Подпиши названия профессий живых организмов растения микробы. Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Аквариум - маленькая искусственная экосистема - 3 класс Вахрушев Бурский Раутиан. Подпиши названия профессий живых организмов растения микробы


Организмы — живые участники круговорота веществ (растения, животные) | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Круговорот веществ в природе — очень сложный процесс. В нём участвует множество разных живых организмов. У каждого из них в этом круговороте есть своя «профессия». Условно их можно назвать «кормильцами», «едоками» и «мусорщиками».

 «Кормильцы» — это зелёные растения. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы — воду и минеральные питательные вещества (например, соли).

Под действием солнечной энергии (света) «кормильцы» создают в своём организме бога­тые энергией глюкозу и крахмал — органиче­ские вещества, служащие строительным материалом для растений. Этот процесс происходит только на свету. Он называется фотосинтезом.

Созданные при фотосинтезе органические ве­щества служат пищей «едокам», «мусорщи­кам» и самим растениям — «кормильцам». Кроме того, «кормильцы» при фотосинтезе вы­деляют кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам.

Схема деятельности живых организмов в круговороте веществ

Но растения умеют не только изготовлять (под действием света) из воды и углекислого газа органические вещества. Как и мы с ва­ми, они могут разрушать накопленные при фотосинтезе вещества и за счёт этого получать энергию.

Рассмотри рисунок. Из клубня картофеля, кото­рый находится под землёй, растёт росток, выходя­щий на поверхность. Он использует накопленные в клубне питательные вещества, получая от них энер­гию при дыхании.

«Едоки» — это животные и человек. Они не могут, как растения, сами создавать ор­ганические вещества из воды и углекислого газа. Поэтому «едоки» берут эти вещества из готовой пищи, созданной «кормильцами». Из неё же «едоки» получают и энергию для сво­ей жизни.

«Мусорщики» — это разнообразные живые организмы, которые, как и «едоки», не могут сами по себе создавать органические вещества. Но в отличие от «едоков» они питаются умер­шими организмами. Чаще «мусорщики» полу­чают энергию, разрушая органические веще­ства.

Из известных тебе животных к «мусорщи­кам» можно отнести дождевого червя. Почти все грибы (и шляпочные, и плесневые) — тоже «мусорщики». К «мусорщикам» принадлежит также большинство очень мелких организмов — микробов. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Все живые организмы — участники круго­ворота веществ. Они не способны жить друг без друга. Биосфера может превращать одни вещества в другие и поддерживать порядок на нашей планете только тогда, когда все живые организмы чувствуют себя нормально.

Если истребить комаров, погибнут питаю­щиеся ими стрижи, лягушки. А вместе со стрижами и лягушками погибнут и поедающие их хищники. Личинки комаров — корм для рыб. Значит, исчезнут и рыбы. Так будут на­рушены связи между всеми обитателями био­сферы.

Чтобы не навредить природе, нужно знать её законы. Все организмы связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено круговорота необходимо для жизни обитателей биосферы.

На этой странице материал по темам:
  • Круговорот веществ в природе реферат кратко

  • Какие участники разрушают органические вещества

  • Каким образом популяции участвуют в круговороте веществ

  • Животные мусорщики в природе

  • Природоведение круговорот веществ в природе

Вопросы по этому материалу:
  • Могут ли жить растения без животных?

  • Мо­гут ли жить животные и человек без растений? По­чему?

  • Что поглощают «кормильцы», «едоки» и «му­сорщики»?

  • Некоторые люди предлагают истреблять вредные для человека живые организмы. Другие считают, что так делать нельзя. Кто из них прав и почему?

  • Мог бы происходить круговорот веществ, если бы «кормильцы», «едоки» и «мусорщики» использо­вали всегда одни и те же вещества?

worldofschool.ru

Аквариум - маленькая искусственная экосистема

1. Напиши, какие неживые части экосистемы и "профессии" живых организмов мы находим в аквариуме.

1 - грунт - гонрые породы, 2 - вода, 3 - растения - производители, 4 - рачки - потребители, 5 - рыбки - потребители, 6 - улитки - разрушители, 7 - микробы - разрушители.

2. Заполни таблицу.

"Профессия" живых организмов Дают другим организмам Получают от других организмов
Производители +
Потребители + +
Разрушители + +

3. Составь план текста из учебника.

Аквариумные растения. Рыбы. Моллюски. Раки и черепахи.

4. Рассмотри рисунки. Подумай, почему так нельзя содержать рыбок. Исправь условия их жизни с помощью цветных карандашей. Назови правила аквариумиста.

1) Должна быть вода в аквариуме. Надо дорисовать растения. Рыбок слишком много в аквариуме.

2) Аквариум должен быть недоступен для других домашних животных.

5. Определи, в каких частях света находится родина аквариумных рыб. Подпиши названия рыб.

Проверяем умение понимать текст

Прочитай текст "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" на стр. 75-77 учебника. Выполни задания.

А. Учимся понимать текст и находить факты.

1. Чему главным образом посвящен текст? Выбери только один ответ и отметь его.

Обитателям аквариума.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается, какую роль играют сомики в аквариуме. Отметь его.

Сомики - настоящие "мусорщики": они плавают около дна и очищают аквариум от остатков пищи.

3. Какие аквариумные рыбы дышат атмосферным воздухом? Выбери только один ответ и отметь его.

Сомики.

4. Напиши, каких животных содержат в аквариумах.

Рыбок, раков, черепах, улиток.

5. Напиши, в какой стране из карася вывели золотую рыбку.

В Китае.

6. О каких из изображенных ни рисунке раб говорится в тексте? Обведи их.

Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.

7. Почему золотых рыбок содержат в более холодной воде? Выбери только один ответ и отметь его.

Потому что они родом из умеренного климата.

8. Почему в аквариуме поселяют улиток-катушек? Выбери только один ответ и отметь его.

Они счищают водоросли со стекла.

9. Почему в этом тексте из всех обитателей экосистемы аквариума описываются в основном рыбы?

Человек приобретает аквариум, чтобы разводить рыбок, поэтому он должен иметь о них информацию.

10. Напиши, почему золотых рыбок не содержат вместе с гуппи и меченосцами. Выбери только один ответ и отметь его.

Они предпочитают более холодную воду.

11. Напиши, почему раков и черепах не содержат вместе с рыбами.

Раки и черепахи едят рыбок, подгрызают растения.

12. Напиши, почему не все растения в аквариумах правильно называть водорослями.

Т.к. в аквариумах могут расти и цветковые растения.

Учимся понимать главную мысль текста.

13. О чем главным образом хотел сказать автор? Выбери только один ответ и отметь его.

Чтобы завести аквариум, нужно знать о его обитателях.

14. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?

О питании рыбок или о приборах, которые нужны для ухода за обитателями аквариума.

15. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.

Кто населяет аквариум?

16. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.

Если ты всерьез захочешь сделать свою маленькую искусственную экосистему, то найди книгу об аквариумах и внимательно прочитай ее.

okrumir.ru

Жизнь экосистемы. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.
  • уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • называть, из чего состоит экосистема;
  • развивать умение работать в паре, в группе, выслушивать мнение товарищей;
  • развивать грамотную речь, коммуникативные способности.
  • Оборудование:  ПК, проектор, экран, иллюстрации различных экосистем.

ХОД УРОКА

I этап. Создание эмоционального настроя

– Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар.

(Земля).

– Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира.

II этап. Актуализация знаний

– На предыдущих уроках мы с вами изучали оболочку планеты Земля, охваченную жизнью. – Какие оболочки нашей планеты вы знаете? (Приложение. Слайд 2) На доске – картинка. При пояснении детей прикрепляются названия оболочек. – Что такое атмосфера? Гидросфера? Литосфера? – А в какой оболочке живут живые организмы Земли? (В биосфере). – Где находится биосфера? (На границе всех трех оболочек). (Приложение. Слайд 3) – Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга? – Все организмы играют какую-то роль или имеют «профессию». (Приложение. Слайд 4) Какие профессии живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? (Производители, потребители, разрушители). – Как еще называют производителей? («Кормильцы»). – Что к ним относится? (Растения). – Почему их так называют? (Производят органические вещества). – Как еще называют потребителей? («Едоки»). Кто к ним относится? (Животные). – Почему их так называют? – А разрушителей называют как? («Мусорщиками»). – Почему? – Кого мы относим к мусорщикам? (Бактерии, микроорганизмы, грибы).

III этап. Постановка проблемы

– Мы с вами уже познакомились с большим круговоротом веществ. Он проходит и через наши дома, и через каждую экосистему на Земле. – Ребята, где живёт большинство живых организмов – в экосистеме или в биосфере? (Большинство живых организмов живут на пересечении трех оболочек: воздушной, наземной и водной, в биосфере). – А вот на иллюстрациях (на доске) представлены разные экосистемы. Что вы можете сказать о многообразии жизни? (Жизнь тоже многообразна). – Какой у вас возникает вопрос? (Где же всё-таки живут растения и животные – в экосистеме или в биосфере?) (Приложение. Слайд 5) Вопрос фиксируется на доске. – Какие знания понадобятся нам сегодня на уроке?

IV. Поиск решения проблемы

– Давайте прочитаем диалог Лены и Миши. Может, они разрешат наши сомнения? Чтение диалога (с. 40 учебника). – Какое же из двух утверждений верно: (Приложение. Слайд 6) – биосфера – часть экосистемы – экосистема – часть биосферы.(Экосистемы связаны большим круговоротом веществ в биосферу). – Из каких частей состоит экосистема? Назовите экосистемы изображённые на доске. (Лес, сад, огород, поле, водоём) Ответить на этот вопрос вам поможет работа в парах. (рис. 1 с. 40). – Рассмотрите рисунок. Вы видите пустые прямоугольники, в которые вам надо вписать части экосистемы. – Подумайте, без чего не могут жить все перечисленные живые организмы? Что еще нужно дописать? (Воздух, почва, горные породы, вода)

На Слайде 7:

 

– Получилось 2 группы. Как их можно назвать? (Живая и неживая природа)

Над группами на слайде появляются заголовки:

 

Физкультминутка

А теперь мы — ручейки А теперь мы — ручейки, Побежали вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. С рыбками поплаваем С  белками попрыгаем, С бобрами поиграем Вернёмся к папе с мамой – Став учениками.

(Ученики выполняют движения в соответствии с текстом

– Какой у вас возникает вопрос? (Можно ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?) – В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго. Как вы думаете, почему? (Все обитатели приспособились жить совместно). – Давайте посмотрим на рисунок № 2 на с. 41. Что интересного вы заметили? – Расскажите, как стрелки соединяют картинки? – Какого цвета эти стрелки? (Зеленые). Что они показывают? (Кто кем питается). – Ещё какие стрелки есть? (Коричневые). Что они соединяют? (Растения и микробы). – Что показывает эта стрелка? (Растения впитывают из почвы минеральные вещества). – Вспомните, как называются цепочки, где одни живые организмы поедают других? (Цепи питания).

Работа по учебнику с. 42.

– Пройдите цепочку по стрелкам. Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? (Организмы участвуют в круговороте веществ и он замкнут). (Приложение. Слайд 8)

Фиксация выводов:

– Давайте сделаем вывод: Что же такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, где происходит круговорот веществ). – А кто поддерживает круговорот веществ в экосистеме? (Её обитатели). – Проверьте себя, дайте правильное определение, что такое экосистема.

На доске слайд: после ответа детей:

Живые организмы образуют в природе сообщества. Организмы разных «профессий» поддерживают в экосистеме круговорот. Таким образом в природе поддерживается порядок.

V. Самостоятельное применение знаний

– Работа в парах:

1) подпиши представителей «профессий» (1 вариант) 2) подпиши название «профессий» (2 вариант) 3) составить цепи питания (3) 4) составить цепи питания по картинкам (4,5) В конце урока составляется схема:

VI. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке? – Что помогло вам сегодня узнать новое? – Как вы оцениваете работу на уроке свою? группы? – Какие пожелания можете сказать себе?

Лист самооценки учащегося (Приложение. Слайд 9)

  Оценка ученика Оценка учителя
Давал правильное объяснение словам    
В паре помог правильно составить цепь питания.    
Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания.    
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы.    
Итого    

Своей работой на уроке я доволен –

Не совсем доволен –

– Я недоволен, потому что...

VII. Домашнее задание (Приложение. Слайд 10)

  • составить свой кроссворд по теме «экосистема»;
  • прочитать материал в учебнике с. 40-43, выполнить задания № 5, 6 на с. 43.
  • тетрадь с. 20 задание № 4,5.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Обобщить и конкретизировать знания об экосистеме, об искусственной экосистеме.
  2. Выявить взаимосвязь обитателей аквариума разных “профессий”.
  3. Развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе.
  4. Развивать чувство любви к природе, понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живой материи.
  5. Оборудование: рисунок аквариума, рисунки обитателей аквариума; карта полушарий; таблица круговорот веществ в аквариуме; микроскопы, таблички с названиями “профессий” живых обитателей аквариума, книги об обитателях аквариума.

    ХОД УРОКА

    I.- Доброе утро. Пусть день будет ясным, а наш урок добрым. Пусть он откроет вам радость познания и радость общения.

    II. Актуализация знаний.

    - Что такое экосистема?

    - Назовите “профессии” живых обитателей экосистемы.

    - С какими экосистемами мы познакомились?

    - Почему в природе одна экосистема может постепенно перейти в другую?

    - Почему экосистема поля называется искусственной?

    III. Сообщение темы, цели урока.

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.

    - На уроке мы будем работать в 4-х группах:

    • историки-аквариумисты;
    • исследователи живых организмов аквариума трех профессий: производителей, потребителей, разрушителей. В течение урока создадим проект аквариума – маленькой искусственной экосистемы.

    IV. Работа над темой урока.

    1. Слово историкам.

    Ученик: В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум – это искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

    Из истории аквариума: первый аквариум появился в Китае во второй половине 14 века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати и чиновников. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные и причудливые виды золотых рыбок.

    В России аквариумистика стала развиваться с конца XIX века. В 1901 году в Киеве был открыт завод аквариумных рыб – большое отапливаемое здание, в котором помещалось 250 бассейнов с декоративными рыбками.

    Сегодня в аквариумах живет около 1000 видов рыб.

    2. Работа по учебнику стр. 60, задание № 2.

    - Рассмотрите иллюстрацию аквариума. Назовите неживые части экосистемы аквариума.

    Сообщения детей:

    Грунт – это мелкий гравий просеянный, промытый речной песок серого цвета. Мелкий песок желтоватого-оранжевого цвета непригоден – в нем соединения железа, которые вредны для рыб и улиток.

    Так же на дно можно положить декорации, например, камни, коряги. Все обязательно дезинфицируют кипячением с добавлением соли.

    Вода – может быть водопроводной, но ее обязательно надо отстоять трое суток.

    3. - Назовите живые организмы, относящиеся к профессии “производителей”.

    Ученик: – Чаще всего аквариумные растения неправильно называют водорослями. На самом деле – это цветковые растения с красивыми листьями, цветут они очень редко.

    - Слово о производителях:

    а) Эхинодорус амазонский. Родина – Южная Америка (Амазонка). Очень распространенное в наших аквариумах растение, т.к. весьма неприхотливое и достаточно красивое. В высоту достигает 30–40 см, растет равномерно в течение всего года.

    б ) Роголистник темно-зеленый. Распространен в умеренно-теплых областях всего земного шара в стоячих и медленно текущих водах. Растет быстро, нетребователен к условиям содержания. Его можно выращивать как плавающим в толще воды, так и высаженным в грунт. Растение очень легко размножается делением стебля. Чтобы получить отросток достаточно маленького кусочка стебля.

    4. - Назовите живые организмы, относящиеся к профессии “потребителей”.

    - Слово о потребителях:

    а ) Барбусы. Родина – пресноводные бассейны тропических областей Африки и Азии. Существует несколько видов этих рыб: полосатые (4–5 поперечных полос черного цвета), огненные, черные. Самцы имеют бойцовский характер, но их столкновения быстро заканчиваются и вреда друг другу не наносят.

    б ) Сомик (материал в учебнике) родина – водоемы Южной Америки.

    в) Меченосец. Родина – Мексика. Свое название получил благодаря своеобразной форме хвостового плавника, напоминающего меч.

    г) Скалярия. Родина – реки Амазонка и Ориноко. Это одна из самых красивейших аквариумных рыб. Грациозность движений, манера спокойно и важно плавать придает скалярии особую декоративную ценность.

    5. - Кто является в аквариуме разрушителями?

    - Слово о разрушителях:

    а) Катушка красная. Ее размер достигает двух см. раковина имеет окраску от розовато-серого до темно-красного оттенка.

    Красные катушки подъедают остатки корма, упавшего на дно, снимают с поверхности воды бактериальную пленку, хорошо очищают стенки аквариума от обрастаний водорослями, уничтожают остатки гниющих растений.

    б) В аквариумной воде огромное количество бактерий. Если вода в аквариуме мутнеет – это показатель увеличения размножившихся бактерий.

    Человек регулирует биологические процессы с помощью технических приспособлений: лампы для освещения, компрессора для подачи кислорода в толщу воды, нагревателя воды для поддержания температуры.

    6. - А чем питаются рыбы, моллюски?

    Рачки: Циклопы, дафнии. Их человек может выловить сачком в пруду в летнее время, хранить в обычной стеклянной банке. Это прекрасный корм для обитателей аквариума, которые являются “потребителями”. Также можно кормить сушеными рачками, которых можно приобрести в специальных зоомагазинах.

    7. Мир аквариума разнообразен и многочисленен.

    8. Все живые организмы мы разделили по профессиям: производители, потребители, разрушители.

    - Какой круговорот веществ они осуществляют в этой маленькой экосистеме, рассмотрим:

    Учебник стр. 61, № 3, таблица- заполнение. Самостоятельная работа в группах.

    Обобщение.

      “Профессия” живых организмов

      Дают другим организмам

      Получают от других организмов

      Производители Кислород, пищу – органические вещества Углекислый газ, неорганические вещества
      Потребители Углекислый газ, пищу – органические вещества Кислород, пищу – органические вещества
      Разрушители Неорганические вещества, углекислый газ Кислород, органические вещества

    9. Подведем итог. В аквариуме живыми организмами поддерживается круговорот веществ. Значит, это экосистема. Почему искусственная?

    Решим задачи для аквариумиста.

    Стр. 60. Лена и Миша – по ролям читают.

    - Кого из обитателей экосистемы Лена забыла поселить в аквариум?

    Стр. 63, № 4

    - Почему так нельзя содержать рыбок?

    V. Итог. - Что дают человеку знания аквариума?

    - Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости.

    - Поднимите руку те, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания.

    Домашнее задание: стр. 60–63, № 2, 5; нарисовать маленькую искусственную экосистему: террариум для крокодила, черепахи, для змеи.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта