Доклад животный мир черноморского побережья кавказа. Черноморское побережье кавказа растения и животные
Постоянным клиентам! Для получения скидки на путевки укажите предыдущего оплаченного заказа. через интернет на нашем сайте! Железноводск: , Ессентуки: Пятигорск: , Кисловодск: Москва: (495) 6433298, 6433297, Эльбрус +7(9626) 49-49-81, (86638)78176 (918) 7942327, (928) 9053107, Казань: (843) 260-23-23, 260-23-45, Сочи ICQ москва: 401043074, казань: 202624047, кмв: 440278927 Если сложно дозвониться - , мы позвоним сами Ландшафты Причерноморья исключительно разнообразны — от субтропиков до снежных вершин. Воображение человека поражают грязевые вулканы и дикие ущелья, причудливые скалы и ледники, водопады, пещеры, редкие растения и животные. Еще сто — двести лет назад территория Черноморского побережья изобиловала дикими животными, среди которых было много эндемичных видов — встречавшихся только здесь. К таким животным относятся, например, тур западно-кавказский (тур Северцова), прометеева мышь, кавказский улар (горная индейка), кавказский тетерев, кавказская гадюка (змея Кознакова) и другие. Наличие эндемичных видов объясняется тем, что в далеком прошлом Кавказ в течение длительного времени существовал в виде острова, окруженного морем. В конце XIX — начале XX века происходит развитие региона, и, естественно, животный мир начинает испытывать все растущее давление со стороны человека. Адыгейские племена, жившие в гармонии с природой, покинули берега Кавказа, а новые поселенцы стали постепенно истреблять редчайшие виды. Царское правительство действительно относилось к охране животного мира весьма пренебрежительно. Например, в 1909 году Русское географическое общество направило правительству письмо с предложением организовать на Северном Кавказе заповедник для сохранения природных ландшафтов и размножения оставшихся животных. Архивы сохранили ответ: «Охрана редких зоологических пород не отвечает понятию общегосударственной полезной меры, ради которой можно поступиться неприкосновенным правом частной собственности». Естественно, что при таком подходе охотниками вскоре были истреблены многие ценные звери. В числе истребленных или поставленных на грань исчезновения оказались зубры, олени, туры. Проблему частной собственности на землю в 1918 году разрешили большевики, и в 1924 году был создан Кавказский государственный биосферный заповедник. К моменту его организации в лесах оставалось всего 230 оленей и несколько сотен туров и всего несколько зубров. Последний кавказский зубр был убит браконьерами в 1927 году. Теперь в заповеднике живет 7000 оленей, 4000 туров. Сложнее с зубрами. К 1927 году зубров в мире оставалось всего около 50 голов. Причем половина из них уже не могла производить потомство. Зубров спасла теория поглотительного скрещивания. Сотрудники заповедника, проводя работу по скрещиванию зубров с зубробизонами, восстановили стадо зубров, которое сейчас насчитывает 1200 голов. Но это, к сожалению, уже совсем другие зубры. Прошлого вернуть нельзя. На Черноморском побережье создана целая цепь государственных заказников. В Таманско-Запорожском охраняют водоплавающую дичь — гусей, лебедей, уток, цапель. Головинский и Туапсинский созданы для того, чтобы олени, кабаны, куницы, норки, лисы и другие обитатели горных лесов могли спокойно жить и размножаться. Появились на Кавказе и новые обитатели. В 1937—1940 годах в леса Северо-Западного Кавказа были выпушены алтайская белка и енотовидная собака, а позже — североамериканский енот, ондатра, нутрия, которых раньше здесь не было. Уже в 80-е годы в край были завезены олень пятнистый, лань европейская, каменная и серая куропатки. Неподалеку от Туапсе в лесу живет небольшая колония обезьян. Это самая северная точка в мире, где ученые пытаются акклиматизировать гамадрилов. Конечно, им зимой бывает холодно, и без помощи человека несчастные звери выжить не смогли бы. Однако обезьяны не сдаются. Их предприимчивость уже смогли ощутить местные огородники, которые теперь часто остаются без урожая. Отдыхая на побережье, человек чаще проводит свое время на море и поэтому значительно чаще видит дельфинов и чаек, чем лесных зверей и птиц. Однако стоит отойти на несколько километров в горы, и встреча с обитателями субтропического леса становится неизбежной. «Хозяином леса» является кавказский медведь. По росту и силе он уступает бурому медведю средней полосы России. Свои владения он обходит медленно и уверенно, не так настороженно, как другие животные. Летом его можно увидеть на лесных полянах и на лугах. Осенью, когда созревают каштаны, дикие груши, буковые орешки, косолапый питается ими. Ввиду обилия растительной пищи кавказский медведь почти не прибегает к охоте на крупных млекопитающих. Встреча с кавказским медведем для человека не опасна. Косолапый очень труслив, и его легко обратить в паническое бегство неожиданным криком, свистом, выстрелом. Широко распространены в лесной зоне и дикие свиньи. В отличие от домашних, они короче по длине корпуса, но зато выше на ногах. Тело их покрыто густой щетиной темно-бурого цвета. Уже при первом взгляде на них поражают непомерно крупная, но узкая и длинная голова и несоразмерное с ней узкое туловище. Самцы вооружены длинными и острыми, как кинжал, клыками, достигающими в длину 12 сантиметров. На кормежку дикие свиньи обыкновенно выходят ночью. Питаются различными фруктами, желудями, орехами, каштанами. Основное местообитание — хвойные и буковые заросли. Одним из представителей хищников является дикий кот. Он крупнее и сильнее домашней кошки. Окраска шерсти— темная. Его излюбленное местопребывание — густые лиственные леса, низины, долины рек, расщелины камней, пещеры, дупла и норы. Основная пища — мелкие грызуны. Мех диких кошек отличается особой прочностью. Свирепым, но редко встречающимся хищником является рысь. Она, как и дикий кот, ютится в дуплах, пещерах, расщелинах скал. Посещая места водопоев, рысь устраивает засады, притаившись обычно на дереве или скале, откуда ловко нападает на косуль, серн, оленей, туров и других крупных четвероногих. Прыгнув жертве на спину, кровожадный хищник перекусывает своими острыми клыками артерии на шее и валит животное на землю. Гордостью местных лесов является кавказский благородный олень. Это крупное, стройное и грациозное животное поистине украшает леса Западного Кавказа. Особенно красив самец, голова которого увенчана ветвистыми рогами. Самки рогов не имеют. Рога самцов в начале весны отпадают, и вскоре после этого начинается рост новых. По красоте своей оленю не уступает косуля. Она так же стройна, горделива и изящна. У этих животных рога имеются только у самцов. Они маловетвисты, но чрезвычайно красивы. Самцы сбрасывают их осенью, а в феврале у них вырастают новые. Бегают эти животные с неимоверной быстротой, легко преодолевая барьеры, совершая прыжки до 8 метров в длину. Ценным мехом славятся выдры и норки. Последние встречаются реже. Это — хищники наших рек. Они мастерски ныряют, подолгу могут быть под водой, при этом уши и ноздри у них закрываются. Их густой и короткий мех не пропускает воду, он крепок и красив. Иногда на берегу можно встретить убитую форель. Это работа выдры. За каждую охоту зверек уничтожает немало рыбы. Организм выдры нуждается в фосфоре, и потому она зачастую высасывает лишь мозг форели, а рыбу не поедает. Многочисленны и пернатые обитатели здешних лесов и лугов. Их насчитывается до 200 видов. Среди неприступных скал гнездится горная индейка — улар, а в субальпийских лугах обитает кавказский тетерев. На все лады поют жаворонки, белозобые дрозды и альпийские галки. Часто по берегам рек встречается небольшая, темно-бурого цвета, с большим белым пятном на груди птичка. Жизнь ее тесно связана с водой. Это — оляпка, или водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну реки, отыскивая среди камней себе пищу. Ее перья смазаны особым жиром, и потому она всегда выходит из воды сухой. Пресмыкающихся и земноводных мало. Встречаются ящерицы. Из змей — обыкновенный уж, медянка, реже — гадюка Кознакова, не крупная, но ядовитая змейка, медно-красного цвета, с характерной зигзагообразной полосой на спине. В окрестных реках водится серебристая, с черными и красными крапинками форель. Студеная, кристально чистая вода, каменистое дно и быстрое течение — излюбленная среда для форели. В октябре, выбирая на перекатах реки мелкие места с галечным дном, форель начинает метать икру. При помощи хвоста и грудных плавников она роет ямку, откладывает икру в нее и засыпает галькой. Неторопливо по солнечным склонам ползут черепахи. Жизнь у них совсем не простая. Ведь каждый ребенок мечтает увезти с юга черепашку. Одно время черепах осталось так мало, что решили их вывоз ограничивать. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, но все-таки черепахе жить в родном лесу нравится значительно больше, чем в коробке на кухне. Если вы встретили это полное спокойствия существо, то позвольте ему спокойно уйти по своим черепашьим делам. Разнообразен мир насекомых, которые могут встретится вам на Кавказе. Бабочки из которых самыми красивыми можно считать траурницу, адмирала, парусника и крапивницу порхают с цветка на цветок. Ближе к вечеру появляются бражники. Они, как колибри, зависают над цветком и через длинный хоботок пьют закатный нектар. Часто на голых ветках можно разглядеть замершего богомола. Он может быть сантиметров 10 длиной. Застыв в молитвенной позе, этот охотник ждет, когда мимо пролетит неосторожная муха, и тогда молниеносно хватает ее и тут же ест. У богомолов интересный брачный обряд. Финалом его становится акт поедания самкой самца, который только что ее оплодотворил. В первых декадах июня, когда ночи становятся уже достаточно теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем светлячок это маленький невзрачненький жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод мерцающих теплым, желтым светом звезд среди деревьев. Огоньки мерцают. Одна вспышка следует за другой с интервалом в доли секунды, но за это время светлячок может неожиданно сменить направление полета. Траектория становится непредсказуемой. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно. Можно только увидеть. |
basarginfi89.narod.ru
Доклад животный мир черноморского побережья кавказа
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 29.2.202 273- ФЗ; Федерального компонента государственного образовательного
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Класс: 8А, 8Б Плановых контрольных работ 5 Плановых зачётов Плановых практических работ 4 Лабораторных работ п/п Содержание Общее количество по разделу Лабораторные, практические
ПодробнееФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» ИОНЦ «Экология и природопользование»
Подробнее9 КЛАСС ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ.
9 КЛАСС ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по географии для 6-9 классов
ПодробнееТема урока «Северо-Кавказский район»
Тема урока «Северо-Кавказский район» Цель: изучить Северокавказский экономический район. Задачи: учебные: в ходе самостоятельной, практической работы получить знания о ЭГП Северного Кавказа; определить
карта археологии Краснодарского края
В Краснодарском крае будут искать «убежавшие» памятники археологии. когда ранее найденные и нанесенные на карты памятники археологии на. 0096287240133 Интерактивная карта города-курорта Анапа. На нашем
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы,
ПодробнееЗакон географической зональности один из
Широтная зональность географической рф оболочки Лектор: Соболева Надежда Петровна, доцент каф. ГЭГХ Географическая рф оболочка обладает структурой, ур, которая выражается в явлении зональности Закон географической
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. примерной программы для основного общего образования
ПодробнееПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Планируемые результаты обучения:
Планируемые результаты обучения: В результате изучения географии ученик должен знать/понимать основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; географические явления
ПодробнееРабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа учебного предмета «география» для учащихся 9 класса МБОУ «Школа 87 им. Герасименко» г.о. Самара разработана на основе
ПодробнееСОГЛАСОВАНО заместитель директора по
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Партизанская школа Симферопольского района Ресг блики Крым ул Сумская ЛЬ а с Партизанское Симферопольский р н Ресг блика Крым РФ телефон З РАССМОТРЕНО
Подробнее«ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ» ЕВРАЗИЯ
«ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ» ЕВРАЗИЯ Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, абитуриентов Составитель Н.В. Годунова, ассистент (по совместительству) кафедры
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
ПодробнееББК 26.89(2Рос)я72 П99
ББК 26.89(2Рос)я72 П99 П99 Пятунин В.Б. География : 8 класс : рабочая тетрадь 2 к учебнику В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней «География России. Природа. Население» для учащихся общеобразовательных организаций
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Физическая география России» для параллели 8 классов составлена на основе следующих документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании
Подробнее1. Пояснительная записка.
1 1. Пояснительная записка. Программа рассчитана на 34 уч.недели, 68 часов год, согласно учебному плану школы и программе автора учебника. Курс «География России» занимает центральное место в географическом
ПодробнееТема: Природные зоны Евразии.
Тема: Природные зоны Евразии. Цель: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии. Задачи: Ознакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета «Крымоведение» для 8 класса составлена на основе авторской программы, разработанной Крымским Республиканским Институтом Последипломного Педагогического
ПодробнееКОД 1. РАЗДЕЛ «ПРИРОДА ЗЕМЛИ»
Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 7 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ПРИРОДА ЗЕМЛИ»
ПодробнееГеография России рельеф, моря, реки, озёра.
География России рельеф, моря, реки, озёра. Поверхность (рельеф суши) Рельеф России разнообразен, однако большая часть территории отличается равнинностью обширных территорий и низкой контрастностью рельефа.
ПодробнееОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова
ПодробнееОборудование кабинета географии.
Оборудование кабинета географии. п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18 Название пособия Количество Цена руб. Оверхед-проектор «Горизонт» 1 7200 Модель «Планеты Солнечной 1 6398
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по географии,
ПодробнееГеография России РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА
География России Обратите внимание! РФ Российская Федерация СНГ Содружество независимых государств СССР Союз советских социалистических республик РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА Россия (Российская Федерация) самое
Подробнеепособий по предметам или темам.
3 Медиатека. Электронные версии учебных и/или наглядных пособий по предметам или темам. 1. CD-ROM Природные зоны и биологические ресурсы России. 2. CD-ROM Северо-запад России. Физическая карта. 3. CD-ROM
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для реализации учебного плана МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательной школаинтернат» по учебному предмету «география» в 7 классе применяются адаптированные основные общеобразовательные
ПодробнееСопоставьте цифры и буквы
Сопоставьте цифры и буквы 1. Самый влажный материк. 2. Самый большой по площади материк. 3.Самый сухой материк. 4. Материк, полностью расположенный в южном полушарии. 5. Самый жаркий материк. 6. Материк,
Подробнееdocplayer.ru
Тема урока "Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона России"
Разделы: Начальная школа
Место урока в структуре образовательного процесса. Урок по учебному плану.
Форма урока: комбинированный урок с использованием ЦОР, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008».
Цели:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне субтропиков;
- Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой;
- Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: карта природных зон, карта «Черноморское побережье», карточки с изображением растений, обитателей суши и моря, картины и слайды с изображением изучаемых объектов, гербарный материал, путевые листы, компьютер, экран, проектор для просмотра презентации (Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент
– Друзья, я надеюсь, что все вы чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу. У нас с вами сегодня всё получится. Улыбнитесь мне. Спасибо!
– Посмотрите на барометр настроения. Стрелка показывает, что у всех нас настроение хорошее. Постараемся, чтобы наше настроение к концу урока не упало. (Слайд №2)
II. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке, мои хорошие,
Ждут с нетерпением нас: чудный берег, море и пляж.
Но мы отправляемся не отдыхать, а зону субтропиков России изучать.
Слайд № 3 Звукозапись «Шум моря»
– Но прежде нам необходимо обратиться в бюро погоды и заслушать прогноз погоды. (Дежурный даёт сведения о погоде).
– Что же, друзья, в дорогу за новыми знаниями пора! Перед вами путевые листы, которые в ходе урока должны заполнить вы. (Слайд №4)
III. Изучение нового материала
– Назовите маршрут нашего следования. (Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона).
– Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет? (Зона занимает очень маленькую территорию).
– Эта удивительная зона расположена на побережье. С одной стороны – высокие молодые Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.
– Внимание! Небольшая справка из рубрики «Это интересно». (Слайд № 5)
- Длина Чёрного моря с запада па восток – 1150 км
- Ширина с севера на юг – от 580 до 265 км
- Глубина наибольшая – 2212 км
- Возраст Чёрного моря – 8 тыс. лет
– В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? (Вечером).
Да, вода нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем? (В умеренном поясе, ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи).
– Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.
– Какие это горы? (Высокие горы).
– Они защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает, не лежит на земле долго. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы. (Слайд №6)
– Почему в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений? На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей. Воздух здесь влажный.
– Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора).
– Приставка «суб-» в переводе с латинского означает «под».
– Значит субтропики – это территория под тропиками. Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь маленький кусочек.
– Ребята, к нам на связь выходит наш собственный корреспондент из нашей Андреевской школы – ведущий ботаник Михеев Женя, который ведёт свои наблюдения на Черноморском побережье Кавказа. (Слайд№7, Звукозапись «Звуки леса»)
– Женя, что ты можешь сказать о растительном мире Черноморского побережья Кавказа? (Слайд № 8)
Звукозапись (сообщение ботаника): Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пишу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы . На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи. (Слайды № 9–16)
Можно еще добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения. (Слайд № 17)
– Я попрошу вас, друзья, занести в путевые листы названия тех растений субтропиков, которые вы запомнили. (Слайд № 18)
(Самостоятельное заполнение маршрутных листов под звукозапись «Звуки леса»)
(Слайд № 19)
– Каких представителей растительного мира субтропиков вы указали? (Перечисляются растения и их изображения прикрепляются на стенной карте «Черноморское побережье»).
– А сейчас на связь с нами выходит следующий наш корреспондент-ведущий зоолог Васильев Влад. (Слайд №20, Звукозапись «В мире животных»)
– Пожалуйста, Влад, что ты можешь сказать о представителях животного мира, об обитателях суши?
Звукозапись (сообщение ботаника): Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья.
Гордостью местных лесов является кавказский благородный олень. Это крупное, стройное и грациозное животное. По красоте своей оленю не уступает косуля. Она также стройна, горделива, изящна.
«Хозяином леса» является кавказский медведь. В лесах обитают и кабаны. Тело их покрыто густой щетиной тёмно-бурого цвета. Они жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди;
Свирепым, но редко встречающимся хищником является рысь, которая устраивает засады, притаившись обычно на дереве или скале, откуда ловко нападает на косуль, оленей.
Есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений.
Часто на ветках можно разглядеть замершего богомола. Застыв в молитвенной позе, этот охотник ждёт жертву (мелких насекомых), хватает её и тут же ест. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи.
В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Это хитрые, умные и очень прожорливые птицы. Бакланы с трудом ходят по земле, но очень ловко лазают по деревьям, отлично летают и плавают. У меня всё, Наталья Александровна. (Слайды № 21–33)
– Занесите в путевые листы обитателей суши Черноморского побережья Кавказа, которых вы запомнили. (Слайд № 34)
(Самостоятельное заполнение маршрутных листов. Звукозапись – мелодия «В мире животных») (Слайд № 35)
– Каких представителей животного мира субтропиков вы указали? (Перечисляются обитатели суши и их изображения прикрепляются на стенной карте «Черноморское побережье»).
IV. Минутка здоровья (проводится под звукозапись «Шум моря»)
К морю быстро мы спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре! Вот так славно освежились! А теперь поплыли дружно. Вместе – раз, это брас. Одной, другой – это кроль. Все как один плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой и отправились домой. (Слайд №36)
V. Изучение нового материала (продолжение)
– Чем отличается вода в море от пресной воды? (Она солёная).
– Правильно, сейчас вы увидите, много ли соли содержится в морской воде.
Лабораторная работа (опыт)
– На один литр воды 1,5 ч.ложка соли – вода Чёрного моря;
– На один литр воды 1 стакан соли – вода Мёртвого моря.
– Много ли соли находится в воде Мёртвого моря? (Очень много).
– Из-за такого количества соли в Мёртвом море нет жизни вообще.
– Много ли соли содержится в воде Чёрного моря? (Мало).
– Давайте попробуем сделать прогноз: разнообразен ли здесь мир морских обитателей? (Прогнозы детей).
Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет.
Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может – мягкая.
А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда.
Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов. (Слайды № 37–42)
– Занесите в путевые листы морских обитателей Черноморского побережья Кавказа, которых вы запомнили. (Слайд № 43)
(Заполнение маршрутных листов. Звукозапись «Подводный мир») (Слайд № 44)
– Каких представителей обитателей моря вы указали? (Перечисляются обитатели моря и их изображения прикрепляются на стенной карте «Черноморское побережье»).
– Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь построены многочисленные санатории, дома отдыха. Именно здесь расположен и всероссийский детский центр «Орлёнок», где недавно отдыхала ученица нашей Андреевской школы Канашова Кристина. Она была направлена туда за успехи в учёбе и за творческую активность в жизни школы. (Слайды № 45–46)
– Кристина, расскажи об особенностях природы данной зоны, о своих впечатлениях. (Рассказ ученицы). (Слайды № 47–61)
– Какие советы бы ты дала ребятам о том, как вести себя у моря.
(Каждому ученику раздаётся памятка «Как вести себя у моря»).
– А сейчас я попрошу тебя, Кристина, выступить в роли эколога.
Существуют ли в данной природной зоне экологические проблемы? Если да, то какие?
На Черноморском побережье построены большие города, это и место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России, ведь здесь построены многочисленные санатории, дома отдыха.
Существуют ли в данной природной зоне экологические проблемы? Если да, то какие?
Сообщение Кристины в роли эколога: К сожалению на Черноморском побережье Кавказа возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин, черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк (просмотр открыток).
VI. Работа с учебником (Стр.138)
– Назовите представителей растительного и животного мира, которые внесены в Красную книгу. (Слайд № 62)
– Добавлю то, что Чёрное море было объявлено морем особого режима чистоты. 31 октября названо международным днём Чёрного моря. (Слайд № 63)
VII. Итог урока:
– С какой природной зоной России вы сегодня познакомились на уроке?
– Что вы можете сказать об особенностях природы данной зоны?
– Вспомните представителей растительного и животного мира данной зоны.
(После каждого правильного ответа на слайде появляется расшифровка послания обитателей данной природной зоны для ребят – «Берегите природу!»). (Слайд № 64)
Библиография
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс./ Дмитриева О. И.. – М.: «ВАКО», 2008.
- Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. М.: «Первое сентября», 2001.
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008».
- «Большая детская энциклопедия».
- Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Животные/ Сост. П.Р. Ляхов – М.:«ИздательствоАСТ-ЛТД», 1997.
- Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения/ Сост. Л.А. Багрова -М.:«ИздательствоАСТ-ЛТД», 1997.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai