Рост и развитие растений 6 класс. Конспект урока по биологии 6 класс по программе Сонина Н.И. "Рост и развитие растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по биологии по теме: "Рост и развитие растений" (6 класс). Рост и развитие растений 6 класс


Открытый урок "Рост и развитие растений"

Тема урока: «Рост и развитие растений»

Цель урока:

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы « Рост и развитие растений»

Задачи:

1.Развивающие:

а) развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас,

б) отрабатывать умение работать с текстом,

в) выделять главное, анализировать,

г) формирование умения изображать биологические объекты.

д) отрабатывать навыки определения понятий.

2.Воспитательные:

а) организовать воспитательное влияние на личность через систему отношений,

б) формировать доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам.

3. Образовательные:

а) познакомить обучающихся с этапами роста и развития растений, условиями прорастания семян,

б) развивать умение закладывать опыты.

У. У. Д.

1.Личностные:

а) умение работать в группах,

б) осознавать потребность и готовность к самообразованию.

2. Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь.

3. Регулятивные:

а) оценивать правильность выполнения действий,

б) сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать их самостоятельно.

4. Познавательные:

а) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты о росте и развитии растений,

б) давать определения понятиям, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

а) усвоение знаний о росте и развитии растений,

б) умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии,

в) умение использовать текст учебника.

2.Личностные:

а) умение понимать смысл поставленной задачи, четко и ясно излагать свои мысли в устной речи,

б) осознание границ применяемого нового знания.

3.Метапредметные:

а) регулятивные – самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения,

б) познавательные – добывать новые знания, извлекать и обрабатывать полученную информацию,

в) коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ресурсы:

Основные. Учебник Н. И. Сонин, «Биология» 6 класс. «Дрофа», М. 2013г.

Дополнительные. Компьютер, мультипроектор, экран или интерактивная доска, шкатулка, семена фасоли, инструктивные карточки, стаканы с почвой, вода, Бумага, маркеры, магниты для оформления проектного листа.

Форма урока. Изучение нового материала.

Методы обучения. Диалог учитель - обучающийся, наглядные, проблемного изложения, работы в группах, работа по обработке представленной информации, закладка опыта.

Ход урока:

План урока:

I. Условия прорастания семян.

II. Прорастание семян.

III. Индивидуальное развитие семян.

В ходе урока учащиеся должны узнать:

  • какие условия необходимы для прорастания семян;

  • какую роль играет вода, тепло и кислород в прорастании семян;

  • что такое проросток, типы прорастания;

  • что называется индивидуальным развитием;

  • из каких этапов состоит индивидуальное развитие растений.

Учащиеся должны уметь:

  • определять и называть этапы прорастания семян;

  • уметь применять знания условий прорастания семян на практике;

  • определять типы прорастания семян;

  • определять этапы онтогенеза растений.

Урок проводится в форме сказки, включает в себя работу по инструктивным карточкам, закладку лабораторного опыта.

Организационный момент:

Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о чуде. О чем пойдет речь, нам подскажет эта таинственная шкатулка (учитель демонстрирует шкатулку, в которой находятся семена фасоли). Для того чтобы угадать, что находится в шкатулке, нужно послушать сказку.

Сказка.

Жил-был зародыш. Жил он в тесном помещении, в котором было сухо и очень темно. Впрочем, зародыш об этом не знал, ведь он все время спал. Запаса питательных веществ ему вполне хватало. Его дом был защищен надежными стенами. Ребята, ответьте на вопрос: в чем находился зародыш? (в семени).

Так что же находится в шкатулке? Ответ: семена.

Учитель демонстрирует семена.

Верно, в шкатулке хорошо известные вам семена фасоли. Мы их уже проращивали и видели, как из семян развиваются зародыши. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Ответ: росту и развитию зародыша.

Тема урока записывается на доску - «Рост и развитие растений». (слайд №1)

Опрос по теме «Половое размножение растений»

Прежде чем приступить к изучению новой темы, необходимо вспомнить, из каких частей цветка формируется семя, и каким образом происходит образование зародыша в результате двойного оплодотворения.

завязь плод

семязачаток семя

зародышевый зародыш

мешок

Ребята, давайте вспомним, из каких частей цветка образуется плод (работа со схемой, слайд №2).

Иногда зародыш просыпался и задавал себе вопрос: «Как я появился на свет?»

Учитель: «Ребята, помогите зародышу узнать историю своего рождения, заполните схему». Озаглавьте ее. (Двойное оплодотворение) (слайд №3)

________________________________

♀яйцеклетка с_ _ _ _ _ й ♂ (спермий)

З_ _ _ _а

З_ _ _ _ _ш (зародыш)

Центральная клетка с_ _ _ _ _й (спермий)

э_ _ _ _ _ _ _м

семя

I. Условия прорастания семян.

Зародыш так бы и спал долго, если бы однажды дети не посадили семя в почву. Как вы думаете, что случится с зародышем? Правильно, он прорастет. Давайте подумаем, какие же условия необходимы для прорастания семян.

1. Наличие воды.

2. Наличие тепла (определенная температура).

3. Наличие кислорода.

О роли воды поговорим более подробно. Найдите в учебнике и зачитайте, в чем заключается роль воды в прорастании семян (работа с текстом учебника).

Не менее важно значение температуры почвы. Давайте определим, на сколько градусов должна прогреться почва для того, чтобы проросли те или иные семена (работа с рисунком учебника).

Как вы думаете, для чего зародышу необходим кислород (работа с текстом учебника)

(слайд №4)

0.°С

а) б) в)

Ребята, как вы думаете, какие ошибки допустили ученики, замачивая семена гороха? Ответы:

а) Налили слишком много воды. Зародыши не получают кислорода.

б) Не налили воды. Набухание семян не происходит.

в) Воды налита норма, зародыши дышат, но температура для прорастания слишком низкая.

Закладка лабораторного опыта:

Давайте мы посадим семена правильно, соблюдая все условия. У каждого из вас на столе есть стаканчик с землей, семена. Мы их посадим на нужную глубину. Если мы посадим семена слишком глубоко, ростки могут не пробиться на поверхность. Если же мы посадим их на слишком маленькую глубину, растения плохо укоренятся. Если мы их не польем, семена не набухнут и не прорастут. Семена нужно посадить на глубину, равную 2-3 их диаметрам.

Дети сажают семена, подписывают стаканчики и ставят их на подоконник.

II. Прорастание семян.

Зародыш почувствовал происходящие в себе изменения. У него появились силы. Ему стало тесно в семени, он стал расти.

Ребята, какая часть зародыша прорастает первой? Ответ: корешок. Почему? Ответ: он закрепляет семя в почве. Затем развивается зародышевый побег.

И вот наступил удивительный момент: зародышевый побег появился на свет. Впрочем, это уже был не зародыш, а проросток.

Ребята, найдите в книге такое предложение, из которого можно выделить определение, что такое проросток (работа с текстом учебника). А теперь давайте познакомимся с типами прорастания семян. (слайд №5)

Типы прорастания

подземное надземное

семядоли остаются семядоли выносятся

под землей на поверхность

(пшеница) (томаты)

Проросток был очень слаб и беспомощен. Объяснение этого факта дети находят в учебнике (работа с текстом учебника).

III. Индивидуальное развитие семян.

Вот и кончилась наша история о жизни зародыша.

Давайте еще раз проследим этапы развития цветкового растения и обозначим их на горизонтальной линии.

1. С чего начинается жизнь растения? - с зиготы.

2. Как называется следующий этап жизни растения? – зародыш.

3. Как называется следующий этап после прорастания зародыша? – проросток.

4. Последний этап называется - Взрослое растение. (слайд №6)

Индивидуальное развитие растения (онтогенез)

зигота зародыш проросток взрослое растение конец жизни

Вы видите, что с организмом в течение жизни происходят различные изменения. Это называется индивидуальным развитием, или онтогенезом.

Ученики в тексте учебника находят предложение, на основе которого составляют определение онтогенеза. Определение и схему записывают в тетрадь.

Учитель: «Вот и вся история. А в чем же заключается чудо? Вся эта история началась с одной клетки – зиготы. Одна единственная клетка, а в ней заложена вся информация о том, каким должен стать живой организм!».

Закрепление. (слайд №7)

1. Объясните явление: посеяв в почву семена, огородник Лопухин так и не дождался всходов. Предложите как можно больше причин, объясняющих это явление.

а) не полил

б) почва не прогрелась

в) зародыш был мертв

Если дети не могут назвать третью причину, им следует предложить прорастить жареные семечки. Ребята легче сообразят, что для прорастания семян необходим живой зародыш.

2. Для прорастания семян необходима вода, определенная температура и здоровый, сформированный зародыш. Почему перед посевом семена необходимо поместить в стакан с водой, подкрашенный марганцем? Ответ: семена с неразвитым зародышем всплывут на поверхность, так как они легче, марганцем обеззараживают семена. (слайд №8)

3. Учительница биологии попросила учащихся собрать и принести семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они решили отдать семена учителю. И каково же было их удивление, когда они увидели почерневшие влажные семена. Что же произошло с семенами? Объясните, какую ошибку допустили ученики. Ответ: семена календулы интенсивно дышали, выделяя тепло и пары воды. Под их воздействием семена «сгорели» в пакете. Их нужно было поместить в бумажный пакет и просушить. Такие семена для посева не годятся. (слайд №9)

Оформление проектного листа. На нем должны быть отражены основные этапы урока. (Групповое задание.)

Защита проектных листов.

Домашнее задание: стр. 145-149. Приготовить сообщение на темы «Способы распространения семян», «Сроки хранения семян различных растений».

Выставление оценок, полученных учащимися на уроке.

Обобщение.

Учитель: «Ребята, сегодня вы узнали много нового, интересного из жизни растений. Мы всегда должны помнить о том, что мы должны любить живую природу и бережно к ней относиться. Красоту калмыцкой степи воспевали поэты и писатели. Д.Н. Кугультинов очень любил свою родину, свою степь и посвятил ей лучшие строки: (слайд №10)

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!

Хрустально-звонкий воздух и простор,

И колокольчик - жаворонка трели!..

Ты - музыка, чьи звуки с давних пор

Какой-то гений, в неизвестность канув,

Переложил на живопись тюльпанов.

Как счастлив я, что голос твой пойму,

Что человек я, что душе все чаще

Доступна радость красоты щемящей...

Иль человек я только потому,

Что внемлет скрытой музыке душа?..

О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!..

Азербайджанский поэт Самед Вургун написал замечательные строки: (слайд №11)

Давай пройдемся медленно по лугу.

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!».

Рефлексия.

Учитель: «Ребята, я думаю, что наш урок был плодотворным, и надеюсь, что он вам понравился. Вы очень хорошо поработали. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (слайд №12)

  1. Сегодня на уроке мне удалось узнать……………………………………………….

  2. Особенно меня удивило……………………………………………………………..

  3. Хочу похвалить себя за………………………………………………………………

  4. Я испытывал трудности при…………………………………………………………

  5. Я могу справиться с трудностями если……………………………………………..

Урок окончен! Спасибо всем за отличную работу и приятное общение!

Литература и интернет-ресурсы.

1. Учебник Н. И. Сонин, «Биология» 6 класс. «Дрофа», М. 2013г.

2. http://www.kalmyk.info/index.php/ru/poetry/19-kugultinov/191-2012-03-24-15-51-22 Стихи Д.Н. Кугультинова.

3. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-genadevna-borodina/podborka-stihotvorenii-o-rastenijah-luga-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html. Стихи С. Вургуна.

multiurok.ru

урок "Рост и развитие растений" 6 класс, Осипенкова Наталия Михайловна

Биология 7 класс

Методическая разработка урока

РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ.

СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Выполнила

учитель биологии

ОШ № 30 г. Симферополя

Осипенкова Н. М.

Тема урока: Рост и развитие растений. Сезонные явления

Цели:

сформулировать понятие о росте и развитии растений как основных функциях живого организма;

выявить типы роста растений и их особенности;

познакомить учащихся с сезонными явлениями в жизни растений, выяснить их причины;

выяснить типы развития растений и особенности этапов онтогенеза.

Базовые понятия:

Рост: неограниченный, периодический, верхушечный, вставочный и боковой фотопериодизм, зародышевый и послезародышевый периоды, онтогенез.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование:интерактивный мультимедийный комплекс, презентация к уроку «Рост и развитие растений» (Приложение, CD-R), учебник «Биология 7 класс»/Н. Н. Мусиенко, П. С. Славный, П. Г. Балан – К.: Генеза, 2007 г.

План-схема урока

Этап урока

t

Формы и методы работы

Результат

1. Актуализация

опорных знаний

10

Личностно-ориентированное обучение: карточки-задания (работа у доски).

Фронтальная проверка знаний – экспресс-контроль

Проверка знаний –разноуровневые тесты:

«Размножение. Цветок. Плоды и семена» с взаимопроверкой, комментирование ответов у доски

2. Мотивация

учебной деятельности

5

Прием «Яркое пятно»:

бамбуковая казнь.

Проблемный вопрос:

какая особенность бамбука сделала его орудием

казни ?

Развитие познавательного

интереса, элементы проблемного обучения

3. Изучение и усвоение нового материала

20

Презентация (ИКТ), работа в группах на основе текста учебника, составление опорного конспекта

Восприятие нового материала, развитие умений обобщать и устанавливать причинно-

следственные связи

4, 5, 6. Обобщение, итоги урока,

домашнее задание, рефлексия

10

Работа с печатной тетрадь

Закрепление знаний, развитие практических умений и навыков, рефлексия

Ход урока:

Актуализация опорных знаний.

Индивидуальная проверка знаний – работа по карточкам.

Фронтальная проверка знаний – экспресс-тест (слайды № 3–7 в приложении).

Задание № 1.

«Найди пару»

Вариант №1

1. Семядоли А. Лепестки

2. Венчик Б. Боб

3. Фасоль В. Семя

Вариант№2

1. Костянка А. Цветок

2. Плод Б. Вишня

3. Пестик В. Семена

Задание № 2.

«Третий – лишний»

4. Горох, помидор, фасоль

5. Тычинка, пестик, лист

6. Костянка, ягода, семянка

4. Корешок, почечка, цветок

5. Чашечка, стебель, венчик

6. Коробочка, боб, ягода

Задание № 3.

«Допиши предложение»

7. Зоохория – это распространение плодов и семян с помощью…

8. Мужской орган цветка это…

7. Гидрохория – это распространение плодов и семян с помощью…

8. Женский орган цветка это…

www.prodlenka.org

"Рост и развитие растений" (6 класс)

Тема : Рост и развитие растений.

(Особенности индивидуального развития растения).- урок 1

Цель: изучить особенности индивидуального развития цветкового растения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Изучить с учащимися условия прорастания семян;

  2. Изучить особенности прорастания семян;

  3. Познакомить учащихся с основами роста и развития проростка и взрослого растения;

Развивающая: развивать творческую активность и интерес к предмету биологии у учащихся

Воспитательная : показать необходимость бережного отношения к природе.

Оборудование: таблица «Семена двудольных растений», «Прорастание семян», рис. на стр . 142, 143; семена растений; проростки различных растений, сравнительная таблица «Условия прорастания семян».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока:

Особенности индивидуального развития цветкового растения.

Мы продолжим изучение темы «Рост и развитие растений», которую вы начали на прошлом уроке.

На предыдущих уроках вы уже познакомились с процессом размножения организмов. Вы изучили виды размножения (или способы). Какие? (Бесполое, половое).

Вы выяснили, как происходит половое размножение у растений, а на прошлом уроке вы узнали, что рост и развитие – это одни из основных признаков живых организмов, а так же вы познакомились с начальными этапами индивидуального развития растений. А сегодня на уроке мы продолжим выстраивать цепочку этапов индивидуального развития растений.

Цель нашего урока: изучить особенности индивидуального развития цветкового растения.

А, чтобы достичь этой цели; мы должны с вами вместе на уроке выяснить условия, необходимые для прорастания семян, изучить особенности прорастания семян, а так же познакомиться с основами роста и развития проростка и взрослого растения.

Итак, отправляемся в путь.

Вот, что вы выяснили на прошлом уроке:

Зигота -----------. Зародыш----------т.е.. что

у цветковых растений начало развития – это оплодотворение яйцеклетки и образование зиготы. После ее многократных делений формируется зародыш. Что же дальше?

Беседа. Скажите пожалуйста, где находится зародыш? (В семени)

Что такое семя?(Семя- это зародыш, приостановившийся в своем развитии, снабженный питательными веществами и окруженный защитными покровами).

Стихотворение «В каждом семени таится маленькая тайна»

В каждом семени таится маленькая тайна,

Посмотришь - кажутся невзрачными совсем.

Но стоит уронить нечаянно,

Иль все же в землю опустить как в колыбель,

Прикрыть «пуховым одеялом»,

Я правду говорю, поверь,

Ты в сказку приоткроешь дверь.

В воде лишь надо растворить чуть-чуть тепла души,

Лучистую улыбку, добавить нежность рук

И сим раствором оросить, мой друг,

Все «сундучки» с секретом,

Замочки щёлкнут вдруг

Из них появятся при этом былинки малыши.

Такие нежные, такие разные,

Но без сомнения прекрасные

На мать – Весну похожи- так же хороши!

Как же разбудить зародыш? Какие условия среды нужно создать для того, чтобы он продолжил своё развитие?

Работа в группах . Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 чел, обсудить и высказать свои предположения по вопросу: как разбудить зародыш? Что ему нужно для этого?

Предположительные ответы: вода, почва, тепло, воздух и др. (записи на доске).

А теперь я каждой группе дам задание ,и вы будите его выполнять.

Карточка №1

Придумать опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для начала прорастания семени нужна вода?

обратите внимание на лежащие перед вами семена (горох, фасоль, морковь, редис, рис). Всем ли этим семенам нужно одинаковое количество воды.

Карточка №2

Придумать опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для начала прорастания семени нужно тепло?

Пользуясь таблицей в учебнике на стр. 141.установите,при какой температуре будут прорастать предложенные вам семена? (огурец, томат, капуста, морковь, горох, пшеница).

Карточка №3

Придумать опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для прорастания семян необходим воздух (кислород)?

Как вы думаете,(всем ли семенам всех ли растений необходимо одинаковое количество кислорода?

По мере выступлений учащихся открывается сравнительная таблица на доске.

Итак, мы выяснили, какие оптимальные условия необходимы для прорастания семян.

Теперь перейдем непосредственно к самому прорастанию.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды – это мы с вами выяснили.

Сейчас вы поработаете в парах.

У вас на столах лежат семена: сухие и смоченные водой. Внимательно рассмотрите их, попробуйте на вкус и те, и другие, определите где- сухие, а где – смоченные водой семена и скажите, чем отличаются сухие семена от смоченных водой? (Размеры больше, сладкие).

Что обычно придает пище сладкий вкус? (сахар) . В данном случае – глюкоза.

Вы сравнили на вкус сухие и смоченные семена, - разные на вкус. Откуда же взялся сахар (глюкоза) в семенах? Вы знакомились уже со строением семени.

Таблица на доске «Строение семени».

Что помимо зародыша есть еще в семени? (Эндосперм). А что в эндосперме накапливается? (Питательные вещества). А какие? ( Крахмал). Зародыш не может потреблять питательные вещества в сухом виде, только растворённые. Вода активизирует вещества, которые способствуют превращению нерастворимого крахмала в растворимую глюкозу, которая помещается в зону роста. Поэтому семена, смоченные водой, становятся больше (набухают), а затем становятся сладкими на вкус.

Как только глюкоза начнет поступать к зародышу, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. А что происходит дальше, вы попробуете сами выяснить, а затем составить об этом рассказ. Для этого вы будете использовать текст учебника, рисунки учебника на стр. 142 и 143. а так же зрительный ряд, который вам предложен из пророщенных семян.( Рассказ составить в тетрадях по заданию 107).

Работа в парах или в группах (по обстоятельствам.)

Обратить внимание на подземное и надземное прорастание? Чем эти два типа прорастания различаются между собой? Что такое проросток?

Заслушиваем рассказы учащихся.

Давайте продолжим теперь нашу схему на доске.

зигота --------зародыш -----проросток -----взрослое растение

з.корешок з. побег- почка

Итак, мы выстроили цепочку этапов индивидуального развития цветкового растения.

Теперь нам осталось выяснить за счет чего растет и развивается проросток и взрослое растение.

Почему зародыш растет, проросток развивается? Что постоянно делится? (Клетки).

Происходит деление и рост клеток.

А откуда зародыш получает питание? (Из эндосперма). Как это можно доказать? (Ищем ответ в учебнике на стр. 142 и рис. на стр. 143).

Работа с природным материалом.

Перед вами на столе лежат образцы проросших

семян(проростков), определите, какие из них проросли из целых семян, а какие – с удаленным эндоспермом. (Учащиеся работают в парах.)

Рассказ учителя. Как только хорошо сформируется и закрепиться корешок в почве проросток начинает вести самостоятельную жизнь и превращается во взрослое растение. Снабжение питательными веществами из эндосперма прекращается, и проросток начинает питаться самостоятельно. У растений рост продолжается в течение всей жизни. Как вы думаете, благодаря чему это происходит? (это происходит благодаря тому, что у них в определенных местах, например, на кончиках корня, побега, находится образовательная ткань, клетки которой обладают способностью к активному делению.

  1. Закрепление материала.

а) Тест.

б) Какие новые понятия для себя на сегодняшнем уроке вы узнали.

Запишите в словарик

Мы сегодня с вами раскрыли еще одну из многочисленных тайн природы, ведь их у нее бесчисленное количество, а каждый урок биологии – это вновь и вновь сделанное вами открытие. Посмотрите, ребята, еще раз на эти нежные , тонкие проростки. Какие чувства у вас вызывают они? Каждое растения от небольшого полевого цветочка до высокого древесного развивается из такого маленького семени. А сколько трудностей нужно преодолеть , чтобы стать прекрасным цветком или стройным деревом. Я предлагаю вам послушать стихотворение «Рождение березы».

4. д/ з п. 21 до конца, рубрики «Проверьте свои знания» . «Подумайте».

5. Итоги урока.

infourok.ru

Рост и развитие растений - биология, уроки

Урок в 6 классе

Тема: « РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ.»

Цели и задачи: раскрыть все особенности роста и развития растения, качественные изменения в жизни и

строении живых организмов

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, табл « Строение клетки»

Тип урока: совершенствование знаний учащихся

Форма: традиционная, работа в группах

Методы: наглядно – зрительный, словесный, поисковый, работа с материалом учебника

Приёмы: рассказ, беседа,

ХОД УРОКА

1.Организационный момент урока.

2.Актуализация знаний учащихся:

1. Что такое вегетативное размножение и его значение?

2.Размножение побегами.

3.Что такое прививка?

3.НОВАЯ ТЕМА: « РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ.»

**новая тема изучается в группах по 4 человека:

*учащиеся берут карточки, на которых написано название команды

*на столах стоят таблички с названием команды и заданием

* в группах выбирается капитан команды, который зачитывает и распределяет задание и контролирует работу группы

СОЦИОЛОГИИ

1.Как и за счёт чего происходит рост растений?

2.Без каких процессов в организме не может происходить рост растений?

СТАТИСТЫ

1.Что влияет на рост растений?

2.Зарисуйте схематично факторы, влияющие на рост растений.

ПРОГРАМИСТЫ

1.Как человек может регулировать рост растений?

2.Охарактеризуйте рост коня, стебля и листьев.

АСПИРАНТЫ

1.Что такое развитие растений? Сколько этапов выделяют в развитии растений?

2.Опишите первый этап развития растений.

МЕНЕДЖЕРЫ

1.Опишите второй и третий этапы развития растений.

2.Зарисуйте схематично второй и третий этапы развития растений.

РОМАНТИКИ

1.Опишите и зарисуйте схематично четвёртый и последний этап развития растений.

2.Как взаимосвязаны процессы роста т развития в организме растений? За счёт каких тканей и процессов они происходят?

ТВОРЧЕСТВО

1.Почему у разных астений неодинаковы сроки жизни?

2.Докажите, что растение – это целостный организм.

РОСТ РАСТЕНИЙ

1.образовательная ткань – деление клеток; верхушечная почка и зона деления корня

2.рост стебля – размножение - увеличение количества клеток и перераспределение ве- в растения

3.фотосинтез – увеличение массы растения, накопление органических веществ

КОРЕНЬ:

А).растёт концом, и зона роста не превышает 8 0 10мм

СТЕБЕЛЬ:

1.растёт верхушкой и верхними междоузлиями, зона роста стебля 10 см и больше

2.однодольные – рост в междоузлиях, образовательная ткань расположена в основании листа ( узлах), его рост это раздвижная подзорная труба

3.растёт сначала медленно, затем ускоряется, достигает максимума, замедляется и прекращается

КАК ЧЕЛОВЕК РЕГУЛИРУЕТ РОСТ

1.прищипывание - удалить верхушечную почку, дерево ветвится

2.удалить кончик корны – стимулирует сильное развитие боковых корней

3.обрезание молодых стеблей – рост приостанавливается и начинают развиваться боковые стебли; весной обрезают деревья и кусты – регулирование роста

ЧТО ВЛИЯЕТ НА РОСТ:

1.Количество влаги в почве и в воздухе 3.состав воздуха

2.надичие минеральных веществ 4.свет и температура

5.кислород 6.уход за растением

7.деятельность человека

РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ

РАЗВИТИЕ – это качественные изменения в жизни и строении живых организмов.

Этапы развития:

1. этап -появление зародыша ( зародышевый) – время оm момента образования зародыша до момента прорастания семени – условия : температура и влажность

2.этап - молодость: от прорастая семени до первого цветения: растение растёт активно, увеличивает свою зелёную массу, ветвится и образует новые молодые побеги ( веточки) и листья, растёт в высоту

3 этап - зрелость – цветение растения, образуются семена и плоды, активно растут и увеличивают свой рост; однолетние растения тратят питательные вещества на формирование плода и семян, растут незначительно или вообще прекращают рост

4 этап – старость: прекращён рост растения, цветения и плодоношения, пассивное состояние, растение отмирает

СРОКИ ЖИЗНИ

**разный у всех растений

**определяется одно - дву - многолетние растение

4.ВЫВОД ПО ТЕМЕ:

Растения – целостный организм. Все процессы в них взаимосвязаны и зависят от самого растения и от условий окружающей среды.

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ:

1.Что такое рост растения?

2.Условия, которые влияют на рост растений.

6.Д/З: « РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ.»

3

kopilkaurokov.ru

Рост и развитие растений. (6 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Рост и развитие растений. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс): уроки, тесты, задания.

1. Периоды жизни растений

Сложность: лёгкое

1
2. Способы прорастания семян

Сложность: лёгкое

1
3. Условия прорастания семян

Сложность: лёгкое

1
4. Информация на упаковке семян

Сложность: лёгкое

1
5. Определение всхожести

Сложность: среднее

2
6. Эксперимент по условиям прорастания семян

Сложность: среднее

1
7. Продолжительность жизни растений

Сложность: среднее

2
8. Прорастание семян

Сложность: среднее

5
9. Этапы развития растения

Сложность: среднее

6
10. Этапы опыта по проращиванию семян

Сложность: среднее

1

www.yaklass.ru

Конспект урока по биологии 6 класс по программе Сонина Н.И. "Рост и развитие растений"

Конспект урока по биологии

6 класс

Улогова М.Е.

учитель биологии

высшей категории

Тема урока «Рост и развитие растений»

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Задачи:

Образовательные

Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Развивающие

Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: результаты опытов (лабораторное оборудование), мультимедийный проектор, презентация, набор семян, таблицы, картинки

План урока

"Во мне есть все, я должен стать красивым, большим зеленым, как родитель мой. Пока - покой. И я пока счастливый. А мир вокруг хоть тесный, но живой" (Семя).

Основная функция семян - распространение и размножение растений.

Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя - время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попав в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени, зародыш начинает расти и развиваться. Например, огурцы могут начать прорастать, пролежав в покое несколько лет. О таких семенах мы можем сказать, что они долго не теряют свою всхожесть, то есть способность прорастать. По-другому можно сказать, что у них большой срок годности (обычно его указывают на пакетиках с семенами). Всхожесть, т.е. способность семян к прорастанию в соответствующих условиях определяется процентами семян, из которых развились нормальные проростки.

Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Прорастание семян - процесс роста зародыша. Появившееся при прорастании семени молодое растение называют проростком.

Почему гибнут семена? Выдвигаются гипотезы: от механических повреждений, воздействия вредителей и болезней, длительности хранения. При сборе необходимо соблюдать условия для сохранения семян живыми, а также правильно их хранить.

Какие условия необходимы, чтобы зародыш стал развиваться

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды.

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой - влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Также агротехника посева имеет большое значение.

Необходимо знать сроки посева семян.

Глубина заделки семян разных размеров.

Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.

Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.

Свойства почвы

Различают два типа прорастания - подземное и надземное. Надземное прорастание - семядоли выносятся на свет и становятся зелеными (фасоль, редис). Подземное - семядоли остаются в почве (горох, пшеница, подсолнечник). Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Зародыш может погибнуть от поражения вредными насекомыми или плесневыми грибами, от пересыхания во время хранения и других причин. Иногда зародыши погибают и от длительного хранения семян. Семена с погибшими зародышами теряют свою всхожесть, не могут прорастать. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале. Известно, что живые семена дышат: поглощают кислород и выделяют углекислый газ и тепло, понемногу расходуя питательные вещества, отложенные в семени. При этом они теряют в массе, хотя и незначительно. При недостаточном проветривании и высокой влажности в зернохранилище температура зерна может быстро нарастать до 60 градусов. Зерно становится непригодным для посева. Поэтому его хранят на элеваторах и постоянно влагомером измеряют влажность и температуру термометром. Соблюдая правила хранения семян, можно сохранить их жизнеспособность на протяжении многих лет.

Сегодня мы выполним лабораторную работу.

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле . Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими . Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов - животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена

Г. Оренбург

2013 г.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта