Элементы географии растений. 28.Основы географии растений. Виды ареалов, элементы флоры

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

28.Основы географии растений. Виды ареалов, элементы флоры. Элементы географии растений


28.Основы географии растений. Виды ареалов, элементы флоры

География растений изучает раститель­ный покров земного шара и устанавливает закономерности распре­деления типов растительности и растительных сообществ по геогра­фическим зонам. С географией растений тесно связана флористика, главная задача которой - составление списков всех видов, обитающих на определенной территории. Геоботаника (распространение и размещение на Земле различных растительных сообществ) тесно связан с фитоценологией. Каждый вид растения распространен на определенной, большой или малой, территории, которая носит название ареал вида. Также можно говорить об ареале рода, семейства и т. д. Различают следую­щие типы ареалов: сплошные, разъединенные, ленточные. Флорой называется исторически сложившаяся совокупность ви­дов растений, произрастающих на какой-либо территории. Расти­тельность, или растительный покров — это совокупность раститель­ных сообществ, произрастающих на определенной территории. Ландшафт, или пейзаж — общий вид местности с характерной расти­тельностью, рельефом, почвой и др. признаками.

24.Половое размножение растений, цикл воспроизведения+

Это наиболее совершенный способ размножения растений. Сущ­ность полового размножения заключается в слиянии, или копуляции, женской и мужской гаплоидных половых клеток — гамет с образова­нием диплоидной зиготы, дающей начало новому организму. Проис­ходит соединение наследственных особенностей материнской и от­цовской особей, вследствие чего потомство сочетает в себе признаки и свойства двух родительских форм. Такое потомство получается бо­лее разнообразным, жизнеспособным и лучше приспосабливается к различным условиям. У растений и грибов существует несколько типов полового про­цесса изогамия, гетерогамия, оогамия, гаметангиогамия, зигогамия, соматогамия. При изогамии (водорослей и грибов) происходит соединение двух подвижных одинаковых гамет. При гетерогамии (зеленым и бурым водорослям) сливаются две подвижные, но различные гаметы: женская — крупная, мужская — более мелкая. Оогамия — (низшие и высшие).Половые клетки образуются и развиваются в специальных органах — гаметангиях Женская гамега — яйцеклетка — крупная, неподвижная, которая развива­ется в оогониях или архегониях. Мужские гаметы многочисленные, очень мелкие, развиваются в антеридиях, подэазделяются на подвижные сперматозоиды (у низших, высших споровых) и неподвижные спермии (у цветковых). Сформировавшаяся после оплодотворения зигота может находить­ся определенное время в стадии покоя, может сразу прорастать в новую особь или образовывать зооспоры, прорастающие в новые особи. Цикл воспроизведения – это отрезок жизни всегда ограниченный 2мя этапами. У каждого растения полный жизненный цикл развития возможен только при наличии бесполого и полового способов размножения Особь, образующая органы полового размножения с половыми клетками — гаметами, называется половым поколением, или гаметофитом. Особь, пи которой образуются органы бесполого размножения со спорами, - бесполым поколением, или спорофитом. Одновременно с чередованием поколений в цикле развития про­исходит смена ядерных фаз. Она заключается в следующем. Споры имеют гаплоидный набор хромосом, так как образуются в споранги­ях спорофитов из спорогенной ткани в результате редукционного де­ления. Из споры развивается гаплоидный гаметофит, на котором фор­мируются гаплоидные гаметы. При их слиянии на гаметофите образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Гаплоидная фаза ядра сменилась диплоидной фазой. Из зиготы развивается диплоид­ный спорофит. Затем при образовании спор число хромосом снова уменьшается вдвое и т. д. Имея различное число хромосом, гамето­фит и спорофит различаются внешне.

studfiles.net

28.Основы географии растений. Виды ареалов, элементы флоры

География растений изучает раститель­ный покров земного шара и устанавливает закономерности распре­деления типов растительности и растительных сообществ по геогра­фическим зонам. С географией растений тесно связана флористика, главная задача которой - составление списков всех видов, обитающих на определенной территории. Геоботаника (распространение и размещение на Земле различных растительных сообществ) тесно связан с фитоценологией. Каждый вид растения распространен на определенной, большой или малой, территории, которая носит название ареал вида. Также можно говорить об ареале рода, семейства и т. д. Различают следую­щие типы ареалов: сплошные, разъединенные, ленточные. Флорой называется исторически сложившаяся совокупность ви­дов растений, произрастающих на какой-либо территории. Расти­тельность, или растительный покров — это совокупность раститель­ных сообществ, произрастающих на определенной территории. Ландшафт, или пейзаж — общий вид местности с характерной расти­тельностью, рельефом, почвой и др. признаками.

24.Половое размножение растений, цикл воспроизведения+

Это наиболее совершенный способ размножения растений. Сущ­ность полового размножения заключается в слиянии, или копуляции, женской и мужской гаплоидных половых клеток — гамет с образова­нием диплоидной зиготы, дающей начало новому организму. Проис­ходит соединение наследственных особенностей материнской и от­цовской особей, вследствие чего потомство сочетает в себе признаки и свойства двух родительских форм. Такое потомство получается бо­лее разнообразным, жизнеспособным и лучше приспосабливается к различным условиям. У растений и грибов существует несколько типов полового про­цесса изогамия, гетерогамия, оогамия, гаметангиогамия, зигогамия, соматогамия. При изогамии (водорослей и грибов) происходит соединение двух подвижных одинаковых гамет. При гетерогамии (зеленым и бурым водорослям) сливаются две подвижные, но различные гаметы: женская — крупная, мужская — более мелкая. Оогамия — (низшие и высшие).Половые клетки образуются и развиваются в специальных органах — гаметангиях Женская гамега — яйцеклетка — крупная, неподвижная, которая развива­ется в оогониях или архегониях. Мужские гаметы многочисленные, очень мелкие, развиваются в антеридиях, подэазделяются на подвижные сперматозоиды (у низших, высших споровых) и неподвижные спермии (у цветковых). Сформировавшаяся после оплодотворения зигота может находить­ся определенное время в стадии покоя, может сразу прорастать в новую особь или образовывать зооспоры, прорастающие в новые особи. Цикл воспроизведения – это отрезок жизни всегда ограниченный 2мя этапами. У каждого растения полный жизненный цикл развития возможен только при наличии бесполого и полового способов размножения Особь, образующая органы полового размножения с половыми клетками — гаметами, называется половым поколением, или гаметофитом. Особь, пи которой образуются органы бесполого размножения со спорами, - бесполым поколением, или спорофитом. Одновременно с чередованием поколений в цикле развития про­исходит смена ядерных фаз. Она заключается в следующем. Споры имеют гаплоидный набор хромосом, так как образуются в споранги­ях спорофитов из спорогенной ткани в результате редукционного де­ления. Из споры развивается гаплоидный гаметофит, на котором фор­мируются гаплоидные гаметы. При их слиянии на гаметофите образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Гаплоидная фаза ядра сменилась диплоидной фазой. Из зиготы развивается диплоид­ный спорофит. Затем при образовании спор число хромосом снова уменьшается вдвое и т. д. Имея различное число хромосом, гамето­фит и спорофит различаются внешне.

studfiles.net

Элементы экологии и географии растений.

Экология растений.

При изучении данного раздела студент должен получить ясное представление о задачах и методах экологии как науки о взаимосвязях растений со средой обитания. Средой обитания называют совокупность всех условий, оказывающих влияние на растения и растительные сообщества. Среда оказывает формирующее воздействие на растения, образуя жизненные формы. Жизненная форма — это результат длительного приспособления растений к местным условиям существования, выраженный в его внешнем виде. Если объектом изучения систематики является вид, то экологии — жизненные формы. Связь экологии с другими науками. Роль русских ученых в развитии науки. Прямо- и косвеннодействующие факторы, их взаимодействие. Местонахождение и местообитание. Классификация факторов.

Свет. Следует обратить внимание на исключительно важное значение света. Без света невозможна жизнь зеленых растений, а без зеленых растений — жизнь человека и животных. Экологические группы растений по отношению к свету; световые, теневыносливые, теневые; их относительность. Анатомо-морфологические различия растений, произрастающих в разных условиях освещения.

Влияние света на прорастание семян, рост и репродукцию. Зависимость транспирации, фотосинтеза от света.

Воздух. Газовый состав воздуха. Экологическое значение кислорода и углекислого газа.

Движение воздуха (ветер), экологическое значение ветра— прямое и косвенное. Ветровая эрозия, ветровое иссушение, влияние на морфологию и на рост растений. Роль ветра в распространении растений.

Вода. При изучении данного вопроса необходимо прежде всего понять роль воды в жизни растений (фотосинтез, транспирация).

Экологические группы растений по отношению к воде: ги.датофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, склерофиты и суккуленты. Анатомо-морфологические особенности этих растений. Понятие о физической и физиологической сухости. Ксероморфоз болотных растений.

Роль воды в опылении, оплодотворении и распространении растений.

Тепло. Физиологическое значение тепла. Влияние на растения низких и высоких температур. Кардинальные точки. Морозостойкость и зимостойкость.

Влияние температур на границы распространения расте.ний. Совокупность влияния температуры, влажности и света на распределения растений и растительности по зонам.

Понятие о продуктивности растительных сообществ. Связь продуктивности с условиями освещения, температуры и увлажнения.

Эдафические (почвенные) условия. Взаимоотношения растений и почвы проявляются на фоне общих климатических условий. Физические условия почвы. Значение рН как показателя плодородия почвы. Макро- и микроэлементы. Значение фосфора, калия и азота.

Растительные и животные организмы почвы. Роль дождевых червей и крупных землероющих животных.

Орографические условия. Орографические условия играют огромную роль при расчленении растительного покрова. Сюда относятся высота над уровнем моря, рельеф местности, угол наклона и экспозиция склонов.

Биотические факторы. При изучении данной темы надо обратить внимание на следующее:

Зоогенные факторы. Почвенные животные и их значение для растений. Влияние животных на надземные части растений. Энтомофилия. Зоохория. Влияние выпаса на травостой. Роль животных в распространении семян и плодов.

Фитогенные факторы. Основные способы взаимовлияния растений. Паразитизм и полупаразитизм. Симбиоз, симбиомикотрофия, бактериотрофия. Растения эпифиты, лианы.

Антропогенные факторы. Бессознательное и сознательное влияние человека на растения и растительный покров. Последствия влияния человека на обогащение флоры, изменение границ ареалов, уничтожение видов. Изменения условий местообитания в результате хозяйственной деятельности.

Исторические факторы. Необходимо иметь представление о роли исторического прошлого на современное, распространение растений.

Совместное влияние экологических факторов. Студент должен иметь четкое представление о взаимодействии всех факторов, только совокупностью всех физических, исторических, биотических условий можно объяснить современное распределение растительности и состав конкретных флор.

Вопросы для самопроверки

  1. Экология растений как наука, ее задачи и методы.

  2. Классификация экологических факторов. Прямые и косвенные факторы.

  3. Что такое жизненная форма? Основные типы жизненных форм растений.

  4. Воздух как экологический фактор. Газовый состав и физические свойства воздуха.

  5. Значение света в жизни растений. Светолюбивые, теневыносливые и теневые растения, их анатомо-морфологические особенности.

  6. Тепло как экологический фактор. Группы растений по отношению к этому фактору. Оптимальные и экстремальные температурные условия развития растений.

  7. Какова роль воды в жизни растений?

  8. Экологические группы растений по отношению к воде.

  9. Почва как экологический фактор. Физико-химические и зонально-климатические свойства почвы. Растения-индикаторы.

  1. Каково влияние рельефа на распределение климатических факторов?

  2. Что такое фенология? Практическое значение фенологических наблюдений.

  3. Влияние животных на жизнь растений. Приведите примеры.

  4. Влияние растений друг на друга (положительное и отрицательное). Приведите примеры.

  5. Воздействие человека на растительный покров.

15. Совокупное влияния экологических факторов на распределение растений.

studfiles.net

География растений План: Предмет географии растений

План:

  • Предмет географии растений

  • Учение об ареалах – хорология. Методика составления карт. Величина ареалов. Понятие о космополитах и эндемиках

  • Формирование ареалов

  • Учение о флорах. Основные направления изучения флор. Географические элементы флоры Росии

  • Флористическое районирование Земного шара

География растений

  • Изучает закономерности распространения растений по поверхности Земли.

  • Разделы:

  • Хорология (от греч. «хорос» пространство) – учение об ареалах

  • Флористика – учение о флорах

  • Историческая география растений – изучает развитие и распространение флор прошлых геологических эпох.

  • Главнейшими понятиями географии растений являются : флора, ареал, местонахождение.

Хорология – учение об ареалах

  • Ареал – (от лат «ареа»- площадь, пространство) – часть земной поверхности, в пределах которой встречается вид.

  • Местонахождение – конкретный пункт (географическая точка), где найдено растение изучаемого вида

Виды карт

  • Ареал таксона определяют путем нанесения на карту известных местонахождений растений. Карты с нанесенными на них точками – местонахождениями называют точечными картами

Точечно-контурная карта

Контурно- штриховая карта

Космополиты

  • Растения, встречающиеся на всех континентах (в основном водные растения)

Космополиты

Ареал Орляка обыкновенного

Эврихоры и Стенохоры

  • Эврихоры – широко распространенные виды

  • Все космополиты являются эврихорами, но не все эврихоры – космополиты

  • В природе преобладают мезохоры и стенохоры

Pinus eldarica Сосна эльдарская

  • Встречается на Кавказе на площади 400 га

Сосна Станкевича

  • Встречается только в Крыму: г.Судак и мыс Айя

Тау-сагыз Scorzonera tau-saghyz

  • Содержит до 30% каучука

  • Каратау, Гиссарский и Туркестанский хребты

Эндемики

  • Растения встречающиеся только в одном месте земного шара

  • Палеоэндемики (реликты) – древние виды (Причина эндемизма – вымирание)

  • Неоэндемики – молодые, недавно возникшие виды

  • Эндемизм зависит от древности территории

  • Новая Зеландия

  • Мадагаскар

  • Галапагосские

  • Канарские

  • Здесь сохранились многочисленные древние виды, а также возникли новые

Горные страны богаты эндемиками благодаря разнообразию условий

Формирование ареалов

  • Формирование ареала – это расселение вида по территории

  • Любые части растений, которые могут служить для размножения и расселения называют диаспорами

Распад вида на расы

Тюльпан Шренка

Центры ареалов

  • Геометрический

  • Центр возникновения

  • Центр обилия

  • Геометрический центр и центр возникновения совпадают у молодых видов

  • У древних видов ареал за время существования вида может сильно измениться. Центр возникновения древних видов определяют по степени концентрации таксонов (в местах давнего существования вида сосредоточено наибольшее количество таксонов)

Вороний глаз Paris

Армерия (сем.Свинчатковые)

Викарирующие виды (замещающие)

  • Близкие виды, занимающие одну экологическую нишу на разных территориях

Типы ареалов

  • Сплошные – представляют собой одну целостную площадь обитания вида

  • Несплошные (разорванные, дизъюнктивные) – состоят из нескольких изолированных частей - дизъюнкций

Ареал Сосны обыкновенной

Типы сплошных ареалов

  • Меридиональные

  • Циркумполярные – охватывают кольцом северную полярную окраину суши

  • Лучистые

  • Ленточные виды, произрастающие в поймах рек (Подбел)

Petasites spurius  (семейство Asteraceae) Белокопытник ложный

  • Растет в поймах рек по песчаным наносам (ленточный ареал)

Дизъюнктивные ареалы

Причины возникновения дизъюнкций

  • Вымирание вида на части ареала в результате изменения климата

  • Миграция растений на новые территории и отмирание в пределах прежнего ареала (Альпийская флора)

  • Разъединение континентов

  • Скачкообразное расселение растений (споровые)

  • Деятельность человека

Образование дизъюнкций в результате деятельности человека

Учение о флорах

  • 1)Выявление видового состава – инвентаризация

  • Индонезия – 35 тыс.видов

  • Вьетнам – 10 тыс.видов

  • СССР – 20тыс. видов

  • Гренландия – 460 видов

  • Наиболее богаты видами тропики

  • Равнинные флоры менее богаты, чем горные, что связано с выравненностью условий

Направления изучения флоры

  • 2) Систематический анализ – составление флористических спектров

  • Выделяют 10 наиболее богатых видами семейств и располагают их в порядке убывания числа видов

Флористические спектры

  • Умеренный пояс

  • Сложноцветные

  • Злаки

  • Осоковые

  • Розоцветные

  • крестоцветные

Направления изучения флоры

  • 3) Ботанико-географический анализ – выявление основных составляющих элементов

  • Географические элементы – виды, у которых совпадает современный ареал

Географические элементы флоры бывшего СССР

  • Арктический

  • Бореальный

  • Среднеевропейский

  • Атлантический

  • Понтический

  • Средиземноморский

  • Центральноазиатский

  • Туранский

  • Манчжурский

Арктический элемент флоры

  • Группа видов, ареалы которых находятся на Крайнем Севере в зоне материковых тундр.

Бореальный элемент

  • Группа видов, с ареалами в северной части лесной зоны, в области хвойных лесов (ель, сосна и др)

  • Делится на евробореальный, сиббореальный и др.

Среднеевропейский

  • Группа видов, основная часть ареалов находится в Средней Европе, заходя восточными частями на территорию СНГ, доходя до Урала: дуб, клен остролистный, ясень, граб, бук, копытень, медуница)

Атлантический элемент

  • Группа видов, обитающих на территории атлантических прибрежных частях Европы. Встречается в западных районах Европейской части СССР

Понтический элемент

  • Группа видов Южно-русских степей: горицвет, чистец, коровяк фиолетовый, ракитник русский, вишня степная.

Средиземноморский элемент

  • Группа видов, распространенных в сухих областях, окружающих Средиземное море. У нас: Крым, Кавказ, Прикаспий. Это деревья в вечнозелеными кожистыми листьями и сухолюбивые травы.

Туранский элемент

  • Группа видов, обитающих в пустынях Средней Азии (пустынные полыни)

Маньчжурский элемент

  • Группа видов, имеющих основную часть ареала в Маньчжурии. У нас : южные области Дальнего Востока

Маньчжурский элемент

Генетический анализ

  • Автохтонные – виды, возникшие на данной территории

  • Аллохтонные – виды, привнесенные с других территорий

Направления изучения флоры

  • 4) выяснение возраста элементов флоры – осуществляется путем стадиального анализа

  • Задача –выявление реликтовых элементов флоры

  • Реликты –древние виды, входящие в сотав ныне существующей флоры, но являющиеся остатками флор прошлых геологических эпох

Реликты

Флора

  • Флора – это исторически сложившийся флористический комплекс, включающий элементы разного возраста, разного происхождения и отличающийся от других флор своим систематическим составом

  • Значение изучения флор:

  • Для сельского хозяйства

  • Для рационального использования растительных ресурсов

  • Для охраны окружающей среды

Флористическое районирование Земного шара

  • На основе сходства и различия систематического состава

  • Большой вклад внес А.Л.Тахтаджан

  • Всю поверхность Земли делят на серию взаимоподчиненных областей – фитохорионов:

  • Царства → области → провинции → округа

  • При определении границ важную роль играет выявление географических и генетических элементов флоры.

  • Учитывается эндемизм:

  • Области имеют очень высокий родовой эндемизм

  • Во флорах провинций и округов должны быть эндемичные виды

Флористическое районирование Земного шара

stom.tilimen.org

Элементы экологии и географии растений.

Экология растений.

При изучении данного раздела студент должен получить ясное представление о задачах и методах экологии как науки о взаимосвязях растений со средой обитания. Средой обитания называют совокупность всех условий, оказывающих влияние на растения и растительные сообщества. Среда оказывает формирующее воздействие на растения, образуя жизненные формы. Жизненная форма — это результат длительного приспособления растений к местным условиям существования, выраженный в его внешнем виде. Если объектом изучения систематики является вид, то экологии — жизненные формы. Связь экологии с другими науками. Роль русских ученых в развитии науки. Прямо- и косвеннодействующие факторы, их взаимодействие. Местонахождение и местообитание. Классификация факторов.

Свет. Следует обратить внимание на исключительно важное значение света. Без света невозможна жизнь зеленых растений, а без зеленых растений — жизнь человека и животных. Экологические группы растений по отношению к свету; световые, теневыносливые, теневые; их относительность. Анатомо-морфологические различия растений, произрастающих в разных условиях освещения.

Влияние света на прорастание семян, рост и репродукцию. Зависимость транспирации, фотосинтеза от света.

Воздух. Газовый состав воздуха. Экологическое значение кислорода и углекислого газа.

Движение воздуха (ветер), экологическое значение ветра— прямое и косвенное. Ветровая эрозия, ветровое иссушение, влияние на морфологию и на рост растений. Роль ветра в распространении растений.

Вода. При изучении данного вопроса необходимо прежде всего понять роль воды в жизни растений (фотосинтез, транспирация).

Экологические группы растений по отношению к воде: ги.датофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, склерофиты и суккуленты. Анатомо-морфологические особенности этих растений. Понятие о физической и физиологической сухости. Ксероморфоз болотных растений.

Роль воды в опылении, оплодотворении и распространении растений.

Тепло. Физиологическое значение тепла. Влияние на растения низких и высоких температур. Кардинальные точки. Морозостойкость и зимостойкость.

Влияние температур на границы распространения расте.ний. Совокупность влияния температуры, влажности и света на распределения растений и растительности по зонам.

Понятие о продуктивности растительных сообществ. Связь продуктивности с условиями освещения, температуры и увлажнения.

Эдафические (почвенные) условия. Взаимоотношения растений и почвы проявляются на фоне общих климатических условий. Физические условия почвы. Значение рН как показателя плодородия почвы. Макро- и микроэлементы. Значение фосфора, калия и азота.

Растительные и животные организмы почвы. Роль дождевых червей и крупных землероющих животных.

Орографические условия. Орографические условия играют огромную роль при расчленении растительного покрова. Сюда относятся высота над уровнем моря, рельеф местности, угол наклона и экспозиция склонов.

Биотические факторы. При изучении данной темы надо обратить внимание на следующее:

Зоогенные факторы. Почвенные животные и их значение для растений. Влияние животных на надземные части растений. Энтомофилия. Зоохория. Влияние выпаса на травостой. Роль животных в распространении семян и плодов.

Фитогенные факторы. Основные способы взаимовлияния растений. Паразитизм и полупаразитизм. Симбиоз, симбиомикотрофия, бактериотрофия. Растения эпифиты, лианы.

Антропогенные факторы. Бессознательное и сознательное влияние человека на растения и растительный покров. Последствия влияния человека на обогащение флоры, изменение границ ареалов, уничтожение видов. Изменения условий местообитания в результате хозяйственной деятельности.

Исторические факторы. Необходимо иметь представление о роли исторического прошлого на современное, распространение растений.

Совместное влияние экологических факторов. Студент должен иметь четкое представление о взаимодействии всех факторов, только совокупностью всех физических, исторических, биотических условий можно объяснить современное распределение растительности и состав конкретных флор.

Вопросы для самопроверки

  1. Экология растений как наука, ее задачи и методы.

  2. Классификация экологических факторов. Прямые и косвенные факторы.

  3. Что такое жизненная форма? Основные типы жизненных форм растений.

  4. Воздух как экологический фактор. Газовый состав и физические свойства воздуха.

  5. Значение света в жизни растений. Светолюбивые, теневыносливые и теневые растения, их анатомо-морфологические особенности.

  6. Тепло как экологический фактор. Группы растений по отношению к этому фактору. Оптимальные и экстремальные температурные условия развития растений.

  7. Какова роль воды в жизни растений?

  8. Экологические группы растений по отношению к воде.

  9. Почва как экологический фактор. Физико-химические и зонально-климатические свойства почвы. Растения-индикаторы.

  1. Каково влияние рельефа на распределение климатических факторов?

  2. Что такое фенология? Практическое значение фенологических наблюдений.

  3. Влияние животных на жизнь растений. Приведите примеры.

  4. Влияние растений друг на друга (положительное и отрицательное). Приведите примеры.

  5. Воздействие человека на растительный покров.

15. Совокупное влияния экологических факторов на распределение растений.

studfiles.net

Основы ботанической географии — КиберПедия

Общая характеристика ботанической географии как науки. Разделы ботанической географии: флористическая география, геоботаника, экология растений.

Флористическая география

Основные разделы: учение об ареалах (фитохорология), учение о флорах и историческая география. Задачи и методы изучения географического распространения таксонов. Местонахождение. Понятие об ареале. Размеры и типы ареалов. Формирование ареалов. Растения - эндемики и космополиты. Реликты. Явление эндемизма. Понятие о флоре и элементах флоры. Главнейшие элементы флоры России. Флористические области земного шара.

Элементы экологии растений

Задачи и методы экологии растений. Местообитание. Экосистема. Среда обитания организмов. Понятие об экоморфах. Понятие о факторах среды. Факторы среды и популяции. Биотические и абиотические факторы среды. Климатические факторы: свет, тепло, вода, состав воздуха и т.д. Растения - гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (склерофиты и суккуленты).Тепло как экологический фактор. Жаростойкость и морозостойкость. Жизненные формы по Раункиеру. Свет как экологический фактор. Светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения. Почвенные или эдафические факторы, физические свойства и солевой режим почвы. Псаммофиты, галофиты. Биотические факторы - влияние животных и человека. Интродукция и акклиматизация растений.

Элементы геоботаники

Основные понятия: фитоценозы (растительные сообщества), понятие о растительности и растительном покрове. Задачи и методы геоботаники. Разделы геоботаники: фитоценология и география растительности. Фитоценология. Флористический состав фитоценозов, их формирование. Эдификаторы. Понятие о вертикальной и горизонтальной структуре растительных сообществ, наземной и подземной ярусности. Доминанты. Динамика фитоценозов. Сукцессии. Классификация растительности.

География растительности. Широтная зональность и высотная поясность растительности Земли. Основные растительные зоны Земли. Понятие об азональной и интразональной растительности.

Растительность России. Арктическая и тундровая зоны. Типы тундр, приспособления растений тундры. Бореальная зона хвойных лесов. Неморальная зона лиственных лесов. Главные лесообразующие породы, их хозяйственное значение. Степная зона. Зона полупустынь и пустынь. Луга и болота. Сорно - рудеральная растительность. Субтропики. Ценные субтропические культуры.

 

 

Контрольная работа по ботанике №2

Вариант 1

1. Общая характеристика царства грибы. Происхождение грибов, классификация. Строение грибной клетки.

2. Общая характеристика семенных растений. Понятие о семени как о новом образовании, возникшем в процессе эволюции.

3. Семейство маковые. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

4. Семейство крушиновые. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

5. Семейство злаки (мятликовые). Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

6. У двудольных мочковатая корневая система чаще всего встречается

а) при вегетативном размножении,

б) при семенном размножении,

в) всегда,

д) не встречается никогда.

7. У плауновидных корни

а) главный, боковые и придаточные,

б) только придаточные,

в) только главный и боковые.

8. Среди голосеменных вымершими группами являются

а) семенные папоротники, саговники, беннеттиты,

б) беннеттиты, кордаиты, гинкговые,

в) семенные папоротники, беннеттиты, кордаиты.

9. Карпофор у зонтичных это:

а) вильчато разветвленная колонка, на которой подвешены мерикарпии,

б) брюшная сторона мерикарпиев,

в) проводящие пучки на поверхности мерикарпиев.

Контрольная работа по ботанике №2

Вариант 2

1. Отдел настоящие грибы. Особенности строения, способ питания. Типы размножения. Основные классы грибов.

2. Характеристика отдела голосеменные. Их происхождение. Прогрессивные признаки, появившиеся в процессе эволюции.

3. Семейство лютиковые, эволюция цветка в рамках семейства. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

4. Семейство крестоцветные. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

5. Семейство орхидные. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

6. Выберите органы гомологичные побегу

а) корень,

б) луковица,

в) клубень,

г) корнеплод,

д) столон,

е) усы у гороха,

ж) корневище,

з) корнеклубень.

7. Стробил это

а) собрание спорофиллов на оси, отделенной от вегетативной части побега,

б) собрание вегетативных листьев и спорофиллов на оси, отделенной от вегетативной части побега,

в) гаметофит, питающийся за счет спорофита,

г) спороносящая часть побега.

8. Листья хвойных

а) игловидные и чешуевидные,

б) игловидные и уплощенные с дихотомически ветвящимися жилками,

в) только игловидные.

9. Корона (привенчик) у представителей семейства амариллисовые представляют собой:

а) разросшиеся основания тычинок, либо доли околоцветника,

б) разросшиеся основания тычинок,

в) разросшееся цветоложе.

cyberpedia.su

Элементы экологии и географии растений.

Экология растений.

При изучении данного раздела студент должен получить ясное представление о задачах и методах экологии как науки о взаимосвязях растений со средой обитания. Средой обитания называют совокупность всех условий, оказывающих влияние на растения и растительные сообщества. Среда оказывает формирующее воздействие на растения, образуя жизненные формы. Жизненная форма — это результат длительного приспособления растений к местным условиям существования, выраженный в его внешнем виде. Если объектом изучения систематики является вид, то экологии — жизненные формы. Связь экологии с другими науками. Роль русских ученых в развитии науки. Прямо- и косвеннодействующие факторы, их взаимодействие. Местонахождение и местообитание. Классификация факторов.

Свет. Следует обратить внимание на исключительно важное значение света. Без света невозможна жизнь зеленых растений, а без зеленых растений — жизнь человека и животных. Экологические группы растений по отношению к свету; световые, теневыносливые, теневые; их относительность. Анатомо-морфологические различия растений, произрастающих в разных условиях освещения.

Влияние света на прорастание семян, рост и репродукцию. Зависимость транспирации, фотосинтеза от света.

Воздух. Газовый состав воздуха. Экологическое значение кислорода и углекислого газа.

Движение воздуха (ветер), экологическое значение ветра— прямое и косвенное. Ветровая эрозия, ветровое иссушение, влияние на морфологию и на рост растений. Роль ветра в распространении растений.

Вода. При изучении данного вопроса необходимо прежде всего понять роль воды в жизни растений (фотосинтез, транспирация).

Экологические группы растений по отношению к воде: ги.датофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, склерофиты и суккуленты. Анатомо-морфологические особенности этих растений. Понятие о физической и физиологической сухости. Ксероморфоз болотных растений.

Роль воды в опылении, оплодотворении и распространении растений.

Тепло. Физиологическое значение тепла. Влияние на растения низких и высоких температур. Кардинальные точки. Морозостойкость и зимостойкость.

Влияние температур на границы распространения расте.ний. Совокупность влияния температуры, влажности и света на распределения растений и растительности по зонам.

Понятие о продуктивности растительных сообществ. Связь продуктивности с условиями освещения, температуры и увлажнения.

Эдафические (почвенные) условия. Взаимоотношения растений и почвы проявляются на фоне общих климатических условий. Физические условия почвы. Значение рН как показателя плодородия почвы. Макро- и микроэлементы. Значение фосфора, калия и азота.

Растительные и животные организмы почвы. Роль дождевых червей и крупных землероющих животных.

Орографические условия. Орографические условия играют огромную роль при расчленении растительного покрова. Сюда относятся высота над уровнем моря, рельеф местности, угол наклона и экспозиция склонов.

Биотические факторы. При изучении данной темы надо обратить внимание на следующее:

Зоогенные факторы. Почвенные животные и их значение для растений. Влияние животных на надземные части растений. Энтомофилия. Зоохория. Влияние выпаса на травостой. Роль животных в распространении семян и плодов.

Фитогенные факторы. Основные способы взаимовлияния растений. Паразитизм и полупаразитизм. Симбиоз, симбиомикотрофия, бактериотрофия. Растения эпифиты, лианы.

Антропогенные факторы. Бессознательное и сознательное влияние человека на растения и растительный покров. Последствия влияния человека на обогащение флоры, изменение границ ареалов, уничтожение видов. Изменения условий местообитания в результате хозяйственной деятельности.

Исторические факторы. Необходимо иметь представление о роли исторического прошлого на современное, распространение растений.

Совместное влияние экологических факторов. Студент должен иметь четкое представление о взаимодействии всех факторов, только совокупностью всех физических, исторических, биотических условий можно объяснить современное распределение растительности и состав конкретных флор.

Вопросы для самопроверки

  1. Экология растений как наука, ее задачи и методы.

  2. Классификация экологических факторов. Прямые и косвенные факторы.

  3. Что такое жизненная форма? Основные типы жизненных форм растений.

  4. Воздух как экологический фактор. Газовый состав и физические свойства воздуха.

  5. Значение света в жизни растений. Светолюбивые, теневыносливые и теневые растения, их анатомо-морфологические особенности.

  6. Тепло как экологический фактор. Группы растений по отношению к этому фактору. Оптимальные и экстремальные температурные условия развития растений.

  7. Какова роль воды в жизни растений?

  8. Экологические группы растений по отношению к воде.

  9. Почва как экологический фактор. Физико-химические и зонально-климатические свойства почвы. Растения-индикаторы.

  1. Каково влияние рельефа на распределение климатических факторов?

  2. Что такое фенология? Практическое значение фенологических наблюдений.

  3. Влияние животных на жизнь растений. Приведите примеры.

  4. Влияние растений друг на друга (положительное и отрицательное). Приведите примеры.

  5. Воздействие человека на растительный покров.

15. Совокупное влияния экологических факторов на распределение растений.

studfiles.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта