Конспект урока ОБЖ в 6 классе на тему "Аптечка. Природные лекарственные средства". Доклад лекарственные растения обж 6 класс
Конспект урока ОБЖ в 6 классе на тему "Аптечка. Природные лекарственные средства"
Разработка урока в 6 классе.
учитель ОБЖ Заречная Л.Н.
Мокрушанская СОШ
Тема урока: « Аптечка, природные лекарственные растения»
Цель: воспитание у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
изучить назначение и состав индивидуальной аптечки;
познакомить с видами природных лекарственных средств;
формировать представления детей о пользе и применении лекарственных растений, правильно узнавать и называть их.
формировать знания о бережном отношении к природе
воспитывать бережное, грамотное отношение к своему здоровью и жизни;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, гербарий, слайды, аптечка индивидуальная, аптечка автомобильная.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.1 Актуализация знаний
Учитель: Ребята! Я сейчас прочту стихотворение, а вы постарайтесь определить тему урока и задачи.
Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти –
Достань аптечку ты в дороге
И смело дальше в путь иди.
А лес не только для нашей забавы,Он – богатство нашей страны.Все деревья в нем, ягоды, травыНам на пользу, друзья, взращены.Луга июльские – чудо простое,Синее, белое и золотое.Травы лечебные, травы целебные!Нет на земле бесполезной травы!Все растения надо знать, Их беречь и охранять.Ведь из трав лесного царстваЛюди делают лекарства.
1.2. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Ребята скажите , а что мы сегодня будем изучать на уроке, и какие задачи встали перед нами?
Ответы обучающихся: мы сегодня будем изучать аптечку и природные лекарственные средства, и мы должны изучить состав аптечки, виды аптечек, правила использования лекарственных средств, познакомимся с природными лекарственными средствами, так как мы подготовили исследовательскую работу «Природные лекарственные средства»
Учитель: Да, сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях и индивидуальной аптечке, которые могут пригодиться вам при экстремальных ситуациях во время похода, прогулки, экскурсии или дальних поездках на разнообразных видах транспорта.
Итак ,запишем в тетради тему урока и вопросы над которыми будем работать.
Запишем план работы.
1. Аптечка и её состав.
2. Фитотерапия. Природные лекарственные средства.
3. Применение природных лекарственных средств.
1.3. Работа над усвоением новых знаний.
Фронтальная беседа
Отправляясь в поход, мы должны с вами взять самые необходимые вещи, которые всегда нужно, иметь в походе. Какие?
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое аптечка?
Медицинская аптечка – это комплект средств, предназначенная для оказания первой медицинской помощи, главным образом само – и взаимопомощи. Существует несколько типов аптечек, укомплектованных с учетом условий, где они будут использованы: (показ аптечек, записать в тетради определение)
– аптечка космонавта, аптечка автомобилиста, аптечка туриста.– аптечка индивидуальная.– аптечка матери и ребенка,– аптечка первой доврачебной помощи. (виды аптечек записать в тетрадях)
Мы с вами всегда ходим в походы и знаем, что мы не застрахованы от случайных травм, заболеваний, недомоганий. И нам с вами приходится рассчитывать на свои собственные силы. Поэтому, туристическая аптечка является обязательным компонентом группового снаряжения туристического похода. Если мы с вами правильно соберем аптечку, то она нам окажет неоценимую помощь.
Важной особенностью походной аптечки является то, что она комплектуется, в основном, медикаментами, рассчитанными на лечение острых заболеваний и травматических повреждений.
Давайте, рассмотрим требования, предъявляемые к упаковке аптечки в целом и отдельным медикаментам. У вас на столах находятся аптечки, давайте их рассмотрим:
– Надписи на лекарствах. Для удобства использования лекарств все надписи на них в случае изоляции стекла, использовании самодельных упаковок должны быть восстановлены. Должны быть указаны название лекарства, концентрация (если это необходимо), срок годности. Например: перекиси водорода 3%, годна до X. 2013– Облегчение веса. Отдайте предпочтение легким упаковкам лекарств. Самая тяжелая и неудобная упаковка – стекло. – Изоляция стекла. Если в аптечке все же присутствуют лекарства в стеклянной упаковке, их нужно обклеить лейкопластырем. Это создает некоторую амортизацию, а если уж стекло разобьется, то осколки большей частью останутся на пластыре. ).– список с рекомендациями. Внутри аптечки на тот случай, если ей будет пользоваться человек, не обладающий достаточными знаниями, должен быть вложен список медикаментов с показаниями к применению, дозировкой и противопоказаниями.– Яркая маркировка упаковки. По внешнему виду аптечка должна легко отличаться. Традиционное обозначение – красный крест на упаковке (на верхней ее стороне)– жесткость. Аптечка должна иметь упаковку, сохраняющую форму и предохраняющую содержимое от деформации при переноске в рюкзаке и вне его.– герметизация. Даже при попадании в воду аптечка должна сохранять герметичность. Многие медикаменты приходят в негодность при соприкосновении с водой.– Амортизация ударов. Рекомендуется сделать амортизирующие прокладки внутри упаковки всей аптечки и отдельных блоков лекарств.– В основной аптечке целесообразно объединить в блоки лекарства одной группы, что значительно облегчит их поиск.
Ребята, мы с вами рассмотрели требования к групповой аптечки.
Вопрос: А, что может входить в групповую аптечку? (Ответы уч-ся.)
Задания: Сейчас мы с вами будем собирать групповую аптечку.
(работа в парах) работая с учебником стр 125-126 укомплектуйте групповую аптечку
Анальгин, таб № 10
Гель ранозаживляющий
Валидол, таб. №6
Лейкопластыри бактерицидный (разных размеров)
Ацетилсалициловая кислота, таб. № 10
Бинт стерильный 5м х 10см
Уголь активированный, таб. № 10
Бинт нестерильный 5м х 10см
Калия перманганат 3г
Бинт эластичный трубчатый №№ 1, 3, 6
Кислота борная 10г
Вата гигиеническая
Натрия гидрокарбонат, порошок
Стаканчик для приема лекарств
Валерианы экстракт, таб. № 10
Жгут кровоостанавливающий
Аммиака раствор 1ф
Бриллиантовой зелени раствор
Бриллиантовой зелени раствор 1фл
Мы с вами собрали групповую аптечку. А, что мы должны помнить самое главное? Во всех случаях запрещается использовать медикаменты с истекшим сроком годности, с нечитаемыми надписями на упаковке или вообще без упаковки.
Вопрос: А кроме групповой аптечки, еще какую аптечку нужно иметь? (Ответы уч-ся.) .
Каждый путешественник должен заранее приготовить себе небольшую по объёму индивидуальную аптечку. В ней должен находиться необходимый минимум средств для оказания помощи себе.
Вопрос: Какие медикаменты и материалы мы можем включить в индивидуальную аптечку? (Ответы уч-ся.)
– индивидуальный перевязочный пакет или стерильный бинт, нестерильный бинт; .– пластырь бактерицидный разных размеров; .– йод, зеленка; – обезболивающие препараты.
Также в индивидуальную аптечку могут входить лекарства, которые вероятно понадобятся данному конкретному участнику исходя из его состояния здоровья. Обязательно учитывать дозировку лекарств..
1.4 Первичное закрепление знаний.
Самостоятельная работа. (Работа с учебником.)
Задание 1. Прочитав параграф учебника, нужно сделать назначение больному, у которого:
1-я группа – высокая температура и головная боль,2-я группа – желудочный дискомфорт,3-я группа – сильный кашель и температура.
Работа для всех групп. Каждой группе раздается карточка.
Задание 2. Нужно оказать помощь больному, если…..
Аллергическое состояние – …………………. (димедрол, диазолин).
Боль или жар –…………………………………... (парацетамол, анальгин).
Проблемы с пищеварением – ……………… (фестал).
Обморок –……………………………………………… (нашатырный спирт).
Инфицированная рана – ……………………… (синтомицинованная мазь).
Ушиб, растяжение связок – …………… (вазелин, гель, например троксевазин).
Вместе с учащимися проверяем самостоятельную работу.
1.5 Работа над вторым учебным вопросом. Природные лекарственные средства.
В степях родных, лесах.Где все нам с детства мило,Где чистым воздухом приятно так дышать,Есть в травах и цветах целительная силаДля всех умеющих их тайну разгадать.(Вс. Рождественский)
Учитель: Скажите, ребята, а как раньше люди лечились, когда не было лекарств? А вы не подскажите, как называется наука о лечении лекарственными растениями. Давайте с вами вспомним уроки природоведения. Что изучает наука фитотерапия?
Ученик: Фитотерапия - наука о лечении лекарственными растениями.
Учитель: Использование растений для лечения болезней известно с глубокой древности. Еще первобытные люди пользовались дарами «живой аптеки» - природы. Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диокриста « О лекарственных травах», в котором содержится описание более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века. Именно с тех времён известен человеку сад Артемиды.
Как вы думаете, что это был за сад? Почему его назвали волшебным? (нам поведает об этом Лена Сорокина)
Волшебный сад Артемиды – это сад – фармакон, где по легенде росли целебные и ядовитые растения. Этот сад был в легендарной Колхиде на Кавказе.
Слово «фармакон» обозначает одновременно – «лекарство», «яд», и «колдовство». Так что мы вполне можем сказать, что сад Артемиды – это лекарственный сад.
Интересные сведения об использовании целебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры - санскритской, древнееврейской, китайской, греческой, римской. Обширный материал о применении лекарственных растений был обнаружен при исследовании папируса, найденного в XIX веке немецким египтологом Георгом Эберсом, - «Книги приготовления лекарств для всех частей тела». В ней содержится целый ряд рецептов, которые применяли древние египтяне для лечения многих заболеваний. Они использовали различные мази, примочки, микстуры, которые имели довольно сложный состав. В Египте были широко распространены душистые масла, бальзамы, смолы. Уже в то время были хорошо известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника, клещевины и многих других растений
Большой интерес к изучению отечественных лекарственных средств был проявлен в России после реформ Петра I, который большое внимание уделял сбору лекарственных трав. По его приказу были созданы казенные аптеки и так называемые «аптекарские огороды» (1713 г.). Один из них «Санкт-Петербургский аптекарский огород» превратился впоследствии в ботанический сад, ныне преобразованный в Ботанический институт Академии наук СССР.
Сбором и применением лекарственных трав занимались по всей России, в том числе в Сибири, на Украине, в Белоруссии. Но о каком-либо планомерном исследовании лекарственной флоры России, конечно, не могло быть в то время и речи. Были организованы единичные фармакохимические лаборатории и плантации лекарственных растений.
Только намного позже получает развитие изучение флоры и растительных ресурсов России. Видный русский ученый академик П. С. Паллас писал: «Многие домашние лекарства, простым народом или дикими непросвещенными людьми случаем открытые, в руках врача со временем становятся спасительными средствами». С углублением врачебных познаний расширяются представления об отечественных лекарственных растениях, их сборе, выращивании и практическом применении. Проводится ряд научных экспедиций в различные уголки России, выходят в свет книги с описанием большого количества лекарственных растений, произрастающих в различных регионах страны.
До 1917 года для большинства населения, особенно сельского, научная медицина была недоступна. Народ не мог пользоваться достижениями медицинской науки и лечился главным образом травами, часто прибегая к услугам лекарей-травников, знахарей. Нередко лекарственные растения не только не приносили облегчения больным, но и вредили, т.к. знахарство шло рука об руку с суеверием и невежеством.
Позже стали заниматься научно-исследовательской работой по лекарственным растениям. В аптеках появились отделы по продаже лекарственных растений. Стали проводиться заготовки растений. Активно изучаются отечественные формы с целью выявления новых источников растительного лекарственного сырья.
Учитель: Сейчас в нашей стране используется для лечения около 3000 различных веществ и препаратов, причем 1/3 медикаментов вырабатывается из лекарственных растений. Лечебные растения действуют на организм человека гораздо мягче, чем синтетические лекарственные средства, они менее токсичны, не являются допингами.
Травы можно применять длительно, так как к ним организм привыкает медленно. Они действуют комплексно - влияют на целые системы организма. Правда, этими преимуществами обладают лишь те растения, которые используются в виде настоев и отваров.
Перед тем как отправиться за «лекарством» в лес, надо научиться распознавать лекарственные растения. Что необходимо знать при сборе лекарственных растений?
(дети отвечают) записать в тетрадь
какие части того или иного лекарственного растения имеют применение в народной медицине;
в какое время должен производиться сбор;
как сушить растения;
какие меры должны быть приняты для лучшего сохранения заготовленного сырья.
Важно помнить о необходимости охраны лекарственных растений.
Помните: «лесные лекарства» требуют точных знаний! Надо быть уверенными, что вы сорвали именно то растение, которое помогает, иначе больному может стать еще хуже.
Мы уже с вами говорили, что, оказавшись в условиях автономии (заблудились; сломался мотоцикл вдали от населенного пункта; перевернулась лодка, на которой вы сплавлялись и т. п.), самоспасение нужно начинать со спасения снаряжения, а затем оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Сегодня мы уже вспомнили с вами, что должно быть у каждого в рюкзаке при любом выходе в лес, на природу. Но ведь это самый минимум, эти лекарственные средства предназначены для оказания помощи только от незначительного числа болезней. Если мы с вами по тем или иным причинам окажемся в условиях автономного существования, то у нас могут возникнуть и такие болезни, от которых в нашей походной аптечке нет лекарственных средств.
Как же быть в такой ситуации?
Совершенно верно, мы ведь с вами живем в лесной зоне, и нас окружает огромное количество растений, многие из которых являются готовыми лекарственными средствами. Но мы с вами, современные люди, к сожалению, мало знаем, какие растения нашей местности от каких заболеваний и как используются. В лесу, в поле растут лекарство в большом количестве. Только надо их знать, ребята, и уметь ими пользоваться. (гербарии растений).
Я сейчас предоставляю слово Лине Заречной, она работала над исследовательской работой «Природные лекарственные средства»
Все остальные сделали заготовку таблицы и по ходу рассказа заполняем таблицу.
Лекарственное растение
Область применения
Способы применения
Исследовательская работа.
Цель: показать разнообразие лекарственных растений.
Задачи:
Собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений, загадки, стихи, рассказы о лекарственных растениях.
Собрать информацию о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения, о правилах использования при оказании медицинской помощи.
Оформить исследовательскую работу в форме презентации
Предмет исследования: лекарственные природные растения
Ученик: (Вопросы задают дети из класса) Я натер ногу как мне быть?
Лина: В качестве природного перевязочного материала можно использовать мох.
Во время ВОВ многим раненым партизанам спас жизнь мох сфагнум. Этот мох в большом количестве растет на верховых болотах. Их так и называют – сфагновые. Этот мох способен впитывать в себя в несколько раз больше жидкости, чем весит сам, т.е. он очень гигроскопичен.
При отсутствии бинтов и ваты – сфагнум выполнял роль перевязочного средства. Кроме этого свойства – гигроскопичности – сфагнум обладает бактерицидным свойством – способностью подавлять развитие болезнетворных бактерий. Если раны были гнойные, то сфагнум не только впитывал гной, но и обеззараживал, способствовал быстрейшему заживлению ран.
Пух иван-чая, льняная и конопляная пакля, сердцевина камыша используются как вата, а кора молодой сосны или ели заменит бинт.
А ещё сосна – одно из древнейших лекарственных растений. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье. Сосна- одно из древнейших лекарственных растений. Её хвою включали в состав компрессов и припарок ещё 5 тыс.лет тому назад. Естествоиспытатель П.С. Паллас писал: «Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются от мореходов как лучшее противоцинговое и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное лекарство». В 19 веке каждая экспедиция брала с собой эти «снадобья жизни». Во время Великой Отечественной войны сотрудники Ботанического института им. В.Л. Комарова разработали способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду. В хвое содержатся в доступной форме микроэлементы – цинк, медь, железо, милибден, имеется большое количество витаминов С, Е, К.
Ученик: Я поранил ногу и у меня идет кровь. Как мне остановить кровотечение?
Лина: Наиболее сильным кровоостанавливающим, антисептическим и ранозаживляющим действием обладает сок (настой, отвар, порошок) следующих растений: тысячелистник, горец змеиный, кровохлебка лекарственная, лапчатка (калган), тополь черный, ольха, дуб.
Подорожник останавливает кровь, снимает боль, помогает заживлению ран. Листья подорожника надо промыть в воде, растереть до появления сока или размельчить, а потом приложить к больному месту и забинтовать. Отвар листьев рекомендуется как отхаркивающее средство при кашле. Сок подорожника незаменим при сильных ушибах и растяжениях связок, а также при укусах ос и шмелей.
Хорошо известны своим кровоостанавливающим действием крапива двудомная и лопух большой.
Листья крапивы способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление тканей. Сок и измельченные листья используют при лечении нагноившихся ран. При кашле отвар корневищ используют как отхаркивающую микстуру.
Настой крапивы используют как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. Его принимают внутрь как помогающее заживлению ран и как противолихорадочное средство. Соком листьев лопуха смазывают порезы и потертости
Ученик: А если я отравился? Что делать?
Лина: При отравлении можно применять следующие растения: шалфей лекарственный, зверобой , чистотел , пижма обыкновенная, цветы ягоды и плоды черники и черемухи обыкновенной .
Важнейшие свойства зверобоя - снижение интенсивности воспалений и кровотечений. Настоем, приготовленным из цветков и стеблей, промывают ожоги, пользуются для полоскания рта при кровотечениях десен. Компрессы из зверобоя накладывают на раны и язвы. Зверобой заваривают как чай.
Ученик: У меня плохой аппетит. Что мне делать?
Лина: Вам поможет корень одуванчика.
В местной народной медицине настой и отвар корней пьют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, болезнях печени, мочевого пузыря. А еще вам поможет корень цикория, он возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Еще при плохом аппетите вам поможет полынь
Ученик: Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться.
Лина:
И если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, подымится жар,Придвинь к себе кружку, в которой дымитсяСлегка горьковатый душистый отвар.
Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле, при ангине используется календула.
Две столовые ложки цветков залить двумя стаканами воды и настоять 25-30 минут. Этот настой применяют как обеззараживающее средство, им лечат ожоги, фурункулы.
При бронхитах и воспалении легких используют отвар и настой чабреца
Ученик: От болезни желудка. Какое растение поможет излечиться?
Лина: Желудочно-кишечные заболевания можно успешно лечить отварами из коры дуба, плодов и листьев облепихи, гореца птичьего, а также соком и свежими плодами рябины. Отличный тонизирующий эффект дает китайский лимонник. Стоит пожевать его плоды и молодые листья, как чувствуешь прилив бодрости и энергии.
Ученик: Чем мне вылечить бородавки?
Лиина: Росянкой. Это лекарственное растение питается мухами и комарами. Из росянки готовят лекарство от бородавок. Бородавки лечит и чистотел.
Учитель: Вспомните уроки природоведения, почему так названо растение? Обратите внимание на восклицательный знак – это растение ядовитое!
Спасибо Лина. Я думаю, Лина нам поведала очень ценную информацию и она нам пригодится в жизни.
II. Закрепление знаний, умений.
Учитель: Итак, ребята давайте подведем итог урока.
Что представляют собой медицинские аптечки?
Какие требования предъявляются к комплектации – индивидуальной, групповой?
Как правильно использовать лекарственные травы?
Вы прослушали и запомнили, в каких случаях помогут растения, поэтому попытайтесь помочь в беде своему товарищу, отгадывая загадки.
Семена как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают,
Кто же их не знает (Календула)
Тысячи листиков на нём, Пахнет как полынка. Попадается везде - в поле, на тропинке. Лечит от желудка, об этом не забудь-ка! (Тысячелистник)
Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти –Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
ТЕСТ
1.Материал, которым пользуются при перевязке:
а) лейкопластырь бактерицидный
б) перекись водорода
в) стерильные салфетки
г) трубчатые бинты
д) индивидуальный перевязочный пакет
ж) бинты
2. Назовите, для чего применяется пантенол:
а) как наружное средство при ожогах
б) как обезболивающее средство
в) как слабительное
3. Болеутоляющее средство:
а) димедрол
б) анальгин в таблетках
в) супрастин
г) баралгин
д) парацетамол
4. Укажите, какие лекарственные растения используются для остановки кровотечения и обеззараживания ран:
а) тысячелистник
б) череда
в) сок подорожника
г) сок полыни
5. Назовите, для чего применяется 2% борная кислота:
а) для растирания
б) для промывания глаз
в) для присыпки обморожений. ран и ожогов
- 6. Перечислите, для чего применяется бриллиантовая зелень:
а) для обработки ссадин и царапин
б) для растирания
в) при аллергических заболеваниях
IV. Рефлексия.
Ребята анализируют свою работу на уроке и выставляют оценки.
V. Домашнее задание.
П 22.1,22.2 (читать и пересказывать)
Дописать таблицу, пользуясь учебником и записать 5 лекарственных трав новых используя дополнительную литературу.
Творческое задание по желанию: составить кроссворд «Лекарственные растения» или презентацию.
Всем спасибо. Будьте здоровы.
Литература
Учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" Авторы: М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Картинки, анимации, gif-рисунки - Интернет-ресурсы.
Справочники "Лекарственные растения".
http://nsportal.ru/shkola/
infourok.ru
Таблица по ОБЖ 6 класс на тему " Лекарственные растения, целебные свойства и правила применения в походных условиях".
Полынь жаропонижающее, противосудорожное, противовоспалительное, болеутоляющее, желчегонное, ранозаживляющее средство. Она нормализует давление, послабляет, оказывает снотворное действие. Помогает также полынь от глистов. Полынь горькая--столовая ложка сухой на стакан воды, если свежая-в 2 раза больше, берутся цветущие макушки, если их нет, то любые части. Доводится до кипения, настаивается немного. Горькая полынь помогает от укуса скорпиона, землеройки и отравления болиголовом (если ее пить с вином), а также от отравления грибами. Опрыскивание горькой полынью отгоняет мошек.Берите только горькую полынь, потому как встречается типы полыней, которые ядовиты.Кипрей (иван-чай) Используется отвар из листьев Иван-чая, он помогает при воспалительных процессах ЛОР-органов, унимает боль при желудочных спазмах, действует в качестве снотворного. Эффек-тивное обволакивающее, противовоспалительное, ранозаживляющее, успокаивающее, кровоостанавливающее и слабительное средство. Настой из листьев с успехом используют при заболеваниях ротовой полости, таких как стоматит, боли в горле, ангина, помогает справиться с негатив-ными последствиями дисбакте-риоза кишечника и нормализовать флору.
otvet.mail.ru
Презентация по ОБЖ "Лекарственные растения"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:МБОУ Никольская СШ Лекарственные растения Нижегородской области. Работу выполнила Гришина Софья Руководитель: Блохин Е.Н.
2 слайд Описание слайда:Одуванчик лекарственный Растение обладает желчегонным, жаропонижающим, слабительным, отхаркивающим, успокаивающим, спазмолитическим и лёгким снотворным действием.
3 слайд Описание слайда:Душица обыкновенная Траву душицы применяют в составе грудных, потогонных, ветрогонных сборов при простудных и других заболеваниях органов дыхания в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства.
4 слайд Описание слайда:Шалфей лекарственный Свежая и высушенная трава шалфея — традиционное народное лекарственное средство (настои, отвары). Шалфей лекарственный применяли в русской народной медицине для лечения туберкулёза лёгких, при бронхите, ангине, как тонизирующее средство.
5 слайд Описание слайда:Манжетка обыкновенная Лекарственные средства из манжетки обладают противовоспалительным, вяжущим, отхаркивающим, ранозаживляющим, мочегонным и лактогенным действием. Регулярный приём внутрь настоя листьев приводит к снижению уровня холестерина в крови.
6 слайд Описание слайда:Мята перечная Применяется при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, успокаивает головную боль, улучшает аппетит.
7 слайд Описание слайда:Расторопша пятнистая В качестве лекарственного сырья используют зрелые плоды расторопши пятнистой. Применяется для лечения болезней печени.
8 слайд Описание слайда:Малина. В народной медицине используются плоды и листья при простуде, гриппе, как жаропонижающее средство.
9 слайд Описание слайда:Крапива двудомная. Листья крапивы входят в состав многих желудочных, почечных и кровоостанавливающих сборов, их применяют как поливитаминное средство. Сок свежей крапивы улучшает обмен веществ.
10 слайд Описание слайда:Ландыш. В качестве сырья используют траву ландыша, как кардиотоническое средство и в качестве желчегонного средства.
11 слайд Описание слайда:Ромашка аптечная. Высушенную и свежую ромашку аптечную применяют в медицине: (отвары, экстракты) — как противовоспалительное, слабое антисептическое и вяжущее средство, наружно — для полосканий.
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-109027
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях
Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 6 класса | План проведения занятий на учебный год | Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях
Урок 25Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях
Соблюдение правил личной гигиены во время активного отдыха в природных условиях имеет большое значение для обеспечения личной безопасности человека.
Вы уже знаете, что при любом виде активного отдыха на природе человек находится в режиме автономного существования, т. е. на «самообеспечении» своих жизненных потребностей. Для этого необходимо снаряжение, запасы продовольствия и аптечка, а также умение пользоваться дарами природы и соблюдать личную гигиену.
Соблюдение правил личной гигиены в походе обеспечивает профилактику различных заболеваний и травм, способствует сохранению бодрости, здоровья, хорошего настроения и высокой работоспособности.
Личная гигиена — это комплекс гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К личной гигиене относится уход за своим телом, зубами и волосами, за одеждой и обувью.
В домашних условиях для соблюдения правил личной гигиены есть всё необходимое, поэтому несложно постоянно следить за чистотой своего тела, ухаживать за одеждой и обувью. Нужно просто не лениться это делать.
Намного сложнее выполнять требования правил личной гигиены в природной среде. Здесь личная гигиена приобретает важное значение для обеспечения безопасности человека.
В походных условиях важно постоянно следить за чистотой кожи. Кожа предохраняет внутренние органы и мышцы человека от ушибов, от солнечной радиации, от проникновения в организм различных микроорганизмов, возбудителей болезней.
В походной жизни необходимо на каждом вечернем привале обмывать тело водой с мылом, чтобы удалить с кожи пот, кожное сало и грязь, накопившиеся за время дневного перехода.
Полезно также, если есть возможность, утром, до завтрака, облиться холодной водой или искупаться в чистом водоёме. Такая водная процедура помимо гигиенического эффекта оказывает закаливающее влияние.
Особое внимание в походе следует уделять уходу за ногами, и в первую очередь тщательно следить за их чистотой.
Ноги нужно мыть каждый вечер после дневного перехода. При этом нужно осматривать кожу ног, обрабатывать имеющиеся на ней трещины, царапины, потёртости йодом или зелёнкой. На следующий день перед выходом на маршрут необходимо вновь смазать травмированные места и заклеить их лейкопластырем.
Если позволяют условия, на больших и малых привалах целесообразно снимать ботинки и носки, чтобы дать ногам отдохнуть.
Чтобы не натирать ноги в походе, важно следить за состоянием обуви. В походах желательно пользоваться шерстяными или хлопчатобумажными носками, которые следует стирать каждый день вечером. Сапоги и другую кожаную обувь следует по мере необходимости просушивать и смазывать. Нельзя сушить обувь у костра, так как она от этого твердеет, теряет гибкость и будет натирать ноги. Для просушки обуви на ночь её можно плотно набить сухим сеном, мхом или колосьями дикорастущих злаков. К утру она будет сухой.
На дневных и больших привалах желательно систематически стирать бельё, очищать от пыли и грязи верхнюю одежду.
В походе следует регулярно чистить зубы. Если вы забыли взять с собой зубную пасту, целесообразно попросить её у товарища.
Если и у товарища закончился запас зубной пасты, то чистить зубы можно мылом; если не взяли зубную щётку, то чистить можно и пальцем, предварительно тщательно вымыв руки. Не забывайте после каждого приёма пищи полоскать рот водой.
В походе также важно следить за чистотой и состоянием волос. Для того чтобы предохранить их от излишнего солнечного облучения, пыли, веток, насекомых (клещей), необходимо идти в головном уборе. Кроме того, волосы надо регулярно расчёсывать.
Напомним также, что одежда туриста должна быть лёгкой, удобной, не стеснять его движений и не нарушать кровообращение и дыхание. Обувь также должна соответствовать условиям похода. Она не должна стеснять ногу, препятствовать естественному движению стопы. Одежда и обувь должны соответствовать сезону.
Кроме того, для обеспечения личной безопасности во время активного отдыха каждый человек должен владеть элементарными, доступными каждому человеку знаниями и умениями в оказании первой помощи.
Из опыта организации активного отдыха на природе установлено, что в пеших путешествиях чаще всего страдают ноги — из-за потёртостей кожи и различных повреждений голеностопного сустава. Во время путешествий возможны травмы рук — ссадины, растяжения связок, а также ушибы.
Во время летних походов возможны тепловые и солнечные удары, укусы насекомых и змей. В зимних путешествиях нередки обморожения рук, ног, носа, ушей и щёк, а также ожоги от пламени костра.
Турист должен быть готов в случае необходимости оказать самопомощь и взаимопомощь в походных условиях.
Каждому человеку, который любит активный отдых на природе, необходимо знать некоторые лекарственные растения, их целебные свойства и правила применения.
Крапива — многолетнее травянистое растение. Растёт по тенистым влажным местам, оврагам, обочинам дорог, между кустарниками. Листья крапивы обладают кровоостанавливающим действием и способствуют заживлению ран. Прикладывают к ране свежие измельчённые листья.
Подорожник — многолетнее травянистое растение. Распространён по всей территории России. Растёт вдоль дорог, на полях, по лесным опушкам и берегам водоёмов. Свежий сок подорожника останавливает кровотечения, обеззараживает раны, обладает бактерицидным и заживляющим свойством. Перед использованием листья подорожника необходимо вымыть, измельчить и прикладывать к ране.
Полынь — многолетнее травянистое растение, распространённое во всех регионах России. Растёт на сырых лугах, по берегам рек, по пустырям. Полынь обладает жаропонижающим, обеззараживающим и общеукрепляющим свойством. Листья полыни применяются в тех же случаях, что и листья подорожника.
Растения, которые можно встретить в походе и использовать как лекарственные средства.
Проверьте себя
■ Почему требования к соблюдению правил личной гигиены в походных условиях выше, чем в домашних? Обоснуйте свою точку зрения. ■ Почему в пешем походе необходим тщательный уход за ногами и как он обеспечивается? ■ Почему каждому участнику похода на природу необходимо уметь оказывать первую помощь?
После уроков
Вы собираетесь с родителями в лес за ягодами. Составьте перечень содержания индивидуальной аптечки с учётом местных природных условий. Запишите его в дневник безопасности.
С помощью текста параграфа, сети Интернет и медицинской литературы начертите таблицу в дневнике безопасности и заполните её.
xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Лекарственные растения 6 класс | Народная медицина диагностика и лечение заболеваний
Пищевые растения. Общая характеристика по семействам культурных растений. Хлебные злаки. Пищевые растения. Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, просо и др. Фото. Пищевые растения. Характеристика, применение и лечебные свойства. Овощные и зерновые растения. Образование для всех. Пищевые растения. Общая характеристика по семействам культурных растений. Хлебные злаки. Пищевые растения. Характеристика, применение и лечебные свойства. Овощные и зерновые растения. Образование для всех.. . . .
Лекарственные растения 2 классУрок: окружающий мир 2 класс. Какие бывают растения, Окружающий мир, 2 класс. Фото. Медиатека педагогического опыта. «Классификация растений». Урок: окружающий мир 2 класс. Какие бывают растения, Окружающий мир, 2 класс. Какие бывают растения, Окружающий мир, 2 класс. На этом сайте мы попытались собрать достойную коллекцию видеоматериалов о целебных травах и растения, а также рецепты из них. Если вас. . . .
Лекарственные растения 5 классО базовом препарате экстракт «Виватон». Ядовитые растения. Болиголов пятнистый. Фото. Более 30-ти лет исследований и разработок привели нас к созданию уникального продукта -препарата «Виватон». О базовом препарате экстракт «Виватон». Болиголов пятнистый — очень ядовитое растение. Знать его нужно хотя бы для того, чтобы случайно не спутать со съедобными растениями, на которые он очень похож, и не употребить в пищу. Ядовитые растения. Болиголов пятнистый. На специальной странице данного раздела мы создали большую подборку видеороликов о лечебных травах и растениях,. . . .
Лекарственные травы для леченияЛечение почек травой. Лечение почек травы. Фото. Специалист альтернативной медицины, мануальной терапии, восточной медицины, целительства. Вы узнаете: -Чем опасна почечная недостаточность, если ее не лечить? -Почему Ваш организм против диет? Лечение почек травой. Специалист альтернативной медицины, мануальной терапии, восточной медицины, целительства. Вы узнаете: -Чем опасна почечная недостаточность, если ее не лечить? -Почему Ваш организм против диет? Во время очищения травами основу рациона должны составлять фрукты и овощи,. . . .
Лекарственные Растения РомашкаАкклиматизация человека. ОБЖ 6 класс. ТОП-10 самых красивых комнатных растений. Фото. Общие понятия акклиматизации. С чем связаны трудности акклиматизации. Как отреагирует наш организм на смену климатического пояса. Акклиматизация человека. ОБЖ 6 класс. Вам наверняка интересно знать, какие комнатные цветы считаются самыми красивыми в мире? Тогда милости просим! Важно знать, что употребление эфирного масла ромашки в чрезмерном количестве влечет за собой общую слабость и головную боль. Кроме того, применение ромашки в. . . .
www.narodnaya-meditsina.com
Использование природных лекарственных средств - стр.6
Использование природных лекарственных средств
Для оказания медицинской помощи помимо медикаментов имеющихся в аварийной аптечке или аптечке первой медицинской помощи, можно использовать дикорастущие лекарственные растения.
Но для этого надо уметь точно определить растение по описанию, знать его целебные свойства и способы его использования.
В экстремальных ситуациях можно использовать следующие растения:
Береза повислая (с гладкой белой корой). В народной практике применяют настой из листьев при ожогах, а березовый сок при цинге, ангине, долго не заживающих ранах.
Василек. Водный настой цветков используют как жаропонижающее средство при лихорадочных состояниях, при головных болях, а также в виде примочек при воспалениях глаз.
Душица. Ее пастой используют для обмывания при головных болях, в виде компрессов при гнойниках и фурункулах.
Крапива двудомная. Зарекомендовала себя как кровоостанавливающее, противолихорадочное и заживляющее средство.
Череда. На гноящиеся раны делают присыпки из измельченных листьев, что ускоряет заживление.
Чистотел. Средство от мозолей, бородавок, лишаев. Шиповник. Настой из листьев шиповника применяют при желудочно-кишечных расстройствах. Настой на плодах шиповника применяют как общеукрепляющее средство, а также при гипертонии.
Ромашка. Настой ромашки применяют при снятии стресса, расстройствах пищеварения (при приеме внутрь), а также он улучшает заживление ран (наружно).
Подорожник. Используют для заживления ран, ожогов, потертостей, мозолей, при укусах насекомых и змей (наружно), а также при кашле, поносе (при приеме внутрь).
Тысячелистник. Используют для заживления ран, при ожогах, остановки кровотечения (размятые и свернутые трубочкой листья останавливают носовом кровотечение), отвар растения применяют для снижения темперы.
Этот список лекарственных средств может быть продолжен.
1.3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
Для жителей южного, юго-восточного и западного регионов Казахстана наибольшую опасность представляют землетрясения и порождаемые ими явления (сели, обвалы, оползни, лавины, прорывы плотин, аварии на химически-, взрыво-, пожароопасных предприятиях
и т.п.).
Существенно можно снизить социально-экономический ущерб, если заранее подготовиться к землетрясениям и их последствиям. В достижении этой цели каждому жителю сейсмоопасной зоны необходимо иметь определенные знания о землетрясениях, знать правила безопасного поведения и уметь грамотно действовать при их
возникновении.
Подземные толчки и колебания поверхности Земли, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний, называют землетрясением.
Землетрясения — геологические явления. Они могут возникать повсеместно. Очаги землетрясений формируются в недрах Земли. Причинами возникновения землетрясений являются резкие нарушения в геологической среде: сдвиги, сколы, срывы, разрывы. Каждое землетрясение — это "взрыв", в результате которого освобождается часть накопленной в недрах Земли энергии.
Сотрясения земной поверхности вызываются сейсмическими волнами. Существует два типа таких волн: объемные (распространяются в теле Земли) и поверхностные (идут вдоль земной поверхности). Объемные волны бегут быстрее поверхностных волн и в точке наблюдения вызывают первый толчок, сигнализирующий о том, что произошло землетрясение. Поверхностные волны запаздывают на несколько секунд. Они вызывают следующие, обычно более резкие
удары.
Область Земли, откуда выделяется сейсмическая энергия,
называется очагом.
Гипоцентр — это точка в очаге, источник первой сейсмической (объемной) волны. Максимальная глубина очага в земной коре на территории Казахстана не превышает 50 км.
Эпицентр — это точка на поверхности Земли, находящаяся непосредственно над гипоцентром.
58
Землетрясения часто сопровождаются трещинами на поверхности Земли. При катастрофическом Аляскинском землетрясении (1964 г.) такая трещина достигла 1000 км длины.
Мера величины сотрясения (интенсивность землетрясения) определяется степенью разрушения зданий, характером изменения земной поверхности и оценивается в баллах. Мерой общей энергии сейсмических волн служит магнитуда землетрясения. Магнитуда — это некоторое условное число, пропорциональное логарифму максимальной амплитуды смещения частиц почвы. Эта величина определяется из наблюдений на сейсмических станциях и выражается в относительных единицах. Из расчета энергосодержания Земли землетрясение не может иметь магнитуду более 9. Магнитуда, интенсивность землетрясения и глубина залегания очага связаны между собой определенной зависимостью. Наибольшая часть очагов случившихся землетрясений имела глубину 20-30 км.
В разных странах разработано большое количество (около 50) сейсмических шкал, используемых для оценки интенсивности землетрясений.
Согласно шкалы Рихтера (профессор Калифорнийского технологического института Чарльз Ф.Рихтер) сильнейшие из когда-либо зарегистрированных землетрясений имели магнитуду 8,9. Для сравнения: магнитуда Армянского (Спитак) землетрясения 1988 г. составляла 7,0; Китайского (Ганъсу) 1920 г. — 8,6.
В Японии разработана 7-балльная шкала для определения интенсивности землетрясений в условиях Японского архипелага.
В 1964 году Медведевым С.В. (СССР), Шпонхойером В. (ФРГ) и Карником В. (ЧССР) была разработана 12-балльная международная шкала М8К-64 (по начальным буквам фамилий ее авторов). В странах СНГ и в ряде европейских стран ею пользуются и по настоящее время.
Ознакомьтесь (по шкале М8К-64) с описанием признаков землетрясений различной балльности и вероятного воздействия толчков на поведение людей, животных, состояние зданий и сооружений, природные явления в грунтах, изменение режима фунтовых и наземных вод.
1 балл. Неощутимое землетрясение. Интенсивность колебаний лежит ниже предела чувствительности людей. Сотрясения почвы обнаруживаются и регистрируются только сейсмографами.
2 балла. Едва ощутимое землетрясение. Колебания ощущаются только отдельными людьми, находящимися в покое внутри помещений, особенно на верхних этажах.
3 балла. Слабое землетрясение. Землетрясение ощущается около50% людьми, находящимися внутри помещений, под открытым небом
— некоторыми. Колебания схожи с сотрясениями, создаваемыми проезжающим легким грузовиком. Внимательные наблюдатели замечают легкое раскачивание висячих предметов, несколько более сильное на верхних этажах.
4 балла. Заметное землетрясение. Землетрясение ощущается внутри зданий многими людьми, под открытым небом—немногими. Некоторые спящие просыпаются, но никто не пугается. Колебания схожи с сотрясениями, создаваемыми проезжающим тяжелым грузовиком. Дребезжание окон, дверей, посуды. Скрип полов и стен. Мебель дрожит. Висячие предметы слегка раскачиваются. Жидкость в открытых сосудах слегка колеблется. В стоящих автомашинах толчок заметен.
5 баллов. Пробуждение. Землетрясение ощущается всеми людьми внутри помещений, под открытым небом — многими. Просыпаются почти все спящие. Некоторые люди выбегают из помещений. Животные беспокоятся. Сотрясения зданий в целом. Висячие предметы сильно раскачиваются. Некоторые неустойчивые предметы опрокидываются или сдвигаются. Частично расплескивается вода в сосудах. Возможно образование тонких трещин в штукатурке сельских построек, зданий из кирпича-сырца. В некоторых случаях меняется дебит ' источников.
6 баллов. Испуг. Землетрясение ощущается всеми людьми. Многие люди пугаются и выбегают на улицу. Домашние животные выбегают из укрытий. Колебания мешают ходить, здания расшатываются, сильно раскачиваются подвесные светильники. Падает и бьется посуда, предметы падают с полок. Возможно движение тяжелой мебели. Осыпается побелка, появляются тонкие трещины в штукатурке. На сырых грунтах возникают трещины шириной до 1 см, в горных районах
— отдельные случаи оползней. Наблюдаются изменения дебита источников и уровня воды в колодцах.
7 баллов. Повреждение зданий. Большинство людей испуганы и выбегают из помещений, многие с трудом удерживаются на ногах. Колебания ощущаются в движущихся автомобилях. Во многих каркасных, железобетонных зданиях—легкие повреждения. Во многих кирпичных домах и в зданиях крупноблочного типа — небольшие трещины в стенах, падение черепицы с крыш, падение частей дымовых труб. Во многих зданиях из кирпича-сырца — большие глубокие и сквозные трещины в стенах, падение дымовых труб. В отдельных случаях — оползни проезжих частей дорог на крутых склонах, песчаных берегах и трещины на дорогах, в каменных оградах. На поверхности воды образуются волны, вода становится мутной. Изменяется уровень воды в колодцах и дебит источников.
6 баллов. Сильные повреждения зданий. Испуг и паника. Кое-где обламываются ветки деревьев. Сдвигается и иногда опрокидывается тяжелая мебель. Висячие лампы повреждаются. Многие глинобитные здания и постройки из кирпича-сырца разрушаются. Во многих кирпичных зданиях — большие глубокие сквозные трещины в стенах, падение дымовых труб. В любых зданиях — повреждение, иногда частичное разрушение перегородок. Разрывы трубопроводов. Памятники и статуи сдвигаются, надгробные камни опрокидываются, каменные ограды разрушаются. Образуются небольшие оползни на крутых откосах выемок и насыпей дорог, трещины в грунтах достигают нескольких сантиметров. Во многих случаях изменяется дебит источников и уровень воды в колодцах.
9 баллов. Всеобщее повреждение зданий. Всеобщая паника, многих сбивает с ног. Животные мечутся и кричат. Всеобщее обрушение глинобитных зданий и построек из кирпича-сырца. Во многих кирпичных и крупноблочных зданиях — обрушение внутренних стен, проломы в стенах, обрушение частей зданий. В деревянных, панельных и железобетонных зданиях — большие глубокие трещины в стенах, падение дымовых труб. Памятники и колонны опрокидываются. Разрывы трубопроводов, искривление железнодорожных рельсов. Повсеместно — трещины в грунте до 10 см. Скалы обваливаются, частые оползни. На равнинах — наводнения, часто заметны наносы песка и ила. На поверхности воды большие волны.
10 баллов. Всеобщее разрушение зданий. Во многих деревянных, панельных и железобетонных зданиях обрушаются отдельные части. Кирпичные дома и здания крупноблочного типа полностью разрушаются. Опасные повреждения плотин, дамб, мостов. Разрывы и искривления подземных трубопроводов, железнодорожных рельсов. Дорожные покрытия и асфальт образуют волнообразную поверхность. Трещины в грунтах до 1 метра. Большие оползни на берегах рек и с крутых склонов. Выплескивание воды в каналах, озерах. Возникают новые озера.
11баллов Сатастрофа. Разрушаются все здания, железнодорожные и автомобильные мосты, шоссейные дороги, подземные трубопроводы. Значительные деформации почвы в виде широких трещин, разрывов и перемещений в вертикальном и горизонтальном направлениях. Многочисленные горные обвалы.
12 баллов. Изменение рельефа. Сильное повреждение или разрушение практически всех наземных и подземных сооружений. Радикальные изменения земной поверхности. Горные обвалы на больших площадях. Возникают озера, изменяются русла рек.
ТАБЛИЦА приближенных соотношений магнитуды и балльности
МАГНИТУДА | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
БАЛЛЫ | 1-2 | 3 | 4-5 | 6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 |
ПЕРЕЧЕНЬ
населенных пунктов, расположенных в сейсмоопасном
регионе Республики Казахстан
Интенсивность землетрясения | Наименование населенных пунктов | Количество населения в них (тыс.чел.) |
6 баллов | Жанатас, Каратау, Усть-Каменогорск, Зыряновск, Лениногорск, Серебрянск, Ушарал, Арысь, Кентау, Чардара, Шу | 797,5 |
7 баллов | Капчагай, Зайсан, Уштобе, Сарканд, Талдыкорган, Шымкент, Ленгер, Жетысай | 682,4 |
8 баллов | Тараз, Текели, Жаркент, Сарыагаш | 409,1 |
9 баллов | Алматы, Есик, Каскелен, Талгар, Гранитогорск | 1238,2 |
Наиболее сейсмоактивный регион Казахстана составляет площадь около 450 тыс. км2. В нем сосредоточено около 30% основных фондов промышленности, расположено более 35% жилищного фонда, в котором проживает около 40% населения республики. О масштабах социально-экономического ущерба говорят данные, приведенные в таблице.
СВЕДЕНИЯ
о потерях при природных катастрофах
Дата | Район | страна | Число жертв (чел.) |
9.06.1887 г. | Верный | Казахстан | 329 |
1.09.1923 г. | Канто | Япония | 143000 |
6.10.1948 г. | Ашхабад | Туркмения | 110000 |
31.05.1970 г. | Чимботе | Перу | 66000 |
27.06.1976 г. | Тянь-Шань | Китай | 243000 |
7.12.1988 г. | Спитак | Армения | 24612 |
21.06.1990 г. | Гилян | Иран | 50000 |
15.01.1995 г. | Кобэ | Япония | 5060 |
8.06.1995 г. | Нефтегорск | Сахалин, Россия | 1960 |
Вторичные факторы от землетрясений
1891г. | Япония | 1242 дома уничтожены пожаром |
1908 г. | Италия | 60000 чел. погибло от цунами |
1920 г. | Ганьсу, Китай | 18000 чел. погребены лессом |
1923 г. | Токио, Иокогама, Япония | 37046 домов сгорело |
21.05.1960г. | Чили | 5700 чел. погибло от цунами |
В сейсмоактивных регионах размещены крупные города и населенные пункты, гидротехнические сооружения и промышленные предприятия с вредным производством, водохранилища искусственного и естественного происхождения, хранилища взрывоопасных и ядовитых материалов. Наряду с разрушением жилых массивов разрушение некоторых из перечисленных объектов может вызвать необратимые экологические изменения. Не меньшую опасность представляют сейсмические нарушения инженерных сетей и коммуникаций.
В ряде случаев убытки от повреждения оборудования и содержимого зданий при землетрясении во много раз превышают убытки от повреждения самих зданий.
Землетрясения нередко сопровождаются пожарами и нарушением экологии геологической среды (обвалы, оползни, селевые явления и т.д.), что наносит хозяйству дополнительный ущерб. Известно, что при Сан-Францисском (1906 г.), Мессинском (1908 г.) и Токийском (1923 г.) землетрясениях убытки от пожаров, возникших в результате землетрясения, намного превысили убытки от разрушения. Во время Верненского землетрясения 9 июня 1887 г. было разрушено более 1500 домов. Одновременно в горах прошли обвалы и оползни. Под обломками камней погибли многочисленные стада скота.
После Кайраккумского (1985 г.) землетрясения в Таджикистане образовался провал подъездной дороги, связывающий город Кайраккум с водохранилищем. Длина провала составила 200 м, глубина доходила До 3 м. Оползень, словно гигантский бульдозер, в одно мгновение полностью снес кишлак Коптулюк.
Землетрясения наносят значительный косвенный ущерб: временное прекращение производственного цикла, отвлечение трудовых ресурсов и т.д. Кроме того, возникают и социальные потери, связанные с нарушением снабжения из-за повреждения транспортных путей, ухудшением жилищно-бытовых условий, ростом миграции населения из района бедствия, снижением трудовой и творческой активности людей, находящихся в состоянии постоянного психологического стресса от ожидания возможных повторных толчков, ухудшением их общего состояния здоровья.
В наиболее тяжелой форме последствия землетрясения проявляются там, где не проводятся работы по сейсмоусилению зданий и сооружений, строительство осуществляется без учета сейсмоопасности. Наглядным примером тому могут служить последствия землетрясений, произошедших в Казахстане за последние годы.
14 июня 1990 года в пределах Зайсанской впадины в Восточно-Казахстанской области произошло землетрясение. В наиболее тяжелой форме оно проявилось в эиицентральной зоне. В поселках Рожково и Бакасу интенсивность толчка достигала 8 баллов. Во многих саманных и каменных зданиях возникли проломы в стенах, в отдельных домах обрушились печи и перегородки. В общей сложности получили повреждения или разрушились 13 тыс. домов.
textarchive.ru
II этап: подготовка учащихся к
усвоению нового материала
(7мин.)
III этап: Изучение нового материала (25мин.) |
Повторение пройденного материала
прошлого урока: «Аптечка». Отвечаем на вопросы:
Сначала ответьте на мои вопросы.
Дети: Зеленая аптека или лесная аптека.Тема сегодняшнего урока: «Лесная аптека» (Приложение 1, слайд 1). Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно сделать проверочную работу”. На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться. Изучение нашей темы мы начнём с просмотра компьютерной презентации. После просмотра обсуждение. Учитель: (Приложение 1, слайд 2). Эпиграф нашего урока: Здесь в зарослях лесных, Где всё для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех умеющих их тайну разгадать. М. Рязанов Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали. Лечебные травы собирали специальные люди. Чтобы узнать, как называли этих людей, давайте, решим кроссворд. Разгадываем сканворд – загадку (Приложение 1, слайд 3). Загадки к кроссворду (Приложение 2). В народной медицине с давних пор используются различные растения. В древние времена многие считали, что лекарственные растения, а также люди, лечившие ими, наделены сверхъестественной силой. В Древней Руси были травники или травознаи, которые без науки пытались проникнуть в тайны природы. Травников любили и уважали в народе, слагали о них песни. Существовали книги-травники, в которых были собраны сведения о свойствах трав. Много в них было фантастического и даже вредного, но много было и полезного, подсказанного наблюдательностью, народным опытом. Особое значение стали придавать лекарственным растениям со времён Петра I. Позднее многие народные лечебные средства получили правильное научное истолкование и применяются в современной медицине.3. Но давно ли мы знаем о лекарственных растениях? Откуда они появились? Кто их открыл? (Приложение 1, слайд 4). Оценка 1-у докладчику и ответ на вопрос: Когда в России появилась первая аптека? 4. Какие лекарственные растения вы знаете? Для лечения каких заболеваний они применяются? (Ответы детей) Назовите, какие лекарственные растения растут в нашем лесу? (Ответы детей) Лекарственные растения Московской области (Приложение 1, слайды 5-11). В производстве лечебных средств используется 200 с лишним видов растений. Из них вырабатывается более 30 процентов лекарств. В Московской области ведётся сбор около 100 лекарственных растений. Сейчас уже заметно истощение некоторых видов когда-то многочисленных растений («любка» двулистная, валериана лекарственная и др.), поэтому многие из них занесены в "Красную Книгу" и охраняются законом. Далее приводятся примеры и небольшая характеристика таких растений. После 2-3-го сообщений ответьте на вопрос: почему некоторые лекарственные растения Подмосковья занесены в «Красную книгу»? 5. Всегда ли можно применять лекарственные растения не посоветовавшись с врачом? Почему? (Ответы детей.) Рассказ о том, что лекарственные растения могут представлять и серьезную опасность (Приложение 1, слайды 13-17).Прежде чем воспользоваться рецептами народной медицины обязательно посоветуйтесь с врачом! Ответ на вопрос: почему перед применением лекарственных растений надо обязательно советоваться с врачом?6. А вы знаете, как правильно заготавливать лекарственные растения? Заготовка лекарственных растений (Приложение 3) Сбор и заготовка лекарственных растений связана с определенными трудностями. Несведущему человеку, отправившемуся за целебными травами, недолго нанести им и вред или собрать недоброкачественное, а то и ядовитое сырье. Качество лекарственного сырья также зависит не только от искусства сборщика, но и от времени года, атмосферных условий и ряда других факторов. Кроме того, среди лекарственных растений немало и таких, которые, ввиду их малочисленности, необходимо тщательно оберегать. При сборе лекарственного растения следует учитывать, какая именно его часть используется во врачебных целях и как производить сбор, чтобы не уничтожить заросли. Пренебрежение этими правилами может привести к полному исчезновению некоторых растений в данной местности (Приложение 1, слайды 18-19). 7. Обзор литературы по данной теме: «Книги о лекарственных растениях» (Приложение 1, слайд 20). 8. А как еще можно применять лекарственные растения? Ответы детей: для приготовления лечебных чаев, различных добавок к еде и т.д. В некоторых кухнях народов мира лекарственных растения используются в пищу (Приложение 1, слайды 21-22).Учитель рассказывает о том, что лекарственные растения применяются не только для лечения, но и как вкусовые добавки к пище. Многие из лекарственных растений являются замечательной пищей. Собирают цветы до обеда, когда они только начинают распускаться. Цветки используют как пряную, вкусовую, лечебную добавку для чая, супов, соусов. Во Франции, например, очень популярны фиалковое желе, желе из розмарина, конфитюр из лаванды и прочее. Зверобой. Пряная приправа для рыбных блюд, из него также варят чай и другие, полезные для здоровья напитки.Иван-чай. Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы, чай. 9. Приготовление лекарственного витаминного чая – семейный рецепт. (Приложение 4). Дегустируем фиточай Оценка 5-му докладчику и ответ на вопрос: почему полезно пить такой чай? |
Запись в тетради даты и темы урока.
Просмотр компьютерной презентации.
Слушают.
1-е сообщение Учащийся рассказывает об истории применения лекарственных растений для лечения человека. 2-е сообщение. Учащиеся рассказывают об лекарственных растениях родного края-Подмосковья. – 3-е сообщение. Учащийся приводит примеры, какие лекарственные растения занесены в «Красную книгу».Слушают, делают необходимые записи в тетради (лекарственные растения Подмосковья).
4-е сообщение Учащийся рассказывает, что необходимо учитывать при заготовке лекарственных растений.
Обзор литературы по данной теме делает учащийся или библиотекарь. 5-е сообщение Учащийся рассказывает об использовании лекарственных растений приготовления лечебных чаев.
Представляет семейный рецепт приготовления фиточая.Памятку самостоятельно читают и вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai