Центры происхождения культурных растений и домашних животных. Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции. Центры происхождения культурных растений и домашних животных


Центры происхождения культурных растений и домашних животных

09.12.2014

Земледельческая культура у некоторых народов возникла более 10 тыс. Лет назад. За этот период человечество привлекло в Агропроизводственный процесс более 2500 видов диких растений, составляет 5% от количества известных науке видов. Эти растения занимают теперь значительные площади посевов и насаждений на месте бывшей лесной, луговой и болотной растительности.

Отрасль биогеографии, изучающий центры происхождения и распространения культурных растений, их приспособленность к почвенно-климатических условий в различных регионах суши, называют географией культурных растений.

По происхождению и возрасту культурные растения разделяют на три группы: старые, или археофиты, сегетальных, или те, которые растут в посевах сельскохозяйственных культур, и молодые, или неофиты. Время и место вовлечение древних (археофитних) видов в культуру земледелия выяснить очень трудно, так как их прародители в естественном состоянии не сохранились или обнаружены. Центры происхождения таких культурных растений определены по опосредованным признакам. К этой группе относятся просо, сорго, горох, бобы, фасоль и другие виды.

Сегетальных виды растений стали объектами земледельческой культуры в тех регионах, где культурные растения не смогли должным образом адаптироваться к почвенно-климатическим условиям и давали низкий урожай. В частности, в результате продвижения земледелия на север озимая рожь вытеснило требовательны к природным условиям пшеницу, а такая культура, как рыжей Льняная (Camelina alyssum), которая распространена в Западной Сибири как масляная, в условиях Полесья сопровождает посевы льна. Молодые (неофитни) виды культурных растений происходят от предков, которые до сих пор распространены в диком состоянии. Учитывая это выяснить центры происхождения их окультуривания значительно легче. К таким видам относятся плодовые (яблоня, груша, слива, вишня, крыжовник, смородина, малина, земляника), все бахчевые (арбуз, дыня) и овощные (свекла, редька, репа, редис, морковь) и др.

Селекционерам хорошо известно, что для вывода новых высокоурожайных и устойчивых к заболеванию сортов культурных растений лучшим материалом является дикорастущие виды. Это послужило толчком для тщательных исследований центров происхождения культурных растений и домашних животных. Изучение географии культурных растений начали еще древние ученые. Они считали, что в течение тысячелетий человек выращивает некоторые растения, и эти растения существенно отличаются от их прародителей, теряют некоторые природные свойства. В частности, некоторые растения теряют свойства к естественному рассеяния, а домашние животные – защитная окраска кожи, свойственное их диким предкам.

В новое и новейшее время географию культурных растений разрабатывали такие всемирно известные исследователи, как А. Гумбольдт, Ч. Дарвин, А. Декандоль. А. Декандоль впервые 1880 описал географические области происхождения культурных растений. Его описания касаются крупных регионов, в том числе и целых континентов.

Определением центров происхождения культурных растений и домашних животных все исследовательское жизни занимался выдающийся российский биогео-граф и генетик, академик Н. Вавилов (1887-1943). Он предложил новый метод, который назвал дифференцированным. Суть этого метода заключается в том, что коллекцию определенной культурной растения, собранной в различных местах выращивания, подробно анализируют с морфологического, физиологического и генетического взглядов, определяют область максимального сосредоточения разнообразия форм, признаков и разновидностей. Такой анализ позволяет определить вероятные места привлечения дикого вида в культуру. Вместе с сотрудниками М. Вавилов собрал уникальную коллекцию культурных растений, насчитывающая более 250 тыс. Позиций. М. Вавилов считал, что для возникновения центра происхождения культурных растений необходимым условием является не только богатство дикорастущей флоры, пригодной для выращивания, но и наличие высокой земледельческой культуры. Он выделил семь главных географических центров происхождения культурных растений (рис. 8.32).

Последователи Н. Вавилова (Ф. Бахтеева, П. Жуковский, А. Купцов и другие) продолжили изучение центров происхождения культурных растений. Выделенные М. Вавиловым центры дополнен новыми, которые вместе образовали единую систему центров происхождения культурных растений из 12 регионов (рис. 8.33).

  1. 1. Китайско-Японский. Отсюда происходит более 100 видов культурных растений, в частности, рис, соя, гречиха, просо, ячмень (многорядный и голозерный), чумиза, овес (голозерный), фасоль, редька, яблоня, груша, абрикос, слива, хурма, возможно апельсин, лук , шелковица, сахарная китайская трость, чайное дерево, коротковолокнистый хлопчатник, женьшень и др.
  2. 2. Индонезийско-индокитайский. Отсюда происходят некоторые сорта риса, бананов, хлебного дерева, кокосового и сахарной пальм, сахарного тростника, отдельные сорта лимона, хлопчатника азиатского, высокорослых видов бамбука и др.
  3. 3. Австралийский. Флора этого центра дала человечеству 9 видов хлопчатника, 21 вид табака, несколько видов риса, лен новозеландский, эвкалипты. В целом эта флора центра бедна съедобные плоды, здесь используют интродуцированные виды.
  4. 4. Индостанский. Полуостров является родиной кулястозернои пшеницы некоторых сортов фасоли, баклажанов, огурцов, джута, сахарного тростника, нута, индийской конопли, черного перца, корицы, манго, апельсинов, мандаринов, лимонов и др.
  5. 5. Среднеазиатский. С давних времен здесь выращивали абрикосы, грецкий орех, фисташки, миндаль, гранат, инжир, персики, виноград, груши, дикие виды яблони, фасоль, чина, дыню, пшеницу мягкую и тому подобное.
  6. 6. передньоазийського. Отсюда происходят пшеница одно- и двозерна, рожь, ячмень, синяя люцерна, эспарцет, вика, тыква, алыча, черешня, виноград и др.
  7. 7. Средиземноморский. Здесь начали окультуривания дикого винограда, овса, льна, мака, белой горчицы, оливкового дерева, капусты, моркови, свеклы, лука, чеснока и других видов.
  8. 8. Африканский. Этот континент является родиной всех видов арбуза, а также риса, проса, некоторых видов кофе, оливкового и финиковой пальм, хлопчатника, сорго, твердой и английского (28-хромосомной) пшеницы, цикория, орхидей и др.
  9. 9. Европейско-Сибирский. С этим центром связано возникновение культур сахарной свеклы, клевера, люцерны, европейской и сибирской яблони, груши, черешни, ежевики, земляники, смородины, крыжовника и др.
  10. 10. Центральноамериканский. Древние народы современной Мексики и других центральноамериканских стран активно занимались растениеводством с главной пищевой культурой кукурузой и несколькими видами фасоли, а также выращивали тыквы, красный перец, батата, подсолнечник, американскую хлопок – упленд, дынный дерево (папайю), плодовое опунцию, махорку и др .
  11. 11. Южноамериканский. Анды – родина древнейших видов картофеля и различных видов помидоров, арахиса, хинного дерева, ананасов, каучукового дерева – гевеи, земляники чилийской, длинноволокнистого “египетского” хлопчатника, “турецкого” табака и др.
  12. 12. Североамериканский. Отсюда в культуру вошло много видов дикого винограда и подсолнечника, люпина и слив, а также вели-коплиднои клюквы и высокорослого голубики.

Наибольшие площади сегодня в мире занимают три “главные хлеба человечества” – рис, пшеница и кукуруза, на несколько меньших растут ячмень, рожь, овес, просо, сорго. Большие площади занимают крахмальные растения (картофель в странах с умеренным климатом), а в областях с жарким климатом – батат, ямс, таро и др.

Центры приручения домашних животных изучено гораздо меньше, чем центры происхождения культурных растений. Причиной этого является прежде всего то, что диких предков многих животных человек истребила.

« Животное население арктической пустыни Флористическая, фаунистическая и биотическая регионалистика »

moyaosvita.com.ua

Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где происходила, как говорят, доместификация животных. Особо важно подчеркнуть, что почти все ныне известные культурные растения и домашние животные появились за сотни и тысячи лет до нашей эры. Пожалуй, лишь сахарная свекла, каучуконосная гевея и хинное дерево стали культурными растениями сравнительно недавно.

Теорию центров происхождения культурных растений разработал выдающийся отечественный ученый академик Н. И. Вавилов на основе своих многочисленных экспедиций, которыми были охвачены вся территория Советского Союза, а также 60 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Из этих экспедиций были привезены тысячи образцов семян, которые затем высевали в питомниках Всесоюзного института растениеводства и тщательно исследовали. В этом же институте была собрана крупнейшая в мире коллекция семян зерновых культур, насчитывающая 60 тыс. сортов; эта уникальная коллекция была сохранена в Ленинграде в голодные месяцы блокады во время Великой Отечественной войны. Н. И. Вавилов считал, что общее число видов культурных растений, не считая декоративных, составляет примерно 1500–1600. При этом для разных культур существуют свои центры многообразия, которые обычно и являются центрами их происхождения, совпадая с древними центрами земледелия. Понятие о центре происхождения культурных растений Н. И. Вавилов окончательно сформулировал в 1935 г., когда выделил восемь важнейших таких центров (табл. 123 и рис. 87).

Хотя за прошедшие с тех пор шесть с половиной десятилетий эту теорию на основе многочисленных новых данных подвергли некоторым изменениям и дополнениям (ныне принято выделять 7 главных центров – Тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский и Андийский), все же основные ее принципы не были пересмотрены, причем даже теми учеными, которые предлагают увеличить число таких центров до 12. Очень важно, что никто не подвергает сомнению тот исходный пункт теории, который связывает эти центры не только с природным флористическим разнообразием тех или иных территорий, но и с размещением древнейших цивилизаций.

Таблица 123

ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Немало работ посвящено и выявлению истории доместификации диких животных (рис. 88). При этом за основу обычно также берут очаги одомашнивания этих животных, предложенные Н. И. Вавиловым, который выделил пять главных таких очагов и еще семь дополнительных.

Рис. 88. Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р. К. Баландину и Л. Г. Бондареву)

С историко-географических позиций очень интересен и вопрос о миграциях культурных растений, которые в эпоху Великих географических открытий приобрели характер поистине их великого переселения. При этом одна часть культурных растений мигрировала из Старого в Новый Свет, а другая – в обратном направлении.

К числу культур, «заимствованных» Новым Светом у Старого, можно отнести пшеницу, сахарный тростник и кофе.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что пшеница была известна в странах Передней Азии за шесть-пять тысячелетий до нашей эры, в Египте – более чем за четыре, в Китае – за три, на Балканах – за три-два тысячелетия. После Великих географических открытий она попала сначала в Южную Америку (1528 г.), затем в Северную Америку (1602 г.), а в конце XVIII в. и в Австралию (рис. 89). Сахарный тростник, родиной которого считают Бенгалию, после Великих географических открытий также мигрировал в Новый Свет: португальцы начали возделывать его на северо-востоке Бразилии, англичане и французы – в Вест-Индии, позднее он стал фактически монокультурой на Кубе и в Пуэрто-Рико.

Родина кофе – нагорья Эфиопии, где эту культуру начали возделывать примерно тысячу лет назад. Считается, что и свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. В XI в. кофе попал в Йемен, откуда его вывозили через порт Моха; вот почему в Европе долгое время кофе называли «мокко». Во времена позднего средневековья его стали употреблять в Италии, во Франции, в Нидерландах, Англии, других европейских странах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, кофе начали выращивать на специальных плантациях; первую из них основали в XVII в. голландцы на о. Ява. В начале XVIII в. несколько кофейных зерен по воле случая попали во Французскую Гвиану, а оттуда – в Бразилию, где эта культура поистине обрела свою вторую родину.

Еще большее число сельскохозяйственных культур мигрировало после Великих географических открытий из Нового Света в Старый Свет. Среди них кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, гевея, какао.

Родиной кукурузы (маиса) считают Центральную Америку. В Европу ее завез еще Колумб. Затем из Испании она распространилась по другим странам Средиземноморья, а позднее попала в Россию, Африку, Восточную Азию. Картофель, культура Андских стран, также сначала попал оттуда в Испанию, а затем в Нидерланды (которые тогда принадлежали Испании), во Францию, в Германию, другие страны Европы. В России он появился в начале XVIII в., при Петре I. Подсолнечник, который, по мнению Н. И. Вавилова, культивировался в Мексике и вообще на юго-западе Северной Америки, появился в Европе в XVI в. Сначала, как и картофель, его считали декоративным растением, и только позднее начали использовать его семена. В России эту культуру стали возделывать также в эпоху Петра I.

Рис. 89. Очаги возникновения и миграции пшеницы

Родиной какао Н. И. Вавилов считал Мексиканское нагорье. В начале XVI в. это растение и получаемый из него шоколад стали известны сначала в Испании, затем в других странах Европы. Главные плантации этой культуры были заложены европейцами на Гвинейском побережье Африки. Табак также попал в Европу в XVI в. – сначала в страны Средиземноморья, а затем и в другие европейские страны, в Азию, Океанию. Саженцы гевеи были вывезены из Бразилии в Малайзию, Нидерландскую Индию, на о. Цейлон, где возникли плантации этого каучуконоса.

Подобные же миграции происходили и со многими породами домашних животных. Один из наиболее ярких примеров такого рода – завоз овец из Южной Африки в Австралию. Отсюда они затем попали и в Новую Зеландию, определив основную международную специализацию этой страны.

studopedya.ru

Центры происхождения культурных растений и одомашнивание животных.

Дата: 05.04.2018 – 7.04.18

Школа: НИШ ХБН г. Алматы

ФИО учителя:

Цель профессионального развития

Бесенбаева Г.С.

Развитие функциональной грамотности чтения на уроках биологии через постановку вопросов высокого порядка

Раздел долгосрочного плана:

8.4A

Селективное размножение и эволюция

Класс : 8К, L

Кол-во

присутствующих

отсутствующих:

Тема урока

Центры происхождения культурных растений и домашних животных

Посевные культуры и породы домашних животных, встречающихся на территории Казахстана.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

изучать центры происхождения культурных растений и домашних животных

исследовать сорта значимых культурных растений и пород домашних животных

Цели урока и задачи:

Изучить центры происхождения культурных растений и домашних животных;

Раскрыть разнообразие посевных культур и пород домашних животных, встречающихся на территории Казахстана.

Дифференциация

- Все учащиеся смогут: объяснить происхождение культурных растений и домашних животных;

- Некоторые учащиеся смогут: привести примеры культурных растений и центры их происхождения, назвать период одомашнивания некоторых животных;

- Несколько учащихся смогут: раскрыть значимость изучаемых тем в жизни и возможность их применения на практике.

Критерии оценивания

Учащиеся могут:

- перечислить Центра разнообразия Вавилова ;

- раскрыть происхождение распространенных культурных растений и домашних животных.

Языковые цели

Учащиеся смогут: работать с текстами по тематике урока (чтение), отвечать на открытые вопросы для формативного оценивания, письменно (письмо) представить в виде оформленной таблицы в тетради, отвечать на вопросы заданные в процессе урока (говорение).

Полезные выражения для диалогов и письма:

особенности животных, растений которые обитают в разных континентах земного шара

географические особенности центров происхождения растений и животных

вклад Н.И.Вавилова в биологию

Центр разнообразия Вавилова: Китайский центр, Индийский центр, Внутренний азиатский центр, Малоазиатский центр, Средиземноморский центр, Абиссинский центр, Южноамериканский и Центрально-американский центр, Южноамериканский Андский центр

Терминология урока

Русский

Казахский

English

одомашнивание

үйде ұстау

domestication

доместификация

үйде ұстау

domestication

культурные растений

өсірілетін өсімдіктер

cultivated plants

предки

түрлердің пайда болуының ата-бабалары

ancestors

Привитие ценностей

Комуникабельность

Необходимость совместной работы и планирования деятельности в командной работе обеспечивают дружелюбные отношения учащихся и развивает их комуникабельные качества для работы в колаборативной среде обучения: развитие умений социально, культурно, этично и приемлимо взаимодействовать с другими учащимися в командной работе.

Общенациональная идея «Мәңгілік ел»

Формирование интереса детей к академическим знаниям, обучению на протяжении всей жизни для блага Родины. Элементы урока также направлены на самообучение, самообразование, развитие критического мышления у учащихся и реализации трехьязычной политики в образовании.

Нравственный аспект урока предполагает: формирование чувства ответственности за свое обучение; уважительное отношение к окружающим, ответсвтенное отношение к своему здоровью и здоровью близких, развитие межкультурной осведомленности.

Межпредметные связи

Экология- взаимоотношения живых организмов с абиотическими и биотическими факторами

Навыки использования

ИКТ

ИКТ используется в начале урока, просмотр видео-фрагмента для активизации внимания учащихся на определение темы и цели урока;

Предварительные знания

Учащиеся должны уметь различать приобретенные и наследственные признаки, а также определять постоянную и непрерывную и дискретную изменчивость в пределах вида из раздела 7.2D.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

1-мин.

2–3

4-14

15-17

18-20

Организационный этап: Приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку (наличие принадлежностей)

Упражнение «Ты самый, самый … ты самая, самая …» -для создания благоприятной атмосферы на начало урока.

Проверка ранее полученных знаний:

Проверочная работа по 10 мин

Взаимопроверка - 2 мин

Этап актуализации внимания учащихся:

I. Постановка проблемы урока

1. Как вы думаете, ребята, как появились культурные растения и домашние животные?

2. Сколько времени потребовалось на одомашние животных?Из своих ответов учащиеся определяют тему урока, цели обучения и совместно с учителем определяют критерии оценивания.

Тема урока: Центры происхождения культурных растений и домашних животных.

ЦО: изучать центры происхождения культурных растений и домашних животных

Критерии оценивания:

  1. Может описать все центры происхождения культурных растений и пород животных.

  2. Может привести примеры по каждому центру.

  3. Может раскрыть происхождение распространенных культурных растений и домашних животных.

Середина урока

21-25

26-34

35-49

50-54

55-65

II.Поиск решения

(W) Демонстрация рисунков культурных растений и домашних животных Казахстана

Какие растения мы называем культурными растениями?

Иллюстрация домашних животных

Как происходило окультуривание растений?

Что вы можете сказать об одомашнивании животных?

Одома́шнивание, или доместика́ция (от лат. domesticus — «домашний») — процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.

Историческую родину культурных растений и домашних растений и животных – это центр происхождения, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

Учение о центрах происхождения культурных растений создано выдающимся русским ученым Н.И.Вавиловым. Широкомасштабные ботанико–географические исследования, участие в экспедициях, изучение богатейшего коллекционного материала и истории земледелия дали возможность Н.И.Вавилову сделать важные обобщения и выдвинуть идеи, обогатившие теорию селекции и генетики, разработать теорию о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Ученый установил, в частности, что размеры и продуктивность культурных растений выше, чем родственных им диких видов, но их генофонд менее разнообразен, чем генофонд исходного дикого вида. Поэтому изучение признаков диких предков культурной формы очень важно для выявления устойчивости растений к болезням и паразитам, морозостойкости, засухоустойчивости, плодовитости, чтобы использовать их при выведении новых сортов.

Н.И.Вавилов вначале выделил 8 центров происхождения культурных растений с рядом подцентров.

Работа в парах

Задание:

  1. Подготовить презентация по одному центру разнообразия Вавилова.

  2. Раскрыть географические особенности центра и отличительные особенности культурных растений и домашних животных данного центра.

Выступления групп учащихся.

Оценивание их работы по форме «Две звезды и одно пожелание».

Работа в тетради.

Название центра

 Географические особенности центра

 Примеры культурных растений и домашних животных

Индо-Малайский (Южно-азиатский) центр

Китайский (Восточно-азиатский) центр

 

 

Среднеазиатский центр

 

 

Абиссинский центр

 

 

Переднеазиатский центр

 

 

Южноамериканский центр

 

 

Центрально-американский центр

 

 

Средиземноморский центр

 

 

Презентация

https://www.youtube.com/watch?v=l9sKRAm74lo

ноутбуки

Конец урока

66-75

Закрепление:

  • Как вы думаете, какое значение имеет знание центров происхождения культурных растений и домашних животных?

  • Какие изменения внес Джек Харлан в теорию Вавилова?

Рефлексия

76-78

Рефлексия: учащиеся резюмируют первую часть урока, делают выводы.

Вывод: Не все культурные растения возделываются в местах своего происхождения. Миграции народов, мореплавание, торговля, экономические и природные факторы во все времена способствовали многочисленному перемещению растений в другие районы Земли.

Н.И.Вавилов писал, что вся селекционная работа, начиная с исходного материала, установления основных областей происхождения видов и кончая созданием новых сортов, является, по существу, новым этапом в эволюции растений, а саму селекцию можно рассматривать как эволюцию, направляемую волей человека.

Знание центров происхождения культурных растений дает возможность селекционерам подбирать исходный материал, изучать гомологические ряды наследственной изменчивости, выявлять пути эволюции. 

Домашнее задание:

79-80

Подведение итогов урока

Домашнее задание:

  1. Привести примеры культурных растений и домашних животных распространенных на территории Казахстана.

  2. Объяснить какие особенности присутствуют у растений и животных в связи с географическими особенностями регионов страны.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Учащимся, которые менее способны может быть предоставлены информационные бюллетени, с необходимой для них информацией. Это позволит сократить необходимость в проведении исследований.

Дополнительная деятельность: Более способные учащиеся могут сравнить центры между собой и примеры растений и животных

Усное обсуждение (вопрос-ответ)

Взаимооценивание по критериям работы в группе.

Взаимооценивание групповой работы по критериям оценивания.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели бучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1.

2.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

infourok.ru

Какие центры происхождения и разнообразия культурных растений и домашних животных?

Археологические и палеонтологические исследования позволили выяснить, что первые удачные попытки введения в культуру растений и приручение животных были 20-30 тыс. Лет назад, а большинство из них проведено за последние 4-6 тыс. Лет.

Центры происхождения и разнообразия культурных растений исследовал М. И. Вавилов. Под его руководством в 20-30-х годах XX века были организованы многочисленные экспедиции в различные уголки нашей планеты. Они установили, что для каждого из видов культурных растений существует свой центр разнообразия, где выявлено наибольшее количество их сортов и форм. Центры происхождения одомашненных видов — часть ареала диких предков, где вероятно их вводили в культуру. Ученый сделал вывод: центры разнообразия культурных растений является одновременно районами их происхождения.

Реферат на тему — Живая природа; Природа.

Выявление таких центров подсказало ученым, где именно нужно искать генетически разнообразный исходный материал для селекционной работы. Благодаря экспедициям М.И. Вавилова была создана уникальная коллекция семян примерно 1600 видов растений, которую использовали для селекционной работы. Родственные связи культурных растений и диких видов устанавливают на основании сравнительно-морфологического анализа особенностей кариотипов и других признаков, молекулярно-биологических, биохимических и физиологических исследований и тому подобное.

Жизнь это  — Как возникла жизнь на Земле? Жизнь как биологическая категория; Понятие жизни и его сущности.

Культурные растения принадлежат к более чем 25 000 видов. Ученые считают, что одними из первых ввели в культуру кукурузу, тыкву, кокосовую пальму, лук, горох посевной, ячмень, пшеницу, рис. Дикие предки одних культурных растений в природе не найдены (например, лука репчатого), других — до сих пор распространены в природных экосистемах (например, дикие капуста и морковь). Некоторые культурные растения были выведены с помощью отдаленной гибридизации (например, рапс — гибрид капусты и рапса). В зависимости от цели выращивания различают пищевые (зерновые, зернобобовые, овощные, плодово-ягодные и др.), Кормовые, лекарственные, технические (масличные, эфиромасличные, прядильные и т.д.), декоративные и другие культурные растения. Благодаря селекционной работе выведена большое количество сортов этих растений (например, пшеницы более 4000, тюльпанов — 8000 сортов).

Хотя земледелие на территории Украины развивается более 5 тысячелетий, практически все культурные растения, которые выращивают у нас, происходят из других стран. Единственный вид из современных границ Украины, окультуренный

татарами во времена Крымского ханства, это характерный для степной зоны тюльпан Шренка (17.7). Через Турцию он попал в Европу, и начиная с конца XVI столетия лидером по селекции декоративных сортов тюльпана постепенно стали Нидерланды.

Теги: искусственный отбор, конспект, образование, ответы, районирование, реферат, Селекция, уроки

bagazhznaniy.ru

Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА - ГЕОГРАФИЯ

ТЕМА 5ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

113. Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции

Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где происходила, как говорят, доместификация животных. Особо важно подчеркнуть, что почти все ныне известные культурные растения и домашние животные появились за сотни и тысячи лет до нашей эры. Пожалуй, лишь сахарная свекла, каучуконосная гевея и хинное дерево стали культурными растениями сравнительно недавно.

Теорию центров происхождения культурных растений разработал выдающийся отечественный ученый академик Н. И. Вавилов на основе своих многочисленных экспедиций, которыми были охвачены вся территория Советского Союза, а также 60 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Из этих экспедиций были привезены тысячи образцов семян, которые затем высевали в питомниках Всесоюзного института растениеводства и тщательно исследовали. В этом же институте была собрана крупнейшая в мире коллекция семян зерновых культур, насчитывающая 60 тыс. сортов; эта уникальная коллекция была сохранена в Ленинграде в голодные месяцы блокады во время Великой Отечественной войны. Н. И. Вавилов считал, что общее число видов культурных растений, не считая декоративных, составляет примерно 1500–1600. При этом для разных культур существуют свои центры многообразия, которые обычно и являются центрами их происхождения, совпадая с древними центрами земледелия. Понятие о центре происхождения культурных растений Н. И. Вавилов окончательно сформулировал в 1935 г., когда выделил восемь важнейших таких центров (табл. 123 и рис. 87).

Хотя за прошедшие с тех пор шесть с половиной десятилетий эту теорию на основе многочисленных новых данных подвергли некоторым изменениям и дополнениям (ныне принято выделять 7 главных центров – Тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский и Андийский), все же основные ее принципы не были пересмотрены, причем даже теми учеными, которые предлагают увеличить число таких центров до 12. Очень важно, что никто не подвергает сомнению тот исходный пункт теории, который связывает эти центры не только с природным флористическим разнообразием тех или иных территорий, но и с размещением древнейших цивилизаций.

Таблица 123

ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Немало работ посвящено и выявлению истории доместификации диких животных (рис. 88). При этом за основу обычно также берут очаги одомашнивания этих животных, предложенные Н. И. Вавиловым, который выделил пять главных таких очагов и еще семь дополнительных.

Рис. 88. Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р. К. Баландину и Л. Г. Бондареву)

С историко-географических позиций очень интересен и вопрос о миграциях культурных растений, которые в эпоху Великих географических открытий приобрели характер поистине их великого переселения. При этом одна часть культурных растений мигрировала из Старого в Новый Свет, а другая – в обратном направлении.

К числу культур, "заимствованных" Новым Светом у Старого, можно отнести пшеницу, сахарный тростник и кофе.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что пшеница была известна в странах Передней Азии за шесть-пять тысячелетий до нашей эры, в Египте – более чем за четыре, в Китае – за три, на Балканах – за три-два тысячелетия. После Великих географических открытий она попала сначала в Южную Америку (1528 г.), затем в Северную Америку (1602 г.), а в конце XVIII в. и в Австралию (рис. 89). Сахарный тростник, родиной которого считают Бенгалию, после Великих географических открытий также мигрировал в Новый Свет: португальцы начали возделывать его на северо-востоке Бразилии, англичане и французы – в Вест-Индии, позднее он стал фактически монокультурой на Кубе и в Пуэрто-Рико.

Родина кофе – нагорья Эфиопии, где эту культуру начали возделывать примерно тысячу лет назад. Считается, что и свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. В XI в. кофе попал в Йемен, откуда его вывозили через порт Моха; вот почему в Европе долгое время кофе называли "мокко". Во времена позднего средневековья его стали употреблять в Италии, во Франции, в Нидерландах, Англии, других европейских странах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, кофе начали выращивать на специальных плантациях; первую из них основали в XVII в. голландцы на о. Ява. В начале XVIII в. несколько кофейных зерен по воле случая попали во Французскую Гвиану, а оттуда – в Бразилию, где эта культура поистине обрела свою вторую родину.

Еще большее число сельскохозяйственных культур мигрировало после Великих географических открытий из Нового Света в Старый Свет. Среди них кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, гевея, какао.

Родиной кукурузы (маиса) считают Центральную Америку. В Европу ее завез еще Колумб. Затем из Испании она распространилась по другим странам Средиземноморья, а позднее попала в Россию, Африку, Восточную Азию. Картофель, культура Андских стран, также сначала попал оттуда в Испанию, а затем в Нидерланды (которые тогда принадлежали Испании), во Францию, в Германию, другие страны Европы. В России он появился в начале XVIII в., при Петре I. Подсолнечник, который, по мнению Н. И. Вавилова, культивировался в Мексике и вообще на юго-западе Северной Америки, появился в Европе в XVI в. Сначала, как и картофель, его считали декоративным растением, и только позднее начали использовать его семена. В России эту культуру стали возделывать также в эпоху Петра I.

Рис. 89. Очаги возникновения и миграции пшеницы

Родиной какао Н. И. Вавилов считал Мексиканское нагорье. В начале XVI в. это растение и получаемый из него шоколад стали известны сначала в Испании, затем в других странах Европы. Главные плантации этой культуры были заложены европейцами на Гвинейском побережье Африки. Табак также попал в Европу в XVI в. – сначала в страны Средиземноморья, а затем и в другие европейские страны, в Азию, Океанию. Саженцы гевеи были вывезены из Бразилии в Малайзию, Нидерландскую Индию, на о. Цейлон, где возникли плантации этого каучуконоса.

Подобные же миграции происходили и со многими породами

compendium.su

Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции

Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где происходила, как говорят, доместификация животных. Особо важно подчеркнуть, что почти все ныне известные культурные растения и домашние животные появились за сотни и тысячи лет до нашей эры. Пожалуй, лишь сахарная свекла, каучуконосная гевея и хинное дерево стали культурными растениями сравнительно недавно.

Теорию центров происхождения культурных растений разработал выдающийся отечественный ученый академик Н. И. Вавилов на основе своих многочисленных экспедиций, которыми были охвачены вся территория Советского Союза, а также 60 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Из этих экспедиций были привезены тысячи образцов семян, которые затем высевали в питомниках Всесоюзного института растениеводства и тщательно исследовали. В этом же институте была собрана крупнейшая в мире коллекция семян зерновых культур, насчитывающая 60 тыс. сортов; эта уникальная коллекция была сохранена в Ленинграде в голодные месяцы блокады во время Великой Отечественной войны. Н. И. Вавилов считал, что общее число видов культурных растений, не считая декоративных, составляет примерно 1500–1600. При этом для разных культур существуют свои центры многообразия, которые обычно и являются центрами их происхождения, совпадая с древними центрами земледелия. Понятие о центре происхождения культурных растений Н. И. Вавилов окончательно сформулировал в 1935 г., когда выделил восемь важнейших таких центров (табл. 123 и рис. 87).

Хотя за прошедшие с тех пор шесть с половиной десятилетий эту теорию на основе многочисленных новых данных подвергли некоторым изменениям и дополнениям (ныне принято выделять 7 главных центров – Тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский и Андийский), все же основные ее принципы не были пересмотрены, причем даже теми учеными, которые предлагают увеличить число таких центров до 12. Очень важно, что никто не подвергает сомнению тот исходный пункт теории, который связывает эти центры не только с природным флористическим разнообразием тех или иных территорий, но и с размещением древнейших цивилизаций.

Таблица 123

ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Немало работ посвящено и выявлению истории доместификации диких животных (рис. 88). При этом за основу обычно также берут очаги одомашнивания этих животных, предложенные Н. И. Вавиловым, который выделил пять главных таких очагов и еще семь дополнительных.

Рис. 88. Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р. К. Баландину и Л. Г. Бондареву)

С историко-географических позиций очень интересен и вопрос о миграциях культурных растений, которые в эпоху Великих географических открытий приобрели характер поистине их великого переселения. При этом одна часть культурных растений мигрировала из Старого в Новый Свет, а другая – в обратном направлении.

К числу культур, «заимствованных» Новым Светом у Старого, можно отнести пшеницу, сахарный тростник и кофе.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что пшеница была известна в странах Передней Азии за шесть-пять тысячелетий до нашей эры, в Египте – более чем за четыре, в Китае – за три, на Балканах – за три-два тысячелетия. После Великих географических открытий она попала сначала в Южную Америку (1528 г.), затем в Северную Америку (1602 г.), а в конце XVIII в. и в Австралию (рис. 89). Сахарный тростник, родиной которого считают Бенгалию, после Великих географических открытий также мигрировал в Новый Свет: португальцы начали возделывать его на северо-востоке Бразилии, англичане и французы – в Вест-Индии, позднее он стал фактически монокультурой на Кубе и в Пуэрто-Рико.

Родина кофе – нагорья Эфиопии, где эту культуру начали возделывать примерно тысячу лет назад. Считается, что и свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. В XI в. кофе попал в Йемен, откуда его вывозили через порт Моха; вот почему в Европе долгое время кофе называли «мокко». Во времена позднего средневековья его стали употреблять в Италии, во Франции, в Нидерландах, Англии, других европейских странах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, кофе начали выращивать на специальных плантациях; первую из них основали в XVII в. голландцы на о. Ява. В начале XVIII в. несколько кофейных зерен по воле случая попали во Французскую Гвиану, а оттуда – в Бразилию, где эта культура поистине обрела свою вторую родину.

Еще большее число сельскохозяйственных культур мигрировало после Великих географических открытий из Нового Света в Старый Свет. Среди них кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, гевея, какао.

Родиной кукурузы (маиса) считают Центральную Америку. В Европу ее завез еще Колумб. Затем из Испании она распространилась по другим странам Средиземноморья, а позднее попала в Россию, Африку, Восточную Азию. Картофель, культура Андских стран, также сначала попал оттуда в Испанию, а затем в Нидерланды (которые тогда принадлежали Испании), во Францию, в Германию, другие страны Европы. В России он появился в начале XVIII в., при Петре I. Подсолнечник, который, по мнению Н. И. Вавилова, культивировался в Мексике и вообще на юго-западе Северной Америки, появился в Европе в XVI в. Сначала, как и картофель, его считали декоративным растением, и только позднее начали использовать его семена. В России эту культуру стали возделывать также в эпоху Петра I.

Рис. 89. Очаги возникновения и миграции пшеницы

Родиной какао Н. И. Вавилов считал Мексиканское нагорье. В начале XVI в. это растение и получаемый из него шоколад стали известны сначала в Испании, затем в других странах Европы. Главные плантации этой культуры были заложены европейцами на Гвинейском побережье Африки. Табак также попал в Европу в XVI в. – сначала в страны Средиземноморья, а затем и в другие европейские страны, в Азию, Океанию. Саженцы гевеи были вывезены из Бразилии в Малайзию, Нидерландскую Индию, на о. Цейлон, где возникли плантации этого каучуконоса.

Подобные же миграции происходили и со многими породами домашних животных. Один из наиболее ярких примеров такого рода – завоз овец из Южной Африки в Австралию. Отсюда они затем попали и в Новую Зеландию, определив основную международную специализацию этой страны.

Зерновое хозяйство мира

Главную роль в обеспечении населения Земли продовольствием, а некоторых отраслей промышленности сырьем всегда играло и продолжает играть растениеводство (земледелие). В растениеводстве же первое место по значению принадлежит зерновым культурам, которые распространены фактически по всей земледельчески освоенной территории планеты и используются и для питания людей, и в качестве корма для домашних животных (примерно 55 % зерновых употребляют в пищу и 45 % используют как фуражное зерно). К числу зерновых культур относятся пшеница, рис, кукуруза (маис), ячмень, рожь, овес, сорго, просо, не говоря о некоторых местных культурах. Их роль в общем производстве продовольственных культур демонстрирует рисунок 90.

Характеристика современного мирового зернового хозяйства включает в себя четыре составные части: 1) посевные площади; 2) валовой сбор; 3) международную торговлю; 4) потребление.

Посевная площадь под зерновыми культурами ныне составляет примерно 650 млн га, т. е. 45 % всех обрабатываемых площадей. В отдельных странах эта доля значительно больше. Например, в России, Великобритании, во Франции, в Италии, США зерновые занимают от 50 до 60 % всех посевных площадей; в Польше, Венгрии, Румынии – от 60 до 65, в ФРГ – около 70, во Вьетнаме – 80, а в Японии – более 90 %.

Рис. 90. Мировое производство продовольственных культур

Рис. 91. Структура посевных площадей зерновых культур

Наибольшие посевные площади занимают три главные зерновые культуры: пшеница (215 млн га), рис (155 млн) и кукуруза (140 млн га). Соответственно и доля их в посевах зерновых самая большая (рис. 91).

Ни одна другая сельскохозяйственная культура не распространена в мире так же широко, как пшеница. Огромный северный пшеничный пояс Земли протягивается по территории Северной Америки, зарубежной Европы, бывшего СССР, Юго-Западной, Южной и Восточной Азии. В его пределах посевы пшеницы особенно велики в России, Китае, США, Канаде, Казахстане, Украине. Южный пшеничный пояс состоит из трех отдельных ареалов – в Аргентине, Южной Африке и Австралии. Неудивительно, что сбор урожая на мировом пшеничном поле происходит практически круглый год (рис. 92).

Главная особенность распространения посевов риса заключается в их тяготении к районам с муссонным климатом. Именно поэтому они сосредоточены прежде всего в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; наиболее велики площади под рисом в Индии, Китае, Индонезии. Второй урожай здесь обычно получают в сухой сезон при искусственном орошении. Что касается посевов кукурузы, то они территориально почти совпадают с посевами пшеницы, примыкая к северному и южному пшеничным поясам.

Валовой сбор зерновых культур длительное время возрастал довольно медленными темпами. Так, в 1900 г. он составил 500 млн т, в 1920 г. – 600 млн, в 1940 г. – 700 млн т. Но во второй половине ХХ в. темпы роста производства зерновых значительно возросли – прежде всего под влиянием «зеленой революции» (рис. 93). Однако в 1990-х гг., судя по рисунку 93, мировой сбор зерновых фактически перестал расти. Соответственно и производство зерна из расчета на душу населения в 1990-х гг. уменьшилось с почти 400 кг до немногим более 330 кг.

Рис. 92. Время уборки пшеницы в различных регионах мира

Начали сокращаться площади под зерновыми, запасы зерна на складах. Видимо, это свидетельствует об исчерпании резервов «зеленой революции». Сказались и очень засушливые годы, например 1995 год. Во всяком случае, в середине 1990-х гг. мир оказался перед реальным дефицитом зерна. Но в начале XXI в. мировое производство зерна снова заметно возросло.

Рис. 93. Мировое производство зерновых культур, млн т

Структура валового сбора зерновых за последнее время больших изменений не претерпела: общее производство трех главных культур по-прежнему различается не очень сильно. Например, в 2005 г. мировой валовой сбор пшеницы составил 630 млн т, риса – 610 млн, а кукурузы – 725 млн т. А вот соотношение Севера и Юга в мировом сборе зерновых стало постепенно изменяться в сторону увеличения доли Юга, которая уже достигла 60 %. Это изменение связано с различиями в темпах роста: так, в 70—80-х гг. XX в. производство зерновых в странах Юга выросло в 1,5 раза, а в странах Севера – в 1,3 раза. В свою очередь, это привело к некоторому перераспределению мест среди ведущих «зерновых» стран мира (табл. 124).

Анализируя таблицу 124, нетрудно подсчитать, что среди перечисленных в ней 30 стран половина относится к странам Юга. Интересно также отметить, что 45 % всего мирового сбора зерновых приходится на три первых страны – Китай, США и Индию.

Если рассматривать под этим же углом зрения валовые сборы трех главных зерновых культур, то априори можно предположить, что различия между «пшеничными» и «кукурузными» странами, с одной стороны, и «рисовыми», с другой, должны быть гораздо большими. Так оно и есть в действительности (табл. 125).

Таблица 124

ВАЛОВОЙ СБОР ЗЕРНОВЫХ ПО СТРАНАМ, 2005 г.

Как видим, в первой десятке стран по сбору пшеницы представлены Европа, Азия, Северная Америка и Австралия, а в первую десятку по рису входят только страны Азии и Бразилия. Что же касается кукурузы, то перевес двух стран (США – 240 млн т, Китай – 120 млн т) здесь настолько велик, что остальные страны – производители кукурузы просто не могут идти с ними в сравнение.

Таблица 125

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ВАЛОВОГО СБОРА ПШЕНИЦЫ И РИСА В 2005 г.

Международная торговля зерном имеет свои особенности. В 1970 г. на мировой рынок поступило 80 млн т зерновых, а в 1995 г. был достигнут уровень в 205 млн т. В последующие годы этот показатель поднялся до примерно 270 млн т, а это означает, что в международной купле-продаже зерна участвует около 12 % его валового сбора. В качестве главных экспортеров пшеницы традиционно выступают США, Канада, Австралия и Франция, кукурузы – США и в меньшей мере Франция и Аргентина, риса – Таиланд, США, Индия, Пакистан и Вьетнам. Но нужно учитывать и то, что, в отличие от пшеницы, на экспорт поступает всего 2–3 % от мирового сбора риса.

Главными импортерами зерна, закупающими ежегодно от 1 млн т до 30 млн т, в 1990-х гг. были (в порядке убывания): Япония, Россия, о. Тайвань, Республика Корея, Китай, Египет, Бразилия, Иран, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, Алжир, Венесуэла, Марокко, Куба и Саудовская Аравия. К ним можно добавить еще 110 стран, которые тоже ввозят зерно, но в меньших количествах. При этом в максимальной зависимости от импортного зерна, которое покрывает более 70 % потребностей этих стран, находятся Япония, Республика Корея, о. Тайвань и Куба. В Египте, Алжире, Саудовской Аравии такая зависимость составляет 30–60 %, в Иране – около 30 %.

Международная торговля зерном влияет и на размеры внутреннего потребления зерна. Именно благодаря ей состав главных стран – потребителей пшеницы существенно отличается от состава стран, которые ее производят. А вот по отношению к рису, который поступает на мировой рынок в небольших количествах, эти различия мало заметны (табл. 126).

Таблица 126

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПШЕНИЦЫ И РИСА В НАЧАЛЕ XXI В.

Наряду с общими размерами потребления зерна той или иной страной важным показателем считаются размеры такого потребления из расчета на душу населения. В этом отношении особенно выделяются зерно-производящие, но не столь большие по населению Канада и Австралия, где душевое потребление намного превышает 1000 кг. Несмотря на значительный экспорт, очень велико оно также в США и во Франции, а в большинстве стран Западной Европы находится на уровне 300–600 кг. Для развивающихся стран в целом этот показатель составляет 250 кг, а в Африке – 150 кг.

Россия стабильно входит в первую пятерку стран по валовому сбору зерновых в целом и по сбору пшеницы, которая занимает более половины всех ее посевных площадей под зерновыми (24 млн га из 43 млн га). Однако валовые сборы зерновых в 1990-х гг. обнаружили очень большие колебания: от 107 млн т в 1992 г. до 48 млн т в 1998 г. В 2000 г. было собрано 65 млн т зерновых, в 2001 г. – 85 млн т, в 2006 г. – 78 млн т. Это объясняется в первую очередь погодными, но также и некоторыми другими условиями. Тем не менее в последние годы стране удалось в основном решить задачу самообеспечения зерном. Если в 1980-х гг. СССР ежегодно ввозил 30–40 млн т зерна, то теперь ввоз составляет 2–3 млн т. Наряду с этим Россия стала экспортером зерна. Среднедушевое производство зерна в России уменьшилось с 650–750 кг в 1990–1993 гг. до 450–550 кг в 1994–1996 гг., а в урожайном 2001 г. составило 520 кг.

cyberpedia.su

Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции

ТОП 10:

Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где происходила, как говорят, доместификация животных. Особо важно подчеркнуть, что почти все ныне известные культурные растения и домашние животные появились за сотни и тысячи лет до нашей эры. Пожалуй, лишь сахарная свекла, каучуконосная гевея и хинное дерево стали культурными растениями сравнительно недавно.

Теорию центров происхождения культурных растений разработал выдающийся отечественный ученый академик Н. И. Вавилов на основе своих многочисленных экспедиций, которыми были охвачены вся территория Советского Союза, а также 60 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Из этих экспедиций были привезены тысячи образцов семян, которые затем высевали в питомниках Всесоюзного института растениеводства и тщательно исследовали. В этом же институте была собрана крупнейшая в мире коллекция семян зерновых культур, насчитывающая 60 тыс. сортов; эта уникальная коллекция была сохранена в Ленинграде в голодные месяцы блокады во время Великой Отечественной войны. Н. И. Вавилов считал, что общее число видов культурных растений, не считая декоративных, составляет примерно 1500–1600. При этом для разных культур существуют свои центры многообразия, которые обычно и являются центрами их происхождения, совпадая с древними центрами земледелия. Понятие о центре происхождения культурных растений Н. И. Вавилов окончательно сформулировал в 1935 г., когда выделил восемь важнейших таких центров (табл. 123 и рис. 87).

Хотя за прошедшие с тех пор шесть с половиной десятилетий эту теорию на основе многочисленных новых данных подвергли некоторым изменениям и дополнениям (ныне принято выделять 7 главных центров – Тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский и Андийский), все же основные ее принципы не были пересмотрены, причем даже теми учеными, которые предлагают увеличить число таких центров до 12. Очень важно, что никто не подвергает сомнению тот исходный пункт теории, который связывает эти центры не только с природным флористическим разнообразием тех или иных территорий, но и с размещением древнейших цивилизаций.

Таблица 123

ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Немало работ посвящено и выявлению истории доместификации диких животных (рис. 88). При этом за основу обычно также берут очаги одомашнивания этих животных, предложенные Н. И. Вавиловым, который выделил пять главных таких очагов и еще семь дополнительных.

Рис. 88. Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р. К. Баландину и Л. Г. Бондареву)

С историко-географических позиций очень интересен и вопрос о миграциях культурных растений, которые в эпоху Великих географических открытий приобрели характер поистине их великого переселения. При этом одна часть культурных растений мигрировала из Старого в Новый Свет, а другая – в обратном направлении.

К числу культур, «заимствованных» Новым Светом у Старого, можно отнести пшеницу, сахарный тростник и кофе.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что пшеница была известна в странах Передней Азии за шесть-пять тысячелетий до нашей эры, в Египте – более чем за четыре, в Китае – за три, на Балканах – за три-два тысячелетия. После Великих географических открытий она попала сначала в Южную Америку (1528 г.), затем в Северную Америку (1602 г.), а в конце XVIII в. и в Австралию (рис. 89). Сахарный тростник, родиной которого считают Бенгалию, после Великих географических открытий также мигрировал в Новый Свет: португальцы начали возделывать его на северо-востоке Бразилии, англичане и французы – в Вест-Индии, позднее он стал фактически монокультурой на Кубе и в Пуэрто-Рико.

Родина кофе – нагорья Эфиопии, где эту культуру начали возделывать примерно тысячу лет назад. Считается, что и свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. В XI в. кофе попал в Йемен, откуда его вывозили через порт Моха; вот почему в Европе долгое время кофе называли «мокко». Во времена позднего средневековья его стали употреблять в Италии, во Франции, в Нидерландах, Англии, других европейских странах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, кофе начали выращивать на специальных плантациях; первую из них основали в XVII в. голландцы на о. Ява. В начале XVIII в. несколько кофейных зерен по воле случая попали во Французскую Гвиану, а оттуда – в Бразилию, где эта культура поистине обрела свою вторую родину.

Еще большее число сельскохозяйственных культур мигрировало после Великих географических открытий из Нового Света в Старый Свет. Среди них кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, гевея, какао.

Родиной кукурузы (маиса) считают Центральную Америку. В Европу ее завез еще Колумб. Затем из Испании она распространилась по другим странам Средиземноморья, а позднее попала в Россию, Африку, Восточную Азию. Картофель, культура Андских стран, также сначала попал оттуда в Испанию, а затем в Нидерланды (которые тогда принадлежали Испании), во Францию, в Германию, другие страны Европы. В России он появился в начале XVIII в., при Петре I. Подсолнечник, который, по мнению Н. И. Вавилова, культивировался в Мексике и вообще на юго-западе Северной Америки, появился в Европе в XVI в. Сначала, как и картофель, его считали декоративным растением, и только позднее начали использовать его семена. В России эту культуру стали возделывать также в эпоху Петра I.

Рис. 89. Очаги возникновения и миграции пшеницы

Родиной какао Н. И. Вавилов считал Мексиканское нагорье. В начале XVI в. это растение и получаемый из него шоколад стали известны сначала в Испании, затем в других странах Европы. Главные плантации этой культуры были заложены европейцами на Гвинейском побережье Африки. Табак также попал в Европу в XVI в. – сначала в страны Средиземноморья, а затем и в другие европейские страны, в Азию, Океанию. Саженцы гевеи были вывезены из Бразилии в Малайзию, Нидерландскую Индию, на о. Цейлон, где возникли плантации этого каучуконоса.

Подобные же миграции происходили и со многими породами домашних животных. Один из наиболее ярких примеров такого рода – завоз овец из Южной Африки в Австралию. Отсюда они затем попали и в Новую Зеландию, определив основную международную специализацию этой страны.

Зерновое хозяйство мира

Главную роль в обеспечении населения Земли продовольствием, а некоторых отраслей промышленности сырьем всегда играло и продолжает играть растениеводство (земледелие). В растениеводстве же первое место по значению принадлежит зерновым культурам, которые распространены фактически по всей земледельчески освоенной территории планеты и используются и для питания людей, и в качестве корма для домашних животных (примерно 55 % зерновых употребляют в пищу и 45 % используют как фуражное зерно). К числу зерновых культур относятся пшеница, рис, кукуруза (маис), ячмень, рожь, овес, сорго, просо, не говоря о некоторых местных культурах. Их роль в общем производстве продовольственных культур демонстрирует рисунок 90.

Характеристика современного мирового зернового хозяйства включает в себя четыре составные части: 1) посевные площади; 2) валовой сбор; 3) международную торговлю; 4) потребление.

Посевная площадь под зерновыми культурами ныне составляет примерно 650 млн га, т. е. 45 % всех обрабатываемых площадей. В отдельных странах эта доля значительно больше. Например, в России, Великобритании, во Франции, в Италии, США зерновые занимают от 50 до 60 % всех посевных площадей; в Польше, Венгрии, Румынии – от 60 до 65, в ФРГ – около 70, во Вьетнаме – 80, а в Японии – более 90 %.

Рис. 90. Мировое производство продовольственных культур

Рис. 91. Структура посевных площадей зерновых культур

Наибольшие посевные площади занимают три главные зерновые культуры: пшеница (215 млн га), рис (155 млн) и кукуруза (140 млн га). Соответственно и доля их в посевах зерновых самая большая (рис. 91).

Ни одна другая сельскохозяйственная культура не распространена в мире так же широко, как пшеница. Огромный северный пшеничный пояс Земли протягивается по территории Северной Америки, зарубежной Европы, бывшего СССР, Юго-Западной, Южной и Восточной Азии. В его пределах посевы пшеницы особенно велики в России, Китае, США, Канаде, Казахстане, Украине. Южный пшеничный пояс состоит из трех отдельных ареалов – в Аргентине, Южной Африке и Австралии. Неудивительно, что сбор урожая на мировом пшеничном поле происходит практически круглый год (рис. 92).

Главная особенность распространения посевов риса заключается в их тяготении к районам с муссонным климатом. Именно поэтому они сосредоточены прежде всего в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; наиболее велики площади под рисом в Индии, Китае, Индонезии. Второй урожай здесь обычно получают в сухой сезон при искусственном орошении. Что касается посевов кукурузы, то они территориально почти совпадают с посевами пшеницы, примыкая к северному и южному пшеничным поясам.

Валовой сбор зерновых культур длительное время возрастал довольно медленными темпами. Так, в 1900 г. он составил 500 млн т, в 1920 г. – 600 млн, в 1940 г. – 700 млн т. Но во второй половине ХХ в. темпы роста производства зерновых значительно возросли – прежде всего под влиянием «зеленой революции» (рис. 93). Однако в 1990-х гг., судя по рисунку 93, мировой сбор зерновых фактически перестал расти. Соответственно и производство зерна из расчета на душу населения в 1990-х гг. уменьшилось с почти 400 кг до немногим более 330 кг.

Рис. 92. Время уборки пшеницы в различных регионах мира

Начали сокращаться площади под зерновыми, запасы зерна на складах. Видимо, это свидетельствует об исчерпании резервов «зеленой революции». Сказались и очень засушливые годы, например 1995 год. Во всяком случае, в середине 1990-х гг. мир оказался перед реальным дефицитом зерна. Но в начале XXI в. мировое производство зерна снова заметно возросло.

Рис. 93. Мировое производство зерновых культур, млн т

Структура валового сбора зерновых за последнее время больших изменений не претерпела: общее производство трех главных культур по-прежнему различается не очень сильно. Например, в 2005 г. мировой валовой сбор пшеницы составил 630 млн т, риса – 610 млн, а кукурузы – 725 млн т. А вот соотношение Севера и Юга в мировом сборе зерновых стало постепенно изменяться в сторону увеличения доли Юга, которая уже достигла 60 %. Это изменение связано с различиями в темпах роста: так, в 70—80-х гг. XX в. производство зерновых в странах Юга выросло в 1,5 раза, а в странах Севера – в 1,3 раза. В свою очередь, это привело к некоторому перераспределению мест среди ведущих «зерновых» стран мира (табл. 124).

Анализируя таблицу 124, нетрудно подсчитать, что среди перечисленных в ней 30 стран половина относится к странам Юга. Интересно также отметить, что 45 % всего мирового сбора зерновых приходится на три первых страны – Китай, США и Индию.

Если рассматривать под этим же углом зрения валовые сборы трех главных зерновых культур, то априори можно предположить, что различия между «пшеничными» и «кукурузными» странами, с одной стороны, и «рисовыми», с другой, должны быть гораздо большими. Так оно и есть в действительности (табл. 125).

Таблица 124

ВАЛОВОЙ СБОР ЗЕРНОВЫХ ПО СТРАНАМ, 2005 г.

Как видим, в первой десятке стран по сбору пшеницы представлены Европа, Азия, Северная Америка и Австралия, а в первую десятку по рису входят только страны Азии и Бразилия. Что же касается кукурузы, то перевес двух стран (США – 240 млн т, Китай – 120 млн т) здесь настолько велик, что остальные страны – производители кукурузы просто не могут идти с ними в сравнение.

Таблица 125

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ВАЛОВОГО СБОРА ПШЕНИЦЫ И РИСА В 2005 г.

Международная торговля зерном имеет свои особенности. В 1970 г. на мировой рынок поступило 80 млн т зерновых, а в 1995 г. был достигнут уровень в 205 млн т. В последующие годы этот показатель поднялся до примерно 270 млн т, а это означает, что в международной купле-продаже зерна участвует около 12 % его валового сбора. В качестве главных экспортеров пшеницы традиционно выступают США, Канада, Австралия и Франция, кукурузы – США и в меньшей мере Франция и Аргентина, риса – Таиланд, США, Индия, Пакистан и Вьетнам. Но нужно учитывать и то, что, в отличие от пшеницы, на экспорт поступает всего 2–3 % от мирового сбора риса.

Главными импортерами зерна, закупающими ежегодно от 1 млн т до 30 млн т, в 1990-х гг. были (в порядке убывания): Япония, Россия, о. Тайвань, Республика Корея, Китай, Египет, Бразилия, Иран, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, Алжир, Венесуэла, Марокко, Куба и Саудовская Аравия. К ним можно добавить еще 110 стран, которые тоже ввозят зерно, но в меньших количествах. При этом в максимальной зависимости от импортного зерна, которое покрывает более 70 % потребностей этих стран, находятся Япония, Республика Корея, о. Тайвань и Куба. В Египте, Алжире, Саудовской Аравии такая зависимость составляет 30–60 %, в Иране – около 30 %.

Международная торговля зерном влияет и на размеры внутреннего потребления зерна. Именно благодаря ей состав главных стран – потребителей пшеницы существенно отличается от состава стран, которые ее производят. А вот по отношению к рису, который поступает на мировой рынок в небольших количествах, эти различия мало заметны (табл. 126).

Таблица 126

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПШЕНИЦЫ И РИСА В НАЧАЛЕ XXI В.

Наряду с общими размерами потребления зерна той или иной страной важным показателем считаются размеры такого потребления из расчета на душу населения. В этом отношении особенно выделяются зерно-производящие, но не столь большие по населению Канада и Австралия, где душевое потребление намного превышает 1000 кг. Несмотря на значительный экспорт, очень велико оно также в США и во Франции, а в большинстве стран Западной Европы находится на уровне 300–600 кг. Для развивающихся стран в целом этот показатель составляет 250 кг, а в Африке – 150 кг.

Россия стабильно входит в первую пятерку стран по валовому сбору зерновых в целом и по сбору пшеницы, которая занимает более половины всех ее посевных площадей под зерновыми (24 млн га из 43 млн га). Однако валовые сборы зерновых в 1990-х гг. обнаружили очень большие колебания: от 107 млн т в 1992 г. до 48 млн т в 1998 г. В 2000 г. было собрано 65 млн т зерновых, в 2001 г. – 85 млн т, в 2006 г. – 78 млн т. Это объясняется в первую очередь погодными, но также и некоторыми другими условиями. Тем не менее в последние годы стране удалось в основном решить задачу самообеспечения зерном. Если в 1980-х гг. СССР ежегодно ввозил 30–40 млн т зерна, то теперь ввоз составляет 2–3 млн т. Наряду с этим Россия стала экспортером зерна. Среднедушевое производство зерна в России уменьшилось с 650–750 кг в 1990–1993 гг. до 450–550 кг в 1994–1996 гг., а в урожайном 2001 г. составило 520 кг.



infopedia.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта