Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Лекарственные растения". Лекарственные растения 2 класс
Лекарственные растения 2 класс - презентация для начальной школы
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Лекарственные растения
№ слайда 2 Описание слайда:Травы – лекари. Все травы – лекари – душица,И зверобой, и медуница,И земляника, и черника,И брусника с голубикой.Чистотел, полынь, калина,Лён, календула, крапива.Травы где найти такие,Знают жители лесные. Вот о чём они для нас Поведут сейчас рассказ.
№ слайда 3 Описание слайда:Только для зверей?
№ слайда 4 Описание слайда:В каких случаях помогают лекарственные растения?
№ слайда 5 Описание слайда:Что собирать.
№ слайда 6 Описание слайда:Когда собирать. Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы.
№ слайда 7 Описание слайда:Как собирать. Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (мешками, ножницами, ножами).
№ слайда 9 Описание слайда:Где можно собирать? Каждое растение имеет определенное место произростания, которые необходимо знать.Нельзя собирать у шоссейных дорог, в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами, а также в местах, где лекарственных растений очень мало.
№ слайда 10 Описание слайда:Нужно ли мыть руки после сбора растений? После сбора обязательно вымойте руки с мылом!
№ слайда 11 Описание слайда:Собирая, охранять! Многие растения стали редкостью, поэтому зря не рвите, оставьте несколько крепких здоровых экземпляров. Собранные растения умейте правильно сохранять.
№ слайда 12 Описание слайда:Как сохранить. Растения подсушивают на воздухе в тени. При сушке кладите их по отдельности, следите, чтобы на них не попали ни земля, ни песок, ни грязь.
№ слайда 13 Описание слайда:Липа. Это красивое лиственное дерево с тёмной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство, применяемое при простуде. Применяемая часть. Цветки с прицветниками, почки, листья, кора, семена.Время сбора: цветки и листья - в июне — августе, почки — весной, кору — ранней весной или поздней осенью.
Багульник. Название произошло от слова «багулить» – отравлять. Растет на болотах, обладает одурманивающим запахом. В медицине используют листья багульника. Помогает при кашле как отхаркивающее средство. Применяемая часть. Трава (стебли, листья, цветки).Время сбора. Август - сентябрь.
№ слайда 15 Описание слайда:Тысячелистник. В народе называют солдатской травой. И действительно: оно выносливое, смелое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Другое его название «Ахиллесова трава». Применяемая часть. Трава (стебли, листья, цветы).Время сбора. Май — август.
№ слайда 16 Описание слайда:Крапива. Это и сорняк и лекарство одновременно. Его древнее название от слова «коприна» – шёлк. Из его стеблей получали волокно для выработки тканей(Андерсен «Дикие лебеди»). Это растение умеет останавливать кровь и насытить наш организм витаминами. Применяемая часть. Листья и корни с корневищами.Время сбора. Листья собирают в июне — августе, корни — поздней осенью.
Зверобой. На Руси считалось «травой от девяносто девяти болезней». Царским указом растение везли из Сибири в Москву. Однако, напрасно – много её и у нас в лесу. Народ наделил её «страшной силой», говорили, что косит она зверьё направо и налево. Отсюда и название. Применяют: трава (стебли, листья, цветки) и листья.Время сбора. Июнь — июль.
№ слайда 18 Описание слайда:Листья берёзы. Нет дерева прекрасней берёзки. Берёза- значит светлый, белый. Как выяснилось она не только красавица, но и лекарь прекрасный. Листья берёзы помогают снять отёки сердечно -сосудистого и почечного происхождения. Применяют: почки и листья. Время сбора – март, апрель.
№ слайда 19 Описание слайда:Листья мяты перечной. Мята широко применяется в народной медицине. Усиливает аппетит, улучшает пищеварение,, прекращает спазмы желудка и колики, обладает,, успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Настой травы применяют как средство, возбуждающее аппетит, а также при кашле, удушье, головной боли.Применяемая часть. Трава (стебли, листья, цветки).Время сбора. Июнь — сентябрь.
Почки сосны. Хвойное дерево с красно-бурой корой. Высота до 40 м.Отвар почек принимают при бронхите, ревматизме, и особенно как противоцинготное средство. Отвар почек применяют средство при нарушенном обмене веществ, сопровождающемся различными кожными заболеваниями. Пары отвара почек являются противовоспалительным, дезинфицирующим и облегчающим дыхание средством при кашле.Применяемая часть. Хвоя, молодые побеги -почки.Время сбора. Почки собирают весной, хвою — в июне.
№ слайда 21 Описание слайда:Цветки ромашки. Ромашка аптечная отличается от ромашки непахучей сильным ароматическим запахом Растение широко применяют в народной медицине. Водный настой - как болеутоляющее, успокаивающее, болях в желудке. Настой - для полоскания горла и промывания гнойных ран, язв и нарывов. При мытье светлых волос настой ромашки придает им красивый золотистый цвет.Применяемая часть. Цветочные корзинки (цветы).Время сбора. Май — август.
№ слайда 22 Описание слайда:Практическая работа. Определи, какое лекарственное растение находится в лотках №1, 2, 3, 4.№1 – ромашка№2 – мята№3 – листья березы№4 – молодые шишки сосны
№ слайда 23 Описание слайда: № слайда 24 Описание слайда:ppt4web.ru
Урок по предмету "Окружающий мир". 2-й класс. "Мир растений: лекарственные растения"
Разделы: Начальная школа
Тема: Мир растений: лекарственные растения.
Цель: формирование у учащихся начальной школы знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых растениях.
Задача:
- научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;
- обсудить с учащимися, плоды каких растений можно пробовать;
- узнать о свойствах лекарственных растений.
Оборудование: фотографии лекарственных и ядовитых растений (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
Учитель: Ребята послушайте, пожалуйста, загадки:
Душиста и на вкус приятна, Кладётся в чай. Да это…! (Мята)
На палочке – горшок, А в нём – сонный порошок. (Мак)
Расту в лесу под кустиком На длинном стебельке. Кругом четыре листика, А в самой глубине Чернее ночи – ягода Да сильный яд во мне. (Вороний глаз)
У тропы стоит неряха – На ней липкая рубаха, На плече кувшин узорный До краёв с отравой чёрной. (Белена)
Тонкий стебель у дорожки, На конце его серёжки. Нам он – как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
«Кошачья травка» – Больным поправка: Корешок в аптечку, Чтоб помочь сердечку. (Валериана)
Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть множество друзей? Они всегда заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость. Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения. К лекарственным растениям относятся: шиповник, подорожник, черника, валериана, ромашка, мята, белладонна, можжевельник, красавка. К ядовитым растениям относятся: белладонна, белена, дурман, мак, вороний глаз, болиголова, молочай, волчье лыко.
II. Основная часть
Учитель: «Можно пробовать только те растения и их плоды, если точно знаешь, что они съедобны. Для этого мы сегодня изучим некоторые из съедобных растений, а так же те, которые таят в себе опасность. Кто может назвать растения, которые помогали вам или вашим родным?» (Ответы детей: подорожник, крапива, валериана и др.) «Правильно. Ребята, есть много растений, из которых делают лекарства, отвары и лекарственные сборы. Например, шиповник помогает при простудных заболеваниях и их профилактике, так как в нём много витамина С. Валериана действует как успокоительное средство, черника укрепляет наше зрение, подорожник помогает при ранах, а ромашка является антибактериальным средством, а сейчас мы с вами рассмотрим каждое из этих растений и узнаем немного о них».Ромашка аптечная. Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, слабое вяжущее, болеутоляющее, седативное, противосудорожное, потогонное, желчегонное действие. Эфирное масло ромашки обладает дезинфицирующим и потогонным действием, уменьшает образование газов, снимает боли, ослабляет воспалительные процессы, нормализует нарушенную функцию желудочно-кишечного тракта, возбуждающе действует на центральную нервную систему: усиливает и учащает дыхание, увеличивает число сердечных сокращений, расширяет сосуды головного мозга. Большие дозы эфирного масла вызывают головную боль и общую слабость (см. Приложение 1, фото 1).Мята перечная. Ментол, содержащийся в листьях мяты, обладает местнообезболивающим, спазмолитическим и антисептическим свойствами, вызывает рефлекторное расширение коронарных сосудов. Внутрь применяется при стенокардии, болях в областях желудка и кишечника. Наружно — при невралгических болях, зубной боли, как антисептическое и болеутоляющее средство при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, при бронхите. Раствор ментола в валерианово-ментоловом эфире (валидол) применяется при стенокардии; в смеси с парафином— при мигрени в виде карандашей; валокардина, в капли и мази от насморка. Мятное масло находит применение для ингаляций, входит в состав мятных капель, таблеток. Мятная вода используется в микстурах для улучшения вкуса и для полоскания рта. Настои и настойки из листьев мяты применяются как средство для улучшения пищеварения, повышения аппетита, против тошноты и рвоты (см. Приложение 1, фото 2).Подорожник большой. Препараты подорожника показаны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, отвар — при дизентерии и диспепсии. Экспериментами на животных доказано, что водные препараты оказывают регулирующее действие как при пониженной, так и при повышенной секреции желудка. Сок листьев подорожника большого рекомендуется для лечения больных хроническим колитом и острыми желудочно-кишечными заболеваниями (гастриты, энтериты, энтероколиты). Препарат назначается внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день за 15-20 минут до еды. Настой из листьев — одно из лучших отхаркивающих средств при бронхите и туберкулезе легких (см. Приложение 1, фото 3).Можжевельник обыкновенный. Плоды можжевельника обладают сильным диуретическим действием и применяются в качестве мочегонного средства, дезинфицирующего мочевые пути. Его рекомендуют при заболеваниях почек и печени. Кроме этого, настой плодов употребляют как отхаркивающее средство, а эфирное масло втирают при ревматических болях в суставах и мышцах. В ГДР, Польше, Болгарии плоды используют при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при дерматитах, чесотке, лишаях, кожных сыпях (см. Приложение 1, фото 4).Валериана: Препараты валерианы оказывают на организм человека многостороннее влияние, обусловленное комплексом всех содержащихся в корневищах и корнях веществ. Они понижают возбудимость центральной нервной системы, стимулируют процессы торможения в коре головного мозга, улучшают коронарнoe кровообращение, регулируют деятельность сердца, действуя как непосредственно на миокард и проводящую систему, так и через центральную нервную систему. Кроме того, корневища и корни растения обладают спазмолитическим действием, усиливают секрецию железистого аппарата желудочно-кишечного тракта, несколько подавляют бродильные процессы в кишечнике (см. Приложение 1, фото 5). Это, как вы поняли, были лекарственные растения, а теперь давайте посмотрим на ядовитые растения.Мак. Широко используются маки в медицине для производства лекарств (опиум и его производные продукты), а также в пищевой промышленности, где семена добавляются в выпечку, а ярко окрашенные лепестки используются для окраски продуктов. Выращивать маки очень легко. Всё, что им нужно, это много-много солнца. Некоторые маки смогут мириться с полутенью, но вряд ли они зацветут в тени. Многолетние маки развиваются в довольно крупное растение с массой зелени и только потом зацветают. Однолетние растения обычно зацветают через 2 месяца после посева. После окончания цветения зелень как многолетних, так и однолетних маков высыхает и исчезает. Маки обильно размножаются самосевом. Если вы хотите предотвратить это явление, то обязательно удаляйте отцветшие головки или опустошайте семенные коробочки до того, как они рассыпят свои семена вокруг (см. Приложение 1, фото 6).Вороний глаз. Одно из народных его названий — крест трава. В наших лесах довольно часто встречается это невысокое растение с четырьмя широкими листьями, расположенными крест накрест, а в центре, где они сходятся — одна единственная лилово сизая ягода, чернеющая к поздней осени. Очень ядовитая ягода, как и все растение вместе с длинным и ползучим корневищем. Серьёзной травой, опасной для жизни, и болезни лечат серьёзные. Траву вороньего глаза, собранную во время цветения, используют при невралгии, мигрени, туберкулёзе лёгких, асците, судорогах, нарушении обмена веществ, а ягоды — при заболеваниях сердца и некоторых других заболеваниях. Самолечением заниматься не в коем случае нельзя! (См. Приложение 1, фото 7) Белена. В народной медицине белена известна с древности как сильное болеутоляющее и противоспазматическое средство. Листья белены применяли от кашля, в смеси с листьями дурмана и шалфея при бронхиальной астме, головной боли, спазмов желудочно-кишечного тракта, бессонницы, истерии, при болезненных менструациях. Водочная настойка листьев — как втирание при ревматизме, подагре, ушибах, а отвар в растительном масле закапывали в ухо при воспалении. Дым от сжигаемых семян вдыхали при зубной боли, а мазь из них использовали при туберкулезе костей. Растение ядовито! (См. Приложение 1, фото 8)
III. Физминутка
Дети выполняют упражнение "Ёжик".
Вот свернулся ёж в клубок. Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся. Ёжик встал и потянулся. Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Выше, выше, высоко. Прыгать на носках легко. Вот мы встали, подышали, Урок дальше продолжали.
Учитель: Продолжаем наш урок. Ребята, а вы знаете, что есть ядовитые растения, которые в малых дозах действуют как лекарственные, а в больших – как яд. Например, белладонна, белена, волчий глаз, волчье лыко и дурман содержат яд. При этом, многие из них очень красивые. Давайте вспомним сказки, где упоминаются лекарственные или ядовитые растения.(Ответы детей: В сказке «Волшебник Изумрудного города» лев уснул на маковом поле; «Дикие лебеди», Элиза вязала из крапивы рубашки заколдованным братьям и др.).
Детям предлагается разгадать кроссворд.
Задание: Подставьте названия этих лекарственных трав в кроссворд: белена, валериана, дурман, крапива, красавка, мак, мята, черника
(Ответ к кроссворду см. Приложение 2).
IV. Итог урока
Ребята! Только животные едят растения сами по себе и ни у кого не спрашивают, так как у них уже есть врожденный инстинкт, безошибочно позволяющий им находить полезную еду и избегать опасную. Мы, люди, лишены этого инстинкта и можем полагаться только на свои знания».
V. Домашнее задание
Ребята, нарисуйте лекарственные растения, которыми пользовались вы или ваши родители
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация по окружающему миру Лекарственные растения 2 класс
Автор публикации: Григуленко С.Л.
Дата публикации: 15.05.2016
Краткое описание:
1
Презентация учителя начальных классов Григуленко С.Л.2
Цель проектной работы: Познакомится с лекарственными растениями -Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения. -Лекарство будущего -Литературная страничкаБлагодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.3
4
Мята перечная. В Древней Руси настой мяты использовали для освежения лица и тела. Помогал при раздражении и зуде. Мята снимает воспалительные процессы на коже.5
Брусника. В ней много витаминов, она успокаивает нервную систему.6
Ромашка . Помогает от воспаления, разных простудных заболеваний.7
Валериана лекарственная. Из рода многолетних трав. Её рост 2 м. Возделывают для получения из корней и корневищ успокаивающих лекарственных средств.8
Календула лекарственная. Растет на морских побережьях, скалах и в зарослях. Её пьют для успокоение нервов, прекращает воспалительные процессы.9
Шалфей лекарственный. Помогает от воспаления горла и полости рта.10
Шиповник- это кладовая витаминов. Отвары готовят из цветков, плодов, листьев, молодых веточек шиповника.11
Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. В старину из древесины этого дерева делали ложки, блюда, веретена. А из лыка плели лапти. А чай из его цветков помогает при простуде.12
В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным царским указом его везли из Сибири в Москву. Но растёт оно и у нас на юге. Народная молва наделили траву «страшной силой» - дескать, косит всякое зверьё направо и налево. Отсюда и название растения.13
В древности, когда человек сбивался с пути и блуждал без еды и питья, он мог поддерживать свои силы шишечками этого кустарника. Его семена образуются в шишках с сочными чешуйками, похожими на синие ягоды с голубым налётом. Этот кустарник прекрасное средство для дезинфекции. В наше время ему нашли прекрасное применение – очищать, оздоровлять воздух в больших и малых городах.14
15
Отвар из 1 чайной ложки корней цикория на 500 мл воды варят 10 минут, настаивают 2 часа, процеживают. Применяют для теплых полосканий при зубной боли. Из корней цикория готовят напитки, кофе.16
Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле. Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая.17
Компресс из измельченных листьев подорожника накладывают на мозоли на ночь, затем можно сделать ванночку для ног.18
Настой из листьев одуванчика – прекрасное средство от веснушек. 2 столовые ложки кипятят 10 минут. Холодным настоем протирают кожу 2-3 раза в день.19
Настоем лопуха 2 раза в неделю мажут волосы для их быстрого роста и укрепления.20
Лекарство будущего. Фармакологи давно интересуются народными целебными средствами, стремясь выделить их активные лекарственные компоненты. В разработку новых медикаментов вкладываются не малые суммы денег.21
Сырье для фармацевтики. Дубровник, широко используем в народной медицине, растет в европейских лесах и на сухих склонах холмов. Цветет он до середины весны и до конца лета. Тис, клещевина, мелкоцветная сосна и зверобой. Препараты первых двух растений используют для борьбы с некоторыми формами рака. Вещества, содержащие в двух других, приходят испытания на предмет возможной антивирусной эффективности22
Ива против лихорадки. Кора ивы широко применялась как лекарство на протяжение многих веков и использовалась в качестве жаропонижающего средства при лихорадке. В 1853 году французский химик получил ацетилсалициловую кислоту. Белая ива, или ветла, растет в Европе в сырых лесах и по берегам рек. Кора этого дерева с древних времен использовалась как жаропонижающее средство.23
Хинное дерево- вечнозеленое растение родом их тропических лесов Южной Америки. В его коре содержится хинин – лекарство от малярии. Хинное дерево применяли как средство борьбы с малярией. Ценнее золота.24
Дела сердечные. Дигиталин получают из наперстянки. Препараты наперстянки применяют для лечения ряда сердечных расстройств.25
Красивый цветок в борьбе с раком. Катарантус или розовый барвинок. Препараты, полученные на основе алкалоидов катарантуса и их производных, относятся в настоящие время к самым эффективным средствам против некоторых форм рака.26
Опиум, даритель снов. Впервые опиум стали применять примерно 300 лет назад – вначале, вероятно, в ходе религиозных обрядов, а затем и в других целях, в том числе медицинских. Морфий по-прежнему назначается как болеутоляющие средство при тяжелых заболеваниях (например, на последних стадиях рака )27
Противовирусный арсенал. Гормоны жизни. Ямс образует съедобные клубни, ради которых это растение широко культивирует в тропических странах. Из ямса выделяют вещества для получения ценных гормональных препаратов. Противовирусный арсенал. Сосна мелкоцветная, кастаноспермум южный против гриппа и СПИДа. Зверобой для заживления ран. Препараты, подавляющие ВИЧ выделены из семян китайской горькой тыквы, клубней змеиного огурца. Гормоны жизни. Ямс образует съедобные клубни, ради которых это растение широко культивирует в тропических странах. Из ямса выделяют вещества для получения ценных гормональных препаратов.28
Как лечатся животные. Люди- далеко не единственные существа, которые заботятся о своем здоровье. Искусством врачевания владеют и многие животные. Иногда у них учатся даже люди. Главное назначение травы в рационе хищников- очищение желудка. Борьба с паразитами. Забота о собственном здоровье и гигиена- необходимое условие выживания всех существ.29
Шиповник. На зорьке румяной шиповник проснулся. Он каждым листочком к заре потянулся. А зорька к нему потянулась в ответ, Бутоны окрасила в розовый цвет. И в каждый бутон, как раз в серединку, Вложила она голубую росинку. Заденешь случайно шиповник плечом, Окатит тебя он душистым дождем.30
Вывод: В медицине как народной, так и современной широко используются лекарственные растения. Они приносят людям пользу и облегчение. Появляются новые препараты.31
Спасибо за внимание.botana.cc
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Лекарственные растения"
Ладанова Валентина Ивановна, учитель начальных классов
МАОУ «Кондратовская СШ»
Предмет- окружающий мир.
Программа «Перспектива»
Класс 2
Конспект урока по теме: «Растения в домашней аптечке»
Цели урока:
1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.
2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний
3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.
4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.
5. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация к уроку, лекарственные травы (клевер, зверобой, шиповник), карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Кто готов к уроку- присаживайтесь.
Вдруг упала с ёлки шишка,
И в тени его ветвей
Отдавила ножку!
Появился муравейник
От волнения сова
Поселился муравей.
Перепутала слова.
Он из дома спозаранку
Где же “Скорощь помая?”
Выбегает с веником,
Где же помощь скорая?
Подметает всю полянку
Спасите насекомое.
Перед муравейником.
Звери бросились гурьбой
Замечает все соринки,
Все лесные витамины
Начищает все травинки,
От брусники до малины
Каждый куст, каждый пень,
Принесли ему друзья.
Каждый месяц, каждый день.
Ведь зелёная аптека
А однажды Муравьишка
Лечит даже человека.
Подметал дорожку.
И не только муравья!
О чем идет речь в сказке?- о том, что муравью помогли его друзья
Чем ему помогли?- принесли лесные витамины
Какие?- ягоды и травы
II. Актуализация знаний, постановка проблемы, затруднения.
1.Целеполагание
«Круговой обзор»
Сейчас поработаем в группах(4 человека). Всего 6 групп. Вам будут даны задания. Их тоже 6. Ответ на задание группа должна написать ниже. Задания будут ходить по кругу, то есть когда команда выполнила- передает другой. И до тех пор, пока им не вернется 1 задание. На выполнение одного задания дается 1 минута.
Задания:
У Пети есть огромное желание укрепить свой иммунитет, чтобы не болеть. Чай с какими травами вы ему посоветуете пить?
Саша часто болеет простудными заболеваниями. Чай с какими травами вы ему посоветуете пить, чтобы не болеть?
Катя заболела ангиной. Настоем каких трав надо Кате полоскать горло?
Витя упал с велосипеда и поранился. Лист какой травы ему поможет?
Коля заболел, и у него начался кашель. Сироп с какими травами вы ему посоветуете пить, чтобы кашель прошел?
У Лены часто пропадает аппетит, что тревожит её родителей. Настойка с какой травой поможет улучшить аппетит?
К проверке данного задания мы вернемся позже.
Прочитайте высказывание Роберта Рождественского
“Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.”
Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? -какие растения относятся к лекарственным
Какие цели поставим?-
Познакомимся с тем, как появились лекарственные растения, какие бывают лекарственные растения и узнаем как собирают лекарственные растения и подберем лечение для наших больных.
«Шкала»
У каждого у вас на листочке присутствует шкала от 1 до 10. Отметься на шкале крестиком то место, на каком уровне ваши знания по сегодняшней теме. Если вы считаете, что на данные вопросы не сможете ответить, значит надо отметить ближе к 1 или 10? Выполняем задание.
III. Решение учебной задачи.
-Начинаем нашу работу. Начнем с первого этапа. О чем мы будем говорить на этом этапе?
-Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов ,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лекарственные растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.
-Вернёмся к нашей цели, что же мы узнали?(историю возникновения лек.растений)
Оцените свою работу на листочках. Закрасьте 1 лепесток цветочка в нужный цвет.
(на каждом этапе урока проводится самооценка. Ученики заранее получают цветок с 5 лепестками и при закреплении каждого этапа раскрашивают лепесток в зеленый, синий или желтый цвета)
Зеленый- усвоил материал
Синий- мне надо ещё немного поработать с данным материалом
Желтый- нужна помощь в усвоении материала
-Какой же наш следующий шаг?( узнаем, какие бывают лекарственные растения)
-Откуда мы это сможем узнать? ( у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.)
-Предлагаю открыть учебник на стр.28-29
-Прочитайте названия растений. Кому знакомы? Что вы о них знаете? Это все лекарственные растения , которые есть на Земле?
-Еще какие лекарственные растения вы знаете?- слайд
-Что такое легенда? ( рассказ, предание о каком-либо событии)Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе.
-Кто такая мать? ( женщина по отношению к своим детям)
-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать)
Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.
Вот перед вами образцы лекарственных растений. Вы должны рассмотреть эти образцы и догадаться, какие части используют для лечения.
-Понравилось? САМООЦЕНКА
IV. и самооценка
В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.
-Почему их так назвали люди?
-Где их можно приобрести?
-А в аптеку как они попадают?
-А кто их собирает?
-Какие люди их собирают?(знающие)
-Какой же наш следующий этап работы?
-узнаем как собирают лекарственные растения.
-Где это можно узнать?
-Для чего нам это нужно?
Мы теперь будем работать по карточкам
V. Решение учебной задачи.РАБОТА В ПАРАХ,.
Какая работа нам предстоит?(соотнести или составить правила)
1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН
КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ
2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ
3.ПРИ СБОРЕ
ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.
4.ПРИ СБОРЕ
РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.
5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО
6.НЕ НУЖНО БРАТЬ
СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.
Сверка с эталоном.
Самооценка своей деятельности.( лепесток)
Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для ребят. Вспомните, кто из больных на что жаловался? Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле, простуде и порезах. Послушайте, для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них. Учебник на стр.30-31 читает один ученик. Группы проверяют ответы.
Ребята, на какие вопросы изначально были даны правильные ответы?- молодцы, кто ответил правильно.
Самооценка своей деятельности.( лепесток)
Вернемся к шкале. Оцените свои знания по данной теме сейчас. У кого поменялся уровень? У кого он повысился?
VI.Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?
-Что мы хотели узнать? Какая была цель нашего урока? Достигли цели?
«5-5-1»
Сделайте итог сегодняшнего урока в 5 предложениях. (Сегодня мы уроке мы изучали лекарственные растения. Мы узнали историю их возникновения. Узнали, какие растения относятся к лекарственным. Как их надо собирать? И от каких болезней они могут нас вылечить.)
Выделите из этих предложений 5 слов. (Лекарственные растения история собирать вылечить)
А сейчас выделите главные 1-2 слова (Лекарственные растения )
«Рефлексивный экран»
Посмотрите на экран и попробуйте закончить одно предложение.
Д/з подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили.
-Покажите ваши цветочки- те, у кого больше зелёных лепестков -хорошо поработали, у кого все зелёные лепестки- молодцы.
Спасибо за урок.
infourok.ru