Определение видов растений и животных презентация 10 класс. Презентация по биологии на тему "Биологический вид и его критерии"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид: критерии и структура". Определение видов растений и животных презентация 10 класс


Презентация "Основы селекции организмов" 10 класс

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ ОРГАНИЗМОВ

Смирнова Татьяна Александровна учитель экономики и биологии МБОУ СОШ №12 г.Балахна Нижегородская область

СЕЛЕКЦИЯ – это?

наука о методах создания и улучшения сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.

Сорт - искусственно полученная популяция растений

Порода – искусственно полученная популяция животных

Штамм - искусственно

полученная популяция

бактерий и грибов

Задачи селекции?

1. Выведение новых пород животных и сортов растений, совершенствование ныне существующих; 2. Повышение урожайности сортов и продуктивности пород; 3. Повышение устойчивости к заболеваниям; 4. Экологическая пластичность сортов и пород .

Зонкей – гибрид зебры и осла

«Как композитор находит единственно нужный звук, так селекционер в тысячи растений отыскивает те, которые дадут начало новому сорту»

(В.Н.Ремесло)

Искусственный отбор -

это выбор человеком наиболее ценных для него качеств (признаков) исследуемого вида растения, животного и т. д.

  • Бессознательный отбор проводился людьми с давних пор (одомашнивание)
  • Сознательный (искусственный) отбор проводится человеком с целью закрепить интересующий его признак (породы и сорта)

Искусственный отбор

Искусственный отбор

ГИБРИДИЗАЦИЯ -

процесс создания гибридов из двух различных по генотипу родительских организмов, размножающихся половым путем.

  • Внутривидовая - между особями одного вида (имбридинг, аутбридинг).
  • Межвидовая (отдалённая) - между особями разных видов.

Внутривидовая гибридизация

Межвидовая гибридизация

ЛОШАК –

гибрид жеребца и ослицы. Бесплоден (стерилен).

Очень вынослив, проходит большие расстояния, перенося грузы при этом, требует мало корма.

МУЛ

гибрид лошади и осла

Межвидовая гибридизация

Тайберри или ежемалина

Томтато

гибрид картофеля и помидора. В верхней части растения зреют помидоры черри, а в нижней - белый картофель, соединенные одним стеблем.

Гетерозис (гибридная мощь) -

явление превосходства первого поколения гибридов по ряду признаков и свойств над обеими родительскими формами .

МУТАГЕНЕЗ -

процесс возникновения наследственных изменений (мутаций) под действием различных факторов (мутагенов).

  • Естественные (спонтанные)
  • Искусственные (индуцированные)

Мутагенез

Может быть вредным для растения (животного), т. к. не дает возможности выжить в дальнейших поколениях.

Человек использует это в селекции.

ПОЛИПЛОИДИЯ -

наследственное изменение, которое характеризуется множественным увеличением гаплоидного набора хромосом в клетках организма.

* Встречается преимущественно у растений и простейших.

* В животноводстве не применяется, т. к. вызывает нарушение пропорций органов.

Полиплоиды -

особи с увеличенным количеством хромосом.

Часто характеризуются:

  • Крупными размерами;
  • Устойчивостью к неблагоприятным условиям среды;
  • Повышенным содержанием ряда веществ, ценных в хозяйственном отношении

Полиплоидия

Новые виды могут образоваться в результате полиплоидизации - внезапного увеличения числа хромосом.

Спасибо за внимание

Используемые источники информации:

  • Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника / авт.-сост. Е.Ю. Щелчкова – Волгоград: Учитель, 2010
  • Пономарёва И.Н. Биология: 9 класс: учебник для учащихся ОУ/И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова – 5-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2013

Интернет ресурсы

  • https ://fishki.net/1966659-chudesa-selekcii.html © Fishki.net
  • Яндекс. Картинки
  • http://abc74.ru/library/details_9.html?p=32
  • http ://pic4you.ru/12216/4451283/1/ - божья коровка
  • http://pic4you.ru/12216/2221188/1/ - ромашка
  • http://www.lehmgrubenhof.de/sites/all/superbgimage/img/hint2.jpg - фон

Автор шаблона: Бабарыкина Татьяна Владимировна

kopilkaurokov.ru

Презентация по биологии на тему "Царство Животные"(10 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему "Царство Животные"(10 класс) ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Царство Животные Animalia Составила: учитель биологии Теоретического Лицея «Гаудеамус» г. Дондушень Шарагов Виктория Ивановна

2 слайд Описание слайда:

Общая характеристика животных Гетеротрофное питание, Подвижность, Ограниченный рост, Четкая симметрия тела, Отсутствие в клетках прочной клеточной стенки, Наличие в клетках центриолей .

3 слайд Описание слайда:

Общая характеристика животных 1,2 - билатеральная симметрия тела у майского жука и лягушки 3 – радиальная (лучевая) симметрия у морской звезды Среди обитателей нашей планеты насчитывают 1,5 - 2 млн. видов животных. Их изучением занимается наука ЗООЛОГИЯ (от греч. “зоон” - животное “логос” - наука).

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

Первичноротые (Protostomia) и вторичноротые (Deuterostomia). У вторичноротых животных - рот и анальное отверстие в процессе эмбрионального развития фактически меняются местами, Именно к ним относятся все позвоночные, до человека включительно. Первичноро́тые животные в их первичной кишке рот и анальное отверстие остаются на том же месте, где они закладываются с самого начала развития эмбриона.   К этой группе принадлежит большинство беспозвоночных, от моллюсков до насекомых.

6 слайд Описание слайда:

Упрощённая схема эволюционного дерева животных.

7 слайд Описание слайда:

Наличие зародышевых листков Двухслойные Трёхслойные (состоят из эктодермы (состоят из эктодермы, и энтодермы) энтодермы и мезодермы) Губки Кишечнополостные Остальные многоклеточные

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

Наличие скелета Скелеты у животных бывают: Гидростатические Внутренние Внешние

10 слайд Описание слайда:

Температура тела животных Непостоянная Постоянная Пойкилотермные Гомеотермные беспозвоночные, рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие, рептилии

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:

infourok.ru

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид: критерии и структура"

Разделы: Биология

Цели урока:

  • обучающие:
    • сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;
    • изучить критерии вида и их содержание;
  • развивающие:
    • продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся;
    • способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • воспитательные:
    • воспитывать толерантность учащихся;
    • воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами.

Методы обучения: проблемный, эвристический

Оборудование: раздаточный материал по критериям вида, коллекции насекомых (разные виды жужелиц), гербарии растений (клевер белый и клевер красный), открытки с изображением медведя белого и медведя бурого, живые объекты: агава американская и агава устрашающая.

ХОД УРОКА

Учитель: Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является ее дискретность или как сказал основатель учения о микроэволюции Тимофеев-Ресовский «квантированость». Это выражается в том, что она представлена отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием?

Показ слайдов: определения понятию «вид».

Учитель: В каждое из этих определений положен только один биологический аспект: размножение, анатомические и экологические особенности и другие. В ходе изучения основ общей биологии мы этими определениями не будем пользоваться. В конце урока вы, ребята, сами ответите, почему мы отдаем предпочтение определению из учебника. Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида. Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Вопрос о критериях вида занимает центральное место в теории эволюции. Это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выявления механизмов эволюционного процесса. Выделяют 8 критериев вида:

  1. Морфологический.
  2. Физиологический.
  3. Географический.
  4. Генетический.
  5. Этологический.
  6. Экологический.
  7. Биохимический.
  8. Цитологический.

Эти критерии мы будем сейчас изучать.

Ситуация для решения учащимся класса.

Предложены два растения рода герань: герань душистая, герань обыкновенная. Относятся ли данные растения к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте. По итогам решения проблемной ситуации дается определение морфологическому критерию вида.

Сообщение учащихся о морфологическом критерии.

Это был первый и долгое время единственный критерий для описания вида. На основе этого критерия К. Линней построил свою Систему Природы. Морфологический критерий самый заметный и удобный, он и сейчас широко используется в систематике растений и животных. Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого, большую синицу от хохлатой и длиннохвостой, клевер луговой от люпиновидного. Несмотря на удобства, этот критерий не всегда «работает». Им не воспользуешься для разграничения видов-двойников, практически не отличающихся морфологически. Таких видов много среди малярийных комаров, дрозофил, сиговых рыб. Даже у птиц 5% видов – двойников, а в одном ряду североамериканских сверчков их 17. Использование одного морфологического критерия может привести к ошибочным выводам. Так, К. Линней по особенностям строения отнес самца и самку кряквы к разным видам. Сейчас, когда установлению, что у вида может быть много форм, типологическая концепция вида отброшена и морфологический критерий не всегда удовлетворяет ученых. Все же следует признать, что этот критерий очень удобен для систематизации видов и большинстве определителей животных и растений он играет главную роль.

