Содержание
6 класс. Биология. Фотосинтез. Дыхание — Дыхание
Комментарии преподавателя
Процесс дыхания (см. Рис. 1, 2) – получение энергии при распаде сложных органических соединений.
Рис. 1. Дыхание растений (первый этап)
Рис. 2. Дыхание растений (второй этап)
При сгорании дерева выделяется энергия, запасенная в ходе фотосинтеза, в виде тепла и света. Горение – химическая реакция, в ходе которой органические соединения взаимодействуют с кислородом и распадаются до воды и углекислого газа.
По сути, дыхание сходно с горением.
Дыхание растений (см. Рис. 3) – соединение сложных органических веществ с кислородом, в ходе которого происходит постепенное выделение энергии. Также в результате дыхания выделяются углекислый газ и вода.
Рис. 3. Схема дыхания растений
В ходе дыхания энергия запасается в виде специальных энергетических веществ – соединений АТФ (см. Рис. 4).
Рис.
4. АТФ
АТФ – универсальный носитель энергии, использующийся при любых процессах жизнедеятельности растения (рост, размножение).
Водоросли поглощают кислород всей поверхностью тела, высшие растения – через устьица (см. Рис. 5).
Устьица – отверстия в коже листа растения, ограниченные замыкающими клетками.
Рис. 5. Устьица
Кислород поступает к каждой клетки по сети межклетников (см. Рис. 6).
Рис. 6. Межклетники
Межклетники – пространства, возникающие в тканях растений при разъединении, разрушении или отмирании соседних клеток. Соединяясь друг с другом, межклетники образуют в растении систему полостей и ходов, сообщающихся с внешней средой (атмосферой) через устьица.
Опыт: взять 4 бутылки из прозрачного бесцветного стекла. В одну из них положить прорастающие набухшие семена гороха или фасоли. В другую положить такое же количество сухих семян. Несколько небольших корнеплодов моркови выдержать в теплой воде 2-3 дня, для активизации их клеток.
Положить их в третью бутыль. В четвертую положить свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закрыть бутылки и поставить в теплое темное место. На следующий день поднести в каждую бутылку зажженную лучинку. Во всех бутылках, кроме той, где были сухие семена, лучинка гаснет. Это говорит о том, что растения потребили кислород в ходе дыхания, выделив углекислый газ. А клетки сухих семян находятся состоянии покоя, поэтому не потребляют кислород.
Дыхание корней
Растения на тяжелых глинистых или заболоченных почвах сильно страдают от недостатка кислорода. Вода перекрывает доступ воздуха к корням. Поэтому у таких растений развиваются дыхательные корни.
При выращивании сельскохозяйственных растений необходимо следить за доступом кислорода к корням. В этих целях почву разрыхляют.
На свету у растений протекают 2 взаимосвязанных процесса – дыхание и фотосинтез (см. Рис. 7).
Рис. 7. Газообмен растений
При дыхании растение выделяет углекислый газ и поглощает кислород, а при фотосинтезе – поглощает углекислый газ и выделяет кислород.
При дыхании растение потребляет меньше кислорода, чем выделяет при фотосинтезе. При фотосинтезе растение потребляет меньше углекислого газа, чем может выделить при дыхании.
Дыхание происходит непрерывно во всех органах растения. Оно погибает без кислорода.
Рыхление почвы
Рыхление почвы необходимо для обеспечения достаточного поступления воздуха к корням и сохранения в почве влаги. При подсыхании почвы на ней образуется корка, которая испаряет имеющуюся влагу за счет капиллярного эффекта – свойства воды хорошо подниматься по тонким трубочкам. Также корка препятствует проникновению воды внутрь почвы.
Во время рыхления корка разрушается, и влага в поверхностном слое сохраняется дольше.
источник конспекта —
http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/dyhanie
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=cjyrEYQXNSU
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=im7Jdk83Rn8
источник видео — http://www.
youtube.com/watch?v=gm5Hl9GQGWA
источник презентации — http://ppt4web.ru/biologija/dykhanie-rastenijj2.html
источник презентации — http://www.myshared.ru/slide/981297/#
Дыхание растений — презентация онлайн
Похожие презентации:
Эндокринная система
Анатомо — физиологические особенности сердечно — сосудистой системы детей
Хронический панкреатит
Топографическая анатомия верхних конечностей
Анатомия и физиология сердца
Мышцы головы и шеи
Эхинококкоз человека
Черепно-мозговые нервы
Анатомия и физиология печени
Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза и промежности
1. Дыхание растений
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Дыхание (для всех живых существ)
– поглощение кислорода,
выделение углекислого газа.
В результате дыхания:
Сложные органические вещества
распадаются
Выделяется вода и углекислый газ
Выделяется энергия
3.
Дыхание происходит:
1) во всех живых клетках (опыт с
разными частями растения)
2) круглосуточно (ночью — активнее)
(опыт Пристли)
Признаки
В каких клетках растения
происходит?
Какой газ поглощается?
Какой газ выделяется?
В какое время суток
происходит?
Необходимость света
Органические вещества
Энергия
Фотосинтез Дыхание
7. Приспособления растений к дыханию
— Устьица в кожице листа
— Чечевички в коре
— Дыхательные корни
8. Интересный факт- Для атмосферы Земли только половину кислорода вырабатывают деревья и все вместе взятые растения, остальную
Интересный факт- Для атмосферы Земли
только половину кислорода вырабатывают
деревья и все вместе взятые растения,
остальную часть поставляют водоросли
мирового океана, обладающие способностью
к фотосинтезу.
9. Кислород и человек
Ежедневное потребление кислорода
организмом человека составляет около 40 кг.
Мозг человека потребляет около 20%
кислорода, находящегося в организме
человека.
Роговица глаза единственный орган человека,
в который кислород поступает
непосредственно из окружающего воздуха.
Слишком большое количество кислорода
может оказаться токсичным. Это опасно во
время подводного плавания, когда в легкие
попадает большее количество О2, чем обычно.
10. Тест 1. Какое вещество образуется в процессе фотосинтеза?
а) крахмал
б) вода
в) углекислый газ
11. 2. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез:
а) в ядре
б) в хлоропластах
в) в вакуолях
12. 3. Наличие какого газа в атмосфере необходимо для фотосинтеза:
а) азота
б) углекислого газа
в) кислорода
13. 4. Какой ученый первым обнаружил способность растений выделять на свету кислород:
а) Джозеф Пристли
б) К.А.Тимирязев
в) Ян Гельмонт
14. 5. В процессе фотосинтеза происходит:
5. В процессе
фотосинтеза происходит:
а) поглощение кислорода
б) выделение кислорода
в) выделение азота
15.
6. Фотосинтез по-другому называют:
а) водным питанием
б) воздушным питанием
в) почвенным питанием
16. 7. Какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением:
а) зона проведения
б) зона деления
в) зона роста
г) зона всасывания
17. 8. Что получают растения из почвы:
а) органические вещества
б) углеводы
в) воду
г) воду и минеральные соли
18. 9. Крахмал, образующийся в листьях, в процессе фотосинтеза является:
9. Крахмал, образующийся в
листьях, в процессе
фотосинтеза является:
а) побочным продуктом,
выделяющимся во внешнюю
среду
б) запасным питательным
веществом
в) источником воды
19. 10. Всей поверхностью тела усваивают питательные вещества
А) мхи
Б) водоросли
В) папортники
20. 11. Минеральные удобрения вносят для…
А) улучшения структуры почвы
Б) борьбы с вредителями
В) нейтрализации вредных
химических соединений
Г) повышению плодородия
почвы
21.
12. Соли какого элемента являются микроэлементами для питания растений?
А) азот
Б) калий
В) фосфор
Г) медь
22. 13. Специальными приспособлениями листьев растений к дыханию служат…
13. Специальными
приспособлениями листьев
растений к дыханию служат…
а) трахеи
б) устьица
в) жилки
23. 14. При дыхании организмов…
а) вырабатывается энергия
б) образуется кислород
в) запасается белок
г) переваривается пища
24. 15. Верны ли следующие утверждения? 1. Все живые организмы дышат. 2. При дыхании растение поглощает углекислый газ и выделяет
15. Верны ли следующие
утверждения?
1. Все живые организмы дышат.
2. При дыхании растение
поглощает углекислый газ и
выделяет кислород.
а) верно только 1
б) верно только 2
в) верны оба суждения
г) неверны оба суждения
25. 16.Выберите три верных утверждения. Специальными приспособлениями цветковых растений к дыханию служат
а) хромосомы
б) устьица
в) железы
г) чечевички
д) вакуоли
е) дыхательные корни
26.
17. При дыхании организмов в расщеплении веществ необходимо поступление
а) солнечного света
б) углекислого газа
в) кислорода
г) хлорофилла
27. 18. Верны ли следующие утверждения? 1. Дыхание растения происходит и на свету, и в темноте. 2. Для осуществления процесса
фотосинтеза растению необходим
солнечный свет.
а) верно только 1
б) верно только 2
в) верны оба суждения
г) неверны оба суждения
English
Русский
Правила
Как дышат растения? — TheScienceBreaker
Вдох и выдох — это то, что мы, люди, делаем в каждый момент нашей жизни. Растения делают то же самое благодаря крошечным ртам, называемым устьицами.
по
Ричард Моррис | Профессор
Ричард Моррис — профессор Центра Джона Иннеса, Нориджский исследовательский парк, Норидж, NR4 7UH, Великобритания.
Ричард Моррис также является автором оригинальной статьи 9.
0009
Профиль
,
Хью Вулфенден | Постдокторский научный сотрудник
Хью Вулфенден — научный сотрудник Центра Джона Иннеса, Норвичский исследовательский парк, Норидж, NR4 7UH, Великобритания.
Хью Вулфенден также является автором оригинальной статьи .
Профиль
Отредактировал
Массимо Кейн
Основатель и директор
Профиль
просмотров 18136
Время чтения 4 минуты
опубликовано 22 ноября 2017 г.
Любите ли вы проростки или нет, растения, скорее всего, составят основной компонент вашего рациона: крупы, хлеб, картофель, макароны, рис, чипсы и т. д. , все происходят от растений. Одни только рис, кукуруза и пшеница составляют 60% мирового рациона питания. Растения необходимы не только для обеспечения продовольственной безопасности, но и для изготовления большей части вашей одежды, например изделий из хлопка и льна.
Итак, растения играют незаменимую роль в нашей жизни. Более того, без фотосинтеза у нас не было бы даже кислорода для дыхания. Растения и водоросли осуществляют фотосинтез, который превращает атмосферный углекислый газ и воду в сахар, используя энергию солнца. Этот процесс производит кислород в качестве побочного продукта, и считается, что этот побочный продукт зеленой жизни привел к тому, что текущий уровень кислорода в атмосфере составляет около 20%. Упрощенно, мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а растения поступают наоборот. Мы вдыхаем и выдыхаем через рот, но как дышат растения?
У растений тоже есть рот. Зеленые части наземных растений покрыты крошечными единицами, называемыми устьицами, что в переводе с греческого означает рот. Устьица образованы двумя клетками, называемыми замыкающими клетками, каждая из которых является зеркальным отражением другой, которые вместе образуют кольцо в форме пончика (с отверстием). В отличие от пончиков, устьица изящно регулируются и динамичны.
Свет заставляет устьица открываться и закрываться. Как правило, устьица открыты днем и закрыты ночью, как рот у некоторых людей. Многие другие сигналы заставляют устьица открываться и закрываться. Открытые устьица позволяют углекислому газу проникать в растение, однако водяной пар может выходить, поэтому регулирование устьиц имеет решающее значение для поддержания водного статуса растений.
Мы хотели понять, как работает открытие и закрытие. Клетки растений окружены клеточной стенкой, обеспечивающей механическую поддержку. Мы знаем, что когда сигналы вызывают открытие устьиц, внутреннее давление замыкающих клеток увеличивается, и замыкающие клетки изгибаются, что немного похоже на накачку внутренней камеры велосипеда, только давление в устьицах может достигать 50 атмосфер (эквивалентно гидростатическому давлению 500 м воды). Но как именно это работает? Насколько важна форма замыкающих клеток? Как должен быть сформирован материал, чтобы выдерживать такое высокое давление и при этом быстро открываться и закрываться? Недавно мы исследовали эти вопросы, используя комбинацию математического моделирования и биофизических экспериментов.
Разработка математической модели процесса помогает понять важные факторы, влияющие на общее поведение системы. Для модели требуется несколько ключевых компонентов: давление, форма замыкающих клеток и механические свойства клеточных стенок.
Мы построили компьютерную трехмерную механическую модель, чтобы ответить на вышеуказанные вопросы. Хотя лежащие в основе вычисления нетривиальны, основная идея проста: выберите форму замыкающих клеток, выберите некоторые свойства материала (эластичность, жесткость в разных направлениях), затем увеличьте давление и посмотрите, что произойдет. Если устьица не открываются, измените форму и/или свойства материала и повторите попытку. Используя этот подход, мы сначала попробовали простые эластичные материалы и обнаружили, что устьица не открываются. Очевидно, что в модели отсутствовал ключевой компонент.
Клеточная стенка представляет собой сложный материал и состоит из поперечно-сшитых волокон, заключенных в гель из сахаров. В клеточных стенках устьиц волокна ориентированы вокруг трубок замыкающих клеток — как если бы вы неоднократно протягивали нить через центр пончика, а затем обматывали ее снаружи, снова протягивая через центр.
Эти волокна намного прочнее, чем остальная часть клеточной стенки. Таким образом, волокна вызывают так называемое анизотропное поведение, означающее, что прочность клеточной стенки зависит от направления. Когда этот ингредиент добавляется в модель, устьица открываются по мере увеличения давления.
Однако возникла проблема, хоть модель и открылась, динамика открытия не соответствовала экспериментальным данным. Это означало, что мы по-прежнему неправильно фиксировали поведение и, следовательно, упускали важный аспект лежащей в основе механики. Известно, что некоторые материалы демонстрируют явление, называемое деформационно-упрочнением, при котором становится все труднее растягивать вещество по мере его растяжения. Может ли это быть недостающим ингредиентом? Когда мы учитываем жесткость клеточной стенки при деформации, модель может точно воспроизводить экспериментальные данные, предполагая, что это действительно важное свойство открытия и закрытия устьиц. Эта работа выявила ключевые факторы, необходимые для открытия и закрытия устьиц.
Эти данные можно использовать для улучшения реакции растений на изменение климата и, в частности, для руководства исследованиями, направленными на повышение жаро- и засухоустойчивости сельскохозяйственных культур, способствуя тем самым продовольственной безопасности.
Оригинальный артикул:
Вулфенден Х., Бурдэ Г., Копишке М., Мидес Э., Молина А., Робацек С., Моррис Р. Вычислительный подход для определения свойств клеточной стенки, которые управляют динамикой защитных клеток. Журнал растений . 2017;92(1):5-18. doi: 10.1111/tpj.13640.
Следующее чтение: Откачка подземных вод представляет глобальную угрозу речным экосистемам
по
Инге де Граф
Подготовил:
Массимо Кейн
, Основатель и директор
Больше из биологии растений
Плотоядная Венерина мухоловка генерирует собственные магнитные поля
19 октября 2022 г.
в Биология растений | 4 мин чтения по
Энн Фабрикант
,
Зёнке Шерцер
,
Дмитрий Будкер
Выяснение эволюционного химического состава фиговых деревьев
20 мая 2022 г. в Биология растений | 3,5 мин чтения по
Каутар Эльджунаиди
Скрытый защитный арсенал семян: использование бактерий для защиты от болезней
10 фев, 2022 в Биология растений | 3 минуты чтения по
Харуна Мацумото
,
Томислав Чернава
,
Менгсен Ван
Могут ли леса пережить изменение климата?
21 января 2022 г. в Биология растений | 4 мин чтения по
Энрик Батлори
,
Франсиско Льорет
Как корни помогают бороться с твердыми почвами
8 окт, 2021 в Биология растений | 3 минуты чтения по
Бипин К.
Пандей
,
Малкольм Дж. Беннетт
Как деревья дают нам воздух для дыхания? | Спросите Dr. Universe
Уважаемый Джамар,
Наша планета является домом для самых разных растений, и они помогают производить много кислорода, которым мы дышим. Чтобы узнать, как растения производят кислород, я спросил своего друга Баласахеба Сонаване.
Сонаван — ученый из Университета штата Вашингтон, который исследует фотосинтез, или то, как растения используют энергию солнца и производят кислород. Он сказал, что в каком-то смысле растения тоже дышат.
— У них нет ни носа, ни рта, — сказала Сонаване. «У них на листьях есть крошечные микроскопические органы, называемые устьицами».
Устьица позволяют газам входить и выходить из листа. Мы дышим газообразным кислородом, но растения поглощают углекислый газ через устьица на листьях.
Balasaheb Sonwane
Между тем, растения также используют свои листья, чтобы поглощать энергию солнечного света. Они также всасывают воду через свои корни.
Вода – это ключевой элемент, необходимый растениям для производства кислорода. Возможно, вы помните, что атомы похожи на строительные блоки. Когда два или более атома соединяются вместе, мы получаем молекулу. Например, один атом кислорода и два атома водорода составляют молекулу воды.
В процессе фотосинтеза растения могут преобразовывать энергию Солнца в энергию, которую они могут использовать для производства сахара из молекул углекислого газа. Когда это происходит, молекулы воды распадаются и образуют молекулы кислорода — воздух, которым мы дышим.
Наряду с кислородом, растения выпускают из устьиц небольшое количество водяного пара. Это важно для людей и других животных, потому что в сухой среде может быть трудно дышать. Влага и кислород помогают нашим легким продолжать работать.
В океане также есть живые существа, называемые фитопланктоном, и они производят примерно половину кислорода в воздухе. Подобно растениям на суше, они используют углекислый газ, солнечный свет и воду для производства пищи и кислорода.
Растения и фитопланктон нуждаются в углекислом газе для выполнения своей работы, но сейчас в атмосфере слишком много углекислого газа, и он способствует изменению климата.
«Люди производят огромное количество углекислого газа, сжигая ископаемое топливо в автомобилях, самолетах и промышленности», — сказал Сонаване. «Растения помогают нам снизить уровень углекислого газа, но они не могут сделать достаточно, чтобы сделать окружающую среду Земли счастливой».
Хорошей новостью является то, что есть способы уменьшить содержание углекислого газа в воздухе.
Во-первых, люди могут стараться избегать действий, при которых выделяется углекислый газ. Вместо того, чтобы ездить на автомобиле, который выделяет углекислый газ, вы можете ходить пешком или ездить на велосипеде, когда можете. Мы также можем посадить больше новых деревьев на планете.
«Чтобы создать счастливую и здоровую окружающую среду, нам нужно сажать все больше и больше деревьев», — сказал он.
