Почему наука о растениях называется ботаникой? Ботаника - наука о растениях. Науки о растениях названия
Почему наука о растениях называется ботаникой? Ботаника
Каждый человек тесно взаимодействует с миром живой природы и сам является его частью. И если в целом законы существования живого мира изучает биология, то растительный находится в сфере ведения ботаники как ее неотъемлемой части.
Почему наука о растениях называется ботаникой
Растения входили в сферу интересов человека задолго до формирования ботаники как науки, с самых древних времен. Изучение флоры напрямую было связано с вопросом выживания: растения — это пища, строительные материалы, материал для изготовления одежды, лекарство и (о чем ни в коем случае нельзя забывать) опасные яды. Накопленные знания и наблюдения требовали систематизации. Так появилась необходимость формирования науки о растениях.
В поисках ответа на вопрос, почему наука о растениях называется ботаникой, нам нужно перенестись в глубину веков, ведь это учение является одним из старейших в мире естественных наук. Форму стройной системы знаний ботаника (наука о растениях) окончательно приобрела в период второй половины XVII — начала XVIII веков.
Название науки, как и многих других, имеет греческие корни. Происходит от древнегреческого "ботанэ". Это слово имело несколько значений, в значении "пастбище", "корм" употреблялось не менее часто, чем в значение "растение", "трава". Оно включало в себя все, что можно было бы считать растением: цветы, грибы, водоросли, деревья, мхи и лишайники. Слово "ботаника" - производное от "ботанэ", оно обозначало все, что относилось к растениям. То есть дословно: ботаника - наука о растениях. Поэтому, задаваясь вопросом, почему наука о растениях называется ботаникой, ответ нужно искать в греческих истоках систематизации знаний о растительном мире в форму науки.
Зарождение ботаники как науки
Еще Аристотель в своем большом труде о животных анонсировал и подобный научный труд о растениях. Доподлинно неизвестно, закончен он или нет. До наших дней дошли только некоторые его фрагменты. Поэтому по праву отцом-основателем ботаники как науки считается Теофраст — автор двух фундаментальных работ, которые стали базисом ботаники на последующие 1500 лет. И в современном мире ценность знаний, изложенных Теофрастом в его трудах, неоспорима. В этом кроется ответ на вопрос, почему наука о растениях называется ботаникой. Греческий философ не мог назвать ее иначе.
Но исследования в области ботаники не ограничиваются только лишь достижениями западной цивилизации. Китай тоже внес значительную лепту, возможно даже был обмен научными достижениями, учитывая функционирование Шелкового пути.
История ботаники
Наука ботаника в современном представлении зародилась в эпоху колониализма как область исследования аграриями трав и деревьев, распространенных в регионе, а также растений, которые люди привозили с собой из дальних странствий. Но глубокий интерес человека к флоре начинает свое историю со времен неолита. Люди не только пытались определить лекарственные свойства растений, вегетационный период, съедобность, устойчивость к низкотемпературному климатическому режиму, урожайность и питательные свойства, но и сохранить эти знания.
До появления ботаники как науки человек уже изучал растения с научной точки зрения. Это обстоятельство объясняет не только широкое использование людьми с древнейших времен лечебных свойств растений, выросших в дикой природе. Со времен Бронзовой Эры широко применялась практика выращивания культурных растений.
Новый этап развития науки - новые знания
В конце 16 века был изобретен микроскоп, что определило начало особого этапа в развитии ботаники, открыло неведомые ранее новые возможности в изучении растений, спор и даже пыльцы. Затем наука шагнула еще дальше, приоткрыв завесу в вопросах размножения, обмена веществ, ранее закрытых для человека.
Ботаника развивалась в тесной связи с развитием биологии в целом. В результате научных изысканий весь живой мир был разделен на царства:
- бактерии;
- грибы;
- растения;
- животные.
Ботаника изучает царство бактерий, грибов и растений. Развитие ботаники как науки имело колоссальное значение. Но на заре ее зарождения люди занимались растениями сами по себе, и большинство ботанических садов, получивших особое распространение в западном мире, были посвящены классификации, маркировке и торговле семенами. И только спустя столетия они стали важнейшими научно-исследовательскими центрами.
Царство растений
Растения можно встретить везде: на суше (луга, степи, поля, леса, горы), в воде (в пресных водоемах, озерах и реках, в болотистых местностях, в морях и океанах). Практически все растения отличаются неподвижным образом жизни, способностью солнечную энергию преобразовывать в органические соединения, имеют богатые запасы хлорофила, перерабатывают углекислый газ на кислород, за что растительный покров планеты называют легкими Земли.
К сожалению, в силу разных обстоятельств многие растения находятся в числе редких или исчезающих, и этот список с каждым годом только пополняется. Многие представители поплатились за свою красоту: люди, не задумываясь о том, какой огромный вред наносят природе, кощунственно уничтожают растения ради букетика-однодневки. Такая горькая участь постигла ландыши лесные, кувшинки, сон-траву.
Чтобы уберечь редкие виды растений от исчезновения, их заносят в Красную книгу и охраняют на законодательном уровне. Наука, изучающая растения, служит основой знаний для данного документа. И теперь это наша общая задача - сохранить флору для будущих поколений, чтобы и наши дети, и внуки смогли увидеть ту неповторимую красоту растительного мира, которую посчастливилось увидеть нам.
fb.ru
Ботаника – это раздел науки о растениях :: SYL.ru
Жизнь на Земле - необыкновенный феномен, возникший благодаря эволюции (или божьей воле – кому как привычнее мыслить). Но то, что поддерживается она благодаря кислороду, вырабатываемому растениями, не подвергается сомнению ни учеными, ни верующими. Зеленых братьев среди нас великое множество, правда, знаем мы о них ничтожно мало. Славная наука, которая помогает нам приоткрыть тайную завесу в их мир, называется ботаникой – наукой о растениях.
Интересная наука
Одной из отраслей биологии, науки обо всем живом на нашей планете, является ботаника. Разделы ботаники, как биологической науки, изучают отдельные составляющие растений, способ их выживания, процессы, которые происходят внутри организма, способы размножения и возможности использовать в человеческой жизни.
Название дисциплины имеет греческие корни и переводится как «относящийся к растениям». Растениями называют особое царство, которое включает живые организмы, способные к фотосинтезу. Всех их принято делить на низшие (водоросли) и высшие (споровые и семенные).
Процесс изучения растений является важным для человека. В первую очередь это связано с необходимостью дыхания выделяемым кислородом.
Также с помощью собранных знаний о зеленых обитателях Земли человек может:
- создавать лекарственные препараты и проводить лечение больных;
- собирать информацию для развития сельского хозяйства;
- анализировать жизнь животных, климат, выявлять проблемные природные зоны.
История развития науки
Ботаника – это раздел науки о растениях, который появился и развивался вместе с человеком. Еще первобытные люди знали, какие растения можно употребить в пищу, а какие лучше обойти стороной.
Основные сведения о лекарственных растениях можно найти в некоторых текстах Древнего Египта, цивилизаций Междуречья – Вавилона, Ассирии и других.
В конце III тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае существовала книга под названием «Бэнь Цао», которая содержала множество сведений о лекарственных и съедобных растениях.
Древнегреческий ученый Аристотель стал первым, кто собрал и систематизировал информацию о растительном мире в своем фундаментальном труде «Теория растений». К сожалению, до нас дошли только немногочисленные фрагменты этой работы.
Теофраст (ученик Аристотеля) в своих работах «История растений» и «Причина растений» описал особенности и свойства более чем 500 растений, рассмотрел основы их физиологии (например, описал строение цветка), а также произвел их градацию, т. е. деление на следующие виды:
- деревья;
- кустарники;
- полукустарники;
- травы (однолетники и многолетники).
В древней Индии существовала так называемая «наука о жизни» – Аюрведа, которая, помимо всего прочего, включала описание множества растений, преимущественно лекарственных. Эти сведения толковались и дополнялись в трудах известных индийских мыслителей Вадбака, Чарака и других.
Ну и нельзя не отметить выдающегося арабского ученого, мыслителя и врача – Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна. Его труд «Канон врачебной науки» содержит описание более 1000 неизвестных в Европе растений.
Начало Средних веков, еще называемое «Темное время», характеризовалось стагнацией научной мысли. Абсолютно все явления и события объясняли Божьей волей, все науки, в том числе и ботаника, остановились в своем развитии.
Лишь открытие Америки Колумбом в 1492 году дало новый виток дальнейшему изучению растений, в особенности произрастающих в Новом Свете. В Европе появляются первые ботанические сады.
В Новое время открытия и достижения в области ботаники продолжались. Нельзя не упомянуть таких выдающихся ученых, как Роберт Гук (открыл растительную клетку), Карла Линнея (разработал принципиально новую терминологию и бинарную номенклатуру).
19 век ознаменовался открытиями в области физиологии растений – работы Дж. Пристли, Н. Соссюра, Ж. Ингенхауза, механизм фотосинтеза в своем труде описал знаменитый русский ученый А. Тимирязев.
Предмет, задачи и объект изучения
Ботаника, как и все науки, имеет собственные предмет, объект, цели, задачи и методы.
Предметом ботаники, исходя из определения, является:
- эволюция мира растений с момента зарождения жизни на Земле и до наших дней;
- взаимосвязь между особенностями растений и условиями их обитания;
- принципы и закономерности формирования растительного покрова на нашей планете;
- строение, особенности жизнедеятельности наших зеленых собратьев.
Любая наука имеет задачи, а ученые должны найти их решение. В ботанике это:
- изучение растений как отдельно, так и в совокупности;
- охрана растительных ресурсов, контроль за редкими и исчезающими видами;
- повышение урожайности сельскохозяйственных культур, выработка у них устойчивости к заболеваниям;
- выявление закономерностей развития природы и способов охраны окружающей среды;
- создание новых сортов.
По объектам изучения науку разделяют на:
- альгология, или фикология, – раздел ботаники, который занимается изучением водорослей;
- микология – наука, которая считается разделом ботаники и изучает грибы;
- лихенология – наука о лишайниках;
- бриология – занимается изучением мхов;
- полиподиология – собирает знания о жизни папоротников;
- дендрология – изучает жизнедеятельность деревьев и другие.
Основные разделы
Знание о растениях – комплексная наука, которой свойственно деление на отрасли. Принято выделять в ботанике, как биологической науке, разделы ботаники:
- Цитология – «ботаника изнутри», изучает строение растительной клетки, выделилась из анатомии.
- Морфология растений – изучает внешнюю форму и вид растений и выявляет их закономерности.
- Анатомия растений – в противовес морфологии, изучает внутреннее строение растений.
- Физиология растений – изучает процесс роста и развития растений, обменные процессы и т. д.
- Эмбриология растений – по названию нетрудно догадаться, что этот раздел изучает закономерности развития растения с момента его зарождения.
- Экология растений – изучение взаимодействия растений с окружающей средой.
- Гистохимия растений – при помощи проведения химических реакций выявляет вещества, содержащиеся в клетке растения.
- Биохимия растений – схожее с предыдущим понятие, но здесь исследуются процессы преобразования химических элементов, как находящихся в составе растения, так и поступающие в него извне.
Прикладные дисциплины
Учитывая обширность предметов ботаники как науки о растениях, некие разделы ботаники выделены в отдельные прикладные дисциплины.
Фитопатология – изучает болезни растений, вызванные инфекциями (патогенами), либо экологическими проблемами. Занимается также профилактикой болезней, разработкой средств борьбы с заболеваниями.
Фармакогнозия – эта прикладная дисциплина изучает те растения, которые обладают лечебными свойствами и могут быть использованы для изготовления лекарственных препаратов.
Агробиология – изучает принципы применения основных биологических закономерностей в сельском хозяйстве.
Методы исследования
Ботаника – это раздел науки о растениях, комплексная дисциплина, которая в своих исследованиях пользуется различными методами, как общими (наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ и синтез), так и специальными (в зависимости от изучаемого уровня организации). Вторые рассмотрим подробнее:
- Цитологический метод (метод электронной микроскопии для изучения клеток).
- Для изучения внутреннего строения используют метод микроскопической хирургии, световой микроскопии.
- Для изучения растений в рамках популяции применяются генетические или экономические методы исследования.
- Для изучения систематики растений широко используются палеонтологический и исторический методы.
Проблема вымирания видов в ботанике
Изначально проблема вымирания видов была вовсе не проблемой, а лишь результатом естественного отбора. Снижение численности видового разнообразия Земли было связано с изменением климата, с повышенной вулканической активностью, падением небесных тел и т. д.
С появлением первых людей и их расселением по планете начался принципиально новый этап вымирания видов, как животных, так и растений (около 100 000 лет назад). Охотясь и занимаясь собирательством, человек разрушал существовавшую среду обитания.
Исчезновение отдельных видов порождает такие проблемы, как:
- уменьшение природных богатств;
- утрата уникального генетического материала, присущего каждому виду;
- возникновение угрозы стабильности экосистем при исчезновении одного звена;
- угроза существующим видам – при исчезновении одного вида у вторых возникают популяционные изменения.
Ботаника – это раздел науки об объектах растительного мира, который исследует, анализирует и делает выводы о проблемах существования растений, водорослей, грибов. Для человека подобные знания играют ключевую роль в формировании комфортных условий жизни.
Связь с другими науками
Как и любая общественная наука, ботаника не может существовать, не интегрируя с другими отраслями.
Ботаника – это раздел науки о существовании растений, который связан с такими дисциплинами:
- палеоботаника – наука об ископаемых растениях, широко применяет в исследованиях данные геологии;
- биохимия, с помощью которой ботаника имеет тесную связь с химией;
- геоботаника и экология связывает науку с географией и почвоведением;
- фармакогнозия – с фармацевтикой.
В современном мире ботаника становится все больше востребованной. Ученые активно изучают вымирающие виды растений и разрабатывают планы по охране окружающей среды. Особенно это касается видов, занесенных в Красную Книгу, ведь вымирание всего одного растения из-за человеческого фактора нарушает экологический баланс, который формировался миллионами лет.
www.syl.ru
Ботаника - наука о растениях.
Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей. растения покрывают значительные участки безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений: представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. Множество разных культурных растений люди выращивают на полях, в садах и цветниках. Многие растения человек выращивает в оранжереях и в комнатах.
Большинство растений обладает зеленой окраской, но некоторые не имеют ее, например петров крест или заразиха. Велико значение зеленых растений в природе. растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания практически всех живых существ и поглощают из него углекислый газ. В лесах, на лугах, на болотах и в пустынях живут разнообразные представители животного мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники. Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал, топливо. Из древесины делают бумагу, искусственный шелк.
Человек использует разные части растений. Так, горох, фасоль, бобы выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, вишни, огурцы, томаты дают сочные плоды. Морковь, репу, свеклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготавливают овощные блюда. У льна и конопли используют волокна стеблей и семена. Розы, сирень, жасмин, астры, левкои разводят ради их красивых цветков. Трудно перечислить все, что получает человек от зеленых растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготовляют хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы.
Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Они украшают нашу жизнь, приносят радость. Самое скромное жилище становится уютнее, если на подоконнике стоят комнатные растения, а за окном зеленеют деревья, кустарники, травы...
Много интересных явлений из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдет торопливо по лесу или цветущему лугу, а внимательно приглядится к окружающему зеленому миру. Еще больше узнает тот, кто изучит ботанику.
Ботаника - наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова ботанэ, что значит "зелень", "трава", "растение". Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.
Изучая ботанику, мы познаем законы жизни растений. Ботанику надо знать для того, чтобы правильно использовать растительный мир, минимально воздействуя на природу. Человек так сильно влияет на нее хозяйственной деятельностью, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Изучение ботаники позволит каждому не только узнать жизнь растений, но и принять активное участие в преобразовании окружающего растительного мира.
uriybaturin.ru
Наука о растениях ‒ ботаника
Разделы: Биология
Цель: формирование представления о науке ботанике.
Задачи:
Образовательные:
- Выявить греко-латинский словообразовательный фундамент научных терминов.
- Определить объекты, изучаемые науками; «биология» и «ботаника».
- Установить взаимосвязи между отдельными представителями царств биологии.
- Познакомить учащихся с самыми необычными представителями царства растения.
Воспитательные:
- Продолжить формирование научного мировоззрения.
- Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, культуре общения.
Развивающие:
- Продолжить развитие навыков работы с источниками информации.
- Создать условия для развития речи (индивидуальные выступления), для развития познавательного интереса (дополнительный материал).
Тип урока; урок изучения нового материала.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.
Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, кроссворд, презентация.
План урока. 45 минут
- Организационный момент – 1 мин.
- Изучение нового материала –34 мин.
- Закрепление изученного – 6 мин.
- Подведение итогов урока и домашнее задание – 4 мин.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 минута)
Организация класса. Приветствие учащихся.
2. Изучение нового материала. (34 минуты)
Учитель: Здравствуйте, дорогие шестиклассники. Сегодня у вас первый урок нового для вас предмета биологии. Давайте вспомним, какие науки вы изучали в прошлом году?
Ответ учеников; математика, русский язык, литература, природоведение.
Учитель: Что вы помните из курса природоведения?
Ответ учеников; химические и физические явления, микроскоп, живые организмы, фотосинтез, планеты.
Учитель: Молодцы, вы так много запомнили! Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Шифровальщик». Первое задание – расшифровать слово «природоведение».
Ответ учеников: получатся слова «Ведать» и «Природа».
Учитель: «Ведать» значит знать, владеть информацией. А что обозначает слово «природа»? Назовите объекты природы.
Ответ учеников; Природа – окружающая нас действительность. Объекты природы – дерево, река, ветер, магнит, молния, рыбы, собака и тд.
Учитель заносит список из несколько объектов на доску.
Учитель: В 6 классе природоведение разделилось на биологию и географию, а дальше, в более старших, классах вы начнете изучать физику и химию. Конечно, наук станет много, и я хочу помочь вам запомнить их название. Это словарь древнегреческих и латинских слов, попробуйте перевести и расшифровать названия наук, которые вы будете изучать в 6 классе – биология, география.
Учитель заносит слова «биология» и «география» на доску
Карточка 1 МИНИ СЛОВАРЬ | |
БИО | Био- (от др.-греч. βίος – жизнь) – приставка, означающая отношение к жизни |
ФЮЗИС | Фюсис, фюзис (др.-греч. φύσις) – греческий теологический, философский, и научный термин, обычно переводимый на русский язык как «природа». |
ЛОГОС | Ломгос (греч. λόγος – «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») – термин, получивший широкое распространение в философии, обозначающий разумный принцип, управляющий миром |
ГЕО | Гео- (от греч. γη, или греч. γαια «земля») – приставка, означающая отношение к наукам о земле |
БОТАНЭ | Ботанэ (от греч.botany, что означает в переводе на русский язык – растение, овощ, трава, зелень. |
ГРАФО | Графо… (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую |
ЗОО | зоо-. (греч. zoon живое существо, животное; zoe жизнь) составная часть сложных слов, означающая "относящийся к животным, к животному миру |
МЕТРОН | Метрон (от греч. metрon – мера или размер) – означает упорядоченность, соблюдении некоторой меры, определяющей величину ритмических построений. |
Ответ учеников; Биология-наука о живом, География– пишу о земле.
Учитель: Записать в тетрадь определение: «Биология – наука, изучающая особенности и разнообразие живой природы». А теперь вернемся к объектам природы, которые написаны на доске. Выбрать биологические объекты.
Ответы учеников: Дерево, рыбы, собака.
Учитель: А теперь поработаем по карточкам. Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике.
Карточка 2 | ||
Группа живых объектов | «Чужак» | Царство «чужака» |
Береза, рыба, клюква. | ||
Ворона, подберезовик, ласточка | ||
Груздь, опенок, бацилла. | ||
Заяц, дуб, гусеница. |
После работы зачитываются ответы учеников.
Учитель: Вы правильно определили, «чужаков». Биологические объекты настолько разнообразны и не похожи друг на друга, что их разделили на 4 царства. Определение в тетрадь; «Царство объединяет организмы, обладающие сходными признаками, строения, питания, жизни»
Занести схему в тетрадь.
Учитель: Вернемся к предыдущему заданию, (карточка 2), определите теперь, из какого царства был «чужак».
После работы зачитываются ответы учеников.
Карточка 2 | ||
Группа живых объектов | «Чужак» | Царство «чужака» |
Береза, рыба, клюква. | рыба | Животные |
Ворона, подберезовик, ласточка | подберезовик | Грибы |
Груздь, опенок, бацилла. | бацилла | Бактерии |
Заяц, дуб, гусеница. | дуб | Растения |
Учитель: Как вы думаете, представители какого царства являются основой жизни на земле. Без них не смогли бы существовать остальные представители живых организмов?
Ответы учеников: Животные или растения.
В совместной дискуссии учитель подводит ученики т к выводу, что растения – основа жизни.
Учитель: Совместно с вами мы пришли к выводу, который запишем в тетрадь. «Растения – основа жизни всего органического мира». Поэтому и изучать биологию мы начнем с науки, изучающей растения. Заглянем в мини-словари, догадайтесь, как называется эта наука.
Ответ учеников; Ботаника
Учитель: занесем в тетрадь «Ботаника – наука, изучающая царство растения».
Учитель обращает внимание учеников на учебно-методический аппарат учебника.
Учитель: «БОТАНЭ» переводится как зелень, трава. Может быть вам покажется необычным это слово, может даже смешным, но сейчас вы узнаете, как называлась эта наука, во времена, когда учился Пушкин! Прочитайте 1 абзац текста, под знаком «Зеленый лист» на странице 5.
Ученики знакомятся с текстом.
Учитель ведет фронтальную беседу по вопросам;
Как назывались ботанические объекты во времена учебы маленького Саши Пушкина? («Прозябаемое царство»)
Почему растения на Руси имели такое название? ( Растение– холодное, «озябшее»)
Как долго еще такое название растений существовало в России? (Уже через 15 лет, когда учился М.Ю.Лермонтов, в русском языке уже появилось слово «растение».)
Учитель: Человек давно начал использовать растения в своей жизни, с тех незапамятных времен многие растения стали иметь большое практическое значение для человека. Предлагаю вам поиграть в игру «Значение растений в жизни человека» вам дается 3 минуты на работу, а затем мы начнем составлять совместный список. Правило одно, защитывается значение, а не название растений, например: 1 – используется в пищу (капуста, картофель, морковь и т д) – и хотя перечислено 3 растения, это защитывается как один балл – «используется в пищу».
Игра «Значение растений в жизни человека»
- Использование в пищу
- Лекарственные растения
- Изготовление одежды и обуви (хлопок, лен)
- Изготовление жилищ и построек
- Изготовление посуды (ложки, бочки, туески)
- Отопление жилища (дрова)
- Получение каучука
- Изготовление химических реактивов (лакмус)
- Изготовление музыкальных инструментов
- Изготовление орудий труда (грабли и вилы)
- Декоративность
- Красители.
- Яды. и т.д.
По истечении 2 минут первый ученик начинает зачитывать свой список, остальные добавляют только то, что еще не прозвучало, и все пополняют свой список.
Учитель: когда вы составляли список, то первое, что пришло вам на ум, было пищевое значение растений. Но уже давно, люди поняли, что мир растений это не только пища, он интересен и многообразен. Растения стали изучать, привозить диковинные растения из других стран, классифицировать их. Больше всех в этом направлении сделал древнегреческий ученый Теофраст. Его еще зовут – «отцом ботаники». Почему, вы расскажете мне через 3 минуты. Для этого познакомьтесь с информацией.
Карточка 3. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой? Он написал две книги о растениях: «Историю растений» и «Причины растений» в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений. Теофраст в своих «ботанических» трудах, как истый натуралист, предполагал, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку. |
Учитель ведет фронтальную беседу по прочитанному материалу. Начало беседы начинается с вопроса «Что вы узнали о Теофрасте?»
Учитель: Мы находим растения разных видов практически повсюду – на суше, в море, от засушливых пустынь до лесов, где льют бесконечные тропические дожди. Растения могут быть на теле животного и внутри него. К растениям относятся одноклеточные водоросли, такие крохотные, что увидеть их можно лишь в микроскоп, и огромные деревья, например гигантские секвойи, растущие на западе Северной Америки.
В целом обширное и пестрое царство растений насчитывает более 500 000 видов, и если бы я начала называть каждое, то на это ушло бы 150 часов. Я хочу, чтобы вы познакомились самыми необычными и удивительными растениями. Растениями– рекордсменами!
– Учитель разбивает класс на группы и каждой группе выдает заранее приготовленные карточки. Задание группе, прочитать и приготовить сообщение для класса. (См. Приложение 1)
После 3 минут подготовке представители групп делают краткое сообщение. Учащиеся заносят краткую запись о необычных растениях в рабочую тетрадь. (Учитель может заранее приготовить презентацию, иллюстрирующую сообщения учеников)
Закрепление изученного материала. (6 минут)
Учитель. Сегодня мы познакомились с новой наукой, изучающей растения. Кто мне скажет, как называется наука , изучающая растения?
Ответы учеников: Ботаника.
Учитель. А что означает слово «ботаника»?
Ответы учеников: Зелень, трава.
Учитель, Итак вам нужно решить кроссворд, и поможет вам в этом слово «Зелень».
Реши кроссворд.
- Растение, имеющее самый большой цветок.
- Одно из самых больших деревьев, произрастающее в Северной Америке.
- Высокое дерево, листья которого не дают тени. Произрастает в Австралии.
- Растение с большими, плавающими листьями.
- Наука, изучающая растения.
- Растение пустыни, имеющее всего 2, сильно изорванных листа.
4. Подведение итогов урока и домашнее задание (4 минуты)
Взаимная проверка кроссворда в парах.
Учитель: Вы справились с заданием, теперь немного обобщим полученную информацию. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
- Что было новым для вас на уроке?
- Что вам было интересно?
- Какие у вас остались или возникли вопросы?
- Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
Учитель: Спасибо, сегодня вы хорошо поработали на уроке. Запишите домашнее задание.
– Всем прочитать материал учебника на страницах с 4 по 8 и найдите в тексте материал, который мы с вами на уроке не изучили. Занесите его в тетрадь.
– По желанию: подобрать материал и оформить презентацию по теме «Чудеса царства растений».
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Почему наука о растениях называется ботаникой? Ботаника
Каждый человек тесно взаимодействует с миром живой природы и сам является его частью. И если в целом законы существования живого мира изучает биология, то растительный находится в сфере ведения ботаники как ее неотъемлемой части.
Почему наука о растениях называется ботаникой
Растения входили в сферу интересов человека задолго до формирования ботаники как науки, с самых древних времен. Изучение флоры напрямую было связано с вопросом выживания: растения — это пища, строительные материалы, материал для изготовления одежды, лекарство и (о чем ни в коем случае нельзя забывать) опасные яды. Накопленные знания и наблюдения требовали систематизации. Так появилась необходимость формирования науки о растениях.
В поисках ответа на вопрос, почему наука о растениях называется ботаникой, нам нужно перенестись в глубину веков, ведь это учение является одним из старейших в мире естественных наук. Форму стройной системы знаний ботаника (наука о растениях) окончательно приобрела в период второй половины XVII — начала XVIII веков.
Название науки, как и многих других, имеет греческие корни. Происходит от древнегреческого "ботанэ". Это слово имело несколько значений, в значении "пастбище", "корм" употреблялось не менее часто, чем в значение "растение", "трава". Оно включало в себя все, что можно было бы считать растением: цветы, грибы, водоросли, деревья, мхи и лишайники. Слово "ботаника" - производное от "ботанэ", оно обозначало все, что относилось к растениям. То есть дословно: ботаника - наука о растениях. Поэтому, задаваясь вопросом, почему наука о растениях называется ботаникой, ответ нужно искать в греческих истоках систематизации знаний о растительном мире в форму науки.
Зарождение ботаники как науки
Еще Аристотель в своем большом труде о животных анонсировал и подобный научный труд о растениях. Доподлинно неизвестно, закончен он или нет. До наших дней дошли только некоторые его фрагменты. Поэтому по праву отцом-основателем ботаники как науки считается Теофраст — автор двух фундаментальных работ, которые стали базисом ботаники на последующие 1500 лет. И в современном мире ценность знаний, изложенных Теофрастом в его трудах, неоспорима. В этом кроется ответ на вопрос, почему наука о растениях называется ботаникой. Греческий философ не мог назвать ее иначе.
Но исследования в области ботаники не ограничиваются только лишь достижениями западной цивилизации. Китай тоже внес значительную лепту, возможно даже был обмен научными достижениями, учитывая функционирование Шелкового пути.
Видео по теме
История ботаники
Наука ботаника в современном представлении зародилась в эпоху колониализма как область исследования аграриями трав и деревьев, распространенных в регионе, а также растений, которые люди привозили с собой из дальних странствий. Но глубокий интерес человека к флоре начинает свое историю со времен неолита. Люди не только пытались определить лекарственные свойства растений, вегетационный период, съедобность, устойчивость к низкотемпературному климатическому режиму, урожайность и питательные свойства, но и сохранить эти знания.
До появления ботаники как науки человек уже изучал растения с научной точки зрения. Это обстоятельство объясняет не только широкое использование людьми с древнейших времен лечебных свойств растений, выросших в дикой природе. Со времен Бронзовой Эры широко применялась практика выращивания культурных растений.
Новый этап развития науки - новые знания
В конце 16 века был изобретен микроскоп, что определило начало особого этапа в развитии ботаники, открыло неведомые ранее новые возможности в изучении растений, спор и даже пыльцы. Затем наука шагнула еще дальше, приоткрыв завесу в вопросах размножения, обмена веществ, ранее закрытых для человека.
Ботаника развивалась в тесной связи с развитием биологии в целом. В результате научных изысканий весь живой мир был разделен на царства:
- бактерии;
- грибы;
- растения;
- животные.
Ботаника изучает царство бактерий, грибов и растений. Развитие ботаники как науки имело колоссальное значение. Но на заре ее зарождения люди занимались растениями сами по себе, и большинство ботанических садов, получивших особое распространение в западном мире, были посвящены классификации, маркировке и торговле семенами. И только спустя столетия они стали важнейшими научно-исследовательскими центрами.
Царство растений
Растения можно встретить везде: на суше (луга, степи, поля, леса, горы), в воде (в пресных водоемах, озерах и реках, в болотистых местностях, в морях и океанах). Практически все растения отличаются неподвижным образом жизни, способностью солнечную энергию преобразовывать в органические соединения, имеют богатые запасы хлорофила, перерабатывают углекислый газ на кислород, за что растительный покров планеты называют легкими Земли.
К сожалению, в силу разных обстоятельств многие растения находятся в числе редких или исчезающих, и этот список с каждым годом только пополняется. Многие представители поплатились за свою красоту: люди, не задумываясь о том, какой огромный вред наносят природе, кощунственно уничтожают растения ради букетика-однодневки. Такая горькая участь постигла ландыши лесные, кувшинки, сон-траву.
Чтобы уберечь редкие виды растений от исчезновения, их заносят в Красную книгу и охраняют на законодательном уровне. Наука, изучающая растения, служит основой знаний для данного документа. И теперь это наша общая задача - сохранить флору для будущих поколений, чтобы и наши дети, и внуки смогли увидеть ту неповторимую красоту растительного мира, которую посчастливилось увидеть нам.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Новости и общество Узнайте, почему у цветковых растений оплодотворение называют двойнымТему: «Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным» изучают в шестом классе школы. Однако не каждый взрослый человек сможет объяснить тонкости этого процесса.Растения, как и все живы...
Образование Почему наука является локомотивом научно-технического прогресса? Взаимосвязь науки и образованияПочему наука является локомотивом научно-технического прогресса? В ходе своего исторического развития человек постепенно научился использовать силы природы и сумел изменить землю до неузнаваемости. Именно люди являютс...
Духовное развитие Сложный вопрос: почему верования древних славян называют язычеством?Вы задумывались когда-нибудь над тем, почему верования древних славян называют язычеством? Чтобы ответить на вопрос, следует проанализировать доступные исторические сведения. Известно, что достоверных источников, кром...
Новости и общество Дом терпимости - это что такое? Почему дом терпимости так называетсяВ современном мире нечасто встречается такое словосочетание как "дом терпимости". Это тот термин, который когда-то был весьма распространен на территории Европы и даже в царской России. Но со временем словосочетание п...
Новости и общество Почему бабье лето так называется и когда оно начинается?Бабье лето: почему так назвали? Так издавна именуется период сухой и теплой погоды перед осенью. И начинается он благодаря устойчивому антициклону. Такой кусочек лета наступает обычно в конце августа или в течение сен...
Образование Почему все народы России называют братскими: история и современностьИз курса истории средней школы каждый знает, что славянские народы являются братскими. Их родство обусловлено историческим происхождением и определенными этапами территориального расселения. Другими словами, славянски...
Образование Занимательная биология. Почему грибы и бактерии называют разрушителями?В природе существует множество так называемых пищевых цепочек. Одни животные питаются растениями. Другие – плотью организмов, потребляющих растительную пищу. А теми, в свою очередь, может питаться человек. Но вс...
Образование Почему дни недели так называются. Дни недели для детейЗадумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему дни недели так называются? Т.е. никто не сомневается, что перечислить их с понедельника по воскресенье без труда сможет даже младший школьник, причем сделает это сразу н...
Спорт и Фитнес А вы знаете, почему Олимпийские игры так называются - "Олимпийскими"?Некоторые люди спрашивают: «Почему Олимпийские игры так называются?» Олимпийскими они именуются уже достаточно давно. Пришло это название из Древней Греции. Жители этой страны подарили человечеству много б...
Образование А вы знаете, почему "Птичье молоко" так называется?Конфеты "Птичье молоко" любимы многими. Это сочетание нежного суфле и горького шоколада, беспроигрышный вариант – не слишком жирная и воздушная начинка и шоколад, который тает во рту. Отличный вариант к чаю, коф...
monateka.com
Наука о растениях — ботаника « Nature-box.ru
Царства живой природы. Каждый человек соприкасается с живой природой — органическим миром. Это различные растения, животные, грибы, бактерии. Да и сами люди — представители органического мира.
(Особенности живой природы и ее разнообразие изучает наука биология (от греч. биос — «жизнь», логос — «учение»).
Термин «биология» стал использоваться во всем мире как название науки о живой природе после того, как он появился в 1802 г. в трудах французского ученого Жана Батиста Ламарка.
Первые живые организмы появились на Земле очень давно, более 3,5 млрд лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки. Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем и многоклеточные организмы. С тех пор их потомки достигли огромного разнообразия. Среди них есть и крупные, и микроскопически малые организмы: всевозможные животные, растения, грибы, бактерии и вирусы. Все живые существа очень различаются по своим свойствам. Вот почему всех их делят на большие группы, которые ученые называют царствами.
Царство — очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе. Современная наука выделяет несколько царств живых организмов: Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы и др. В данном курсе вы будете изучать царства: Растения, Бактерии, Грибы.
Чтобы сохранить живую природу во всем ее многообразии, нужно знать, как устроены разные организмы и как они взаимосвязаны в природе, в каких условиях живут и развиваются представители всех царств, как распространены они по земной поверхности, какую роль играют в природе, в чем их ценность для людей и по каким признакам они различаются между собой. Для этого надо изучать биологию.
Царство растений. Знакомство с наукой биологией в школе начинается с изучения царства растений.
Всюду можно видеть разнообразие растений. Они встречаются по всему земному шару: на суше, в воде, лесах, болотах, на лугах, в степях, садах, парках. У растений много общих признаков: почти все они ведут неподвижный образ жизни, имеют хлорофилл и способны на свету образовывать органические вещества.
Именно поэтому они принадлежат к одному царству живой природы — царству растений.
Наука, изучающая царство растений, называется ботаникой (от греч. ботане — «трава», «растение»).
Ботаника занимает особое положение в истории развития знаний о природе. С древнейших времен люди многое знали о свойствах растений, использовали их для еды, получения текстильных тканей, постройки и обогрева жилищ, изготовления оружия, орудий труда, музыкальных инструментов, красителей, ядов, лекарств и многого другого.
Люди каменного века не только собирали растения, но и выращивали некоторые из них около своих обиталищ. В бронзовом веке, примерно 10-12 тыс. лет назад, когда зародилось земледелие, появились и первые культурные растения.
Кулътурными растениями называют растения, выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей. Они очень разнообразны, их многочисленные сорта созданы человеком, но все они происходят от дикорастущих растений.
Дикорастущие растения — это растения, которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека.
Изучение растений. Начало изучению растений заложил в III в. до н. э. древнегреческий ученый Теофраст. Свои наблюдения он объединил с практическими знаниями об использовании растений, накопленными земледельцами и лекарями, с суждениями ученых о растительном мире и создал первую систему ботанических понятий. Поэтому в истории науки Теофраста называют отцом ботаники. Его настоящее имя — Тиртамос (Тиртам), а имя Теофраст, т. е.«божественный оратор», дал ему его учитель Аристотель за выдающийся дар красноречия.
История ботаники показывает, как наука зародилась из обобщения практических знаний человека по возделыванию растений и использованию их для различных целей, а также из наблюдений ученых за дикорастущими растеними.
В настоящее время ботаники изучают законы жизни растений, их внешнее и внутреннее строение, процессы размножения и жизнедеятельности, распространение по земной поверхности, условия выращивания, взаимосвязи с другими живыми организмами и с окружающей средой.
Теперь о растениях говорят как об основе жизни всего органического мира. В самом деле, живые растения и их отжившие и опавшие части — листья, плоды, ветви, стволы — дают пищу не только человеку, но и животным, грибам и бактериям. Именно растения создают условия для существования всего живого на Земле.
Понимая огромное значение растений, мы должны очень бережно относиться к ним, чтобы сохранить на Земле все их многообразие и богатство. Для этого каждому человеку необходимо хорошо знать ботанику.
nature-box.ru