Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения". 2-й класс. Дикорастущие растения группы
Дикорастущие и культурные растения, почему подразделяют (2 класс)
Растительный мир невероятно богат и разнообразен. Растения способны жить везде, приспосабливаясь даже к самым суровым условиям обитания. Их можно встретить в жарких пустынях, топких болотах и Северном Полюсе. Когда много лет назад люди начали заниматься сельским хозяйством, весь растительный мир разделился на дикорастущие и культурные растения.
Разница между культурными растениями и дикорастущими
Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:
- Дикорастущие – травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
- Культурные – растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.
Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.
Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.
Рис. 1. Лесная чаща
Виды дикорастущих растений:
- деревья;
- кустарники;
- травы.
Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.
Виды культурных растений:
- овощные;
- зерновые;
- плодовые;
- декоративные;
- прядильные.
Рис. 2. Пшеница – типичное культурное растение
Как появились культурные растения
В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.
С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.
Для чего нужно окультуривание растений?
Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев. Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.
Рис. 3. Дикая малина
В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.
Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.
Что мы узнали?
Благодаря данному докладу на одну из тем окружающего мира за 2 класс мы узнали, почему растения подразделяют на дикорастущие и культурные. Изначально на планете царили только дикорастущие растения, но в результате настойчивой человеческой деятельности многие из них стали культурными.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Приветствие и начало урока окружающего мира. Организует проговаривание правил поведения на уроке. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Начнем наш урок. Я сегодня вам приготовила видео, давайте мы ее посмотрим. - Как одним словом можно назвать все предметы, которые вы сейчас увидели? (Растения) - Они все такие разные! Что вы знаете о растениях? (из опыта детей). | - иметь представление о разнообразии растений. | Личностные: развивать мотивацию к изучению нового материала, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы (растений) | - Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, малина и шиповник, помидор и мать-и-мачеха? - Но сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения? (растения кормят, одевают человека, лечат, дают много полезных вещей). - Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. - Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения. - Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (общее – деревья, отличие – ель растёт в лесу, а яблоня – в саду, за ней ухаживает человек) - Сравним малину и шиповник. - Чем похожи и чем отличаются помидор и мать-и-мачеха? - На какие же группы можно поделить все растения? (первая группа – растения, которые выращивает специально человек. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.) - Какое название можно дать первой группе растений, второй группе? На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке. Прочитайте тему сегодняшнего урока на странице 68 учебника (Приложение 1) «Культурные и дикорастущие растения» - Что мы узнаем на уроке и чему будем учиться? (Узнаем, какие растения называются дикорастущими, а какие-культурными. Научимся делить культурные растения на группы. Будем учиться находить новую для вас информацию в рассказах о растениях.) -Сегодня на уроке нашими помощниками будут Мудрая Черепаха и Муравей-Вопросик. | - иметь представление о разнообразии растений. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: применять полученную информацию при ответах на вопросы. Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, планировать учебную деятельность. | – Ребята, давайте откроем учебник на странице 68 (Приложение 1), и прочитаем как называются эти растения. - Сначала поговорим о дикорастущих растениях. Что вы про них запомнили? - К ним относятся растения, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Некоторые ребята приготовили рассказ о некоторых из них. Валериана лекарственная – ученик 1 Василёк – ученик 2 Волчье лыко – ученик 3 Вороний глаз – ученик 4 - О какой второй группе растений мы узнали сегодня на уроке? - Какие растения мы будем называть культурными? Приведите примеры. - Некоторые из культурных растений мы рассмотрим в гербарии. Гербарий - это собрание засушенных растений. Пшеница, Рожь, Гречиха (сообщения выполняют учащиеся) – В учебнике изображены растения. Давайте рассмотрим, какие из них относятся к дикорастущим растениям, а какие к культурным. Возьмите сигнальные карточки накройте зеленым цветом - дикорастущие, а красным - культурные. Попросите соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая карточки. - Давайте подумаем, для чего люди выращивают культурные растения? На какие группы их можно разделить? Заглянем в учебник, на странице 69 -Серёже необходимо закончить схемы – помогите ему дописать в каждую схему по несколько культурных растений. У вас будет помощник – список растений из которого выберете нужное и свои добавьте. Список: (картофель, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс) Физкультминутка. Дружно по лесу гуляем (шаги на месте) И листочки собираем (наклоны вперед) Собирать их каждый рад Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) Практическая работа - Повторите еще раз, на какие группы делятся культурные растения. Работа в группах. Правила работы в группе. В группе должен быть организатор обсуждения, Каждый может высказать свою версию решения, Один говорит, а остальные слушают, Каждая версия обсуждается в группе, В группе согласуется общее решение, Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с карточкой-заданием. (Приложение 3) - Следующее задание — это задание 2 в рабочей тетради (с. 48-49) Укажите стрелками, к каким группам относятся эти культурные растения. | - знать, понятие культурные и дикорастущие растения; -знать, на какие группы делятся культурные растения; - •знать, что относиться к деревьям, кустарникам, травянистым растениям и называть их; | Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов. Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока. Познавательные: различать культурные и дикорастущие растения; понимать содержание текста, использовать различные способы поиска, сбора информации, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради. Коммуникативные: уметь слушать собеседниками, вести диалог, излагать свое мнение, работать в группах на основе приемов взаимодействия. |
Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения"
Урок окружающего мира, 2 класс
Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Цели: 1) Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их,
2)учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение,
3) воспитывать интерес к полевым растениям,
4) Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться.
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается, какой урок? (окружающего мира.)
Повторение ранее изученного материала
(выставляю баллы, кто быстрее всех ответит, а в конце урока получают отметку)
Тест «Невидимые нити»
1.Найди группу, в которой перечислены только деревья.
1.сосна, орешник, дуб, клён;
2.берёза, осина, ясень, ель;
3.сирень, лиственница, рябина, липа.
Найди группу, в которой перечислены травы.
1.тополь, каштан, осина, липа;
2. орешник, калина, сирень, смородина;
3.одуванчик, репейник, крапива, подорожник.
Какое растение не относится к кустарникам?
1.сирень;
2.калина;
3.тысячелистник.
Что составляет верхний этаж (ярус) леса?
1.деревья;
2.кустарники;
3.травы.
Закончи определение: "Животные, у которых шесть ног, называются ..."
1. насекомые;
2. птицы;
3.звери.
Закончи определение: "Животные, тело которых покрыто перьями, называются ..."
1. насекомые;
2.птицы;
3.звери.
Закончи определение: "Животные, тело которых покрыто шерстью, называются ..."
1.насекомые;
2.птицы;
3.звери.
Найди группу, в которой перечислены только птицы.
1.воробей, цапля, синичка, стрекоза;
2. ласточка, лебедь, ворона, курица;
3.снегирь, сорока, утка, летучая мышь.
Закончи определение: "Водные животные, тело которых покрыто чешуёй, называются ..."
1. рыбы;
2.земноводные;
3.пресмыкающиеся.
К какой группе относится лягушка?
1. рыб;
2. земноводных;
3.пресмыкающихся.
К какой группе относятся черепахи и крокодилы?
1. зверей;
2. земноводных;
3. пресмыкающихся.
За что пресмыкающиеся получили своё название?
1.за то, что они бегают;
2.за то, что они прыгают;
3.за то, что они ползают.
Чем покрыто тело у земноводных?
1.кожей;
2.шерстью;
3.чешуёй.
Найди группу, в которой перечислены только звери.
1. медведь, лось, волк, крокодил;
2. заяц, пудель, лисица, корова;
3.кошка, мышка, ящерица, тигр.
Что называют невидимыми нитями природы?
1). паутину в лесу;
2). связи в природе;
3). корни деревьев.
Какие действия человека вредят природе?
1). вырубка леса;
2). сбор грибов;
3). подкормка птиц.
Какое утверждение верно?
1). Хищников надо уничтожать;
2). Комары — вредные насекомые.
3). В природе все взаимосвязано.
Как вы можете помочь природе?
1). бороться с браконьерами;
2). очищать лес от мусора;
3). уничтожать гусениц.
Каких животных кормят плоды ели - шишки с семенами?
1). белку;
2) .мышь;
3). зайца
IV. Постановка проблемы урока.
- Вспомните, на какие группы можно разделить растения?
(деревья, кустарники, травы)
Таблички на доске (деревья, кустарники, травы)
Распределим растения по группам, объясняя свой выбор.
Деревья: (яблоня, ель)
Кустарники: (малина, шиповник)
Травы: (помидор, мать-и-мачеха.)
V. Совместное «открытие знаний»
- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, малина и шиповник, помидор и мать-и-мачеха?
- Но сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения? (растения кормят, одевают человека, лечат, дают много полезных вещей).
- Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
- Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (общее – деревья, отличие – ель растёт в лесу, а яблоня – в саду, за ней ухаживает человек)
- Сравним малину и шиповник.
- Чем похожи и чем отличаются помидор и мать-и-мачеха?
- На какие же группы можно поделить все растения? (первая группа – растения, которые выращивает специально человек. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)
- Какое название можно дать первой группе растений, второй группе?
Культурные и дикорастущие
Так и звучит сегодня наша тема:
Дикорастущие и культурные растения.
2.Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр.68, прочитайте о каждой группе растений.
-Выполните задание в парах на с.68. проверим.
- Какие дикорастущие растения вы видите? (крапива, камыш, береза)
- Почему они так названы? (дикорастущими)
- Какие культурные растения вы видите? ( астра, рожь, огурцы)
- Почему они так названы?
Физкультминутка
(вывесить экран)
- Сначала поговорим о дикорастущих растениях. Что вы про них запомнили? Культурные?
Выполним задание в рабочей тетради с. 48 №1.
(дикорастущие: клевер, крапива, камыш; культурные растения: яблоня, роза, слива, крыжовник)
- Ребята, скажите, а дикорастущие растения и культурные растения бывают только деревьями или еще чем -то могут быть?( кустарниками, травянистыми растениями)
Откроем учебник на с. 69 рассмотрим схемы Сережи. Что вы можете сказать, рассмотрев их? По какому признаку Сережа разделил растения? (1- по размеру, 2- по плодам)
(Прядильные: хлопок, джут, лен)
Дополним схемы Сережи.
Р.т с.48 №2.
Р.т. с 49 №2 2)
- Какой вывод мы можем сделать о том, какие существуют растения в природе?
( бывают: дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)
VI. Итог урока.
Учитель: Урок наш заканчивается. Оцените свою работу.
Я с вами согласна, что работа была успешной.
Кому было трудно? Кому было легко?
Спасибо вам за хорошую и дружную работу. Приведите своё рабочее место в порядок.
infourok.ru
Тема: Дикорастущие и культурные растения
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
ВО 2 КЛАССЕ
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;
Ход урока
Организационный момент
Провер ка домашнего задания
Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.
А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)
Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?
Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?
- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '
(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и
т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;
кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;
травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.
Знакомство с дикорастущими растениями
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко - синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движением руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море-
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза - васильки.
Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.
Физкультминутка
Работа по учебнику
А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.
- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.
(Дети выполняют задание.)
- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой
группе:
VII. Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
На доске - карточки со словами:
лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,
Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)
Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.
Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
VIII. Закрепление изученного
- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)
Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой - в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
- Правильно, все это - овощные растения.
Презентация .
Итоги урока.
О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
Приведите по два - три примера растений каждой группы.
Домашнее задание.
Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):
Прочитать «Легенда о растениях» (учебник, с.64-65).
kopilkaurokov.ru
Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения". 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели и задачи:
- Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.
- Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
- Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания.
- Развивать у ребят умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.
I. Организационный момент.
Ну – ка проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку “5”.
II. Актуализация знаний.
- Разнообразие растительного мира
- Группы растений. Работа по карточкам.
Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.
Дышит, растет,
А ходить не может. (растение)
Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.
Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга? (Продолжительностью жизни, формой стеблей, цветков, плодов, листьев…)
Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)
Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.
Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).
III. Изучение нового материала
- Введение в тему.
Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)
Мы с детства, представьте, того и не знали, По – гречески этот цветок называли. “Звезда” - вот на русский его перевод. На клумбах он осенью долго цветет. (Астра)
Цветет он майскою порой, Его найдешь в тени лесной. На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят. (Ландыш)
Со дна озера, реки Как веревки – стебельки. Над водою стебелек Превращается в цветок, И горит он летним днем Желтым пламенем – огнем А цветы назвали люди На подобие посуды, Как в шкафу глинянки – кринки Те цветочки звать … (Кувшинки)
В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница)
Лето целое старалась – Одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложим мы в бочонок. (Капуста)
Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягоду сорвешь – Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
Желтые головки, Белые ресницы, Все они похожи, Будто бы сестрицы. Я надеюсь, знаешь ты Эти скромные цветы. (Ромашки)
(слайд 3)
- Ребята, что их объединяет? Как мы их назовем одним словом? (это растения)
- Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)
Эти растения скучают друг по другу. Как вы думаете, почему? Вместе ли они живут? Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга? Как они туда попали?
Вывод: Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. Есть растения, которые выращивают люди.
2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями
1) Работа по учебнику
- Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 62 (читают 2 учеников вслух), (слайд 4).
- Ниже даны рисунки растений. Назовите изображенные растения. Дикорастущие растения накройте зелеными фишками, а культурные – желтыми.
2) Деление растений на 2 группы
Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).
- Работа в рабочей тетради
Для закрепления полученных знаний, выполним в рабочей тетради задание 1 на странице 25 – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.
Взаимопроверка выполненной работы.
Физкультминутка:
Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастет, нарядится в беленькое платьице. Легкое, воздушное, ветерку послушное.
3. О дикорастущих растениях.
- Дикорастущие деревья, кустарники, травы.
- Сообщения ребят о растениях.
- Рассказ учителя. “Как делают льняные ткани”.
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы)
О своих любимых растениях ваши одноклассники подготовили сообщения (1 – ый ученик рассказывает о травянистом растении, 2 – ой – о кустарнике, 3 – ий – о дереве)
- Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы.
4. О культурных растениях.
1) Выбор верного определения.
Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел попугай Илья. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У Ильи 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?
Что такое культурные растения? (Слайд 6)
а) Растения, которые человек использует для питания;
б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;
в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.
(Дети объясняют выбранный ответ)
2) Деление культурных растений на группы.
- Для каких же целей люди выращивают культурные растения? (ответы детей)
- Сейчас я вам загадаю загадки, вы должны отгадать растения и рассказать для чего они нужны (после каждой загадки демонстрируется гербарий отгаданного растения).
а) Что две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (Рожь)
Где она растет? Какую часть этого растения использует человек? Для чего? Это растение относится к зерновым. Еще какие зерновые растения вы знаете?
б) Было зеленое платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное, но надоело также и это - платье надело синего цвета. (Слива)
Слива растет в саду. Что дает нам это растение? Значит, слива – плодовое растение. К плодовым растениям относятся еще …
в) Растут на грядке зеленые ветки, а на них красные детки. (Помидор)
Это растение растет в огороде и называется … (овощ). Из овощных растений в наших огородах растут …
г) Вот чудесные цветы небывалой красоты. Яркие, пахучие – Ай – ай – ай! Колючие! (Розы)
Для чего их люди выращивают? (для красоты). Такие растения называются декоративными. Еще какие декоративные растения вы знаете?
д) Из земли вырастаю –
весь мир одеваю. (Лен) (слайд 7).
Что люди получают из этого растения? (Ткань). Ткань делают еще из хлопка. Лен и хлопок – прядильные растения. Сейчас я вам расскажу, как из льна делают ткань:
Из льна можно изготавливать любые ткани: начиная от грубого брезента, холста и заканчивая кружевами.
Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Руси.
Лен неприхотлив. Все, что ему нужно – длинный световой день. Однако получить из него высококачественную ткань не так просто.
Технология обработки льна остается неизменной. Сначала лен выдергивают из земли, причем вместе с корнями. Затем его высушивают, сложив в небольшие скирды, очесывают и молотят (слайд 8). После этого лен расстилают на траве для того, чтобы стебли намокли от росы. Эта процедура позволяет отделить волокно от древесной части стебля и может продолжаться несколько недель. Полученное волокно поднимают и сушат, а затем мнут и треплют, отделяя от древесной части стебля. Трепаный лен расчесывают и вытягивают из него слегка закрученную тонкую ленту. Из нее уже можно прясть льняную пряжу. Осталось соткать полотно. Теперь мы можем наслаждаться натуральным и очень приятным на ощупь льняным изделием (слайд 9).
Помимо ткани, лен дает нам множество побочных продуктов. Практически, в процессе переработки льна нет отходов! Из семян получают целебное льняное масло, жмых идет на корм скоту, а из одеревеневших частей стебля получают отличные строительные материалы и мебельные плиты.
Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна выполняют машины.
- Ребята, давайте повторим, на какие группы делятся культурные растения? (слайд 10)
IV. Закрепление изученного материала.
1) Игра “Что здесь лишнее?”
- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” (слайд 11).
1. клевер, астра, роза, гладиолус 2. береза, василек, репа, осина 3. огурец, лук, лен, чеснок 4. груша, слива, малина, яблоня 5. пшеница, рожь, ячмень, картофель
2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”
- У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 12).
Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины. То не дождь пошел из облака И не град, То посыпался из облака Виноград. (слайд)
- А теперь ответьте, может так быть или нет?
- Почему?
- Где такое может быть? (в сказке)
3) Игра “цвет – фрукт”.
Перечислите ягоды, фрукты, овощи:
- оранжевого цвета;
- желтого цвета;
- красного цвета;
- синего цвета.
V. Итог урока.
И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке? На какие 2 группы делятся растения?
- Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы
(слайд 13) – спасибо за урок.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать легенды о растениях
2) задания в рабочей тетради
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Скачать файл
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
ВО 2 КЛАССЕ
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;
Ход урока
-
Организационный момент
-
Провер ка домашнего задания
-
Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.
-
А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)
-
Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?
-
Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?
— Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения ‘
(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и
т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее — деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
— Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)
-
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее — травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
-
На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую — дикорастущими растениями.
-
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;
кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;
травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.
-
Знакомство с дикорастущими растениями
-
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко — синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
-
Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движением руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море-
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза — васильки.
-
Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
-
Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.
-
Физкультминутка
-
Работа по учебнику
А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.
— Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.
(Дети выполняют задание.)
— А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой
группе:
VII. Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
На доске — карточки со словами:
лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. — Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,
Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)
Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца — это все лен и хлопок.
Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
VIII. Закрепление изученного
— Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
-
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)
-
Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой — в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец)
-
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
-
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
-
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
— Правильно, все это — овощные растения.
-
Презентация .
-
Итоги урока.
-
О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
-
Приведите по два — три примера растений каждой группы.
Домашнее задание.
-
Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):
-
Прочитать «Легенда о растениях» (учебник, с.64-65).
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
ВО 2 КЛАССЕ
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;
Ход урока
-
Организационный момент
-
Провер ка домашнего задания
-
Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.
-
А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)
-
Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?
-
Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?
— Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения ‘
(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и
т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее — деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
— Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)
-
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее — травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
-
На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую — дикорастущими растениями.
-
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;
кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;
травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.
-
Знакомство с дикорастущими растениями
-
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко — синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
-
Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движением руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море-
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза — васильки.
-
Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
-
Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.
-
Физкультминутка
-
Работа по учебнику
А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.
— Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.
(Дети выполняют задание.)
— А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой
группе:
VII. Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
На доске — карточки со словами:
лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. — Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,
Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)
Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца — это все лен и хлопок.
Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
VIII. Закрепление изученного
— Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
-
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)
-
Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой — в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец)
-
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
-
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
-
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
— Правильно, все это — овощные растения.
-
Презентация .
-
Итоги урока.
-
О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
-
Приведите по два — три примера растений каждой группы.
Домашнее задание.
-
Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):
-
Прочитать «Легенда о растениях» (учебник, с.64-65).
evostudy.ru
Урок окружающего мира "Культурные и дикорастущие растения". 1-й класс
Разделы: Начальная школа
Форма: работа в группах.
Цель: создать условия для самостоятельной работы учащихся на уроке.
Задачи:
- образовательная мотивация: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- обогащение запаса знаний о дикорастущих и культурных растениях;
- познакомить с разнообразием культурных растений;
- повторить строение деревьев, кустарников, травянистых растений;
- развитие речи учащихся, умения рассуждать;
- развитие логического мышления и памяти учащихся;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
Раздаточный материал:
- Конверты с картинками (Приложение
1)
- изображение дуба
- изображение яблони
- изображение крыжовника
- изображение лещины
- изображение клевера
- изображение ириса
- Лист и ручка
Оборудование: иллюстрации (Презентация)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– В течение своей жизни человек окружён растениями. А что было бы, если бы они вдруг исчезли? (Ответы детей) – Сегодня мы продолжим нашу беседу о разнообразии растений.
2. Актуализация знаний
На столах у детей конверты с картинками с изображением следующих растений: дуб, яблоня, крыжовник, лещина, клевер, ирис (Приложение 1)
– Рассмотрите карточки на ваших столах. Что изображено на них? Назовите их одним словом. (Растения) – Разложите эти карточки на три группы. Объясните, по какому признаку вы их группировали. (Работа в группах). – Проверяем. Каждая группа при проверке считает количество карточек, расположенных неверно, перекладывает их в нужную группу (Презентация, слайд 2). – У какой группы все карточки лежали правильно? У какой группы одна карточка лежала неправильно? и т.д. – Приведите свои примеры к каждой группе. – Молодцы, справились с заданием.
3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
– Теперь задание усложняется: разложите эти же карточки на 2 группы, объясните, по какому признаку группировали. (Работа в группах. Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и фиксирует неправильное деление на группы.) – Проверяем. Могут получиться разные варианты.
Сначала учитель спрашивает те пары, у которых деление не совпадает с делением на дикорастущие и культурные. В конце подводит детей к мысли о делении растений на те, которые человек не сажает (дикорастущие) и те, которые человек выращивает специально (культурные). Учитель вводит эти понятия и их определения. (Презентация, слайд 3).
– Сверьте расположение своих карточек с расположением названий на экране.
4. Работа по теме урока.
– Скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего сегодняшнего урока. (Растения дикорастущие и культурные). – Правильно, сегодня мы будем с вами подробно рассматривать растения, которые называются культурные и дикорастущие. – Какие растения мы называем дикорастущими? А культурными? – Приведите примеры.
С помощью схемы учитель подводит детей к выводу: дикорастущие растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; культурные растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
Физ минутка (игра с сигнальными карточками)
– Давайте поиграем. Если я называю культурное растение, вы показываете зелёную карточку, если дикорастущее растение – красную.
– В свою очередь культурные растения делятся так же на несколько групп, и сейчас вы их сами попробуете назвать!
5. Работа со слайдами (4-9).
– Назовите изображенные растения (огурцы, свёкла, капуста). Что общего у всех? (Овощи). Эта группа называется овощные. Приведите свои примеры. – Назовите изображённые растения (яблоня, груша, лимон). Что общего? (Фрукты, плоды). Эта группа называется плодовые. Приведите примеры. – Назовите изображённые растения (овёс, рожь, пшеница). Что общего у всех растений? (Наличие зёрен). Эти растения называются зерновыми. – Назовите изображённые растения (георгин, ирис, фиалка). Для чего они нужны человеку? (Для красоты.) Эта группа растений называется декоративными, так как в переводе с латинского языка «decorer» означает «украшение». Приведите свои примеры. – Эти растения называются хлопок и лён. Где вы встречали такие названия? (В одежде). Правильно, так как из этих растений вырабатываются волокна, из которых в свою очередь прядут нити для изготовления ткани. Такие культурные растения называются прядильными. – Давайте ещё раз назовём группы культурных растений. (Называют группы, которые учитель показывает указкой на экране). – А что значит культурные растения? Дикорастущие растения?
6. Проверка усвоения знаний
– Проверим себя, всё ли мы с вами запомнили? Если не всё, посмотрим, на что нужно будет обратить особое внимание при подготовке домашнего задания.
Индивидуальная работа на листочках. Если выражение верное, дети чертят «+», если не верное чертят «–».
1. Редиска – дикорастущее растение. 2. Пшеница – зерновое растение. 3. Тополь – культурное растение. 4. Подорожник – дикорастущее растение. 5. Крапива – культурное растение.
При проверке дети сверяют свой узор с узором на экране. (Презентация, слайд 10).
– Поднимите руку те, у кого узор получился. У кого одна ошибка? Две?
7. Подведение итогов
– Посмотрите, сколько мы узнали сегодня! (Презентация, слайд 11). – На какие группы делятся растения? На какие группы делятся культурные растения? – Посмотрите, культурные растения нас кормят, одевают, украшают нашу жизнь. А дикорастущие? Нужны ли они нам? (Все растения нужны, так как все дают кислород, многие съедобны, много лекарственных растений.)
– Как мы должны относиться к растениям? (Ответы детей)
Показ разных растений на экране. (Презентация, слайд 12).
– Растения разнообразны, но все они необходимы нам: и высокие, и низкие, и колючие, и водяные, и с цветами, и без цветов. Мы должны заботиться о них, беречь их, сохранить их для потомков.
8. Объявление отметок за урок. Запись домашнего задания
– Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai