Конспект урока биологии для 6 класса "ТКАНИ РАСТЕНИЙ". 6 класс ткани растений
Тема: "Ткани растений" (6 класс)
Ткани растений
Ткань – это группа клеток, сходных по размеру, форме, строению и выполняемым функциям.
Важнейшими тканями растений являются образовательные, покровные, проводящие, механические и основные.
1.Защищают растения от механических повреждений, проникновения микроорганизмов, резких колебаний температуры, излишнего испарения и т. п.2.Связывает растение с внешней средой: а) устьица, б) чечевички (дыхание и испарение)
3
Механическая ткань
Клетки живые и мертвые, с утолщенными, одревесневшими оболочками. Особые каменистые клетки (скорлупа, косточка)
Скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса, волокна стебля и корня; механические волокна сопровождают проводящую ткань
1.Опорная функция
2.Защитная функция
4
Проводящая ткань
Сосуды – мертвые клетки вытянутой формы, с утолщенными оболочками; ситовидные трубки – живые клетки вытянутой формы, без ядра, вакуолей и пластид
Корень, стебель, лист; древесина (сосуды) и луб (ситовидные трубки и клетки-спутницы)
Транспорт воды, минеральных и органических веществ
5
Основная ткань
Клетки живые, крупные, неправильной формы, расположены рыхло, вакуоли есть. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты
Мякоть листа и плодов, сердцевина стебля и корня, мягкие части цветка, главная масса коры
Образование и накопление (запас) питательных веществ
-
По происхождению меристемы бывают первичные и вторичные. Первичная меристема составляет зародыш семени, а у взрослого растения сохраняется на кончике корней и верхушках побегов, что делает возможным их нарастание в длину. Дальнейшее разрастание корня и стебля по диаметру (вторичный рост) обеспечивается вторичными меристемами — камбием и феллогеном. По расположению в теле растения различают верхушечные (апикальные), боковые (латеральные), вставочные (интеркалярные) и раневые (травматические) меристемы.
-
В зависимости от происхождения различают три группы покровных тканей — эпидермис, перидерму и корку.
-
Эпидермис (эпидерма, кожица) — первичная покровная ткань, расположенная на поверхности листьев и молодых зеленых побегов (рис. 8.1). Она состоит из одного слоя живых, плотно сомкнутых клеток, не имеющих хлоропластов. Оболочки клеток обычно извилистые, что обусловливает их прочное смыкание. Наружная поверхность клеток этой ткани часто одета кутикулой или восковым налетом, что является дополнительным защитным приспособлением. В эпидерме листьев и зеленых стеблей имеются устьица, которые регулируют транспирацию и газообмен растения.
-
Перидерма — вторичная покровная ткань стеблей и корней, сменяющая эпидермис у многолетних (реже однолетних) растений (рис. 8.2.). Ее образование связано с деятельностью вторичной меристемы —феллогена (пробкового камбия), клетки которого делятся и дифференцируются в центробежном направлении (наружу) в пробку (феллему), а в центростремительном, (внутрь) — в слой живых паренхимных клеток (феллодерму). Пробка, феллоген и феллодерма составляют перидерму. Клетки пробки пропитаны жироподобным веществом — суберином —и не пропускают воду и воздух, поэтому содержимое клетки отмирает и она заполняется воздухом. Многослойная пробка образует своеобразный чехол стебля, надежно предохраняющий растение от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Для газообмена и транспирации живых тканей, лежащих под пробкой, в последней имеются особые образования —чечевички; это разрывы в пробке, заполненные рыхло расположенными клетками.
infourok.ru
Технологическая карта урока 6 класс "Ткани растений и их виды"
Технологическая карта урока в 6 классе «Ткани растений и их виды»
Разработал: учитель биологии Николаева Виктория Петровна
МОУ СОШ с. Комсомольское
Чернышевский район
Забайкальский край
Технологическая карта урока биологии
Дата проведения: 26.11.2016г
Учитель: Николаева Виктория Петровна
Количество часов по теме: 2
Место урока в данной теме: 1
Формы работы: групповая, фронтальная,
индивидуальная
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: Комбинированный.
Место занятия в структуре образовательного процесса:
урок по учебному плану.
Цели урока: создать условия для изучения особенностей строения тканей растений
Личностные задачи урока
-
проявлять интерес к новому
-
оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений
-
воспринимать речь учителя
-
воспитывать бережное отношение к природе, а именно к растениям, как к производителям кислорода и органических веществ.
Регулятивные задачи урока
-
анализировать собственную работу при выполнении самостоятельной и практической работ
-
Удерживать свою цель деятельности до получения ее результата
-
развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное;
Познавательные задачи урока:
-
Воспринимать текс с учетом поставленной учебной задачи
-
Описывать особенности строения и выполняемые функции типов тканей
-
Высказывать предположения о связи строения ткани с выполняемой функцией
-
сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, раскрыть их особенности строения в связи с выполняемой функцией.
Оборудование для учителя:
компьютер,
проектор для показа демонстрационных слайдов,
цветные жетоны из клеящейся бумаги,
конструктор,
для удобства класс делится на три группы (3 варианта заданий).
Оборудование для учащихся:
технологическая карта - “Маршрутный лист”,
наглядный материал (спилы сосны, микропрепараты), микроскоп.
Основные этапы урока/время | Название используемых информационных технологий | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы обучения |
Мотивационно-ориентированный компонент: | ||||
1.Организационный момент (1 – 2 мин.) | Проектор, ПК | Обеспечивает Благоприятный настрой. | Настраиваются на работу | Словесные |
2.Актулизация опорных знаний | Проектор, ПК | Организует работу по актуализации опорных знаний | Словесные | |
3 Проверка домашнего задания. (5 мин.) | Проектор, ПК http://www.biodan.narod.ru | Вступительное слово учителя: Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с элементарной структурной единицей растительного организма и всего живого в целом – это КЛЕТКА (слайд 3). | Выступление учащихся с исторической справкой об изучении клетки, ее открытии (Янсен, Левенгук – изобретение микроскопа; Т. Шванн и М. Шлейден – клеточная теория), (слайд 2),(приложение 1). | Наглядно-иллюстративный |
4. Этап мотивации | Проектор, ПК | Давайте же вспомним, какие структуры характерны для растительной клетки (слайд 3 – динамическая схема, учащиеся соотносят название и изображение органоидов клетки). Хорошо, молодцы справились с заданием! А функции органоидов все помнят?! Кто желает заполнить таблицу (слайд 4 – интерактивная таблица “Проверь себя”, на знание функций органоидов клетки). За правильные ответы учащиеся получают цветной жетон и приклеивают его к своему “Маршрутному листу”. У вас у каждого “Маршрутный лист” (приложение 2,3,4) - где прописано подробно, что нужно делать на каждом этапе урока. Подпишите свой лист и выполните задания на повторение пройденного материала - № 1, 2, 3*- по желанию (для любознательных ребят). Выполняем быстро и не отвлекаемся, | Словесные Наглядные практические | |
Операционно-содержательный компонент | ||||
Изучение нового материала (15 – 20 мин.) Физкультминутка (2 – 3 мин.) | http://www.floranimal.ru | Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием ткань и многообразием растительных тканей, которые образуют организм растений. (Рассказ учителя с демонстрацией слайдовой презентации) – (слайды 5-12). Выполняем задания в маршрутном листе № 4, 5, 6, 7* используя полученный материал на уроке, материал учебника параграф 9 и выполним лабораторную работу № 6. Физкультминутка. Встаем между рядами. Все присели, ручками обхватили колени и замерли. Вы нераскрывшийся бутон. Вот вышло солнце, пригревает, и мы ручки раскрываем как бутон цветка, поднимаемся медленно, тянемся как растение к солнышку, поднялись. Подул ветерок, наклон вправо, влево. Ветер сменил направление – наклоны вперед, назад. Солнышко садится, и бутон закрывается, мы приседаем и ручками обхватываем колени. Молодцы! Садимся на свои места. | Работают по маршрутным листам Все ребята делают физкультминутку. | 1Словесно-иллюстративный и Практически-иллюстративный и практически-исследовательский. |
Первичное закрепление (7 мин.) | Отдохнули немножко, продолжаем работу дальше. Отвечаем на задания № 8, 9*- по желанию. При выполнении всей работы, ребята сдают “Маршрутные листы”. | |||
Рефлексивно-оценочный | ||||
Контроль и самопроверка знаний | http://pro-school.ru | Подведем итог, выписываем на доску выводы (выслушиваем варианты учащихся, за правильные рассуждения вручаем цветной жетон): Клетка – структурная и функциональная единица живого. Ткань – это группа клеток, сходных по строению и по выполняемым функциям (строим ткань (ассоциация) из крупного конструктора разного цвета). Растительный организм образуют – основная, проводящая, механическая, покровная, образовательная ткани. Каждая ткань выполняет определенную функцию, но тесно взаимосвязана с другими, обеспечивая жизнь и развитие организма. Организм – единое целое. Клетка не только воспроизводит сама себя, но и создает особые ткани, которые образуют тело растения, дают ему упругость, защитные внешние покровы, обеспечивают поступление в организм питательных веществ. Их передвижение и хранение. Клетки благодаря способности создавать ткани соединили все органы растения в одно целое – организм. Жизнедеятельность организма полностью зависит от жизнедеятельности его клеток. Схема на доске: КЛЕТКА —> ТКАНЬ —> ОРГАН —> СИСТЕМА ОРГАНОВ —> ОРГАНИЗМ | Делают выводы у доски 3 учащихся, остальные дети работают с учителем. | наглядно-исследовательский. |
Подведение итогов | Самые активные участники – у кого 3 жетона получают “5”, у кого 2 жетона “4”, один жетон “3”. Сегодня все молодцы! Работали на уроке хорошо! Вам понравился урок? (Ребята поднимают правую руку – все понравилось, а левую руку – не все). | |||
Рефлексия (2 - 3 мин.) | Словесный | |||
Информация о дом. задании | Творческое домашнее задание: используя знания, полученные на уроке о строении растительных тканей и их функциях, изготовьте любую творческую работу (проект) – поделку из природного материала, икебана, разделочная доска и т.д. | Записывают домашнее задание | Словесный |
infourok.ru
Практическая работа "Ткани растений" 6 класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ТКАНИ РАСТЕНИЙ»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить особенности растительных тканей
ХОД РАБОТЫ:
1. Перед вами рисунок с изображением образовательной ткани растения.
А)Как вы думаете, в каких частях растения клеток образовательной ткани содержится наибольшее количество?
Б) В чем заключается функция образовательной ткани?
2. Перед вами покровная ткань растения.
А) Как вы думаете, какие структуры покровной ткани обобзначены стрелочками и какую важную роль они выпоняют в растительном организме?
Б) Что такое чечевички и какое значение они имеют в жизни растения?
3. Перед вами основная или фотосинтезирующая ткань растения.
А) Какие важные органоиды есть в клетках этой ткани?
Б) Какое значение для жизни растения имеет фотосинтезирующая ткань?
В) Какое значение для всего органического мира имеет процесс, протекающий в клетках основной ткани растений?
4. Как вы думаете, какая растительная ткань изображена на этой картинке?
А) Назовите, в каком направлении передвигаются органические вещества растений (от листьев к корню или наоборот)? Отметьте особенность строения клеток ситовидных трубок.
Б) Назовите, в каком направлении передвигаются минеральные вещества растений (от листьев к корню или наоборот)?
Отметьте особенность строения клеток сосудов.
5. Перед вами рисунок механической ткани (1) и рисунок клетки механической ткани (2).
А) В чем особенность строения клеток этой ткани?
Б) Назовите функции механической ткани.
infourok.ru
I. Орг. момент. | Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Подготовьте все необходимое к уроку. | Учебник, Рабочая тетрадь. | Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. | II. Актуализа-ция, мотивация (на формули-ровку темы и задачи урока) | ? На какой вопрос мы отвечали на предыдущем уроке? ? Почему клетки одного растения такие разные? ? Что такое ткань? Из чего состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество) Кто озвучит тему урока? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы.) | Учебник, Рабочая тетрадь. | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учеб-ную проблему, определять цель учеб-ной деятельности (формулировка воп-роса урока). Познавательные УУД Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | III. Новый мате-риал (совмест-ное открытие знаний) | Учитель организует учебную деятельность, объясняет новый материал. Ученики просматривают презентацию, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу. На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе) Потребности: Одежда, защита. Опора. Вода. Питание. Рост. Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы узнаете сами, если прочитаете материал на стр. 30-31, обращая внимание на выделенные слова.(индивидуальная работа с текстом). Презентация. Вывод: Для жизни на суше нужны ткани… Как связаны функции тканей с их строением? И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособить-ся к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются - Псилофиты. –Подведение итогов изучения темы. | Учебник, Рабочая тетрадь.Презентация | Познавательные УУД Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следст-вия простых явлений (подводящий диа-лог с учителем, выполнение продуктив-ных заданий). Выделять аналогии: вы-являть аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные законо-мерности. Формирование умения стро-ить логическое рассуждение, включаю-щее установление причинно-следствен-ных связей. Коммуникативные УУД Формирова-ние умения самостоятельно организо-вывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД Формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный резу-льтат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства дос-тижения цели. | IV. Этап пер-вичного закреп-ления новых знаний (про-верка усвоен-ных знаний, обсуждение выполненного задания) | Учитель: Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них. Ученики: Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Задание: Попробуйте узнать, какие типы тканей на экране.(фронтально) | Регулятивные УУД Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | V. Этап обобще-ния и система-тизации знаний по теме Наука о растениях – ботаника | Учитель: Постановка вопросов. Ученики: Самостоятельная работа с рабочей печатной тетрадью, с целью ответить на итоговые вопросы темы для закрепления и обобщения знаний. | Регулятивные УУД Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки. | VI. Итог урока. Домашнее задание | Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). Домашнее задание. Повторить §4, ответить на вопросы после параграфа. | Регулятивные УУД Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки. |
kopilkaurokov.ru
Конспект урока биологии для 6 класса "ТКАНИ РАСТЕНИЙ"
МБОУ «Гимназия №11» г. Симферополя Республики Крым
Учитель биологии и химии Исаева Ольга Викторовна
План-конспект урока
ТКАНИ РАСТЕНИЙ
Класс: 6
Дата:
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знания о тканях растений, их видах, строении и значении в жизни растения.
Задачи:
Сформировать у учащихся понятия о тканях растения, их строении;
Развить умения различать виды тканей, сравнивать и делать выводы;
Воспитать у учащихся бережное отношение к растениям, показать значение различных видов тканей в жизни растений.
Материалы и оборудование: таблицы «Строение стебля», «Строение листа».
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-ориентировачный этап |
(правильные ответы: 3,4,6,8,9) | - отвечают на вопросы:
- проверяют работу друг друга под диктовку учителя. | |||||||||||||||||||||||||
Операционно-исполнительный этап | Запишите тему урока: «Ткани растений» - Как называется наименьшая структурная единица живого? - группа клеток образует ткань: клетка ткань Ткань – группа клеток, одинаковых по строению, происхождению и выполняемым функциям. - у растений выделяют 6 видов тканей: образовательная, покровная, основная, опорная, проводящая и выделительная. - используя текст учебника на стр.20-22 заполним таблицу:
- Итак, что такое «ткань»? - Сколько видов тканей выделяют у растений? - Как называется ткань, клетки которой постоянно делятся? - У какой ткани клетки имеют хлоропласты? - Как называется самая тонкая покровная ткань? - Какая ткань образует каркас растений? | - записывают тему урока. - клетка. - записывают схему, определение. - заполняют таблицу. - отвечают на вопросы. | |||||||||||||||||||||||||
Оценочно-рефлексивный этап | - Мы сегодня с вами говорили о видах тканей. - Какой вывод вы можете сделать из нашего урока? Выставление оценок. | ||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Устно:
письменно: 3) в тетради дать определение следующим терминам: «кожица», «корка», «пробка», «основная ткань». Все определения выучить; | - записывают Д/з. |
globuss24.ru
Этапы урока | Содержание деятельности | Методы, формы, приемы работы |
I Оргмомент | Приветствие, определение целей урока. Психологический настрой | Беседа |
II Проверка изученного материала. | Повторение материала о строении клетки, ее органоидах. 1. Рассказать о строении клетки кожицы лука. Назвать все части клетки. 2. Рассказать о строении клетки кожицы зеленого листа. Назвать все части клетки. 3. Сравнить клетку кожицы лука и клетку зеленого листа. Чем они схожи и в чем отличия? 4. Какие вещества входят в состав клеток? 5. Самостоятельная работа по выполнению задания на стр. 19. Заполнить таблицу, указав части клетки в соответствии с выполняемыми функциями. 6. Индивидуальные задания (3 ученика). Работа с микроскопом. Рассматривание микропрепарата под микроскопом. | Индивидуальный опрос у доски. Самостоятельная работа с учебником Индивидуальное задание. |
III Изучение нового материала. |
ТКАНЬ – это группы клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
6) Выделительная – выделение пахучих веществ для привлечения насекомых, защиты от врагов | Запись определения в тетрадь Составление схемы Рассказ учителя с элементами беседы и демонстрация |
IV Закрепление знаний. | Повторение терминов:
А) Скорлупа ореха Б) Верхушка стебля В) Зеленая мякоть листа Г) поверхность стебля Д) защищают лист от испарения Е) Группы клеток с хлоропластами Ж) Почки, бутоны З) Клетки, выделяют пахучие вещества | Самостоятельная работа |
V Заключительный | 1. Подведение итогов урока. Рефлексия. 2. Д/з: $ 5-6, стр. 20-24, поставить в воду для проращивания семена гороха (фасоли), пшеницы. | Записывают д/з, выставление оценок в дневник |
multiurok.ru