Опыты по биологии с растениями 5 класс. Интегрированный урок по биологии и химии в 5 классе (технологическая карта)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§5. Подведем итоги. Как можно отличить живое от неживого? Опыты по биологии с растениями 5 класс


Интегрированный урок по биологии и химии в 5 классе (технологическая карта)

III. Проблемное объяснение нового знания

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

Презентация (электронное приложение) – слайд 3

Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Презентация (электронное приложение) – слайд 4

Но распределение их неравномерно. Около 98 % от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, водород, кислород и азот. Около 2 % - калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера.

Презентация (электронное приложение) – слайд 5

И в очень малых количествах – остальные элементы.

Презентация (электронное приложение) – слайд 5

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.

Презентация (электронное приложение) – слайд 6

Какие вещества вы знаете? Что вы видите? Какое это вещество?

Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать?

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА – это вода и минеральные соли.

Презентация (электронное приложение) – слайд 7

Итак, вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров, углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений.

Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу: – слайд 8

п/п

Что брали

Что делали

Что получили

1.

Пшеница в пробирке

Нагревали на огне

На стенках пробирки появилась вода.

2.

Семена в тигле

Нагревали на огне

Семена обуглились, осталась зола.

3.

Тесто в марле

Промывали в стакане с водой.

Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.

4.

Стакан с мутной водой

Срез клубня

Капнули йод

Капнули йод

Вода посинела

Клубень на срезе посинел

5.

Семянка подсолнечника

Раздавили на белом листе бумаги

Жирное пятно

Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация опыта № 1

Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода

от 40 до 95 %. -слайды 9-11

Демонстрация опыта № 2

Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ. – слайды 12-13

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Также в состав клеток входят и органические вещества: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.

Проведем несколько опытов. – слайд 14

Демонстрация опыта № 3

Для проведения этого опыта я приготовила муку.

Вопрос: Из чего делают муку?

Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).

Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. – слайды 15-16

Делаем вывод: в состав растений входит белок.

Демонстрация опыта № 4

Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

(приглашаю ученика для проведения опыта).

Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

Вопрос: что мы наблюдаем?

Йод является индикатором крахмала. – слайды 17-20

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.

Проведение учащимися опыта № 5

У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Вопрос: Что вы обнаружили?

Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло. – слайды 21-22

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

Проверим, как вы заполнили таблицу. – слайд 23

- Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ?

В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.

Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.

Содержание минеральных веществ:

- в семенах – 3 %

- в корнях и стеблях – 5 %

- в листьях – 10-15 %

Остальное приходится на органические вещества.

Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ?

Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?

В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.

Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:

Семена

Углеводы

Жиры

Белки

Пшеница

69 %

2 %

13 %

Подсолнечник

16 %

44 %

26 %

Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:

Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя

Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.

Вопрос: Какова роль неорганических и органических веществ в клетке? Предлагает прочитать на с. 26 -27 §6 (при этом класс делится на 2 группы)

Так же в клетках содержатся нуклеиновые кислоты.

Презентация (электронное приложение) – слайд 24

kopilkaurokov.ru

Практическая работа для учеников 5 класса.

Работа выполняется дома, по желанию, на дополнительную оценку. Вам понадобятся: картофель (сырой), немного муки, марля, семечки подсолнечника (можно взять семена тыквы, кунжута, "кедровые орешки" или другие маслянистые семена), нож, миска с водой, лист бумаги.

Название работы "Органические вещества растений"

Цель работы: обнаружить в растительном материале органические вещества. Порядок работы (таблица):

    1. Возьмите комочек теста (оно приготовлено из муки семян растений, следовательно, имеет такой же химический состав), положите его в мешочек из марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан.

    2. В марле осталась тягучая клейкая масса — клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

    3. Добавьте в стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, 2—3 капли йода. Что вы наблюдаете? Капните йод на срез клубня картофеля. Что вы наблюдаете? Известно, что при взаимодействии с йодом крахмал приобретает синюю окраску. Сделайте вывод. 

    4. Положите на бумагу семена подсолнечника (или других масличных культур) и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

    5. Заполните таблицу

    Что наблюдаете
    1. Пшеничная мука Положили в марлю, промыли в воде
    2. Мутная вода после промывания муки
    3. Срез клубня картофеля
    4. Семена подсолнечника Раздавили на бумаге

    6. Сделайте вывод: какие органические вещества входят в состав растений.

myblog-bio.blogspot.com

Тест по биологии «Опыты с растениями»

При длительном нагревании семян пшеницы, можно заметить выделение из пробирки...

много воды

бурого газа

кислорода

Если положить в пробирку сухие семена зерновки пшеницы или семена другого растения и нагреть на огне некоторое время, то заметим, что семена обуглятся, и в пробирке появится дымок бурый газ. Это сгорают органические вещества семян: крахмал, белок и жир. После сгорания органических веществ остаётся зола. Она состоит из несгорающих минеральных веществ.

Если комочек теста прополоскать в стакане с водой и после этого капнуть раствор йода, то раствор приобретёт черно-синий цвет. Что доказывает этот опыт?

в воде есть крахмал

в воде есть сахар

ничего нет в воде

Возьмём немного пшеничной муки, сделаем из неё комочек теста, завернём в марлю и промоем в стакане с водой. Вода помутнеет. Добавим в стакан 2-3 капли раствора йода. Содержимое стакана окрасится в синий цвет. Известно, что крахмал синеет при действие на него йодом. Значит, в воде содержится крахмал. Окрасившийся крахмал постепенно осядет на дно стакана.

Семя подсолнечника положим между двумя листами бумаги. Сверху надавливаем на семя карандашом. Что осталось на бумаге и что это доказывает?

семя раздавилось; не прорастёт

жирное пятно; в нём есть растительный жир

оба ответа правильные

Семя подсолнечника на листе бумаги оставит жирное пятно. Это доказывает, что в семени содержатся жиры. Кроме того, при механическом воздействии на зародыш семени оно не прорастёт. Таким образом, семена запасают в себе жиры для дальнейшего их использования.

Как определить всхожесть семян?

ждут полученный урожай

подсчитывают количество проросших семян из 100 посеянных

подсчитывают количество проросших семян из 10 посеянных

Перед посевом важно знать всхожесть семян. Возьмите пробы в 100 семян зерновок пшеницы, ржи или кукурузы. Разложите их на специальных керамических пластинках или тарелках на влажной тряпочке или фильтровальной бумаге. Накройте стеклом, чтобы влага не испарялась, и поместите в тёплое место. Подсчитайте, сколько семян прорастёт на за первые 10 дней. Эта цифра и есть процент всхожести. Нормальная всхожесть семян для посева не должна быть ниже 95%.

Какие условия необходимые для прорастания семян?

влага, воздух, тепло

больше воды, воздух, тепло

воздух, тепло

Для прорастания семян различных видов растений требуются разные условия. Но три условия необходимы для прорастания всех без исключения — это вода, воздух и тепло . В два стакана поместим немного семян пшеницы. Первый стакан наполним водой (до половины). Во втором — семена лишь смочим. Стаканы прикроем стеклом и поставим в тёплое место. Через 3-4 суток в стакане с небольшим количеством воды семена прорастут. В стакане, наполненном водой, семена набухнут, но не прорастут, а погибнут. Здесь вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Теперь возьмём вновь два стакана и в каждый положим по нескольку семян гороха или фасоли на дно каждого нальём равное количество воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накроем стёклами. Один стакан поместим в тёплое место, другой в холодильник. Когда семена, помещённые в тёплое место, прорастут, сравним их с семенами выставленными на холод. Мы увидим, что семена на холоде не проросли. Прорастающим семенам, так же как вода и воздух, необходимо тепло.

Если в колбу с набухшими семенами гороха, через сутки поместить горящую лучинку, то она потухнет. Почему?

в колбе накопился кислород

в колбе накопился углекислый газ

нет правильного ответа

В колбу положим 30 проросших зерновок гороха. Плотно закроем и поставим в тёмное тёплое место. На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в бутылке с семенами. Откроем колбу и опустим горящую лучинку. Лучинка погаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания кислород из воздуха, и выделили большое количество углекислого газа. Опыт показал, что прорастающие семена поглощают кислород и выделяют углекислый газ, то есть дышат.

Если семена пшеницы нагреть над огнём, то вскоре мы заметим что...

в пробирке образовались капли воды

семена сразу сгорели

ничего не произошло

Если положить в пробирку сухие семена пшеницы и подогреть их на слабом огне, то через некоторое время на стенках пробирки появятся капельки воды, так как вода, находящаяся в семенах, при нагревании испаряется. Образовавшийся пар соприкасается с холодными стенками пробирки, охлаждается и оседает на стекле каплями воды.

Итогом темновых реакций при фотосинтезе является...

образование органических веществ

образование крахмала и сахара

оба ответа правильные

Вторая стадия фотосинтеза — темновая. Она происходит без участия света в строме хлоропластов и заключается в превращении веществ. Здесь происходит восстановление углерода, образуется пятиуглеродный, а затем шестиуглеродный сахар (С6Н12О6). В результате углерод накапливается в виде первичного органического вещества (сахара, жиры). Таким образом, в ходе фотосинтеза при помощи поглощённой энергии вода (Н2О) и диоксид углерода (СО2) в хлоропластах превращаются в энергетически богатые запасные вещества — углеводы, такие, как глюкоза, крахмал и т.п.

Какой газ выделяется водным растением элодея, во внешнюю среду при фотосинтезе?

углекислый газ (СО2)

кислород (О2)

угарный газ (СО)

В банку с элодеей налить воды насыщенную углекислым газом и поставить на яркий свет. Наблюдается выделение газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, с помощью горящей лучинки проверить наличие кислорода. Опыт доказывает, что только на свету зелёные растения выделяют кислород.

Процесс испарения воды растением.

транспирация

трансляция

транскрипция

Растение примерно на 80% состоит из воды. Вода необходима для передвижения питательных веществ. Часть её используется на образование органических веществ. Главная же масса воды испаряется в воздух листьями. Не отрезая лист от растения поместим его в банку. Горлышко закроем ватой. Через некоторое время стенки колбы покроются капельками воды. Её испарили листья. Этот процесс носит название — транспирация.

В каких клетках зелёного листа растения образуются органические вещества (сахар, крахмал)?

в клетках с хромопластами

в клетках с лейкопластами

в клетках с хлоропластами

Все живые существа нуждаются в пище и питательных веществах. Питаясь, они используют энергию, запасённую прежде всего, в органических соединениях — белках, жирах и углеводах. Растения создают органические вещества в процессе фотосинтеза из диоксида углерода и воды с использованием энергии света. Всё это происходит в хлоропластах зелёных растений и зелёных пигментах некоторых фотосинтезирующих бактерий.

От чего зависит глубина заделки семян в почве?

от окружающей среды

от состава семени

от размера семени и свойств почвы

Глубина заделки семян зависит от размеров семени. Чем семена крупнее, тем их сеют глубже. У крупных семян больше запасных питательных веществ и их хватает для развития и роста проростков, пока они пробиваются с большой глубины. Мелкие семена лука сеют на глубину 1-2 см, средние семена огурцов — на 2-4 см, а крупные семена фасоль — на 4-5 см. Глубина заделки семян зависит и от свойств почвы. В песчаные почвы семена заделывают глубже, чем в глинистые.

Есть семена, которые при прорастании выносят семядольные листья на поверхность почвы. Какое название дано этому прорастанию?

подземное

надземное

воздушное

Есть семена, которые при прорастании выносят семядольные листья на поверхность почвы. Это наблюдается у фасоли, огурца, тыквы, свеклы, берёзы, клёна, астр, бархатцев. В этом случае говорят о надземном прорастании семян.

На что указывает высокое качество семян?

быстрота всходов

получение хорошего урожая

морозоустойчивость

Способность семян к прорастанию называют всхожестью. Всхожесть семян — важный показатель их качества, который необходимо знать, прежде чем засевать поля и огороды. Всхожесть оценивают в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных.

Из опыта заметно, что проросток семени с двумя семядолями оказался более крупным, сильным, чем проросток с одной семядолей или проросток с половинкой семядоли, а значит, высокое качество семян — необходимое условие для получения хорошего урожая.

Размножение у споровых растений.

половое и бесполое

только бесполое

только половое

Водоросли могут размножаться вегетативно и с помощью спор, поэтому они относятся к споровым растениям. Для водорослей характерны разные формы полового процесса. Органы, в которых образуются споры и гаметы, у них обычно одноклеточные. Споры появляются в спорангиях, гаметы — в гаметангиях. Гаметы и споры водорослей обычно имеют парные жгутики.

Следующий вопросПодробный ответ

biouroki.ru

Ответ §5. Подведем итоги. Как можно отличить живое от неживого?

Выполни следующие задания

 

1) Придумай рисунок, иллюстрирующий следующее утверждение: «Все, что нас окружает, - тела живой и неживой природы

 

  • Ответ:

     

 

2) Докажи, что нарисованные тобой тела природы, которые ты считаешь живыми организмами, обладают признаками, характерными для всего живого. Для доказательства используй один (по своему выбору) пример живого организма

 

  • Ответ:

    Название живого организма

    Признак живого

    Пингвин

    Питается, растет, размножается

    Фасоль

    Питается, растет

    человек

    Питается, растет, размножается, происходит обмен веществ в организме, дышит

    Медведь

    Растет, развивается, дышит, питается

 

3) Из предложенного в таблице перечня методов исследования природы выдели знаком «+» те, которые представлены на рисунках, приведенных ниже. Поясни свой выбор.

 

  • Ответ:

    Название рисунка

    Методы исследования, представленные на рисунке

    Опыт

    Наблюдение

    Измерение

    Описание

    Определение размеров живых существ

    -

    +

    +

    +

    Обнаружение воды в телах живой природы

    +

    +

    -

    +

 

* Для определения размеров наблюдают за живыми организмами, так как разницу можно иногда просто увидеть, возможно, измерение размеров, потом можно составить описание для видимой разницы в размерах

* Для определения содержания воды в организме проводятся специальные опыты, затем проводится наблюдение за прохождением опыта, производятся измерения выделяемой жидкости, составляется описание проведенного опыта.

 

 

 

4) Познакомься с заданиями на лето (§54)

 

* Назови методы исследования живой природы, которые тебе предлагают использовать при выполнении летнего задания

 

 

5) Предложи опыт, в результате выполнения которого в составе семян можно обнаружит органическое вещество – жир. Опиши проведение этого опыта по плану

 

* Цель опыта: обнаружить в семенах растений жир

 

* Ход опыта: свернуть листок бумаги, положить вовнутрь семена, растереть семена, развернуть листок бумаги

 

* Результат: на листе бумаги остались жирные следы разных размеров

 

* Вывод: в состав семян входит жир

 

6) Проверь себя, назвав органические и неорганические вещества, содержащиеся в живых организмах

 

  • Ответ:

    Вещества

    органические

    Неорганические

    Белки, жиры, углеводы, крахмал, сахар

    Вода, минеральные соли

 

7) Дай определение следующих понятий

 

  • Ответ: Живой организм – тела живой природы, обладающие характерными признаками: рост, развитие, размножение, дыхание, наследственность

    Биология – наука о живом

    Биолог – ученый, занимающийся изучением живых организмов

 

8) Назови признаки живых организмов

 

  • Ответ: наследственность, рост, размножение, обмен веществ, развитие, питание, раздражимость

 

9) Если ты начал проводить опыт по проращиванию семян, предложенный в качестве домашнего задания (§4), поделись с одноклассниками своими первыми результатами или трудностями

 

  • Ответ:

    Заметки исследователя: более всего трудным оказалось правильное смачивание семян, чтобы не превысить необходимое количество воды, а также поддержание правильной температуры окружающей среды, необходимой для проращивания семян

tetrab.ru

"Занимательные опыты по биологии" (5 класс)

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-324694

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог:  677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения;

• Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается);

• Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации.

• Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта