Закон целостности онтогенеза (закон Дриша). Целостность организмов животных и растений обеспечивается
Какое медицинское значение имеют москиты?
являются переносчиками лейшманий;
474. Целостность организмов животных, растений обеспечивается:
взаимосвязями клеток, тканей, органов, систем органов.
475. Внутреннюю среду организма человека образуют:
кровь, лимфа, тканевая жидкость;
476. Гигантизм – эндокринное заболевание, связанное:
a) с гиперфункцией гипофиза;
477. Явление фагоцитоза открыл:
a) И.И. Мечников;
478.Постоянство внутренней среды в клетке обеспечивается:
биологическими мембранами;
479. При повышении содержания глюкозы в крови секреция глюкагона:
уменьшается;
480. Под понятием «гомеостаз» в физиологии человека и животных понимают:
процессы, поддерживающие постоянство внутренней среды организма;
481. Гуморальная регуляция организма осуществляется с помощью:
a) химических веществ, поступающих через кровь;
482. К функциям рецепторов относят их способность:
воспринимать раздражения;
483. Нарушение выработки инсулина может привести к развитию:
сахарного диабета.
484. Кожа не защищает организм:
от механических воздействий.
485. Жидкая часть крови – это:
плазма;
486. Кретинизм – эндокринное заболевание, связанное:
с гипофункцией щитовидной железы;
487. По функциям всю нервную систему человека подразделяют:
на центральную и периферическую;
488.Энергия, необходимая для работы мышц, освобождается в процессе:
окисления органических веществ;
489. Антитела, уничтожающие чужеродные тела и вещества, образуются в следующих клетках крови:
лимфоцитах.
490. Микседема – эндокринное заболевание, связанное:
с гипофункцией щитовидной железы;
491. Одной из функций нервной ткани в организме человека является:
регуляция процессов жизнедеятельности;
492. Иммунитет, возникающий у человека при введении сыворотки, называется:
a) искусственный пассивный;
493. При гуморальной регуляции сигнал, поступающий к органу-мишени, распространяется:
относительно медленно и его действие продолжительно;
494. Таламус – это отдел … мозга:
промежуточного;
495. Расворимый белок плазмы, являющийся одним из основных факторов свертывания крови, который превращается в нерастворимый белок - фибрин:
d) фибриноген.
496. Железы, которым свойственна внутренняя и внешняя секреция, - это:
поджелудочная железа и половые железы;
497. При разрушении тромбоцитов:
d) образуется тромбопластин
498. Иммунитет, наследуемый ребенком от матери, называется:
естественным врожденным;
499. Карликовость – эндокринное заболевание, связанное:
с гипофункцией гипофиза.
500. Клетки, вызывающие превращение В-лимфоцитов в плазматические клетки (продуцирующие антитела), называются:
c) Т-лимфоцитами-хелперами;
501. Иммунитет, возникающий после вакцинации (введения в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционного заболевания), называется:
искусственным активным;
502. Функцией красного костного мозга является:
a) кроветворение;
503. Т-лимфоциты созревают:
в тимусе.
504. Сахарный диабет – эндокринное заболевание, связанное:
с гипофункцией поджелудочной железы.
505. Только для печени характерно:
образование гликогена;
506. Органы или их части, не функционирующие у взрослых организмов, присутствующие в виде зачатков, - это:
рудименты;
507. Пищеварительная система с ротовым и анальным отверстиями впервые появилась:
у круглых червей;
508. У взрослого человека эритроциты образуются:
в красном костном мозге;
509.Дыхательная система впервые появилась:
у моллюсков.
510.В процессе эволюции в полости среднего уха наковальня и молоточек впервые появились:
у млекопитающих.
511. Нервная система представлена у ланцетника:
нервной трубкой.
извилин и борозд коры полушарий головного мозга.
513. Шейный отдел, состоящий из одного позвонка, впервые сформировался в позвоночнике:
c) земноводных;
514. Кора головного мозга, имеющая борозды и извилины, впервые появилась:
у млекопитающих.
515. В отличие от круглых червей у кольчатых есть … система.
кровеносная;
516. У ланцетника газообмен происходит:
в жаберных щелях и через покровы тела;
517. Почки впервые появились:
у моллюсков.
518. Первичную полость тела имеют:
a) круглые черви;
519. Пищеварительная система с ротовым и анальным отверстиями впервые появилась:
у круглых червей;
520. Тело, состоящее из головы, груди и брюшка или головогруди и брюшка, впервые появилось:
у членистоногих;
521. Органы выделения кольчатых червей называются:
b) метанефридиями;
522. У млекопитающих, в отличие от птиц, имеется:
d) левая дуга аорты.
523. Нервную систему, состоящую из окологлоточного нервного кольца, узлов брюшной нервной цепочки и отходящих от них нервов, имеют:
кольчатые черви;
524. Из всех позвоночных животных только у птиц в скелете имеется:
цевка;
525. Полость тела ланцетника:
называется вторичной;
526. Не является характерной особенностью зубов млекопитающих:
срастание с челюстями.
527. Грудная клетка впервые сформировалась в скелете:
пресмыкающихся;
528. Органы выделения ланцетника представлены:
нефридиями.
529. Впервые появилась замкнутая кровеносная система:
у кольчатых червей.
530. Парные примитивные «конечности» впервые появились:
у многощетинковых червей;
531. Основы научной систематики в биологии заложил:
a) К. Линней;
532. Элементарной единицей эволюции является:
отдельная популяция одного вида;
533. Макроэволюция приводит:
к формированию новых родов, семейств, отрядов, классов и т.п.
534.Примером ароморфоза является:
535.Эволюционный успех систематической группы в ходе эволюции, приводящий к увеличению численности и расширению ареала, - это:
a) биологических прогресс
536. Примером идиоадаптаций является:
приспособление плодов и семян к расселению;
537.Теория градации впервые была сформулирована:
Ж.Б. Ламарком;
538.Эволюционный упадок систематической группы в ходе эволюции, приводящий к вымиранию токсономической группы:
биологический регресс;
539. Биогенетический закон установлен:
Ф. Мюллером и Э. Геккелем;
540. Примером дегенераций является ( - ются ):
исчезновение пищеварительной системы у ленточных червей;
541.К эмбриологическим доказательствам эволюции относится:
сходство зародышей у организмов разного вида;
542. Признаками биологического прогресса в эволюции систематической группы организмов являются:
a) увеличение численности и внутривидовой дифференцировки;
543. Млекопитающие произошли от древних:
a) зверозубых ящеров;
544. Согласно взглядам Ж.Б. Ламарка, в процессе эволюции организмы:
a) наследуют благоприобретенные признаки.
545. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся:
a) ископаемые переходные формы организмов;
546. Фактором эволюции, имеющим направленный характер, является:
естественный отбор.
547. Признаками биологического регресса в эволюции систематической группы организмов являются:
уменьшение численности и внутривидовой дифференцировки;
548. Согласно взглядам Ч. Дарвина, движущими силами эволюции организмов являются:
наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
549. Процесс приобретения сходных приспособлений к среде обитания у животных различных систематических групп называется:
конвергенцией;
550. Двойные латинские названия животных и растений (род и вид) впервые ввел в науку:
a) К Линней;
552. Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие организма:
непрямое.
553. Родственные виды растений и животных объединяют:
в роды;
554. Ж.Б. Ламарк впервые разработал:
эволюционную теорию;
555. Результатом действия факторов эволюции в популяциях является:
совершенствование приспособлений у особей.
556. Сравнение флоры и фауны различных областей Земли относится к … доказательствам эволюционного процесса:
a) биогеографическим;
557. Миграция особей популяции как фактор эволюции приводит:
к обновлению генофонда или образованию новой популяции.
558. А.Н. Северцовым впервые были определены:
основные направления эволюционного процесса;
559. При физической изоляции свободному скрещиванию препятствует:
d) различия в структуре органов размножения или разница в размерах тела
560.Не относится к рудиментам человека:
многососковость.
561. Одним из результатов эволюции неандертальцев было:
появление примитивной речи;
562. К древнейшим людям относят:
питекантропа;
563. Является примером атавизма у человека:
многососковость.
564. В процессе антропогенеза первым научился добывать и поддерживать огонь:
питекантроп;
565. К человеку прямоходящему относят:
питекантропа;
566. Появление родовых общин, обрядов, наскальной живописи характерно:
a) для неандертальцев;
567. Изготовление сложных орудий труда, строительство поселений, возникновение земледелия было характерно:
для кроманьонцев;
568. К древнейшим людям относятся:
питекантропы и синантропы;
570. К социальным факторам антропогенеза не относятся:
борьба за существование и естественный отбор.
571. Характерным признаком неандертальцев не является:
c) наличие хорошо развитого подбородочного выступа;
572. Изготовление сложных машин и механизмов, развитие науки, искусства, техники характерно:
для современного человека
573. Характерным признаком питекантропа не является:
a) отсутствие надглазничных валиков;
574. К биотическим факторам окружающей среды относят:
a) поедание жуком-долгоносиком побегов растений;
575. Примером хищничества являются взаимоотношения:
степного орла и суслика;
576. Одной из основных причин истощения озонового слоя в атмосфере является;
a) накопление фреонов;
578.К косному веществу биосферы относится:
b) песок;
579.Главным видовым критерием является:
генетический;
580 Примером паразитизма являются взаимоотношения:
b)эхинококка и собаки;
581. К биотическим факторам окружающей среды относят:
поедание крестоцветной блошкой листьев капусты;
582. Организмы, обитающие на дне водоемов, называются:
a) планктоном;
infopedia.su
Клетка как биологическая система — Мегаобучалка
A2 № 1. Мельчайшая целостная структура живого, способная к самовоспроизведению и развитию, - это
1) ядро
2) клетка
3) ткань
4) орган
A2 № 2. Единицей развития организмов является
1) ядро
2) хлоропласты
3) митохондрии
4) клетка
A2 № 3. Клетки организмов всех царств живой природы имеют
1) ядро
2) цитоплазму
3) митохондрии
4) хлоропласты
A2 № 4. В клетке сосредоточена наследственная информация о признаках организма, поэтому её называют
1) структурной единицей живого
2) функциональной единицей живого
3) генетической единицей живого
4) единицей роста
A2 № 5. Большинство бактерий относится к группе организмов
1) производителей органических веществ
2) симбиотических
3) хемотрофов
4) разрушителей органических веществ
A2 № 6. Все функции целого организма выполняет клетка
1) инфузории-туфельки
2) пресноводной гидры
3) печени человека
4) листа березы
A2 № 7. Клетку считают единицей роста и развития организмов, так как
1) она имеет сложное строение
2) организм состоит из тканей
3) число клеток увеличивается в организме путем митоза
4) в половом размножении участвуют гаметы
A2 № 8. В клетках каких организмов ядерное вещество расположено в цитоплазме и не отделено от нее оболочкой
1) низших растений
2) бактерий и сине-зеленых
3) одноклеточных животных
4) плесневых грибов и дрожжей
A2 № 9. В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных
1) бактерий-сапротрофов
2) одноклеточных
3) простейших
4) растений
A2 № 10. Целостность организмов животных и растений обеспечивается
1) их клеточным строением
2) разнообразием тканей
3) наличием органов и систем органов
4) взаимосвязями клеток, тканей, органов, систем органов
A2 № 11. Клетка одноклеточного животного
1) не имеет эндоплазматической сети
2) создает органические вещества из неорганических
3) имеет вакуоли с клеточным соком
4) выполняет все функции живого организма
A2 № 12. Клетку считают функциональной единицей живого, так как,
1) в процессе мейоза образуются четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом
2) организм состоит из тканей
3) в клетке происходят основные процессы жизнедеятельности
4) клетки размножаются делением.
A2 № 13. В клетке хранится наследственная информация о признаках организма, поэтому ее называют единицей живого
1) функциональной
2) структурной
3) генетической
4) биохимической
A2 № 14. Обмен веществ и превращение энергии, происходящие в клетках всех живых организмов, свидетельствуют о том, что клетка - единица
1) строения организмов
2) жизнедеятельности организмов
3) размножения организмов
4) генетической информации
A2 № 15. Клетку считают структурной единицей живого, так как,
1) в процессе мейоза образуются четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом
2) организм состоит из клеток
3) в клетке происходят основные процессы жизнедеятельности
4) клетки размножаются делением.
A2 № 16. Соматические клетки, в отличие от половых, содержат
1) двойной набор хромосом
2) одинарный набор хромосом
3) цитоплазму
4) плазматическую мембрану
C2 № 1. Ученик в ответе указал, что растения семейства мотыльковых (бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.
C2 № 2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.
2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.
3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.
4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.
5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
C2 № 3. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.
2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.
3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
4. Они растут только в первые годы жизни.
5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.
C2 № 4. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.
C2 № 5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1) У растений семейства розоцветные цветки собраны в соцветие колос.
2) Листья розоцветных могут быть простыми и сложными с сетчатым жилкованием.
3) Розоцветные часто вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями.
4) Большинство розоцветных — ветроопыляемые растения.
5) Для розоцветных характерны сложные и ложные плоды.
C2 № 6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно.
1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.
2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт.
3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.
4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.
5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка.
6) Большинство однодольных — это травянистые растения.
C2 № 7. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1) Кишечнополостные — трёхслойные, беспозвоночные животные.
2) Среди них встречаются как свободноплавающие формы, так и прикреплённые к субстрату.
3) Размножаются только бесполым способом.
4) Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.
C2 № 8. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.
C2 № 9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Все представители типа плоские черви ведут паразитический образ жизни.
2. Бычьего цепня относят к ленточным червям.
3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение.
4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система и он активно питается.
5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.
megaobuchalka.ru
Ответы@Mail.Ru: Биология 6 класс?
1.целостность растительного организма обеспечивается системой проводящих тканей, которые обеспечивают перемещение в растении органических и минеральных веществ 2.фотосинтезирующая ткань находится в надземной части растений непосредственно под кожицей листьев и стеблей. (куда свет попадает) 3. 4. жировая ткань служит для запасает питательные вещества расходование энергии, способствует активному выделения тепла, согревает организм без нее никак)
2) фотосинтезирующая ткань содержится только в листьях растений. 3) такая же как и у человека. Без них животное не сможет двигаться. 4) нет
Металлическая ткань обеспечивает целостность растительного организма Корни не содержат, стебли да, цветки плоды нет Эти Ткани обеспечивают защиту и поддержку организма Нет не может, потому что жировая ткань имеет защитную полезную функцию
touch.otvet.mail.ru
Закон целостности онтогенеза (закон Дриша)
1. Целостность организма — его внутреннее единство, относительная автономность, несводимость его свойств к свойствам отдельных его частей, подчиненность частей целому — проявляется в течение всех стадий онтогенеза. Таким образом, онтогенез представляет собой упорядоченное единство последовательно чередующихся состояний целостности. В целостности индивидуального развития проявляется органическая целесообразность.
2. Целостность онтогенеза базируется на действии системно-регуляторных факторов: цитогенетических, морфогенетических, морфофизиологических, гормональных, а у большинства животных также нейрогуморальных. Эти факторы, действуя по принципу обратной связи, координируют ход развития и жизнедеятельность организма как активного целого в тесной связи с условиями окружающей среды.
3. Свойство целостности имеет количественное выражение, неодинаковое для представителей разных видов, для разных особей, стадий и состояний организма. У растений целостность, как правило, выражена в меньшей степени, чем у животных. В процессе регенерации, т. е. восстановления утраченных частей или восстановления организма из части, целостность возрастает. Усложнение организации в процессе онтогенеза и филогенеза, усиление координирующей функции системно-регуляторных факторов организма означают возрастание целостности.
4. Филогенетические изменения суть изменения целостных онтогенезов, протекающие в условиях воздействия естественного отбора на системно-регуляторные факторы. Поэтому свойство целостности сохраняется организмами не только в их индивидуальном, но и историческом развитии. Изменения, разрушающие целостность, отметаются отбором. Закон теоретической биологии, который в истории науки связан с именем немецкого эмбриолога Ганса Дриша (1867—1914), гласит, что индивидуальное развитие организма есть целостный процесс и будущее состояние каждого развивающегося элемента есть функция его положения в целом. Конкретизируя и развивая в свете научных данных эту формулировку (в противовес ее идеалистической трактовке в витализме), мы и приходим к закону целостности онтогенеза — к закону, дающему материалистическое толкование одной из самых сложных сторон индивидуального развития организма.
Обращаясь к истории открытия этого закона, отметим, что им обусловлен принцип корреляции, установленный Кювье и позволивший этому ученому реконструировать по отдельным остаткам строение многих ископаемых животных в целом. С этим же законом связано явление коррелятивной изменчивости, на которое обратил внимание Дарвин. Для понимания целостности онтогенеза существенное значение имело раскрытие И. П. Павловым и его учениками роли центральной нервной системы как регуляторного фактора, обеспечивающего целостность организма животных и человека. Системный характер процессов старения человека и животных показан в исследованиях А. В. Нагорного и его сотрудников. Целостность растительного организма в процессе его индивидуального развития исследовал М. X. Чайлахян и другие физиологи растений. Большое значение в раскрытии целостности онтогенеза имели эмбриологические исследования, у истоков которых стояли К- Ф. Вольф и К. М. Бэр. Глубокую эволюционную трактовку целостности организмов в их индивидуальном и историческом развитии дал И. И. Шмалыаузен, развивший идеи А. Н. Северцова по этому вопросу.
Рассмотрим подробнее некоторые стороны тех обобщений, которые составляют основное содержание закона целостности онтогенеза. Известно, что индивидуальное развитие всех организмов носит стадийный характер. У вирусов стадии связаны с жизненным циклом, с их репродукцией и переходом из одной клетки в другую. Индивидуальное развитие одноклеточных включает фазы клеточного цикла — такие, например, как митоз, предсинтетическую фазу, фазу синтеза ДНК и постсинтетическую фазу. В онтогенезе многих растений выделяются хорошо различимые стадии чередования поколений (полового и бесполого). У растений и особенно животных четко разграничены стадии: эмбриональная, молодости, зрелости и старости. Возможно и более дробное членение онтогенеза.
Соответственно стадиям развития и уровню целостности следует различать:
1) цитогенетическое целое, присущее отдельной делящейся клетке;
2) эмбриональное целое, характеризующее фазы дробления яйца, дифференцировки, морфогенеза и роста зародыша в зародышевых оболочках;
3) постэмбриональное онтогенетическое целое, характерное для стадий молодости и зрелости;
4) инволюционное целое, отражающее системный характер инволюционного развития организма на стадии старости.
Для каждого уровня целостности характерна своя совокупность системно-регуляторных факторов. Однако, появившись на одной стадии развития, конкретный фактор может сохраняться в той или иной форме и на последующих, интегрируясь с новыми регуляторными системами.
В цитогенетическом целом, отдельно делящейся клетке, основное регуляторное значение имеет цитоплазматический контроль, а затем взаимодействие ДНК, РНК и белков. Генетическая информация в процессе матричного синтеза переходит с ДНК на РНК, а с РНК на белки. В свою очередь, осуществляя обратную связь, белки-ферменты и метаболиты-эффекторы играют роль регуляторов функционирования ДНК. Другую сторону целостности клетки составляет свойство раздражимости, проявляющееся в ее структурном и функциональном реагировании на воздействия среды.
В эмбриональном целом вступают в действие морфо-генетические системы регуляции, проявляющиеся в клеточном и тканевом взаимодействии при посредстве белков, играющих роль индуцирующих факторов эмбриогенеза. При этом имеют значение и другие факторы, обусловливающие целостность эмбрионального развития. Например, его пространственно-временная организация, фиксация каждого элемента развивающейся системы во времени и пространстве, полярность и самоорганизация системы, взаимная самонастройка, коадаптация ее элементов.
У высшего растения большое значение имеет взаимодействие листьев и корня со стеблем, на котором формируются генеративные органы. Помимо потоков питательных веществ, взаимодействие осуществляют системы гормональной регуляции и раздражимости растений.
У животных на постэмбриональных стадиях ведущее значение для поддержания целостности имеют нейрогу-моральная и гормональная регуляции. Вместе с тем действуют механизмы более частной морфофизиологическон регуляции: непосредственное взаимодействие органов, тканевое и клеточное взаимодействие. На протяжении всех стадий онтогенеза у растений и животных функционируют внутриклеточные системы регуляции.
Системно-регуляторные факторы обеспечивают сохранение относительного постоянства, самотождественности организма и в то же время обусловливают его поступательное развитие. Наряду с этими проявлениями системной самоорганизации, характерными для восходящей ветви развития, на нисходящей ее ветви, в стадии старости, имеет место системная дезорганизация.
Роль системно-регуляторных факторов, обеспечивающих целостность развития, все конкретнее и полнее раскрывается в экспериментальных аналитических исследованиях молекулярной биологии развития организма. Сложность возникающих при этом проблем обусловлена тем фактом, что ход развития организма во всей полноте этого процесса не предопределен ДНК клетки, а обусловлен развивающимся целым (цитогенетическим, эмбриональным и т. д.). Поэтому аналитическое расчленение факторов развития, определение их только структурой ДНК недостаточны для познания закономерностей онтогенеза. Этот подход, весьма сложный сам по себе, должен быть интегрирован в научном анализе, основанном па системно-историческом осмыслении экспериментальных фактов индивидуального развития организма как целого. Это усложняет задачу исследователя, но только таким путем, через анализ системных факторов развития, можно раскрыть целостность онтогенеза, без чего невозможно познать его в полной мере
Физиология, биологическая и биофизическая химия тесно соприкасаются с теоретической биологией, поскольку совместно с ней решают вопрос о биохимических критериях и физиолого-биохимической сущности жизни.
Именно к этой общей области указанных наук относятся излагаемые ниже закон химического состава живого вещества, и закон системной организации биохимических процессов. В основе этих законов лежит предложенное Энгельсом определение: «Жизнь — это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь».
Энгельс не считал свое определение исчерпывающим, и рассматривая физиолого-биохимическую сущность жизни, мы должны расширить рамки этого определения с учетом более поздних обобщений и формулировок, учитывающих последующее развитие науки в этой области.
biofile.ru
Организм как уровень существования живой природы
Достижения современной биологии связаны с углублением понимания уровней организации живого. Этому способствовало развитие сравнительных биологических методов исследования живых систем, а также использование физико-химических и математических подходов в биологических методах.
Сами по себе элементы организма — органы, ткани, клетки и т. д. — в сумме еще не представляют организма. И лишь соединение их в эволюционно обусловленном порядке и соответствующем взаимодействии образует целостный организм как открытую систему, обменивающуюся с внешней средой веществом и энергией.
У всех живых существ самой элементарной единицей, обеспечивающей осуществление явлений жизни и превращение энергии, служит клетка.
У одноклеточных организмов их единственная клетка хорошо приспособлена к выполнению жизненно важных функций, обеспечивая такие процессы, как рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и др.
У многоклеточных организмов в процессе эволюции сформировались специализированные клетки, имеющие одинаковое строение и выполняющие одинаковые функции — ткани.
Клетки отдельных тканей у многоклеточных организмов высокодифференцированные. Клетки тканей сходны по своему строению, структурно и функционально связаны между собой и имеют, как правило, общее происхождение.
У высших растений известны такие типы тканей — образовательная, покровная, проводящая, механическая и основная.
Ткани животных, в отличие от растительных, имеют в своем составе межклеточную жидкость. У животных организмов выделяют четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
Таким образом, многоклеточные организмы состоят из клеток различных типов, которые входят в состав определенных типов тканей. Из тканей, в свою очередь, состоят органы; те из них, которые выполняют общие функции, образуют системы органов.
Все органы делятся на вегетативные и генеративные (половые).
Функциональная целостность животных организмов обеспечивается регуляторными системами (нервной, гуморальной, иммунной).
Многоклеточные растительные и животные организмы по-разному реализуют свои жизненные функции, что связано со способом их питания (гетеротрофы, автотрофы). Однако некоторые процессы жизнедеятельности их сходны.
Растения, как целостные интегрированные организмы, могут регулировать свои жизненные функции, а также оказывать влияние на другие организмы с помощью биологически активных веществ (фитогормонов, фитонцидов и др.).
Они способны воспринимать раздражения из окружающей среды и определенным образом реагировать на них (тропизмы).
У большинства многоклеточных животных организмов имеются системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, эндокринная, половая, нервная. Все они состоят из целого ряда органов. Органы и их системы образуют единый целостный организм, способный к обмену веществ, размножению, развитию и саморегуляции.
Регуляция деятельности отдельных органов и систем органов в целом осуществляется нейрогуморальным механизмом.
Именно он обеспечивает согласованность в функциональной деятельности всего организма, его реакции на смену условий обитания, а также поддерживает стабильность внутренней среды — гомеостаз.
Биохимические исследования показали, что каждая клетка имеет две главные стороны своего существования. Одна из ннх обеспечивает жизнедеятельность клетки при программирующем влиянии генетической информации. В этом случае в протекании обмена веществ первостепенную роль играют белки.
Вторая сторона обеспечивает запись наследственной информации и ее передачу по поколениям. В этом случае первостепенную роль играют нуклеиновые кислоты.
Таким образом, сущность явления жизни (организма) как открытой системы, получающей вещество и энергию из окружающей среды, состоит в упорядоченном взаимодействии белков и нуклеиновых кислот, осуществляемом в клетке.
shkolo.ru