Аквариум - маленькая искусственная экосистема - 3 класс Вахрушев Бурский Раутиан. Подпиши названия профессий живых организмов растения микробы
Организмы — живые участники круговорота веществ (растения, животные) | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Круговорот веществ в природе — очень сложный процесс. В нём участвует множество разных живых организмов. У каждого из них в этом круговороте есть своя «профессия». Условно их можно назвать «кормильцами», «едоками» и «мусорщиками».
«Кормильцы» — это зелёные растения. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы — воду и минеральные питательные вещества (например, соли).
Под действием солнечной энергии (света) «кормильцы» создают в своём организме богатые энергией глюкозу и крахмал — органические вещества, служащие строительным материалом для растений. Этот процесс происходит только на свету. Он называется фотосинтезом.
Созданные при фотосинтезе органические вещества служат пищей «едокам», «мусорщикам» и самим растениям — «кормильцам». Кроме того, «кормильцы» при фотосинтезе выделяют кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам.
Схема деятельности живых организмов в круговороте веществ |
Но растения умеют не только изготовлять (под действием света) из воды и углекислого газа органические вещества. Как и мы с вами, они могут разрушать накопленные при фотосинтезе вещества и за счёт этого получать энергию.
Рассмотри рисунок. Из клубня картофеля, который находится под землёй, растёт росток, выходящий на поверхность. Он использует накопленные в клубне питательные вещества, получая от них энергию при дыхании.
«Едоки» — это животные и человек. Они не могут, как растения, сами создавать органические вещества из воды и углекислого газа. Поэтому «едоки» берут эти вещества из готовой пищи, созданной «кормильцами». Из неё же «едоки» получают и энергию для своей жизни.
«Мусорщики» — это разнообразные живые организмы, которые, как и «едоки», не могут сами по себе создавать органические вещества. Но в отличие от «едоков» они питаются умершими организмами. Чаще «мусорщики» получают энергию, разрушая органические вещества.
Из известных тебе животных к «мусорщикам» можно отнести дождевого червя. Почти все грибы (и шляпочные, и плесневые) — тоже «мусорщики». К «мусорщикам» принадлежит также большинство очень мелких организмов — микробов. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Все живые организмы — участники круговорота веществ. Они не способны жить друг без друга. Биосфера может превращать одни вещества в другие и поддерживать порядок на нашей планете только тогда, когда все живые организмы чувствуют себя нормально.
Если истребить комаров, погибнут питающиеся ими стрижи, лягушки. А вместе со стрижами и лягушками погибнут и поедающие их хищники. Личинки комаров — корм для рыб. Значит, исчезнут и рыбы. Так будут нарушены связи между всеми обитателями биосферы.
Чтобы не навредить природе, нужно знать её законы. Все организмы связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено круговорота необходимо для жизни обитателей биосферы.
Круговорот веществ в природе реферат кратко
Какие участники разрушают органические вещества
Каким образом популяции участвуют в круговороте веществ
Животные мусорщики в природе
Природоведение круговорот веществ в природе
Могут ли жить растения без животных?
Могут ли жить животные и человек без растений? Почему?
Что поглощают «кормильцы», «едоки» и «мусорщики»?
Некоторые люди предлагают истреблять вредные для человека живые организмы. Другие считают, что так делать нельзя. Кто из них прав и почему?
Мог бы происходить круговорот веществ, если бы «кормильцы», «едоки» и «мусорщики» использовали всегда одни и те же вещества?
worldofschool.ru
Аквариум - маленькая искусственная экосистема
1. Напиши, какие неживые части экосистемы и "профессии" живых организмов мы находим в аквариуме.
1 - грунт - гонрые породы, 2 - вода, 3 - растения - производители, 4 - рачки - потребители, 5 - рыбки - потребители, 6 - улитки - разрушители, 7 - микробы - разрушители.
2. Заполни таблицу.
"Профессия" живых организмов | Дают другим организмам | Получают от других организмов |
Производители | + | |
Потребители | + | + |
Разрушители | + | + |
3. Составь план текста из учебника.
Аквариумные растения. Рыбы. Моллюски. Раки и черепахи.
4. Рассмотри рисунки. Подумай, почему так нельзя содержать рыбок. Исправь условия их жизни с помощью цветных карандашей. Назови правила аквариумиста.
1) Должна быть вода в аквариуме. Надо дорисовать растения. Рыбок слишком много в аквариуме.
2) Аквариум должен быть недоступен для других домашних животных.
5. Определи, в каких частях света находится родина аквариумных рыб. Подпиши названия рыб.
Проверяем умение понимать текст
Прочитай текст "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" на стр. 75-77 учебника. Выполни задания.
А. Учимся понимать текст и находить факты.
1. Чему главным образом посвящен текст? Выбери только один ответ и отметь его.
Обитателям аквариума.
2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается, какую роль играют сомики в аквариуме. Отметь его.
Сомики - настоящие "мусорщики": они плавают около дна и очищают аквариум от остатков пищи.
3. Какие аквариумные рыбы дышат атмосферным воздухом? Выбери только один ответ и отметь его.
Сомики.
4. Напиши, каких животных содержат в аквариумах.
Рыбок, раков, черепах, улиток.
5. Напиши, в какой стране из карася вывели золотую рыбку.
В Китае.
6. О каких из изображенных ни рисунке раб говорится в тексте? Обведи их.
Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.
7. Почему золотых рыбок содержат в более холодной воде? Выбери только один ответ и отметь его.
Потому что они родом из умеренного климата.
8. Почему в аквариуме поселяют улиток-катушек? Выбери только один ответ и отметь его.
Они счищают водоросли со стекла.
9. Почему в этом тексте из всех обитателей экосистемы аквариума описываются в основном рыбы?
Человек приобретает аквариум, чтобы разводить рыбок, поэтому он должен иметь о них информацию.
10. Напиши, почему золотых рыбок не содержат вместе с гуппи и меченосцами. Выбери только один ответ и отметь его.
Они предпочитают более холодную воду.
11. Напиши, почему раков и черепах не содержат вместе с рыбами.
Раки и черепахи едят рыбок, подгрызают растения.
12. Напиши, почему не все растения в аквариумах правильно называть водорослями.
Т.к. в аквариумах могут расти и цветковые растения.
Учимся понимать главную мысль текста.
13. О чем главным образом хотел сказать автор? Выбери только один ответ и отметь его.
Чтобы завести аквариум, нужно знать о его обитателях.
14. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?
О питании рыбок или о приборах, которые нужны для ухода за обитателями аквариума.
15. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.
Кто населяет аквариум?
16. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.
Если ты всерьез захочешь сделать свою маленькую искусственную экосистему, то найди книгу об аквариумах и внимательно прочитай ее.
okrumir.ru
Жизнь экосистемы. 3-й класс
Разделы: Начальная школа
Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
- понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.
- уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- называть, из чего состоит экосистема;
- развивать умение работать в паре, в группе, выслушивать мнение товарищей;
- развивать грамотную речь, коммуникативные способности.
- Оборудование: ПК, проектор, экран, иллюстрации различных экосистем.
ХОД УРОКА
I этап. Создание эмоционального настроя
– Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар.
(Земля).
– Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира.
II этап. Актуализация знаний
– На предыдущих уроках мы с вами изучали оболочку планеты Земля, охваченную жизнью. – Какие оболочки нашей планеты вы знаете? (Приложение. Слайд 2) На доске – картинка. При пояснении детей прикрепляются названия оболочек. – Что такое атмосфера? Гидросфера? Литосфера? – А в какой оболочке живут живые организмы Земли? (В биосфере). – Где находится биосфера? (На границе всех трех оболочек). (Приложение. Слайд 3) – Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга? – Все организмы играют какую-то роль или имеют «профессию». (Приложение. Слайд 4) Какие профессии живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? (Производители, потребители, разрушители). – Как еще называют производителей? («Кормильцы»). – Что к ним относится? (Растения). – Почему их так называют? (Производят органические вещества). – Как еще называют потребителей? («Едоки»). Кто к ним относится? (Животные). – Почему их так называют? – А разрушителей называют как? («Мусорщиками»). – Почему? – Кого мы относим к мусорщикам? (Бактерии, микроорганизмы, грибы).
III этап. Постановка проблемы
– Мы с вами уже познакомились с большим круговоротом веществ. Он проходит и через наши дома, и через каждую экосистему на Земле. – Ребята, где живёт большинство живых организмов – в экосистеме или в биосфере? (Большинство живых организмов живут на пересечении трех оболочек: воздушной, наземной и водной, в биосфере). – А вот на иллюстрациях (на доске) представлены разные экосистемы. Что вы можете сказать о многообразии жизни? (Жизнь тоже многообразна). – Какой у вас возникает вопрос? (Где же всё-таки живут растения и животные – в экосистеме или в биосфере?) (Приложение. Слайд 5) Вопрос фиксируется на доске. – Какие знания понадобятся нам сегодня на уроке?
IV. Поиск решения проблемы
– Давайте прочитаем диалог Лены и Миши. Может, они разрешат наши сомнения? Чтение диалога (с. 40 учебника). – Какое же из двух утверждений верно: (Приложение. Слайд 6) – биосфера – часть экосистемы – экосистема – часть биосферы.(Экосистемы связаны большим круговоротом веществ в биосферу). – Из каких частей состоит экосистема? Назовите экосистемы изображённые на доске. (Лес, сад, огород, поле, водоём) Ответить на этот вопрос вам поможет работа в парах. (рис. 1 с. 40). – Рассмотрите рисунок. Вы видите пустые прямоугольники, в которые вам надо вписать части экосистемы. – Подумайте, без чего не могут жить все перечисленные живые организмы? Что еще нужно дописать? (Воздух, почва, горные породы, вода)
На Слайде 7:
– Получилось 2 группы. Как их можно назвать? (Живая и неживая природа)
Над группами на слайде появляются заголовки:
Физкультминутка
А теперь мы — ручейки А теперь мы — ручейки, Побежали вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. С рыбками поплаваем С белками попрыгаем, С бобрами поиграем Вернёмся к папе с мамой – Став учениками.
(Ученики выполняют движения в соответствии с текстом
– Какой у вас возникает вопрос? (Можно ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?) – В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго. Как вы думаете, почему? (Все обитатели приспособились жить совместно). – Давайте посмотрим на рисунок № 2 на с. 41. Что интересного вы заметили? – Расскажите, как стрелки соединяют картинки? – Какого цвета эти стрелки? (Зеленые). Что они показывают? (Кто кем питается). – Ещё какие стрелки есть? (Коричневые). Что они соединяют? (Растения и микробы). – Что показывает эта стрелка? (Растения впитывают из почвы минеральные вещества). – Вспомните, как называются цепочки, где одни живые организмы поедают других? (Цепи питания).
Работа по учебнику с. 42.
– Пройдите цепочку по стрелкам. Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? (Организмы участвуют в круговороте веществ и он замкнут). (Приложение. Слайд 8)
Фиксация выводов:
– Давайте сделаем вывод: Что же такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, где происходит круговорот веществ). – А кто поддерживает круговорот веществ в экосистеме? (Её обитатели). – Проверьте себя, дайте правильное определение, что такое экосистема.
На доске слайд: после ответа детей:
V. Самостоятельное применение знаний
– Работа в парах:
1) подпиши представителей «профессий» (1 вариант) 2) подпиши название «профессий» (2 вариант) 3) составить цепи питания (3) 4) составить цепи питания по картинкам (4,5) В конце урока составляется схема:
VI. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке? – Что помогло вам сегодня узнать новое? – Как вы оцениваете работу на уроке свою? группы? – Какие пожелания можете сказать себе?
Лист самооценки учащегося (Приложение. Слайд 9)
Оценка ученика | Оценка учителя | |
Давал правильное объяснение словам | ||
В паре помог правильно составить цепь питания. | ||
Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания. | ||
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы. | ||
Итого |
Своей работой на уроке я доволен –
Не совсем доволен –
– Я недоволен, потому что...
VII. Домашнее задание (Приложение. Слайд 10)
- составить свой кроссворд по теме «экосистема»;
- прочитать материал в учебнике с. 40-43, выполнить задания № 5, 6 на с. 43.
- тетрадь с. 20 задание № 4,5.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"
Разделы: Начальная школа
Цели:
Оборудование: рисунок аквариума, рисунки обитателей аквариума; карта полушарий; таблица круговорот веществ в аквариуме; микроскопы, таблички с названиями “профессий” живых обитателей аквариума, книги об обитателях аквариума.
ХОД УРОКА
I.- Доброе утро. Пусть день будет ясным, а наш урок добрым. Пусть он откроет вам радость познания и радость общения.
II. Актуализация знаний.
- Что такое экосистема?
- Назовите “профессии” живых обитателей экосистемы.
- С какими экосистемами мы познакомились?
- Почему в природе одна экосистема может постепенно перейти в другую?
- Почему экосистема поля называется искусственной?
III. Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.
- На уроке мы будем работать в 4-х группах:
- историки-аквариумисты;
- исследователи живых организмов аквариума трех профессий: производителей, потребителей, разрушителей. В течение урока создадим проект аквариума – маленькой искусственной экосистемы.
IV. Работа над темой урока.
1. Слово историкам.
Ученик: В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум – это искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.
Из истории аквариума: первый аквариум появился в Китае во второй половине 14 века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати и чиновников. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные и причудливые виды золотых рыбок.
В России аквариумистика стала развиваться с конца XIX века. В 1901 году в Киеве был открыт завод аквариумных рыб – большое отапливаемое здание, в котором помещалось 250 бассейнов с декоративными рыбками.
Сегодня в аквариумах живет около 1000 видов рыб.
2. Работа по учебнику стр. 60, задание № 2.
- Рассмотрите иллюстрацию аквариума. Назовите неживые части экосистемы аквариума.
Сообщения детей:
Грунт – это мелкий гравий просеянный, промытый речной песок серого цвета. Мелкий песок желтоватого-оранжевого цвета непригоден – в нем соединения железа, которые вредны для рыб и улиток.
Так же на дно можно положить декорации, например, камни, коряги. Все обязательно дезинфицируют кипячением с добавлением соли.
Вода – может быть водопроводной, но ее обязательно надо отстоять трое суток.
3. - Назовите живые организмы, относящиеся к профессии “производителей”.
Ученик: – Чаще всего аквариумные растения неправильно называют водорослями. На самом деле – это цветковые растения с красивыми листьями, цветут они очень редко.
- Слово о производителях:
а) Эхинодорус амазонский. Родина – Южная Америка (Амазонка). Очень распространенное в наших аквариумах растение, т.к. весьма неприхотливое и достаточно красивое. В высоту достигает 30–40 см, растет равномерно в течение всего года.
б ) Роголистник темно-зеленый. Распространен в умеренно-теплых областях всего земного шара в стоячих и медленно текущих водах. Растет быстро, нетребователен к условиям содержания. Его можно выращивать как плавающим в толще воды, так и высаженным в грунт. Растение очень легко размножается делением стебля. Чтобы получить отросток достаточно маленького кусочка стебля.
4. - Назовите живые организмы, относящиеся к профессии “потребителей”.
- Слово о потребителях:
а ) Барбусы. Родина – пресноводные бассейны тропических областей Африки и Азии. Существует несколько видов этих рыб: полосатые (4–5 поперечных полос черного цвета), огненные, черные. Самцы имеют бойцовский характер, но их столкновения быстро заканчиваются и вреда друг другу не наносят.
б ) Сомик (материал в учебнике) родина – водоемы Южной Америки.
в) Меченосец. Родина – Мексика. Свое название получил благодаря своеобразной форме хвостового плавника, напоминающего меч.
г) Скалярия. Родина – реки Амазонка и Ориноко. Это одна из самых красивейших аквариумных рыб. Грациозность движений, манера спокойно и важно плавать придает скалярии особую декоративную ценность.
5. - Кто является в аквариуме разрушителями?
- Слово о разрушителях:
а) Катушка красная. Ее размер достигает двух см. раковина имеет окраску от розовато-серого до темно-красного оттенка.
Красные катушки подъедают остатки корма, упавшего на дно, снимают с поверхности воды бактериальную пленку, хорошо очищают стенки аквариума от обрастаний водорослями, уничтожают остатки гниющих растений.
б) В аквариумной воде огромное количество бактерий. Если вода в аквариуме мутнеет – это показатель увеличения размножившихся бактерий.
Человек регулирует биологические процессы с помощью технических приспособлений: лампы для освещения, компрессора для подачи кислорода в толщу воды, нагревателя воды для поддержания температуры.
6. - А чем питаются рыбы, моллюски?
Рачки: Циклопы, дафнии. Их человек может выловить сачком в пруду в летнее время, хранить в обычной стеклянной банке. Это прекрасный корм для обитателей аквариума, которые являются “потребителями”. Также можно кормить сушеными рачками, которых можно приобрести в специальных зоомагазинах.
7. Мир аквариума разнообразен и многочисленен.
8. Все живые организмы мы разделили по профессиям: производители, потребители, разрушители.
- Какой круговорот веществ они осуществляют в этой маленькой экосистеме, рассмотрим:
Учебник стр. 61, № 3, таблица- заполнение. Самостоятельная работа в группах.
Обобщение.
“Профессия” живых организмов |
Дают другим организмам |
Получают от других организмов |
Производители | Кислород, пищу – органические вещества | Углекислый газ, неорганические вещества |
Потребители | Углекислый газ, пищу – органические вещества | Кислород, пищу – органические вещества |
Разрушители | Неорганические вещества, углекислый газ | Кислород, органические вещества |
9. Подведем итог. В аквариуме живыми организмами поддерживается круговорот веществ. Значит, это экосистема. Почему искусственная?
Решим задачи для аквариумиста.
Стр. 60. Лена и Миша – по ролям читают.
- Кого из обитателей экосистемы Лена забыла поселить в аквариум?
Стр. 63, № 4
- Почему так нельзя содержать рыбок?
V. Итог. - Что дают человеку знания аквариума?
- Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости.
- Поднимите руку те, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания.
Домашнее задание: стр. 60–63, № 2, 5; нарисовать маленькую искусственную экосистему: террариум для крокодила, черепахи, для змеи.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai