Органические вещества в растении передвигаются по. По каким клеткам происходит передвижение органических веществ

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Передвижение органических веществ в растении. Органические вещества в растении передвигаются по


Передвижение органических веществ по растению.

Образование Передвижение органических веществ по растению.

Количество просмотров публикации Передвижение органических веществ по растению. - 820

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Передвижение органических веществ по растению.
Рубрика (тематическая категория) Образование

Передвижение минœеральных и органических веществ по растению имеет очень большое значение, так как это процесс, с помощью которого осуществляется фи­зиологическая взаимосвязь отдельных органов. Между органами, поставляющими питательные вещества, и органами, потребляющими их, создаются так называе­мые донорно-акцепторные связи. Донором минœеральных питательных веществ служит корень, донором органических веществ — лист. В этой связи в растениях существуют два базовых тока питательных веществ — восходящий и нисходящий. Большую роль в изучении путей передвижения отдельных питательных веществ сыграл прием кольцевания растений. Этот прием состоит в наложении коль­цевых вырезок на стебель растения; при этом кора (флоэма) удаляется, а древесина (ксилема) остается неповрежденной. С помощью этого приема еще в конце XVII в. итальянским исследователœем М. Малышги было показано, что восходящий ток воды с минœеральными веществами идет по ксилеме, нисходящий ток органических ве­ществ из листьев — по элементам флоэмы. Вывод данный был сделан М. Малышги на основании того, что над кольцевой вырезкой листья оставались тургесцентными, несмотря на удаление коры, в них продолжала поступать вода. Ток органических веществ приостанавливался, и это приводило к образованию над вырезкой утол­щении (наплывов). Ряд уточнений в вопрос о путях и направлении передвижения веществ по растению внесли исследования с применением меченых атомов. Сегодня ученые считают, что система транспорта у растений вклю­чает внутриклеточный, ближний и дальний транспорт. Ближний транспорт — передвижение веществ между клетками внутри органа по неспециализирован­ным тканям, к примеру по апопласту или симпласту. Дальний транспорт — это перемещение веществ между органами по специализированным тканям — про­водящим пучкам, т. е. по ксилеме и флоэме. Вместе ксилема и флоэма образуют проводящую систему, которая пронизывает всœе органы растения и обеспечивает непрерывную циркуляцию воды и веществ.

Передвижение органических веществ по растению. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Передвижение органических веществ по растению." 2014, 2015.

referatwork.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Прежде чем приступить к изучению передвижения воды и питательных веществ в растении, повторите:

У сосудистых растений передвижение веществ осуществляется по двум системам: ксилеме, или сосудам древесины (вода и минеральные соли) и флоэме, или ситовидным трубкам луба (органические вещества). Передвижение веществ по ксилеме направлено от корней к надземным частям растения; по флоэме питательные вещества движутся от листьев.

Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. 

Восходящий и нисходящий токи. (Анимация)

То, что вверх по стеблю растворы подаются по древесине, а вниз – по лубу можно доказать опытным путём.

Попробуйте поставить в окрашенную чернилами воду веточку фуксии или бальзамина: через некоторое время станет видно, как подкрашенная вода поднимается по стеблю в листья. Сосуды проходят через стебель, дают ответвления в листья (жилки листьев) и там также разветвляются. Большое значение для поднятия воды в стебель имеет корневое давление, с одной стороны, и испарение листьями – с другой.

Крахмал, образовавшийся в листьях, превращается в сахар и поступает во все органы растения по лубу. Если на стебле растения (в саду – яблони или смородины, дома – драцены или фикуса) осторожно сделать кольцевой надрез и удалить кору, то обнажится древесина. На месте надреза можно укрепить сосуд с водой или почвой. Через несколько недель над местом надреза образуется наплыв, а на нём – придаточные корни. Окольцевав ветку, мы перерезали ситовидные трубки, растворы органических веществ, которые они переносили, скопились над местом надреза.

При вегетативном размножении растений иногда используют укоренение «окольцованных» веток. Остаётся только отделить и укоренить ветку с придаточными корнями.

Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, человек может управлять их движением. Например, пасынкование (прищипывание пазушных побегов) томатов проводят для того, чтобы направить больше органических веществ к созревающим плодам. Зная, свойства и место расположения лубяных волокон некоторых растений, люди издавна используют их для производства тканей, верёвок.

Одним из важнейших механизмов транспорта веществ в растении является осмос. Осмос – это переход молекул растворителя (например, воды) из областей с более высокой концентрацией в области с более низкой концентрацией через полупроницаемую мембрану. Этот процесс похож на обычную диффузию, но протекает быстрее. Численно осмос характеризуется осмотическим давлением – давлением, которое нужно приложить, чтобы предотвратить осмотическое поступление воды в раствор.

biolicey2vrn.ru

Передвижение органических веществ в растении

Путем процесса всасывания вода и растворенные в ней соли попадают из почвы в корневую систему. Далее передвижение растворов минеральных солей осуществляется по стеблю от корня к листьям растения. Нужно разобраться, какие отделы стебля растения принимают активное участие в транспортировке воды и солей: сердцевина, древесина или кора. Можно провести простой эксперимент и поставить ветку яблони или какого-либо другого дерева в воду, куда предварительно были добавлены чернила. Если через день вытащить ветку из воды и разрезать стебель вдоль, то можно заметить, что только слой древесины поменял цвет. Кора и сердцевина остались неизменными. Таким образом, можно сделать вывод, что именно по древесине передвигается вода с растворами солей от корня к листьям.

В состав древесины входят длинные полости в виде трубок, называемые сосудами растения. Именно они предназначены для перемещения по стеблю воды и минеральных солей.

Принцип передвижения вдоль стебля органических соединений несколько отличается от описанного выше. Известно, что благодаря запасам органических веществ осуществляется рост и питание прорастающих семян. Можно понаблюдать, как помещенные в сосуд с водой ветки любого дерева «пускают» побеги с листьями, также у них быстро образуются придаточные корни под водой. Очевидно, появление новых структур обусловлено наличием в ветках запасов органических веществ.

Дальний транспорт органических питательных веществ в нис­ходящем направлении осуществляется в основном по флоэме

Перемещение органических веществ происходит по коре стебля. Это легко доказать, если со свежесрезанной ветки акации или каштана снять кору на небольшом участке ближе к нижнему краю, а затем поставить ветку в воду. Через некоторое время выше срезанной коры появится утолщение или наплыв, где просматриваются молодые придаточные корни. Ниже места, где кора удалена, корни или не появляются вовсе или очень тонкие и маленькие. Вывод напрашивается сам собой: срез коры не дает органическим веществам перемещаться от листьев к корням растения. В связи с этим выше среза образуется наплыв с придаточными корнями. Таким образом, это служит неопровержимым доказательством вышеприведенного утверждения о том, что транспортировка питательных веществ органической природы происходит по коре стебля растения.

Распределяются эти вещества так, что в первую очередь обеспечивается рост молодых частей растения. Причем они передвигаются как вниз к корневой системе, так и вверх к побегам, цветкам и плодам растения.

В растении лист является основным органом биосинтеза. Продукты фотосинтеза запасаются в виде крахмала в хлоропластах и лейкопластах, перераспределение углеводов происходит при переходе крахмала в растворимые простые сахара.

В растении ксилема служит для перемещения воды и минеральных веществ из почвы в надземную часть, а флоэма служит для доставки сахарозы из листьев в другие органы растения.

По флоэме отток веществ наблюдается от донора (органа-синтезатора) вверх и вниз - к любому органу-акцептору, где эти вещества запасаются или потребляются. Органы, акцептирующие вещества, относятся, как правило, к запасающим органам (корнеплоды, корневища, клубни, луковицы).

По ксилеме же вещества движутся только снизу вверх.

Все потребляющие органы обеспечиваются, как правило, ближайшим к ним донором. Верхние фотосинтезирующие литься снабжают растущие почки и самые молодые листья. Нижние листья обеспечивают корни. Плоды обеспечиваются из ближайших к ним листьев.

Транспорт по флоэме может происходить одновременно в двух направлениях. Эта " двухнаправленность " является результатом одностороннего тока в отдельных, но смежных ситовидных трубках, соединенных с различными донорами и акцепторами.

Ситовидные трубки - это тонкостенные удлиненные клетки, соединенные своими концами и образующие непрерывную трубку. В местах соприкосновения клеточные стенки пронизаны ситовидными порами и называются поэтому ситовидными пластинками. В отличие от ксилемных клеток ситовидные флоэмные клетки - живые, хотя и непохожи на обычные живые клетки. Они не имеют ядра, но содержат некоторые другие органеллы и плазмалемму, которая играет важную роль в удержании сахаров в ситовидных трубках. Доказательством может служить способность флоэмных клеток к плазмолизу. Ситовидные трубки имеют короткий период жизни и постоянно заменяются новыми, образующимися при делении камбия.

Перемещение веществ по флоэме происходит с большой скоростью: до 100 см/час. Транспорт по флоэме осуществляется путем перетекания растворов. Высокое гидростатическое давление, обусловленное движением воды в богатые сахаром зоны с высоким отрицательным водным потенциалом, вызывает перетекание растворов в зоны с более низким давлением. Удаление сахара из них гарантирует постоянное наличие градиента и, следовательно, перетекание раствора. Загрузка растворенных веществ включает совместный транспорт (котранспорт) сахарозы и ионов водорода с участием специфической пермеазы. Этот процесс обусловлен градиентом кислотности и электрохимическим градиентом. Поглощенные ионы водорода выделяются впоследствии с помощью протонного транспортера, использующего энергию АТФ.

Кроме сахарозы во флоэмном потоке транспортируются аминокислоты и амиды (аспарагин, глютамин), при старении добавляются также органические и минеральные вещества из отмирающих органов.

В направленном транспорте ассимилятов в растении участвуют в основном три системы:

выталкивающая или нагнетающая (лист),

аттрагирующая или притягивающая (меристематические и запасающие ткани).

Таким образом передвижение веществ в растении включает сложный комплекс процессов передвижения пасоки по ксилеме и флоэме, который регулируется растением и зависит как от внешних факторов, так и от фазы развития растения.

Материалы: http://biofile.ru/bio/23097.html

Вопрос о передвижении органиче­ских и минеральных веществ по растению имеет очень большое значение, так как этим путем осуществляется физиологическая взаимосвязь отдель­ных органов растения друг с другом. Организм как целое может осущест­влять весь протекающий в нем процесс обмена веществ за счет постоянно­го тока веществ.

Еще в XVII веке Мальпиги было открыто наличие нисходящего тока питательных веществ по флоэме. Установлено это было путем кольцева­ния стебля, при котором срезается кора и оставляется древесина. Выше окольцованного места скопляются в большом количестве те вещества, ко­торые текут по флоэме от листа к стеблю, корню, плодам и семенам. Наз­вание «нисходящий ток» поэтому не очень удачно, так как вещества дви­жутся от листа как места своего преимущественного синтеза к местам пот­ребления или отложения в запас. В последнем случае вещества отклады­ваются по большей части в нерастворимой форме в виде крахмала, геми­целлюлозы и т. д. Основным принципом, по которому идет ток пластиче­ских веществ по растению, является передвижение веществ от мест с более высокой концентрацией в места с менее высокой концентрацией, т. е. со­ответственно градиенту концентрации. Сахара обычно находятся в листе в форме моносахаров. Во флоэме листа происходит образование саха­розы из моносахаров, а затем уже в форме сахарозы идет отток по стеблю к корням и плодам, где концентрация этого вещества ниже, чем во флоэ­ме листа. Белковые вещества, как таковые, не передвигаются по рас­тению, а передвигаются аминокислоты и амиды (аспарагин, глютамин). Вместе с органическими веществами по флоэме вниз могут двигаться и ми­неральные вещества, например фосфор и калий. Очевидно, они подверга­ются вторичному использованию (реутилизации) и оттекают из старых листьев в места, где идет интенсивное новообразование веществ, — к пло­дам, корням, клубням и другим органам растения.

Сам механизм оттока до сих пор не вполне ясен. Объяснить его диффу­зией не представляется возможным, так как процесс диффузии идет очень медленно. Соответственные подсчеты показали, что ток пластических ве­ществ по флоэме идет со скоростью во много тысяч раз большей, чем при простой диффузии.

Следует отметить, что в многолетних работах английских ученых Мезона, Маскела, Филиса, проведенных с хлопчатником на острове Три­нидаде, было доказано значение аэрации и процесса дыхания для передви­жения углеводов и азотистых веществ. В 1940 г. Д. А. Сабинин подчерк­нул значение обмена веществ и дыхания для передвижения веществ по растению. Опыты с использованием меченых атомов (K, P) показали, что восходящий ток минеральных веществ возможен и по флоэме. По флоэме вверх могут передвигаться органические вещества (органические соединения фосфора, аминокислоты и т. п.). В основе передвижения веществ лежит активная функция и адсорбционная способность протоплазмы. Ад­сорбционная же способность протоплазмы тесно связана с процессами об­мена веществ, в частности дыхания.

Интенсивность дыхания ситовидных трубок, по которым движутся вещества, очень велика, приближаясь к интенсивности дыхания грибов. Чем интенсивнее дыхание, тем быстрее передвигаются органические ве­щества по растению. Материал с сайта http://worldofschool.ru

А. Л. Курсанов на основании своих исследований пришел к выводу, что скорость передвижения органических веществ еще выше, чем это пред­полагали раньше. Скорость передвижения сахара в сахарной свекле из листьев в корни, установленная по меченому углероду, составляла от 0,7 до 1,5 м в час. Аминокислоты, поглощенные стеблем, двигались со ско­ростью 90 см в час.

Ускоряя или замедляя обмен веществ, можно увеличить или снизить скорость передвижения веществ по растению. Так, например, повышение температуры увеличивает скорость передвижения веществ по растению. При повышении температуры до 40 °C передвижение веществ останавлива­ется. Все вещества, блокирующие действие дыхательных ферментов, так называемые ингибиторы, как цианистый калий, фтористый натрий и др., резко снижают скорость передвижения веществ.

Таким образом, вопрос о передвижении органических соединений по растению все больше и больше связывается с протекающим в растении процессом обмена веществ.

Материалы: http://worldofschool.ru/biologiya/stati/botanika/fizio/pitanie/peredvizhenie-veshhestv-po-rasteniyu

vekoff.ru

Передвижение органических веществ по растению

    ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПО РАСТЕНИЮ [c.186]

    То, что передвижение органических веществ идет по ситовидным трубкам, было подтверждено в изящных экспериментах, в которых была использована особенность тлей питаться переносимыми по флоэме сахарами. Тля прокалывает растительные ткани с помощью специализированного ротового аппарата в этот аппарат входят тонкие трубчатые стилеты , которые медленно вводятся в ткани растения до флоэмы. Как видно на рис. 13.25, такие стилеты могут проникать в отдельные ситовидные трубки. [c.133]

    А. Л. Курсанова наглядно продемонстрировали, как важно учитывать закономерности передвижения образованных при фотосинтезе веществ в различные органы растений. Только используя все эти показатели, мы можем более полно изучить фотосинтез, вскрыть его роль в общем обмене веществ растения, выяснить его взаимосвязи с другими физиологическими функциями. Таким образом, исследователям необходимы методы изуче ния фотосинтеза, которые могли бы характеризовать его интенсивность, качественный состав образующихся продуктов и закономерности передвижения органических веществ в другие органы растений. Желательно также изучение не только обмена углекислоты, но и кислорода. [c.4]

    До недавнего времени трудно было представить себе возможность разработки подобных методов. Сейчас такая принципиальная возможность существует и, повидимому, может быть реализована в недалеком будущем на основании использования метода меченых атомов и, прежде всего, радиоактивного изотопа углерода С , который, как известно, получил широкое применение при исследованиях продуктов фотосинтеза, передвижения органических веществ растений и т. п. Однако перспективы его использования для изучения различных сторон фотосинтеза лишь намечаются в настоящее время. [c.4]

    Исследование вопросов координации физиологических функций в растительном организме позволило наметить некоторые приемы изучения метаболизма и передвижения органических веществ, содержащих меченый углерод, поглощенный при фотосинтезе. Эти приемы предназначены главным образом для выяснения метаболизма углерода в течение длительных интервалов времени после того, как он был ассимилирован листом, что особенно важно при изучении последействия различных внешних условий на растение. [c.4]

    Первая из них заключается в увеличении времени экспозиции отдельных листьев или всей надземной части растений (см. стр. 33) в атмосфере меченой углекислоты. При исследовании метаболизма и передвижения органических веществ из одного или нескольких листьев в другие органы растений удобно использовать описанный выше прибор для определения интенсивности фотосинтеза. После желательной продолжительности фотосинтеза листьев в токе радиоактивной углекислоты растение разрезается на отдельные части, в которых намечено определить поступление веществ, содержащих затем пробы фиксируются для радиохимического анализа. [c.45]

    Минеральные и образовавшиеся из них органические вещества из корневой системы, в основном по сосудам древесины, передвигаются к листьям и растущим органам растения. Передвижение воды (транспирационный ток) и передвижение элементов минерального питания в растении в широкой степени независимы друг от друга. Скорость и пути передвижения элементов минерального питания в надземной части растения также регулируются растением. [c.184]

    Хотя абсолютное количество фосфора в растениях на определенной площади, например на одном гектаре, продолжает увеличиваться до полного созревания их, относительное содержание его систематически уменьшается с возрастом растения (рис. 41, 42). Падение процента фосфора в урожае означает более быстрое накопление массы органических веществ, в которой распределяется поглощенное ранее и поглощаемое в дальнейшем значительно замедленными темпами количество этого питательного элемента. Выше уже обращалось внимание на передвижение фосфора в период образования семян из вегетативных органов в репродуктивные. Благодаря этому в семенах не обнаруживается столь резкого уменьшения его относительного содержания по мере созревания, как в соломе (табл. 60). [c.240]

    Характер каждой из частей, составляющих общую методику, определяется задачей исследования. В связи с этим в каждом исследовании с радиоактивными изотопами разработка методики проведения опытов занимает значительное место. Наша работа имела целью выяснить, как происходит перераспределение углерода между группами органических веществ и их передвижение в различные органы растений в течение нескольких часов после поглощения в процессе фотосинтеза. Кроме того, взяв за стандарт определенную продолжительность фотосинтеза в присутствии С О.,, мы изучали, изменяется ли распределение погло- [c.43]

    Почвенными коллоидами тордон поглощается слабо и может вмы-ваться водами осадков на глубину до 1,5 м скорость и глубина передвижения возрастает на почвах с меньшим содержанием органического вещества. В почве и в растениях тордон разлагается медленно при внесении в почву в дозах 3—5 кг действующего вещества на 1 га сохраняется в ней до 3—7 лет. [c.330]

    Радиоактивные изотопы могут быть использованы для определения движения целых организмов или весьма малых количеств вещества. В первом случае для метки организмов грызунов, насекомых применяют такие изотопы, как радиоактивные кобальт, железо, цинк или другие гамма-излучатели, которые вводят внутрь организма путем добавки их в пищу. Местонахождение гамма-излучателя в организме можно определить счетным прибором даже на довольно большом расстоянии от излучающего объекта. Однако наибольший интерес для исследователя представляет радиоактивная метка какого-либо элемента или органического соединения, проходящих сложный путь в процессе обмена веществ. С помощью такой метки изучают взаимоотношения почв, удобрений и растений, передвижение питательных веществ в растении, их превращение, корневые выделения, пути распространения, механизм действия инсектицидов, гербицидов, накопление ядохимикатов в растениях, организме насекомых. [c.276]

    Из катионов растениями, как правило, больше всего потребляется калия, значение которого определяется участием в процессе ассимиляции (усвоения) углекислоты, образовании и передвижении углеводов (сахара, крахмала), накоплении азотистых органических веществ, регулировании роста, усилении прочности стеблей, повышена морозостойкости растений и т. д. [c.195]

    Как известно, питание растения осуществляется за счет почвы и атмосферы, а почва представляет собой едва ли не самое сложное из всех природных тел. Многие ученые давно уже мечтали о том, чтобы каким-то образом пометить отдельные атомы и при помощи такой метки следить за передвижением и участием в биологических процессах химических соединений, имеющих жизненно важное значение для растительного организма. Долгое время такая мечта казалась несбыточной фантазией. Ее осуществлению способствовали успехи в развитии ядерной физики. В настоящее время не представляет особых затруднений получение меченых минеральных и органических веществ, которые могут быть введены через корни и листья в растения. [c.196]

    Передвижение прежде всего обусловлено необходимостью искать пищу (и тесно связано с развитием нервной системы). Зеленые растения — автотрофные организмы, они способны сами синтезировать нужные им органические вещества, так что им нет надобности искать органическую пишу. [c.353]

    Подвижность металлов может повышаться вследствие нейтрализации положительно заряженных золей минеральных коллоидов отрицательно заряженными золями органического вещества и уменьшения доли металлов, задерживаемых минеральной составляющей почвенных сред и донных осадков. Органические соединения могут выступать в роли поверхностноактивных веществ, способствующих растворимости и солюбилизации металлов, образовывать с ними простые и комплексные или внутрикомплексные соединения, повышать кислотность среды, влиять на поступление и передвижение макро- и микроэлементов по органам растений. [c.281]

    Такое передвижение наиболее ярко выражено у древесных растений. Исследования показали, что по стволу дерева вещества передвигаются, в двух основных направлениях от корней к листьям вверх движутся вода и минеральные вещества — восходящий поток второй, несущий органические вещества вниз к корню, — нисходящий поток. Ио органические вещества из листьев поступают не только в корневую систему, они движутся таклнисходящий поток лучше назвать потоком пластических веществ. [c.137]

    В выяснении природы коррелятивных отношений, обеспечивающих взаимодействие отдельных частей растительного организма, особая роль принадлежит обмену и передвижению органических и минеральных веществ. Существует определенное соотношение отдельных частей организма и их функций. При удалении тех или иных органов или их частей коррелятивные соотношения нарушаются. В этом случае наблюдается усилие или торможение роста отдельных органов растения. [c.431]

    Когда желательно исследовать метаболизм содержащих органических веществ у целых растений в течение длительных интервалов времени, этот прием оказывается неудобным, так как длительное выращивание растений в замкнутой камере е радиоактивной углекислотой связано с рядом затруднений. Наши опыты показали (Заленский, 1954), что меченый углерод можно обнаружить в различных органах растения еще через 5—7 дней (вероятно, и более) после кратковременной (10— 40 мин.) экспозиции его листьев в камере с радиоактивной углекислотой. Следовательно, у растений, находящихся в естественных или экспериментально созданных условиях, можно изучать метаболизм и передвижение органических веществ с меченым углеродом в течение длительного времени после поглощения его листом. [c.45]

    Состав новообразований обусловлен характером почвообразовательного процесса и является одним из характерных признаков при определении типа почвы и ee агрономических свойств. Наличие легкорастворимых солей н поверхности почвы свидетельствует об интенсивном развитии процессов засоления почвы и непригодности ее для культурных растений без коренной мелиорации." По глубине залегания новообразований углекислого кальция можно судить о степени выщелоченности и глубине промачивания почвы атмосферными водами. Железистые новообразования являются признаком процессов разрушения ряда минералов и передвижения продуктов их разрушения -по профилю. Темноокрашенные потеки гумусовых веществ свидетельствуют о передвижении органических веществ в толще почвы. Наличие сизоватых и ржаво-охристыж пятен указывает на заболоченность почвы. [c.185]

    Теоретическое обоснова ше иногда применяемой предуборочной некорневой подкормки сахарной свеклы заключается в следующем. К моменту уборки в ее листьях содержится 3—4% сахара, что составляет около 16% запаса углеводов, накопленных оастением, Сахар, содержащийся в листьях, ие нспользу- ется при производстве сахара. Необходимо перевести сахарозу, содержащуюся в листьях в предуборочный период, в корни. Для этого применяют некорневую подкормку калийно-фосфорными. солями. Калий способствует общему повышению жизнедеятельности растення, и при внесении в паренхиму листьев ускоряет передвижение органических веществ, в том числе и углеводов. Фосфорная кислота участвует в фосфоролизе, при котором она соединяется с молекулой углевода, Синтез и внутриклеточный распад углеводов могут происходить, очевидно, только при участии фосфорной кислоты, Как показали опыты И. В, Якушкина и М. Н. Эдельштейна, после предуборочной подкормки калийными и фосфорными удобрениями углеводы нз листьев транспортируются в корни сахарной свеклы через 2— [c.342]

    Передвижение эпемептов минерального питания (восходящий ток) Круговорот минеральных веществ в растении (реутилизация) Особенности передвижения органических веществ но растению. . Список рекомендуемой литературы............. [c.302]

    Несвязанная в органических соединениях сера присутствует в растениях в форме сульфата, и в зависимости от поглощения из почвы и воздуха ее количество в растении может значительно превышать количество органической серы. Поэтому общее содержание серы в растениях подвержено более сильным колебаниям, чем содержание нейтральной серы (Guderian, 1970). В обмене веществ растения сульфаты активируют процессы брожения, способствуют поддержанию коллоидной структуры протоплазмы, увеличивают интенсивность ассимиляции и влияют на синтез углеводов сильнее, чем хлориды (Burghardt, 1962). Передвижение ассимилятов не тормозится соединениями серы, а активность гидролитических ферментов, уменьшающаяся под влиянием избытка хлоридов, может стимулироваться добавлением серы (Latzko, [c.109]

    В основной массе перегнойного слоя аморфное органическое вещество делает невозможным свободное передвижение воды, и слабые токи ее происходят лищь в силу капиллярного поднятия. Эти иотенциально богатые запасами полезных для растений элементов, а также более глубоко расположенные окислительные процессы, а с другой — происходит вос-становлание минеральных соединений, теряющих в силу этого питательную ценность. К тому же основная масса почвы пропитывается токсически действующими солями закиси железа и перегнойных кислот, образующимися в нижнем горизонте почвы. [c.539]

    Почвенными коллоидами тордон поглощается слабо и может вмываться водами осадков до 1,5 м скорость и глубина передвижения возрастают на почвах с меньшим содержанием органического вещества. В почве и растениях тордон разлагается медленно при внесении в почву 3...5 кг/га действующего вещества сохраняется в ней до 3...7 лет. Более чувствительны к тордону всходы и молодые растения сорняков. Тордон относится к гербицидам сплошного действия и рекомендуется для уничтожения злостных корнеотпрысковых сорняков на незасеянных землях и очагах (куртинах) горчака ползучего. Нормы расхода тордона 22К 8... 15 кг/га и тордона 101 —4...7,8 кг/га. Для теплокровных животных и человека тордон слаботоксичен. [c.368]

    Следует отметить, что мы сейчас только начинаем использовать возможности метода меченых атомов для разрешения комплексных вопросов механизма обмена веществ и энергии между растительными организмами и окружающей средой. Например, при помощи пока изучен метаболизм и передвижение немногих органических веществ, в которые углерод входит через несколько минут после того, как он поглощается растением из окружающей атмосферы. В подавляющем большинстве имеюш,ихся работ метаболизм и передвижение поглощенного углерода прослежены во времени не более, чем в течение 1 часа, для чего используются короткие экспозиции растений в присутствии радиоактивной углекислоты. С другой стороны, в многочисленных опытах по биосинтезу органических веществ с меченым углеродом, при которых растения в течение дней и недель выращиваются в атмосфере меченой углекислоты, вопросы метаболизма и передвижения поглощенного углерода обычно не изучаются. Поэтому в настоящее время еще недостаточно известно, что происходит с углеродом через несколько часов или дней после того, как он был поглощен при фотосинтезе. Возникают многочисленные вопросы о том, в каких количественных соотношениях он нерераспределяется во времени между различными органическими веществами, в форме каких соединений и в каких количествах происходит передвижение углерода из листьев в другие органы, однотипны ли эти процессы у разных растений и при помощи каких условий можно изменить их в желательном для человека направлении. В поисках ответа па подобные вопросы необходимо продолжать разработку приемов изучения метаболизма и передвижения углерода в растении не только в течение коротких, но и в течение длительных интервалов времени. Кроме того, нужно систематизировать методы разделения и возможной идентификации органических соединений таким образом, чтобы можно было выяснить распределение поглощенного растением углерода между всеми основными группами веществ растений. [c.43]

    В описанной камере возможно проводить опыты по фотосинтезу и темновому поглощению радиоактивной углекислоты, продолжающиеся от нескольких минут до 1 часа. Изучение метаболизма органических веществ, содержащих в течение более длительных интервалов времени связано с необходимостью изменения методики введения С Ог в растения. Кроме того, нри более продолжительных опытах представляет интерес совместное изучение метаболизма органических веществ и их передвижения из листьев в другие органы растений. Для проведения таких опытов существуют две возможности. [c.45]

    Вопрос о путях перемещения инсектицидов после опрыскивания лйстьев был изучен для систокса на черенках лимона [117] и Pelargonium [111] и для шрадана на саженцах яблонь [110]. Во всех случаях при этом использовался метод кольцевания. Было показано, что перемещение осуществляется главным образом через флоэму, так как кольцевание резко снижало перемещение. Однако медленное передвижение инсектицидов, наблюдавшееся у кольцованных растений, свидетельствует о том, что незначительный перенос может происходить и через ксилему. Другим доказательством ведущего значения флоэмы в этом процессе было то, что скорость перемещения шрадана (в опытах на кустовой фасоли) была такой же, как и других органических веществ, передвигающихся через флоэму [118]. [c.338]

    Образующееся в ходе фотосинтеза органическое вещество и заключенная в последнем химическая энергия являются материальным источником, за счет которого осуществляется жизнедеятельность всего огромного мира гетеротрофных организмов, а также автотрофных организмов в периоды, когда они лишены возможности осуществлять фотосинтез. Из этого следует, что в светлые часы суток на потребности самих зеленых растений в пластическом и энергетическом материале расходуется лишь небольшая часть создаваемых ими органических соединений. Ббльщая же часть последних остается в это время неиспользованной и откладывается в запас, причем это отложение в запас осуществляется в форме более или менее устойчивых стабильных соединений, в достаточной мере защищенных от интенсивных превращений. Возможность последующего использования этих соединений связана с их лабилизацией и превращением в разнообразные богатые энергией промежуточные продукты, которые обладают высокой реакционной способностью и могут быть использованы клеткой непосредственно для синтеза элементов протоплазмы, а также в разнообразных других целях (поддержание структуры протоплазмы, поглощение и передвижение вещества по растению, вторичные синтетические процессы и др.). [c.308]

    Первые систематические исследования в области водообмена растений принадлежат английскому ученому С. Гейльсу, замечательная книга которого Статика растений вышла в 1727 г. С помощью разработанного им метода кольцевания Гейльс изучал передвижение воды по растению, установил существование тока органических веществ от стебля к корню (так называемый нисходящий ток), измерил величину корневого давления. [c.317]

    Различные органы растения выполняют разные функции.. Листья синтезируют органические веш1ества, поэтому в них должны постоянно поступать вода и минеральные вещества.. Корни поглощают воду и минеральные вещества и нуждаются в притоке органических веществ для дыхания и роста. Цветки, нлоды и растущие верхушки растений являются потребителями органических веществ, значительная часть которых откладывается в запас. Все это вызывает необходимость передвижения в растении воды и растворенных в ней веществ. [c.137]

    Иные закономерности передвижения минеральных веществ набл,юдаются у злаковых растений. У них благодаря нейтральной или слабокислой реакцни их сока белковые вещества и другие органические коллоиды находятся в изо.9лектрнческом состоянии или получают отрицательный заряд и поглощают катионы. Вследствие этого злаки не могут выделять в заметных количествах фосфорную кислоту и катионы, среди которых первое место занимает калий как наиболее подвих ный. [c.320]

    Сахарозосинтетаза и сахарозофосфатсинтетаза наряду с ферментом -фруктофуранозидазой могут участвовать в расщеплении сахарозы, которая служит также основным транспортным углеводом у большинства растений. Передвижение сахарозы по растению сопровождается значительным расходом энергии. Субстратом для дыхания в тканях (например, проводящие пучки, паренхима черешка), по которым транспортируются органические вещества, является сахароза, частично расходуемая при передвижении. [c.356]

    Опыты с хризантемой показывают, что при кольцевании стебля задер кивается передвижение вниз по стеблю ие только органических веществ, но и гормонов цветеиия. Это дает осповаиие предполагать, что ускорение плодоношения при кольцевании растений есть результат повышения коицептрации гормонов цветепия в части растений, отдолепной кольцевой вырезкой от других частой растеиия, [c.49]

    Листья, а точнее, хлоропласты снабжают образовавшимися в пих органическими веществами все органы растительпого оргапизма. Пути передвижения этих веществ неоднородны. Образовавшиеся в хлоропласте вещества должны прежде всего поступить в цитоплазму, затем по паренхимным клеткам в ситовидные трубки флоэмы и по ним к различным потребляющим органам растения. [c.186]

    Важное значение для роста растительных организмов имеет ка-правление движения ассимилятов. Оно со многом определяется интенсивностью использования веществ, потребностями того или иного органа, иптенснвиостьго его роста. Большое зиачепие в распределении питательных веществ в растении имеют фитогормоны. Транспорт питательных веществ идет в направлении к тем органам, которые характеризуются большим содержанием фитогормонов, в частности ауксинов. Обработка отдельпых растений ауксином вызывает усиление притока к ним различных органических веществ. Влияние фитогормонов па передвижение ассимилятов связано с усилением напряженности энергетического обмена (Н. И. Якушкина). [c.191]

chem21.info

По каким клеткам происходит передвижение органических веществ

Растения, имеющие корни и побеги, поглощают корнями из почвы воду и минеральные вещества, а в их зеленых надземных частях синтезируется органическое вещество из неорганических. Однако вода и минеральные вещества нужны не только корню, а органические вещества — не только листьям. Поэтому в растениях вещества должны перераспределяться, то есть перемещаться из одного органа в другой. А для этого нужна специальная проводящая система.

У растений ток воды и минеральных веществ идет снизу вверх, а ток органических веществ во всех направлениях. Эти два тока разделены, то есть идут по разным частям проводящей системы.

Ток воды с минеральными веществами осуществляется по так называемым сосудам. Это мертвые клетки, в местах соприкосновения они не имеют перегородок. За счет давления вода в них поднимается вверх и доставляется в фотосинтезирующие и иные органы растения. Сосуды тянутся от корней, через стебель, заходят в каждый лист и другой орган растения.

Синтезированные в листьях органические вещества доставляются в другие органы растения по так называемым ситовидным трубкам. В отличие от сосудов ситовидные трубки составляют живые вытянутые клетки. Места их соединения между собой пронизаны многочисленными порами, так что органические вещества могут передвигаться из клетки в клетку.

У древесных растений в стебле ситовидные трубки располагаются в коре. В то время как сосуды находятся в древесине, т. е. глубже.

Больше всего органических веществ идет к тем частям растений, которые активно растут и развиваются. Это и понятно, ведь для деления клеток и особенно их роста нужны питательные вещества.

Органические вещества доставляются в разные части растения (плоды, корни, цветки, семена, стебли) не только для их питания. Часто органические вещества запасаются (в клубнях, корневищах, семенах и др.).

Передвижение органических веществ в растении

По стеблю растений от корней поднимается вода с растворенными в ней минеральными веществами, а от фотосинтезирующих частей отходят органические вещества, которые по стеблю передвигаются во все остальные части растений.

Оба тока веществ разделены. Вода обычно поднимается по сосудам древесины, а органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам.

Ситовидные трубки входят в состав коры древесных растений и представляют собой живые клетки, вверху и внизу контактирующие между собой посредством множества пор. Отсюда их название «ситовидные» (от слова «сито»).

В отличие от них сосуды древесины — клетки мертвые, не имеющие перегородок между собой (в вертикальном направлении). Вода поднимается по ним за счет корневого давления и процесса испарения.

Камбий находится между корой и древесиной. Это образовательная ткань, благодаря которой стебель утолщается.

Эпидермис — один из видов покровных тканей растений. Он образует состоящую из живых клеток кожицу, которая есть только у листьев и зеленых стеблей.

Передвижение веществ в растениях

а) ксилеме;

б) флоэме;

в) ксилеме и флоэме;

г) не передвигаются, а запасаются в листе.

6. Клетки камбия расположены между:

а) древесиной и сердцевиной;

б) лубом и сердцевиной;

в) лубом и древесиной;

г) кожицей и пробкой.

Какая наука занимается изучением растений?

а) зоология;

б) природоведение;

в) ботаника;

г) анатомия;

8. Эндосперм образуется в результате:

а) слияния одного из спермиев с яйцеклеткой;

б) слияния одного из спермиев с центральной клеткой;

в) опыления;

г) разрастания стенок завязи.

9. Живые организмы:

а) могут двигаться

б) способны к самостоятельному существованию

в) могут увеличиваться в размерах

г) состоят из молекул

Без каких двух процессов невозможен обмен веществ?

а) рост и развитие

б) питание и выделение

в) дыхание и рост

г) раздражимость и подвижность

Часть II.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

ответов.

В течение всей жизни растут: 1) человек; 2) кит; 3) ель; 4) опенок; 5) бактерия кишечная палочка; 6)одуванчик

а) только 1, 2, 4;

б) только 3, 4, 6;

в) только 1, 4, 5;

г) только 2, 3, 4;

д) 1, 2, 3, 4, 5,6.

2. К растительным тканям, в образовании которых участвуют только живые

клетки, относятся: 1) основные; 2) покровные; 3) запасающие;

4) механические; 5) образовательные.

а) только 1, 2, 4;

б) только 1, 3, 5;

в) только 1, 4, 5;

г) только 2, 3, 4;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

Признаками листьев растений засушливых мест являются: 1) листья крупные, 2) небольшой размер листьев, 3) густое опушение листовой пластинки, 4) большое количество устьиц, 5) восковой налет на внешней стороне листа, 6) небольшое количество устьиц

а) только 1,3, 4;

б) только 1, 4, 5;

в) только2, 3, 5, 6;

г) только 2, 3, 4, 5;

д) 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Цветок – это: 1) часть побега, 2) видоизмененный побег, 3) видоизмененный лист, 4) яркий венчик, 5) генеративный орган растения

а) только 2, 5;

б) только 1, 2, 5;

в) только 1, 4, 5;

г) только 2, 3, 4, 5;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

Определите последовательность участков на спиле дерева, начиная от поверхности: 1) сердцевина, 2) камбий, 3)кора, 4) древесина, 5)кожица, 6) луб.

а) 3, 5, 4, 2, 6, 1;

б) 5, 2,3, 4, 6 ,1;

в) 1, 2, 3,5, 4, 6;

г) 2, 5, 3, 4, 5, 6,1;

д) 5, 3, 6, 2, 4, 1.

Часть III.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из

которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант

ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1

баллу за каждое тестовое задание)

1. Увеличительное стекло лупы двояковыпуклое.2. Двудомные растения встречаются редко несмотря на преимущества перекрестного опыления

3. В процессе дыхания у растений поглощается углекислый газ

4. Вакуоли растительной клетки заполнены воздухом.5. При делении клеток митозом каждая из двух молодых клеток получает столько же хромосом, сколько имелось в делящейся материнской клетке.

Часть IV.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления

соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 2.5. Заполните

матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1. [мах. 2,5 балла] Выберите из перечисленных терминов те, которые относим «к женской» части цветка и «к мужской» части цветка

термины
1.пыльца 2.яйцеклетка 3.столбик 4.спермий 5.завязь 6.тычинка 7.рыльце 8.тычиночная нить 9.пыльник 10.семязачаток  

ключи 6класс

Часть 1 № вопроса Ответы Часть 2 № вопроса Ответы Часть 3 № вопроса Ответы
В Б +
Б Б
Г В
В А
Б Д +
В  
В  
Б  
А  
Б  

Часть 4.

термины
1. пыльца 2.яйцеклетка 3.столбик 4.спермий 5.завязь 6.тычинка 7.рыльце 8.тычиночная нить 9.пыльник 10.семязачаток Ответы235710     14689

Класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного

ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать

– 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете

наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Цветковые растения в отличие от голосеменных:

1) имеют корень, стебель, листья;

2) имеют цветок и плод;

3) размножаются семенами;

4) размножаются вегетативным путем.

2. Хроматофорами называются пластиды:

1) грибов;

2) мхов;

3) водорослей;

4) бактерий.

3. Бактерии являются возбудителями:

1) энцефалита;

2) чумы;

3) коревой краснухи;

4) гепатита.

4. По сосудам древесины передвигаются:

1) вода;

2) органические вещества;

3) растворы сахаров;

4) вода и растворенные минеральные соли.

5. Готовыми органическими веществами питаются:

1) грибы;

2) папоротники;

3) водоросли;

4) мхи.

6. В какую систематическую группу объединяются сходные роды животных?

1) в отряд;

2) в семейство;

3) в класс;

4) в породу.

7. Где у гидры происходит переваривание пищи?

1) во рту и кишечной полости;

2) в клетках и межслойном пространстве;

3)только в кишечной полости;

4) в кишечной полости и в клетках.

8. Что такое регенерация?

1) восстановление утраченных частей тела;

2) бесполый способ размножения животных;

3) половой способ размножения животных;

4) защита от нападения.

9. Паразитический гриб головня поражает:

1) плодовые культуры;

2) зерновые культуры;

3) ягодные культуры;

4) картофель.

10. У сосны на каждой чешуйке женской шишки находится:

1) 1 семязачаток;

2) 2 семязачатка;

3) 3 семязачатка;

4) 4 семязачатка.

11. Бактерии размножаются:

1) спорами;

2) делением клетки;

3) почкованием;

4) с помощью гамет.

12. Мицелий какого гриба не имеет клеточных перегородок:

1) мукора;

2) пеницилла;

3) головни;

4) трутовика.

13. Для чего служат цисты одноклеточных?

1)для размножения и расселения;

2) для выживания и расселения;

3) для размножения и выживания;

4) для размножения, расселения и выживания.

14. Как размножаются членистоногие?

1) большинство раздельнополые;

2) ракообразные гермафродиты, остальные раздельнополые;

3) паукообразные гермафродиты, остальные раздельнополые;

4) насекомые гермафродиты, остальные раздельнополые.

15. Раздражимостью называют:

1) действие раздражителя;

2) ответ на раздражение;

3) свойство клеток и целого организма отвечать на воздействие среды изменением своей деятельности;

4) свойство клеток используемое для захвата добычи хищниками.

Часть II.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

ответов.

1. Для питания животные организмы:

I. используют готовые органические вещества;

II. образуют органические вещества на свету;

III. используют продукты окисления органических веществ;

IV. поглощают воду из окружающей среды;

V. окисляют органические и минеральные вещества.

а) I, IV

б) I,III,V

в) III,IV,V

г) I,II,V

2. Для хрящевых рыб характерны признаки:

I. жаберные крышки отсутствуют;

II. скелет состоит из хрящей и костей;

III. имеется плавательный пузырь;

IV. узлы брюшной цепочки;

V. рот на нижней стороне головы.

а) I,II,IV

б) I,III

в) III,IV,V

г) I,V

3. К плацентарным животным относят:

I. сумчатых;

II. первозверей;

III. грызунов;

IV. хордовых;

V. приматов.

а) I,II,IV

б) I,III

в) III,IV,V

г) III,V



Ответ оставил Гость

По каким клеткам происходит передвижение органических веществ?

Транспорт веществ в живых организмах.1. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Поглощение воды и минеральных веществ корневыми волосками, расположенными в зоне всасывания корня. Передвижение воды и минеральных веществ по сосудам — проводящей ткани корня, стебля, листа. Сосуды — длинные полые трубки, образованные одним рядом клеток, между которыми растворились поперечные перегородки.

2. Корневое давление — сила, благодаря которой вода и минеральные вещества передвигаются по стеблю в листья. Роль корневого давления в перемещении воды и минеральных веществ из сосудов корня в жилки, а затем в клетки листа. Жилки — сосудисто-волокнистые пучки листа. Испарение воды листьями за счет непрерывного движения воды из корней вверх к листьям. Устьица — щели, ограниченные двумя замыкающими клетками, их роль в испарении воды: периодическое открывание и закрывание в зависимости от условий среды.

3. Сосущая сила, возникающая в результате испарения воды, и корневое давление — причины передвижения минеральных веществ в растении. Путь воды из корня в листья — восходящий ток. Короткий восходящий ток у травянистых растений, длинный — у деревьев. Передвижение воды и минеральных веществ у ели на высоту до 30 м, у эвкалипта — до 100 м. Опыт со срезанной веткой, помещенной в подкрашенную чернилами воду, — доказательство передвижения воды по сосудам древесины.

4. Передвижение органических веществ в растении. Образование органических веществ в клетках растений с хлоропластами в процессе фотосинтеза. Их использование всеми органами в процессе жизнедеятельности: рост, дыхание, движение. Передвижение органических веществ по ситовидным трубкам — живым тонкостенным удлиненным клеткам, соединенным узкими концами, пронизанными порами. Кора дерева, наличие в ней луба с лубяными волокнами и ситовидными трубками. Передвижение органических веществ из листьев во все органы — нисходящий ток. Опыт с окольцованной веткой, помещенной в сосуд с водой, — доказательство передвижения органических веществ по ситовидным трубкам луба.

Передвижение по стеблю органических веществ

Органические вещества откладываются в специальных запасающих тканях, из которых одни накапливают эти вещества внутри клеток, другие – внутри клеток и в их оболочках. Вещества, которые откладываются в запас: сахара, крахмал, инулин, аминокислоты, белки, масла.

Органические вещества могут накапливаться в растворённом (в корнеплодах свеклы, чешуйках лука), твёрдом (зёрна крахмала, белка – клубни картофеля, зёрна злаков, бобовых) или полужидком состоянии (капли масла в эндосперме клещевины). Особенно много органических веществ откладывается в видоизменённых подземных побегах (корневищах, клубнях, луковицах), а также в семенах и плодах. В стебле органические вещества могут откладываться в паренхимных клетках первичной коры, сердцевинных лучах, живых клетках сердцевины.

Мы знаем, что крахмал, образовавшийся в листьях, превращается затем в сахар и поступает во все органы растения.

Цель: выяснить, как сахар из листьев проникает в стебель?

Что делаем: на стебле комнатного растения (драцены, фикуса) осторожно сделаем кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажим древесину. На стебле укрепим стеклянный цилиндр с водой (смотри рисунок).

Что наблюдаем: через несколько недель на ветке, выше кольца появляется утолщение в виде наплыва. На нём начинают развиваться придаточные корни.

Результат: мы знаем, что в лубе расположены ситовидные трубки, а так как, окольцевав ветку мы их перерезали, то органические вещества, оттекающие из листьев, дошли до кольцевой вырезки и скопились там.

Вскоре из наплыва начинают развиваться придаточные корни.

Вывод: таким образом, опыт доказывает, что органические вещества передвигаются по лубу.

11. Видоизмененные побеги, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Видоизмененные побеги выполняют различные функции. Так, в побеге некоторых растений откладываются запасные питательные вещества (содержащие крахмал, сахара, минеральные вещества, фитонциды (вещества, убивающие микробы). Они широко используются в пищу человеком и используются на корм животным. Видоизмненные побеги также могут служить для вегетативного размножения, происходящего в природе без вмешательства человека.

12. Способы размножения растений.

Размноже́ние расте́ний — совокупность процессов, приводящих к увеличению числа особей некоторого вида; у растений имеет место бесполое, половое и вегетативное (бесполое и половое размножение объединяют в понятие генеративное размножение).

Бесполое размножение отличается от вегетативного тем, что при вегетативном размножении дочерняя особь, генетически идентичная материнской (клон), обязательно получает фрагмент материнского организма, так как образуется из него; при бесполом размножении же этого не происходит.

Вегетативное размножение происходит при помощи вегетативных органов — корней, надземных или подземных побегов, реже листьев.

Генеративное размножение связано с образованием в цветках особых мужских и женских специализированных клеток: спор (греч. «спора» — семя) и гамет (греч. «гаметес» — супруг).

Размножение растений с помощью спор называют споровым (бесполым) размножением. Размножение с помощью гамет (половых клеток) — половым размножением.

Размножение корневыми отпрысками. Как вам известно, у некоторых растений на корнях образуются придаточные почки. Из них развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Эти побеги называют корневыми отпрысками (рис. 139). После отмирания материнского корня дочерние растения становятся самостоятельными. При помощи корневых отпрысков размножаются и быстро занимают новые территории малина, осина, иван чай, щавель малый. Особенно много корневых отпрысков образуют трудноискоренимые сорные растения — бодяк, осот, вьюнок. Они могут возникать даже на отрезках корней длиной 0,5 см.

Осот с корневыми отпрысками

Размножение надземными побегами. Многие растения (луговой чай, клевер ползучий, вероника лекарственная) размножаются ползучими побегами. На узлах побегов образуются придаточные корни, а из боковых почек развиваются боковые побеги. После отмирания участков материнского побега молодые растения становятся самостоятельными.

Ветка ивы, укоренившаяся во влажной почве

На верхушке видоизмененных надземных побегов, или столонов, у земляники лесной, живучки ползучей, гусиной лапки формируются укороченные побеги. После образования корней они быстро растут и становятся самостоятельными дочерними растениями. От них отрастают новые столоны.

Размножение земляники усами

Размножение растений подземными видоизмененными побегами. Многие растения увеличивают свою численность путем размножения корневищами, луковицами и клубнями. При помощи корневищ размножаются черника, кислица, ландыш майский, пырей ползучий и многие другие растения. Корневища растений ветвятся. Из верхушечных и боковых почек развиваются молодые растения. При отмирании и разрушении старых участков корневищ они обособляются в отдельные растения.

Черника с подземными корневищами

При помощи луковиц размножаются лилии, лук, чеснок, тюльпаны. Луковицы у этих растений образуют луковички детки, которые после зимовки дают начало новым растениям.

Клубнями в природе размножаются хохлатки, седмичник и др. растения.

Размножение растений листьями. В природе размножение растений листьями происходит реже, чем побегами и корнями. Листьями размножается сердечник луговой, произрастающий по берегам рек на влажной почве (рис. 143).

Передвижение по стеблю органических веществ

Летом его листочки отделяются от общего черешка. Из клеток основания листочков развиваются придаточные почки. После укоренения во влажной почве из почек развиваются молодые растения.

Сердечник луговой

Размножение листьями можно наблюдать у комнатного растения бриофиллюма. У него по краям листовых пластинок закладываются многочисленные почки. Находясь на листьях материнского растения, они дают начало небольшим побегам, образующим корни. Опадая, такие побеги укореняются в почве и дают начало взрослым растениям.

Лист бриофиллюма с придаточными почками

Значение вегетативного размножения в жизни растений. Благодаря вегетативному размножению растения увеличивают свою численность и расширяют занимаемые территории. На первых порах жизни дочерние особи получают питательные вещества от материнского растения. Поэтому они быстро развиваются, хорошо переносят неблагоприятные условия внешней среды, рано переходят к цветению и плодоношению.

В жизни некоторых растений вегетативное размножение имеет особое значение. Например, многие водные растения (ряска, рдесты, элодея) размножаются главным образом вегетативно.

Цветет ряска очень редко. Зато вегетативное размножение происходит очень быстро. Не успев отделиться от материнского растения, новые дочерние дольки приступают к размножению.

Нередко семена не могут образоваться из-за влияния неблагоприятных условий на цветение, сильного затенения, отсутствия насекомых опылителей, а уже образовавшиеся семена не могут прорасти через плотный дерновой покров. В связи с этим большинство лесных и болотных растений (черника, брусника, багульник, многие осоки и злаки) размножаются, в основном, вегетативным путем.

Бесполое размножение— это размножение, происходящее без участия половых клеток; при этом в размножении участвует лишь одна особь.

Такое размножение свойственно водорослям, мхам, папоротникам, хвощам и плаунам. Споры — это особые мелкие клетки. Они содержат ядро, цитоплазму, покрыты плотной оболочкой и способны на протяжении длительного времени переносить неблагоприятные условия. Попав в благоприятные условия среды, споры прорастают и образуют новые (дочерние) растения.

При бесполом размножении образующиеся дочерние организмы по своим свойствам одинаковы с материнским растением. В этом проявляется биологическое значение бесполого размножения.

Половое размножение — это размножение, при котором происходит слияние женских (♀) и мужских (♂) половых клеток, от чего появляются дочерние организмы, качественно иные, чем родительские; при этом в размножении участвуют два родительских организма.

Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется оплодотворением.

Половые клетки, называемые гаметами (от греч. гаметос — "супруг"), развиваются у двух родительских организмов. Женские гаметы называются яйцеклетками. Мужскими гаметами являются неподвижные спермии (у семенных растений) или подвижные, со жгутиком — сперматозоиды (у споровых растений). В процессе оплодотворения при слиянии женских и мужских половых клеток возникает особая клетка — зигота (от греч. зиготос — "двуупряжный"). Она содержит наследственные свойства обоих родительских организмов. Из зиготы развивается новый (дочерний) организм с особыми свойствами, качественно новыми, отличными от родительских (см. схему).

У организма, полученного в результате оплодотворения, всегда возникает что-то новое, еще не встречавшееся в природе, хотя и очень похожее на его родителей. Этого не происходит при бесполом размножении, когда дочерние организмы развиваются без оплодотворения и только от одного родителя. Величайшее значение полового размножения заключается в обновлении свойств организмов. Такие организмы с новыми наследственными свойствами, полученными от обоих родителей, имеют больше шансов на выживание.

Важнейшее значение полового размножения в том, что организмы, возникшие половым путем, обладают новыми (в сравнении с родительскими) наследственными свойствами.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1013;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Передвижение по стеблю органических веществ

Органические вещества откладываются в специальных запасающих тканях, из которых одни накапливают эти вещества внутри клеток, другие – внутри клеток и в их оболочках. Вещества, которые откладываются в запас: сахара, крахмал, инулин, аминокислоты, белки, масла.

Органические вещества могут накапливаться в растворённом (в корнеплодах свеклы, чешуйках лука), твёрдом (зёрна крахмала, белка – клубни картофеля, зёрна злаков, бобовых) или полужидком состоянии (капли масла в эндосперме клещевины). Особенно много органических веществ откладывается в видоизменённых подземных побегах (корневищах, клубнях, луковицах), а также в семенах и плодах.

В стебле органические вещества могут откладываться в паренхимных клетках первичной коры, сердцевинных лучах, живых клетках сердцевины.

Мы знаем, что крахмал, образовавшийся в листьях, превращается затем в сахар и поступает во все органы растения.

Цель: выяснить, как сахар из листьев проникает в стебель?

Что делаем: на стебле комнатного растения (драцены, фикуса) осторожно сделаем кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажим древесину. На стебле укрепим стеклянный цилиндр с водой (смотри рисунок).

Что наблюдаем: через несколько недель на ветке, выше кольца появляется утолщение в виде наплыва. На нём начинают развиваться придаточные корни.

Результат: мы знаем, что в лубе расположены ситовидные трубки, а так как, окольцевав ветку мы их перерезали, то органические вещества, оттекающие из листьев, дошли до кольцевой вырезки и скопились там.

Вскоре из наплыва начинают развиваться придаточные корни.

Вывод: таким образом, опыт доказывает, что органические вещества передвигаются по лубу.

11. Видоизмененные побеги, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Видоизмененные побеги выполняют различные функции. Так, в побеге некоторых растений откладываются запасные питательные вещества (содержащие крахмал, сахара, минеральные вещества, фитонциды (вещества, убивающие микробы). Они широко используются в пищу человеком и используются на корм животным. Видоизмненные побеги также могут служить для вегетативного размножения, происходящего в природе без вмешательства человека.

12. Способы размножения растений.

Размноже́ние расте́ний — совокупность процессов, приводящих к увеличению числа особей некоторого вида; у растений имеет место бесполое, половое и вегетативное (бесполое и половое размножение объединяют в понятие генеративное размножение).

Бесполое размножение отличается от вегетативного тем, что при вегетативном размножении дочерняя особь, генетически идентичная материнской (клон), обязательно получает фрагмент материнского организма, так как образуется из него; при бесполом размножении же этого не происходит.

Вегетативное размножение происходит при помощи вегетативных органов — корней, надземных или подземных побегов, реже листьев.

Генеративное размножение связано с образованием в цветках особых мужских и женских специализированных клеток: спор (греч. «спора» — семя) и гамет (греч. «гаметес» — супруг).

Размножение растений с помощью спор называют споровым (бесполым) размножением. Размножение с помощью гамет (половых клеток) — половым размножением.

Размножение корневыми отпрысками. Как вам известно, у некоторых растений на корнях образуются придаточные почки. Из них развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Эти побеги называют корневыми отпрысками (рис. 139). После отмирания материнского корня дочерние растения становятся самостоятельными. При помощи корневых отпрысков размножаются и быстро занимают новые территории малина, осина, иван чай, щавель малый. Особенно много корневых отпрысков образуют трудноискоренимые сорные растения — бодяк, осот, вьюнок. Они могут возникать даже на отрезках корней длиной 0,5 см.

Осот с корневыми отпрысками

Размножение надземными побегами. Многие растения (луговой чай, клевер ползучий, вероника лекарственная) размножаются ползучими побегами. На узлах побегов образуются придаточные корни, а из боковых почек развиваются боковые побеги. После отмирания участков материнского побега молодые растения становятся самостоятельными.

Ветка ивы, укоренившаяся во влажной почве

На верхушке видоизмененных надземных побегов, или столонов, у земляники лесной, живучки ползучей, гусиной лапки формируются укороченные побеги. После образования корней они быстро растут и становятся самостоятельными дочерними растениями. От них отрастают новые столоны.

Размножение земляники усами

Размножение растений подземными видоизмененными побегами. Многие растения увеличивают свою численность путем размножения корневищами, луковицами и клубнями. При помощи корневищ размножаются черника, кислица, ландыш майский, пырей ползучий и многие другие растения. Корневища растений ветвятся. Из верхушечных и боковых почек развиваются молодые растения. При отмирании и разрушении старых участков корневищ они обособляются в отдельные растения.

Черника с подземными корневищами

При помощи луковиц размножаются лилии, лук, чеснок, тюльпаны. Луковицы у этих растений образуют луковички детки, которые после зимовки дают начало новым растениям.

Клубнями в природе размножаются хохлатки, седмичник и др. растения.

Размножение растений листьями. В природе размножение растений листьями происходит реже, чем побегами и корнями.

Листьями размножается сердечник луговой, произрастающий по берегам рек на влажной почве (рис. 143). Летом его листочки отделяются от общего черешка. Из клеток основания листочков развиваются придаточные почки. После укоренения во влажной почве из почек развиваются молодые растения.

Сердечник луговой

Размножение листьями можно наблюдать у комнатного растения бриофиллюма. У него по краям листовых пластинок закладываются многочисленные почки. Находясь на листьях материнского растения, они дают начало небольшим побегам, образующим корни. Опадая, такие побеги укореняются в почве и дают начало взрослым растениям.

Лист бриофиллюма с придаточными почками

Значение вегетативного размножения в жизни растений. Благодаря вегетативному размножению растения увеличивают свою численность и расширяют занимаемые территории. На первых порах жизни дочерние особи получают питательные вещества от материнского растения. Поэтому они быстро развиваются, хорошо переносят неблагоприятные условия внешней среды, рано переходят к цветению и плодоношению.

В жизни некоторых растений вегетативное размножение имеет особое значение. Например, многие водные растения (ряска, рдесты, элодея) размножаются главным образом вегетативно.

Цветет ряска очень редко. Зато вегетативное размножение происходит очень быстро. Не успев отделиться от материнского растения, новые дочерние дольки приступают к размножению.

Нередко семена не могут образоваться из-за влияния неблагоприятных условий на цветение, сильного затенения, отсутствия насекомых опылителей, а уже образовавшиеся семена не могут прорасти через плотный дерновой покров. В связи с этим большинство лесных и болотных растений (черника, брусника, багульник, многие осоки и злаки) размножаются, в основном, вегетативным путем.

Бесполое размножение— это размножение, происходящее без участия половых клеток; при этом в размножении участвует лишь одна особь.

Такое размножение свойственно водорослям, мхам, папоротникам, хвощам и плаунам. Споры — это особые мелкие клетки. Они содержат ядро, цитоплазму, покрыты плотной оболочкой и способны на протяжении длительного времени переносить неблагоприятные условия. Попав в благоприятные условия среды, споры прорастают и образуют новые (дочерние) растения.

При бесполом размножении образующиеся дочерние организмы по своим свойствам одинаковы с материнским растением. В этом проявляется биологическое значение бесполого размножения.

Половое размножение — это размножение, при котором происходит слияние женских (♀) и мужских (♂) половых клеток, от чего появляются дочерние организмы, качественно иные, чем родительские; при этом в размножении участвуют два родительских организма.

Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется оплодотворением.

Половые клетки, называемые гаметами (от греч. гаметос — "супруг"), развиваются у двух родительских организмов. Женские гаметы называются яйцеклетками. Мужскими гаметами являются неподвижные спермии (у семенных растений) или подвижные, со жгутиком — сперматозоиды (у споровых растений). В процессе оплодотворения при слиянии женских и мужских половых клеток возникает особая клетка — зигота (от греч. зиготос — "двуупряжный"). Она содержит наследственные свойства обоих родительских организмов. Из зиготы развивается новый (дочерний) организм с особыми свойствами, качественно новыми, отличными от родительских (см. схему).

У организма, полученного в результате оплодотворения, всегда возникает что-то новое, еще не встречавшееся в природе, хотя и очень похожее на его родителей. Этого не происходит при бесполом размножении, когда дочерние организмы развиваются без оплодотворения и только от одного родителя. Величайшее значение полового размножения заключается в обновлении свойств организмов. Такие организмы с новыми наследственными свойствами, полученными от обоих родителей, имеют больше шансов на выживание.

Важнейшее значение полового размножения в том, что организмы, возникшие половым путем, обладают новыми (в сравнении с родительскими) наследственными свойствами.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1011;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

magictemple.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта