Сирень дикорастущее или культурное растение. Сирень: это кустарник или дерево? Причины популярности и история культуры выращивания

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Культура сирени. Сирень дикорастущее или культурное растение


это кустарник или дерево? Причины популярности и история культуры выращивания

Сирень - это кустарник или дерево небольшого размера, с незапамятных времен выращиваемое растениеводами многих стран. Неизменной популярности в парково-декоративных ансамблях сирень обязана своим удивительным качествам.

Красавица сирень

Темно-зеленые листья красивой формы, изумительные цветки, окутанные таинственными легендами у разных народов, пышное и продолжительное цветение, неприхотливость в уходе – все это сирень. Это кустарник или дерево с пышными соцветиями фиолетового, сиреневого, розового, красного, желтого и белого окраса неплохо выдерживает городские условия, прекрасно себя чувствует в затененных местах, легко размножается, хорошо переносит обрезку. Цветки сирени обладают тонким ароматом, а многочисленные сорта, выведенные любителями растения за несколько сотен лет, представляют широкий спектр оттенков окраски лепестков и позволяют выбрать кустарник практически для любых климатических зон.

Немного истории

Биологическое название растения в классификации (Syringa L.) отсылает нас в Грецию. Греческое слово 'Syrinx' переводится как «трубка», что связывают с формой цветка. Другая версия - происхождения названия от имени древнегреческой нимфы Сиринга, спасавшуюся от влюбленного в нее бога лесов и превратившуюся в куст, из которого впоследствии Пан изготовил свирель. В культуру садоводства сирень впервые введена в Китае, ее сажали в буддистских монастырях как символ просветления. Выращиваемый в Индии фикус не прижился в суровых климатических условиях Китая, поэтому с продвижением буддизма на север распространялась и сирень.

Это куст или дерево? Форма растения зависит от обрезки. Несмотря на это, по классификации сирень - кустарник. Свободно растущие дикие виды имеют много стволов, высота которых достигает 8 метров. В декоративных целях обычно формируют пышный куст из 5-15 стволов, но некоторые сорта обрезают в форме деревца.

В Европу сирень пришла в XVI веке по великому шелковому пути из Персии. Первоначально растение попало в Австрию, а уже оттуда распространилась в другие страны. «Персидская» сирень не была особенно красива, но прочно заняла свое место в европейской культуре. С помощью ветки сирени девушки отказывали кавалерам в сватовстве. Популярность кустарника сильно возросла после того, как в 1870 году французский селекционер Виктор Лемуан скрестил два вида растения и получил великолепный гибрид. В течение последующих ста лет фирма, основанная селекционером, вывела более 200 сортов сирени.

В Россию кустарник завезли в середине XVIII века. В советский период большой вклад в разведение красавицы внес Леонид Колесников. Простой садовод, он более сорока лет занимался выведением новых сортов. Его достижения государство оценило по достоинству, и Колесников был назначен директором питомника. Под его руководством выведено более 300 сортов сирени.

Биологическая характеристика

Сирень относится к роду кустарников, семейству маслиновых. Ближайшими родственниками ее являются ясень, бирючина и форзиция. Из теплолюбивых сородичей – маслина и жасмин (тот, который произрастает в южных странах). В диком состоянии растение встречается в горах Европы (на юге), в Китае и на Дальнем Востоке. Существует около 30 видов этого растения и множество культурных сортов и гибридов.

Популярные сорта сирени

Широко распространены в России следующие виды сирени:

  1. Амурская сирень. Это кустарник или дерево высотой до 20 метров, произрастающее на Дальнем Востоке и лесах Северо-Восточного Китая. Цветки белые или кремовые, мелкие; зацветает поздно. Устойчива к морозам.
  2. Венгерская сирень. Это кустарник или дерево 4-7 метров высотой, цветки лиловые, соцветия разделены на ярусы. Неприхотлива к условиям, засухоустойчива, садовые формы двух видов: бледно-фиолетовые и красноватые цветки.
  3. Бархатистая сирень. Небольшой компактный кустарник, произрастает в Корее и Северном Китае. Цветки сиреневые, с белой бархатистой чашечкой; цветение обильное, но более короткое, чем у остальных видов (около 10 дней).
  4. Сирень персидская. Низкорослая, цветет позже, долго и обильно. Чувствительна к заморозкам.
  5. Сирень Вольфа.

Гибридные виды: Сирень Генри, Сирень гиацинтовая, Китайская. Очень эффектно смотрится Гиацинтовая махровая сирень. Это дерево или кустарник, фото представлено ниже.

Но наиболее популярна у растениеводов России Сирень обыкновенная. На ее основе выведено множество сортов: Примроуз, Огни Донбасса, Мечта, Конго, Кавур, Весталка, Аметист, Красавица Москвы, махровые разновидности. Кусты неприхотливы в уходе, прекрасно размножаются, быстро растут, долго и пышно цветут, устойчивы к погодным условиям средней полосы.

fb.ru

Рябина это культурное растение или дикорастущее — Небо пополам

Рябина это культурное растение или дикорастущее

Основные положения о медунице

Популярность у пчел дала культуре такое необычное название

Культурное или дикорастущее растение

Дикорастущая Медуница способна создавать красивые зеленые ковры, которые в момент цветения покрываются розовыми с фиолетовыми вкраплениями цветами. Листовые пластины зеленого цвета покрыты серебряными пятнышками, что придает очарование.

Описание

Медуница появляется, как только сойдут снега и своим появлением украшает не только опушки лесов, но его часто высаживают на своих участках любители цветов. По описанию это невысокое растение, вырастающее в благоприятных условиях.

Не выше 50 см. листья овальные с заостренными краями и серебряными крапинками. Цветы расположены на концах побегов и собраны в пучки.

Как выглядят цветы, листья и корни

Медуница обладает двойным околоцветником, и форма напоминает колокольчик. Внутри колокольчика расположены тычинки желтого цвета. Цветы собраны в соцветия, расположенные наверху побегов.

Цветение приходится на весенний период и длится около месяца. Колокольчики обладают различными оттенками:

Листовые пластины цельные, заостренные к зеленой верхушке. Иногда на листовой пластине присутствует опушение. После того как растение отцветет, на земле еще долго остаются наземные длинные листовые пластины.

Благодаря своему внешнему виду ее часто высаживают на клумбах любители цветов.

Как и когда цветет

Весной в течение месяца соцветиями, собранными в пучок на конце стебля. На одном кусте часто можно встретить цветы синие и розовые, так как со старением изменяется его оттенок .

Источник: http://proklumbu.com/otkrutui-grunt/kustarniki/medunica-kulturnaja.html

February 21, 2015

В школьной программе на уроках ознакомления с окружающим миром, природоведения, биологии предусмотрено изучение объектов живой природы. В рамках ознакомления с жизнью флоры дети узнают, что такое культурные и дикорастущие растения. Название групп становится понятным после того, как детям сообщается об условиях произрастания видов. Углубление и расширение понятия происходит за счет ознакомления с тем, как используются человеком растения, относящиеся к той или иной группе.

Культурные и дикорастущие растения. Названия

2 класс общеобразовательной школы — это тот период, когда дети начинают получать систематические знания об объектах живой и неживой природы. Более раннее изучение предмета носит пропедевтический характер. Но уже во втором классе вводятся, например, такие понятия, как культурные и дикорастущие растения.

Название групп становится понятно детям после выполнения упражнений, где предлагается сравнить пары растений. Например, ель и яблоню, березу и сливу, крыжовник и можжевельник, помидоры и мать-и-мачеху, горох и цикорий. Педагог предлагает детям обратить внимание на то, где произрастают сравниваемые виды, какие условия для них необходимы, кто за ними ухаживает.

Для роста и развития растений необходимы определенные условия. Культурным видам такие условия создает человек. Он ищет благоприятное место для высадки растений, производит их подкормку, удаляет сорняки, собирает урожай, оберегает от вредителей и болезней.

Основания для классификации

Занимаясь собирательством, люди накапливали опыт, благодаря которому они оценили положительные свойства корней, листьев, стеблей, плодов некоторых растений. Постепенно человек научился наиболее полезные для себя виды выращивать рядом с собственным жилищем и пользоваться результатами своего труда в течение более длительного промежутка времени, чем это было при собирательстве. Так начали появляться культурные сорта растений, в результате ухода за которыми улучшались их вкусовые и иные качества.

Обилие пищевых и лекарственных дикорастущих видов растений отмечается в тропическом и субтропическом влажном климате. В зоне тундры и лесотундры видовое разнообразие растений более скудное, но здесь могут быть сосредоточены большие запасы, например, мхов, лишайников, используемых в разных отраслях народного хозяйства. Травянистые и кустарниковые растения, дающие хороший урожай ягод, тоже не редкость для суровых северных районов.

Среди лекарственного сырья особое место занимают дикорастущие растения. Названия и значение медицинских препаратов, изготовленных на основе трав, частей деревьев и кустарников, произрастающих в дикой природе, в последнее время активно создаются и изучаются, и их перечень значительно расширился. Богатый опыт использования дикорастущих растений в качестве лекарственных средств имеется у народных целителей.

Однако количество полностью изученных и используемых человеком в составе лекарственных препаратов представителей флоры составляет лишь 4% от общего числа видов, которые представляют собой дикорастущие растения. Названия новых видов регулярно пополняют этот перечень.

Надо отметить, что более половины сырья, предназначенного для фармацевтического производства, поставляется посредством сбора лекарственных растений в природе. Лишь небольшая их часть культивируется.

При сборе лекарственных и пищевых дикорастущих растений обязательно нужно соблюдать правила, благодаря которым можно исключить факты отравления или другого отрицательного воздействия на организм. Разрешается сбор лишь хорошо известных видов растений. Те из них, что вызывают сомнение по внешнему виду, правилам употребления, сбору не подлежат. Надземные части растений обычно собирают до цветения. В это время побеги и листья более нежные, не содержат опасных соединений. Сбор растений рекомендуется производить в ясную погоду во второй половине дня, когда исключено увлажнение росой.

Запрещен сбор растений вдоль дорог, вблизи свалок, сточных канав или промышленных объектов. На их частях собираются продукты горения, пыль, содержащие опасные для здоровья человека вещества.

Собранное сырье не следует укладывать слишком плотно. Это может привести к порче растений. Она обычно проявляется в потемнении их частей. Колючие и жгучие растения, такие как крапива, бодяга, лучше собирать в перчатках. А жесткие стебли других удобнее срезать ножом.

Части растений, имеющие видимые повреждения, такие как наросты, ржавчина, гниль, собирать не рекомендуется. Они могут содержать в своем составе вещества, вредные для здоровья человека.

Источник: http://fb.ru/article/170357/dikorastuschie-rasteniya-nazvanie-i-znachenie

Дикорастущие кустарники: виды и названия

February 18, 2015

Большую роль в природе и жизни человека играют разные жизненные формы раст

nebo-popolam.ru

Культура сирени

Сирень относится к светолюбивым растениям. Вследствии своей неприхотливости сирень удается на бедных песчаных почвах, но предпочитает суглинистую почву. Под сирень необходима глубокая и хорошая обработка почвы, на 50 - 70 см. Чем глубже обработана почва, тем больше она заправлена местными органическими удобрениями, тем лучше развивается и цветет сирень.

Сирень не переносит сырой почвы. В сырой почве сирень часто погибает. На низких сырых местах необходимо дренирование почвы и подсыпка земли.

Посадка сирени - ответственный момент. Ошибки, допущенные при посадке, обнаружатся только в последующие годы, когда исправить их уже будет поздно.

Большое значение имеет прежде всего выбор места для посадки сирени и подготовка почвы. При посадке учитывают не только декоративные соображения (сорт сирени, высоту, форму кроны, время цветения, форму соцветий, окраску цветов и т. д., гармонию с другими насаждениями сада), но и экономические моменты (культуру на срезку и соответствующий этой цели подбор сортов). Лучшим посадочным материалом пока считается сортовая сирень, привитая на подвое, воспитанном из сеянцев обыкновенной и венгерской сирени. Эти виды меньше дают поросли, осложняющей уход за сиренью. Возраст посадочного материала может быть от 1 до 6 лет и старше. Все зависит от организации посадки и ухода за сиренью, особенно в первое время после посадки.

Лучше всего сирень сажать по окончании роста побегов и в начале второго сокодвижения, то есть в конце июня - начале августа.

Правильно посаженная сирень при нормальном уходе хорошо разрастается. В 30-летнем возрасте растение достигает 3 м высоты,2,5 м ширины кроны и 25 - 30 см в диаметре у корневой шейки. Исходя из таких параметров развития сирени, можно определять площадь при ее посадке. Вообще же при массовых посадках сирени расстояние между рядами дают 3 - 4 м, а в рядах 2,5 м.

Сирень, у которой корни отличаются поверхностным расположением их в грунте, сажают в ямы небольшой глубины с предварительной подготовкой почвы. Посадка не должна быть глубже, чем сирень сидела раньше. Даже лучше если корневая шейка сирени выше уровня почвы на 2 - 3 см. На сырых местах сирень надо сажать на небольших холмиках, возвышающихся над землей.

flower-gardens.ru

Дикорастущие и культурные растения - МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ - ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 30

Тема. Дикорастущие и культурные растения

 

Цель: ознакомить учащихся с видами культурных растений и со значением культурных растений для человека; формировать интерес к культурных растений; учить группировать изображения дикорастущих и культурных растений, объясняя сущность группировки; приводить примеры каждой группы; развивать навыки логического мышления и речи учащихся; воспитывать дружелюбие, толерантность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

►► Игра «Какая картинка лишняя и почему?»

Картинки: папоротник, машина, петух, солнце, сосна, яблоня.

Ответы детей:

- Машина - все остальное природа.

- Солнце - все остальное живая природа.

- Петух - все остальные растения.

- Папоротник - все остальные деревья.

- Чем сосна отличается от яблони?

Ответы детей:

- Сосна - хвойное дерево, а яблоня - лиственное.

- У сосны шишки, а у яблони - яблоки.

- Сосна растет в лесу, а яблоня в саду.

- На уроке вы узнаете, чем еще могут отличаться растения.

 

III. Изучение нового материала

1. Выполнение заданий

1) Сгруппировать предметы: живая и неживая природа.

Предметы: камень, солнце, река, луна, дерево, заяц, сирень, астра, бабочка, муха, гриб, человек.

Вывод. Растения относятся к живой природе.

2) Сгруппировать растения: деревья, кусты и травы.

Растения: береза, ель, сирень, калина, астра, мать-и-мачеха.

Вывод. Растения распределяются по группам: деревья, кусты и травы.

- Чем различаются между собой кусты, деревья и травы?

2. Объяснение учителя

- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - это деревья. Отличия - ель растет в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева дают пользу людям.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее - это кусты. Отличие - крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)

- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее - это травянистые растения. Отличия - помидоры растут в огороде, за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.)

- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа - это растения, которые выращивает человек. Их называют культурными растениями. Вторая группа - это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе, их можно увидеть везде: и в лесу, и на лугу, у водоема. Эти растения называют дикорастущими.)

На доске - рисунки двух групп растений: дикорастущих и культурных.

- На какие две группы распределены все растения? (Культурные и дикорастущие)

- Что такое культурные растения? (Это растения, посадила, вырастила человек. Она ухаживает за ними, собирает урожай.)

- Что такое дикорастущие растения? (Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико»; люди их не выращивают.)

- Пробовали ли вы плоды яблони-«дички»?

Дети рассматривают плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком (культурного растения), делают вывод, что плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки - большие и сладкие.

Дети рассматривают рисунки о выращивании культурных растений.

Вывод. Люди выводят сорта культурных растений. Это нелегкий труд, требующий определенных знаний и умений.

- Зачем люди выращивают культурные растения?

- Какие культурные растения вам известны?

3. Заполнение таблицы

- На какие группы распределяются эти культурные растения? (Деревья, кусты, травянистые растения)

 

 

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Работа над загадками

Отгадав загадку, ученики отмечают, к какой группе принадлежит растение - культурных или дикорастущих растений.

• Зубов, а кусает. (Крапива)

• Имеет семь шкур, выжимает слезы всем. (Лук)

• Девка в кладовке,

А коса на улице. (Морковь)

 

• На огороде молодая

Пышные косы розпліта,

В зеленой платки

Золотые хова зернышка. (Кукуруза)

 

• Здесь все растут, как говорят, душа в душу:

Малина, абрикосы, виноград,

Орехи, сливы, яблони и груши...

А все это вместе зовется просто... (сад).

 

• Яркие лепестки,

И запах отменный.

И хочется всем

Увидеть их снова. (Розы)

 

• Я дерево-красавец,

А зовут меня... (ясень).

 

• В чистом поле он растет:

На высоких ножках,

В зеленых чулочках,

Цветочки голубые,

Языков оченьки приветливые. (Лен)

 

• Красненький я на красоту,

В кухню пришел с огорода.

Посмотрю, где тут горшок,

Потому хочу прыгнуть в борщик. (Свекла)

 

• И пекут меня, и варят,

И едят меня, и хвалят, потому что я добрая. (Картофель)

 

• Спелый колос на полях,

Все комбайны - на жатве.

Они ходят из края в край

И собирают... (урожай).

2. Тест «Да или нет?»

Или эти культурные растения:

Помидор, тыква, малина,

Морковь, рожь, огурцы,

Мак, одуванчик, свекла?

(Одуванчик - дикорастущее растение, а мак и малина бывают и культурными и дикорастущими.)

Или эти культурные растения:

Кабачки, арбуз и дыни,

Абрикос и клубники,

Подорожник и пшеница?

(Подорожник ошибочно попал в перечень культурных растений.)

 

V. Итог урока

- На какие две группы распределены все растения?

- Что такое культурные растения?

- Для чего человек выращивает?

- Что такое дикорастущие растения?

na-uroke.in.ua


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта