Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции. Центры происхождения домашних животных и культурных растений
Приручение и одомашнивание животных происходило на разных континентах. Учение о мировых центрах происхождения культурных растений и домашних животных разработано академиком Николаем Ивановичем Вавиловым (1887— 1943). К сожалению, работы Н. И. Вавилова о центрах происхождения домашних животных до сих пор не опубликованы. Имеется ссылка у С. Н. Боголюбского в сборнике «Проблемы происхождения, эволюции и породообразования домашних животных» (1940) на доклад Н. И. Вавилова «Центры происхождения культурных растений и домашних животных», который он сделал на конференции по происхождению домашних животных в 1934 г. Материал этой конференции остался неопубликованным. Вавилов, используя исторический метод, географический подход в изучении эволюции домашних животных, выделил 5 главных центров одомашнивания животных и 7 дополнительных. Он указал на то, что процесс эволюции шел во времени и пространстве. Очаги происхождения домашних животных связаны в значительной мере с зоогеографическими ареалами их диких предков и очагами древней культуры человека. Поэтому эволюцию домашних животных, породообразование следует рассматривать в связи с развитием человеческого общества, с его социально-экономическими формациями. Все центры происхождения домашних животных сосредоточены в субтропических и отчасти тропических зонах, преимущественно в Северном полушарии. Первыми очагами одомашнивания животных были районы Ближнего и Переднего Востока (Южная Турция, Палестина, Курдистан, Иран, Ирак, Средняя Азия), районы древних культур в бассейнах рек Нила, Янцзы, верховья Енисея и др. Останки древнейших домашних животных обнаружены в свайных постройках Центральной Европы по берегам Днепра, Днестра, Дуная. Предки домашних животных, обитавшие на обширных ареалах (волки, шакалы, тур, тарпан и др.), имели не один центр происхождения. Наиболее древний центр одомашнивания животных — Средняя Азия. На территории нашей страны в районе современного селения Анау близ Ашхабада найдены останки древних (от энеолита — медно-каменного века до средневековья) земледельческих поселений и городищ того лее названия. Здесь в глубокой древности шел процесс одомашнивания животных многих видов. То же можно сказать и о правобережной территории Днепра, Среднем и Нижнем Поволжье, Закавказье, Сибири. Одомашнивание животных происходило в разных частях света в течение многих доисторических тысячелетий. В историческую эпоху человек успел сделать не так уж и много: были одомашнены некоторые певчие птицы, фазаны, карп — потомок дикого сазана, кошениль — насекомое из подотряда кокцидий (родина Мексика) культивировалась в Центральной Америке, Западной Европе, Северной Африке, Восточной Азии. У доисторического человека был богаче выбор, чем у современного. Охота была умеренной — только для удовлетворения своих нужд. Строгие запреты, табу на охоту, охрана охотничьих угодий характерны для охотничьих племен на всех континентах. Племена охотников и собирателей были небольшими, а орудия охоты примитивными. В историческое время безудержная охота, более совершенные орудия, торговля трофеями охоты привели к исчезновению многих видов животных. Распостранению домашних животных в новых районах земного шара способствовало переселение народов с востока на запад. Одновременно с людьми перемещались п домашние животные. Народы Азии, переселившиеся в Европу за 4 — 5 тыс. лег до н. э., привели с собой уже одомашненный скот. Часть народов оседала по пути в Европу на Кавказе, Балканах, в Малой Азии. Здесь домашние животные приспосабливались к новым условиям, скрещивались с местным скотом, видоизменялись. Подавляющая часть домашних животных — сельскохозяйственные. Так называют домашних животных, разведение которых является отраслью сельскохозяйственного производства, направленного на получение от этих животных того или иного вида продукции. Специалисты выделяют 6 основных центров одомашнивания животных. 1. Китайско-малайский (территории современных государств Социалистической Республики Вьетнам, Лаоса, Кампучии, Таиланда, территория Восточного Китая). Здесь были одомашнены южнокитийская, или индийская, свинья, северокитайская свинья, курица, утка, китайский гусь, тутовый шелкопряд, дубовый шелкопряд, медоносная пчела, золотая рыбка, собака. 2.Индийский (Индия, Северный Пакистан, Бирма, Непал) одомашнены зебу, гаял, балийский скот, буйвол, азиатский павлин, курица, индийская кошка, собака, медоносная пчела. 3. Юго-западноазиатский (северо-восток Турции, северо-восток Сирии, Иран, Ирак, Кавказ, Афганистан) — одомашнены крупный рогатый скот, лошадь восточного типа, овца, коза, свинья, одногорбый верблюд, голубь, пчела. 4. Средиземноморский (побережье Средиземного моря, северо-восток Испании, юго-восток Франции, Италия, Швейцария, Югославия, Болгария, Греция, Албания, юго-запад Сирии, Иордания, Египет) — одомашнены крупный рогатый скот, лошадь западного типа, лошадь мясного типа, овца, коза, свиньи, утка, гусь нильский, антилопа, газель, кролики и др. 5. Андийский (северные Анды, Южная Америка, Эквадор, Перу, юго-запад Боливии) — одомашнены лама, альпака, мускатная утка, морская свинка, индейке. 6. Африка нский (Северо-Восточная Африка). Несмотря на то что материк богат дикими формами животных, из них одомашнены только 6 видов: страус, цесарка, кошка, собака, осел, свинья. Знания о происхождении домашних животных и культурных растений, их эволюции, говорил Н. И. Вавилов, дают возможность учесть основные моменты эволюционного процесса при породообразовании в новых эколого-климатических, производственных условиях. Большой вклад в познание этих процессов внесли советские ученые Е. А. Богданов, А. А. Малигонов, Д. А. Кисловский, С. Н. Боголюбский, О. Н. Заводовский, Е. Ф. Лискун, М. И. Придорогин, Н. М. Кулагин и др. Изучение происхождения домашних животных позволяет не только познать особенности формообразовательного процесса в ходе эволюции, но и разработать методы управления ими в настоящее время. Используя знания о формировании ценных хозяйственно полезных признаков домашних животных в прошлом, селекционеры в наше время вырабатывают конкретные приемы совершенствования продуктивных и племенных качеств современных пород сельскохозяйственных животных. Примером может служить пушно-меховое звероводство, лосеводство, шелководство и др. Р. В. Тузова |
АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика | Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где происходила, как говорят, доместификация животных. Особо важно подчеркнуть, что почти все ныне известные культурные растения и домашние животные появились за сотни и тысячи лет до нашей эры. Пожалуй, лишь сахарная свекла, каучуконосная гевея и хинное дерево стали культурными растениями сравнительно недавно. Теорию центров происхождения культурных растений разработал выдающийся отечественный ученый академик Н. И. Вавилов на основе своих многочисленных экспедиций, которыми были охвачены вся территория Советского Союза, а также 60 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Из этих экспедиций были привезены тысячи образцов семян, которые затем высевали в питомниках Всесоюзного института растениеводства и тщательно исследовали. В этом же институте была собрана крупнейшая в мире коллекция семян зерновых культур, насчитывающая 60 тыс. сортов; эта уникальная коллекция была сохранена в Ленинграде в голодные месяцы блокады во время Великой Отечественной войны. Н. И. Вавилов считал, что общее число видов культурных растений, не считая декоративных, составляет примерно 1500–1600. При этом для разных культур существуют свои центры многообразия, которые обычно и являются центрами их происхождения, совпадая с древними центрами земледелия. Понятие о центре происхождения культурных растений Н. И. Вавилов окончательно сформулировал в 1935 г., когда выделил восемь важнейших таких центров (табл. 123 и рис. 87). Хотя за прошедшие с тех пор шесть с половиной десятилетий эту теорию на основе многочисленных новых данных подвергли некоторым изменениям и дополнениям (ныне принято выделять 7 главных центров – Тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский и Андийский), все же основные ее принципы не были пересмотрены, причем даже теми учеными, которые предлагают увеличить число таких центров до 12. Очень важно, что никто не подвергает сомнению тот исходный пункт теории, который связывает эти центры не только с природным флористическим разнообразием тех или иных территорий, но и с размещением древнейших цивилизаций. Таблица 123 ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ Немало работ посвящено и выявлению истории доместификации диких животных (рис. 88). При этом за основу обычно также берут очаги одомашнивания этих животных, предложенные Н. И. Вавиловым, который выделил пять главных таких очагов и еще семь дополнительных. Рис. 88. Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р. К. Баландину и Л. Г. Бондареву) С историко-географических позиций очень интересен и вопрос о миграциях культурных растений, которые в эпоху Великих географических открытий приобрели характер поистине их великого переселения. При этом одна часть культурных растений мигрировала из Старого в Новый Свет, а другая – в обратном направлении. К числу культур, «заимствованных» Новым Светом у Старого, можно отнести пшеницу, сахарный тростник и кофе. Археологические исследования свидетельствуют о том, что пшеница была известна в странах Передней Азии за шесть-пять тысячелетий до нашей эры, в Египте – более чем за четыре, в Китае – за три, на Балканах – за три-два тысячелетия. После Великих географических открытий она попала сначала в Южную Америку (1528 г.), затем в Северную Америку (1602 г.), а в конце XVIII в. и в Австралию (рис. 89). Сахарный тростник, родиной которого считают Бенгалию, после Великих географических открытий также мигрировал в Новый Свет: португальцы начали возделывать его на северо-востоке Бразилии, англичане и французы – в Вест-Индии, позднее он стал фактически монокультурой на Кубе и в Пуэрто-Рико. Родина кофе – нагорья Эфиопии, где эту культуру начали возделывать примерно тысячу лет назад. Считается, что и свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. В XI в. кофе попал в Йемен, откуда его вывозили через порт Моха; вот почему в Европе долгое время кофе называли «мокко». Во времена позднего средневековья его стали употреблять в Италии, во Франции, в Нидерландах, Англии, других европейских странах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, кофе начали выращивать на специальных плантациях; первую из них основали в XVII в. голландцы на о. Ява. В начале XVIII в. несколько кофейных зерен по воле случая попали во Французскую Гвиану, а оттуда – в Бразилию, где эта культура поистине обрела свою вторую родину. Еще большее число сельскохозяйственных культур мигрировало после Великих географических открытий из Нового Света в Старый Свет. Среди них кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, гевея, какао. Родиной кукурузы (маиса) считают Центральную Америку. В Европу ее завез еще Колумб. Затем из Испании она распространилась по другим странам Средиземноморья, а позднее попала в Россию, Африку, Восточную Азию. Картофель, культура Андских стран, также сначала попал оттуда в Испанию, а затем в Нидерланды (которые тогда принадлежали Испании), во Францию, в Германию, другие страны Европы. В России он появился в начале XVIII в., при Петре I. Подсолнечник, который, по мнению Н. И. Вавилова, культивировался в Мексике и вообще на юго-западе Северной Америки, появился в Европе в XVI в. Сначала, как и картофель, его считали декоративным растением, и только позднее начали использовать его семена. В России эту культуру стали возделывать также в эпоху Петра I. Рис. 89. Очаги возникновения и миграции пшеницы Родиной какао Н. И. Вавилов считал Мексиканское нагорье. В начале XVI в. это растение и получаемый из него шоколад стали известны сначала в Испании, затем в других странах Европы. Главные плантации этой культуры были заложены европейцами на Гвинейском побережье Африки. Табак также попал в Европу в XVI в. – сначала в страны Средиземноморья, а затем и в другие европейские страны, в Азию, Океанию. Саженцы гевеи были вывезены из Бразилии в Малайзию, Нидерландскую Индию, на о. Цейлон, где возникли плантации этого каучуконоса. Подобные же миграции происходили и со многими породами домашних животных. Один из наиболее ярких примеров такого рода – завоз овец из Южной Африки в Австралию. Отсюда они затем попали и в Новую Зеландию, определив основную международную специализацию этой страны. |
Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции
Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где происходила, как говорят, доместификация животных. Особо важно подчеркнуть, что почти все ныне известные культурные растения и домашние животные появились за сотни и тысячи лет до нашей эры. Пожалуй, лишь сахарная свекла, каучуконосная гевея и хинное дерево стали культурными растениями сравнительно недавно.
Теорию центров происхождения культурных растений разработал выдающийся отечественный ученый академик Н. И. Вавилов на основе своих многочисленных экспедиций, которыми были охвачены вся территория Советского Союза, а также 60 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Из этих экспедиций были привезены тысячи образцов семян, которые затем высевали в питомниках Всесоюзного института растениеводства и тщательно исследовали. В этом же институте была собрана крупнейшая в мире коллекция семян зерновых культур, насчитывающая 60 тыс. сортов; эта уникальная коллекция была сохранена в Ленинграде в голодные месяцы блокады во время Великой Отечественной войны. Н. И. Вавилов считал, что общее число видов культурных растений, не считая декоративных, составляет примерно 1500–1600. При этом для разных культур существуют свои центры многообразия, которые обычно и являются центрами их происхождения, совпадая с древними центрами земледелия. Понятие о центре происхождения культурных растений Н. И. Вавилов окончательно сформулировал в 1935 г., когда выделил восемь важнейших таких центров (табл. 123 и рис. 87).
Хотя за прошедшие с тех пор шесть с половиной десятилетий эту теорию на основе многочисленных новых данных подвергли некоторым изменениям и дополнениям (ныне принято выделять 7 главных центров – Тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский и Андийский), все же основные ее принципы не были пересмотрены, причем даже теми учеными, которые предлагают увеличить число таких центров до 12. Очень важно, что никто не подвергает сомнению тот исходный пункт теории, который связывает эти центры не только с природным флористическим разнообразием тех или иных территорий, но и с размещением древнейших цивилизаций.
Таблица 123
ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
Немало работ посвящено и выявлению истории доместификации диких животных (рис. 88). При этом за основу обычно также берут очаги одомашнивания этих животных, предложенные Н. И. Вавиловым, который выделил пять главных таких очагов и еще семь дополнительных.
Рис. 88. Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р. К. Баландину и Л. Г. Бондареву)
С историко-географических позиций очень интересен и вопрос о миграциях культурных растений, которые в эпоху Великих географических открытий приобрели характер поистине их великого переселения. При этом одна часть культурных растений мигрировала из Старого в Новый Свет, а другая – в обратном направлении.
К числу культур, «заимствованных» Новым Светом у Старого, можно отнести пшеницу, сахарный тростник и кофе.
Археологические исследования свидетельствуют о том, что пшеница была известна в странах Передней Азии за шесть-пять тысячелетий до нашей эры, в Египте – более чем за четыре, в Китае – за три, на Балканах – за три-два тысячелетия. После Великих географических открытий она попала сначала в Южную Америку (1528 г.), затем в Северную Америку (1602 г.), а в конце XVIII в. и в Австралию (рис. 89). Сахарный тростник, родиной которого считают Бенгалию, после Великих географических открытий также мигрировал в Новый Свет: португальцы начали возделывать его на северо-востоке Бразилии, англичане и французы – в Вест-Индии, позднее он стал фактически монокультурой на Кубе и в Пуэрто-Рико.
Родина кофе – нагорья Эфиопии, где эту культуру начали возделывать примерно тысячу лет назад. Считается, что и свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. В XI в. кофе попал в Йемен, откуда его вывозили через порт Моха; вот почему в Европе долгое время кофе называли «мокко». Во времена позднего средневековья его стали употреблять в Италии, во Франции, в Нидерландах, Англии, других европейских странах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, кофе начали выращивать на специальных плантациях; первую из них основали в XVII в. голландцы на о. Ява. В начале XVIII в. несколько кофейных зерен по воле случая попали во Французскую Гвиану, а оттуда – в Бразилию, где эта культура поистине обрела свою вторую родину.
Еще большее число сельскохозяйственных культур мигрировало после Великих географических открытий из Нового Света в Старый Свет. Среди них кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, гевея, какао.
Родиной кукурузы (маиса) считают Центральную Америку. В Европу ее завез еще Колумб. Затем из Испании она распространилась по другим странам Средиземноморья, а позднее попала в Россию, Африку, Восточную Азию. Картофель, культура Андских стран, также сначала попал оттуда в Испанию, а затем в Нидерланды (которые тогда принадлежали Испании), во Францию, в Германию, другие страны Европы. В России он появился в начале XVIII в., при Петре I. Подсолнечник, который, по мнению Н. И. Вавилова, культивировался в Мексике и вообще на юго-западе Северной Америки, появился в Европе в XVI в. Сначала, как и картофель, его считали декоративным растением, и только позднее начали использовать его семена. В России эту культуру стали возделывать также в эпоху Петра I.
Рис. 89. Очаги возникновения и миграции пшеницы
Родиной какао Н. И. Вавилов считал Мексиканское нагорье. В начале XVI в. это растение и получаемый из него шоколад стали известны сначала в Испании, затем в других странах Европы. Главные плантации этой культуры были заложены европейцами на Гвинейском побережье Африки. Табак также попал в Европу в XVI в. – сначала в страны Средиземноморья, а затем и в другие европейские страны, в Азию, Океанию. Саженцы гевеи были вывезены из Бразилии в Малайзию, Нидерландскую Индию, на о. Цейлон, где возникли плантации этого каучуконоса.
Подобные же миграции происходили и со многими породами домашних животных. Один из наиболее ярких примеров такого рода – завоз овец из Южной Африки в Австралию. Отсюда они затем попали и в Новую Зеландию, определив основную международную специализацию этой страны.
Похожие статьи:
poznayka.org
Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции
Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где происходила, как говорят, доместификация животных. Особо важно подчеркнуть, что почти все ныне известные культурные растения и домашние животные появились за сотни и тысячи лет до нашей эры. Пожалуй, лишь сахарная свекла, каучуконосная гевея и хинное дерево стали культурными растениями сравнительно недавно.
Теорию центров происхождения культурных растений разработал выдающийся отечественный ученый академик Н. И. Вавилов на основе своих многочисленных экспедиций, которыми были охвачены вся территория Советского Союза, а также 60 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Из этих экспедиций были привезены тысячи образцов семян, которые затем высевали в питомниках Всесоюзного института растениеводства и тщательно исследовали. В этом же институте была собрана крупнейшая в мире коллекция семян зерновых культур, насчитывающая 60 тыс. сортов; эта уникальная коллекция была сохранена в Ленинграде в голодные месяцы блокады во время Великой Отечественной войны. Н. И. Вавилов считал, что общее число видов культурных растений, не считая декоративных, составляет примерно 1500–1600. При этом для разных культур существуют свои центры многообразия, которые обычно и являются центрами их происхождения, совпадая с древними центрами земледелия. Понятие о центре происхождения культурных растений Н. И. Вавилов окончательно сформулировал в 1935 г., когда выделил восемь важнейших таких центров (табл. 123 и рис. 87).
Хотя за прошедшие с тех пор шесть с половиной десятилетий эту теорию на основе многочисленных новых данных подвергли некоторым изменениям и дополнениям (ныне принято выделять 7 главных центров – Тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский и Андийский), все же основные ее принципы не были пересмотрены, причем даже теми учеными, которые предлагают увеличить число таких центров до 12. Очень важно, что никто не подвергает сомнению тот исходный пункт теории, который связывает эти центры не только с природным флористическим разнообразием тех или иных территорий, но и с размещением древнейших цивилизаций.
Таблица 123
ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
Немало работ посвящено и выявлению истории доместификации диких животных (рис. 88). При этом за основу обычно также берут очаги одомашнивания этих животных, предложенные Н. И. Вавиловым, который выделил пять главных таких очагов и еще семь дополнительных.
Рис. 88. Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р. К. Баландину и Л. Г. Бондареву)
С историко-географических позиций очень интересен и вопрос о миграциях культурных растений, которые в эпоху Великих географических открытий приобрели характер поистине их великого переселения. При этом одна часть культурных растений мигрировала из Старого в Новый Свет, а другая – в обратном направлении.
К числу культур, «заимствованных» Новым Светом у Старого, можно отнести пшеницу, сахарный тростник и кофе.
Археологические исследования свидетельствуют о том, что пшеница была известна в странах Передней Азии за шесть-пять тысячелетий до нашей эры, в Египте – более чем за четыре, в Китае – за три, на Балканах – за три-два тысячелетия. После Великих географических открытий она попала сначала в Южную Америку (1528 г.), затем в Северную Америку (1602 г.), а в конце XVIII в. и в Австралию (рис. 89). Сахарный тростник, родиной которого считают Бенгалию, после Великих географических открытий также мигрировал в Новый Свет: португальцы начали возделывать его на северо-востоке Бразилии, англичане и французы – в Вест-Индии, позднее он стал фактически монокультурой на Кубе и в Пуэрто-Рико.
Родина кофе – нагорья Эфиопии, где эту культуру начали возделывать примерно тысячу лет назад. Считается, что и свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. В XI в. кофе попал в Йемен, откуда его вывозили через порт Моха; вот почему в Европе долгое время кофе называли «мокко». Во времена позднего средневековья его стали употреблять в Италии, во Франции, в Нидерландах, Англии, других европейских странах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, кофе начали выращивать на специальных плантациях; первую из них основали в XVII в. голландцы на о. Ява. В начале XVIII в. несколько кофейных зерен по воле случая попали во Французскую Гвиану, а оттуда – в Бразилию, где эта культура поистине обрела свою вторую родину.
Еще большее число сельскохозяйственных культур мигрировало после Великих географических открытий из Нового Света в Старый Свет. Среди них кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, гевея, какао.
Родиной кукурузы (маиса) считают Центральную Америку. В Европу ее завез еще Колумб. Затем из Испании она распространилась по другим странам Средиземноморья, а позднее попала в Россию, Африку, Восточную Азию. Картофель, культура Андских стран, также сначала попал оттуда в Испанию, а затем в Нидерланды (которые тогда принадлежали Испании), во Францию, в Германию, другие страны Европы. В России он появился в начале XVIII в., при Петре I. Подсолнечник, который, по мнению Н. И. Вавилова, культивировался в Мексике и вообще на юго-западе Северной Америки, появился в Европе в XVI в. Сначала, как и картофель, его считали декоративным растением, и только позднее начали использовать его семена. В России эту культуру стали возделывать также в эпоху Петра I.
Рис. 89. Очаги возникновения и миграции пшеницы
Родиной какао Н. И. Вавилов считал Мексиканское нагорье. В начале XVI в. это растение и получаемый из него шоколад стали известны сначала в Испании, затем в других странах Европы. Главные плантации этой культуры были заложены европейцами на Гвинейском побережье Африки. Табак также попал в Европу в XVI в. – сначала в страны Средиземноморья, а затем и в другие европейские страны, в Азию, Океанию. Саженцы гевеи были вывезены из Бразилии в Малайзию, Нидерландскую Индию, на о. Цейлон, где возникли плантации этого каучуконоса.
Подобные же миграции происходили и со многими породами домашних животных. Один из наиболее ярких примеров такого рода – завоз овец из Южной Африки в Австралию. Отсюда они затем попали и в Новую Зеландию, определив основную международную специализацию этой страны.
megaobuchalka.ru
ТОП 10: |
Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где происходила, как говорят, доместификация животных. Особо важно подчеркнуть, что почти все ныне известные культурные растения и домашние животные появились за сотни и тысячи лет до нашей эры. Пожалуй, лишь сахарная свекла, каучуконосная гевея и хинное дерево стали культурными растениями сравнительно недавно. Теорию центров происхождения культурных растений разработал выдающийся отечественный ученый академик Н. И. Вавилов на основе своих многочисленных экспедиций, которыми были охвачены вся территория Советского Союза, а также 60 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Из этих экспедиций были привезены тысячи образцов семян, которые затем высевали в питомниках Всесоюзного института растениеводства и тщательно исследовали. В этом же институте была собрана крупнейшая в мире коллекция семян зерновых культур, насчитывающая 60 тыс. сортов; эта уникальная коллекция была сохранена в Ленинграде в голодные месяцы блокады во время Великой Отечественной войны. Н. И. Вавилов считал, что общее число видов культурных растений, не считая декоративных, составляет примерно 1500–1600. При этом для разных культур существуют свои центры многообразия, которые обычно и являются центрами их происхождения, совпадая с древними центрами земледелия. Понятие о центре происхождения культурных растений Н. И. Вавилов окончательно сформулировал в 1935 г., когда выделил восемь важнейших таких центров (табл. 123 и рис. 87). Хотя за прошедшие с тех пор шесть с половиной десятилетий эту теорию на основе многочисленных новых данных подвергли некоторым изменениям и дополнениям (ныне принято выделять 7 главных центров – Тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский и Андийский), все же основные ее принципы не были пересмотрены, причем даже теми учеными, которые предлагают увеличить число таких центров до 12. Очень важно, что никто не подвергает сомнению тот исходный пункт теории, который связывает эти центры не только с природным флористическим разнообразием тех или иных территорий, но и с размещением древнейших цивилизаций. Таблица 123 ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ Немало работ посвящено и выявлению истории доместификации диких животных (рис. 88). При этом за основу обычно также берут очаги одомашнивания этих животных, предложенные Н. И. Вавиловым, который выделил пять главных таких очагов и еще семь дополнительных. Рис. 88. Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р. К. Баландину и Л. Г. Бондареву) С историко-географических позиций очень интересен и вопрос о миграциях культурных растений, которые в эпоху Великих географических открытий приобрели характер поистине их великого переселения. При этом одна часть культурных растений мигрировала из Старого в Новый Свет, а другая – в обратном направлении. К числу культур, «заимствованных» Новым Светом у Старого, можно отнести пшеницу, сахарный тростник и кофе. Археологические исследования свидетельствуют о том, что пшеница была известна в странах Передней Азии за шесть-пять тысячелетий до нашей эры, в Египте – более чем за четыре, в Китае – за три, на Балканах – за три-два тысячелетия. После Великих географических открытий она попала сначала в Южную Америку (1528 г.), затем в Северную Америку (1602 г.), а в конце XVIII в. и в Австралию (рис. 89). Сахарный тростник, родиной которого считают Бенгалию, после Великих географических открытий также мигрировал в Новый Свет: португальцы начали возделывать его на северо-востоке Бразилии, англичане и французы – в Вест-Индии, позднее он стал фактически монокультурой на Кубе и в Пуэрто-Рико. Родина кофе – нагорья Эфиопии, где эту культуру начали возделывать примерно тысячу лет назад. Считается, что и свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. В XI в. кофе попал в Йемен, откуда его вывозили через порт Моха; вот почему в Европе долгое время кофе называли «мокко». Во времена позднего средневековья его стали употреблять в Италии, во Франции, в Нидерландах, Англии, других европейских странах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, кофе начали выращивать на специальных плантациях; первую из них основали в XVII в. голландцы на о. Ява. В начале XVIII в. несколько кофейных зерен по воле случая попали во Французскую Гвиану, а оттуда – в Бразилию, где эта культура поистине обрела свою вторую родину. Еще большее число сельскохозяйственных культур мигрировало после Великих географических открытий из Нового Света в Старый Свет. Среди них кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, гевея, какао. Родиной кукурузы (маиса) считают Центральную Америку. В Европу ее завез еще Колумб. Затем из Испании она распространилась по другим странам Средиземноморья, а позднее попала в Россию, Африку, Восточную Азию. Картофель, культура Андских стран, также сначала попал оттуда в Испанию, а затем в Нидерланды (которые тогда принадлежали Испании), во Францию, в Германию, другие страны Европы. В России он появился в начале XVIII в., при Петре I. Подсолнечник, который, по мнению Н. И. Вавилова, культивировался в Мексике и вообще на юго-западе Северной Америки, появился в Европе в XVI в. Сначала, как и картофель, его считали декоративным растением, и только позднее начали использовать его семена. В России эту культуру стали возделывать также в эпоху Петра I. Рис. 89. Очаги возникновения и миграции пшеницы Родиной какао Н. И. Вавилов считал Мексиканское нагорье. В начале XVI в. это растение и получаемый из него шоколад стали известны сначала в Испании, затем в других странах Европы. Главные плантации этой культуры были заложены европейцами на Гвинейском побережье Африки. Табак также попал в Европу в XVI в. – сначала в страны Средиземноморья, а затем и в другие европейские страны, в Азию, Океанию. Саженцы гевеи были вывезены из Бразилии в Малайзию, Нидерландскую Индию, на о. Цейлон, где возникли плантации этого каучуконоса. Подобные же миграции происходили и со многими породами домашних животных. Один из наиболее ярких примеров такого рода – завоз овец из Южной Африки в Австралию. Отсюда они затем попали и в Новую Зеландию, определив основную международную специализацию этой страны. Зерновое хозяйство мира Главную роль в обеспечении населения Земли продовольствием, а некоторых отраслей промышленности сырьем всегда играло и продолжает играть растениеводство (земледелие). В растениеводстве же первое место по значению принадлежит зерновым культурам, которые распространены фактически по всей земледельчески освоенной территории планеты и используются и для питания людей, и в качестве корма для домашних животных (примерно 55 % зерновых употребляют в пищу и 45 % используют как фуражное зерно). К числу зерновых культур относятся пшеница, рис, кукуруза (маис), ячмень, рожь, овес, сорго, просо, не говоря о некоторых местных культурах. Их роль в общем производстве продовольственных культур демонстрирует рисунок 90. Характеристика современного мирового зернового хозяйства включает в себя четыре составные части: 1) посевные площади; 2) валовой сбор; 3) международную торговлю; 4) потребление. Посевная площадь под зерновыми культурами ныне составляет примерно 650 млн га, т. е. 45 % всех обрабатываемых площадей. В отдельных странах эта доля значительно больше. Например, в России, Великобритании, во Франции, в Италии, США зерновые занимают от 50 до 60 % всех посевных площадей; в Польше, Венгрии, Румынии – от 60 до 65, в ФРГ – около 70, во Вьетнаме – 80, а в Японии – более 90 %. Рис. 90. Мировое производство продовольственных культур Рис. 91. Структура посевных площадей зерновых культур Наибольшие посевные площади занимают три главные зерновые культуры: пшеница (215 млн га), рис (155 млн) и кукуруза (140 млн га). Соответственно и доля их в посевах зерновых самая большая (рис. 91). Ни одна другая сельскохозяйственная культура не распространена в мире так же широко, как пшеница. Огромный северный пшеничный пояс Земли протягивается по территории Северной Америки, зарубежной Европы, бывшего СССР, Юго-Западной, Южной и Восточной Азии. В его пределах посевы пшеницы особенно велики в России, Китае, США, Канаде, Казахстане, Украине. Южный пшеничный пояс состоит из трех отдельных ареалов – в Аргентине, Южной Африке и Австралии. Неудивительно, что сбор урожая на мировом пшеничном поле происходит практически круглый год (рис. 92). Главная особенность распространения посевов риса заключается в их тяготении к районам с муссонным климатом. Именно поэтому они сосредоточены прежде всего в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; наиболее велики площади под рисом в Индии, Китае, Индонезии. Второй урожай здесь обычно получают в сухой сезон при искусственном орошении. Что касается посевов кукурузы, то они территориально почти совпадают с посевами пшеницы, примыкая к северному и южному пшеничным поясам. Валовой сбор зерновых культур длительное время возрастал довольно медленными темпами. Так, в 1900 г. он составил 500 млн т, в 1920 г. – 600 млн, в 1940 г. – 700 млн т. Но во второй половине ХХ в. темпы роста производства зерновых значительно возросли – прежде всего под влиянием «зеленой революции» (рис. 93). Однако в 1990-х гг., судя по рисунку 93, мировой сбор зерновых фактически перестал расти. Соответственно и производство зерна из расчета на душу населения в 1990-х гг. уменьшилось с почти 400 кг до немногим более 330 кг. Рис. 92. Время уборки пшеницы в различных регионах мира Начали сокращаться площади под зерновыми, запасы зерна на складах. Видимо, это свидетельствует об исчерпании резервов «зеленой революции». Сказались и очень засушливые годы, например 1995 год. Во всяком случае, в середине 1990-х гг. мир оказался перед реальным дефицитом зерна. Но в начале XXI в. мировое производство зерна снова заметно возросло. Рис. 93. Мировое производство зерновых культур, млн т Структура валового сбора зерновых за последнее время больших изменений не претерпела: общее производство трех главных культур по-прежнему различается не очень сильно. Например, в 2005 г. мировой валовой сбор пшеницы составил 630 млн т, риса – 610 млн, а кукурузы – 725 млн т. А вот соотношение Севера и Юга в мировом сборе зерновых стало постепенно изменяться в сторону увеличения доли Юга, которая уже достигла 60 %. Это изменение связано с различиями в темпах роста: так, в 70—80-х гг. XX в. производство зерновых в странах Юга выросло в 1,5 раза, а в странах Севера – в 1,3 раза. В свою очередь, это привело к некоторому перераспределению мест среди ведущих «зерновых» стран мира (табл. 124). Анализируя таблицу 124, нетрудно подсчитать, что среди перечисленных в ней 30 стран половина относится к странам Юга. Интересно также отметить, что 45 % всего мирового сбора зерновых приходится на три первых страны – Китай, США и Индию. Если рассматривать под этим же углом зрения валовые сборы трех главных зерновых культур, то априори можно предположить, что различия между «пшеничными» и «кукурузными» странами, с одной стороны, и «рисовыми», с другой, должны быть гораздо большими. Так оно и есть в действительности (табл. 125). Таблица 124 ВАЛОВОЙ СБОР ЗЕРНОВЫХ ПО СТРАНАМ, 2005 г. Как видим, в первой десятке стран по сбору пшеницы представлены Европа, Азия, Северная Америка и Австралия, а в первую десятку по рису входят только страны Азии и Бразилия. Что же касается кукурузы, то перевес двух стран (США – 240 млн т, Китай – 120 млн т) здесь настолько велик, что остальные страны – производители кукурузы просто не могут идти с ними в сравнение. Таблица 125 ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ВАЛОВОГО СБОРА ПШЕНИЦЫ И РИСА В 2005 г. Международная торговля зерном имеет свои особенности. В 1970 г. на мировой рынок поступило 80 млн т зерновых, а в 1995 г. был достигнут уровень в 205 млн т. В последующие годы этот показатель поднялся до примерно 270 млн т, а это означает, что в международной купле-продаже зерна участвует около 12 % его валового сбора. В качестве главных экспортеров пшеницы традиционно выступают США, Канада, Австралия и Франция, кукурузы – США и в меньшей мере Франция и Аргентина, риса – Таиланд, США, Индия, Пакистан и Вьетнам. Но нужно учитывать и то, что, в отличие от пшеницы, на экспорт поступает всего 2–3 % от мирового сбора риса. Главными импортерами зерна, закупающими ежегодно от 1 млн т до 30 млн т, в 1990-х гг. были (в порядке убывания): Япония, Россия, о. Тайвань, Республика Корея, Китай, Египет, Бразилия, Иран, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, Алжир, Венесуэла, Марокко, Куба и Саудовская Аравия. К ним можно добавить еще 110 стран, которые тоже ввозят зерно, но в меньших количествах. При этом в максимальной зависимости от импортного зерна, которое покрывает более 70 % потребностей этих стран, находятся Япония, Республика Корея, о. Тайвань и Куба. В Египте, Алжире, Саудовской Аравии такая зависимость составляет 30–60 %, в Иране – около 30 %. Международная торговля зерном влияет и на размеры внутреннего потребления зерна. Именно благодаря ей состав главных стран – потребителей пшеницы существенно отличается от состава стран, которые ее производят. А вот по отношению к рису, который поступает на мировой рынок в небольших количествах, эти различия мало заметны (табл. 126). Таблица 126 ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПШЕНИЦЫ И РИСА В НАЧАЛЕ XXI В. Наряду с общими размерами потребления зерна той или иной страной важным показателем считаются размеры такого потребления из расчета на душу населения. В этом отношении особенно выделяются зерно-производящие, но не столь большие по населению Канада и Австралия, где душевое потребление намного превышает 1000 кг. Несмотря на значительный экспорт, очень велико оно также в США и во Франции, а в большинстве стран Западной Европы находится на уровне 300–600 кг. Для развивающихся стран в целом этот показатель составляет 250 кг, а в Африке – 150 кг. Россия стабильно входит в первую пятерку стран по валовому сбору зерновых в целом и по сбору пшеницы, которая занимает более половины всех ее посевных площадей под зерновыми (24 млн га из 43 млн га). Однако валовые сборы зерновых в 1990-х гг. обнаружили очень большие колебания: от 107 млн т в 1992 г. до 48 млн т в 1998 г. В 2000 г. было собрано 65 млн т зерновых, в 2001 г. – 85 млн т, в 2006 г. – 78 млн т. Это объясняется в первую очередь погодными, но также и некоторыми другими условиями. Тем не менее в последние годы стране удалось в основном решить задачу самообеспечения зерном. Если в 1980-х гг. СССР ежегодно ввозил 30–40 млн т зерна, то теперь ввоз составляет 2–3 млн т. Наряду с этим Россия стала экспортером зерна. Среднедушевое производство зерна в России уменьшилось с 650–750 кг в 1990–1993 гг. до 450–550 кг в 1994–1996 гг., а в урожайном 2001 г. составило 520 кг. |
Open Library - открытая библиотека учебной информации
Производство Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции
просмотров - 83
Центры происхождения культурных растений и домашних животных - ϶ᴛᴏ те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где происходила, как говорят, доместификация животных. Особо важно подчеркнуть, что почти все ныне известные культурные растения и домашние животные появились за сотни и тысячи лет до нашей эры. Пожалуй, лишь сахарная свекла, каучуконосная гевея и хинное дерево стали культурными растениями сравнительно недавно.
Теорию центров происхождения культурных растений разработал выдающийся отечественный ученый академик Н. И. Вавилов на основе своих многочисленных экспедиций, которыми были охвачены вся территория Советского Союза, а также 60 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Из этих экспедиций были привезены тысячи образцов семян, которые затем высевали в питомниках Всесоюзного института растениеводства и тщательно исследовали. В этом же институте была собрана крупнейшая в мире коллекция семян зерновых культур, насчитывающая 60 тыс. сортов; эта уникальная коллекция была сохранена в Ленинграде в голодные месяцы блокады во время Великой Отечественной войны. Н. И. Вавилов считал, что общее число видов культурных растений, не считая декоративных, составляет примерно 1500–1600. При этом для разных культур существуют свои центры многообразия, которые обычно и являются центрами их происхождения, совпадая с древними центрами земледелия. Понятие о центре происхождения культурных растений Н. И. Вавилов окончательно сформулировал в 1935 ᴦ., когда выделил восемь важнейших таких центров (табл. 123 и рис. 87).
Хотя за прошедшие с тех пор шесть с половиной десятилетий эту теорию на основе многочисленных новых данных подвергли некоторым изменениям и дополнениям (ныне принято выделять 7 главных центров – Тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский и Андийский), все же основные ее принципы не были пересмотрены, причем даже теми учеными, которые предлагают увеличить число таких центров до 12. Очень важно, что никто не подвергает сомнению тот исходный пункт теории, который связывает эти центры не только с природным флористическим разнообразием тех или иных территорий, но и с размещением древнейших цивилизаций.
Таблица 123
ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
Немало работ посвящено и выявлению истории доместификации диких животных (рис. 88). При этом за основу обычно также берут очаги одомашнивания этих животных, предложенные Н. И. Вавиловым, который выделил пять главных таких очагов и еще семь дополнительных.
Рис. 88. Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р. К. Баландину и Л. Г. Бондареву)
С историко-географических позиций очень интересен и вопрос о миграциях культурных растений, которые в эпоху Великих географических открытий приобрели характер поистине их великого переселения. При этом одна часть культурных растений мигрировала из Старого в Новый Свет, а другая – в обратном направлении.
К числу культур, «заимствованных» Новым Светом у Старого, можно отнести пшеницу, сахарный тростник и кофе.
Археологические исследования свидетельствуют о том, что пшеница была известна в странах Передней Азии за шесть-пять тысячелетий до нашей эры, в Египте – более чем за четыре, в Китае – за три, на Балканах – за три-два тысячелетия. После Великих географических открытий она попала сначала в Южную Америку (1528 ᴦ.), затем в Северную Америку (1602 ᴦ.), а в конце XVIII в. и в Австралию (рис. 89). Сахарный тростник, родиной которого считают Бенгалию, после Великих географических открытий также мигрировал в Новый Свет: португальцы начали возделывать его на северо-востоке Бразилии, англичане и французы – в Вест-Индии, позднее он стал фактически монокультурой на Кубе и в Пуэрто-Рико.
Родина кофе – нагорья Эфиопии, где эту культуру начали возделывать примерно тысячу лет назад. Считается, что и свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. В XI в. кофе попал в Йемен, откуда его вывозили через порт Моха; вот почему в Европе долгое время кофе называли «мокко». Во времена позднего средневековья его стали употреблять в Италии, во Франции, в Нидерландах, Англии, других европейских странах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, кофе начали выращивать на специальных плантациях; первую из них основали в XVII в. голландцы на о. Ява. В начале XVIII в. несколько кофейных зерен по воле случая попали во Французскую Гвиану, а оттуда – в Бразилию, где эта культура поистине обрела свою вторую родину.
Еще большее число сельскохозяйственных культур мигрировало после Великих географических открытий из Нового Света в Старый Свет. Среди них кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, гевея, какао.
Родиной кукурузы (маиса) считают Центральную Америку. В Европу ее завез еще Колумб. Затем из Испании она распространилась по другим странам Средиземноморья, а позднее попала в Россию, Африку, Восточную Азию. Картофель, культура Андских стран, также сначала попал оттуда в Испанию, а затем в Нидерланды (которые тогда принадлежали Испании), во Францию, в Германию, другие страны Европы. В России он появился в начале XVIII в., при Петре I. Подсолнечник, который, по мнению Н. И. Вавилова, культивировался в Мексике и вообще на юго-западе Северной Америки, появился в Европе в XVI в. Сначала, как и картофель, его считали декоративным растением, и только позднее начали использовать его семена. В России эту культуру стали возделывать также в эпоху Петра I.
Рис. 89. Очаги возникновения и миграции пшеницы
Родиной какао Н. И. Вавилов считал Мексиканское нагорье. В начале XVI в. это растение и получаемый из него шоколад стали известны сначала в Испании, затем в других странах Европы. Главные плантации этой культуры были заложены европейцами на Гвинейском побережье Африки. Табак также попал в Европу в XVI в. – сначала в страны Средиземноморья, а затем и в другие европейские страны, в Азию, Океанию. Саженцы гевеи были вывезены из Бразилии в Малайзию, Нидерландскую Индию, на о. Цейлон, где возникли плантации этого каучуконоса.
Подобные же миграции происходили и со многими породами домашних животных. Один из наиболее ярких примеров такого рода – завоз овец из Южной Африки в Австралию. Отсюда они затем попали и в Новую Зеландию, определив основную международную специализацию этой страны.
Читайте также
Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где... [читать подробенее]
Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где... [читать подробенее]
oplib.ru
Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции
Центры происхождения культурных растений и домашних животных – это те районы Земли, где возникли или были окультурены те или иные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие. Соответственно это центры, где происходила, как говорят, доместификация животных. Особо важно подчеркнуть, что почти все ныне известные культурные растения и домашние животные появились за сотни и тысячи лет до нашей эры. Пожалуй, лишь сахарная свекла, каучуконосная гевея и хинное дерево стали культурными растениями сравнительно недавно.
Теорию центров происхождения культурных растений разработал выдающийся отечественный ученый академик Н. И. Вавилов на основе своих многочисленных экспедиций, которыми были охвачены вся территория Советского Союза, а также 60 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Из этих экспедиций были привезены тысячи образцов семян, которые затем высевали в питомниках Всесоюзного института растениеводства и тщательно исследовали. В этом же институте была собрана крупнейшая в мире коллекция семян зерновых культур, насчитывающая 60 тыс. сортов; эта уникальная коллекция была сохранена в Ленинграде в голодные месяцы блокады во время Великой Отечественной войны. Н. И. Вавилов считал, что общее число видов культурных растений, не считая декоративных, составляет примерно 1500–1600. При этом для разных культур существуют свои центры многообразия, которые обычно и являются центрами их происхождения, совпадая с древними центрами земледелия. Понятие о центре происхождения культурных растений Н. И. Вавилов окончательно сформулировал в 1935 г., когда выделил восемь важнейших таких центров (табл. 123 и рис. 87).
Хотя за прошедшие с тех пор шесть с половиной десятилетий эту теорию на основе многочисленных новых данных подвергли некоторым изменениям и дополнениям (ныне принято выделять 7 главных центров – Тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский и Андийский), все же основные ее принципы не были пересмотрены, причем даже теми учеными, которые предлагают увеличить число таких центров до 12. Очень важно, что никто не подвергает сомнению тот исходный пункт теории, который связывает эти центры не только с природным флористическим разнообразием тех или иных территорий, но и с размещением древнейших цивилизаций.
Таблица 123
ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
Немало работ посвящено и выявлению истории доместификации диких животных (рис. 88). При этом за основу обычно также берут очаги одомашнивания этих животных, предложенные Н. И. Вавиловым, который выделил пять главных таких очагов и еще семь дополнительных.
Рис. 88. Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р. К. Баландину и Л. Г. Бондареву)
С историко-географических позиций очень интересен и вопрос о миграциях культурных растений, которые в эпоху Великих географических открытий приобрели характер поистине их великого переселения. При этом одна часть культурных растений мигрировала из Старого в Новый Свет, а другая – в обратном направлении.
К числу культур, «заимствованных» Новым Светом у Старого, можно отнести пшеницу, сахарный тростник и кофе.
Археологические исследования свидетельствуют о том, что пшеница была известна в странах Передней Азии за шесть-пять тысячелетий до нашей эры, в Египте – более чем за четыре, в Китае – за три, на Балканах – за три-два тысячелетия. После Великих географических открытий она попала сначала в Южную Америку (1528 г.), затем в Северную Америку (1602 г.), а в конце XVIII в. и в Австралию (рис. 89). Сахарный тростник, родиной которого считают Бенгалию, после Великих географических открытий также мигрировал в Новый Свет: португальцы начали возделывать его на северо-востоке Бразилии, англичане и французы – в Вест-Индии, позднее он стал фактически монокультурой на Кубе и в Пуэрто-Рико.
Родина кофе – нагорья Эфиопии, где эту культуру начали возделывать примерно тысячу лет назад. Считается, что и свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. В XI в. кофе попал в Йемен, откуда его вывозили через порт Моха; вот почему в Европе долгое время кофе называли «мокко». Во времена позднего средневековья его стали употреблять в Италии, во Франции, в Нидерландах, Англии, других европейских странах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, кофе начали выращивать на специальных плантациях; первую из них основали в XVII в. голландцы на о. Ява. В начале XVIII в. несколько кофейных зерен по воле случая попали во Французскую Гвиану, а оттуда – в Бразилию, где эта культура поистине обрела свою вторую родину.
Еще большее число сельскохозяйственных культур мигрировало после Великих географических открытий из Нового Света в Старый Свет. Среди них кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, гевея, какао.
Родиной кукурузы (маиса) считают Центральную Америку. В Европу ее завез еще Колумб. Затем из Испании она распространилась по другим странам Средиземноморья, а позднее попала в Россию, Африку, Восточную Азию. Картофель, культура Андских стран, также сначала попал оттуда в Испанию, а затем в Нидерланды (которые тогда принадлежали Испании), во Францию, в Германию, другие страны Европы. В России он появился в начале XVIII в., при Петре I. Подсолнечник, который, по мнению Н. И. Вавилова, культивировался в Мексике и вообще на юго-западе Северной Америки, появился в Европе в XVI в. Сначала, как и картофель, его считали декоративным растением, и только позднее начали использовать его семена. В России эту культуру стали возделывать также в эпоху Петра I.
Рис. 89. Очаги возникновения и миграции пшеницы
Родиной какао Н. И. Вавилов считал Мексиканское нагорье. В начале XVI в. это растение и получаемый из него шоколад стали известны сначала в Испании, затем в других странах Европы. Главные плантации этой культуры были заложены европейцами на Гвинейском побережье Африки. Табак также попал в Европу в XVI в. – сначала в страны Средиземноморья, а затем и в другие европейские страны, в Азию, Океанию. Саженцы гевеи были вывезены из Бразилии в Малайзию, Нидерландскую Индию, на о. Цейлон, где возникли плантации этого каучуконоса.
Подобные же миграции происходили и со многими породами домашних животных. Один из наиболее ярких примеров такого рода – завоз овец из Южной Африки в Австралию. Отсюда они затем попали и в Новую Зеландию, определив основную международную специализацию этой страны.
Зерновое хозяйство мира
Главную роль в обеспечении населения Земли продовольствием, а некоторых отраслей промышленности сырьем всегда играло и продолжает играть растениеводство (земледелие). В растениеводстве же первое место по значению принадлежит зерновым культурам, которые распространены фактически по всей земледельчески освоенной территории планеты и используются и для питания людей, и в качестве корма для домашних животных (примерно 55 % зерновых употребляют в пищу и 45 % используют как фуражное зерно). К числу зерновых культур относятся пшеница, рис, кукуруза (маис), ячмень, рожь, овес, сорго, просо, не говоря о некоторых местных культурах. Их роль в общем производстве продовольственных культур демонстрирует рисунок 90.
Характеристика современного мирового зернового хозяйства включает в себя четыре составные части: 1) посевные площади; 2) валовой сбор; 3) международную торговлю; 4) потребление.
Посевная площадь под зерновыми культурами ныне составляет примерно 650 млн га, т. е. 45 % всех обрабатываемых площадей. В отдельных странах эта доля значительно больше. Например, в России, Великобритании, во Франции, в Италии, США зерновые занимают от 50 до 60 % всех посевных площадей; в Польше, Венгрии, Румынии – от 60 до 65, в ФРГ – около 70, во Вьетнаме – 80, а в Японии – более 90 %.
Рис. 90. Мировое производство продовольственных культур
Рис. 91. Структура посевных площадей зерновых культур
Наибольшие посевные площади занимают три главные зерновые культуры: пшеница (215 млн га), рис (155 млн) и кукуруза (140 млн га). Соответственно и доля их в посевах зерновых самая большая (рис. 91).
Ни одна другая сельскохозяйственная культура не распространена в мире так же широко, как пшеница. Огромный северный пшеничный пояс Земли протягивается по территории Северной Америки, зарубежной Европы, бывшего СССР, Юго-Западной, Южной и Восточной Азии. В его пределах посевы пшеницы особенно велики в России, Китае, США, Канаде, Казахстане, Украине. Южный пшеничный пояс состоит из трех отдельных ареалов – в Аргентине, Южной Африке и Австралии. Неудивительно, что сбор урожая на мировом пшеничном поле происходит практически круглый год (рис. 92).
Главная особенность распространения посевов риса заключается в их тяготении к районам с муссонным климатом. Именно поэтому они сосредоточены прежде всего в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; наиболее велики площади под рисом в Индии, Китае, Индонезии. Второй урожай здесь обычно получают в сухой сезон при искусственном орошении. Что касается посевов кукурузы, то они территориально почти совпадают с посевами пшеницы, примыкая к северному и южному пшеничным поясам.
Валовой сбор зерновых культур длительное время возрастал довольно медленными темпами. Так, в 1900 г. он составил 500 млн т, в 1920 г. – 600 млн, в 1940 г. – 700 млн т. Но во второй половине ХХ в. темпы роста производства зерновых значительно возросли – прежде всего под влиянием «зеленой революции» (рис. 93). Однако в 1990-х гг., судя по рисунку 93, мировой сбор зерновых фактически перестал расти. Соответственно и производство зерна из расчета на душу населения в 1990-х гг. уменьшилось с почти 400 кг до немногим более 330 кг.
Рис. 92. Время уборки пшеницы в различных регионах мира
Начали сокращаться площади под зерновыми, запасы зерна на складах. Видимо, это свидетельствует об исчерпании резервов «зеленой революции». Сказались и очень засушливые годы, например 1995 год. Во всяком случае, в середине 1990-х гг. мир оказался перед реальным дефицитом зерна. Но в начале XXI в. мировое производство зерна снова заметно возросло.
Рис. 93. Мировое производство зерновых культур, млн т
Структура валового сбора зерновых за последнее время больших изменений не претерпела: общее производство трех главных культур по-прежнему различается не очень сильно. Например, в 2005 г. мировой валовой сбор пшеницы составил 630 млн т, риса – 610 млн, а кукурузы – 725 млн т. А вот соотношение Севера и Юга в мировом сборе зерновых стало постепенно изменяться в сторону увеличения доли Юга, которая уже достигла 60 %. Это изменение связано с различиями в темпах роста: так, в 70—80-х гг. XX в. производство зерновых в странах Юга выросло в 1,5 раза, а в странах Севера – в 1,3 раза. В свою очередь, это привело к некоторому перераспределению мест среди ведущих «зерновых» стран мира (табл. 124).
Анализируя таблицу 124, нетрудно подсчитать, что среди перечисленных в ней 30 стран половина относится к странам Юга. Интересно также отметить, что 45 % всего мирового сбора зерновых приходится на три первых страны – Китай, США и Индию.
Если рассматривать под этим же углом зрения валовые сборы трех главных зерновых культур, то априори можно предположить, что различия между «пшеничными» и «кукурузными» странами, с одной стороны, и «рисовыми», с другой, должны быть гораздо большими. Так оно и есть в действительности (табл. 125).
Таблица 124
ВАЛОВОЙ СБОР ЗЕРНОВЫХ ПО СТРАНАМ, 2005 г.
Как видим, в первой десятке стран по сбору пшеницы представлены Европа, Азия, Северная Америка и Австралия, а в первую десятку по рису входят только страны Азии и Бразилия. Что же касается кукурузы, то перевес двух стран (США – 240 млн т, Китай – 120 млн т) здесь настолько велик, что остальные страны – производители кукурузы просто не могут идти с ними в сравнение.
Таблица 125
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ВАЛОВОГО СБОРА ПШЕНИЦЫ И РИСА В 2005 г.
Международная торговля зерном имеет свои особенности. В 1970 г. на мировой рынок поступило 80 млн т зерновых, а в 1995 г. был достигнут уровень в 205 млн т. В последующие годы этот показатель поднялся до примерно 270 млн т, а это означает, что в международной купле-продаже зерна участвует около 12 % его валового сбора. В качестве главных экспортеров пшеницы традиционно выступают США, Канада, Австралия и Франция, кукурузы – США и в меньшей мере Франция и Аргентина, риса – Таиланд, США, Индия, Пакистан и Вьетнам. Но нужно учитывать и то, что, в отличие от пшеницы, на экспорт поступает всего 2–3 % от мирового сбора риса.
Главными импортерами зерна, закупающими ежегодно от 1 млн т до 30 млн т, в 1990-х гг. были (в порядке убывания): Япония, Россия, о. Тайвань, Республика Корея, Китай, Египет, Бразилия, Иран, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, Алжир, Венесуэла, Марокко, Куба и Саудовская Аравия. К ним можно добавить еще 110 стран, которые тоже ввозят зерно, но в меньших количествах. При этом в максимальной зависимости от импортного зерна, которое покрывает более 70 % потребностей этих стран, находятся Япония, Республика Корея, о. Тайвань и Куба. В Египте, Алжире, Саудовской Аравии такая зависимость составляет 30–60 %, в Иране – около 30 %.
Международная торговля зерном влияет и на размеры внутреннего потребления зерна. Именно благодаря ей состав главных стран – потребителей пшеницы существенно отличается от состава стран, которые ее производят. А вот по отношению к рису, который поступает на мировой рынок в небольших количествах, эти различия мало заметны (табл. 126).
Таблица 126
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПШЕНИЦЫ И РИСА В НАЧАЛЕ XXI В.
Наряду с общими размерами потребления зерна той или иной страной важным показателем считаются размеры такого потребления из расчета на душу населения. В этом отношении особенно выделяются зерно-производящие, но не столь большие по населению Канада и Австралия, где душевое потребление намного превышает 1000 кг. Несмотря на значительный экспорт, очень велико оно также в США и во Франции, а в большинстве стран Западной Европы находится на уровне 300–600 кг. Для развивающихся стран в целом этот показатель составляет 250 кг, а в Африке – 150 кг.
Россия стабильно входит в первую пятерку стран по валовому сбору зерновых в целом и по сбору пшеницы, которая занимает более половины всех ее посевных площадей под зерновыми (24 млн га из 43 млн га). Однако валовые сборы зерновых в 1990-х гг. обнаружили очень большие колебания: от 107 млн т в 1992 г. до 48 млн т в 1998 г. В 2000 г. было собрано 65 млн т зерновых, в 2001 г. – 85 млн т, в 2006 г. – 78 млн т. Это объясняется в первую очередь погодными, но также и некоторыми другими условиями. Тем не менее в последние годы стране удалось в основном решить задачу самообеспечения зерном. Если в 1980-х гг. СССР ежегодно ввозил 30–40 млн т зерна, то теперь ввоз составляет 2–3 млн т. Наряду с этим Россия стала экспортером зерна. Среднедушевое производство зерна в России уменьшилось с 650–750 кг в 1990–1993 гг. до 450–550 кг в 1994–1996 гг., а в урожайном 2001 г. составило 520 кг.
Читайте также:
lektsia.com