Экологический критерий вида примеры растений: Критерии вида — урок. Биология, 9 класс.

Содержание

Экологический критерий вида: примеры и понятие

Природа создала живой мир так, что каждый тип организмов отличается от другого по способу питания, а также по территории проживания. Если взять, например, птиц, то можно проследить, что между синицей, гаечкой, лазоревкой имеются видимые различия в выборе насекомых для обеспечения себя питанием, а также в процессах добычи пропитания. Кто-то выискивает себе еду в коре дерева, а кто-то — в листьях растений. При этом все они относятся к роду синиц.

Конечно, экологический критерий не является многофункциональным по признакам, ведь наука доказала, что и некоторые животные различных видов могут иметь идентичные свойства по данному критерию. К примеру, все усатые киты поедают мелких ракообразных, и образ жизни у них также совпадает, хотя обитают они в разных морях.

Что такое вид?

Разберемся детально, что же означает сам термин «вид». В ученом мире он предполагает совокупность живых существ и растений, имеющих способность скрещиваться между собой, а также иметь потомство.

Вид попадает под определение таксономической группы, так как в наши дни он представляет собой именно группу родственных органических образований, у которых одинаковая первопричина возникновения, но в данный момент они наделены определенными признаками морфологического, физиологического и биохимического характера, отмежеванных естественным либо искусственным отбором от остальных видовых групп и адаптированных под определенную среду обитания.

Образование новых видов

Как происходит создание видов? Макроэволюция и микроэволюция — главные двигатели образования новых типов. В первом случае подразумевается возникновение качественно новых семейных групп и отрядов, появившихся вследствие длительных микроэволюционных изменений. Во втором же происходит сложный процесс мутаций, которые постепенно отделяют целые семейства и отряды, образуя новые виды. И в этом случае они становятся обособленным комплексом организмов.

То есть, благодаря микроэволюции, которую еще определяют как «надвидовую», виды еще сильнее разобщаются по своим качествам, трансформируясь в группы с одинаковым набором признаков. Это можно понять на примере экологического критерия вида: существует пшеница мягкого и твердого сорта, значит, в общем смысле это род пшеницы, а есть зерна ржи, пшеницы и ячменя, и все они являются представителями семейства злаковых. Отсюда можно сделать вывод, что все образцы любых семейств произошли от какого-либо общего предка, благодаря микроэволюционным процессам, случившимся в самой популяции данного прародителя.

Из чего состоит экологический критерий вида

Определением экологического критерия является комплексное воздействие экологических признаков на вид в его ареале. Данные признаки подразделяются на группы: биотические факторы (когда живые организмы влияют друг на друга, например, путем опыления растений пчелами), абиотические факторы (влияние температуры, влажности, света, рельефа, почвы, солености воды, ветра и так далее на развитие живых организмов) и антропогенные факторы (воздействие человека на окружающую флору и фауну).

У всех видов животного и растительного мира образуются конструктивные признаки адаптации к окружающей среде в течение эволюции, причем характер среды обитания для всего вида одинаков. Какие примеры экологического критерия вида можно привести, если рассматривать его с указанной точки зрения? Единство вида связано со свободным скрещиванием особей. Плюс историческое развитие показывает, что со временем у вида может появиться совершенно новая адаптация, к примеру подача определенных сигналов друг другу при возникновении какой-либо ситуации, либо появление групповой защиты от врагов.

Примером экологического критерия вида может являться изоляция. То есть, когда у одного и того же вида экологические условия различны, отличия в их поведении и морфологической структуре будут значительны. Хорошей иллюстрацией являются городские и деревенские стрижи. Если их посадить в одну клетку, то потомства не будет, ведь за время жизни в разных экологических условиях особи данного вида выработали у себя различные морфологические, физиологические и другие признаки. Но они продолжают оставаться под «крышей» одного и того же вида, и это является примером экологического критерия вида животных.

Растительный мир в экологическом критерии

Примерами экологического критерия вида у растений являются те, которые могут образовывать несколько экотипов, одни из них будут проживать на равнинах, а другие — в горной местности. К таким относится, например, зверобой, отдельные виды которого благодаря микроэволюции быстро приспособились к новым условиям произрастания.

Влияние внешней среды на эволюцию вида

Известный исследователь Ламарк считал, что наибольшее влияние на живой организм имеет неорганическая среда, то есть ее физический и химический составы (температура, климатические условия, водные ресурсы, почвенный состав и так далее). Все, что попадало под их воздействие, могло изменять виды живых организмов, придавая им признаки, присущие данной экологической нише. Вследствие вынужденной адаптации животное (растение) начинало видоизменяться, тем самым образуя новый вид либо подвид. Это можно назвать примером экологического критерия вида.

Температурный режим в рамках экологического критерия

Примером вида по экологическому критерию может являться живой организм, приспособленный к разным температурным режимам. Во время адаптации происходит биохимическое изменение внутренних органов и тканей. В связи с тем, что животные могут жить в низких, высоких либо колеблющихся температурах, происходит их разделение на группы: хладнокровные, теплокровные и гетеротермные.

Учитывая, что источниками тепла являются как внешние, так и внутренние факторы, то, рассматривая первую группу на примере ящериц, можно заметить, что они предпочитают греться под солнцем, нежели прятаться в тени. Значит, их внутренняя способность терморегуляции очень низкая. Находясь под тепловым потоком, температуру тела они повышают достаточно быстро. Однако путем испарения накопившейся влаги ящерица может ее снизить до комфортной. Такие виды являются организмами низшего развития. Но несмотря на это существовать при низких температурах без внешнего тепла они не смогут.

Из примеров биологии: экологический критерий вида теплокровной группы включает практически всех млекопитающих и птиц. Терморегуляция в их телах происходит на физическом (дыхание, испарение и другое) и химическом (интенсивность в обмене веществ) плане. Помимо всего, теплокровные организмы могут дрожать, тем самым повышая температуру своего тела, у животных с перьями и подшерстком теплоизоляция наступает при их поднятии. Холодному ветру или жаркому солнцу таким организмам приходится искать альтернативу: тень прохлады или хорошее укрытие от обморожения.

Третья группа является промежуточным этапом между двумя первыми. Сюда относят обычно виды примитивных животных и птиц, а также те живые организмы, которые имеют свой период спячки, то есть сами могут контролировать температуру тела, снижать либо повышать ее. Как пример можно взять сурка, который зимой, впадая в спячку, опускает температуру тела до шести градусов, а в активный период жизни повышает до человеческой.

Влияние почвы на развитие вида

Помимо климатических условий, очень важное значение для вида имеет почвенная среда ареала. В этом случае за пример экологического критерия вида можно взять представителей подземных жителей. Маленькие «землекопы» имеют только одну функцию для выживания – это как можно лучше и глубже вырыть себе жилище, чтобы ни один хищник их не достал.

Пользуются они своими конечностями, которые приспособлены под определенный вид почвы, то есть с изменением места жительства в виде почвенного грунта, конечности со времен должны подстроиться. Все живые организмы, подобные кроту, имеют схожее строение лап, также проживание под землей адаптировало животное к нехватке кислорода и удушью, а это неизбежная ситуация.

Значение атмосферных осадков на примере экологического критерия вида

Особенными отличиями в строении организма обладают существа, приспособившиеся к снежному покрову, частым дождевым осадкам, граду, повышенной влажности и так далее. В биологии экологическим критерием вида будет являться изменение животного покрова под цвет снега. Это происходит у птиц, зайцев, например белая куропатка превращается действительно в белую, меняя перьевое оперение.

Зимняя «одежда» намного теплее, а постоянное пребывание в снегу увеличивает теплообмен. Каким образом? Оказывается, под толщей снега температура воздуха намного выше, чем за его пределами. Поэтому медведи, впадающие в спячку, прекрасно переносят зиму, ночуя в снежных берлогах. Для передвижения по снегу у организмов вырабатываются специальные приспособления на конечностях, будь то острые когти, для хождения по льду или перепончатые лапы для передвижения по тропическим затопленным лесам.

Так как экология на планете постоянно меняется, то процессы микроэволюции, во время которых живые существа приспосабливаются к новым условиям проживания, продолжаются.

Урок биологии в 9-м классе по теме «Критерии вида»



Цель урока: углубить и расширить знания о
виде, как о центральном компоненте эволюционного
процесса, и его критериях.



Задачи урока:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение нового материала о виде и
    его критериях;
  • продолжить формирование умений работать с
    гербарными образцами растений и описывать
    растения по плану;
  • продолжить формирование умения работать с
    текстом учебника и дополнительной литературой.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать умения сравнивать, обобщать, выделять
    главное в ходе беседы и при работе с текстом;
  • развивать коммуникативные компетентности
    учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и аккуратность
    при выполнении лабораторной работы и заполнении
    таблицы;
  • содействовать воспитанию культуры общения.



Оборудование: электронная презентация
“Критерии вида”, медиапроектор, экран,
гербарные материалы для лабораторной работы,
видеофильм “Байкал”.



Организация деятельности учащихся на уроке

Урок проведен в форме заседания клуба “БИО”.
Учащиеся работают в группах по 4 человека и
представляют научные секции:

  • “История биологии”
  • “Морфология и систематика”
  • “Физиология и биохимия”
  • “Биогеография”
  • “Генетика”
  • “Экология и охрана природы”
  • “Информационно-коммуникационные технологии”

Каждая секция представляет краткие сообщения
по своему направлению и 3-4 слайда в качестве
иллюстрации. К концу урока совместными усилиями
создается общий продукт – электронная
презентация. Представители всех секций активно
участвуют в заседании клуба: дополняют ответы,
приводят научные доказательства, новые данные в
пользу того или иного критерия вида. Учитель
координирует работу секций, направляет разговор
в нужное русло.



Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителя, пожелание успешной
деятельности.

На экране появляется тема урока.

 

Учитель: Заседание нашего клуба “БИО” мне
хочется начать стихами поэта Я.Акима:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Природа нашей планеты многолика и
разнообразна. Мы любуемся красотой цветущего
луга, наблюдаем за полетом бабочек, слушаем пение
птиц… Все это многообразие жизни состоит из
различных видов живых организмов.



Беседа с целью актуализации знаний

— Что мы называем видом?

— Приведите примеры видов, используя текст
стихотворения.

Какие виды растений характерны для наших лесов?
Какие виды перелетных птиц вам известны?
Назовите вид ландыша, виды стрекоз.



Учитель: люди ещё в древности обратили
внимание на различие между разными растениями и
животными, пытались их систематизировать, но
применяли для этого не биологические, а другие
принципы.

— Каким образом развивались представления о
виде в истории биологии?

Этот вопрос изучала секция “История
биологии”.



Секция “История биологии”

1 ученик: мы представляем исторический аспект
развития представлений о виде. До 17 века ученые
использовали научные труды Аристотеля, который
воспринимал виды как совокупность сходных
особей. Термин “вид” предложен английским
ботаником Д.Реем в 1693 году. Он попытался
определить те признаки, по которым можно судить о
принадлежности особей к одной группе. Д.Рей
первым из ученых предположил, что особи,
относящиеся к одному виду схожи внешне, имеют
сходные признаки внутреннего строения и могут
давать потомство, относящееся к данному виду.



2 ученик: следующие, наиболее важные
дополнения в учение о виде, внес Карл Линней.
Он рассматривал вид в качестве основной
систематической единицы, но считал, что виды
постоянные и не изменяются. В своем труде
“Система природы” (1735) он заложил основы
современной систематики.



3 ученик: через 100 лет Жан-Батист Ламарк
сформулировал предположение об изменяемости
видов, их эволюционном родстве. В то же время
Ламарк предполагал, что виды в природе не
существуют, а реально существует только особь.
Ламарк считал, что виды – это понятие,
придуманное для удобства классификации.



4 ученик: в 19 веке распространилась точка
зрения Ч.Дарвина: виды реально существуют в
природе, но они относительно постоянны, т.е. виды
возникают и развиваются, а затем либо вымирают,
либо изменяются, давая начало новым видам.
Главный труд своей жизни Чарлз Дарвин назвал
“Происхождение видов путем естественного
отбора или сохранение благоприятствуемых пород
в борьбе за жизнь” (1859).



2 ученик: в настоящее время существует
несколько определений вида. Мы приводим
определение, в котором перечислены признаки
вида: вид – группа особей, сходных по
морфолого-физиологическим признакам, свободно
скрещивающихся и дающих плодовитое потомство,
занимающих в природе определенный ареал,
обитающих в сходных экологических условиях и
характеризующихся общностью происхождения.



Учитель: как и любое понятие в науке, понятие
“вид” претерпевало изменения, накапливались
новые биологические знания, которые подкрепляли,
расширяли это понятие. Можно вспомнить труды
русских ученых, внесших вклад в развитие
представлений о виде: А.П.Семенов-Тян-Шанский,
В.Л.Комаров, Н.И.Вавилов и др.

Есть ли дополнения у других секций по этому
вопросу?



Секция “Морфология и систематика”

1 ученик: хочу дополнить, что К.Линней ввел в
науку бинарную номенклатуру названий видов,
произвел описания 1200 родов и более 8000 видов
растений. Именно Линней первым обратил внимание
на универсальность вида как структурной единицы
живой природы.



Учитель: дополнение принимается.

По каким признакам можно судить о видовой
принадлежности организмов?

Давайте обратимся к энциклопедическому
словарю “Естествознание” и найдем значение
слова “критерий”.



2 ученик: критерий (от греческого kriterion) – это
признак, на основании которого производится
оценка, определение или классификация чего-либо;
мерило оценки.



Учитель: критерий для определения вида – это
наличие каких-либо признаков, которые
определенную группу особей делают похожими друг
на друга и в то же время отличают от всех других
групп. Какие это критерии?



4 ученик из секции “История биологии”:
ученые выделяют несколько критериев:
морфологический, генетический, физиологический,
биохимический, географический, экологический,
исторический.



Учитель: какой критерий можно назвать
абсолютным при установлении видовой
принадлежности организма?

2 ученик: в первую очередь рассматривают
признаки внешнего и внутреннего строения особей
одного вида. Они будут составлять
морфологический критерий.



3 ученик: наша секция предлагает выполнить
лабораторную работу по изучению
морфологического критерия вида на примере
растений.



Лабораторная работа “Изучение
морфологического критерия вида”

Цель работы: определить, можно ли по
морфологическим признакам судить о
принадлежности организма к определенному виду.

Ход работы:

Рассмотрите предложенные образцы растений.

Данные по морфологическому строению растений
запишите в таблицу, составьте морфологическую
характеристику двух растений одного рода. (в
случае затруднения можно воспользоваться
определителями растений).

Сделайте вывод о причинах сходства и различия.









План описания растенийНазвание 1 растенияНазвание 2 растения
1. Корневая система  
2. Стебель  
3. Листорасположение  
4. Лист простой, или сложный, строение
листа
  
5. Цветки, соцветия  
6. Плод  



Учитель: Можно ли по морфологическим
признакам судить о принадлежности организма к
определенному виду?



4 ученик: мы изучили гербарий 2–х растений:
клевера красного и клевера ползучего.
Морфологические признаки разные, следовательно,
морфологический критерий дает информацию для
определения вида (демонстрируют гербарий).



2 ученик: мы изучали 2 растения из рода
колокольчик: колокольчик раскидистый и
колокольчик сборный. Они имеют разные признаки,
хорошо отличаются друг от друга, поэтому их
отнесли к разным видам (демонстрируют гербарий).



Учитель: в чем сходство и различие видов?



1 ученик: сходство у изученных нами видов
проявляется, прежде всего, в строении цветка, т. к.
эти виды относятся к одному роду, а различия
обусловлены принадлежностью к разным видам.

В разговор вступают представители секции
“Генетика”

1 ученик: я считаю, что морфологический
критерий для определения вида нельзя считать
абсолютным, т.к. внутри вида может существовать
различие между особями разного пола, например,
самка и самец павлина – половой диморфизм.
Весенние и летние побеги хвоща полевого
различаются между собой – сезонный диморфизм.



2 ученик: А ещё более убедительным является
пример с видами – двойниками. Ранее считали, что
малярийный комар – это один вид, а сейчас
установлено, что это 6 разных видов. Их называют
видами-двойниками.



Учитель: а как это определили?



3 ученик: генетики установили, что у этих
видов разное число хромосом, и они не могут
скрещиваться между собой. Имеются виды-двойники
у млекопитающих, например, черные крысы внешне
похожи, но один вид имеет 38 хромосом, а другой – 42.
Такие виды-двойники известны сред рыб, насекомых,
млекопитающих и растений.



4 ученик: генетический критерий — один из
основных критериев вида. Вид – это реально
существующая, генетически неделимая единица
органического мира. Вид существует в виде
популяций.



1 ученик: мы выяснили, что встречаются виды, у
которых хромосомы очень трудно различить. Кроме
того, возможны хромосомные мутации, поэтому мы
считаем, что генетический критерий нельзя
считать абсолютным.



Учитель: все особи одного вида имеют
одинаковый кариотип. У каждого вида существуют
механизмы, защищающие генофонд вида от притока
генов извне. Таким регулирующим механизмом
является репродуктивная изоляция.

Как вы думаете, физиологические процессы и
биохимический состав у особей одного вида
одинаковые или отличаются? (заслушиваются
предположения учащихся).

А сейчас предоставляем слово секции
“Физиология и биохимия”.



Секция “Физиология и биохимия”

1 ученик: мы считаем, что очень важную роль в
установлении реальности вида играет
физиологический критерий. В его основе лежит
сходство всех процессов жизнедеятельности
особей одного вида, в т.ч. сходство процессов
размножения. Представители разных видов не
скрещиваются между собой, или их потомство
бесплодно. Такие гибриды известны у яка и
крупного рогатого скота, лошади и осла, но
потомства у них нет.



2 ученик: нескрещиваемость видов
определяется различиями в строении полового
аппарата, сроков размножения. Но в тоже время
ученые установили, что есть исключения:
некоторые виды канареек, зябликов, тополей, ив
могут давать плодовитое потомство.
Физиологический критерий не может быть
единственным для установления принадлежности
организма к определенному виду.



1 ученик из секции “История биологии”: хочу
привести пример, подтверждающий относительность
физиологического критерия. Арктические виды рыб
и внешне, и по набору хромосом отличаются от
тропических, но некоторые из них имеют
интенсивность обмена веществ такую же, как у
тропических рыб.



3 ученик: очень важно учитывать биохимический
критерий, т.к. он основан на одинаковом строении и
одинаковых функциях макромолекул (ДНК, РНК,
белков) у особей одного вида.



2 ученик из секции “Генетика”: у
видов-двойников малярийного комара
биохимические показатели яиц разные, что также
послужило причиной к разделению их на разные 6
видов. А есть ли подтверждения относительности
биохимического критерия?



4 ученик: да, этот критерий также можно
считать относительным, т.к. у некоторых разных
видов макромолекулы имеют сходное строение и
сходные функции.



Учитель: а что нам скажут биогеографы?



Секция “Биогеография”

1 ученик: географический критерий показывает
ареал, занимаемый особями одного вида в природе.
Например: норка европейская и норка американская
обитают на разных материках. Черная ворона
обитает в Западной Европе, а серая ворона – в
Восточной Европе и Западной Сибири. Разные
ареалы обуславливают репродуктивную изоляцию,
которая препятствует смешению видов.



2 ученик: относительность географического
критерия проявляется в совпадении ареалов
многих видов одного рода. Существуют виды –
космополиты, распространенные повсеместно
(таракан, домовая муха). Ареалы быстро
расселяющихся видов могут быстро изменяться. У
перелетных птиц выделяют ареалы зимовки и ареалы
гнездования.



3 ученик: ареал или область распространения
вида, может быть большим и малым, сплошным или
прерывистым. Если ареал вида начинает
сокращаться, то виду может грозить исчезновение.



Учитель: виды, обитающие только на одной
территории, называются видами-эндемиками.
Эндемичной является большая часть флоры и фауны
удаленных от материка островов. К
видам-эндемикам можно отнести некоторых
обитателей озера Байкал (демонстрируется
фрагмент фильма о фауне Байкала, определяется
статус представленных видов).

В Пермском крае эндемиками являются растения,
занесенные в Красную книгу края: астрагал
кунгурский, цицербита уральская, качим уральский
и др.



Секция “Экология и охрана природы”

1 ученик: экологический критерий показывает
место вида в природных сообществах, обитание
особей одного вида в сходных экологических
условиях. В лабораторной работе мы изучали 2 вида
лютиков. Оба вида характерны для нашей
территории. Лютик ползучий — обитатель сырых
лугов и болот, а лютик едкий обитает на лугах,
опушках лесов, где почвы умеренно увлажненные.
Эти виды отличаются по морфологическому,
генетическому, физиологическому, биохимическому
и экологическому критериям.



2 ученик: а у нас были гербарии лютика едкого и
лютика золотистого. Эти виды обитают в
одинаковых условиях, а вот остальные критерии у
них разные (демонстрируют гербарий).
Следовательно, экологический критерий не может
быть абсолютным при установлении видовой
принадлежности. В одинаковых условиях обитания
могут проживать особи разных видов одного рода.



3 ученик: сохранение видов имеет большое
значение. Каждый вид уникален и неповторим.
Каждый вид имеет право на существование. Редкие
виды подлежат охране. Информация о редких видах
заносится в Красные книги регионов
(демонстрируется Красная книга Среднего Урала,
Красная книга России).



1 ученик из секции “История биологии”: при
определении критериев вида необходимо помнить о
происхождении вида и его общих предках. У каждого
вида единая история возникновения и развития.
Это исторический критерий.



Учитель: в умеренных широтах обитает около 1
миллиона видов, некоторые ученые считают, что на
Земле не менее 5 миллионов видов. Ежегодно ученые
открывают новые виды. В конце прошлого столетия в
Подмосковье обнаружено 80 новых видов почвенных
беспозвоночных. Освоение новых земель, вырубка
лесов, прокладка дорог, разработка месторождений
полезных ископаемых приводят к снижению
численности видов, сокращению ареалов. К
сожалению, некоторые виды уже исчезли:
стеллерова корова, странствующий голубь,
зебра-квагга и др.



Секция “Информационно-коммуникационные
технологии”

— из материалов, представленных всеми секциями,
мы подготовили электронную презентацию
“Критерии вида”, в которой 26 слайдов. Желающие
могут скопировать её, чтобы дома успешно
подготовиться к следующему уроку.



Учитель: заседание клуба заканчивается, и нам
необходимо подвести итоги.

  • Беседа по вопросам:
  • Что такое вид?
  • Почему в обозначении вида используют двойные
    названия?
  • Назовите критерии вида.
  • Почему по одному критерию нельзя судить о
    видовой принадлежности организма?
  • Какие два критерия вы бы назвали самыми
    главными и почему?
  • Как вы думаете, могут ли быть ещё какие-то
    критерии вида, кроме изученных нами сегодня?



Достижение урока: общими усилиями мы создали
интеллектуальный продукт — презентацию, которой
может воспользоваться каждый из вас.



Домашнее задание для всех: § 4.1, новые термины.

Задание по выбору: а) из дополнительной
литературы найти примеры к 2-3 критериям вида; б)
выполнить задание № 152 в рабочей тетради.



Литература для учащихся

  1. Большой справочник по биологии. – М. : изд-во
    “Астрель”, 2000.
  2. Биология: Энциклопедия / под ред. М.С.Гилярова.-
    М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  3. Естествознание: Энциклопедический словарь /
    Сост.В.Д.Шолле. – М.: Большая Российская
    энциклопедия, 2003.
  4. Каменский А.А. Биология. Введение в общую
    биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват.
    учеб. заведений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,
    В.В.Пасечник. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую
    биологию. 9 кл.: рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник,
    Г.Г.Швецов. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2006.



Литература для учителя

  1. Новиков В.С., Губанов И.А.Популярный
    атлас-определитель. Дикорастущие растения.- М.:
    Дрофа, 2002.
  2. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и
    экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное
    планирование к учебнику А. А.Каменского,
    Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника “Введение в общую
    биологию и экологию”: пособие для учителя. – М.:
    Дрофа, 2002.
  3. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и
    термины. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Реймерс Н.Ф. Природопользование:
    словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.

Определено

горячих точек биоразнообразия | CEPF

Подпись: 

Облачный лес на Гаити, часть «горячей точки» биоразнообразия Карибских островов.

Кредит: 

© Робин Мур/iLCP

Что такое точка биоразнообразия?

В настоящее время существует 36 признанных очагов биоразнообразия. Это самые биологически богатые, но находящиеся под угрозой исчезновения земные регионы Земли.

Чтобы считаться очагом биоразнообразия, территория должна соответствовать двум строгим критериям:

  • Содержит не менее 1500 видов сосудистых растений, не встречающихся больше нигде на Земле (известных как «эндемичные» виды).
  • Потеряли не менее 70 процентов своей первичной аборигенной растительности.

Многие из горячих точек биоразнообразия превышают два критерия. Например, как в горячей точке Сундаленд в Юго-Восточной Азии, так и в горячей точке в Тропических Андах в Южной Америке насчитывается около 15000 эндемичных видов растений. Потеря растительности в некоторых горячих точках достигла поразительных  95  процентов.

Почему CEPF работает только в горячих точках биоразнообразия?

Кризис вымирания огромен, а средства на сохранение ограничены, поэтому важнейшим элементом подхода CEPF является сосредоточенность. Горячие точки биоразнообразия являются домом для тысяч незаменимых видов, которые сталкиваются с многочисленными неотложными угрозами. Это места, где относительно небольшие инвестиции CEPF могут помочь значимым образом продвинуться вперед в направлении устойчивого сохранения.

Кто живет в горячих точках биоразнообразия?

В 36 горячих точках биоразнообразия проживает около 2 миллиардов человек, в том числе некоторые из самых бедных в мире, многие из которых напрямую зависят от здоровых экосистем как источника средств к существованию и благополучия.

Горячие точки обеспечивают важнейшие экосистемные услуги для жизни человека, такие как обеспечение чистой водой, опыление и регулирование климата.

В этих замечательных регионах также наблюдается одна из самых высоких плотностей населения на планете, но связь между людьми и биоразнообразием заключается не только в том, что чем больше людей, тем сильнее воздействие на биоразнообразие. Большая часть воздействия человека на биоразнообразие связана не с плотностью населения, а с деятельностью человека.

Охрана природы в горячих точках способствует устойчивому управлению этими важнейшими природными ресурсами и поддерживает экономический рост, что также уменьшает причины насильственных конфликтов.

CEPF работает с гражданским обществом в горячих точках для защиты биоразнообразия.

Как возникла концепция горячих точек биоразнообразия?

В 1988 году британский эколог Норман Майерс опубликовал основополагающую статью, в которой определил 10 «горячих точек» тропических лесов. Эти регионы характеризовались как исключительным уровнем эндемизма растений, так и серьезной потерей местообитаний.

Conservation International, одна из глобальных донорских организаций CEPF, приняла горячие точки Майерса в качестве своего институционального плана в 1989 году. В 1996 году организация приняла решение провести переоценку концепции горячих точек, включая изучение того, были ли упущены из виду ключевые области. . Три года спустя был проведен масштабный глобальный обзор, в ходе которого были введены количественные пороговые значения для определения «горячих точек» биоразнообразия, в результате чего было определено 25.

В 2005 году дополнительный анализ довел общее количество очагов биоразнообразия до 34, основываясь на работе почти 400 специалистов.

В 2011 году группа исследователей из Организации научных и промышленных исследований Содружества (CSIRO), работающая с Conservation International, определила леса Восточной Австралии как 35-ю горячую точку.

В феврале 2016 года Североамериканская прибрежная равнина была признана соответствующей критериям и стала 36-й горячей точкой Земли. Прочитайте объявление.

Программа природных территорий штата Мэн, редкие растения

DACF Главная →
Бюро и программы → Программа природных территорий штата Мэн → Сообщества, растения и животные → Редкие растения

Это список местных видов сосудистых растений в штате Мэн, популяции которых в штате очень уязвимы для утраты, включая виды, определенные как находящиеся под угрозой исчезновения. , и особого беспокойства. Виды из списка обычно известны из очень небольшого числа мест в штате, и многим из них для выживания требуется уникальная среда обитания. Этот список используется для помощи в научных исследованиях, оценке состояния окружающей среды, рассмотрении разрешений, управлении земельными ресурсами и в образовательных целях. Этот список находится в ведении Программы природных территорий штата Мэн (MNAP). Официальный список исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения растений (часть этого списка) находится в ведении комиссара Министерства сельского хозяйства, охраны природы и лесного хозяйства.

Часто задаваемые вопросы о редких растениях

Откуда мы знаем, какие из местных растений штата Мэн являются редкими?

Редкость видов растений в штате Мэн была установлена ​​в результате тщательного исторического исследования, полевых исследований и оценки профессиональными ботаниками и экологами-любителями. Ботаники документировали распространение растений в штате почти 150 лет. Они собрали десятки тысяч образцов растений и поместили их в университетские гербарии или в частные коллекции. Эти записи тщательно изучаются, результаты проверки доводятся до сведения активного ботанического сообщества штата, и для завершения оценки каждого предложенного вида созывается Ботаническая консультативная группа. Оценки основаны на наборе критериев биологии растений, которые способствуют редкости видов. На момент последней редакции списка биологические критерии редкости были формализованы в следующие семь категорий:

  • Эндемизм — географически ограничен штатом или районами, непосредственно прилегающими к штату.
  • Немногочисленные популяции — крайне малочисленная популяция.
  • Несколько особей — Малочисленность, небольшое количество отдельных растений.
  • Специальная среда обитания — требуется среда обитания, которой в штате мало.
  • Граница диапазона — граница раздачи или дистанция от основной раздачи.
  • Сокращение популяции — серьезное сокращение из-за изменения или разрушения среды обитания или из-за чрезмерного сбора в коммерческих, рекреационных или образовательных целях.
  • Уязвимость населения — очень уязвим к сокращению из-за местоположения или использования человеком.

Каким образом MNAP обновляет Официальный список исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения растений в штате Мэн?

Список постоянно обновляется в процессе периодического пересмотра. Ботаническая консультативная группа рассматривает каждый вид и изменяет его статус на основе самой последней численности популяции и установленных критериев. Изменения в списке основаны на новой ботанической инвентаризации и недавних таксономических исследованиях. Обновление списка раз в два года позволяет различным пользователям получать самую последнюю информацию при проведении полевых исследований, оценке состояния окружающей среды или проведении биологических исследований. Обоснования для списков и все вспомогательные данные хранятся в системе данных Biotics в MNAP.

Что такое элементы природного разнообразия: редкие, исчезающие и исчезающие растения?

Помимо Официального списка исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения растений в штате Мэн, MNAP также
ведет государственный список редких растений ( Элементы природного разнообразия: редкие, находящиеся под угрозой исчезновения и находящиеся под угрозой исчезновения растения ). Список отслеживания штата включает все растения, перечисленные как находящиеся под угрозой исчезновения и находящиеся под угрозой исчезновения, а также другие группы, включая те, которые перечислены как особые опасения и, возможно, истребленные. Список отслеживания штата считается рабочим списком для сбора данных о редких видах растений штата Мэн. MNAP заинтересован в получении данных о популяциях всех видов, включенных в список отслеживания.

Что такое редкость?

  • Находящиеся под угрозой исчезновения : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения в обозримом будущем или внесены в список находящихся под угрозой исчезновения.