Для закрепления морфологического критерия учащиеся по группам выполняют лабораторную работу «Морфологический критерий вида» (смотри приложение №1)

Далее заслушивается отчет о выполненной работе. От каждой группы выступают по одному представителю.

Далее в ходе групповой работы учащиеся изучают оставшиеся 7 критериев.

1-я группа - изучает цитологический критерий.2-я группа – экологический и этологический критерии.3-я группа – географический и физиологический критерии.4-я группа – биохимический и генетический критерии.

Физиологический критерий

Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Например, у многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, сто приводит к гибели сперматозоидов. Гибридизация различных видов и подвидов козлов часто приводит к нарушению периодичности плодоношения – приплод появляется зимой, что ведет к его гибели. Скрещивание разных подвидов косуль, например европейской и сибирской, подчас приводит к гибели самки из-за крупного приплода.

Географический критерий

Этот критерий наряду с географическим в большинстве определителей занимает второе место (после морфологического). При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и др. организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала играет существенную роль. У подвидов ареалы, как правило, не совпадают, что обеспечивает их репродуктивную изоляцию и, по сути, их существование в качестве самостоятельных подвидов. Многие виды занимают разные ареалы (их называю аллопатрическими). Но большинство видов имеют совпадающие или перекрывающиеся ареалы (симпатрические). Кроме того существуют виды не имеющие четких границ распространения, а также виды космополиты, обитающие на огромных пространствах суши и океана. В силу этих обстоятельств географический критерий не может быть универсальным.

Генетический критерий

Генетический критерий – главный критерий вида, основной видовой признак, обусловленный комплексом особенностей строения и жизнедеятельности организмов данного вида. Генетическая совместимость, сходство морфологических, физиологических, цитологических и др. признаков, одинаковое поведение, совместное обитание – все это создает необходимые условия для успешного размножения и воспроизводство вида. В тоже время эти признаки обеспечивают генетическую изоляцию вида от других сходных с ним.

Этологический критерий

Для некоторых видов животных механизмом, препятствующим скрещиванию, являются особенности их поведения, особенно в брачный период. Узнавание партнеров своего вида и отвергание попыток ухаживания самцов другого вида основаны на специфических раздражителях – зрительных, звуковых, химические, тактильные, механические и др. В широко распространенном роде пеночки разные виды очень похожи друг на друга морфологически, в природе их не различить ни по окраске, ни по размерам. Зато все они хорошо различаются по песне и повадкам. Песня пеночки веснички сложная, похожа на песнь жаворонка, только без завершающего коленца, а песня теньковки – простенькие монотонные посвисты. Многочисленные виды-двойники американских светлячков были впервые опознаны лишь по различиям в их световых сигналах. Самцы светлячков в полете производят вспышки света, часто, продолжительность и чередуемость которых специфична для каждого вида. Решающую роль в репродуктивной изоляции часто играют различия в демонстративном поведении. Например, близкие виды мух дрозофил различаются спецификой ритуала ухаживания (по характеру вибрации крыльев, дрожания лапок, кружения, тактильных контактов).

Экологический критерий

Особенности поведения подчас тесно связаны с экологической спецификой вида, например с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Гаичка же предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах березы и ольхи, и без этой трудоемкой процедуры она не отложит яиц.

Биохимический критерий

Он весьма трудоемкий и далеко не универсальный. Однако им можно воспользоваться в тех случаях, когда другие критерии «не работают». Например, для двух видов-двойников бабочек из рода амата диагностическими признаками являются два фермента – фосфоглюкомутаза и эстераза-5, позволяющие даже определять гибридов этих двух видов. В последнее время широкое применение получило сравнительное изучение состава ДНК в практической таксономии микробов. Разработанные методы дают возможность сравнить состав у законсервированных в толщах земли бактерий и ныне живущих форм. Было проведено, например, сравнение состава ДНК у пролежавшей около 200 млн. лет в толще солей палеозойской бактерии псевдомонады солелюбивой и у ныне живущих псевдомонад. Состав их ДНК оказался идентичным, а биохимические свойства – сходными.

Цитологический критерий

Развитие цитологических методов позволило ученым исследовать форму и число хромосом у многих видов животных и растений. В ряде случаев число хромосом служит характерной особенностью вида. Кариологический анализ позволил, например, упорядочить систематику диких горных баранов, у которых разными исследователями выделялось от 1 до 17 видов. Анализ показал наличие трех кариотипов: 54-хромосомный – у муфлонов, 56-хромосомный – у архаров и аргали и 58-хромосомный – у обитателей гор Средней Азии – уриалов. Однако и этот критерий не является универсальным. Во-первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом. Это так называемые хромосомный и геномный полиморфизм. У песчанок из разных мест обитания число хромосом различное: 40 – у песчанок алжирской популяции, 52 – у израильских и 66 – у египетских. Иногда этот критерий неверно трактуется как генетический. Безусловно, число и форма хромосом важный признак, препятствующий скрещиванию особей разных видов. Однако это скорее цитоморфологический критерий, так как речь идет о внутриклеточной цитологии: числе и форме хромосом, а не о наборе и структуре генов.

По окончанию работы каждая группа делает сообщения об изученном критерии вида.

Закрепление

Учитель читает отрывок.

  1. Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши.
  2. Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где малярии никогда не было. Кроме того, в одних частях он предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной. Внешне эти формы почти неразличимы, известные пока различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок.

Домашнее задание:

№44 составить вопросы по типу заданий В и С на данную тему.

Вопросы к классу.

Далее возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока. «Почему мы пользуемся определением понятию вид из учебника?».

Подведение итогов урока.

Презентация.

10.07.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация "Критерии вида" (10 класс)

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок Биологии. 11 класс Презентация на тему: «Критерии вида» выполнила: учитель биологии МАОУ «Школа №84» г. Нижнего Новгорода Федотова Г.В.

2 слайд Описание слайда:

Морфологический предполагает описание внешних признаков особей, входящих в состав определенного вида (отсутствующих у других видов). Не является основным и единственным, так как: существуют виды-двойники существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому могут появляться особи-альбиносы

3 слайд Описание слайда:

КРИТЕРИИ ВИДА: Морфологический Физиологический Географический Экологический Генетический Биохимический Этологический Исторический

4 слайд Описание слайда:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-либо виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.

5 слайд Описание слайда:

Экологический основан на том, что каждый вид может существовать только в определенных условиях, выполняя соответствующую функцию в определенном биогеоценозе. Не является основным и единственным, так как: Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (одуванчик может расти и в лесу, и на лугах)

6 слайд Описание слайда:

Тигр золотой Тигр белый Иллюстрация

7 слайд Описание слайда:

Синица голубая Синица длиннохвостая Иллюстрация

8 слайд Описание слайда:

Орхидея PHALAENOPSIS Орхидея CATTLEYA Иллюстрация

9 слайд Описание слайда:

Исторический основан на изучении истории группы близких видов. Этот критерий носит комплексный характер, поскольку включает сравнительный анализ современных ареалов видов (географический критерий), сравнительный генетический анализ, биохимический и другие.

10 слайд Описание слайда:

Медведь бурый зимой находится в длительной спячке Медведь полярный не впадает в спячку либо она не является продолжительной Иллюстрация

11 слайд Описание слайда:

Медведь бурый Медведь полярный Иллюстрация

12 слайд Описание слайда:

Лягушка сибирская Лягушка травяная Иллюстрация

13 слайд Описание слайда:

Таракан рыжий Таракан чёрный Иллюстрация

14 слайд Описание слайда:

Лютик едкий Лютик ползучий Иллюстрация

15 слайд Описание слайда:

Сосна лесная Сосна на берегу моря Иллюстрация

16 слайд Описание слайда:

Ласточка городская Ласточка деревенская Иллюстрация

17 слайд Описание слайда:

Дельфин (44 хромосомы) Морской котик ( 32 хромосомы) Иллюстрация

18 слайд Описание слайда:

Олень (66 хромосом) Коза (60 хромосом) Иллюстрация

19 слайд Описание слайда:

Волк (78 хромосом) Кошка (38 хромосом) Иллюстрация

20 слайд Описание слайда:

Люпин жёлтый и люпин узколистный – разное количество содержания азота и белка Иллюстрация

21 слайд Описание слайда:

Разные виды североамериканских светляков различаются по частоте и цвету световых вспышек. Иллюстрация

22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда: 35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда: 37 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-250601

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация урока " Вид. Критерии вида"

Вид, его критерии и структура.

Цели урока

  • Что является основной систематической единицей в биологии?
  • Какие виды растений и животных вы знаете?
  • Почему в обозначении видов используют двойные названия?

«Медведь бурый»

Сравните два рода одного вида. Покажите черты сходства и отличия.

Медведь белый

Медведь бурый

В указанном списке подсчитайте количество

особей, видов, родов.

  • Ёж обыкновенный
  • Лисица обыкновенная
  • Медведь белогрудый
  • Хомячок джунгарский
  • Заяц беляк
  • Медведь бурый
  • Ёж ушастый
  • Хомячок сибирский
  • Заяц русак
  • Лисица обыкновенная

Понятия

«Вид- совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков… и отдалённых от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.» «Ареал- область распространения данного вида в природе.»

Понятия

«Популяция-совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию- ареал.» «Генофонд– совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.»

Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей.

Джон Рей (1628 – 1705)

История развития взглядов на вид в биологии.

Карл Линней (1707-1778)

Элементарной единицей считал «вид». Ввёл бинарное название: род, вид.

Жан Батист Ламарк (1744-1829)

Выдвинул теорию об изменяемости видов.

Чарльз Дарвин (1809-1882)

Виды существуют, относительно постоянны являются результатом исторического развития.

признаки, по которым особи объединяются в один вид

признаки, по которым можно различить особей разных видов.

ИЛИ

Генетические

Географические

Признаки вида

Экологические

Морфологические

Физиологические

Биохимические

По ходу работы заполните таблицу Критерии вида

Название

критерия

Характеристика

Морфологический

Исключения

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов .

Не является основным и единственным, так как:

  • Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).

Не является основным и единственным, так как:

  • Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому).

оса

осовидка

Различие в окраске ужа обыкновенного

Альбинизм у ежа

особенности процессов жизнедеятельности.

Возможность получения плодовитого потомства при скрещивании .

Главным является способность к размножению.

Не является основным и единственным, так как:

  • Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности:

Собака х волк

Канарейка х зяблик

занимают определенный ареал.

Ареал сибирской лягушки

Ареал травяной лягушки

Не является основным и единственным, так как:

  • В одном ареале могут жить особи разных видов.
  • Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции).
  • Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха)
  • Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака).
  • Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).

приспособленность особей вида к определенным условиям существования.

Не является основным и единственным, так как:

  • Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям.
  • Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня,

одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).

определенный набор хромосом.

Главным является не количество, а строение и форма хромосом.

Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.

Не является универсальным, так как:

  • Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом.

Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза.

  • В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются.

Например:

  • некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
  • некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
  • некоторые виды синиц, канареек, зябликов;
  • некоторые виды тополей, ив.

Вывод:

совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.

  • Какова была тема урока?
  • Какие цели стояли перед тобой на уроке? На какие
  • знания, полученные ранее по данному предмету, ты опирался на уроке?
  • Какой новый материал, выводы ты увидел на уроке?
  • Какие чувства, мысли вызвал у тебя этот урок?
  • Как работали на уроке твои одноклассники?
  • Как работал ты на уроке?
  • Доволен ли ты уроком?

& 39

Индивидуально: подумайте «Правда ли, что ворон- это муж вороны?»

kopilkaurokov.ru

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

Технология проблемного обучения.

УМК И.Н. Пономаревой

Методы обучения: словесный, наглядный, создание ситуации успеха, проблемный, рефлексивный.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа с учебником, работа в парах

Ожидаемые результаты по окончанию урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Методические комментарии
I. Организация класса. Готовность к уроку. Приветствует учащихсяПриложение 1. Слайд 1. Готовят рабочие места, приветствуют учителя. Мобилизирующее начало урока.
II. Мотивационно-целевой Актуализация знаний

Определение темы урока

Целеполагание

Предлагает учащимся выполнить задания Слайд 2Задание 1. Назвать знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашей школой. Слайд 3-4.Задание 2.Картина Бурый медведь. Назовите другой вид этого животного.

Слайд 5. Задание 3. В указанном списке найти число видов, особей, родов. (При выполнении задания возникает проблема: Заяц-беляк и заяц-русак к одному виду или к разным?) Проверяют Слайд 6 Постановка проблемы. Слайд 7 Цели урока. Слайд 8

Учащиеся внимательно слушают. Высказывают свои собственные суждения, опираясь на свой жизненный опыт. Учащиеся формулируют ответы: Вспоминают, повторяют родовое, видовое название. Сравнивают, находят сходство и отличия. Работают с листами самоконтроля и самооценки. Приложение 3 Формулируют учебные задачи: - рассмотреть понятия «вид», «критерии вида»; - охарактеризовать признаки, по которым различаются виды; - доказать принадлежность к разным видам одного рода; - сделать выводы. Обеспечена возможность высказаться каждому ученику и выслушать каждого. Создание положительной мотивации к уроку. Опора на субъектный опыт ученика. Личностная значимость. С помощью проблемной ситуации возникает стойкое непонимание, как следствие возникают вопросы, на которые в дальнейшем будут направлены действия.
III. Организационно-деятельностный (познавательный) Слайд 9. Задание 1. Соотнести определения и понятия История развития представлений о виде. Слайд 10 Порой самые опытные биологи становятся в тупик. Почему так происходит, существуют ли точные и строгие критерии, которые помогли бы решить все сомнения. Предлагает составить схему «Критерии вида».Приложение 2. Выполнение лабораторной работы на примере морфологического критерия Слайд 12-14 Слайд 14-19. Знакомит учащихся с различными критериямиПриложение 3. Слайд 20 Работают с учебником Сообщения учащихся Рассматривает понятия «критерии вида» составление схемы работа с учебником. Проверяют Слайд 11 Учащиеся формируют навыки, умения работать с дополнительными источниками, по плану описывать внешнее строение органов растения Заполняют лист самооценки самоконтроля Далее учащиеся работают с дополнительным материалом, рассматривают основные критерии с зайцем русаком и беляком, т.е. закрепляют Самостоятельная работа, результатом является схема. Взаимопроверка по эталону.
IV. Рефлексивно- оценочный Возвращение к проблемной ситуации, к целям урока, выводы по теме. Слайд 21 На каждом этапе в листах самооценке и самоконтроля учащиеся отмечают знаком «+» и - выполнение предложенных заданий. Приложение 4 Слайд 22 Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, используя научные термины. Речевое развитие Осознание ценности совместной деятельности Развитие терпимого отношения к взглядам других людей через работу в парах. На данном этапе происходит окультуривание субъектного опыта. На данном этапе происходит осмысление проделанной работы. Личная значимость Осознанный выбор.
V. Задание на дом (дифференцировано) Задание на дом (дифференцировано) Обязательное – §39 Подготовить сообщение* на тему: «Правда ли, что ворон – это муж вороны?» Слайд 23-24 Записывают домашнее задание в дневник. Методический комментарий: на следующем уроке, учащиеся могут продемонстрировать это в виде презентаций.  

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация по биологии на тему "Биологический вид и его критерии"

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему "Биологический вид и его критерии" ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД: критерии и структура

2 слайд Описание слайда:

Аристотель Вид – это совокупность сходных особей

3 слайд Описание слайда:

Джон Рей Впервые использовал термин «вид». Он различал виды по двум признакам: все особи одного вида имеют практически одинаковые черты строения и все они могут свободно скрещиваться, передавая свои свойства потомкам.

4 слайд Описание слайда:

Карл Линней Виды - универсальные, дискретные и объективно существующие в природе образования, морфологически однородные и неизменные. Виды созданы творцом

5 слайд Описание слайда:

Жан-Батист Ламарк Вид – это условная величина и реально не существует

6 слайд Описание слайда:

«Термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей, близко между собой схожих». Он не отрицал дискретности и реальности вида. «Все виды хорошо разграничены». Чарльз Дарвин

7 слайд Описание слайда:

Биологический словарь « Вид – совокупность особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой».

8 слайд Описание слайда:

Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. КРИТЕРИЙ СУТЬ Морфологический Физиологический Биохимический Экологический Географический Генетический Исторический

9 слайд Описание слайда:

Морфологический критерий Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида черная смородина красная смородина сосна, растущая на открытой местности сосна, растущая в лесу

10 слайд Описание слайда:

Физиологический критерий Сходство жизненных процессов и возможность получения плодовит

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта