Доклад лекарственные растения 4 класс. Реферат: Урок по окружающему миру в 4 классе на тему «Лекарственные растения на территории Чувашии»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему «Лекарственные растения на территории Чувашии». Доклад лекарственные растения 4 класс


Урок по окружающему миру в 4 классе на тему «Лекарственные растения на территории Чувашии» - Урок

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему

«Лекарственные растения на территории Чувашии».

Педагогические задачи:

1. Дать представление детям о многообразии видов и предназначении лекарственных

растений и разумному их использованию.

2. Объяснить, что бессмысленное коллекционирование растений причиняет большой урон

природе.

3. Показать, что природа – основной источник здоровья и благополучия людей.

4. Помочь детям понять, что значит любить природу, что может сделать каждый гражданин,

чтобы не скудели природная красота и её богатства

Оборудование:

  1. Литературная экспозиция.

а) Алексеев Г.А., Якимова З.П. «Лекарственные растения на территории Чувашии».

б) Доктор Ужегов. «Золотая книга народной медицины». Москва.: «Вече», 2005

в) Н.Я. Дмитриева, И.П.Товпинец «Естествознание». М.: Просвещение, 2006

г) Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» М.: Просвещение, 2005

д) Славгородская Л.Н «Лекарственные растения. Полный справочник». Ростов – на Дону.: Феникс, 2005

2.Гербарий «Лекарственные растения».

3.Календарь сбора лекарственных трав.

4.Буклеты «Секреты бабушки Агафьи».

5.Компьютеры.

1.Электронный справочник «Лекарственные растения». Компания Falcson-Technology™,2003-2004 All rights reserved E-Mail тех. поддержки: rSupport@.

  1. Интернет ресурсы. / lekarstvennye rasteniya

  2. Алексеев Г.А., Якимова З.П. «Лекарственные растения на территории Чувашии». Чувашское книжное издательство Чебоксары, 1975.

  3. Доктор Ужегов. «Золотая книга народной медицины». Москва.: «Вече», 2005

  4. Н.Я. Дмитриева, И.П.Товпинец «Естествознание». М.: Просвещение, 2006

  5. E – mail:veche@ http://www.

  6. Молодова Л.П. «Беседы с детьми о нравственности и экологии». Минск.: «Асар», 2002

  7. Мультимедийное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006».

  8. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» М.: Просвещение, 2005

  9. Славгородская Л.Н «Лекарственные растения. Полный справочник». Ростов – на Дону.: Феникс, 2005 e – mail: torg147@

План урока

  1. Оргмомент.

  2. Объявление темы и цели урока.

  3. Изучение новой темы.

а) решение кроссворда;

б) знакомство с лекарственными растениями по электронным учебникам;

в) работа с гербарием

г) знакомство с календарём сбора лекарственных трав.

д) знакомство с правилами сбора, сушки и хранении лекарственных растений.

е) формы применения лекарственных растений.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Задание на лето.

  3. Подведение итогов.

  4. Выставление оценок.

Учитель предлагает ученикам выбрать жетоны определённого цвета: красный, жёлтый, зелёный, таким образом, класс поделился на три группы. Каждый садиться за тот стол, который соответствует цвету его жетона.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Объявление темы и цели урока.

Античный афоризм гласит: «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа». И это абсолютно верно! Сколько людей, отчаявшись получить излечение от официальной медицины, обращались за помощью к природе. К травам, и получали исцеление!

Травы – могущественны! Нужно только умело ими пользоваться. Применение лекарственных растений для лечения началось еще на заре человечества. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний. Ведь в лекарственных растениях содержатся такие вещества, синтезировать которые человек еще не может. Поэтому, иногда, лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.

На рубеже XXI века при таком разнообразии лекарственных средств, находящихся на витринах аптек, и такой активной рекламе по телевидению и в средствах массовой информации человек совсем забыл о том, что аптечка – то у него под ногами.

Как не стыдно человекуЧуть чего бежать в аптеку.Ты прими хоть сто пилюль.Все равно здоровья нуль.Зато у матушки-природыПолным-полно других даровПрими леса, поля и воды,И гор хребты, и небосводы.И ты практически здоров.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о разнообразии, пользе и применении лекарственных растений. Я расскажу вам о тонкостях сбора целебных плодов, листьев и корней, времени их обработки и хранении, а так же мы обменяемся рецептами народной медицины.

В современном языке бытует выражение: «Если ты болен – обратись к врачу». А вот доктор Г.Н. Ужегов сказал иначе «Если ты болен – обратись к Природе», поскольку человек и природа едины. Мы постараемся выяснить, верно, ли его утверждение.

3. Новая тема.

а) На Земле существует более 350 тысяч различных видов растений. Учёные – систематики распределяют их по группам, то есть классифицируют их, дают им названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями. Поскольку речь у нас пойдёт о лекарственных растениях, то мы должны выяснить, какие группы лекарственных растений существуют. Я предлагаю вам разгадать кроссворд, при правильном его решении в выделенных клеточках образуется ключевое слово.

Кроссворд для зелёного стола

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

Ж

Е

Л

У

Д

Ь

Р

Я

Б

И

Н

А

К

У

К

У

Р

У

З

А

П

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

И

К

Р

Е

П

Е

Й

Р

О

М

А

Ш

К

А

К

А

П

У

С

Т

А

Т

Ы

К

В

А

О

Д

У

В

А

Н

Ч

И

К

Щ

А

В

Е

Л

Ь

К

Р

А

П

И

В

А

Б

Е

Р

Е

З

А

refdb.ru

Реферат - Урок по окружающему миру в 4 классе на тему «Лекарственные растения на территории Чувашии»

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему

«Лекарственные растения на территории Чувашии».

Педагогические задачи:

1. Дать представление детям о многообразии видов и предназначении лекарственных

растений и разумному их использованию.

2. Объяснить, что бессмысленное коллекционирование растений причиняет большой урон

природе.

3. Показать, что природа – основной источник здоровья и благополучия людей.

4. Помочь детям понять, что значит любить природу, что может сделать каждый гражданин,

чтобы не скудели природная красота и её богатства

Оборудование:

Литературная экспозиция.

а) Алексеев Г.А., Якимова З.П. «Лекарственные растения на территории Чувашии».

б) Доктор Ужегов. «Золотая книга народной медицины». Москва.: «Вече», 2005

в) Н.Я. Дмитриева, И.П.Товпинец «Естествознание». М.: Просвещение, 2006

г) Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» М.: Просвещение, 2005

д) Славгородская Л.Н «Лекарственные растения. Полный справочник». Ростов – на Дону.: Феникс, 2005

2.Гербарий «Лекарственные растения».

3.Календарь сбора лекарственных трав.

4.Буклеты «Секреты бабушки Агафьи».

5.Компьютеры.

1.Электронный справочник «Лекарственные растения». Компания Falcson-Technology™,2003-2004 All rights reserved E-Mail тех. поддержки: [email protected].

Интернет ресурсы. http://florall.ru/ lekarstvennye rasteniya

Алексеев Г.А., Якимова З.П. «Лекарственные растения на территории Чувашии». Чувашское книжное издательство Чебоксары, 1975.

Доктор Ужегов. «Золотая книга народной медицины». Москва.: «Вече», 2005

Н.Я. Дмитриева, И.П.Товпинец «Естествознание». М.: Просвещение, 2006

E – mail:[email protected] http://www. veche.ru

Молодова Л.П. «Беседы с детьми о нравственности и экологии». Минск.: «Асар», 2002

Мультимедийное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006».

Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» М.: Просвещение, 2005

Славгородская Л.Н «Лекарственные растения. Полный справочник». Ростов – на Дону.: Феникс, 2005 e – mail: [email protected]

План урока

Оргмомент.

Объявление темы и цели урока.

Изучение новой темы.

а) решение кроссворда;

б) знакомство с лекарственными растениями по электронным учебникам;

в) работа с гербарием

г) знакомство с календарём сбора лекарственных трав.

д) знакомство с правилами сбора, сушки и хранении лекарственных растений.

е) формы применения лекарственных растений.

Проверка домашнего задания.

Задание на лето.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Учитель предлагает ученикам выбрать жетоны определённого цвета: красный, жёлтый, зелёный, таким образом, класс поделился на три группы. Каждый садиться за тот стол, который соответствует цвету его жетона.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Объявление темы и цели урока.

Античный афоризм гласит: «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа». И это абсолютно верно! Сколько людей, отчаявшись получить излечение от официальной медицины, обращались за помощью к природе. К травам, и получали исцеление!

Травы – могущественны! Нужно только умело ими пользоваться. Применение лекарственных растений для лечения началось еще на заре человечества. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний. Ведь в лекарственных растениях содержатся такие вещества, синтезировать которые человек еще не может. Поэтому, иногда, лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.

На рубеже XXI века при таком разнообразии лекарственных средств, находящихся на витринах аптек, и такой активной рекламе по телевидению и в средствах массовой информации человек совсем забыл о том, что аптечка – то у него под ногами.

Как не стыдно человекуЧуть чего бежать в аптеку.Ты прими хоть сто пилюль.Все равно здоровья нуль.Зато у матушки-природыПолным-полно других даровПрими леса, поля и воды,И гор хребты, и небосводы.И ты практически здоров.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о разнообразии, пользе и применении лекарственных растений. Я расскажу вам о тонкостях сбора целебных плодов, листьев и корней, времени их обработки и хранении, а так же мы обменяемся рецептами народной медицины.

В современном языке бытует выражение: «Если ты болен – обратись к врачу». А вот доктор Г.Н. Ужегов сказал иначе «Если ты болен – обратись к Природе», поскольку человек и природа едины. Мы постараемся выяснить, верно, ли его утверждение.

^ 3. Новая тема.

а) На Земле существует более 350 тысяч различных видов растений. Учёные – систематики распределяют их по группам, то есть классифицируют их, дают им названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями. Поскольку речь у нас пойдёт о лекарственных растениях, то мы должны выяснить, какие группы лекарственных растений существуют. Я предлагаю вам разгадать кроссворд, при правильном его решении в выделенных клеточках образуется ключевое слово.

Кроссворд для зелёного стола

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

Ж

Е

Л

У

Д

Ь

Р

Я

Б

И

Н

А

К

У

К

У

Р

У

З

А

П

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

И

К

Р

Е

П

Е

Й

Р

О

М

А

Ш

К

А

К

А

П

У

С

Т

А

Т

Ы

К

В

А

О

Д

У

В

А

Н

Ч

И

К

Щ

А

В

Е

Л

Ь

К

Р

А

П

И

В

А

Б

Е

Р

Е

З

А

(Зелёный стол «Дикорастущие»)

1.В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Жёлудь)

2.Платье потерялось-

Пуговки остались. (Рябина)

3. Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я … (кукуруза)

4. Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – серёжки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

5. Выпускает он листы

Широченной широты.

Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь. (Репей)

6.Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

7. Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нём сто одёжек

И все без застёжек. (Капуста)

8. Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

9. На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

10. Кисла трава

Да во щах хороша. (Щавель)

11.Это зелье ты не тронь:

Жжётся больно,

Как огонь. (Крапива)

12. Стоит Алёна – платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Задание жёлтому столу .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ

1

В

А

С

И

Л

Е

К

2

Б

У

З

И

Н

А

3

М

А

Л

И

Н

А

4

К

О

Л

О

К

О

Л

Ь

Ч

И

К

5

Г

Р

А

Н

А

Т

6

Р

Е

Д

И

С

7

М

О

Р

К

О

В

Ь

8

Р

Я

Б

И

Н

А

9

А

Р

Б

У

З

10

Д

У

Б

11

Ч

Е

Р

Е

М

У

Х

А

12

М

А

К

13

С

Л

И

В

Ы

14

Х

Р

Е

Н

ІІ группа (Жёлтый стол «Культивируемые»)

1. Колосится в поле рожь…

Там, во ржи цветок найдёшь.

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

2. У неё кусты высоки, густы,

Ствол и ветки - трубкой,

Очень хрупкой.

Ягоды красны да не вкусны. (Бузина)*

3. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

4. Синенький глазок висит,

Никогда он не звонит. (Колокольчик)

5.Что за плод!

Шкатулочка с секретом!

Семена – стекляшечки на вид,

Все прозрачные, все розового цвета.

Потрясёшь – как странно – не звенит. (Гранат)

6. Щёки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис)

7. Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

8. Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И «галдя» его клюют. (Рябина)

9. Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

10. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

11.Матушкой – весной я в платье цветном,

Мачехой зимой – в саване одном. (Черёмуха)

На тычинке городок,

В нём семьсот воевод. (Мак)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)

Белый, тощий корнеплод

Под землёй растёт.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят. (Хрен)

Задание красному столу.

1

В

И

Ш

Н

Я

2

П

О

Д

С

О

Л

Н

У

Х

3

М

О

Р

О

Ш

К

А

4

К

Р

Ы

Ж

О

В

Н

И

К

5

З

Е

М

Л

Я

Н

И

К

А

6

Э

В

К

А

Л

И

П

Т

7

Т

Ы

К

В

А

8

Е

Ж

Е

В

И

К

А

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

III группа (Красный стол «Ядовитые растения»)

1. Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?

А всего – то - косточка

Да красненькая кофточка. (Вишня)

2. Посадили зёрнышко,

Вырастили солнышко.

Золотое решето

Чёрных домиков полно. (Подсолнух)

3. Росло – повыросло,

Из кустов повылезло,

На кончике закрутилось,

Красным девицам полюбилась. (Морошка)

4. Низок да колюч.

Сладок да пахуч,

Ягоды сорвёшь -

Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

Стоит Егорка

В красной ермолке,

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон отдаёт. (Земляника)

В нём почти сто метров роста:

На него залезть непросто!

Из Австралии был он

К нам в Россию завезён. (Эвкалипт)

Жёлтая курица

Под тыном дуется. (Тыква)

8. Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван…(ежевика)

б) Итак, какие слова вы получили в выделенных клеточках?

1 стол – Дикорастущие.

2 стол – Культивируемые.

3 стол – Ядовитые.

- Следовательно все лекарственные растения распределились в три группы.

- Почему эти группы получили такое название? (самостоятельная работа в группах на компьютере).

Ещё до недавнего времени основным источником лекарственного растительного сырья служили дикорастущие растения, но в наши дни возрастает количество культивируемых лекарственных растений. Совсем недавно «дикарями» считались валериана, подорожник, пустырник и другие, а теперь эти растения выращивают в специальных хозяйствах.

С давних времен в народном врачевании использовались и сильно ядовитые растения. Народ знал о сильной ядовитости частей растений и употреблял их в очень малых дозах. Самым ядовитым признано лекарственное растение белладонна.*

в) Работа с гербарием. (одновременно с материалами на диске «Биология»)

- Определите, какие части имеет лекарственное растение.

- Встречали ли вы его в природе нашего края?

- Где именно встречали (Лес, поле, луг, водоёмы)?

- Назовите лекарственные растения, которые выращивают на школьном участке?

К какой группе растений они относятся? (Культивируемые)

г) Знакомство с календарём сбора лекарственных трав.

(каждый ученик получает Календарь сбора отдельных лекарственных растений)

^ Календарь сбора отдельных лекарственных растений

Растение

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Василёк синий

цветки

цветки

Дуб

кора

кора

жёлуди

жёлуди

Зверобой

трава

трава

трава

Крапива

листья

листья

листья

Ландыш майский

цветки

цветки

цветки

Мать-и-мачеха

цветки

цветки

листья

Одуванчик

корни

корни

корни

корни

Пижма

соцветия

соцветия

Подорожник

листья

листья

листья

Ромашка

соцветия

соцветия

соцветия

соцветия

Чистотел

корни

трава

трава

трава

корни

корни

Шиповник

плоды

плоды

плоды

- Какой можно сделать вывод, глядя на этот календарь?

(Все лекарственные растения собираются в разные сроки)

(У лекарственных растений собираются разные части: от корней, до соцветия, а у деревьев кору и почки)

Правила сбора лекарственных растений.

1. Надо собирать растения в точно рекомендованные сроки.

2.Нужно бережно срезать ту часть растения, которая рекомендуется для сбора и не разрушать корневую систему.

3. Нельзя собирать растения, которые относятся к исчезающим видам и занесены в Красную Книгу.

д) ^ Заготовка, сушка и хранение лекарственных растений.

Почки растений собирают руками с ветвей весной (в марте - апреле), в период сокодвижения, когда почки набухают. Сушат их в тени в тёплом помещении с хорошей вентиляцией, при температуре 25 -30ºС, разложив тонким слоем.

Кору собирают весной (в марте - апреле), в период сокодвижения в растениях. На ветвях или молодых стволах делают 2 кольцевых надреза на расстоянии 19 – 20 см друг от друга, прорезая кору древесины. Сушат её на воздухе в тени, разложив на бумаге.

Листья, достигшие полной своей величины, срывают вручную до начала или в период цветения растения только чистые и неповреждённые насекомыми и грибками. Собранные листья сушат в день сбора, разложив тонким слоем на бумаге в тени под навесом, периодически помешивая или переворачивая.

^ Надземную часть (траву) собирают перед началом или во время цветения растения, срезая ножом или ножницами на уровне нижних листьев. Иногда срезают отдельные ветки или верхнюю часть растений с листьями, бутонами или распустившимися цветками. Собранный материал связывают небольшими рыхлыми веничками или метёлочками и развешивают их на верёвках, а так же можно сушить на чистой подстилке под навесом на свежем воздухе, периодически помешивая.

^ Цветки и соцветия собирают вручную или срезают в начале цветения, когда они ещё не совсем распустились. Сбор производят в сухой солнечный день после высыхания росы. Сушат в день сбора в тени на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, разложив на бумаге тонким слоем. При этом надо следить, чтобы они не пересыхали и не потеряли окраску.

Плоды и соплодия снимают руками во время их полного созревания без плодоножек, складывают в корзину, обшитую мешковиной. Повреждённые плоды нужно сразу выбрасывать. Сушат их в сушилках или натопленных печах, разложив тонким слоем.

Семена собирают только целые, зрелые и неповреждённые. Отвеивают их от шелухи и посторонних веществ. Сушат на свежем воздухе или в тёплом помещении, рассыпав тонким слоем на подстилке.

^ Корни или корневища собирают осенью в период увядания растения, иногда ранней весной до начала роста надземной части и появления листьев. В этот период корни и корневища наиболее богаты целебными веществами. Добывают их небольшими лопатками или вилами, окапывая в радиусе10 – 15 см от стебля и выворачивая вместе с грунтом, не повреждая корней. Корни тщательно очищают от земли, обрезают мелкие корешки и подпорченные части, моют холодной водой. Корни режут на части, а если они толстые, то их разрезают в длину на несколько частей и 1 - 2 дня подвяливают на свежем воздухе, разложив тонким слоем, затем сушку продолжают в тёплых, хорошо проветриваемых помещениях часто переворачивая.

^ Хранение лекарственных растений

1.Высушенные лекарственные растения хранят в бумажных пакетах, а сухие плоды - в тканевых мешочках подвешенными. Так же можно производить хранение в фанерных или картонных ящичках. Высушенные цветки хранят в стеклянных банках с крышками.

2.К каждой упаковке следует прикрепить бирку с названием растения и датой сбора.

Помещение для лекарственных растений должно быть сухим, прохладным, нежилым и хорошо проветриваемым.

3.Нельзя допускать повреждения сырья насекомыми, клещами или плесенью.

4.Растения с сильными ароматическими эфирными маслами хранят отдельно от других видов.

5Ядовитые растения обязательно хранят в отдельном помещении.

е) Формы применения лекарственных растений

- Скажите, ребята, а в каких формах можно применять лекарственные растения?

1. Настойки (готовят на спирте).

2. Свежий сок.

3. Отвары (из корней).

4. Лекарственные сборы растений (чаи) готовят из листьев, цветков, стеблей.

5. Сборы, чаи (смеси высушенных растений).

6. Порошки.

7. Мази.

8. Масло (из плодов, семян, цветков растений).

9. Сиропы.

10. Экстракты.

Как видите, лекарственные растения применяются во многих формах. Но для того, чтобы приготовить какое – либо лекарство, нужно изучить технологию его приготовления. Ошибок быть не должно! Поэтому сложные рецепты готовят в аптеках – фармацевты.

^ Перед применением лекарственных растений проконсультируйтесь с врачом!

4.Проверка домашнего задания.

Первое.

Дома вы должны были приготовить буклеты на тему «Секреты бабушки Агафьи», где поместили рецепты народной медицины, которыми пользуется ваша семья.

- От каких заболеваний есть рецепты в вашем буклете?

- Какие лекарственные растения в них применяются?

- В каких формах используются лекарственные растения?

(Обучающиеся обмениваются своими буклетами)

Второе.

- Какие лекарственные растения пользуются спросом в наших аптеках?

- Какие лекарственные растения сдаёт население нашего города в аптеки?

5.Задание на лето.

Наступает время летних каникул. Летом ты обязательно побываешь в лесу, на лугу, у водоёма. Лес встретит тебя прохладой и щебетанием птиц, угости вкусными ягодами и грибами. Луг порадует яркими красками цветов, стрекотанием кузнечиков и гудением пчёл. Ручей, река и озеро освежат и позовут полюбоваться жёлтыми кубышками и стремительным полётом стрекоз… Я рекомендую вам как можно больше проводить время на природе.

2008 год в Чувашской Республике объявлен Годом добрых дел. Пожалуйста, будьте добры, проведите сбор лекарственных растений для городских аптек – это обязательно поможет больным людям, и не забудьте пользоваться специальным календарём.

А начать сбор можно с вашего садового участка. *Я уверена, что на нём вы найдёте лекарственные растения из разных групп. Но не забывайте о том, что многие растения вызывают аллергию, поэтому будьте внимательны и осторожны.*

Ещё в XIX столетии люди стали замечать, что некоторые растения становятся редкими и даже перестают встречаться совсем. Именно в связи с этим конце XIX начале XX века во многих странах мира стали создавать заповедники, задачей которых стала охрана редких видов растений от уничтожения.

КРАСНАЯ книга содержит название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений. Пожалуйста, не забывайте об этом!

Большую часть лекарственных растений составляют дикорастущие растения. Их широкое применение заставляет задуматься об ответственности каждого из нас за сохранность природных богатств. Запасы лекарственных растений не безграничны, и использовать их нужно бережно, чтобы хватило не только нам, но и будущим поколениям.

Неподготовленные к сбору лекарственных трав люди, стремятся собрать растения в большом количестве, собирают всё подряд, не соблюдая сроков и правил сбора, сушки и хранения, чем наносят непоправимый урон.

6. Вывод по уроку.

1. Какие растения называют лекарственными?

2. На какие группы делятся лекарственные растения?

3. Где растут лекарственные растения?

4. Что вы запомнили о сушке и хранении собранных лекарственных растений?

5. Чем нужно пользоваться, чтобы при сборе лекарственное растение было действительно

  полезно?

6. В каких формах можно использовать лекарственные растения? 

7. При каких заболеваниях можно использовать лекарственные растения?

8. Можно ли самостоятельно, без консультаций врача, применять лекарственные растения?

9. Могут ли растения заменить лекарство?

Применение лекарственных растений для лечения началось еще на заре человечества. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний.

Знакомые с детства растения открылись нам с другой стороны. Мы смогли увидеть в них не только красоту природы, но и обнаружили родники здоровья, так необходимые в современном мире. Так прав ли доктор Ужегов, сказав: «Если ты болен – обратись к Природе»?

7. Выставление оценок.

www.ronl.ru

Доклад-сообщение Лекарственные растения 2, 3, 4 класс

Любое живое существо может заболеть. Но если человек употребляет лекарства, то животные лечатся сами в  лесной  чаще,  чутьем  находя  растения, которые его избавляют от болезней.

Поздние письменные свидетельства  применения  лечебных растений сохранили  жители Вавилона и древней Ассирии. В те времена уже было известно о целебных свойствах таких растений, как дурман, корень солодки. В древности  сила, которая  скрывалась  в растениях, представлялась  людям из-за нехватки багажа знаний  волшебной. Они надеялись  на то, что имеются  такие  травы, которые могут показать, где запрятан клад, отшибить  память, вынудить  полюбить ненавистного ему  человека. Много сказаний было составлено  про схожие  на человечков корни женьшеня  и мандрагоры. Для всех казалось чудом, что настой женьшеня возвращал уставшим людям  силы. Позже  ученые смогли разъяснить, почему нас врачует  то или иное растение, а чудные  вымыслы были отметены.

Многие растения выращивают  на плантациях, например  мяту, с которой, сталкивался каждый, кто чистит зубы.  Свежесть и аромат зубной пасты придает ментол, являющийся одной из основных  частей мятного масла. Сердечное лекарство-валидол тоже включает в себя мяту.  Это растение улучшает аппетит,  успокаивает. В Древнем Риме перед приходом гостей было принято опрыскивать комнаты мятным настоем, так  как ее аромат способствует жизнерадостному настроению.

Когда наступает весна, то можно увидеть на пригорках желтые цветки на чешуйчатых стебельках, которые еще называют ранним медоносом. Всеми известная мать-и-мачеху применяют при ларингитах, воспалениях бронхов, зева, легких. Другое же растение, похожее на мать-и –мачеху, часто используют в пищу, так как листья одуванчика содержать много витаминов, содержат элементы железа, фосфора и кальция. Если приготовить правильно настой из корней, то, если употребляя его строго по норме, то можно вылечить почки и поднять аппетит. 

Кто не любит из нас собирать ромашку и плести красивые веночки на голову?! А красивый букет всегда будет радовать нас дома. Однако, кроме своей привлекательности, это растение  оказывает благотворное влияние при воспалениях горла, зубов. Отваром ромашки промывают глаза от микробов. А если постоянно промывать волосом отваром, то они приобретут  золотистый цвет. А ароматный чай успокоит в любой ситуации.

В экстренных ситуациях, при ранах и ушибах, эффективным средством считают подорожник. Еще в Древнем Риме воины  прикладывали тряпочки к ранам, пропитанные  соком этого растения, для того, чтобы не произошло нагноение. На Руси считали, что подорожник может  вернуть силы утомившемуся  человеку, положив листья в обувь.  Для сбора растений желательно выбирать сухую ясную погоду вдали от промышленных объектов, железных дорог и автострад. Траву и цветы следует собирать в то время, когда они цветут, а корни – в осеннее время в момент, когда увядают надземные части.  Растительное сырье сушат в затемненных проветриваемых помещениях.

При сборе  лекарственных трав, необходимо  всегда оставлять часть их нетронутыми, чтобы сберечь  эти ценные растения и на будущее.

Доклад Лекарственные растения

В природе произрастает огромное множество различных растений. Среди их числа существуют растения, которые обладают целебными свойствами. Такие виды растений называют лекарственными. Они используются для лечения, профилактики различных заболеваний человека.

Люди с древних времен пользовались тем, что давала им природа. Со временем они стали замечать, что некоторые травы, корнеплоды обладают особыми свойствами: успокаивают, снимают раздражение и зуд, заживляют раны. Знания об этих лекарственных растения накапливались веками. По сей день, люди  широко используют и применяют эти знания.

Ромашка - самое широко используемое лекарственное растение. Это однолетнее ароматное растение, высотой не более 60 см. Ромашка оказывает противовоспалительное, успокоительное, заживляющее и антисептическое действие. Ее применяют при заболеваниях желудка, печени, при болезнях полости рта, заболеваниях наружных покровов, проблемах со сном.

ПодорожникЕще одним популярным растением в народной медицине является шалфей. В Южной Европе его еще называют – «священная трава». Шалфей – это сильное антисептическое средство, природный антибиотик, также обладает болеутоляющими свойствами. Используется при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей.

Подорожник - одно из самых древних полезных растений. История его использования восходит еще к Древнему Китаю 3000 лет тому назад. Подорожник сильное ранозаживляющее средство, жаропонижающее,  Использовать его можно даже при травмах роговицы и конъюнктивите, болезнях почек.

Черника. Многие любят её за вкусные, сочные ягоды, но это не только лакомство, а также сильное противовоспалительное, противогнилостное средство. Настой из черники улучшает обмен веществ, понижает сахар в крови, а полезные вещества, входящие в состав плода, положительно влияют на зрение.

2, 3, 4, 5, 6 класс, окружающий мир

Лекарственные растения

Лекарственные растения

Популярные доклады

  • Доклад на тему Плавание судов 7 класс кратко сообщение

    Тело, находится в воде. Именно поэтому на нее действуют сразу две силы. Одна относится к закону Архимеда, а другая сила относится сила тяжести. Кроме этого каждая из этих сил будет действовать по-разному на это тело. Сила тяжести может действовать обычно

  • Доклад на тему Живые клетки 5 класс

    Все мы живые существа, будь то человек, насекомое, растение, и все мы, состоим из многочисленных «кирпичиков» под названием клетка. Наше тело состоит из миллиардов мелких частиц, где каждая клетка это маленький, активно функционирующий живой

  • Доклад-сообщение Гриб лисичка 2, 3, 5 класс

    Латинское название гриба – Cantharellus. Они относятся к базидиомицетам, классу агарикомицеты, семейству лисичковые, види лисички. Свое название гриб получил за рыжий цвет, схожий с окраской лисы. Встречается он в смешанных и хвойных лесах.

more-dokladov.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта