Осенние явление в жизни растений биология. Интегрированный урок биологии и информатики на тему: "Осенние явления в жизни растений. Многообразие растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Осенние явления в жизни растений. Народные осенние праздники на Украине. 6 класс. Осенние явление в жизни растений биология


Осенние явления в жизни растений. Народные осенние праздники на Украине. 6 класс.

Лебедева В.А. Лутугинская СШ №1

Осенние явления в жизни растений. Народные осенние праздники на Украине.

·        Рассмотреть осенние явления в жизни растений;

·        Изучить причины листопада и изменение окраски листьями осенью;

·        Показать многообразие плодов и семян и способы их распространения;

·        Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, находить взаимосвязи;

·        Рассмотреть осенние народные праздники на Украине, народные традиции, связанные с ярмаркой и жнивами;

·        Прививать любовь к родному краю, его природе. Традициям и обрядам своего народа.

·        Музыка Чайковского «Времена года», Грига «Утро»;

·        Таблицы «Строение листьев», «Листопад», «Разнообразие плодов и семян»;

·        Гербарии осенних листьев;

·        Коллекции плодов и семян.

Учитель:

Звучит музыка Э.Грига «Утро».

Дорогие ребята! Наш урок сегодня мне бы хотелось начать словами прекрасного украинского писателя и педагога Василия Сухомлинского: «Пусть каждый наш урок вспоминается вам, дети, в ярких солнечных образах:

- сад в белом наряде цветения;

- неповторимое звучание пчелиной агоры над полем гречихи;

- багровый закат;

- глубокое холодное осеннее небо с журавлиной стаей над горизонтом;

разноцветный ковер осенних листьев в лесу – всё это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце каждого из вас».

Я не случайно взяла эти слова эпиграфом к нашему уроку, ведь именно на нем мы сможем представить и почувствовать и «глубокое холодное осеннее небо» и «разноцветный ковер осенних листьев». Тема нашего урока: «Осенние явления в жизни растений. Народные праздники осенью на Украине».

Записывают тему в тетрадь.

Готовясь к сегодняшнему уроку, у нас сформировались творческие группы ребят по их способностям и интересам. Это группа ученых, группа метеорологов, группа артистов, группа художников, группа этнографов.

Работу каждой группы вы сможете увидеть и оценить на протяжении всего урока.

Музыка Чайковского «Времена года».

Осень… Чудное, неповторимое время года. Время раздумий и покоя в природе. Помните, как у Пушкина?

«Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя унылая пора,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса».

Какие же изменения происходят с погодой осенью? Как изменяется природа, готовясь к зиме? На нашем уроке присутствует группа учёных-метеорологов, которые сделают небольшое сообщение о погодных условиях осенью.

Выступают метеорологи – 3 мин.

Учитель:

Погода приближается к зимнему периоду. А как же растения и вся живая природа готовится к зиме? Что происходит с растениями осенью и почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте-ка мысленно перенесемся в лес, осенний, разукрашенный разными красками. Здесь нам сразу же бросаются в глаза осенние яркие листья деревьев.

Задание классу:

Приготовьте свои гербарии осенних листьев и расскажите, – какой чудный художник осень.

1.     какого цвета у вас листья?

2.     какие из листьев вам понравились, почему?

А вот в этой части леса в разгаре листопад. Бредешь по тропинке, а под ногами шуршит листва, опавшая с деревьев, навевая разные лирические чувства, напоминая стихи.

Осень – это лист кленовый

По ветру летящий,

Это лебедь одинокий,

В небесах парящий,

Это жёлудь золотистый

В тюбетейке новой.

Это белочка на ветке.

С шишкою сосновой.

А какие стихи вспоминаются вам, ребята?

Рассказывают несколько четверостиший.

Но на нашем уроке-экскурсии мы ведь должны не только наслаждаться красотой осеннего леса, но и ответить на 2 вопроса «Почему»:

1.     Почему листья изменяют свою окраску?

2.     почему в природе наступает листопад?

Две группы учёных-ботаников переработали много научной литературы и ответят сейчас нам на эти вопросы.

Отвечают на вопросы. Сообщения учащихся.

Продолжая наше путешествие по лесу, хочу обратить ваше внимание на огромное количество плодов и семян. Это не случайно, ведь осень – это время массового созревания плодов и семян и их распространение.

Задание 2:

Приготовьте свои коллекции плодов и семян, которые вы собрали, готовясь к сегодняшнему уроку. Назовите примеры семян и как они распространяются. Какие способы распространения семян вы знаете?

Отвечают.

Задание 3:

Посмотрите на почки на деревьях. Они образуют плотную чешую, которая зимой защитит зачаточные листочки, стебелёк от лютых морозов.

Рассматривают веточки разных деревьев, почки, записывают в тетрадь.

А еще осенью происходит отмирание надземных частей травянистых растений, под землёй глубоко остаются корни, которые зимуют, а весной снова дают молодые побеги.

Учитель вместе с ребятами делает вывод об осенних явлениях жизни растений.

Мы закончили первую часть нашего урока, но путешествие продолжается, экскурсия по лесу только немного изменит своё содержание.

Звучит украинская мелодия.

Украинский народ всегда любил осень, осеннюю природу за ее красоту и щедрость. Много праздников есть на Украине осенью, связанных с темой нашего сегодняшнего урока. А какие они? Помогут нам разобраться 3 украинских казака, которых случайно встретили на экскурсии в лесу. А вот и они сами! Давайте-ка, понаблюдаем за ними, ладно?

Украинские мелодии. На сцене бричка, запряженная парой волов. На ней сидят три казака: Вернигора, Вернидуб, Крутивус (спит).

Вернигора:

От і осінь настала! Листя пожовкле, шпаки полетіли у вирій.

Вернидуб:

Тю, дурний! Та чи тільки побачив. Як би не осінь, то чи б їхали ми з тобою на ярмарок? Як би не осінь, ми б у полі працювали, чи в садку, чи на городі. Сіяли б жито весною, а влітку жали, картоплю та огірки пололи. А зараз осінь, вся господарча робота позаду. Зібрали урожай – дай Боже! Он повна бричка, та і їдемо ми на велике українське свято – на ярмарок!

Вернигора:

Та хіба ж тільки цим осінь відзначається? Он зараз у ліс в’їхали. Ти поглянь навкруги. Он там на верхівці бугра – дуб кремезний. Ти поглянь який красень в яскраво-жовтому вбранні!

Вернидуб:

Та що там той дуб. Чи й не краса. Деревина висока, а в господарстві яка з нього користь? Хіба що жолуді свиням на прокорм. Та зараз залізти на маківку його та подивитись, чи багато людей на ярмарок понаїхало?

Крутивус:

Еге, та ще побачити, чи багато горілки шинкарі навезли.

Вернигора:

А он береза, погляньте, друзі, хіба ж не краса? Вітер дме, а сережки на гілках туди-сюди хитаються. Як вбрання на дівчині ясноокій та білолицій. Погляньте, як чудово у лісі коло берези. Від її жовтогарячого листя немов килим якийсь чародій по землі розкинув.

Крутивус:

Еге ж гарно зараз би на килимі поспати, а то ця клята бричка боки давить.

Вернидуб:

Чи й не килим з осіннього листя, перетліє за зиму, то хоч перегній буде.

Вернигора (не слухаючи нікого):

А он на самому виїзді з лісу калина червоніє!

Вернигора (не слухаючи нікого):

А он на самому виїзді з лісу калина червоніє!

Крутивус (прокинувшись):

Еге ж червоніє! В мене вчора ніс такого кольору був після пляшки слив’янки (знов хропе).

Вернидуб:

Тьху, калина! Ягоди гіркі, як ропа і свині б не їли.

Вернигора:

Та за теж краса!

Верни дуб (зневажливо):

Чи й не краса! Ото ж на ярмарку побачимо справжню красу!

Крутивус (прокинувшись):

Еге –ж.

Вернидуб:

Еге-ж, еге-ж, а неначе ми заблукали. Он дивись, якісь діти. Запитай як потрапити на ярмарок.

Дівчинка 1:

Та дуже ж просто! Їдьте через Диканьку чи Миргород, Опізню чи Лихвицю, Решетилівку чи Хорол – все одно будете на тім ярмарку. Будете там, де завжди шумить і вирує, продає й купує, славнозвісний український ярмарок!

Українські мелодії.

Дівчинка 2:

Що, боже ти мій господа! Чого нема на тому ярмаркові! Колеса, скло, тютюн, дьоготь, цибуля, овочі всякі. Так, що хоч би в кишені було рублів із тридцять, то й тоді б не купив усього ярмарку.

Гей ви, фарби базарні,

Всякий скарб, перукарні

Сміх дитячий, шум, качелі

І веселі каруселі.

 

Анекдоти, гумор, глас,

Справжній український квас

Забобони, шепіт, чутки,

Сварки, регіт, прибаутки.

 

Бараболя, борщ, цибуля,

Повітряна ярка куля.

От так ярмарок великий,

Заходьте всі – і дорослі, і діти.

Три козака повільно проходяться туди-сюди.

Вернидуб:

Ось, дивись, гарбуз!

Вернигора (знизавши плечима):

Гарбуз, як гарбуз.

Вернидуб:

А каша з нього яка смачна, язик з’їси разом з ложкою.

Крутивус:

А закуска ніяка, тьху!

Вернидуб:

А диня – диви яке диво.

Вернигора:

То і що, диня як диня.

Вернидуб:

Їси – в роті що мед.

Крутивус:

Тьху, а закуска ніяка.

Вернидуб:

А ось морква – гарна, правда?!

Вернигора:

То морква, як морква.

Вернидуб:

Та ні (смачно відкушує). Таку на одному кінці села відкусиш – на протилежному боці – хруст почути можна.

Крутивус:

Тьху, а закуска ніяка.

Вернидуб:

А ось буряки!

Вернигора:

То й буряки.

Верни дуб (розпачливо):

Та чи ти зовсім дурний? Який же український борщ без буряка.

Вернигора:

Та, кажуть можна. Кажуть є якісь там томати, теж кольором червоні – з Америки завезені.

Вернидуб:

Та які там томати – годі вам брехати!

Крутивус:

А на закуску як вони?

Дівчинка 1:

Та годі вам сперечатись. Краще відгадайте загадки про наш ярмарок та про те, чим тут торгують.

У зеленім картузі

На одній стоїть нозі

Щирим золотом світиться

Звичка в нього є ота

Він головку поверта

Вбік де сонце котиться

Родичем доводиться.

                                      Соняшник.

 

Жовтобокий карапуз

Йшов городом та й загруз

То насіння стільки має,

Що аж боки роздимає,

Через те й загруз.

                                      Гарбуз.

 

Що за кущ біля хатини

Розростається щоднини

І на ньому ягідки –

Не солодкі й не гіркі.

Як намистечко червоні.

І цілющим соком повні.

Повновиді й невеликі

І від кашлю добрі ліки.

                                      Калина.

 

Що родилося в садку

У зеленім повитку?

І було тоді на древі

Цвітом ніжним і рожевим,

Потім в зав’язь обернулось,

Все повніло й наливалось.

                                      Яблуко.

 

Я на сонці – сонцем сяю,

Родичів багато маю,

Гарбузову господиню усі знають

Хто я?

                                      Диня.

Дівчинка 1:

Добре! Добре! Знаєте овочі які є на нашому ярмарку!

Крутивус:

А це що – свято знов якесь?

Дівчинки:

А це свято – обжинки!

Учитель:

На Україні традиційно жнива вітає прекрасне свято – обжинки!

Зібравшись великим гуртом люди славлять працю хліборобів, щедрий урожай. Здавна ведеться у кінці ниви залишати невеликий клаптик пшениці або жита, який в народі називають Бородою. Його старанно обкопують, перев’язують стрічкою, а зерно витрушують на землю, щоб нива добре родила й на майбутнє.

Біля цієї Бороди збираються женці, звивають останній сніп – обжинок і наряджають його червоним шовком, прикрашають кеглями калини. Найкращій трудівниці дарують вінок із колосків, прикрашений польовими квітами, калиною. Обжинковий вінок – це символ закінчення жнив, краси і величі праці.

Дівчинка 1:

Збирайтеся, збирайтеся!

На свято чим скоріш!

Женчики всю пшеницю-жито пожали,

По колоску збирали

У снопи в’язали,

Та в кіпочки складали!

Хлопчик:

А на нашій нивці,

Сьогодні обжинки!

Дівчинка 2:

Пшеницю спілу женці пожали,

В круглі сніпочки ще й пов’язали

В круглі сніпочки густі-густенькі

В кіпки зложили часті-частенькі.

Хлопчик:

Ой снопе, снопе вусатий

Неси достаток у кожну хату,

Неси достаток кожній родині,

Славу великій нашій Україні.

Женчик:

Наша господиня домувала

Коли з поля женчиків чекала

Сім пар черевиків стоптала

Поки вечерю приготувала.

Господиня:

Ось вам, милі, із пшениченьки

Коровай високий, місячний.

Вносять коровай на рушникові.

Крутивус:

Хлібе рум’яний, тепло материнства. В хаті гостинно добро сієш ти, з тобою стрічають, у світ проводжають. Низький уклін тобі, хлібе мій.

Дівчинка 2:

Приносив тато мені окрайця

Казав, що у житі відняв у зайця.

Була в тім хлібі знайома казка,

Пропахла степом отецька ласка.

Дівчинка 1:

У ньому краплі жаркого поту

Рук роботящих жагуче злото

І людське щастя на всі часи

Будь гідний хліба, який їси!

Українська музика.

Господиня:

Ласкаво вас просимо,

На рушнику коровай вам підносимо

Друзям хорошим,

Гостям хорошим,

Хліб-сіль, коровай на святковому столі.

Підносить коровай.

Учитель:

Вот и закончился наш урок, немного фантастический и серьёзный, весёлый и лирический.

Обобщение знаний

Фронтальная беседа.

1.     Как природа, растения встречают осень?

2.     какие изменения происходят с растениями в осенний период?

3.     как украинский народ встречает осень?

4.     какие украинские праздники вы увидели на сегодняшнем уроке?

5.     какие герои этих праздников вам запомнились. Почему?

 

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели, что происходит с природой осенью и почему желтеют и опадают листья, ещё сильнее полюбили наш чудесный украинский народ с его традициями и осенними праздниками. Поняли, как много значит для человека природа с её красотой, с её богатствами.

Так давайте же любить и ценить нашу прекрасную природу и наш чудесный край – нашу Украину, чтобы сберечь всё это нашим детям и внукам!

 

 

 

 

Средняя оценка:

Ваша оценка: None

my-edu.ru

Конспект экскурсии по биологии «Осенние явления в жизни растений»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеВелижская средняя общеобразовательная школа №2

Экскурсия«Осенние явления в жизни растений»6 класс

Выполнила:Кудряшова Екатерина Вячеславовна, учитель биологии и химии

Цели:образовательная – развивать у учащихся понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; осенняя окраска листьев, листопад, распространение семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания, подготовка растений к зиме; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.развивающая – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.воспитательная – развивать диалектико-материалистическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде; формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.Оборудование:папка для гербаризации листьев;карточки – задания;дидактический материал с изображением деревьев и кустарников;полиэтиленовые мешочки для сбора семян и плодов;лупа, линейка, блокнот, карандаши.Методы обучения: наблюдение;беседа;рассказ;распознавание объектов.План:I. Вступительное слово учителя.II. Самостоятельная работа учащихся по карточкам.III. Итоги экскурсии.IV. Домашнее задание.

Проведение экскурсии.I. Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?Ученики: ОсеньУчитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:« Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца...» Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.Учитель: Ребята, я просила вас найти какие-нибудь стихотворения, рассказы, пословицы, загадки на тему «Осень». Давайте проверим, что вы подготовили.Ученик: Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.(А.С. Пушкин)Учитель: Молодец! Кто-нибудь из вас подготовил еще стихи?Ученик 1: Стихотворения про осеньУж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.(А.С. Пушкин)Ученик 2: Пословицы про осень:Осенью скот жиреет, а человек добреет. Осень хвастлива, весна справедлива. Осень прикажет, а весна свое скажет. Осень - запасиха, зима - подбериха. Осень - время собирать урожай. Осень - погоды перемен восемь. Брюзжит, что худая муха в осень. В осень и у вороны копна хлеба. Придет осень, за все спросит. Цыплят по осени считают. В осень и у воробья пир. Осенью и воробей богат. Осень непогодь несет.Ученик 3: Загадки про осень:Несу я урожаи,Поля вновь засеваю,Птиц к югу отправляю,Деревья раздеваю,Но не касаюсь сосен и елочек.Я - ...(Осень)Зелена, а не луг, Бела, а не снег,Кудрява, а без волос.(Береза) Ученик 4:Сидит – зеленеет, Летит – пожелтеет, Упадет – почернеет.(Лист)Весной веселит,Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Лес)Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо подготовились.Ребята, как вы думаете, а почему не которые люди не любят осень?Ученик: осенью, опадают листья, отцветают растения, все становится желтым и идет дождь.Учитель: Правильно. Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?Ученик: бумажки, бутылки, битое стекло.Учитель: весь этот мусор не нужен природе. А как вы думаете почему?Ученик: этот мусор не нужен природе, потому что он долго разлагается и загрязняет окружающую среду.Учитель: Верно. Например, полиэ

weburok.com

Конспект экскурсии по биологии «Осенние явления в жизни растений»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеВелижская средняя общеобразовательная школа №2

Экскурсия«Осенние явления в жизни растений»6 класс

Выполнила:Кудряшова Екатерина Вячеславовна, учитель биологии и химии

Цели:образовательная – развивать у учащихся понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; осенняя окраска листьев, листопад, распространение семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания, подготовка растений к зиме; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.развивающая – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.воспитательная – развивать диалектико-материалистическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде; формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.Оборудование:папка для гербаризации листьев;карточки – задания;дидактический материал с изображением деревьев и кустарников;полиэтиленовые мешочки для сбора семян и плодов;лупа, линейка, блокнот, карандаши.Методы обучения: наблюдение;беседа;рассказ;распознавание объектов.План:I. Вступительное слово учителя.II. Самостоятельная работа учащихся по карточкам.III. Итоги экскурсии.IV. Домашнее задание.

Проведение экскурсии.I. Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?Ученики: ОсеньУчитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:« Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца...» Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.Учитель: Ребята, я просила вас найти какие-нибудь стихотворения, рассказы, пословицы, загадки на тему «Осень». Давайте проверим, что вы подготовили.Ученик: Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.(А.С. Пушкин)Учитель: Молодец! Кто-нибудь из вас подготовил еще стихи?Ученик 1: Стихотворения про осеньУж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.(А.С. Пушкин)Ученик 2: Пословицы про осень:Осенью скот жиреет, а человек добреет. Осень хвастлива, весна справедлива. Осень прикажет, а весна свое скажет. Осень - запасиха, зима - подбериха. Осень - время собирать урожай. Осень - погоды перемен восемь. Брюзжит, что худая муха в осень. В осень и у вороны копна хлеба. Придет осень, за все спросит. Цыплят по осени считают. В осень и у воробья пир. Осенью и воробей богат. Осень непогодь несет.Ученик 3: Загадки про осень:Несу я урожаи,Поля вновь засеваю,Птиц к югу отправляю,Деревья раздеваю,Но не касаюсь сосен и елочек.Я - ...(Осень)Зелена, а не луг, Бела, а не снег,Кудрява, а без волос.(Береза) Ученик 4:Сидит – зеленеет, Летит – пожелтеет, Упадет – почернеет.(Лист)Весной веселит,Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Лес)Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо подготовились.Ребята, как вы думаете, а почему не которые люди не любят осень?Ученик: осенью, опадают листья, отцветают растения, все становится желтым и идет дождь.Учитель: Правильно. Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?Ученик: бумажки, бутылки, битое стекло.Учитель: весь этот мусор не нужен природе. А как вы думаете почему?Ученик: этот мусор не нужен природе, потому что он долго разлагается и загрязняет окружающую среду.Учитель: Верно. Например, полиэтиленовые пакеты разлагаются около 100 лет. Ребята, если мы пришли в лес на пикник, что мы должны сделать при уходе?Ученик: Все отходы мы должны взять с собой, а то, что легко разлагается закопать.Учитель: Все верно. Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?Ученики: уменьшился день, понизилась температура воздуха, увеличилась влажность, выпадает большое количество осадков.Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?Ученики: Трава потемнела, пожелтели листья деревьев и кустарников, опадают листья, некоторые растения отцвели, а на некоторых уже появились семена.Учитель: Верно. II. Учитель: Ребята, после экскурсии нам надо будет ответить на вопросы: Почему сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью и как растения приспосабливаются к изменениям условий внешней среды и как они готовятся к зиме?Для того чтобы ответить на все эти вопросы нам необходимо выполнить ряд заданий. Для работы нам нужно разделиться на 5 групп по 4 человека и каждая группа получает свое индивидуальное задание на карточке. Задания предусматривают выполнение двух видов работ: Первый вид работы направлен в основном на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям. Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.Перед выполнением заданий провожу инструктаж.Привожу пример 2 карточек (всего их было 5).Карточка 1 Изучить процесс листопада.1.Отметьте изменения в жизни деревьев, кустарников, трав. Какой стала окраска у большинства растений, а у каких растений осталась зеленой до самых заморозков.2.Отметьте в таблице виды растений и сроки их листопада: частично сбросили, полностью освободились от листвы, оставили на зиму (+).ЛистопадРастениеЧастично сбросилиПолностью сбросилиОставили на зиму

3.С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

·4.Соберите листья различной окраски и сделайте из них гербарий с подписями названий растений.5.Рассмотрите окраску листьев у различных деревьев и кустарников и внесите данные в таблицу.Окраска листьевНазвание растенияОкраска листьев

6.Одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев и кустарников?7.Написать не большой рассказ на тему: «Осень».

Карточка 2Изучить многообразие плодов.1. Соберите плоды, которые распространяются ветром (ясень, клен, липа, береза).2. Соберите плоды, которые распространяются птицами (рябина, калина, бузина).3. Соберите плоды, которые распространяются человеком (череда, гравилат, подорожник, ромашка, репейник).4.Соберите плоды, которые распространяются саморазбрасыванием (акация).5.Заполните таблицу.Название растенияТип плодаОсобенности строения плодаСпособы распространения

ДубжелудьКоричневого цвета, окружен плюской.С помощью животных и человека

6. Почему у растений на плодах образуются волоски, крылья? С чем это связано?7. Составьте 2 синквейна на тему: «Осень».При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме.Итак, ребята подойдите ко мне и ответьте на вопрос: Когда начинается календарная и астрономическая осень?Ученики: календарная осень начинается 1 сентября, а астрономическая после 23 сентября.Учитель: А ботаническая осень всегда приходит как-то неожиданно с появлением массового пожелтения листвы у березы и липы. Однако, настоящая осень наступает даже не тогда, когда все листья на деревьях стали желтыми, а с того времени когда начинается листопад. Как вы думаете, ребята, почему это явление очень важно для растений?Ученики: Именно в этот период растение готовится к неблагоприятному периоду зиме. Именно с опадением листвы уменьшается испарение.Учитель: А что случилось бы, если бы листва не опадала?Ученик: При сохранении листвы испарение бы продолжалось, корни не могли бы восполнять потери влаги из-за промерзания почвы, и это привело бы к гибели растения. Сбрасывание листьев предохраняет растение от механического повреждения, т.к. Под тяжестью снега на широкой листовой пластинке ветви бы сломались. Вместе с листьями растение удаляет вредные вещества, которые к осени из стволов и стеблей переходят в листья.Учитель: Все правильно. Скажите, ребята, а одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев?Ученики: Нет, она различна.Учитель: А как же происходит листопад?Ученики: К осени у основания черешка листа образуются особые мелкие клетки, напоминающие пробку это отделительный слой.Учитель: Как называется место на стебле, где был прикреплен лист?Ученик: Это место называется листовым рубцом.Учитель: в период листопада листья, меняют свою окраску на желтую, красную, фиолетовую, чем объясняется это многообразие цветов?Ученики: Это объясняется тем, что помимо хлорофилла в листьях находятся и другие окрашивающие вещества. Но весной зеленый пигмент их покрывает и не дает им проявляться. Осенью хлорофилл разрушается и начинает преобладать другое вещество – антоциан, от которого листья становятся красными или фиолетовыми. Учитель: Молодцы, все правильно. А как вы думаете, почему хвойные деревья не сбрасывают на зиму хвою?Ученик: Сосна и ель - засухоустойчивые растения, испаряющая поверхность их хвоинок очень мала и они покрыты восковым налетом, который почти не пропускает влагу.Учитель: В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.Итак, ребята, мы сегодня с вами проделали огромную работу, пронаблюдали, как растения готовится к зиме, листопад. Делаю вывод, придав материалу целостность.IV. Напоминаю о сроках письменного отчета. Каждая группа школьников представляет выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.По результатам экскурсии провожу обобщающий урок. К этому уроку в кабинете биологии монтирую выставку наиболее удачных творческих работ учащихся: сочинения - миниатюры, стихи собственного сочинения, рисунки, коллекции плодов и семян, гербарные листы, поделки из природного материала.Свои восхищения явлениями природы, свои чувства, любовь дети выражают в рисунке, в написании стихов, синквейнов, кроссвордов, эссе, рассказов.Отчеты проверяю и оцениваю:На обобщающем уроке подводим итог экскурсии по двум видам работ, предусмотренных в карточках. Ребята читают свои ответы на вопросы, показывают рисунки, читают стихи, обмениваются мнениями, ведут дискуссии.Опыт проведения таких обсуждений показывает роль и значение экскурсий: ребята становятся активнее, заинтересованнее в изучаемом и обсуждаемом материале, они с удовольствием делятся наблюдениями и впечатлениями. Наблюдая живописные уголки природы, школьники учатся понимать красоту, у них развивается любовь к русской природе.Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

Источники

Пасечник В.В. Биология, грибы, растения. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.

Интернет ресурсы:1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] А.С. Пушкин «Унылая пора»3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] И.Бунин «Листопад»4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пословицы про осень5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] загадки про осень

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015

15 

lib-5.ru

Экскурсия по биологии Осенние явления в жизни растений

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений Задачи: - показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой; - ознакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений и животных. Планируемые результаты обучения. Предметные: начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе. Метапредметные: развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Личностные: формирование любви и бережного отношения к родной природе, воспитание экологической культуры. Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Ход урока. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе. Знакомство с видами растений и животных, встречающимися на маршруте, с особенностями растений и животных, связанных с условиями их обитания, знакомство с разнообразием плодов и семян, способами их распространения, с различием окраски листьев у растений и листопада, на поведение животных осенью. Самостоятельная работа в группах. 1 группа. Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно? Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке. 2 группа. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью. 3 группа. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени? 4.Подведение итогов экскурсии. 5. Задание на дом: оформить отчет о выполнении заданий.

Приложенные файлы

weburok.com

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений" : Биология

  1. Биология

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений; с осенними явлениями и приспособлен-ностью растений к перезимовке; с различными методами биологических исследований и привить школьникам навыки поведения в природе.

Оборудование: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.

Ход экскурсии

I. Вступительная беседа, в процессе которой выясняется, какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк, учебно – опытный участок – это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.

II.

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера. (Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

2. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

3. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  • Почему легко опадают желтые листья?
  • Какое значение имеет листопад?
  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  • Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  • А почки растений готовятся к зиме?
  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

4. Определить биоценоз по рисунку или фотографии.

5. Составить характеристику биоценоза в осеннее время года.

III. Конкурс. Узнай меня.

1. Учитель показывает листья различных растений. Учащиеся называют растения.

2. На подносе набор с сочными и сухими плодами. Учащиеся получают задание: отделить сочные плоды от сухих. Чем сухие плоды отличаются от сочных? Чем отличается ягода от костянки? Назовите растения.

IV. Заключение.

Беседа о бережном отношении к природе.

Сейчас нам предстоит обсудить основные положения природоохранной памятки.

  1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
  2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
  3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
  4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
  5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
  6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
  7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
  8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

Как яблоко на блюде, У нас Земля одна. Не торопитесь люди Все вычерпать до дна… Нам жировать позорно В счет будущего дня. Поймите это, люди, Как собственный приказ. Не то Земли не будет И каждого из нас.М. Дудин

V. Подведение итогов экскурсии:

1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).

2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?

3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.

4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.

“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.

“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.

“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.

“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.

“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)

“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)

“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)

“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)

“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)

“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)

“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)

poznanie21.ru

"Осенние явления в жизни растений. Многообразие растений"

Разделы: Биология, Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Задачи урока: Изучить жизненные формы растений.

  • Развивать понятия об органах цветкового растения, о взаимосвязи живой и неживой природы.
  • Прививать школьникам навыки поведения в природе, воспитывать чувство прекрасного и бережливое отношение к растениям.
  • Поэтические произведения на уроках биологии способствуют конкретизации и расширению научных понятий, дают возможность лучше осмыслить содержание изучаемого материала, развивают интерес к предмету и эстетические вкусы учащихся.

    На уроках звучит музыка П.И Чайковского “Времена года”, используются иллюстрации картин В.Д.Поленова, И.И. Левитана, И.И. Бродского.

    Биолог: В начале урока вспоминаю с ребятами, что растения состоят из органов (корни, стебли, листья, цветки), что после цветения образуются плоды (сухие, сочные), рассматриваем части цветка. (См. рис 11)

    На экран проецируются кадры с рисунками (см. слайды 11, 12, 13), на которых изображены дерево, кустарник и трава. В ходе беседы приходим к выводу, что существуют различные растительные формы, пользуемся текстом учебника.

    Деревья Это обычно крупные растения с многолетними, деревянистыми стеблями, каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.
    Кустарники Имеют не один ствол, а несколько стволов, отходящих от общего основания.
    Трава Имеет зелёные сочные стебли.

    Далее даём определения однолетним, двулетним и многолетним растениям.

    Информатик: А теперь поработаем с текстовым редактором. Проработаем текст, написанный замечательным писателем М.А. Шолоховым. (на ПК запускается файл с текстом Шолохова. (Задание детям отредактировать (см. приложение 2), и исправить ошибки, соблюдая форматирование текста) (см ссылку на текст)

    Биолог:

    Какую картину вы представляете себе, слушая этот текст?

    -Да, писатель показал нам лесной мир, в котором гармонично взаимосвязано всё живое, хочется прогуляться в этом лесу и насладиться этой красотой.

    Информатик:

    -Ребята, вы ещё раз работаете с этим текстом; измените цвет и подчеркните волнистой линией слова, в которых были пропущены буквы. Через 5 минут работы проверяются, компьютер выдаёт результаты. (1 оценка по И)

    Биолог:

    -Ребята, вы только что прочитали описание осеннего леса и ответьте на вопросы:

    1. О каких растительных формах идёт речь в этом отрывке? (Деревья, кустарники, травы).
    2. Какое время года описывает автор? (Осень).
    3. Какое осеннее явление упоминается в этом отрывке? (Листопад).
    4. Каковы признаки осени? (Изменение окраски листьев, начало листопада массовое созревание плодов).

    Биолог:

    - А вот как описывает осеннюю картину поэтесса Г.Галина:

    -Золотятся между сосен Клёны жёлтые стоят... Что за чудный им наряд Подарила осень. Как украсила рябины Бросив щедрою рукой Меж узорчатой листвой Яркие рубины !

    -Какие осенние явления вы можете себе представить?

    -В каком значении употреблено словосочетание "бросила рубины"? Что такое рубины? Как вы это понимаете?

    -А вот теперь послушайте, как представляет себе осенний сад Филипп Шкулев…

    В садах повсюду, тут и там краснеется рябина, И лёгкой дымкой к небесам несётся паутина. Блестит па солнце жёлтый лист и кружится, спадая. Синеет небо, воздух чист. И, устали не зная, Стремятся стаей журавли на юг, к теплу и морю.

    -О каких природных явлениях осени рассказывает нам поэт? (Созревание рябины, паутина, цвет неба, перелёт птиц).

    -Или вот ещё послушайте:

    Надевала осень пёстрый сарафанчик, Жёлтенький платочек, лапти с подковыркой. Вышла на крылечко на заре туманной Плечиком пожала - студёно и сыро.

    -Не кажется ли вам, что осень в этом стихотворении изображена как живая, как озорная русоголовая девушка в пёстром сарафанчике, в лаптях, с лукошком в руках. (Кстати, а что может лежать у неё в лукошке?)

    Ребята, иногда поэты, для того, чтобы ярче, нагляднее изобразить природу и природное явление , как бы очеловечивают их, т.е. приписывают им свойства живых существ.

    Осень в белые туманы Сад хоронит по утрам, Ни дорожек, ни поляны Ничего не видно нам.

    Понапрасну где-то с крыши Кукарекает петух. Осень будто и не слышит. И туман как будто глух.

    Понапрасну лает в будке Рассердившийся Буян. И не дует осень в дудки, И туман - как есть туман.

    Но лишь солнце острым, светлым Первым выстрелит лучом, Осень к речке, к старым ветлам Подбирается бочком.

    И туман снимает белый Полотно за полотном. Сад умытый, свежий, целый Вновь мы видим за окном.

    Не правда ли, мы можем представить себе осень и туман, которые, как некие живые существа овладевают утренним садом, не взирая ни на кукареканье петуха, ни на лай рассердившегося Буяна .И лишь солнце (как тоже живое существо) “первым выстрелит лучом” может испугать и прогнать непрошенных гостей:  туман и осень.

    -Посмотрите за окно, не эту ли картину мы можем наблюдать каждое утро? Вы идёте в школу-все(дома, деревья, улицы) в тумане, выходите из школы - куда девался туман? Ярко светит солнышко , краски окружающего мира ярки и веселы.

    -Осеннее время -любимое время года и А.С.Пушкина ,и многих других поэтов, писателей, художников, композиторов. Посмотрите на эти иллюстрации картин В.Д.Поленова “Золотая осень”; И.И.Левитана " “Золотая осень”' И.И.Бродского "Опавшие листья". Обратите внимание на многообразие красок, на богатство оттенков цвета увядающих листьев, на богатство оттенков цвета осеннего неба. Можно даже почувствовать и лёгкий порывистый ветерок, и прохладный чистый воздух, наполненный лесными ароматами и тишину лесного царства. Действительно. художники были вдохновлены осенью.

    Биолог: Ребята, что же происходит осенью с погодой и как растения готовятся к таким изменениям? (Сокращается день, ночные похолодания, туманы, сильные ветры, дожди, созревают плоды) и в это время идёт уборка урожая(демонстрируются картины с различными растениями, подчёркивается, что существуют овощные растения, плодовые, зерновые, декоративные). Идёт суета, в которой принимают участие люди. А вот как готовятся к наступлению зимы некоторые представители животного мира.

    Сколько белкам хлопот. Поспевает орех. Кислый яблок лесной и рябина. По кустам заалела калина. У хозяек заботливый спех. Надо белых грибов насобирать, Нанизать их по веткам сосновым, Конопатить дупло мохом новым, Трав и листьев в гнездо натаскать. Оттого-то в лесу суета. И без ветра в движенье верхушки. Оттого вкруг косматого пня Взрыты мхов разноцветных подушки

    Биолог просит информатика провести тестирование.

    Текст тестовой программы см. приложение 1

    Звучит пьеса Л.И.Чайковского "Времена года". Октябрь. Осенняя песнь. Учитель читает стихи И.Бунина " Листопад".

    Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют. А между клёнами синеют То там, то здесь, в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И осень тихою водой Вступает в пёстрый терем свой...

    Биолог:

    Теперь мы посмотрим результаты нашей с вами работы.

    Уважаемый компьютер, предоставьте, пожалуйста, нам результаты работы нашего класса.

    А теперь послушайте домашнее задание. (По усмотрению учителя)

    Приложение 4. Иллюстрации к статье

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта