Эволюция. Растения. Правила. Эволюция растения правила
Эволюция. Растения. Правила
ЭВОЛЮЦИЯ
РАСТЕНИЯД ОПОЛНЕ НИ Е К ИГРЕ
Сложно представить себе жизнь на нашей планете без растений! Они служат животным пищей и убежищами, врагами и покровителями.В процессе эволюции растения «изобретают»для защиты токсины и колючки, а животные —антидоты к этим токсинам и специализированные органы питания. Они образуют сложныесимбиотические связи друг с другом, а такжес представителями еще одного царства живыхорганизмов — грибами.Дополнение «Эволюция. Растения» позволит вамсыграть в «Эволюцию» в условиях постоянноменяющегося растительного мира.Предполагается, что вы уже знакомы с правилами«Эволюции». В дополнении «Растения» меняется порядок хода, а игроки могут воздействовать на размер идоступность кормовой базы.«Растения» также можно использовать вместе с игрой«Эволюция. Случайные мутации» и дополнениями«Эволюция. Время летать» и «Эволюция. Континенты».В конце этих правил рассказывается, как происходитвзаимодействие игр и дополнений серии «Эволюция» сдополнением «Растения».Если по ходу возникнут неочевидные игровые ситуации,руководствуйтесь правилами соответствующих игр идополнений.1
Правила игрыПодготовка к игре1. Возьмите колоду с изображением ящерицы на рубашке
и тщательно перетасуйте ее с картами из основного набора«Эволюции». В результате получится «колода животных».Раздайте каждому игроку по 8 карт.2. Перемешайте вторую колоду с изображением растения нарубашке и поместите ее в центр стола. Это «колода растений».Возьмите сверху несколько карт растений (в зависимости отчисла игроков — см. таблицу) и положите на стол лицом вверх.
3. На каждую открытую карту растения положите столькосколько указано на его карте под названием, и столько.сколько на нем значков убежища
,,
Все растения, в отличие от животных, считаются общими и непринадлежат ни одному из игроков.
Иллюстрация №1
Пример начального расклада для троих игроков
2
5PERENNIAL
FUNGI
5GRASS
4SUCCULENT
Числоигроков*
2345678
Количестворастений на столев самом началеигры
3456789
Сколько растений надо добавить настол в фазу ростаЭволюция
1233344
Случайные мутации
Максимальноеколичестворастений настоле (без учета«Паразитов»)
2345678
681012141618
Эволюция.
* Если участвует пять и более игроков, вам могут потребоваться добавочныеигровые комплекты игр и дополнений серии «Эволюция» и дополнения «Растения».
Порядок ходаИгра разбита на ходы, и каждый ход состоит из нескольких фаз.Начинает партию Первый игрок. На следующий ход Первымстановится следующий за ним игрок по часовой стрелке.
Фаза развития
В фазу развития игроки поочередно выкладывают одну карту настол (пока не спасуют). При этом:а. Карты, на которых есть только свойства животных,разыгрываются точно так же, как и в основной «Эволюции».б. Карты, имеющие свойства для растений (со светлым текстомна темном фоне), можно:• сыграть на растение, находящееся на игровом столе;• выложить рубашкой вверх, создав себе новое животное;• сыграть на свое животное, если карта имеет альтернативноесвойство для животного.Все растения в равной степени доступны всем игрокам. Но,наделяя их свойствами, можно препятствовать тем или инымвидам животных получить с них либо же, наоборот, делать ихпригодными для питания ХИЩНИКОВ.3
Иллюстрация №2
Карта растения
Каждому растению можно придать сколько угодно свойств,с одним лишь условием, что эти свойства не должны бытьодинаковыми.
Фаза питанияВ дополнении «Растения» фаза определения кормовой базыпропускается, поскольку кубики теперь не используются дляопределения количества еды, доступной в ход.Фаза питания делится на несколько раундов. Сначала действуетПервый игрок, потом следующий за ним по часовой стрелке и такдалее.Игроки по очереди берут фишки еды для животных — с темотличием, что доступная еда теперь находится на растениях.Кроме того, игроки, как обычно, вместо взятия фишки могутатаковать других животных с помощью ХИЩНИКОВ.Потребление еды с растенийИгроки берут с растений и перемещают на своих животных.В обычном случае за раз игрок берет одну .Некоторые свойства, присвоенные растениям, препятствуюттому, чтобы животные без соответствующих умений моглиполучить с них еду. Например, растение, получившее свойствоВОДНОЕ, предоставит пищу только ВОДОПЛАВАЮЩИМразновидностям животных.4
Растительная пища для ХИЩНИКОВтолько с тех растений, у которых вХИЩНИКИ могут братьлевой верхней части карты изображено , а также с растенийсо свойством ПИТАТЕЛЬНОЕ.Использование убежищс растения либо атаковать своимВместо того чтобы взятьХИЩНИКОМ, игрок может спрятать животное в доступноеубежище, предоставляемое растением. Для этого он берет срастения и перемещает на свое животное. можно брать с любогорастения, даже если животное не может получать с него .Животное, на котором лежит , не может быть атакованоХИЩНИКОМ (даже со свойством ИНТЕЛЛЕКТ) или ХИЩНЫМрастением.Завершение фазы питания для игрокаИгрок не может завершить фазу питания своих животных(спасовать), если хотя бы одно его животное способно получитьфишку еды или убежища.
Фаза вымиранияПоследовательно выполните следующее:1. Сначала уберите всех ненакормленных животных в стопкисброса их владельцев. Обратите внимание, что каждый ГРИБполучит за каждое погибшее животное.2. Уберите с выживших животных все , и .3. Уберите в общий сброс все растения, на которых неосталось , если тому не препятствуют их свойства.4. Игроки набирают новые карты согласно правилам«Эволюции».
Фаза ростаРазрастаниеВ правой части карты каждого растения указано, каким образомпроисходит его разрастание.может оказаться наСлева от каждой стрелочки — сколькорастении. Справа от каждой стрелочки — то, сколько должностать на растении в фазу роста.5
Иллюстрация №3
55
PERENNIALPERENNIAL
Например, на МНОГОЛЕТНИКЕ лежит. Находим вариантсправа, где слева от стрелочки —. Справа видим, что должностать. Значит, надо добавить одну .ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛОМаксимальное количество пищи на растенииНа любом из растений ни в какой момент времени не можетбыть больше , чем самое большое из значений справа отстрелочек. Если стрелочек на карте растения нет — значит,максимальное количество указано текстом.
Иллюстрация №4
Например, на МНОГОЛЕТНИКЕ может быть не более пяти. На ОДНОЛЕТНИКЕ — три . На ПЛОДОВОМ растении— пять (верхняя стрелочка). На ХИЩНОМ растении —шесть .
6
5PERENNIAL
EPHEMERAL
546
FRUITS
CARNIVOROUS PLANT
Бывают и другие правила разрастания, обусловленные свойствами самого растения или присвоенными ему свойствами. Обэтом подробно рассказывается далее в правилах.Возобновление убежищУдостоверьтесь, что на каждом растении столько убежищ ( ),сколько суммарно значков убежища изображено на растении ина присвоенных ему свойствах. Если где-то не хватает — доложите недостающие.Убежища не прирастают и не исчезают. К началу каждого раундаих всегда ровно столько, сколько указано на растении и на егокартах свойств.Иллюстрация №5544SUCCULENT
FRUITS
1.
2.
54
4
5FRUITS
LEGUME
3.
4.
1. Растение разрастается: добавьте . Также на нем нетжетона убежища (одно из животных воспользовалось!), азначит, добавьте .2. Растение разрастается: добавьте3. На растениииз .
.
. Его ждет неурожай: уберите одну
4. Это новое растение приходит в игру с
.7
Появление новых растенийИз колоды добавьте новые растения на игровой стол, сверяясь сранее приведенной табличкой. В зависимости от числа игроков настол добавляется разное число растений, и их максимальное количество на столе также разнится.Ни при каком условии на столе не может появиться больше растений, чем максимально допустимое значение. Например, еслиучаствует трое игроков, максимально на столе может быть восемьрастений.На каждое новое растение поместите столько , сколько указанов нижней части его карты (под названием). Кроме того, поместитена растение столько , сколько на нем значков убежища.
Подсчет победных очковПобедные очки начисляются так же, как и в «Эволюции». Картырастений и присоединенных к ним свойств при подсчете не учитываются.
Подробно о растениях и их свойствахКарты растенийГриб
Грибы не относятся к растениям, а представляют собой отдельное царство живых организмов. Фактически, они даже ближе по происхождению к животным, чем к растениям. Однако в нашей игре всеправила, относящиеся к картам растений, также справедливыи для грибов.Всякий раз, когда животное погибает (съедено ХИЩНИКОМ илиХИЩНЫМ растением, умерло от отравления или голода...), положите на каждую карту ГРИБА.ЛианаВ фазу роста положите на каждую ЛИАНУ столько, сколько на столе находится растений, не являющихся ЛИАНАМИ.РАСТЕНИЯ-ПАРАЗИТЫ при этом тоже учитываются.8
ХищноеОдин раз за время фазы питания ХИЩНОЕ растение может проатаковать животное одного из игроков. Это возможно в следующих двух ситуациях.1. КонтратакаЖивотное пытается взять с ХИЩНОГО растения. Последнееконтратакует.При этом ХИЩНОЕ растение игнорирует любое одно защитноесвойство животного, по выбору игрока справа. Если животноевыживает, то получает с ХИЩНОГО растения.2. АтакаОдин из игроков в свою фазу питания, вместо взятия , атакисвоим ХИЩНИКОМ или получения , направляет ХИЩНОЕ растение на любое животное на столе.ХИЩНОЕ растение может атаковать только такое животное,которое смог бы проатаковать ХИЩНИК, не имеющий никакихдругих свойств. При этом не имеет значения, какие свойстваприсвоены самому ХИЩНОМУ растению. Например, ХИЩНОЕрастение не сможет напасть на ВОДОПЛАВАЮЩЕЕ животное,даже если само оно является ВОДНЫМ.Особенности атак и контратак ХИЩНОГО растения:Атака, равно как и контратака, происходит по тем же правилам, что атака у ХИЩНИКОВ. При этом всегда считается, чтосвойства ХИЩНОГО растения не действуют.Убежище ( ) защищает от ХИЩНОГО растения.Атаковать можно только единожды за время фазы питания.Даже если это неудачная контратака. Можно слегка повернутькарту проатаковавшего ХИЩНОГО растения — так игрокам будет видно, что в эту фазу питания оно больше ни на кого не нападет.ХИЩНОЕ растение может атаковать, даже если на нем находится максимальное количество (шесть). Но оно не получитдополнительных при этом.Успешно атакованное животное, конечно же, погибает.9
Результаты успешной атаки или контратаки:Животное съедено: на ХИЩНОЕ растение кладется.Животное использовало ОТБРАСЫВАНИЕ ХВОСТА: наХИЩНОЕ растение кладется .Животное было ЯДОВИТЫМ: в фазу вымирания ХИЩНОЕрастение погибает.Однолетник
Это растение выживает, даже если на нем нет .Вместо этого оно получает в конце фазы роста.
Карты свойств растенийВодное
ТолькоживотноесоВОДОПЛАВАЮЩЕЕ может братьрастения.
свойствомс такого
Дерево
Только животное со свойствами БОЛЬШОЙ и/илиПОЛЕТ может брать с такого растения.Сыграв свойство ДЕРЕВО на растение, положитена него убежища.
Колючее
Сыграв свойствоположите на него
Корнеплод
КОЛЮЧЕЕ наубежища.
растение,
Только животное со свойством НОРНОЕ можетбрать с такого растения.
Лекарственное10
Животное, получившеес такого растения,считается накормленным, но абсолютно все егосвойства перестают действовать до конца фазыпитания. Действует только фишка убежища.Сытое животное с пустым ЖИРОВЫМ ЗАПАСОМ,получающеес ЛЕКАРСТВЕННОГО растения,сможет преобразовать ее в . После этого ЖИРОВОЙ ЗАПАСперестает действовать до конца фазы питания, как и все прочиесвойства, однако на нем сохранится.
Медонос
Если ваше животное получилос такогорастения, выберите игрока, у которого в рукебольше карт, чем у вас. Вытащите у него однуслучайную карту и возьмите ее себе.Если у вас больше карт, чем у любого другогоигрока за столом, то карту вы получить не сможете.
Микориза
Симбиотическая (взаимовыгодная) ассоциациягриба и растения.МИКОРИЗАиграетсянадварастенияодновременно. Переместите карты обоихрастений на игровом столе таким образом, чтобыони оказались рядом, и положите карту МИКОРИЗЫ междуними.МИКОРИЗА считается свойством каждого из этих растений.Вместе с тем на МИКОРИЗУ не действует ограничение «каждомурастению можно придать сколько угодно свойств, при условии, чтоэти свойства неодинаковы». Одно растение может быть соединенос двумя другими с помощью двух МИКОРИЗ, и так далее.
В фазу вымирания:На одном из этих растений нет : оно выживает, и в концефазы роста получает .На обоих растениях нет : оба погибают. Если среди нихесть ОДНОЛЕТНИК, он выживет, но связанное с ним растениепогибнет.11
Несколько растений связаны между собой с помощью картМИКОРИЗЫ: все они выживут, если хотя бы на одном из них есть. Затем в конце фазы роста каждое из тех растений, на которыхнет , получит .кладется на растение в конце фазы роста, если на немнет . Таким образом, ОДНОЛЕТНИК, оказавшийся без в фазувымирания и связанный МИКОРИЗОЙ с растением, у которогов фазу вымирания была хотя бы одна , по итогам фазы ростаполучит только одну .
Питательное
Животное, получившеес такого растения,дополнительно получает .ХИЩНИК может брать еду с ПИТАТЕЛЬНОГОрастения.
Растение-паразит
HONEY PLANTROOT VEGETABLEAQUATIC
PARASITIC PLANT
4
66
МЕДОНОСНЫЙ КОРНЕПЛОДНЫЙ ПАРАЗИТприсоединен к ВОДНОМУ СУККУЛЕНТУ. По ходуигры один из игроков перемещает с СУККУЛЕНТАна этого ПАРАЗИТА. Позже ЛЕКАРСТВЕННЫЙПАРАЗИТ, паразитирующий на ПАРАЗИТЕ-хозяине,получает с него благодаря одному из игроков.12
PARASITIC PLANT
SUCCULENT
OFFICINALIS
Иллюстрация №6
ПАРАЗИТ считается самостоятельным растением.На него можно играть карты свойств, как надругие растения. Даже можно сыграть еще однукарту ПАРАЗИТА!
Карта РАСТЕНИЯ-ПАРАЗИТА кладется сбоку от растенияхозяина, на котором оно паразитирует (см. Иллюстрацию №6).Для РАСТЕНИЙ-ПАРАЗИТОВ действуют следующие правила:ПАРАЗИТ не идет в зачет максимального количестварастений, находящихся на игровом столе.В свою фазу питания игрок может вместо взятия ,или атаки ХИЩНИКОМ, переместитьс растения-хозяинана ПАРАЗИТА. При этом нельзя переместить последнююсрастения-хозяина.ПАРАЗИТ выживает, если на нем нет в фазу вымирания.ПАРАЗИТ погибает, если погибает растение-хозяин.
Эволюция + Эволюция. Время летать +Эволюция. РастенияВсе упоминания «атаки хищника» также относятся к атакеХИЩНОГО растения.ВзаимодействиеПервое из двух животных, связанных ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ,с растения. Второе из животных сможет взятьпотребляетдругую с этого же растения, только если само способно импитаться.ВодоплавающееВОДОПЛАВАЮЩЕЕ животное может братьтак и с не-ВОДНЫХ растений.
как с ВОДНЫХ,
ИнтеллектЕдиножды за время фазы питания ИНТЕЛЛЕКТ позволяетживотному проигнорировать свойство самого растения илиодно из присвоенных ему свойств. В том числе способностьконтратаки ХИЩНОГО растения.ПадальщикПАДАЛЬЩИК получает еду, когда животное съедено ХИЩНЫМрастением.13
ПолетХИЩНОЕ растение, у которого как минимум столько же свойств,сколько у животного с ПОЛЕТОМ, не сможет атаковать этоживотное.СпециализацияСвойство действует иначе, чем в дополнении «Эволюция.Полет».Сыграв СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ на животное, выберите одно изтолько с этогорастений. Теперь животное может братьрастения, игнорируя, по желанию игрока, любые его свойства (втом числе способность контратаки ХИЩНОГО растения).Если это растение погибло, положите карту СПЕЦИАЛИЗАЦИИв свой сброс.Топотунс растения. Затем оно можетСначала животное получаетуничтожить другую на этом же растении.УдильщикУДИЛЬЩИК, подвергшийся нападению ХИЩНОГО растения,может контратаковать в ответ. При этом он игнорирует одноиз свойств ХИЩНОГО растения. Если этого достаточно, чтобыконтратака увенчалась успехом, то УДИЛЬЩИК получает , анападение ХИЩНОГО растения считается неудачным.
Эволюция. Континенты + Эволюция. РастенияОсобые правилаПодготовка к игреРастения поочередно выкладываются на два континента. Первоерастение выкладывается в Гондвану, следующее в Лавразию,третье снова в Гондвану и так далее. Таким образом, если вигре участвует четное количество игроков, в Гондване появитсябольше растений.В Океан растения не выкладываются — там кормовая базаопределяется по обычным правилам.14
Второй ход и далееСо второго хода выкладывание новых растений начинается с тогоконтинента, где их меньше (без учета РАСТЕНИЙ-ПАРАЗИТОВ).При равенстве решение принимает Первый игрок.Животные и растенияитолько с растений, которыеЖивотные могут получатьнаходятся на одном с ними континенте.Животные, находящиеся в Океане, не могут брать фишки срастений.
Свойства животных и растенийХИЩНОЕ растение может атаковатьнаходящихся на том же континенте.
только
животных,
МИКОРИЗА не может связывать растения, находящиеся наразных континентах.ВОДНОЕ растение не переносится в Океан, однако им могутпитаться животные со свойством ВОДОПЛАВАЮЩЕЕ,мигрировавшие из Океана на континент, где находится эторастение.на каждоеЭДИФИКАТОР в фазу роста добавляет однурастение в своей локации. (Но, как и везде, не превышаямаксимально возможное количество на растениях.)
Эволюция. Случайные мутации +Эволюция. РастенияПодготовка к игре1. Возьмите колоду карт из «Эволюции. Растения» с
изображением ящерицы на рубашке и тщательно перемешайте.Возьмите верхние 12 карт и стопкой поместите в центре стола.Это «колода свойств растений».Оставшиеся 24 карты перетасуйте с картами из «Эволюции.Случайные мутации». В результате получится «колода15
животных». Раздайте каждому игроку по 8 карт в «колодуигрока» и по 3 карты выложите на как начальные виды животных.
2. Перемешайте вторую колоду с изображением растения нарубашке и поместите ее в центр стола. Это «колода растений».Возьмите сверху несколько карт растений (в зависимости отчисла игроков — см. таблицу) и поместите на стол лицом вверх.
3. На каждую открытую карту растения положите столько ,сколько указано на карте растения под названием, и столько ,. Кроме того, положите всколько на нем значков убежищацентр стола по одной , за каждое растение имеющее значокв левом нижнем углу. В игре не может быть болеее 10 .Фаза развитияЕсли игрок заявил, что разыгрывает карту как свойствоживотного, а она оказалась свойством растения, он кладет еепод низ «колоды свойств растений».Затем игрок выбирает растение на столе и разыгрывает на неговерхнюю карту с «колоды свойств растений». Если разыгрываемоесвойство у растения уже есть, игрок подсоединяет это свойство крастению справа (когда это невозможно по причине размещениякарт на столе — то к ближайшему по часовой стрелке). В случаеесли и к нему нельзя, то к первому возможному справа от него(или по часовой стрелке). Если карта свойства не может бытьподсоединена ни к одному из растений на столе, игрок берет еесебе как новый вид животного.Затем «колода свойств растений» перемешивается.
Про отдельные свойстваСвойства ТОПОТУН и ВОДОПЛАВАЮЩЕЕ действуют какописано ранее (см. главу «Эволюция» + «Эволюция. Времялетать» + «Эволюция. Растения»).ОБЛИГАТНЫЙ ХИЩНИК не может получать еду с растений.
16
© D. Knorre, S. Machin, 2012-2016
© Правильные игры, 2012-2016
freedocs.xyz
Эволюция древесных - Интернет-журнал «Живой лес»
Любой современный ребенок знает слово «динозавр» и представляет себе, кто это такой. О знаменитом фильме «Парк юрского периода» и говорить нечего – смотрели все. Далекое прошлое планеты Земля всегда интересовало и будоражило воображение человека. А какой эволюционный путь прошли древесные растения, прежде чем сформировались в том виде, в каком мы видим их сейчас? И можем ли мы предположить, что ожидает их в будущем?
Появление жизни
Возраст Земли оценивается в 4,5 млрд лет, и большую часть ее существования – 3,8 млрд лет – ее населяют живые организмы. Появление жизни связывают с окончательным остыванием планеты, вызвавшим конденсацию водяных паров и образование водоемов. Но первыми обитателями Земли были анаэробные (т. е. такие, которым для жизни не требуется кислород), крайне примитивные неклеточные организмы.
Ранее предполагалось, что под влиянием ультрафиолетовых лучей в водных растворах происходил синтез аминокислот и других органических веществ с последующим образованием многомолекулярных комплексов – коацерватов, которые и явились прародителями всех последующих живых существ. Экспериментально было показано, что это возможно. Но данная гипотеза никак не отвечает на вопрос, каким образом данные структуры могут воспроизводить себе подобных. Поэтому сейчас более вероятной считается версия, что жизнь ведет начало от так называемых рибозимов – самовоспроизводящихся молекул РНК, обладающих также каталитическими свойствами (т. е. свойствами ферментов).
Кислородная катастрофа
Но до растений и тем более до деревьев еще очень далеко… Примерно полтора миллиарда лет потребовалось для возникновения клеточных организмов (причем это были пока не настоящие клетки) и процесса примитивного фотосинтеза, в ходе которого будет образовываться кислород. Лишь около 2,7 млрд лет назад появляются фотосинтезирующие цианобактерии – и это поистине переворот в жизни Земли, потому что данные бактерии используют в процессе фотосинтеза в качестве восстановителя воду, и в качестве отходов производят кислород, который окисляет железо, растворенное в океанах, создавая железную руду. Но самое главное – он попадает в атмосферу, и его концентрация начинает расти. При этом анаэробные организмы кислород просто убивает. В результате 2,4 млрд лет назад происходит так называемая кислородная катастрофа – кардинальное изменение состава атмосферы Земли, которое и привело в итоге к полной смене сообществ: анаэробные сообщества сменились аэробными.
Метан, содержавшийся ранее в атмосфере в больших количествах, соединяется с кислородом и превращается в углекислый газ и воду, что приводит к значительному понижению общей температуры Земли. Начинается оледенение, которое продлится около 300 млн лет.
Примерно 530 млн лет назад появляются первые ископаемые отпечатки следов на Земле, которые указывают на то, что ранние животные исследовали сушу еще до того, как на ней появились растения.
Клеточные
Первые настоящие клеточные организмы появились примерно 1,7 млрд лет назад, а многоклеточные – около 1,2 млрд лет. В отложениях этого возраста находят примитивнейшие растения из группы красных водорослей, очень похожие на некоторые современные красные водоросли. У них предполагается наличие полового размножения, которое существенно увеличило скорость эволюции, о чем говорит также тот факт, что примерно в тот же период или несколько позже появляются первые неморские настоящие клеточные организмы, в том числе грибы. Лишь примерно 550 млн лет назад началась самая первая стадия сложной многоклеточной жизни. Это были причудливые продолговатые, по большей части неподвижные создания, формой напоминающие лист. Среди них находят первые свидетельства полового размножения, расчленения тела на части, очень отдаленно напоминающие голову, туловище и хвост, наличия пищеварительной системы и др.
Но это все еще очень примитивные формы. Эпоха, научное название которой можно перевести как «период хорошо заметной жизни», началась лишь примерно 540 млн лет назад. Произошел так называемый кембрийский взрыв – относительно быстрое, всего за несколько миллионов лет, возникновение на Земле значительной части современных биологических типов. С этого момента появляется большое количество разнообразных ископаемых, в том числе подвижных, панцирных и т. д. В основном это различные морские организмы, прежде всего животные нескольких типов.
Выход на сушу
Куксония
Примерно 530 млн лет назад возникают первые ископаемые отпечатки следов на земле, которые указывают на то, что ранние животные исследовали сушу еще до того, как на ней появились растения. Первые примитивные растения вышли на сушу спустя еще почти 100 млн лет. Растения сопровождали грибы, которые могли помогать им завоевывать сушу с помощью симбиоза. В это время на Земле происходят интенсивные горообразовательные процессы, приведшие к возникновению Скандинавских гор, Тянь-Шаня, Саян, а также к обмелению и исчезновению многих морей.
Выход растений на сушу явился еще одним революционным событием в истории жизни на Земле, так как потребовал от них принципиально новых приспособлений. Первые высшие растения, которые получили название «риниофиты», уже отличаются от водорослей наличием тканей и их разделением на покровные, механические, проводящие и фотосинтезирующие. Это было спровоцировано резким отличием воздушной среды от водной. В частности:
- повышение солнечной радиацией, для защиты от которой у наземных растений должен был выделяться и откладываться на поверхности кутин, что и стало первым этапом формирования покровных тканей, содержащих в том числе особые структуры, необходимые для газообмена, – устьица;
- откладывание кутина делает невозможным поглощение влаги всей поверхностью (как у водорослей), что приводит к изменению функции ризоидов (примитивных корней), которые теперь не только прикрепляют организм к субстрату, но и поглощают из него воду;
- разделение на подземную и надземную части вызвало необходимость доставки минеральных веществ, воды и продуктов фотосинтеза по всему организму, поэтому появились проводящие ткани – ксилема и флоэма;
- конкуренция за солнечный свет привела к необходимости «приподняться» над соседями, для чего потребовались механические ткани;
- в ходе всех этих преобразований фотосинтезирующие клетки формируются в отдельную ткань.
Древнейшее известное наземное (точнее, скорее всего, земноводное) растение получило название «куксония», ее возраст примерно 415 млн лет. Это маленькое растение, отличавшееся крайней простотой строения: дихотомически ветвящиеся стебли без листьев и цветков. Функцию корней, вероятно, выполняли горизонтальные подземные продолжения стеблей (корневища), покрытые корневыми волосками. В течение многих миллионов лет куксония была основным видом болотистых побережий материков. Ископаемые остатки этих растений найдены в различных частях земного шара. Из данного периода известны остатки и других растений, совершенно непохожих на куксонию, напоминающих внешне водоросли или лишайники.
Выход растений на сушу явился еще одним революционным событием в истории жизни на Земле, так как потребовал от них принципиально новых приспособлений.
Появление деревьев
И вот мы наконец подходим к наиболее интересному для нас событию – появлению деревьев, которое в значительной степени определило облик суши, уже чем-то похожий на современный. Интересно, что возраст древнейших ископаемых деревьев не намного меньше возраста куксонии и других ископаемых наземных растений. Долгое время самыми древними деревьями считались представители вымершего рода археоптерис (Archaeopteris), имевшие папоротниковидные листья и размножавшиеся, по-видимому, спорами. Они образовывали леса, покрывавшие большую часть земной поверхности. В отложениях немного более раннего возраста (397–380 млн лет назад) были найдены разрозненные остатки растений, древесная природа которых оставалась спорной.
И вот в 2005 году американские палеоботаники представили новые находки, которые позволили связать воедино отдельные части древнейшего дерева. Ранее они были известны под разными названиями: ветви кроны назывались Wattieza, основание ствола – Eospermatopteris.
Из находок стало ясно, что Eospermatopteris был деревом высотой как минимум 8 м, план строения и внешний вид его был сходен с современными древовидными папоротниками и пальмами, хотя к пальмам эти растения не имеют никакого отношения. Наверняка встречались и более крупные экземпляры, поскольку толщина некоторых найденных ранее «пеньков» вдвое больше. Данное растение тоже размножалось спорами, а настоящих листьев еще не имело.
Археоптерис
Все сказанное означает, что наземные экосистемы привычного для нас облика – с деревьями и различными животными – в общих чертах сформировались примерно 400–360 млн лет назад. Это начало истории лесов на Земле. Из отложений данного и несколько более позднего возраста уже известны и многие другие деревья – древовидные папоротники например.
Леса из таких деревьев произрастали в очень важный эволюционный период планеты — именно они на протяжении миллионов лет занимались фотосинтезом и подготовили все условия для появления на суше первых позвоночных четвероногих животных, которые уже могли полностью обитать на поверхности Земли, не нуждаясь в пребывании в океане.
Семенные
Следующим важнейшим шагом в эволюции растений стало появление семенных растений. Главной их особенностью является размножение при помощи семян. В отличие от споры, содержащей мало питательных веществ и требующей для дальнейшего развития сочетания многих благоприятных условий, внутри семени, содержащего зародыш, имеется значительно больший запас питания, и оно защищено кожурой.
На самом деле отличие семенных от споровых более сложное: в жизненном цикле споровых растений есть два совершенно разных поколения – половое и бесполое. У семенных растений их тоже два, но те растения, которые мы собственно наблюдаем, – это спорофит, бесполое поколение, а половое поколение семенных растений (гаметофит), с помощью которого осуществляется половое размножение, имеет очень маленькие размеры и живет совсем недолго. Пыльца, летающая в воздухе и доставляющая много неприятностей аллергикам, и есть гаметофиты семенных растений.
Древовидные споровые растения до нашего времени не дожили.
Ископаемые гинкго и воллемия
Древовидные споровые растения до нашего времени не дожили, а вот среди голосеменных есть несколько настоящих живых ископаемых. Наиболее известное из них – реликтовое дерево гинкго двулопастный. Это современник динозавров, и потому его еще называют «динозаврово дерево». Оно одно из самых примитивных голосеменных растений современного растительного мира, в единственном числе представляющее и класс (а по мнению ряда специалистов, и отдел царства растений), и род, и семейство. Растения класса гинкговые были широко распространены на Земле в мезозойскую эру, которая началась примерно 250 млн лет назад. Об этом свидетельствуют массовые ископаемые остатки листьев гинкговых, образовывавшие целые слои в отложениях того периода на территории современной Сибири.
В течение многих веков считалось, что в диком виде данное растение не встречается, теперь известно, что дикая форма гинкго произрастает в двух небольших районах на востоке Китая. Гинкго культивируется в Западной Европе, Азии, Северной Америке, в том числе потому, что ни одно из современных голосеменных растений не имеет таких красивых листьев, как у гинкго. Это дерево относится к числу немногих листопадных голосеменных. Ежегодно поздней осенью оно сбрасывает листья, которые незадолго до опадания приобретают красивый золотисто-желтый цвет. Выведены также различные декоративные формы гинкго, из него делают ряд лекарственных препаратов, достаточно широко использующихся в мире (например, для лечения варикозной болезни и даже для замедления старения). Плоды гинкго съедобны.
Гинкго
Но самое интересное заключается в том, что ни одно дерево в мире сейчас не размножается так, как гинкго. Способ размножения сближает его с папоротниками и другими споровыми растениями, у которых оплодотворение осуществляется с помощью плавающих мужских половых клеток. У всех остальных деревьев мужские половые клетки самостоятельно передвигаться не могут – у современных родственников гинкго пыльца переносится ветром. Это первое голосеменное растение, у которого были открыты подвижные сперматозоиды. Оплодотворение с помощью подвижных сперматозоидов сближает гинкго с саговниками, а точнее, показывает, что и та и другая группа голосеменных в этом отношении находится на относительно низкой ступени эволюции.
Гинкго – одно из самых редких деревьев в мире. Но куда более редким является другое «живое ископаемое», гораздо менее широко известное, – дерево воллемия. Воллемия также старожил Земли, оно было распространено в юрский период (около 200 млн лет назад) и считалось вымершим миллионы лет назад. Лишь в 1994 году в глухом уголке одного из национальных парков Австралии случайно было найдено около сотни деревьев воллемии.
Листья гинкго
Воллемия уже относится к хвойным – несколько более эволюционно продвинутому классу голосеменных, к реликтовому и немногочисленному семейству араукариевых. Точное местонахождение этих деревьев до сих пор скрывают, чтобы уберечь от уничтожения. Однако воллемию начали выращивать искусственно и продавать саженцы в различные ботанические сады, и сейчас искусственно выращенную воллемию можно встретить во многих местах.
Покровносеменные и цветковые
Мы подошли к последнему важнейшему этапу эволюции растений, и деревьев в том числе, – к возникновению покрытосеменных, или цветковых, растений. Это произошло примерно 130 млн лет назад, и, однажды появившись, цветковые очень быстро (опять же в геологическом масштабе времени) образовали невероятное многообразие форм и завоевали ведущие позиции в растительном покрове планеты. Дарвин назвал исключительно быструю эволюцию и распространение цветковых «отвратительной тайной». В настоящее время известно почти 300 000 видов цветковых растений, в то время как голосеменных – менее 1 000. Споровых растений несколько больше – порядка 30 000–40 000 видов, но с цветковыми они тоже сравниться не могут.
Отличием покрытосеменных является не только присутствие цветка и специальных покровов семени, образующих плоды, но также двойное оплодотворение, открытое русским ботаником Навашиным. Суть его в том, что оплодотворению подвергается не только зачаток семени, но и зачаток сборника питательных веществ – эндосперма. Видимо, этот процесс также дал цветковым эволюционное преимущество, так как он помогает экономии живого материала. Если не происходит оплодотворения зародыша, то и эндосперм, не будучи оплодотворенным, не развивается, и таким образом питательные вещества не пропадают впустую.
Интересно, что первыми покрытосеменными растениями, судя по всему, были деревья. Известно, что среди наиболее примитивных групп покрытосеменных древесные формы решительно преобладают. А вот среди высших групп цветковых, особенно среди однодольных, фактически нет настоящих древесных растений. Вывод о первичности древесных форм среди цветковых подтверждается многочисленными сравнительно-морфологическими и анатомическими исследованиями. А образование травянистых жизненных форм произошло благодаря явлению, которое называют неотенией (приобретение организмом способности к размножению на ранней, «невзрослой» стадии развития), и сильному сокращению всего жизненного цикла в результате. К этому выводу приводит, например, сравнение строения побегов трав с годовалыми побегами древесных растений – они очень похожи. В итоге многочисленные травы заполнили самые разные экологические ниши, имеющиеся как в лесах, так и в других природных зонах.
Эволюция сделала очередной виток, вновь образовав древесные формы от травянистых.
Вверх по спирали
Наконец, последнее интереснейшее эволюционное событие являет нам подтверждение той мысли, что все развитие происходит по спирали. Мы уже говорили о том, как от недревесных растительных форм (примитивных споровых растений типа куксонии и др.) при переходе к наземному образу жизни произошли деревья. Затем эволюция вновь вернулась к недревесным формам растений, но уже в виде несравненно более эволюционно продвинутых цветковых. И вот эволюция сделала очередной виток, на сей раз вновь образовав древесные формы от травянистых.
В некоторых эволюционных линиях растений вторично возникает древесная жизненная форма. Точнее, правильно говорить о древовидной форме, потому что процесс образования древесины здесь происходит совершенно иначе, чем у большинства деревьев. Таково, например, происхождение древовидных форм в семействе маревых, к которому относится саксаул. И уж совсем отличный способ возникновения древовидных форм имеется у однодольных растений – агавы, драцены, бамбуков и пальм. Эти деревья и кустарники, судя по всему, являются наиболее эволюционно молодой группой древесных растений.
Эвалюция высших растений
Как дальше пойдет эволюция, произойдет ли очередной виток, изобретет ли природа еще более совершенные формы и явления? Мы имеем шанс это узнать, только если сохраним все разнообразие ныне живущих форм. Иначе эволюция может прерваться «на полуслове»…
givoyles.ru
Эволюция форм растений | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
В простейшем случае тело растений имеет форму шара, например одноклеточные бактерии — кокки, многие водоросли — хроококки, хлорококки и многие другие (рис. 6, 1).
Необходимость увеличения поверхности соприкосновения с внешней средой привела к выработке у растений форм, обладающих большой поверхностью (при одинаковом объеме). Появляются цилиндрические, палочковидные, нитчатые и т. п. формы, которые мы встречаем у ныне живущих низших растений — водорослей, грибов, бактерий, сохраняющих еще одноклеточное строение. Такие одноклеточные формы иногда очень сложно устроены. Особенно интересна в этом отношении морская водоросль каулерпа (Caulerpa) (рис. 6, 3). Она достигает 60 см длины и имеет стелющийся «стебелек», растущий одним концом и постепенно отмирающий на противоположном конце (явление полярности). Вниз от стебля отходят пучки «корешков», которыми растение прикрепляется к морскому дну. На верхней стороне стебель производит пластинчатые выросты, напоминающие листья. Перед нами растение, как бы расчлененное, наподобие сухопутных, на корень, стебель и листья. Рассматривая в микроскоп, обнаружим внутри тела каулерпы наличие одной полости, протягивающейся через все тело растения. Таким образом, Caulerpa — одноклеточное или, вернее, неклеточное растение. Однако дальнейшего развития подобные формы не получили.
Увеличение поверхности может быть достигнуто и другим путем: при делении вновь образующиеся особи могут оставаться соединенными. При сохранении индивидуальных особенностей — в форме, строении, функциях — такие скопления клеток образовали так называемые колонии. Вероятно, образование колониальных организмов имело место еще на очень ранних ступенях развития растительного мира. Среди ныне живущих растений такие колониальные организмы известны у водорослей — Pleurococcus, Gonium (рис. 6, 4) и др.
Рис. 6. Развитие формы у растений: 1. Одноклеточная водоросль хлорококк. 2. Водоросль Botrydium. 3. Водоросль Caulerpa (неклеточное строение). 4. Колониальная водоросль Gonium. 5. Колониальная водоросль Volvox с разделением функций между клетками; а — клетки, служащие для размножения |
Дальнейшее усложнение колониальных организмов выражается в появлении разделения функций между клетками, составляющими колонию. Примером таких более сложных колониальных форм может служить вольвокс (Volvox, рис. 6, 5), шаровидная колония которого состоит из 70—75 тысяч клеток. Из этого огромного числа клеток размножение осуществляют несколько клеток, которые обнаруживают ряд специальных приспособлений, обеспечивающих оплодотворение и поддержание жизни вида.
Однако и этот путь развития формы не получил широкого распространения. Volvox является наиболее сложной формой этого типа.
С появлением полярности остающиеся после деления соединенными клетки могли дать начало нитчатым формам.
Первоначально все клетки такой нити были равноправны. В дальнейшем развитии нижняя клетка, служащая для прикрепления нити к субстрату, вытягивается и приобретает форму, отличную от остальных клеток нити (так называемая ризоидальная клетка). Такую форму имеет, например, зеленая водоросль Ulothrix (рис. 7, 1) и многие другие. Затем появилась дифференцировка клеток на вегетативные и на клетки, служащие для размножения.
Благодаря делению клеток организма нитчатой структуры в двух направлениях (плоскостях) могли появляться пластинчатые формы, например ульва (Ulva) — из зеленых водорослей (рис. 7, 2).
Вследствие переплетения нитей, срастания их по продольной оси могли образоваться сложные многослойные тела. Так образуются, например, тела многих современных грибов, лишайников, водорослей.
Рис. 7. Развитие формы у растений: 1. Нитчатая водоросль Ulothrix с ризоидальной бесцветной клеткой (а). 2. Пластинчатая водоросль Ulva. 3. Разрез пластинки. 4. Таллом Marchantia polymorpha |
При делении клеток в трех различных направлениях могли образоваться пластинчатые многослойные формы, характерные для многих водорослей, грибов и некоторых простейших высших сухопутных растений, например Marchantia и другие печеночники (рис. 7, 4).
Тело их, не расчлененное на стебель и листья, называется слоевищем, талломом.
В дальнейшей эволюции, протекавшей в условиях главным образом воздушной, сухопутной среды, из таких распластанных на поверхности почвы талломов образовались листостебельные формы. Вертикально стоящий стебель, несущий листья — плоские пластинчатые образования, наилучшим образом поглощает свет и улавливает углекислый газ воздуха. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В воздушной среде наиболее резко ощущается недостаток влаги, которая доставляется растению лишь нижней частью его из почвы, а не воспринимается всей поверхностью тела, как это было в водной среде. Это дало толчок к развитию корней. Первоначально тонкие нити — выросты клеток (ризоиды) — выполняли эту функцию. По мере увеличения размеров тела растения образовались корни.
Наконец, дифференцировка внутреннего строения нашла выражение в сложных проводящих системах, характеризующих листостебельное растение.
Длительный и сложный процесс формообразования в растительном мире, приведший к образованию высокоорганизованных, сильно расчлененных листостебельных растений с их совершенными системами проводящих тканей (ксилема, флоэма и т. д.), протекал в тесной связи с жизненной обстановкой. Особенно важным этапом в развитии растительных форм является переход растений от первоначальной — водной — среды обитания к наземному, сухопутному существованию. Растения коренным образом перестроились во внешнем и внутреннем строении. Чрезвычайно большое разнообразие местообитаний (горы, равнины, влажные, сухие местообитания, холодные, жаркие области земной поверхности и т. д.) в наземных условиях привело к образованию всего того неисчислимого количества растительных форм — от пигмеев растительного мира, величиной в несколько миллиметров, до великанов растительного мира — эвкалиптов, секвой и других мощных деревьев, достигающих высоты 150 м и более.
На этой странице материал по темам:Баланс энергии в биосфере
worldofschool.ru
Эволюция. Растения (13-01-06) | Сложно представить себе жизнь на нашей планете без растительного мира! Растения служат животным пищей и убежищами, врагами и покровителями. В процессе эволюции растения "изобретают" для защиты… — Правильные игры, (формат: Твердая бумажная, 480 стр.) Подробнее... | 2016 | 1047 | бумажная книга | |
Настольная игра "Эволюция. Растения" | «Эволюция. Растения» — третье дополнение к научно-популярной игре «Эволюция». В состав дополнения входит 36 карт растений и 36 карт свойств растений и животных, а также 40 жетонов.«Растения»… — (формат: 60x90/16, 236 стр.) Подробнее... | 809 | бумажная книга | ||
Настольная игра "Эволюция. Растения" (дополнение) | «Эволюция. Растения» — третье дополнение к научно-популярной игре «Эволюция». В состав дополнения входит 36 карт растений и 36 карт свойств растений и животных, а также 40 жетонов.«Растения»… — (формат: 60x90/16, 236 стр.) Подробнее... | 667 | бумажная книга | ||
Клегг Брайан, Бэтти Ник, Грут Изабель де | Эволюция за 30 секунд | Приспособься или умри - это самый известный закон природы. Но как же эволюция происходит на самом деле? Она слишком медленна, чтобы ее можно было увидеть невооруженным взглядом, но эволюция… — Рипол-Классик, (формат: 70х100/16, 160 стр.) Узнать за 30 секунд Подробнее... | 2017 | 839 | бумажная книга |
Бэтти Н.,ред. | Эволюция за 30 секунд | Приспособься или умри - это самый известный закон природы. Но как же эволюция происходит на самом деле? Она слишком медленна, чтобы ее можно было увидеть невооруженным взглядом, но эволюция… — Рипол Классик, (формат: 180х230, 160 стр.) узнать за 30 секунд Подробнее... | 2017 | 663 | бумажная книга |
Бэтти Н., Клегг Б., Феллоу М. и др. | Эволюция за 30 секунд | Приспособься или умри - это самый известный закон природы. Но как же эволюция происходит на самом деле? Она слишком медленна, чтобы ее можно было увидеть невооруженным взглядом, но эволюция… — РИПОЛ классик, (формат: Твердая бумажная, 160 стр.) Подробнее... | 2017 | 861 | бумажная книга |
Клегг Брайан, Бэтти Ник, Грут Изабель де | Эволюция за 30 секунд | Приспособься или умри - это самый известный закон природы. Но как же эволюция происходит на самом деле? Она слишком медленна, чтобы ее можно было увидеть невооруженным взглядом, но эволюция… — Рипол-Классик, (формат: Твердая бумажная, 480 стр.) Узнать за 30 секунд Подробнее... | 2017 | 566 | бумажная книга |
Хослер Дж. | Эволюция. История жизни на Земле. Краткий курс в комиксах | Жизнь на Земле зародилась около трех с половиной миллиардов лет назад, сначала в простейших своих формах. Когда появились первые растения, первые рыбы, первые млекопитающие? С помощью чего им удалось… — Иностранка / КоЛибри, (формат: 60x90/16, 236 стр.) Графический non-fiction Подробнее... | 2017 | 259 | бумажная книга |
Хослер Дж. | Эволюция. История жизни на Земле. Краткий курс в комиксах | Жизнь на Земле зародилась около трех с половиной миллиардов лет назад, сначала в простейших своих формах. Когда появились первые растения, первые рыбы, первые млекопитающие? С помощью чего им удалось… — КоЛибри, (формат: Мягкая глянцевая, 160 стр.) Подробнее... | 2017 | 271 | бумажная книга |
Дж. Хослер | Эволюция. История жизни на Земле: краткий курс в комиксах | Жизнь на Земле зародилась около трех с половиной миллиардов лет назад, сначала в простейших своих формах. Когда появились первые растения, первые рыбы, первые млекопитающие? С помощью чего им удалось… — КоЛибри, (формат: Мягкая глянцевая, 160 стр.) Подробнее... | 2017 | 120 | бумажная книга |
Хослер Д. | Эволюция. История жизни на Земле. Краткий курс в комиксах | Жизнь на Земле зародилась около трех с половиной миллиардов лет назад, сначала в простейших своих формах. Когда появились первые растения, первые рыбы, первые млекопитающие? С помощью чего им удалось… — КоЛибри, (формат: 70х100/16, 160 стр.) графический non-fiction Подробнее... | 2017 | 280 | бумажная книга |
П. А. Коржуев | Эволюция, гравитация, невесомость | Освоение космоса ставит перед биологами труднейшую проблему — изучение невесомости. Межпланетные полеты будут проходить в условиях, где практически отсутствуетгравитационное поле, т. е. человек и… — Наука, (формат: 84x108/32, 152 стр.) Подробнее... | 1971 | 80 | бумажная книга |
К. М. Завадский, Э. И. Колчинский | Эволюция эволюции | В книге ставится вопрос о необходимости пересмотра положения о неизменности в процессе эволюции самих ее факторов и причин, которое является одним из основных в современной эволюционной теории… — Наука, (формат: 60x90/16, 236 стр.) Подробнее... | 1977 | 420 | бумажная книга |
В. Л. Витковский | Плодовые растения мира | В книге рассмотрено современное состояние генетических ресурсов 80 наиболее значимых и перспективных сочно- и твердоплодных плодовых, ягодных, орехоплодных, субтропических и тропических растений… — Лань, (формат: 70x100/16, 592 стр.) Учебники для вузов. Специальная литература Подробнее... | 2003 | 547 | бумажная книга |
Лэйн Н. | Вопрос жизни. Энергия, эволюция и происхождение сложности | Миллиарды лет назад, в гадейский период, наша планета жила обычной для сравнительно недавно появившегося небесного тела жизнью. Это был относительно спокойный водный мир с редкими островами, а не… — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 480 стр.) Подробнее... | 2018 | 704 | бумажная книга |
dic.academic.ru