Для чего люди используют растения: Как человек использует растения? — ответ на Uchi.ru

Зачем люди разговаривают с растениями — Нож

Приют для брошенных растений

Путь в кафе «Тхали» лежит через темные заснеженные лабиринты Измайловского кремля, которые после оттепели покрываются тонким ледком. Резное, разукрашенное здание видно за километр, если вы, конечно, едете сюда на машине или другом наземном московском транспорте. В самом кафе прохладно и плохо работает интернет, но здесь атмосферно: блюда индийской кухни аутентичны и вкусны, по крайней мере, те, что с карри и соусами, на стенах висят картины художницы Шанти Кушвахи, а в клетках у столов переговариваются милейшие волнистые попугайчики. И всё это тонет в густом розовом свете фитоламп: они обогревают еще одних обитателей кафе — комнатные растения, для которых в середине зимы 2022 года здесь организовали приют.

«Идея приюта родилась в пандемию, — рассказывает одна из создательниц „Тхали“ Валентина Константинова. — Мы делали в кафе ремонт и задались вопросом, чем нам украсить интерьер.

В одной цветочной группе в соцсетях я увидела объявление: некая старенькая москвичка умерла от ковида, сын ее пьет, комнатные растения своей матери выставил в подъезд — они умрут, заберите кто-нибудь. Мы приехали и забрали».

По словам Валентины, к ним в локдаун обращались школы с просьбой забрать зеленых питомцев, за которыми некому было ухаживать. Однажды позвонили люди, у которых разорилась фирма: они освобождали офис, а цветы было жалко выбросить.

«Одна бабушка 27 лет выращивала молочай, — вспоминает Валентина, — он перестал помещаться у нее в квартире, дорос до потолка. Мы его упаковали в несколько слоев пленки, поскольку растение „кусачее“, у него ядовитый сок. Везли мы его… ну, в общем, интересно везли. Наш доставщик до сих пор со мной не разговаривает. Но мы справились. Иногда гости приносят неказистых „товарищей“ — цветы, которые потеряли форму и больше не вписываются в интерьер. Мы их берем. Мы всех берем».

Кроме огромного молочая в «Тхали» есть еще грандиозный кактус, а скоро появится мощная монстера — всего здесь около ста растений самых разных видов со всех уголков Москвы и даже Подмосковья. Одни находятся в зале с более влажным воздухом, а сухие и жаркие зоны занимают алоэ и суккуленты.

«У нас специально столько фитоламп, — говорит Валентина, — и даже капризный фикус Бенджамина чувствует себя хорошо. За всё время лишь один цветок мы не спасли: обморожение было слишком сильное».

Вопросу, почему многие люди не могут просто выбросить растение, а создатели «Тхали» готовы ездить за ними по всему городу, Валентина очень удивляется, как будто ее спрашивают, зачем кормить кота или почему небо голубое. Она уверенно отвечает:

«Потому что они живые. Если рядом с тобой 27 лет росло, дышало, развивалось живое существо — как ты его выбросишь?»

По мнению психологов и журналистов, таким вниманием со стороны людей по всему миру растения обязаны пандемии: например, в апреле 2020-го, в разгар первой волны, продажи американского онлайн-ретейлера комнатных растений The Sill выросли на 50% по сравнению с мартом того же года. Число американцев, занимающихся садоводством, в последние три года достигло рекордных 77%. Доля пожилых садоводов при этом составляет около 35%, а людей в возрасте от 18 до 34 лет — 29%. В России зеленых компаньонов с 2020 года начали чаще приобретать на Avito. Основными покупателями флорариумов стали молодые люди, миллениалы и зумеры. Соцсети и СМИ заговорили о возникновении новой субкультуры — коттеджкор, главной составляющей которой является любовь к природе и стремление окружить себя свежей зеленью. Психологи связывают повышенный интерес молодых людей к цветам с такими факторами, как стремление обустроить быт, позаботиться о ком-то беззащитном, почувствовать, что ты на природе, не выезжая из города, а главное — утолить жажду общения.

Лекция о Барте для горшочка с базиликом

В пандемийном 2020 году в санкт-петербургском Центре Курехина запустили необычный образовательный проект. Молодая ученая Екатерина Юшкевич читала лекции о творчестве Ролана Барта, а одним из слушателей, наравне с людьми, был горшочек с базиликом. Сама Екатерина вспоминает об этом опыте так:

«Во время карантина мой коллега и товарищ Федор Курехин начал реализовывать свой проект „Стрим-Механика“, для которого всем сотрудникам Центра Курехина предлагалось что-то сделать в формате видеотрансляций. Мне кажется, мы пытались изобрести комфортную для себя форму существования онлайн и справиться с тревогой и растерянностью. Кто-то предложил мне поливать цветы и как-то взаимодействовать с ними. Я уже обдумывала эту идею: из-за карантина мою выставку для музея Сидура перенесли на год, а она как раз строилась на теоретическом интересе к растениям».

При словосочетании «горшочек с базиликом» в памяти всплывает новелла из «Декамерона» Джованни Боккаччо: там девушка закапывает в горшок с базиликом голову возлюбленного и неустанно плачет над ней. Как выяснилось, Екатерина и ее товарищи выбрали базилик, отталкиваясь именно от этой его литературной символики.

«Про Боккаччо вспомнил мой друг, он предложил базилик, — говорит Екатерина. — В „Декамероне“ молодые люди рассказывают друг другу истории на фоне чумы, и для нас в пандемию это было актуально. Сам сюжет про горшочек не слишком важен, скорее важна форма ренессансного текста и то, как она контрастирует с трансляцией и сценарием для нее».

И Екатерина, и ее слушатели относились к базилику как к живому существу, равноценному участнику происходящего.

«Может быть, даже самому ценному, — замечает Екатерина. — Всё происходящее выстраивалось вокруг его жизненных процессов и зависело от него. Но, например, имя ему я не давала и не разговаривала с ним как с человеком. Мне кажется, такие практики не про признание самоценности другой формы жизни, а наоборот.

Зачем с растением общаться как с человеком, это разве про уважение? То же самое, что настойчиво говорить по-русски к кем-то, кто говорит только на другом языке, и еще добавлять: смотрите, на самом деле он всё понимает».

В процессе эксперимента базилик менялся — в какой-то момент Центр Курехина гордо сообщил, что вместо одного горшочка с базиликом у них теперь три.

«Он непрерывно рос, а потом умирал, — вспоминает Екатерина. — Это однолетнее растение, у него довольно четко выстроенный цикл жизни. Одно из растений даже зацвело, но в закрытом помещении не опылилось. Не знаю почему. Дома у меня на балконе базилик рос намного быстрее и пышнее, чем под лекции Барта. Хотя я не думаю, что дело в Барте».

Почему базилику читали именно Барта?

«Во-первых, я люблю Барта и во многом в этом проекте я отталкивалась от своих предпочтений, поскольку мне тоже нужна была поддержка в пандемию, — объясняет Екатерина. — Во-вторых, мы читали работу „Как жить вместе“. Само название содержит в себе вопрос, который стал для многих актуальным во время карантина. Ведь люди оказались заперты с родными или, наоборот, чужими людьми надолго. В горшочке растения тоже живут вместе, там есть и поддержка, и конкуренция. Если слишком маленькое растение разместить в большом объеме земли, у него начнут гнить корни, поэтому ему лучше быть с товарищами. Но с этими же товарищами ростки конкурируют за свет и прочие ресурсы. А я задавалась тогда старым вопросом: как нам жить вместе с другими институциями, работниками и работницами культуры в Петербурге? Мы же тоже в одном „горшочке“. Поэтому я приглашала коллег, а на самом деле друзей, чтобы обсудить с ними вопросы, которые поднимаются в „Как жить вместе“».

Никакой далеко идущей исследовательской цели у Екатерины и ее товарищей не было. Они не изучали, как базилик меняется от слов Барта, как на него воздействуют человеческие эмоции. Но именно этот молчаливый участник лекций помогал с нового ракурса посмотреть на такие темы, как кураторство, забота и тоска.

Мы спросили у Екатерины, почему человек вообще пытается коммуницировать с растениями? Это отголосок древности, традиции друидов или что-то новое?

Екатерина задумывается и говорит:

«Такие люди похожи на мою маму: она за границей со всеми пытается говорить по-русски, поскольку не знает других языков, — ей ведь нужно купить сыр или хочется донести до охранника в музее, что ей нравится скульптура. Если речь идет про разговор буквально — думаю, люди говорят скорее сами с собой.

Любое по-настоящему внимательное обращение с другими формами жизни — это невербальный разговор. Это скорее экологичное поведение, осознанное потребление и разного рода вопросы к самому себе о том, что хорошо, а что плохо для жизни на земле.

Всё это сложно, трудозатратно и дорого. А к разговорам с драценой я не отношусь серьезно. Но, может быть, я что-то пока не поняла и за это заранее прошу прощения».

У жителей Санкт-Петербурга к растениям вообще особое отношение. Известно, что во время блокады Ленинграда сотрудники Ботанического сада Петра Великого спасли жителей города от голодной смерти, делясь с ними рецептами блюд из подножных растений, а садовод Николай Курнаков отказался эвакуироваться без своей коллекции кактусов и суккулентов. Екатерина Юшкевич честно говорит, что про эту историю ничего не знает, но может рассказать про то, как складываются отношения с комнатными растениями у людей на севере России.

«Я была в Норильске — в городе полярная ночь несколько месяцев в году и в принципе специфическая природа. Вот там да, особые отношения с комнатными растениями. Чтобы что-то выращивать, нужно создавать специальные условия, приложить много труда. В Петербурге, конечно, солнца тоже мало, но это не только на растениях сказывается. Я заметила, что выращивать комнатные растения снова стало модно всего пару лет назад. Некоторые это тоже связывают с карантином. Возможно, так и есть».

Концерт Пуччини для комнатных цветов

23 июня 2020 года оперный театр «Лисео» в Барселоне открылся после трех месяцев карантина. Музыканты струнного квартета UceLi Quartet исполнили миниатюру «Хризантемы» Джакомо Пуччини перед 2292 слушателями. Ничего особенного, если бы не одно «но»: зал заполнили не люди, а горшки с цветами. Концерт был придуман художником-концептуалистом Эудженио Ампудиа. В заявлении театра, которое процитировали многие издания мира, было сказано, что после «странного и болезненного периода» организаторы хотели «предложить другой вариант возвращения к деятельности, задать перспективу, которая приблизит нас к чему-то столь же важному, как и наши отношения с природой». Все растения после концерта передали медицинским работникам из клиник Барселоны.

Мы связались с представителями театра «Лисео» и попросили рассказать об этом концерте подробнее.

«Замысел обусловлен нашей чувствительностью, художественным восприятием мира, — поделился с „Ножом“ художественный руководитель „Лисео“ Виктор Гарсия де Гомар. — Во время пандемии мы размышляли о том, как справиться с тревогой в мире, где человек оказался заперт в четырех стенах. Мы принесли растения в театр, они заняли места в зрительном зале, и мы сыграли своеобразный реквием для этого растительного мира.

Квартет играл на инструментах из состаренного дерева — получается, растения слушали своих предков.

Мы выбрали произведение Пуччини в первую очередь потому, что он — один из тех композиторов, которые умело связывали мир человека с другими мирами. „Хризантемы“ — особенное произведение, это очень короткая пьеса. Она как слеза. Хризантемы — цветы, которые во многих культурах используют в похоронных ритуалах.

Растения, которые присутствовали на концерте, и правда потом были подарены медикам, борющимся с ковидом. Мы также вели онлайн-трансляцию. Но музыканты играли в первую очередь для растений и делали это так же хорошо, как для людей, потому что понимали тот философский смысл, который мы вкладывали в этот концерт. Лично я считаю, что растения, как и любые другие живые существа, чувствительны к музыке. Если они окружены музыкой, они становятся красивыми и более счастливыми».

Очевидно, что концерт для растений в Барселоне — это прежде всего яркий художественный перформанс, в котором разговор с цветами на языке музыки глубоко символичен. Однако о том, могут ли растения воспринимать звуки и влияет ли на них музыка, ученые спорят еще с конца XIX века. Например, бенгальский ученый-энциклопедист Джагдиш Чандра Бос не только считал, что растения чувствуют боль и эмоции, но и различают человеческий голос и классическую музыку.

Уже в XXI столетии исследователи выяснили, что звук с частотой в 1 килогерц, испускаемый в течение одного часа на расстоянии 20 сантиметров от растения, способствуют делению его каллусных клеток (аналог стволовых клеток) и повышает активность защитных ферментов и гормонов. Урожайность шпината, хлопка, риса и пшеницы увеличивается на 5–20%, если растения «слушают» громкие звуки по три часа на протяжении нескольких дней. Группа ботаников и инженеров из Тель-Авивского университета проводила эксперимент над более 600 растениями и пришла к выводу, что низкие звуки заставляют цветы активнее вырабатывать нектар, и при этом он становится более сладким. Ученые связали это с тем, что низкие звуки обычно издают насекомые-опылители, следовательно, растения слышат их — и реагируют. Можно ли с помощью музыки повысить урожай агрокультур и насколько, пока неизвестно. Но эксперименты уже проводятся. Впрочем, человек стремится общаться с растениями в первую очередь не с практической целью.

Зачем люди общаются с растениями

Можно выделить несколько основных причин, по которым человек пытается построить коммуникацию с представителями растительного мира.

Мистическая

Культ трав и деревьев — один из древнейших на земле. О нем рассказывает Джеймс Фрэзер в «Золотой ветви», описывая священные рощи и королей-жрецов, живших в них. Поклонение деревьям в Индии известно со времен протоиндийской цивилизации:

«Дерево на платформе, окруженное оградой, было древнейшим типом святилища. Деревья и сами по себе были объектами почитания. Особое отношение к деревьям объясняется не только их хозяйств. ценностью. Деревья почитались как вместилища богов, как их зримое воплощение, как одушевленные существа, несущие животворящую силу и насыщенные магической энергией. Особый мифологический мотив — женщина, богиня-мать у дерева — отмечен на ряде протоиндийских печатей».

Сегодня в индийских селениях есть одно или несколько почитаемых священных деревьев. Наиболее популярны среди них ашваттха, баньян, ним, или маргоза, шами, различные виды пальм. Одно из самых почитаемых деревьев — ашваттха. Обряд поклонения ему совершается каждый четверг месяца шравана (июль—август). В Южной Индии женщины совершают жертвоприношения ашваттхе по понедельникам, на которые приходится новолуние.

Если говорить о Европе, то культ поклонения дубам был распространен у греков, славян, римлян и, разумеется, кельтов. Скандинавы верили в то, что первые люди были созданы из древесины.

Финны считали, что большинство деревьев являются обителью добрых духов, а швейцарцы верили в хитрых древесных духов. В Патагонии до сих пор поклоняются деревьям; такой же культ был у древних семитов. На протяжении многих лет после того, как древние евреи перестали поклоняться деревьям, они продолжали чтить своих богов в рощах. За исключением Китая, во всём мире когда-то существовал культ древа жизни.

В XX веке верования древности находят свое воплощение в неоязычестве и викке, а также в массовой культуре (например, популярный с 1990-х годов «гороскоп друидов»). Обожествление и очеловечивание растительности — это рудимент мифологической картины мира, однако он сохранился вплоть до наших дней.

Экологическая

В XXI веке отношение человека к миру резко меняется. Человек больше не покоритель и царь природы, а ее часть. Он стремится жить в мире с окружающей средой, по крайней мере, на словах. Растения и животные стали объектом не потребительского интереса человека, а исследовательского.

Антропологическая

В 2018 году вышла книга этнографа Эдуардо Кона «Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека», которая стала знаковой работой в своей области. Кон подвергает критике антропоцентрический подход современной антропологии, предлагает выйти за пределы человеческой культуры и языка и перейти к созданию «антропологии по ту сторону человека», которая признает нечеловеческих живых существ активными семиотическими агентами. Кон выдвигает гипотезу, что все формы жизни, а не только люди, способны мыслить и обучаться. Эта идея пришлась по душе не только ученым, но и художникам.

Так, в 2021 году Государственная Третьяковская галерея совместно с Политехническим музеем и галереей «Триумф» организовала выставку «Живое вещество»: в экспозицию вошли более 300 произведений 55 художников из России, Дании, Франции, Швеции, Финляндии, Голландии, США, Италии, Японии, Турции и других стран. В центре внимания художников были самые разные существа, в первую очередь микроорганизмы земных недр и гидросферы, недоступные человеческому глазу. Антропологи «по ту сторону человека» исследуют и представителей растительного мира как равных себе существ. Других, но равных.

Психологическая

Как было сказано выше, сегодня завести растение для жителя крупного города — значит удовлетворить потребность в заботе, общении и контакте с природой. Исследования показывают, что озеленение окружающей среды позитивно влияет на психику человека, но в современном городе единственная возможность разбить сад — это разместить комнатные растения у себя на балконе.

Люди, в первую очередь творческих профессий, могут интересоваться растительным миром по всем этим причинам сразу. Например, московская художница Елена Благос в феврале 2022 года на выставке «2072: ПРОГНОZ» представила работу «Последняя религия на Земле» — спил огромного дерева, на котором гости выставки могли крепить свои пожелания будущему человечеству. Сама Елена считает, что деревья, травы, цветы и люди, конечно же, могу общаться друг с другом — нужно только найти тот язык, который станет общим. Или вспомнить его.

Воробьи оказались способны использовать растения для профилактики болезней

Они умеют лечить птенцов от паразитов.

Исследование китайских экологов показало, что воробьи используют лекарственные растения для профилактики заражения паразитами.

Работа опубликована в Current Biology, коротко о ней рассказывает Science Alert.

Группа ученых под руководством эколога Хайнаньского педагогического университета Канчао Ян обнаружила, что рыжие воробьи (Passer cinnamomeus) устилают свои гнезда свежими листьями китайской полыни (Artemisia verlotiorum). Растение содержит антипаразитарные соединения, и ученые предположили, что птицы делают это в профилактических целях.

Команда установила 48 пар гнездовых ящиков, рядом с которыми разместила полынь и бамбук. По мере того, как гнезда заполнялись воробьями, ученые добавляли растения и смотрели, какие предпочтут воробьи.

Оказалось, что птицы активно ищут места для гнезд рядом с имеющейся полынью и пополняют запасы гнезд  свежими листьями полыни.

«Гнезда, содержащие листья полыни, имели меньше паразитов, например клещей. В этих гнездах птенцы были более здоровыми и крупными», — сообщили исследователи.

Это не единственные животные, которые используют лекарственные растения: известно, что беременные слонихи в Кении едят определенные листья, чтобы стимулировать роды, а многие другие млекопитающие используют лекарственные растения для самолечения при болезнях.

«Наши результаты показывают, что рыжие воробьи, как и люди, используют полынь в качестве профилактического лечебного средства для защиты своего потомства от болезней», — заключили ученые.

Фото: Shutterstock

Животные оказались способны радоваться своим победам и огорчаться из-за поражений

Ультрафиолет сделал вомбатов неоновыми

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc. , запрещённая на территории Российской Федерации

Расскажите друзьям

  • Franz Anthony/Harvard University

    Палеонтологи выкопали странных существ возрастом 462 млн лет, плававших с помощью «крыльев»

  • Обнародованы новые итоги миссии по смещению астероида DART

  • Мир, дружба, жвачка

    ©Midjourney / ТГ-канал Нейросеть for Fun

    Нейросеть показала, как выглядят бляха-муха, ёшкин кот и ядрёна вошь

  • Shutterstock

    Ученые: неизвестные бактерии из тающих ледников могут представлять опасность

  • University of Bradford and Chris Rynn

    Невероятно реалистичные реконструкции лиц средневековых женщины, священника и епископа

Хотите быть в курсе последних событий в науке?

Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку

Ваш e-mail

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Использование растений коренными американцами — Национальный парк Глейшер (Служба национальных парков США)

Коренные американцы, отправляясь в леса для традиционных собирательских экспедиций, находили деревья, кору и сок которых их люди почтительно и тщательно собирали на протяжении поколений, опоясывали и убивали. Ответственность за это часто несут благонамеренные, но дезинформированные поклонники индейцев, зная, что туземцы едят камбий или строят контейнеры из коры, но не зная правильных методов сбора урожая. Другие местные группы отправились на свои традиционные места сбора горьких корней или камас и обнаружили, что луковицы были собраны не в сезон. Эти действия нечувствительны к культуре коренных американцев. В результате пострадали доверие и готовность коренных народов делиться своими знаниями с образовательными и научными сообществами. Наши действия не должны усугублять эту проблему.

Коренные американцы и традиционное использование растений
Коренные американцы всегда были в контакте с Землей и ее динамикой. Охота и собирательство — это не просто деятельность, направленная на зарабатывание на жизнь, это религия и образ жизни. Важно уважать верования коренных американцев в их культурном контексте. В прежние времена племена и банды черноногих, ктунакса (кутенай) и салишей зависели от растений и животных как источника средств к существованию. Они знали среду обитания и использование большинства растений на своей территории. Если они натыкались на незнакомое растение в своих путешествиях, оно подвергалось тщательному изучению и экспериментам. Ведь это был новый подарок от Творца.

Знания о традиционном использовании растений передавались из поколения в поколение. Эта база знаний продолжает расти и сегодня. Если опытный местный ботаник не может найти применение растению за относительно короткое время, предполагается, что применение в конечном итоге будет найдено. Использование растений иногда раскрывается достойным людям в видениях, снах или в дар от духов-хранителей; но большинство применений определяется путем наблюдения и тестирования. Как правило, человек, известный своими способностями как знахарка или знахарь, тщательно проверяет свойства растения. Новый вид мяты раскрывает использование обоняния и вкуса. В то время как крапива и чертополох могли показаться неосведомленным людям простой неприятностью, после наблюдения за животными, поедающими их, и после испытаний местные ботаники нашли для них применение в качестве лекарств, продуктов питания, красителей и даже материала для ткани.

Иногда коренные американцы прибегают к методу наблюдения, который ранние европейцы называли «доктриной подписей». Этот метод эксперимента предполагает, что растение, напоминающее больную часть тела, будет полезно для лечения его недугов. Средство для промывания глаз, приготовленное из кареглазой Сьюзан, может быть полезно для лечения воспаленных глаз, а чай, приготовленный из выделений молочая, может вызвать прилив молока у молодой матери. Хотя этот метод вызывал подозрения у многих древних народов, случайное или плацебо-лечение иногда приводило к постоянному использованию определенных растений для конкретных лекарств.

Растения, используемые в качестве лекарственных средств, чаще всего используются индивидуально. Тем не менее, несколько растений с родственными целебными свойствами иногда используются в комбинации. Индийский табак, например, хотя и представляет собой определенный вид растений, чаще представляет собой комбинацию до 20 растений, смешанных по вкусу отдельных пользователей. Многие лекарственные растения сжигают и вдыхают, готовят и используют в виде припарок или просто втирают в больные части тела, но подавляющее большинство лекарств варят и употребляют в виде чая.

Многие лекарства также являются пищей. Коренные американцы всегда считали, что нужно правильно питаться, чтобы оставаться в форме. Несбалансированное или нездоровое питание чаще всего было связано с нехваткой пищи, а не с плохими привычками в еде. Имея возможность мирно собраться в изобилии, люди наслаждались богатым и сбалансированным питанием.

Независимо от того, использовались ли они для строительства, медицины, еды или для всех трех целей (как сосна скрученная), жизнь рядом с Землей требовала близкого участия и понимания растений. Именно с такой точки зрения мы можем попытаться оценить использование растений коренными американцами. Нет никаких сомнений в том, что коренные жители считают растения обладающими духом; что они собирают растения с социальными и религиозными церемониями; что они потребляют растения бережно и с молитвой; и что они благодарят духов за все, что им дано.

В то время как ранние черноногие, ктунакса и салиши зависели от растений, степень зависимости варьировалась в зависимости от культуры и места. Были также различия в том, в какой степени группы и племена собирали растения и путешествовали для торговли в районе, который сейчас является Международным парком мира.

Ранние черноногие
Черноногие гордились тем, что они охотники, живущие в основном за счет больших стад бизонов, бродящих по равнинам, но они были так же хорошо знакомы с растениями, как и любое другое индейское племя. Черноногие называли мясо «натапи ваксин» или «настоящая еда», а все остальное съедобное — «кистапи ваксин» или «ничего не еда». Тем не менее, они использовали не менее 185 видов растений в пищу, в медицине, в церемониальных и строительных целях.

Племена черноногих широко использовали скрученную сосну, камас, горький корень, ирги, черемуху, шалфей и многие другие растения. Некоторые из наиболее желанных растений принесли черноногих в современный W-GIPP для сбора или торговли.

Стойки для типи приходилось менять ежегодно. Сосна скрученная тонкая, прочная, прямая и легкая. Камбий можно есть, а сок использовать в лечебных целях. Район Кат-Бэнк-Крик был излюбленным местом сбора шестов. Поскольку этот район также обеспечивал доступ к главному перевалу через горы в долину Флэтхед, черноногие приходили, чтобы пополнить сторожки в конце июня и июле, когда камас также был готов к сбору урожая. Горы давали передышку от летнего зноя в прериях. Люди оставались, чтобы собирать чернику, охотиться на лосей и горных баранов, а также посещать общественные и церемониальные собрания.

Поскольку к востоку от гор горький корень был относительно редок, черноногие часто путешествовали через перевалы, чтобы собрать, обменять или совершить набег на драгоценное растение. Люди салиш и ктунакса особенно опасались нападений в сезон сбора горького корня и кама в западных долинах. В некоторых из их традиционных историй рассказывается о набегах черноногих во время сбора урожая.

До прихода европейцев сельское хозяйство было мало известно жителям равнин и плато. Однако выращивание различных материалов для курения было настолько важно для местных племен, что они церемониально разбивали сады, чтобы обеспечить запасы священных веществ. Поскольку горы были священны для духов, которым предлагали табак, прохладные влажные места в предгорьях были излюбленными местами для выращивания табака. Сообщается, что важные табачные сады существовали у подножия озера Лоуэр-Сент-Мэри, в городке Уотертон, недалеко от современного Восточного ледника, в районе Пятнистого медведя и вдоль северного развилки реки Флэтхед. Хотя племена черноногих не зависели исключительно от территории, которая сейчас является Национальным парком Глейшер, это был излюбленный корм для растений.

Ранние ктунакса (кутенай)
Живя в предгорьях и горах лучше, чем черноногие или салишские племена, ктунакса продолжали охотиться на буйволов на равнинах даже после того, как черноногие утвердили там господство. Однако буйволы никогда не были любимыми животными ктунакса. Они предпочитали шкуры и мясо горных животных, таких как большерогие бараны, лоси, лоси и лесные карибу. Известные соседними племенами как «люди ловушки рыбы» или «едоки рыбы», ктунакса уравновешивали свой рацион рыбой с красным мясом и растительностью. Их культурные истории изобилуют данью уважения медведю гризли, защитнику ягод и кореньев. Один из их самых важных культурных героев, вождь Янкекам, был ответственным за то, чтобы принести людям в дар важнейшую ягоду ирги.

Из ирги Ктунакса получают надежную и основную пищу, а также сырье для стрел. Из западного красного кедра они получали материал для луков, каноэ, домиков, корзин и контейнеров. Были основные растения, которые ктунакса широко использовали, и многие другие, которые играли меньшую роль в их культуре. Помимо ирги, они сильно зависели от черноплодной рябины и черники. Корни, такие как коус или бисквитный корень, голубой камас, горький корень, дикая морковь или ямпа, а также ассортимент дикого лука. Ктунакса считали черный древесный лишайник основным продуктом питания и съедали до 25 фунтов на человека в год в различных смесях.

Ктунакса также широко использовали сосну для строительства, еды и лекарств. До типи из кожи хижины строились из деревянного деревца, западного красного кедра, ивы, березы и туле или тростника. Каноэ Ktunaxa были сделаны из кедра и березы. Из корней и коры кедра, бересты, тюля и конопли плели и строили различные емкости. Многие красители также были получены из растений.

Ктунакса разбили табачные сады в предгорьях. Близость к священным горам была важной частью религиозной обрядности, связанной со священными трубками и ежедневными ритуалами курения, что обеспечивало постоянную связь с Творцом.

Первые неиндийские посетители района, который должен был стать Международным парком мира на леднике Уотертон, часто встречали ктунакса в горах и вокруг них. Устные традиции и современные отчеты о традиционном и церемониальном значении территории WGIPP многочисленны. Археологические свидетельства регулярного присутствия коренных народов для охоты, собирательства и церемониальных целей хорошо известны.

Ранние салиши
Салиши чувствовали себя как дома в межгорных долинах. Часто вступая в союз с ктунакса для взаимной защиты от черноногих, салиш и ктунакса делили охотничьи угодья. Союзники также обменивались знаниями об использовании растений и торговали растительными товарами. До того, как лошадь сделала кожаный тип переносным, салишские народы использовали аналогичные строительные материалы и строили хижины, подобные тем, что были у ктунакса. Flathead Salish не зависели от рыбной ловли и строили меньше каноэ, чем их северные соседи. Салиш строил плотины и ловушки для рыбы и вместе с Ктунакса ловил рыбу.

Салиш придерживался хорошо сбалансированной диеты, состоящей из растительной пищи и мяса. Иногда они охотились в горах и проводили время на охоте на бизонов на равнинах. С несколько иным упором на количество, Салиши использовали те же растения, что и Ктунакса. Салиши проживали в основном в долинах и имели доступ к таким корнеплодам, как горький корень, камас, бисквитный корень, дикая морковь и лук.

Хорошие источники материалов для курения были повсеместно важны для людей культур Равнин и Плато. Табак был передан салишам создателем Амоткиным вместе с инструкциями по выращиванию и обрядовому курению. Салиш ежедневно предлагали молитвы и табак великим духам.

Церемониализм, связанный с использованием растений, был важен как для народов салиш, так и для ктунакса. Они практиковали многие из одних и тех же ритуалов практически в одно и то же время года. Были церемонии молитвы о хорошем урожае, ритуал перед сбором первого горького корня и еще один перед употреблением первого горького корня в году. Подобные сложные церемонии сопровождали использование кама, ягод и табака. В дополнение к общей церемонии благодарения в конце сезона сбора урожая проводились важные ритуалы благодарения за «первые плоды». В то время как оба племени были серьезными и набожными в своих церемониях, салишские церемонии, как правило, были немного более торжественными и длились дольше, чем у ктунакса.

Устная традиция Салиш содержит много историй о целебных деревьях с духами, дарующими дары, защиту и видения. Эти деревья служат святынями, где оставляли подношения и искали духовного руководства. Есть также истории о людях-деревьях, способных трансформироваться по мере необходимости. Очевидно, что в салишской культуре хорошо осведомлены о духах, связанных с деревьями.

Ранние салишцы смогли объединить христианскую религиозную практику со своими традиционными верованиями. Они были менее против возделывания почвы, чем другие коренные народы. Некоторые даже считали плуг более эффективным способом сбора корней, пока не стало очевидно, как быстро он истощает их традиционные места сбора в ближайшие годы. Символом способности салишей ассимилировать элементы европейской культуры, сельского хозяйства и религии в свою собственную культуру является обычай сочетать пальмы с кедром и душистой травой, чтобы вывешивать их у дверей в Вербное воскресенье.

Салиши регулярно использовали территорию W-GIPP для перехода на равнины для охоты, собирательства, а также для церемониальных и общественных целей. Долина Наяк, например, была настолько важна для салиш, что специально упоминается в традиционных преданиях.

Среди важных историй Салиша Происхождение Биттеррута . Табак был важен для всех племен и групп по обе стороны гор. У черноногих много табачных историй. Навакосис: священная трава включен, потому что он содержит так много культурных ценностей, подразумеваемых табачными церемониями. За историями западной и восточной сторон следует ботанический отчет о Международном парке мира.

Происхождение Биттеррута
(Рассказ о растениях с западной стороны)
Давным-давно, когда народ Салиш все еще жил на юге в районе, который сейчас называется Долиной Биттеррута, было время сильного голода. В те печальные дни жила-была праведная старуха, жена знахаря. Старуха скорбела о своих детях, которые медленно умирали от голода. Не имея ни мяса, ни рыбы, ее сыновья изо всех сил старались прокормиться старыми засохшими побегами бальзамического корня. Даже их почти не осталось.

«Моим сыновьям нечего есть, и они скоро умрут», — рыдала она. Поэтому она спустилась на берег ручья, который мы называем Литтл Биттеррут, и легла, чтобы оплакать своих детей. Повернувшись лицом к земле, с раскинутыми на голове старыми седыми волосами, она плакала горькими слезами, выкрикивая песню смерти.

Когда Солнце поднялось над горами и заглянуло в долину, он был очень опечален, услышав предсмертный напев старухи. Солнце вызвало духа-хранителя женщины и сказало: «Ваша дочь нуждается. Подойдите к ней; дай ей утешение и произведи пищу и красоту из того, что мертво».

Приняв облик красивой красной птицы, дух-хранитель спустился к старухе и нежно заговорил с ней. «Твои горькие слезы пропитали землю под тобой. Даже сейчас они смешиваются с мертвой растительностью внизу, образуя корни нового растения. Его мясистые листья лягут на землю, и прекрасный цветок поднимется к солнцу. Его цветок разделит с тобой серебристо-белый цвет твоих волос и розовый оттенок моих крыльев. Ваши дети будут выкапывать корни нашего подарочного растения. Хотя они найдут его вкус таким же горьким, как и ваши слезы, они узнают, что это хорошая еда, и полюбит ее.

Каждый год при луне глубокой воды они увидят возвращение цветов и скажут: «Вот серебряные волосы нашей матери на земле и розовые крылья птицы-духа. Любовь и горькие слезы нашей матери обеспечили нас пищей для всех поколений».

Навакосис, священная трава
(Рассказ о растениях с восточной стороны)
Давным-давно жили четыре брата с великой духовной силой. Они были выбраны Высокими, чтобы принести людям табак, его трубки, молитвы, песни, танцы и церемонии. Когда эти вещи были открыты им духами и после того, как братья нашли священную траву, сделали свои трубки из костей, выучили надлежащие песни, молитвы и танцы; они сели курить. Четверо знахарей молились вместе, вдыхали, выдыхали и смотрели, как дым поднимается к небу. Ароматный запах наполнял вигвам и окружал их спокойствием и умиротворением.

Старший брат, чувствуя себя сильным, мудрым и трезвым, сказал своим братьям: «Этот предмет мы назовем навакосис. Это хорошо. Это сильное лекарство. Мы сохраним это при себе, и у нас будет еще большая сила». Итак, четверо из них сформировали Табачное общество. Они уползли в предгорья, чтобы посадить священное растение в тайном саду, и хранили священные молитвы, песни и ритуалы при себе.

Духи хотели, чтобы дар табака был поделен с людьми. Табак будет способствовать миру, спокойствию, контролю, единству и молитвенной жизни. Без него в народе были гнев, война, раздор и нечестие.

В той же деревне жил-был праведник по имени Бык Сам. Он увидел, что четыре знахаря получили подарок от духов и что они отказались поделиться. Своей жене Сам Бык сказал: «Эти разногласия — результат эгоизма со стороны этих мужчин. Мы должны найти это растение, называемое навак’осис, и мы должны изучить священные пути, чтобы поделиться ими с людьми».

Мужчина и его жена отправились к священному озеру, где построили свой домик и начали поиски священной травы. Каждый день Сам Бык отправлялся на поиски навакосиса и каждый день возвращался с большим количеством дичи, но без священной травы.

Однажды, когда его жена стояла на коленях у двери типи и царапала шкуру, она услышала прекрасную музыку, доносившуюся с берега озера. Она искала повсюду источник красивых голосов, но ничего не могла найти, пока не наткнулась на бобровую хату. Когда ее муж вернулся, она отвела его в домик послушать музыку, но он ничего не слышал.

В отчаянии женщина взяла нож и врезалась в стену домика. Пара заглянула внутрь и увидела семью бобров, поющих и исполняющих изящный танец.

«Братья мои», позвала она, не держите это чудесное лекарство у себя. Научи нас петь и танцевать».

«Закройте отверстие. Ты впускаешь холод внутрь». они ответили. — Мы придем навестить вас в вашем вигваме.

В тот же вечер к достойной паре пришли в гости четверо бобров. Сразу же после входа в вигвам они превратились в четырех красивых молодых людей. Старейший повернулся к Самому-Быку и спросил: «Зачем ты пришел сюда?»

«Я пришел в поисках священной травы навакосис и ее церемоний».

«Вы пришли в нужное место, достойный брат. Навакосис — это водное лекарство, а мы водные люди. Мы дадим вам священную траву и научим вас, как ее использовать».

В течение многих дней боберы обучали молодую пару ритуалам, связанным с табаком. Муж охотился, а жена заготавливала шкуры всех водных животных. «Вы должны сделать это, — сказал главный бобр, — потому что эти животные олицетворяют жизненную силу воды. Солнце порождает жизнь, а вода — источник ее роста».

Каждый вечер Сам Бык и его жена исполняли ритуальные песни, молитвы и танцы с бобрами. Вместе они подготовили набор Beaver Medicine. В последнюю ночь обучения бобры подарили им растение, похожее на обычный сорняк. Стебель был увенчан пучком крошечных круглых семян. Бобры поместили семена в сверток с лекарствами, который приготовила женщина.

«Пришло время сажать семена», — сказали бобры. «Не прикасайтесь к этим семенам, пока не будете готовы поместить их в землю. Расположите свой сад в балансе между тенью и солнцем. Смешайте почву в равных частях коричневого и черного и часто взрыхлите. Тогда произноси молитвы, которым мы тебя научили».

«Когда все это будет готово, Бык-Сам, возьми рог оленя и проделай в земле дырки. Ты, женщина, должна использовать ложку из рога буйвола, чтобы бросить по одному семени в каждую дырочку. Когда будете сажать, пойте песни, которым мы вас научили; танцуйте танец, который вы выучили, утрамбовывая почву над семенами. Затем терпеливо наблюдайте, и навак’осис придет. Теперь ты все знаешь, и нам пора идти. С этими словами четверо молодых людей повернулись и, пройдя через дверь вигвама, вновь приняли форму бобра.

Сам Бык и его достойная жена возделывали свой сад с молитвой, как им было велено. Четверо эгоистичных знахарей увидели их за работой и удивились, что они делают. Они слушали их песни и находили их знакомыми. Но они смеялись про себя, уверенные в том, что только они владеют священным растением, знают соответствующие ритуалы и обладают силой, исходящей от духов.

Незадолго до того, как пришло время собирать священную траву, ночью разразилась ужасная буря. Рано утром следующего дня четверо братьев ускользнули в свой секретный сад и обнаружили, что их урожай уничтожен градом. Из размытых остатков их сада можно было спасти даже семечко.

Удрученные четверо эгоистичных мужчин вернулись в деревню как раз вовремя, чтобы увидеть, как Сам-Бык и его жена преподносят свой подарок жителям деревни. С недоверием они смотрели на растения и были вынуждены признать, что это действительно была священная трава, которую они пытались сохранить для себя.

Так Сам Бык и его жена принесли племенам дар бобров. Их предки всегда разделяли дар навакосиса и священно следовали его ритуалам.

Международный парк мира «Растения ледника Уотертон»
Возможно, человеческие глаза наблюдали за постепенным обнажением земли по мере отступления долинных ледников в конце последнего ледникового периода. Археологические данные указывают на то, что древние люди мигрировали в Северную Америку в погоне за стадами животных еще 40 000 лет назад. Древнее место на ранчо Блэк-Тейл недалеко от Вулф-Крик, штат Монтана, недалеко от Старой Северной тропы, неофициально заявляет о культурных артефактах возрастом 32 000 лет.

Археологи из Музея Скалистых гор в настоящее время раскапывают обширный комплекс древних очагов вдоль реки Руби в южной Монтане, возраст которых подтвержден 9400 лет назад. Пыльца и остатки пищи указывают на то, что используемые тогда растительные ресурсы практически идентичны растениям, доступным в этом районе сегодня. Археологические исследования ближайших окрестностей национальных парков Уотертон-Лейкс и Глейшер подтвердили долгую и важную историю присутствия и использования племенами, которые сегодня проживают в соседнем районе, и многими другими группами коренных народов. Сайтов более 450. Возраст самых старых артефактов с положительной датой в этом районе составляет 10 500 лет, и множество свидетельств указывает на то, что коренные жители широко использовали их в стране еще 8 500 лет назад.

Уникальное расположение, климат и рельеф W-GIPP обеспечивают непревзойденную лабораторию и место сбора видов растений и сообществ. В парке произрастает более 1400 видов растений. Из них сорок один вид редок в Монтане и Альберте, а двадцать восемь видов не встречаются больше нигде в штате или провинции. Местная флора WGIPP является одним из показателей высокого уровня биоразнообразия, присутствующего на этой охраняемой территории. Из-за уникального взаимодействия высоты, влажности и преобладающих температур Национальный парк Глейшер содержит самую восточную часть лесного сообщества Тихоокеанского побережья, характеризующегося западным красным кедром и западным болиголовом. В прериях Норт-Форк есть остров растительности, в том числе травы палуса, характерные для лугов к югу и западу от Айдахо, Орегона и Вашингтона. Растительные сообщества, характеризующиеся осиновыми рощами и травами прерий Канады и Великих равнин, не простираются дальше на запад, чем северо-восточные окраины озер Уотертон и национальных парков Глейшер. Некоторые виды альпийских растений WGIPP встречаются в центральных Скалистых горах и простираются немногим дальше на север, чем здесь, в то время как некоторые виды бореальной тундры достигают своих южных пределов в альпийской среде.

Поездка по дороге, ведущей к солнцу ледника, или поход от перевалов через зоны жизни, которые можно воспроизвести, только проехав 1800 миль на север с постоянной высотой. Естественно, в этом огромном континууме среды обитания существует большое разнообразие форм жизни. Хотя в парке нет двух мест, которые обеспечивают точно такую ​​же среду обитания и результирующие биотические сообщества, есть некоторые общие типы сообществ, которые можно исследовать на разных высотах и ​​​​в разных местах по всему W-GIPP.

Леса, рожденные огнем
Важным фактором смены лесов является огонь. Мозаика растительных сообществ, характерная для W-GIPP и окружающей экосистемы, является результатом череды связанных с пожарами событий, которые затрагивают большинство северных лесов Скалистых гор в течение цикла 100-300 лет. Некоторые пожары оказывают меньшее воздействие на растительное сообщество, чем другие, а естественные циклы пожаров были изменены и прерваны вмешательством человека.

До недавнего времени считалось, что все пожары оказывают преимущественно негативное воздействие на окружающую среду, но экологи растений теперь понимают, что огонь является важным фактором для здоровых разнообразных растительных сообществ. Управляющие парками и лесами в настоящее время изучают и внедряют предписанные правила сжигания и контролируемого сжигания, чтобы способствовать более естественным моделям сукцессии и диверсификации растений.

Семена некоторых растений сохраняются в почве в течение многих лет, но прорастают и зацветают только после того, как большой пожар подготовит окружающую среду. Некоторые виды год за годом разбрасывают семена по территории, но не прорастают. Огонь расчищает полог леса или ковер из листьев и иголок на лесной подстилке, позволяя растениям расти там, где они раньше не могли выжить. В самом деле, если бы не пожар, некоторые виды серы (растения, играющие промежуточную роль в сукцессии лесных сообществ) могли бы полностью исчезнуть с территории. Такие виды, как дикая герань, дикая мальва, змееголов и снежный кустарник появляются в данной местности на короткий период каждые 100-300 лет, если круговорот пожаров следует естественному ходу. Одним из самых распространенных и стойких колонизаторов W-GIPP является скрученная сосна. Образцы керна со дна озера показывают, что сосна скрученная разрасталась после отступления ледников ледникового периода.

Растения в движении
Хотя мы знаем о способности животных двигаться и приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, существует тенденция думать о растениях как о стационарных организмах с небольшой способностью адаптироваться или двигаться. На самом деле растения разработали множество устройств и методов для защиты, размножения и транспортировки.

Несмотря на то, что деревья не встают и не идут в более гостеприимное место, анализ ботанической последовательности с течением времени покажет, что растения меняют свое местоположение в зависимости от климатических факторов. В замедленной съемке, снятой за период в 2000 лет, можно было бы показать, как леса несколько раз перемещались вверх и вниз по склонам перевала Логан по мере того, как происходили климатические изменения. На самом деле данные указывают на то, что карликовые рощи деревьев на перевале Логан в недавнем прошлом действительно простирались выше в горы. В настоящее время они могут снова двигаться вверх по склону горы.

Влияние коренных американцев
До эмиграции европейцев в Северную Америку коренные американцы не оказывали длительного влияния на землю. Как правило, мигрирующие по своему образу жизни, они жили в естественных пределах своей среды, а не изменяли ее в соответствии со своими потребностями. Хотя они часто устраивали степные и лесные пожары, чтобы расчистить тропы, выпасать дичь и стимулировать новый рост, их влияние было недолгим и менее значительным, чем изменения, вызванные сегодняшним технологическим обществом.

Будущее
Экологическое значение международного парка мира Waterton-Glacier для будущего невозможно переоценить. Прилегающие районы и большая часть страны в целом интенсивно используются для производства продуктов питания, древесины и полезных ископаемых. Охраняемые территории, такие как национальные парки, должны продолжать служить убежищем для видов растений и животных и сообществ, которые больше не могут процветать за пределами территории. В то время, когда последние остатки родной дикой природы быстро поглощаются цивилизацией, крайне важно сохранить, защитить и восстановить W-GIPP и как можно большую часть прилегающей территории. Биологическое разнообразие экосистемы W-GIPP необходимо сохранить для будущих поколений.

Как люди используют растения? Версия для печати (1-й класс)

Кнопка профиля

Вход для поиска по сайту

  • Войти
  • Индивидуальный
    Школа

Вход для поиска по сайту