Тибетский рецепт молодости: правила приготовления, противопоказания. Для тибетцев священное растение
Мистерия священных озер Кайласа - Феномен Кайласа
Заметки об экспедиции Тибет-Кайлас, август 2015. Часть 1.
Напомним, что регион Кайласа (тиб. Канг Тисе, Канг Ринпоче) является уникальным природным объектом, мощным местом силы, одним из важнейших энерго-информационных центров нашей планеты, оказывающим сильное влияние на находящихся там людей. Около одного миллиарда паломников считают за счастье хотя бы раз в жизни совершить паломничество к Священному Кайласу. В этом месте может происходить активация энергетической системы человека, выстраивание его тонких тел и, как следствие, гармонизация материального и духовного аспектов. Импульс, полученный у Кайласа, приводит к последующим существенным изменениям в жизни многих людей. Важно также отметить, что Мандала Кайласа в тонких планах свободна от каких-либо влияний религиозных конфессий и эгрегориальных образований, хотя и содержит все аспекты Бытия. Поэтому духовное путешествие в ней может быть эффективным для любого человека на нашей Планете. Кайлас является вершиной пирамиды Духовности Планеты в системе Меркабы нашей Земли (Меркаба — пространственная фигура, состоящая из двух взаимопроникающих тетраэдров с общим центром; на поверхности планеты имеется восемь проекций вершин, каждая из которых обладает определенными качествами). Кайлас, как и любой другой объект, является многомерным образованием, представляет собой не только гору нашего трехмерного мира, но имеет систему тел, расположенных в системе Миров с разным числом пространственных и временных осей, разным ритмом, плотностью материи, степенью ее духовности и т.д. Происходящие у него процессы, имеют, наряду с трехмерной (в пространственном отношении) вещественно-энергетической составляющей комплекс многомерных тонкоэнергетической, информационной, идейной и миссийной составляющих.
О наших экспедициях к Кайласу и не только
В конце августа 2015 года завершилась одна из самых необычных экспедиций за последние 10 лет к самой священной горе Азии Кайлас.
Особенностью наших поездок является то, что в них совмещаются духовное путешествие, в ходе которого возможно приобрести уникальный собственный внутренний опыт, порой далеко выходящий за рамки обычных представлений, и элементы исследовательских экспедиций, каждый раз открывающие новые аспекты изучаемых мест. Все это выходит далеко за пределы туристических поездок. График, как правило, очень напряженный, не просто ему следовать. Комфорт в обычном понимании возможен редко. Ночевки в палатках на большой высоте 4,600-5,100 м, еда простая. Как говорится, с утра полкружки каши и кружка чая и на работу… В горы, на маршрут, в ходе которого надо пройти несколько десятков километров с восхождениями на пределе возможностей физического тела… Но мы неоднократно убедились, что именно выход за пределы комфорта способствует проявлению Духа у участников экспедиций. Можно сказать, что это не наши физические тела проходили все эти невероятные восхождения, но наш Дух в плотных телах. А иначе, как, например, объяснить, что группа людей, впервые попавшая в горы, смогла все это преодолеть…
Посещение особых точек на земной поверхности представляет для нас важность по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет вспомнить нечто важное, связанное с прошлыми воплощениями, когда наш Дух, зная о глубоком погружении в плотные слои и почти полную потерю памяти, оставлял подсказки, некие коды доступа к оставленным знаниям. Во-вторых, пребывание в таких точках, приводит к гармонизации энергетической системы и выстраиванию тонких тел. Одномоментное очищение и наполнение энергиями мест силы приводит к глубоким внутренним переживаниям, собственному духовному опыту участников экспедиций и глубоким внутренним трансформациям. Передать это словами в полной мере практически невозможно. Можно лишь сделать попытку описать то, что можно сформулировать.
Третий аспект — одной из возможностей работы с сознанием у Кайласа является соединение сознания человека и планеты, что имеет множественный эффект и, прежде всего, восстановление изначальной связи между двумя сознаниями на всех уровнях. Это способствует изменению качества самого сознания человека – он начинает мыслить более высокими категориями единства, без привычной дуальности. Наша воплощенная часть в физическом теле и низших энергетических телах, в соответствии с программой души текущего воплощения, должна, среди прочего, выполнять определенные действия, направленные на проявление энергий Высших аспектов во всех измерениях. Когда человек после определенного очищения и осветления своих плотных тел становится способным обеспечить это проявление и выполнить поставленные душой задачи, его Высшие аспекты включают такого человека в определенные виды работ, в том числе планетарного характера, в зависимости от масштаба и задач его души. При этом человек, осознающий свою задачу (одну из многих) и свое место в пространстве и времени, предоставляет себя (свои низшие тела) для проведения нужных энергий в нужном месте и в нужное время…
Прикосновение к четырем озерам Первотворения из региона Кайласа
Первая часть программы экспедиции была связана с посещением четырех самых больших озер, расположенных в регионе Кайласа: Конгью, Ла-Нгак (Ракшас Тал), Мапанг (Манасаровар) и Кургьял Чунго. Западным паломникам хорошо известны только два из них — Манасаровар и Ракшас Тал. Вместе с тем, эти четыре озера входят в стройную систему, связанную с сотворением мира, описанную в древних тибетских текстах добуддийского периода.
В древних тибетских текстах содержатся описания Четырех Великих Самовращающихся Озер, последовательность и процесс их возникновения, указываются особенности связанных с ними мест. Анализ этих текстов позволил по-новому взглянуть на эти четыре озера: Куркьял Чунг, Мапанг (Манасаровар), Ла Нгак (Ракшас Тал) и Конгью.
Перед каждой поездкой мы тщательно изучаем информацию о планируемых для посещения местах, уделяя особое внимание древним первоисточникам. На этот раз наше внимание привлек текст ’Dzum gling gangs rgyal ti se’i dkar chag tshangs dbyangsyid ’pbrog [«Чарующая мелодия Брахмы: путеводитель к горе Тисе, царю снежных гор всего мира»], в котором имеется много мест, описывающих метагеографию региона Кайласа. В этом тексте содержатся описания так называемых Четырех Великих Самовращающихся Озер и указываются особенности связанных с ними мест. Эти описания помогли нам разобраться и осознать те качества, которые присущи тем или иным точкам Мандалы Кайласа.
Нам удалось последовательно посетить эти озера, начиная с озера Конгью и завершая озером Кургьял Чунго. Это соответствует постепенному приближению к точке первотворения согласно древним бонским текстам – озеру Кургьял Чунго, расположенному у подножия горы Благоуханного Воскурения.
Мы проанализировали также спутниковые изображения высокого разрешения этой области, чтобы разобраться, как устроена водная система у Кайласа.
В этом регионе расположены четыре горные образования, формирующие основные водные потоки: Кайлас (6624 м), Гурла Мандхата (7694 м — высочайшая вершина на плато Тибет), Понри (5953 м) или гора Благоуханного Воскурения и Канглунг Кангри (6250 м). Гора Канглунг Кангри является высочайшей на нашей планете водораздельной точкой, в которой смыкаются бассейны трех великих рек Азии Ганги, Брахмапутры и Инда. Кстати, и до настоящего времени эта точка практически не исследована западными путешественниками несмотря на свою огромную важность и является своеобразным белым пятном, одним из объектов наших будущих экспедиций…
Чисто географически в южном направлении от горы Кайлас находится озеро Ракшас Тал, а от горы Понри – озеро Манасаровар. Соответственно водные потоки с Кайласа текут только в озеро Ракшас Тал, а с горы Понри – в озеро Манасаровар.
Отметим, что часть водных потоков с горы Пон-ри течет сначала в озеро Кургьял Чунго, озеро, возникшее в процессе Первотворения, и только потом они попадают в озеро Манасаровар.
С юга Манасаровар питается водами с горы Гуна, которая находится в отроге Гурла Мандхаты восточнее этой горы. Всего в священное озеро, олицетворяющее по индуистским представлениям Сознание Творца, впадает 12 рек. А тринадцатая река, Ганга Чху, вытекает из Манасаровара и соединяет его с озером Ракшас Тал. В настоящий момент видимый поверхностный поток отсутствует, хотя подземный переток через слой гальки до начала реки у монастыря Чиу, по-видимому, имеется.
Водные потоки с самого Кайласа попадают в озеро Ракшас Тал.
Озера Ракшас Тал и Манасаровар функционируют как энергетические накопители. Они находятся на стыке гигантских литосферных плит, на разломе, и связаны с глубокими слоями Земли. Подтверждением этому является факт, что со дна озера Манасаровар бьют горячие источники, один из них находится в 2 км к югу от монастыря Чиу. Необходимо отметить, что северо-западнее перевала Маюм Ла на высоте около 6000 м находится вторая водораздельная точка бассейнов трех рек: Инда, Брахмапутры и бессточного бассейна.
По тибетскому календарю 2015 год является годом Овцы, особым для священных озер Тибета. Такое бывает раз в 12 лет. В это время энергетика священных озер Тибета наиболее благоприятна для паломников. Многие тибетцы стремятся совершить кору вокруг священных озер Намтсо, Дангра, Мапанг, образующие удивительные дуальные пары с находящимися рядом с ними горами Ньечен Тангла, Тарго и Канг Тисе (Кайлас). Для нас также было очень важно посетить в этом году четыре священных озера региона Кайласа и совершить кору вокруг озер Ракшас Тал и Манасаровар, осознав на собственном опыте особые качества этих озер.
Озеро Конгью. В обители Белой Богини
В юго-восточном направлении от Кайласа на расстоянии 83 км (интересно, что до середины озера 88,8 км) находится озеро Конггью (4789 м), которое имеет также название Гунгью и является священным бонским озером. Его длина 16 км, ширина в самой широкой части 5 км. Протяженность обхода 37 км. Азимут продолговатой части 114 град. Мимо этого озера проходит дорога к Кайласу, но иностранные путешественники просто проезжают мимо, не зная об удивительной истории и качествах этих мест…
Это озеро согласно древним текстам появилось в ходе четвертого этапа первотворения: «Затем из белого вещества перламутрового яйца появилось божественное озеро Гунг-чу Нгул-мо. Оно расположено у подножия горы Brong-rtse Nag-po, а обойти его вокруг можно за два дня. По форме и очертаниям оно напоминает синий шелковый платок, раскинутый в долине».
Форма озера действительно напоминает «синий шелковый платок, раскинутый в долине, и его действительно можно обойти за 2 дня. Тибетцы верят, что в Гунгью Тсо живет белая богиня, облаченная в серебряный шлем и кристальные доспехи… По полученной нами информации, это озеро служит выходом созидающей гармонично сбалансированной энергии. Поскольку в творящей энергии всегда присутствует сильное женское начало, это место всегда связывалось с богинями, отвечающими за плодородие, любовь и защиту женщин.
Спутниковое изображение озера Конггью
К востоку от озера расположен холм, на склонах которого множество останков древних сооружений и относительно более новых груд камней с выбитыми мантрами.
У подножия этого холма нас поразили два так называемых доринга, одиночных стоячих камня, очень похожих на те, которые мы недавно видели на Алтае, на плато Укок. По сути, это своеобразные восточные врата к озеру Конгью…
На белых известняковых горных образованиях севернее озера находятся руины Накра Дзонг (Дж.В.Белецца, 2002 г.), которые включают несколько групп осыпающихся фундаментов. Ниже крепости течет река.
Различные жилые комплексы занимают три пласта известняка светлого цвета. На самом высоком образовании имеется самое крупное скопление руин из пяти различных групп построек, занимающих площадь около 1200 квадратных метров. Исторический характер Накра Дзонг, связываемый в устной традиции с древним западным народом сингпа, до сих пор представляет собой загадку…
Ряд руин сейчас используется в качестве основания для выбитых на камнях буддийских мантр.
Здесь же мы нашли несколько больших пещер с остатками древних росписей охрой. К сожалению, они тщательно уничтожены ударами камней. Видимо, постарались рьяные буддисты. Впрочем, подобные попытки сокрытия прошлого имеют место быть не только в Тибете…
Из пещер открываются великолепные виды на долину с озером. Отличное место для ретрита и медитаций…
Озеро Ла-Нга (Ракшас Тал). Обитель Богини Воинов и Духов Неба и Земли Драблай Гьялмо
В южном направлении от Кайласа на расстоянии 27 км находится озеро Ла-Нга (4575 м). Его длина 28 км, ширина в самой широкой части 22 км, а самой узкой всего лишь 2,4 км. Протяженность обхода 102 км, учитывая довольно сложный рельеф обойти можно за 5-6 дней. На западном побережье много пещер, используемых в прошлые времена для ретритов.
Озеро Ла-Нга Тсо (Ракшас Тал) большинство тибетских буддистов и индуистских паломников избегают, так как оно представляется им в виде демонического начала. Однако, в Вечном Боне озеро Ла-Нгак Тсо — это владения богини невероятной силы Драблай Гьялмо, обитель которой занимает острова озера.
Считается, что эта одетая в доспехи и несущая смертоносное оружие королева божеств-воителей происходит из эпохи Шангшунга. Текстовые источники говорят, что эти острова были культовым центром Драблай Гьялмо — самого могущественного женского божества королевства Шангшунг. Она была королевой всех воинственных духов и двойственных духов неба и земли. Посещение ее геомантического «сердца» считалось великим благом. А представление о демоническом характере этого озера является относительно недавними.
Необходимо отметить, что в Верхнем Тибете считается обычным явлением связывать добуддийские археологические места с демонами и злыми деяниями, чтобы придать большей законности доминирующему религиозному порядку. Этот страх и ненависть к прошлому привели к тому, что для большинства буддийских обитателей Верхнего Тибета практически не существует истории Шангшунга…
У нас получилось совершить кору вокруг этого озера. На всем пути мы не встретили ни одного человека…
Мы посетили комплекс менгиров Доринг Лунг, который расположен в узкой боковой долине на западной стороне бассейна Ла-Нга Тсо. Из этого места частично видно озеро на востоке.
Виды на запад отрезаются склонами в верховье этой долины. Рельеф имеет пологий характер, покрыт травой и усыпан гравием. В Доринг Лунг имеется 13 сохранившихся серых и желтовато-коричневых столбов значительного размера. Они сильно выветрились, наклонились под разными углами и обросли оранжевыми лишайниками. Вертикальные камни (9 менгиров) имеют четыре неровные стороны примерно одинаковой ширины. Лежащие камни (4 менгира), а также слегка возвышенное положение столбов над прилегающем склоном может указывать на то, что вокруг этих столбов было ограждение или другие сооружения. В назначении этого комплекса еще предстоит разобраться по тем данным, которые мы собрали. Проводимые здесь ритуалы, по-видимому, были связаны с солнцестояниями и равноденствиями, когда конфигурация менгиров и ландшафта создавала особую энергетику…
Далее наш путь лежал к удивительному мысу длиной около 1,5 км. Его оконечность образует самое узкое место в озере. До противоположного берега всего 2,2 км. Мыс имеет вогнутую форму, направленную в направлении 348 град.
На возвышении крайней точки мыса поставлен длинный шест, к которому иногда привязывают флажки лунг-та. Еще одно подтверждение почтительного отношения тибетцев к этому месту. На оконечности мыса чувствовался сильный поток излучаемой им энергии…
Центр вогнутой части прекрасное место для медитации, после завершения которой, Кайлас, до этого целый день закрытый пеленой облаков, стал постепенно проявляться и вскоре предстал во всем своем великолепии…
Газели в этом месте довольно любопытны и могут подпускать близко к себе; небольшие черные хвосты выделяются на фоне пушистых белых огузков. Это позволяет легко отличить их от голубых баранов, которые значительно крупнее по размеру и преимущественно держатся на крутых горных склонах.
В наших планах было посещение руин монастыря Тсепгье, местоположение которого в уединенной скрытой долине мы разведали два года назад. К сожалению, в этот раз нам не хватило времени. Но мы поднялись на один из холмов к северо-западу от озера и смогли сделать несколько панорам северо-западной части озера.
Старое русло Сатледжа, вытекающий из озера Ла-Нга, и гора Благоуханного Воскурения
После окончания коры мы увидели радугу. Она проявилась в направлении горы Благоуханного Воскурения. Мы восприняли это как знак, подтверждающий успешное завершения нашей работы…
Озеро Манасаровар (Мапанг Юмтсо). Обитель Царя и Царицы Нагов
Как в каждом индийском храме есть священный бассейн, так и у южного склона Кайласа также есть свой священный водоем, это два озера – Манасаровар и Ракшас Тал. Одно – круглое, как солнце – символизирует силы света, другое – изогнутое, как как полумесяц – символ сокрытых сил ночи, которые, будучи не распознаны и не направлены в надлежащее русло, предстают в виде демонических сил тьмы. Это выражено и в самих названиях озер: Манас (санскр.) означает “разум” или “сознание”, а Ракас или, точнее, Ракшас значит “демон”, так что название Ракшас тал можно перевести как “Озеро Демонов”. Священное озеро Манасаровар, или Мана-саровар, или Тсо Мапхам, или Тсо Мапанг по-тибетски, — это самое священное, самое пленительное, вдохновляющее и знаменитое озеро в мире.
Озеро Манасаровар является вторым самовозникшим обьектом в начале первотворения:
«Точно так же из синего вещества бирюзового яйца появилось так называемое озеро Омовений, Ма-панг Юм-тсо. Это большое озеро расположено у подножия величественной покрытой снегом горы Тисе, и обойти его вокруг можно за четыре дня. Внешне, по форме и очертаниям, оно напоминает мандалу с подношением бирюзы, внутренне — это обитель Зи-чен, царя Клу нагов, и царицы нагов Клу-мо. Бирюзовая цитадель называется Нам-кха зи-тхо и простирается на три йоджаны. Посредине стоит дерево Дзам-бу Срикша, в совершенстве исполняющее желания и потребности богов, Клу и людей.
Тибетцы верят, что в озере Мапанг обитают змеиные божества. Вот, что говорится в древнем тексте (Пхагс па бсдуд па) о том, как озеро было наделено силой Буддами и бодхисатвами:
Если бы в Озере Анаватапта не было змеиных божеств,
Что бы стало с текущими в мире реками?
Если бы не было рек, не рождалось бы цветов и фруктов;
Не существовало бы разнообразия форм в океанах.
В мире множество рек и
Они дают жизнь лесам и лекарственным травам, цветам и фруктам.
Это зависит от Бога змеиных божеств, который живет в Анаватапте.
Там этот Бог змеиных божеств обладает силой и славой.
Согласно данному тексту, в озере живет Будда из великолепной космической эпохи, который принял форму царя-бодхисатвы змеиных божеств. Он учит буддийской доктрине змеиные существа и работает на процветание таких вещей как реки, цветы, фрукты, лекарственные травы и леса
Озеро Манасаровар часто называют озером Нагов. Особенно активны сущности, обитающие у Манасаровара, в ночное время, с 2-30 до 3-45. Именно по этой причине во время коры мы останавливались не в гестхаусах, а в палатках в 2-3 метрах от озера, чтобы иметь возможность наблюдать проявление нагов. И наши ожидания оправдались, мы наблюдали необычные огни на поверхности озера, похожие на дорожку, которые мерцали как светящаяся дымка.
У озера Манасаровар имеются четыре водные врата (аналогично четырем дверям дворца мандалы), из которых западные врата — водный вход в Долину Тхом Буш (Се-ба-лунг).
Вот что пишут об этом в древних текстах:
«По четырем углам этого большого озера находятся: на востоке — место сокрытия пяти разновидностей драгоценных камней; на севере — место сокрытия различных целебных растений; на западе — место сокрытия нектара, побеждающего яд; на юге — место сокрытия плоти семи жизней».
Действительно, на востоке, у монастыря Сералунг, есть песок, состоящий из крупинок пяти цветов. На севере у подножия горы Понри есть множество лекарственных растений, обладающих особыми запахом и свойствами. Скорее всего именно поэтому эта гора называется еще Горой Благоуханного Воскурения. На западе находится озеро Тсети, из которого раньше добывали соду. Тибетцы не без оснований соду, обладающую уникальными целебными свойствами, называли «нектаром, побеждающим яд». Они также говорили о пяти типах соды, которая связывается с ванной, очищающей от проступков и прегрешений.
Вот что мы еще нашли в древних текстах:
«В четырех промежуточных направлениях находятся так называемые Четыре Средства, которые уводят живых существ из низших уделов:
то, что на юго-востоке, — это растение Вечно Плачущее (Drosera peltata), которое находят на Красной скале горы Груда Драгоценностей
Говорят, что это целебное растение помогает при всех разновидностях болезней. Его корень имеет форму алмаза; у него восемь листьев, напоминающих ослиные уши; стебель белый и многослойный; у него восьмилепестковый синий цветок с красными пестиками; плод похож на пятиконечную ваджру; цветок размером с цветок гороха, издает приятный мускусный запах, всегда покрыт росинками и блестит.
Используя для лечения болезней, его называют «белая панацея» [dkar—po gcig— thub]. Если приложить его ко рту, он закрывает врата низших перерождений. Умирающему он помогает оставаться в состоянии созерцания, а также способствует появлению священных останков-реликвий.
То, что на северо-востоке, — это большой валун огонь-камня, который лежит на горе Благоуханного Воскурения и называется Скала, Направляющая Живых Существ. Говорят, что, когда на этой скале зажигают огонь, всё съеденное и выпитое и всё то, чего коснулись огонь и дым, порождает просветление.
Гора Пон-ри или гора Благоуханного Воскурения
То, что на северо-западе, называется Вечно Плачущая Вода. Говорят, что она представляет собой горячие источники, полезные при всех разновидностях болезней
Горячие источники и монастыря Чиу
То, что на юго-западе, называется Вечно Плачущий Человек. Считается, что это место, где тысячелетний старец-аскет пребывает в медитации в пещере Ке’u—ru-ri, и что любое живое существо, повстречавшееся с ним, может достичь освобождения
Пещеры у монастыря Госсул, в которых останавливаются бон-по
Белый город на северном побережье
С озером Манасаровар связано много легенд. Одна из них — о Белом городе и лотосах, цветущих в священном озере.
Во время цветения лотос поднимается на поверхность на малый период времени, всего на несколько минут, раскрывается и быстро опять уходит вниз, в глубины озера. Цветение происходило раз в год, но не в одно и то же время, а во время солнечного или лунного затмения. О времени цветения знали только жрецы Белого города — особая высшая каста, которые во время появления лотоса проводили определенный ритуал, читая мантры…
За несколько минут лотос мощно трансформировал все пространство. В сильном энергетическом потоке происходила утилизация мертвых, отработанных энергий и зарождение живых, новых энергий.
Лотос большой, диаметром 3-4 метра, листья и лепестки толстые, как будто набиты ватой. У него 12 лепестков, внизу 4 больших лепестка, внутри 8 лепестков поменьше. Лепестки бледно-розоватого цвета, с красными прожилками.
Другая легенда говорит, что когда Учитель Шакьямуни, вместе с 500 учениками, пришел в Белый Город, то над водой появился гигантский стебель лотоса, который затем распустился в знак радости и дружбы царя змеиных божеств. На нем был 501 цветок, и когда Будда сел на центральный цветок, а 500 достойных буддистов, таких как Сарипутра, расселись на 500 цветках под ним, он прочитал Речь о причинах и следствиях. Вот как это место было наделено силой, как это утверждается в Основных учениях по доктрине.
Считается, что вода озера Манасаровар обладает качеством, которое способно очищать от прегрешений и закрывать путь для перерождений на низкие планы. Для этого достаточно лишь выпить ее или совершить омовение в озере. Об этом озере Будда сказал своим ученикам, что оно является высшим озером, которое когда-либо было освящено Буддами и бодхисатвами.
Если человек совершает круговые обходы с этим знанием, то даже несмотря на то, что он может быть страшным грешником, совершившим пять неискупимых грехов, после своей смерти в последующем перерождении он уже не вернется на нижние планы. И если выпить воды из озера и совершить омовение с верой в душе, веря в то, что сказал мастер Падмасамбхава, можно переродиться в божественную сферу Небесного Действа.
Ритуал омовения в Ракшастале – очищение сознания человека. Когда очищается сознание, то меняется и физическое тело, и эмоциональное поле и у человека начинает меняться осознание. На бессознательном уровне выстраивается правильное восприятие бытия. Восстанавливаются нервные клетки. И когда полностью уходят эмоции, приходит состояние – «я есть»… А затем вдыхается жизнь через омовение в Манасароваре. Манасаровар – это дыхание жизни. После проведения ритуала омовений в озерах Ракшастал и Манасаровар человек на бессознательном уровне становится чистым, уходят кармические вопросы. Происходит как бы обнуление, и то, как он будет жить дальше – это полностью выбор человека.
Кора вокруг озера Манасаровар
Тибетцы обычно начинают кору вокруг озера Манасаровар из Хор Шанге (бывший Хор Ку; также Хор-ре и Ле-гья; 4610 м), который расположен в 27 км от Дарчена, на северо-восточной оконечности озера. Первую ночь они проводят в Труго, а вторую в монастыре Чиу гомпа. Мы же решили пройти маршрут коры за 5 дней для более подробного изучения множества пещер, которые встречаются практически на протяжении всей коры и более глубокого соприкосновения с энергией этого уникального озера. Мы начали свой путь из монастыря Чиу, от которого до монастыря Лангбона проложена дорога прямо по берегу озера.
В самом начале коры мы увидели настоящий пещерный город — береговые скалы были просто усеяны пещерами, обустроенными индийскими и буддийскими затворниками. Вот он великий легендарный Белый Город!
Монастырь Черкип
На расстоянии 6 км от начала коры у монастыря Чиу находится монастырь Черкип. Около монастыря, на террасе, располагается чортен и стена Мани. Разрушенный центр, посвященный Гуру Ринпоче, расположен у самой воды в устье пересохшего ручья. Это был самый маленький из восьми монастырей по берегу озера. Недалеко на холмах много заброшенных пещер для медитации, выходы которых ориентированы на теплую южную сторону, почти всегда освещенную солнцем. Это позволяет оставаться в пещерах даже зимой.
Далее тропа коры следует мимо Тасалунга, стены Мани на входе в долину, и пещеры отшельников Лангчен Пхук рядом с берегом. Перед входом в долину реки Гьюма Лунг дорога поворачивает на север к монастырю Лангпона (6 км от монастыря Черкип). Монастырь, посвященный Будде Шакьямуни, располагается на правом берегу Гьюма и ранее находился под управлением монастыря Хемис на территории Ладакха. Территория монастыря окружена пастбищами, на которых кочевники из Хор Ку и Пуранга пасут своих животных в зимнее время года. Река Гьюма довольно полноводная и ее можно перейти только по льду в зимнее время.
Наш лагерь мы расположили недалеко от устья этой реки прямо на берегу озера, в 3 метрах от воды.
От наших палаток открывался прекрасный вид на священную гору Благоуханного воскурения
Продолжение коры. Восточное и южное побережье
Во время коры нас сопровождала удивительная собака. Кроме «взгляда Воина» ее поведение было наполнено достоинством. Она не просила еду и, даже когда мы ей давали немного печенья и сыра, не ела сразу, а только через какое-то время. Но самое главное, от нее исходила некая Энергия, некий импульс, который помогал и направлял…
Сералунг, первый храм на маршруте прохождения коры, находится в 3 часах пути от Хор шанга. После перехода через Сермо Тсангпо, вдоль берегов которой простираются обширные луга для разбивки лагеря, дорога сворачивает влево (на восток) в холмы. Тропа паломников ведет на юг в песчаные дюны к озеру. На берег выносит необычные растительные яйцеобразные формирования, которые паломники собирают как чинлап (благодать). Они также собирают здесь блестящий разноцветный песок, который называется чема не-нга, “пятицветный песок». Широкие полосы темно-красного песка вдоль берега — пылеобразный известковистый гранат. На темно-синей воде плавают крупные смешанные стаи горных гусей, чомги, крохали, лысух, чаек, огари и разнообразных уток. Вдоль береговой линии бегают осторожные кулики и красноногие травники, пронзительные крики которых часто обращают в бегство водоплавающих птиц, на юго-западе вырисовывается Гурла Мандхата, а на северо-западе возвышается белая пирамида Кайласа; трудно найти более восхитительное священное место.
Монастырь Сералунг (Долина Града; 4665 м) был основан в семнадцатом веке немного выше на холмах, но впоследствии был заново отстроен поближе к озеру. Лакханг и святилище охранителя возвышаются над небольшим внутренним двором с жилыми постройками по каждой стороне для монахов. Главная фигура в храме — Сангье Чомденде, образ Будды, который прилетал в это место с 500 архатами, чтобы “прикрепить» Кайлас.
Далее дорога пересекает песчаный возвышенный мыс и выводит к мосту через реку Трак Тсангпо. Окрестности изобилуют дикими животными и растениями, и в русле долины пасутся стада диких ослов (кьянг). Трак Тсангпо, самый крупный впадающий в озеро речной сток. Некоторые считают, что эта река — Лангчен Кхабаб — исток Сатледжа, хотя большинство тибетцев за исток Сатледжа принимают источники в Дунгчу гомпа северо-западнее Ракшас Тала. Если идти на восток вверх по Трак Тсангпо и через перевал Трак Ла, можно добраться до Тамчок Кхабаба, истока Тсангпо.
В 6,5 км от озера в русле реки Таг находятся многочисленные горячие источники. Вдоль русла реки по обоим сторонам идут две дороги. Ехать лучше всего по южной дороге. Здесь расположен целый бассейн с проточной горячей водой, единственный бассейн такого большого размера в регионе Кайласа
Далее по большей части дорога идет вдоль берега до монастыря Труго, и вскоре проходит через одно из четырех мест простираний чактсал ганг. В двух часах пути за Трак Тсангпо лежат руины Ньего гомпа, бывшего убежища Сакьяпа, построенного в том месте, где индийский мастер Атиша был так поражен красотой этого района, что остался здесь на несколько дней, совершая глиняные подношения тша-тша. Атиша — это индийский мастер, который восстановил буддизм в Тибете в XI веке.
Труго гомпа (4590 м), крупнейший из монастырских комплексов вокруг Манасаровара, находится менее, чем в 1 часе пути от Ньего. Изначально созданный в качестве места для медитации для монахов Друкпа Каргьюпа, впоследствии он был передан под управление Шепелинга — крупного монастыря Гелугпа, который в настоящий момент пребывает в руинах на хребте над Пурангом. Три центральные фигуры в изысканно украшенном дукханге — Дусум Сангье, «Будды трех времен”. Большинство из находящихся здесь небольших статуй изначально находились в Шепелинге.
Ранним летом здесь, на южном берегу, кишат тучи черных насекомых. Они не кусаются, но причиняют неудобства, и приходится закрывать нос и рот.
У озера Тсети
Вокруг озер Ла-нгак и Мапанг, несмотря на довольно отличающуюся форму, можно описать две окружности с почти одинаковым диаметром около 29 км. Центральная точка пересечения этих окружностей Vesica piscis находится на южном побережье озера Тсети, из которого ранее добывали поташ и соду. Это озеро находится всего в 200 метрах от западного побережья озера Мапанг.
Мы посетили равновесную точку двух озер, в которой можно одномоментно ощутить баланс разнонаправленных энергий, выровнять тонкие энергетические тела.
Воздействие озера Манасаровар на сознание паломников во все времена было запредельным, открывающим божественную реальность…
Озеро Куркьял Чунго. Обитель Богини Гур-Гьял
А самым первым озером, возникшем в процессе первотворения, в соответствии с бонской традицией, явилось озеро Куркьял Чунго (4,596 м), расположенное севернее Манасаровара у подножия горы Благоуханного Воскурения:
«Сначала в пустом просторе неба из самовозникшей субстанции бытия в абсолютной пустоте появились четыре сияющих яйца из драгоценных камней. Затем из белого вещества белого яйца из морской раковины появилось так называемое божественное Озеро Богини Гур-Гьял. Это большое озеро расположено у подножия горы Благоуханного Воскурения, и вокруг него можно обойти за один день. По форме и очертаниям оно напоминает перевернутое серебряное зеркало; это сокровище и место совершенного наслаждения».
Согласно буддийской традиции, это озеро символизирует голову Манасаровара и является местом ритуальных омовений дакини. Считается, что кора вокруг Манасаровара будет неполной, если также не обойти по кругу и это озеро.
Северо-западная часть озера сильно заболочена, что вызывает трудности подхода к берегу. Форма озера похожа на ковш, верхняя часть которого расположена в юго-западном направлении.
От дороги до озера всего около 300 м, но как ни странно, никто не останавливается в этом месте… А озеро стоит того. В спокойной глади озера отражаются как в зеркале корабли белых облаков.
Наше путешествие в пространстве сакральных озер было подобно постепенному приближению к точке первотворения. Это была особая подготовка через Стихию Воды к следующему этапу нашей экспедиции — Спиральной Коре Кайласа, Спирали Единства, Спирали Восхождения к Истокам, откуда мы все вышли у куда предстоит вернуться… Но это следующая история.
www.mt-kailash.ru
Тибетский рецепт молодости: правила приготовления, противопоказания
Основанная исключительно на дарах природы медицина монахов из Тибета является наидревнейшей, о которой знает современный человек. Все предлагаемые ею фитосборы скрупулезно разрабатывались тысячелетиями, процентный состав, правила приема рассчитывались до мелочей. Это самая действенная природная медицина, требующая максимальной дисциплины во всем: от составления сборов до регулярности, времени их приема. Рецепт омоложения организма уже много веков оправдывает свое предназначение, являясь одним из самых популярных средств тибетской медицины.
Состав тибетского сбора молодости
В состав сбора для омоложения входят известные и легкодоступные травы, которые можно найти в любой аптеке. Ценность этого рецепта заключается в пропорциях, способе приема, которых следует придерживаться неукоснительно, дисциплинированно, не прерываясь ни на день.
Состав: Ромашка - 100 г Зверобой - 100 г Бессмертник - 100 г Березовые почки - 100 г
Приготовление: Все компоненты измельчить, тщательно перемешать. Хранить в сухом проветриваемом месте в тканевой или бумажной таре, в стеклянной банке.
Этого объема сбора хватит на полтора-два месяца приема. После его окончания следует сделать продолжительный перерыв - на несколько месяцев. В течение года достаточно один раз проводить курс омоложения.
Как действует сбор для омоложения
Входящие в состав сбора травы обладают свойствами, ускоряющими и восстанавливающими процессы в организме, ведь чтобы на нем не сказывалось влияние времени, он должен правильно функционировать. Действие тибетского рецепта молодости направлено:
- на улучшение обмена веществ;
- избавление от вредных накоплений в кишечнике, суставах;
- очистку сосудов от холестерина, улучшение их эластичности;
- удаление лишнего жира и предотвращение появления нового;
- нормализацию сна, мозговой деятельности;
- восстановление аппетита.
Березовые почки позаботятся об обмене веществ, снижении веса, избавят организм от микробов желудочно-кишечного тракта, в том числе стафилококков, нормализуют работу органов дыхания. Ромашка обладает мощным противовоспалительным эффектом, выведет из организма шлаки и токсины, восстановит работу эндокринной системы. В состав бессмертника входит природный антибиотик, который поможет справиться с огромным количеством инфекций, застойных процессов и хронических заболеваний, особенно в ЖКТ и мочеполовой системе. Зверобой подлечит печень, желчный пузырь, очистит почки от песка, а организм от паразитов.
Видео: Принцип действия рецепта молодости
Как заваривать и принимать настой трав для омоложения
Для приготовления одной порции настоя в эмалированную или стеклянную посуду высыпать 1 ст. л. сбора, залить 500 мл кипятка. Накрыть крышкой, заваривать как чай не менее получаса. Готовый настой процедить, разделить на две равные половины.
Одну часть настоя, приготовленного по тибетскому рецепту молодости, выпить утром после завтрака, добавив чайную ложку меда. Мед подойдет любой: цветочный, гречневый или из подсолнуха. Он должен быть чистым, без посторонних примесей, хорошего качества.
Вторую часть убрать в холодильник до вечера. Принять ее после ужина, подогрев на водяной бане до приятной теплоты, тоже добавив ложку меда.
После употребления травяного настоя желательно отказаться от перекусов: до утра при вечернем приеме, до обеда - при утреннем. В противном случае процесс очищения организма, который запускается под действием выпитого сбора, даст сбой.
Не следует заготавливать травяной настой впрок. Лучше каждое утро готовить его суточный объем. Принимать следует в теплом виде, но не горячим.
Видео: Как правильно заваривать и принимать лекарственные травы
Побочные действия от приема сбора
В первые дни начала приема настоя трав может наблюдаться некоторое ухудшение самочувствия. В первую очередь реагирует на травы наиболее слабый орган, обремененный кучей заболеваний. Кто-то начнет жаловаться на головные боли, слабость, усталость. У кого-то будут ныть суставы, болеть желудок, начнется диарея. Это сигнал к тому, что восстановительные и омолаживающие процессы начались. Необходимо перетерпеть несколько дней, потом самочувствие резко улучшится настолько, что человек будет ощущать неимоверную легкость во всем теле, которая была ему свойственна разве что в далеком детстве.
Можно предупредить эти неприятные симптомы омоложения, предварительно пройдя курс очищения организма, основанный на фитопрепаратах.
Противопоказания
Несмотря на свою чудодейственную силу, тибетский сбор имеет некоторые противопоказания:
- Индивидуальная непереносимость одного из компонентов сбора.
- Нельзя принимать травы дольше обозначенного периода, сделав более объемный сбор, чем указано в рецепте. Особенно это касается мужчин, потому что в состав входит зверобой, угнетающий мужскую силу.
- Нежелательно приступать к лечению в период обострения хронических заболеваний, во время беременности и кормления грудью.
Альтернативные рецепты молодости из Тибета
Иногда в тибетском рецепте молодости можно найти листья земляники в такой же пропорции, что и другие травы. Это не меняет эффект лечения, а лишь расширяет сферу влияния травяного сбора на организм. Растение нормализует давление, обладает легким седативным действием, выводит соли из организма, особо полезно при проблемах, связанных с женскими заболеваниями.
Приведенный выше вариант омоложения по методике монахов Тибета наиболее доступный, ориентирован на простоту приготовления и употребления. Альтернативный рецепт включает в себя более 20 трав. Его лечебные свойства значительно превышают действие первого сбора, но, решившись прибегнуть к нему, желательно проконсультироваться у своего лечащего врача.
xn--d1acrjbb5h.xn--p1ai
Рерих Ю. ХРАМ БУДДЫ ВРАЧЕВАНИЯ. Статьи на сайте по Аштанга Хридая самхите
Медицинские сочинения в Тибете могут быть разделены на две основные группы: 1) так называемые основные труды, главным образом переводы сонскритских оригиналов; 2) комментарии и учебники, главным образом труды тибетских ученых.
К первой группе принадлежит фундаментальный трактат “Чжуд-ши”, или “Четверокнижие”, древнеиндийское сочинение, очень близкое к Сушруте, но санскритский оригинал которого утрачен. Согласно традиции считается, что оно было переведено с санскрита на тибетский знаменитым переводчиком-лоцавой Вайрочаной в VIII веке. Существует несколько изданий тибетского “Чжуд-ши”. Лучшее опубликовано большой медицинской школой на горе Чагпори в Лхасе. Есть также и пекинское издание этого труда. В XVIII веке это сочинение было переведено на монгольский. Помимо описаний физиологии и патологии, оно содержит несколько глав о лечении различных заболеваний, а также главы о лекарственных средствах, перечисляющие лекарства растительного, минерального и животного происхождения, используемые в тибетской фармакопее. Есть там также глава о приготовлении лекарств и списки 116 видов порошков и примерно 22 видов пилюль. Другое важное сочинение, принадлежащее к той же группе, это такназываемый “Лхантаб”. Эта важная и исключительно популярная книга состоит из восьми глав, содержащих примерно 156 параграфов, говорящих о физиологии, патологии, хирургии, нервных болезнях, эпидемиях и др. Каждая из глав о лечении болезней состоит из двух разделов: болезни, вызванные нарушением жизненных энергий тела, и болезни от раздражения.
Второй раздел медицинской литературы более многочислен и содержит большое число важных сочинений, написанных тибетскими и монгольскими учеными. Самый важный труд в этом разделе — это “Вайдурья-онбо”, написанный Санчжяй-Чжамцо, известным регентом Тибета в XVII веке, автором нескольких важных трудов по астрономии и истории буддийской церкви в Тибете. “Вайдурья-онбо” — это комментарий на “Чжуд-ши” в четырех книгах. Он никогда не переводился и не анализировался, но содержит много ценного материала по лекарственным средствам Тибета. Другая важная работа того же рода — это так называемый “Чжуд-ши-грел-па” или комментарий на “Чжуд-ши”.
К тому же классу принадлежит ценное сочинение “Дерге менду”, содержащее подробные перечни лекарственных средств и даже атлас лекарственных растений, некоторые рисунки которого замечательно точны. Эта книга напечатана в Дерге в Северо-Восточном Тибете, и следует посмотреть, насколько сильно на нее повлияли китайские “пен-цао”. Очень важны для изучения туземных лекарственных средств различные мэнджьёры, или списки рецептов. Эти мэнджьёры встречаются только в рукописном виде и обычно составляются ламами-врачами для личного использования. Такие мэнджьёры часто содержат описания и рисунки лекарственных растений, указания относительно места произрастания и лучшего времени сбора. Некоторые из этих списков рецептов зачастую содержат интересный материал, не включенный в большие печатные книги по тибетской медицине.
Еще одна важная работа, принадлежащая к этому же классу, — это сумбум, или собрание сочинений Арья-Пандиты, известного автора и настоятеля-воплощенца большого монастыря Пандита-гэгэн-сумэ в Дзуу-абкха во Внутренней Монголии. В этом пространном сочинении имеется интересный медицинский атлас, ботанический рзздел которого может оказать большую помощь для правильной идентификации различных лекарств. Помимо учебников по медицине и списков рецептов, составленных ламами-врачами для собственного использования, существует еще один вид монгольской и тибетской литературы, содержащий полезные сведения. Я говорю о рукописных дневниках, которые вели известные ламы-врачи, фиксируя разные истории болезней и подробности лечения. Такие чрезвычайно ценные тексты, к сожалению, исключительно редки, а автор или владелец никогда не согласится расстаться со своей рукописью. Подобные дневники известных врачей очень высоко ценятся и иногда имеются в нескольких копиях, сделанных учениками.
Приведенное краткое перечисление наиболее важных и самых известных книг медицинской науки Тибета и Монголии далеко не исчерпывает предмета. До сих пор в этой области сделано очень мало. Большая часть этой литературы остается непереведенной. Перевод сам по себе представляет значительные трудности. Зачастую чрезвычайно трудно установить соответствие между нашими научными терминами и терминологией тибетских медицинских текстов. Идеальным решением была бы совместная работа западного специалиста и ламы-врача. Одной из главных трудностей является то, что в тибетских медицинских текстах различные стадии одной и той же болезни зачастую носят различные наименования. Например, общее название рака по-тибетски лхог-па, но медицинские тексты упоминают по крайней мере о 18 видах рака, и каждый известен под особым названием. В моей предыдущей работе на эту тему, при переводе “Лхантаба”, я использовал с большим успехом большие цветные фотографии раковых больных. Должен сказать, что мои информанты, тибетские практикующие врачи-ламы, очень быстро научились пользоваться этими фотографиями, описывая болезнь по-тибетски. Такой метод очень помогает при идентификации тибетских названий болезней. Значительные трудности возникают при идентификации лекарственных средств. Некоторые лекарства продаются в виде порошков, другие имеют неопределенные названия. Например, растение Selaginella involvens используемое при кровоизлиянии в мозг и проказе, известное также в китайской медицине под названием чуан-по, в Тибете известно под названием чурин дермо, т.е. “коготь крокодила”. Многие изучающие тибетскую медицину относят его к лекарствам животного происхождения. Другой пример — это ценное лекарство, известное как ярца гунпу, что значит “трава летом, насекомое зимой”, которое в значительных количествах экспортируется из Восточного Тибета в Китай. Долгое время это лекарство классифицировалось как растительное. В действительности же это гусеница Cordyceps sinensis.
По крайней мере 60% тибетских лекарственных средств состоит из растительных продуктов. Многие из тибетских названий лекарственных растений это родовые термины, прилагаемые к различным видам одного рода. Ламы-врачи, как правило, используют виды растения, характерные для их местности, за исключением некоторого числа растительных продуктов, импортируемых из Индии, например, мираболан. Некоторые из этих лекарственных средств недавно вновь открыты и введены в западную фармакологию. Например, эфедра (tshe-pad) часто использовалась в тибетской медицине и прописывалась при лихорадке, простудах и астме. Эфедра — это один из “трех драгоценных” продуктов, другие два это Juniperus exclsa или squamosa (sug-pa) и Rhododendron anthopogon (balu). Эти три растения считались священными и обильно использовались при ритуалах как благовония. Говорят, что их дым обладает очистительным действием и восстанавливает прану, жизненную энергию. Некоторые ученые придерживаются мнения, что разновидности эфедры, характерные для Северо-Западной Индии, Афганистана и Тибета, представляют собой древнюю сому, божественное растение ариев ведической Индии. В старых могильниках, раскопанных в Восточном Туркестане и принадлежащих древней индоиранской расе, найдены маленькие пучки эфедры, что указывает, вероятно, на существование древнего ритуала, в котором использовалась эфедра.
С давних времен тибетские монастыри были центрами медицинского обучения. В большинстве крупных монастырей имелись медицинские школы, где получали подготовку студенты-монахи. Крупнейшая и самая известная медицинская школа — это Чагпори в окрестностях Лхасы, столицы Тибета, основанная Санчжяй-Чжамцо, знаменитым тибетским регентом и автором популярного учебника по медицине “Вайдурья-онбо”. В этой медицинской школе есть своя печатня, выпускающая издания самых важных медицинских текстов, бесплатная аптека и лавка, торгующая лекарствами. В знаменитых монастырях Северо-Восточного Тибета, Гумбуме и Лавране, также есть известные медицинские факультеты, манжи дацаны. Монгольские монастыри следуют примеру тибетских и содержат медицинские школы. По сути дела, буддизм в Монголии обязан своим успехом медицинским познаниям первых буддийских миссионеров в этой стране. Все эти школы имеют четырехлетнюю программу. В первый год студент работает как помощник одного из учителей школы, помогая ему готовить порошки и пилюли, а летом сопровождает учителя с группой учеников в годы для сбора лекарственных трав. Как правило, июнь и июль они проводят в горах, собирая травы. Именно в эти месяцы полевой работы ученик получает знание растительных лекарственных средств, а затем начинает изучение медицинских книг, таких как “Чжуд-ши” и “Лхантаб”. Для помощи студенту в изучении трудных текстов изготавливаются особые схемы человеческого тела, а также атласы лекарственных средств, демонстрируемые во время занятий. В конце четвертого года студент может сдать выпускной экзамен, и в случае успеха, получить степень мэнрампа, т.е. доктора медицины.
Некоторые известные ламы-врачи имеют собственные частные школы. Программа таких школ сходна с монастырской. Большая часть тибетских лам-врачей получает медицинскую подготовку в этих частных школах.
В Монголии медицинская наука попала под влияние китайской медицины, и много китайских медицинских сочинений переведено на монгольский. В правление императора Канси медицинская наука Монголии вошла в контакт с медициной Запада через монахов-миссионеров, работавших при дворе китайского императора. В последние годы влияние западных методов стало даже сильнее, проникая в Тибет с юга, через Сикким и Бутан. Поэтому жизненно важно зафиксировать это исчезающее древнее знание, которое по-прежнему может многому нас научить.
Кулу, Индия. 1933 год
Перевод с английского О. Альбедиля
ashtanga.narod.ru
10 традиций и особенностей Тибета, которые нужно знать перед посещением
В Тибете очень много примечательных мест для туризма, например, дворец Потала или храм Джоканг. Однако там существуют несколько местных особенностей и обычаев, которые вы должны знать перед посещением.
1. Не обижайте птиц, животных и насекомых.
Особенно если встретите домашний скот (козы, быки и т.д.) с красными, желтыми и зелеными тканями. Это священные животные. Их нельзя обижать. Если вы окажитесь за рулем авто, то нужно уступить дорогу.
Орлы считаются божественными птицами – не навредите им.
Насекомых тоже не следует убивать – для жителей Тибета ценна жизнь каждого существа.
2. В храмах особые правила.
Без разрешения туда нельзя входить и фотографировать. Запрещено прикасаться к статуям и другим ценностям. В некоторых храмах вход женщинам запрещен.
При входе в святые места всем следует снять головной убор.
Вокруг буддистских храмов можно ходить только почасовой стрелке, а монастырей, относящихся к религии Бон, наоборот против.
3. Поведение в домах.
В дверь не следует стучать, а только стоять у порога и покашливать. Когда будете входить в любое здание, наступать на порог нельзя.
В доме следует сидеть со скрещенными ногами. Ступни ног не должны быть направлены в сторону людей. Если так сидеть тяжело, то можно повернуть выпрямленные ноги в сторону, где нет людей, стола, костра, алтаря.
Нельзя класть священные вещи на пол или низкорасположенные и грязные места. Также запрещено перешагивать через книги, пищу и священные вещи.
4. Избегайте поездки в Тибет, если имеются проблемы с легкими и другие заболевания.
Это обусловлено особым горным климатом (средняя высота 4 км) – сухой воздух и низкое атмосферное давление. Коренные жители Тибета, «привыкли» к такому климату – по некоторым источникам, у них более интенсивный кровоток. Многим туристам в такой среде тяжело освоиться — появляется одышка, повышенная утомляемость, головная боль, бессонница и т.д. Как правило, симптомы проходят в течение первых суток после пребывания. Тем не менее, если ваше физическое состояние не в лучшей форме (например, больны простудой), то лучше воздержаться от поездки или обратиться к врачу для консультаций.
О курении.
Из-за климата рекомендуем не курить вообще. Запрещено это делать в храмах.
5. Не посещайте небесные погребения.
Это не приветствуется тибетским правительством и местными традициями, поэтому даже если случайно там оказались, постарайтесь покинуть место как можно скорее.
Небесные погребения — вид похоронного процесса в Тибете, при котором усопшего полностью скармливают птицам.
6. Поведение женского пола.
Не рекомендуется носить отрытую одежду, особенно в храмах. Не курить в публичных местах.
7. Обращение к тибетцам.
При обращении к жителю Тибета, для проявления уважения, после имени нужно добавлять частицу «-ла». Например, если тибетца звать Калзан, то говорить нужно «Калзанла». Это относится только к жителям центральных районов Тибета.
Обращение к монахам.
В центральной части:
К монахам — кущола, монахиням — ани-ла.
Восточной:
К монахам – акху, монахиням – ани.
8. О поведении мужчин и женщин.
Во многих домах принято мужчинам и женщинам следует сидеть раздельно. Проявлять чувства на публике также не рекомендуется.
9. Не прикасайтесь к голове тибетца.
Это считается очень грубым поведением. По их поверью, там находится дух-защитник, которого можно спугнуть даже случайно прикоснувшись к голове.
Также нежелательно проявлять традиционные для русской культуры знаки – хлопать по плечу, обнимать и т.д.
10. Спрашивайте разрешения у тибетцев, прежде чем их фотографировать.
Особенно в местах, часто посещаемых туристами. Как правило, они рассчитывают на скромное финансовое вознаграждение.
Читайте также:
solnechnyj-kitaj.ru