Что изучает экология? Что изучает экология растений
Что изучает экология?
Часто наука идет вразрез с религией и "бытовым" знанием. Наука предлагает человеку действительно хорошо разобраться в изучаемом явлении и получить качественные и проверенные данные. Поговорим немного о науке экологии.
Предмет изучения экологии
Что изучает экология? Экология - это особый раздел общей биологии. Она изучает взаимодействие живых организмов, их приспособление к жизни друг с другом. Также в экологии изучается характер связи и зависимости живых существ от условий их существования.
Известно, что в ходе эволюции самые приспособленные виды выживают с помощью того, что умеют адаптировать себя к условиям окружающей среды. Этот закон выживания касается абсолютно всех живых организмов без исключения. Теорию естественного отбора создал и разработал Чарльз Дарвин.
Виды науки экологии
Экология охватывает большой круг вопросов. Прежде всего, изучению подвергаются факторы среды и комплексы этих факторов. Дается ответ на вопрос о том, каким образом какие-то элементы среды могут влиять на жизнь вида и к каким приемам адаптации они приводят. В качестве основных факторов выделяют такие, как физико-химический (температура, свет, влажность, осадки, ветер, почва и т. д.), биотический фактор (влияние организмов и видов друг на друга), антропогенный (влияние человеческой деятельности на жизнь природы). Вот что изучает экология.
Второй блок науки экологии занимается изучением популяций растений и животных. Популяции определяют как некую группировку особей одного вида, которые живут на одной территории и используют ее ресурсы. Также особи обладают одним органическим строением и биологическими свойствами.
И третий раздел экологии называют биоценология. Этот раздел занимает очень важное место в экологии. Он занимается изучением целых растительных и животных сообществ. Эти большие образования состоят из популяций разных видов.
Жизнь и внешний облик любого животного определяют условия пребывания, в которых животное оказывается. Все разнообразие форм жизни на Земле сформировалось благодаря разным местам обитания. Скажем, крот не нуждается в хорошем зрении, так как он живет под землей. Ему, скорее, лучше подойдут хорошие обонятельные способности. А вот обитателям неба, например, орлам, просто необходим острый глаз, сп
elhow.ru
Что изучает экология?
1.Природные условия жизни организмов
Климат и природные ресурсы определяют структуру, количественный и качественный состав биологических сообществ. К природным ресурсам относятся земля, вода, растения, животные, полезные ископаемые и многое другое. Природные катастрофы нарушают сформировавшееся течение жизни. Иногда жизнь начинает развиваться в другом направлении. К природным катастрофам относятся землетрясения, извержения вулканов, наводнения, ураганы, оползни и обвалы.
2.Взаимоотношения живых организмов и их сообществ между собой и со средой обитания
В природе устанавливается равновесие между различными видами живых организмов, например, между травоядными животными и растениями, хищниками и травоядными.
3.Изменения условий жизни под влиянием антропогенных факторов
Человек вырубает леса, распахивает землю, возводит плотины на реках, строит заводы... Подобная деятельность резко изменяет природные условия жизни и загрязняет окружающую среду. Это пагубно отражается на всех живых организмах, в том числе и на человеке.
I. Экологические факторы
Условия и ресурсы среды
Ресурсы среды - природные объекты и явления, используемые для прямого и непрямого потребления
Фотосинтез - процесс превращения зелеными растениями, водорослями и и некоторыми бактериями лучистой энергии Солнца в энергию химических связей органического вещества.
Закон экологического оптимума В.Шелфорда: ограничивающий фактор процветания организма может быть как минимумом, так и максимумом экологического фактора, диапазон между которыми определяет пределы толерантности4 организма к данному фактору.
Толерантность - способность организма выносить отклонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений. Организмы с широким диапазоном толерантности обозначаются приставкой "эври-", а с узким диапазоном - приставкой "стено-",например:
Стенобионт - организм, требующий строго определенных условий среды. Пример: форель не может переносить большие колебания температур.
Эврибионт - организм, способный жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды. Пример: волк живет во всех географических зонах.
Условия и ресурсы 1 среды- взаимосвязанные понятия. Они характеризуют среду обитания организмов. Условия среды обычно определяют как экологические факторы, оказывающие влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. Экологические факторы очень многообразны как по своей природе, так и по воздействию на живые организмы. Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы.
Биотические факторы- это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга (например, опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних насекомых другими, паразитизм) и на среду. Биотические взаимоотношения имеют чрезвычайно сложный и своеобразный характер и также могут быть прямыми и косвенными.Абиотические факторы- это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность, и местные: рельеф, свойства почвы, соленость, течения, ветер, радиация и т.д. Эти факторы могут влиять на организмы прямо, то есть непосредственно, как свет или тепло, либо косвенно, как например, рельеф, который обуславливает действие прямых факторов - освещенности, увлажнения, ветра и пр.Антропогенные факторы- это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.
studfiles.net
Лекция. Что изучает современная экология.
План
- История формирования науки.
- Экология как наука, ее задачи.
- Основные направления экологической науки.
- Методы экологических исследований.
1. История развития экологии
Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384—322 до н. э.), Плиния Старшего (23—79 н. э.), Р. Бойля (1627—1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться в этом.
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.
Первый этап — зарождение и становление экологии как науки (до бО-х гг.ХIХ"в.). На этом этапе накапливались дальше о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
В XVII—XVIII вв. экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях (А. Реомюр, 1734; А. Трамбле, 1744 и др.). Элементы экологического подхода содержались в исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А. Ф. Миддендорфа, С. П. Крашенникова, французского ученого Ж. Бюффона, шведского естествоиспытателя К. Линнея, немецкого ученого Г. Йегера и др.
В этот же период Ж. Ламарк (1744—1829) и Т. Мальтус (1766—1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
. Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней, абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой. Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии и назвал ее экологией (1866). В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он, писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».
Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале 20-го столетия. В этот период американский ученый Ч. Адамс (1913) создает первую сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В. Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р. Гессе, 1924; К. Раункер, 1929 и др.).
Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере. В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых передовых в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академик В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.
Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.
Начинается третий эman 50-e гг. XX в. — до настоящего времени) —превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...» (Реймерс, 1994).
Современный период развития экологии в мире связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж. М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швейцер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Небел и др. Среди отечественных ученых следует навать И. П. Герасимова, А. М. Гилярова, В. Г. Горшкова, Ю. А. Израэля, Ю. Н. Куражсковского, К. С. Лосева, Н. Н. Моисеева, Н. П. Наумова, Н. Ф. Реймерса, В. В. Розанова, Ю. М. Свирижева, В. Е. Соколова, В. Д. Федорова, С. С. Шварца, А. В. Яблокова, А. Л. Яншина и др.
Первые природоохранные акты на Руси известны с IX— XII вв. (например, свод законов Ярослава Мудрого «Русская Правда», в которых были установлены правила охраны охотничьих и бортничьих угодий). В XIV—XVII вв. на южных границах Русского государства существовали «засечные леса», своеобразные охраняемые территории, на которых были запрещены хозяйственные рубки. История сохранила более 60 природоохранных указов Петра I. При нем же началось изучение богатейших природных ресурсов России. В 1805 г. в Москве было основано общество испытателей природы. В конце XIX — начале XX в. возникло движение за охрану редких объектов природы. Трудами выдающихся ученых В. В. Докучаева, К. М. Бэра, Г. А. Кожевникова, И. П. Бородина, Д. Н. Анучина, С. В. Завадского и др. были заложены научные основы охраны природы.
Начало природоохранной деятельности Советского государства совпало с рядом первых декретов, начиная с «Декрета о земле» от 26 октября 1917 г., который заложил основы природопользования в стране.
Именно в этот период зарождается и получает законодательное выражение основной вид природоохранной деятельности — охрана природы.
В период 30—40-х гг., в связи с эксплуатацией природных богатств, вызванных главным образом ростом масштабов индустриализации в стране, охрана природы стала рассматриваться как «единая система мероприятий, направленная на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны» (из резолюции Первого Всероссийского съезда по охране природы, 1929 г.).
Таким образом, в России возникает новый вид природоохранной деятельности — рациональное использование природных ресурсов.
В 50-е г, в связи с дальнейшим развитием производительных сил в стране усилениемнегативного влияния человека на природу возникла необходимость в создании еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы, — охраны среды обитания человека. В этот период принимаются республиканские законы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе не только как к источнику природных ресурсов, но и как к среде обитания человека. К сожалению, в этот период, еще торжествовала лысенковская псевдонаука, канонизировались слова И. В. Мичурина о необходимости не ждать милости от природы.
В 60—80-е гг. практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжался процесс создания природоохранного законодательства, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы.
Эти постановления и принятые законы, как показала практика их применения, не дали необходимых результатов — губительное антропогенное воздействие на природ продолжалось. В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая за всю историю развития человечества экологическая катастрофа. Сегодня Россия переживает тяжелый экологический кризис.
2. Экология (от греч. «ойкос» — дом, жилище и «логос» — учение) — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками — химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.
Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии — экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), популяций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).
Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая человека как биологическое существо) .
В общетеоретическом плане к ним относятся:
1 - разработка общей теории устойчивости экологических систем;
изучение экологических механизмов адаптации к среде;
2 - исследование регуляции численности популяций;
3- - изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
4 - исследование продукционных процессов;
5-- исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;
6- моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.
Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:
прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека; улучшение качества окружающей природной среды;
1 - сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
2— оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
3. Таким образом, экология становится одной из важнейших наук будущего и, «возможно, само существование человека на нашей планете будет зависеть от ее прогресса».
В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
— аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой;
- популяционную экологию (демоэкологию), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;
— синэкологию (биоценологию) — изучающую взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой.
Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде и задачи перед ними стоят преимущественно биологического свойства — изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы и т. д.
В изложенном выше понимании общую экологию нередко называют биоэкологией, когда хотят подчеркнуть ее биоцентричность.
С точки зрения фактора времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную.
Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования, т. е. различают экологию животных, экологию растений и экологию микроорганизмов.
В последнее время роль и значение биосферы как объекта экологического анализа непрерывно возрастает. Особенно большое значение в современной экологии уделяется проблемам взаимодействия человека с окружающей природной средой. Выдвижение на первый план этих разделов в экологической науке связано с резким усилением взаимного отрицательного влияния человека и среды, возросшей ролью экономических, социальных и нравственных аспектов, в связи с резко негативными последствиями научно-технического прогресса.
Таким образом, современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук.
Например, на стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, космическая экология и т. д.
Соответственно более широкое толкование получил и сам термин «экология», а экологический подход при изучении взаимодействия человеческого общества и природы был признан основополагающим.
Экологическими проблемами Земли как планеты занимается интенсивно развивающаяся глобальная экология, основным объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема. В настоящее время появились и такие специальные дисциплины, как социальная экология, изучающая взаимоотношения в системе «человеческое общество — природа», и ее часть — экология человека (антропоэкология), в которой рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром.
Современная экология тесно связана с политикой, экономикой, правом (включая международное право), психологией и педагогикой, так как только в союзе с ними возможно преодолеть технократическую парадигму мышления, свойственную XX в., и выработать новый тип экологического сознания, коренным образом меняющий поведение людей по отношению к природе. С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную.
Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.
Исходя из приведенных выше понятий и направлений следует, что задачи экологии весьма многообразны.
4. Методы экологических исследований.
Уровень любой науки определяется уровнем методов, которыми она пользуется. За последние десятилетия методы экологии существенно обновились, но в подавляющем большинстве они весьма трудоемки. Дадим характеристику основным методам экологических исследований.
Наблюдение — традиционный метод естественно-научных дисциплин, заключающийся в длительном изучении строго определенных живых объектов в естественной обстановке.
Метод мечения объектов используется для изучения миграций, динамики популяций и других целей. Техника мечения быстро прогрессирует (кольцевание, источники радиосигналов, клеймение и др.).
Модифицированные методы физиологии — на них основаны исследования по потреблению веществ, использованию энергии, а в конечном счете и работы по продуктивности. Эти методы связаны с использованием громоздких приборов.
Эксперимент — позволяет выяснить роль отдельных факторов среды при постоянстве всех остальных в искусственно созданных и контролируемых условиях.прогнозирование и математическое моделирование -математические модели представляют собой системы дисм ференциальных уравнений, описывающих зависимости скорости переменных от их значений. С помощью модеч ли стремятся рассчитать сезонную или многолетнюю динамику переменных при различных интенсивностях тел или иных антропогенных воздействий на экосистему. По-i строить модель очень сложно. Например, составить реалистическую модель такой системы, как Аральское море, бассейн Волги и так далее, составить прогноз и* изменений очень трудно, если не невозможно. Чаще всего прогнозы оказываются ошибочными.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Занятие 1. Что изучает экология?
Занятие 1. Что изучает экология?
23 сентября 2010 Людмила МихайловаЧеловек и природа – неразделимы. С древнейших времен он пользовался дарами природы: собирал растения, пригодные для пищи, охотился на животных, ловил рыбу. Воздействие человека на природу в то время было небольшим и малозаметным. На смену собирательству пришло земледелие. Люди вырубали и выжигали леса под посевы. На их месте появлялись поля, плантации. В засушливых районах проводились оросительные каналы, болотистые места осушались, изменялись русла рек. С ростом городов, промышленных предприятий, появлением новых видов транспорта, влияние человека на природу еще больше усилилось. В результате этого уменьшилась площадь занятая лесами, сократилось число видов рас-тений и животных, обмелели реки и моря. В окружающую среду стали вы-брасывать огромное количество про-мышленных и бытовых отходов, которые загрязняют воздух, почву, вызывают гибель растений и животных, болезни людей. Слово «ЭКОЛОГИЯ» ( от греческого «ейкос»- жилище, дом и «логос»-наука). Наука экология, изучает взаимодействие живых организмов и среды их обитания, влияние деятельности человека на природу; последствие этой деятельности, учит общению человека с природой, пониманию необходимости ее защиты и охраны. Изучение природы, позволяет ответить на многие вопросы : Какой вред приносит чрезмерная вырубка лесов? Чем опасен массовый сбор букетов? Почему весной нежелательны посещения лесов и лугов? Знания о природе необходимы при строительстве фабрик и заводов, дорог и каналов. Что необходимо сделать, чтобы наши города стали чистыми, зелеными, красивыми. Как надо поступить, чтобы спасти наши реки и водоемы, защитить растительный и животный мир. Беречь и приумножать богатства нашей Земли – долг каждого. Ведь Земля – дом всего человечества.
Вопрос : Что изучает экология?
Какова роль природы в жизни человека?
Какие мероприятия по охране природы проводятся в нашей местности?
Каково твое участие в охране природы? (посадил дерево, ухаживал за посадками, убирал территорию от мусора). Дополни предложенный список.
Все опции закрыты.ecology.myschool44.edu.ru
Биологи давно установили, что растения и животные существуют не сами по себе, а в тесной зависимости от окружающей неживой природы (климата, почв, рельефа) и от других организмов, испытывают на себе их воздействие, должны к ним приспосабливаться. Жизнь животных и растений в изоляции от остальной природы невозможна, поскольку только оттуда они получают воздух и воду, там добывают пищу и находят укрытия от врагов и непогоды. В процессе исторического развития, в результате естественного отбора у растений и животных возникли тончайшие, порой удивляющие нас приспособления к условиям обитания. Так, вся организация крота свидетельствует о том, что он подземный житель. Форель — типичный обитатель быстротекущих рек и ручьев, а карась — тихих стоячих прудов. Кувшинка и тростник — растения пресных водоемов. Мох сфагнум характерен для болот, саксаул и кактусы — для пустынь. Глубокий отпечаток на растения и животных накладывает их существование среди других организмов, взаимодействие с ними. Сосна, выросшая на поляне, вдали от опушки леса, отличается широкой, развесистой кроной, начинающейся низко над землей. У сосен, растущих по соседству, но в лесу, кроны сдвинуты вверх, узкие, нередко неравномерно, асимметрично развитые. Тому причиной взаимное влияние деревьев в насаждении, их конкуренция. Зависимость растений и животных от условий существования, тесные связи между совместно живущими организмами изучает особая отрасль биологии — экология. Термин «экология» был предложен в 1866 г. известным немецким зоологом, последователем Ч. Дарвина Эрнстом Геккелем. Это название образовано из двух греческих слов: «экос» (или «ойкос»), т. е. убежище, дом, местопребывание, и «логос» — учение. Следовательно, буквально экология — наука о жизни животных и растений «у себя дома», т. е. в естественной обстановке. Фактически экология охватывает очень широкий круг вопросов. Во-первых, она изучает влияние на различные виды организмов отдельных элементов среды, или факторов среды, а также их комплексов. Среди них различают физико-химические факторы (температура, свет, влажность, осадки, ветер, почва и т. п.), биотические (взаимное влияние организмов друг на друга), антропогенный фактор (влияние на живую природу деятельности человека). Во-вторых, экологи изучают так называемые популяции животных и растений, т. е. группировки особей, которые принадлежат к одному виду, обитают на ограниченном пространстве и обладают общими признаками и биологическими свойствами. Наконец, очень важное место в экологии занимает познание не только отдельных видов и составляющих их популяций, но и целых животно-растительных сообществ, или биоценозов, состоящих из популяций разных видов. Этот раздел экологии называется биоценологией. У меч-рыбы и камбалы разные условия обитания, и потому формы их тел различны. Основная арена научного поиска эквлогов — сама природа. В экспедициях и на стационарах экологи ведут наблюдения за жизнью растений и животных в различных условиях, стремятся установить закономерности воздействия на организмы факторов среды, проводят количественные учеты, выясняют распределение животных и растений по местности, изучают популяции и сообщества. На «вооружении» ученых — самая разнообразная техника, включая самолеты и вертолеты, приборы ночного видения — ноктовизоры, дистанционные электрические термометры, электронные приборы для радиотрекинга (выслеживания животных с помощью радио), точные приборы для определения интенсивности фотосинтеза и транспирации растений непосредственно в природе и многое другое. Сосна, выросшая на поляне (справа), и сосны в лесу. Полевые экологические исследования сочетаются с лабораторными. В лабораториях с помощью сложных приборов и точных физиологических и биохимических методов экологи-экспериментаторы выясняют, каким путем действуют на организмы свет, температура, пища и другие факторы. Экспериментальное направление в экологических исследованиях в наше время приобрело такое большое значение, что его считают особой научной дисциплиной — физиологической экологией (экологической физиологией). |
clow.ru
Что изучает экология
Биологи давно установили, что растения и животные существуют не сами по себе, а в тесной зависимости от окружающей неживой природы (климата, почв, рельефа) и от других организмов, испытывают на себе их воздействие, должны к ним приспосабливаться. Жизнь животных и растений в изоляции от остальной природы невозможна, поскольку только оттуда они получают воздух и воду, там добывают пищу и находят укрытия от врагов и непогоды.
В процессе исторического развития, в результате естественного отбора у растений и животных возникли тончайшие, порой удивляющие нас приспособления к условиям обитания. Так, вся организация крота свидетельствует о том, что он подземный житель. Форель — типичный обитатель быстротекущих рек и ручьев, а карась — тихих стоячих прудов. Кувшинка и тростник — растения пресных водоемов. Мох сфагнум характерен для болот, саксаул и кактусы — для пустынь.
Глубокий отпечаток на растения и животных накладывает их существование среди других организмов, взаимодействие с ними. Сосна, выросшая на поляне, вдали от опушки леса, отличается широкой, развесистой кроной, начинающейся низко над землей. У сосен, растущих по соседству, но в лесу, кроны сдвинуты вверх, узкие, нередко неравномерно, асимметрично развитые. Тому причиной взаимное влияние деревьев в насаждении, их конкуренция.
Зависимость растений и животных от условий существования, тесные связи между совместно живущими организмами изучает особая отрасль биологии — экология. Термин «экология» был предложен в 1866 г. известным немецким зоологом, последователем Ч. Дарвина Эрнстом Геккелем. Это название образовано из двух греческих слов: «экос» (или «ойкос»), т. е. убежище, дом, местопребывание, и «логос» — учение. Следовательно, буквально экология — наука о жизни животных и растений «у себя дома», т. е. в естественной обстановке. Фактически экология охватывает очень широкий круг вопросов.
Во-первых, она изучает влияние на различные виды организмов отдельных элементов среды, или факторов среды, а также их комплексов. Среди них различают физико-химические факторы (температура, свет, влажность, осадки, ветер, почва и т. п.), биотические (взаимное влияние организмов друг на друга), антропогенный фактор (влияние на живую природу деятельности человека). Во-вторых, экологи изучают так называемые популяции животных и растений, т. е. группировки особей, которые принадлежат к одному виду, обитают на ограниченном пространстве и обладают общими признаками и биологическими свойствами. Наконец, очень важное место в экологии занимает познание не только отдельных видов и составляющих их популяций, но и целых животно-растительных сообществ, или биоценозов, состоящих из популяций разных видов. Этот раздел экологии называется биоценологией.
У меч-рыбы и камбалы разные условия обитания, и потому формы их тел различны.
Основная арена научного поиска эквлогов — сама природа. В экспедициях и на стационарах экологи ведут наблюдения за жизнью растений и животных в различных условиях, стремятся установить закономерности воздействия на организмы факторов среды, проводят количественные учеты, выясняют распределение животных и растений по местности, изучают популяции и сообщества. На «вооружении» ученых — самая разнообразная техника, включая самолеты и вертолеты, приборы ночного видения — ноктовизоры, дистанционные электрические термометры, электронные приборы для радиотрекинга (выслеживания животных с помощью радио), точные приборы для определения интенсивности фотосинтеза и транспирации растений непосредственно в природе и многое другое.
Сосна, выросшая на поляне (справа), и сосны в лесу.
Полевые экологические исследования сочетаются с лабораторными. В лабораториях с помощью сложных приборов и точных физиологических и биохимических методов экологи-экспериментаторы выясняют, каким путем действуют на организмы свет, температура, пища и другие факторы. Экспериментальное направление в экологических исследованиях в наше время приобрело такое большое значение, что его считают особой научной дисциплиной — физиологической экологией (экологической физиологией).
Похожие статьи
zoodrug.ru
Что изучает экология? | KtoiKak.com
Если Вы не знаете что изучает наука «экология», то прочитав данную статью, Вы найдете ответы на все свои вопросы.
Что изучает экология?
Экология — наука, отвечает за изучение общих взаимосвязей и взаимоотношений животных в органическом и неорганическом мирах, отношение к другим живых организмов.
Впервые использовал этот термин и ввел в науку немецкий ученый Эрнест Геккель, в 1866 году, его определение «экологии» — это наука об экономии, домашний быт животных организмов. Этимология термина «Ойкос» — жилье, среда обитания, и «логос» — учение, слово.
Что изучает наука экология
Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания.
Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются:
- популяция — группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;
- экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;
- биосфера — область распространения жизни на Земле.
К настоящему времени экология вышла за рамки собственно биологии и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек — природа», опираясь на исследования в системе «организм — среда».
Чем занимается экология? Экология занимается изучением взаимодействия живых организмов с окружающей средой; занимается условиями существования и образом жизни организмов.
Для чего нужна экология экология нужна всем живым организмам, для того, чтобы выделять взаимосвязи и взаимоотношения между тем или иным уровнем живой системы.
Итак, экология нам не просто нужна, она для каждого организма жизненно необходима, поскольку именно она отвечает за чистоту окружающей среды и за чистоту нашего здоровья и жизни.
Теперь Вы знаете что такое экология и для чего нужна экология.
ktoikak.com