртовка

19. Цифра, стоящая перед формулой в уравнении                   коэффициент

20. Твердая вода                                                                                            
лед

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого
конкурса.

2-ой конкурс «ЗАМОРОЧКИ
ИЗ БОЧКИ»

Команды по очереди достают из мешочка
бочонки с номерами. Ведущий зачитывает соответствующий вопрос. После короткого
(30 с) обсуждения команда дает ответ. Правильный ответ- 2 балла.

1.
Какое твердое водородное соединение и в огне не горит и в воде не тонет? (Вода, лед)

2.
Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (Лакмусовую,
кислотой)

3.
Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (Бородин)

4.
Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (Философский)

5.
Что называют «черным золотом»? (Нефть)

6.
Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (Много
соли)

7.
Согласно народным преданиям, в I
столетии н.э считали, сто металлов существует столько
же, сколько и планет, поэтому каждому присваивали имя какой-нибудь планеты:
Марс – Fe (железо), Сатурн – Pb (свинец), Юпитер – Sn (олово), Меркурий – Hg (ртуть) . Какие металлы
соответствовали Солнцу и Луне? (Золото и
серебро)

8.
Какой галоген добывают из морских водорослей? (Йод)

9.
В трех сосудах даны газы: O2, Н2, СO2.
Как обнаружить где какой газ? (Горящей
лучиной)

10.
Как доказать, что в состав кислоты входит водород?

11.
Какое отношение имеет русский поэт Блок к Менделееву? (Зять)

12.
Какую химическую ошибку допустил Конан Дойл в повести
«Собака Баскервилей»

Жюри подводит итоги и объявляет результаты второго
конкурса.

 

3-ий конкурс – конкурс капитанов
«ОТВЕТЫ ДУЭТОМ»

 

1.
Воздушная оболочка Земли                                                                 
атмосфера

2.
Переход жидкого вещества в пар                                                          
испарение

3.
Латинское название водорода                                                           
гидрогениум

4.
Итальянский ученый, открывший один из газовых законов                 Авогадро

5.
Сосуд для растирания вещества                                                                 
ступка

6.
Элемент, укрепляющий зубную эмаль                                                      
кальций

7.
Родина пороха                                                                                                 Китай

8.
В каком виде встречается золото в природе                                      самородном

9.
Почему натрий хранят под слоем керосина                                        окисляется

10.
Закон сохранения массы вещества открыл                                        Ломоносов

11.
Кислота, содержащаяся в желудочном соке                                           соляная

12.
Главный элемент атомной энергетики            
                                             уран

13.
Какая вода мутнеет от дыхания                                                       
известковая

14.
Из-за этого металла гибли целые племена                                               
золото

15.
Изменяет цвет в кислоте или щелочи                                                
индикатор

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первых
трех конкурсов. В это время ведущий проводит викторину для болельщиков.

ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКАМ

1.
Известно, что Менделеев очень любил своих детей. Сколько их было? (шесть)

2.
Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)

3.
Какой металл используют юные пиротехники? (магний)

4.
Какой элемент назван в честь России? (рутений)

5.
Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)

4-ый конкурс «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

Ведущий: Этот конкурс будет вести человек, имя которого вы
должны угадать.

Ведущий дает краткую характеристику
приглашенного.Можно пригласить провести этот конкурс учителя математики,
физики, географии или др.

Например, «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»- учитель
математики. Его задания:

1.
Что больше: число Авогадро или площадь поверхности Земля, выраженная в мм2?
Для справки: S=5,1*108 км2

2.
Во сколько раз число нейтронов в ядре кислорода больше числа нейтронов в ядре
лития?

3.
Кто быстрее посчитает относительную молекулярную массу (Mr): NaNO3 (ответ-85),
H2SiO3( ответ-78).

5-ый конкурс «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Команды заранее готовят вопросы противникам. Задают
вопросы по очереди.

Подведение
итогов Награждение

Учитель химии МОУ гимназии №2 г.
Новокубанска Козина Галина Николаевна, учитель высшей категории.

 

Кислород – это газ, производимый _____ и используемый _______A. Растения, животные Б. Животные, растения C. Фотосинтез, углекислый газ D. Углекислый газ, фотосинтез

Ответ

Проверено

232,8 тыс.+ просмотров

Подсказка: Кислород — это газ. Этого в изобилии в окружающей среде. Это горючий газ. Это необходимо. Для людей, чтобы выжить, поскольку мы не можем выжить без дыхания, а кислород является нашим источником дыхания. Этот газ участвует в процессе фотосинтеза.

Полный ответ: Кислород — бесцветный газ или соединение. Он очень реактивен в форме элемента. Он также известен как O2. 70% массы тела человека состоит из кислорода.
 Образование кислорода — Кислород образуется в процессе фотосинтеза. Фотосинтез – это процесс, в котором растения? Готовьте им пищу с помощью солнечного света; в этом процессе они потребляют углекислый газ и выделяют кислород. Все растения следуют этому процессу, когда у них есть солнечный свет. растения выделяют кислород в процессе фотосинтеза, чтобы высвободить отходы. Они использовали это выделение кислорода в ночное время, когда процесс фотосинтеза не идет.
Проще говоря, процесс фотосинтеза известен тем, что растения используют солнечный свет для производства своей пищи. процесс фотосинтеза в растениях, так как в листьях растений есть хлорофилл, помогающий растениям в образовании пищи. Так как все живые организмы нуждаются в кислороде, чтобы выжить. Только растения такие живые организмы, которые выделяют кислород, особенно в процессе фотосинтеза. Поэтому животные используют кислород, чтобы дышать.

Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что правильный ответ — вариант А.

Примечание:
Кислород является очень важным газом в земной атмосфере и необходим каждому живому организму для выживания. Кислород выделяется растениями в процессе фотосинтеза. А кислород используется животными или людьми для выживания, поэтому мы можем сказать, что газообразный кислород производится растениями и используется животными.

Недавно обновленные страницы

Большинство эубактериальных антибиотиков получают из биологии Rhizobium класса 12 NEET_UG

Саламиновые биоинсектициды были извлечены из биологии класса A 12 NEET_UG

Какое из следующих утверждений относительно бакуловирусов класса 12 биологии NEET_UG

Канализационные или городские канализационные трубы не должны быть непосредственно классом биологии 12 NEET_UG

Очистка сточных вод осуществляется микробами A Микробы B Удобрения класса 12 биологии NEET_UG

Ферментная иммобилизация активный фермент класса 12 биологии NEET_UG

Большинство эубактериальных антибиотиков получают из биологии класса 12 ризобий NEET_UG

Саламиновые биоинсектициды были извлечены из биологии класса А 12 NEET_UG

Какое из следующих утверждений относительно бакуловирусов класса 12 биологии NEET_UG

Канализационные или городские канализационные трубы не должны быть непосредственно классом биологии 12 NEET_UG

Очистка сточных вод осуществляется микробами A Микробы B Удобрения класса 12 биологии NEET_UG

Ферментная иммобилизация активный фермент 12 класса биологии NEET_UG

Актуальные сомнения

Q9 Как растения и животные помогают друг другу в газообмене в атмосфере.

..

Перейти к

  • Упражнение
  • Еда: откуда она берется?
  • Компоненты еды
  • Волокно к ткани
  • Сортировка материалов по группам
  • Разделение веществ
  • Изменения вокруг нас
  • Знакомство с растениями
  • Движения тела
  • Живые организмы — характеристики и среда обитания
  • Движение и измерение расстояний
  • Свет, тени и отражения
  • Электричество и схемы
  • Веселье с магнитами
  • Вода
  • Воздух вокруг нас
  • Мусор на входе, мусор на выходе

Главная >

Образцовые решения NCERT
Класс 6
Наука
>

Глава 15 — Воздух вокруг нас
>

Упражнение
>
Вопрос 9

Вопрос 9 Упражнение

В9) Как растения и животные помогают друг другу при газообмене в атмосфере?

Ответ:

Решение:

Животные при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Растения, с другой стороны, используют этот углекислый газ в процессе фотосинтеза для производства пищи и выделения кислорода в атмосферу. Таким образом, можно сказать, что растения и животные помогают друг другу в обмене газами в атмосфере.

Связанные вопросы

Q1) Каков состав воздуха?

Q2) Какой газ в атмосфере необходим для дыхания?

Q3) Как вы докажете, что воздух поддерживает горение?

Q4) Как вы покажете, что воздух растворяется в воде?

В5) Почему комок ваты сжимается в воде?

Q6) Слой воздуха вокруг Земли известен как _________________.

Фейсбук

WhatsApp

Копировать ссылку

Было ли это полезно?

Упражнения

Упражнения

Главы

Еда: откуда она берется?

Компоненты пищевых продуктов

Волокно к ткани

Сортировка материалов по группам

Разделение веществ

Изменения около

Знакомство с растениями

Движения тела

Живые организмы — характеристики и среда обитания

Движение и измерение расстояний

Свет, тени и размышления

Электрические и циркуиты

.