Микроскопическое строение корня растений рисунок. Лабораторная работа № 1 Внутреннее строение корня в связи с его функциями

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема 4 Ткани растительного организма. Проводящие пучки. Микроскопическое строение корня растений рисунок


Урок биологии для 6 класса по теме «Строение корня»

Куликова Юлия Валерьевна

учитель химии и биологии

НОУ «Школа-интернат № 29 ОАО «РЖД» г. Уссурийск

Урок биологии 6 класс по теме «Строение корня»

Тип урока: урок изучения декларативной информации

Планируемые результаты: распознавать (по гербарию) и описывать виды корней, знать зоны корней, устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями, составлять таблицу или карту понятий.

Техническое сопровождение урока: компьютер, проектор.

Дополнительные источники: гербарные материалы, видеофрагмент «Зоны корня», энциклопедии.

Ход урока:

  1. Входная диагностика (коррекция по результатам входной диагностики) (10 минут).

  2. Изучение новой информации (работа в группах или парах на основе когнитивной готовности) (25 минут)

  3. Первичное усвоение новой информации (10 минут).

  4. Контроль первичного усвоения (5 минут).

  5. Домашнее задание.

Входная диагностика:

Задание 1.

Восстановите определение:

Определенные, организма, часть, обособленная, функции, орган, это, растительного, выполняющая.

Задание 2.

ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Заполните схему:

?

ГЕНЕРАТИВНЫЕ

?

ПЛОД

СЕМЯ

?

ПОБЕГ

Задание 3.

Вставьте пропущенные слова из предложенных: побег, образовательная, корень, ядра, рост. Можно изменять падежные окончания.

Перед нами кончики ____________ и ___________. Они образованы мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ____________, в их цитоплазме совсем нет вакуолей. Это ________________________ ткань, деление ее клеток обеспечивает ___________ растения.

Задание 4.

Определите взаимосвязь понятий. Вставьте слова в ячейки:

?

КЛЕТКА

А) является частью

1) органоид 2) ткань 3) ядро

ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН

?

Б) есть

1) корень 2) цветок 3) плод

Правильные ответы:

Задание 1.

Орган – это обособленная часть растительного организма, выполняющая определенные функции.

ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Задание 2.

ГЕНЕРАТИВНЫЕ

ВЕГЕТАТИВНЫЕ

СЕМЯ

ПЛОД

ЦВЕТОК

ПОБЕГ

КОРЕНЬ

Задание 3.

Вставьте пропущенные слова.

Перед нами кончики корня и побега. Они образованы мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей. Это образовательная ткань, деление ее клеток обеспечивает рост растения.

Задание 4.

ТКАНЬ

КЛЕТКА

А) является частью

Ответ: 2

ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН

КОРЕНЬ

Б) есть

Ответ: 1

Изучение новой информации (работа в группах или парах на основе когнитивной готовности)

Слабый уровень

Совместная работа с учителем по тексту и рисункам учебника на стр. 36-39, по слайдовой презентации и гербарным материалам.

В ходе изучения новой информации учащиеся составляют сжатый конспект в тетрадях по плану:

  1. Определение корня.

Корень – осевой вегетативный орган растений, обладающий неограниченным ростом в длину. 

  1. Функции корня

– укрепление растений в почве;

– всасывание воды с растворенными минеральными веществами;

– запасание питательных веществ;

– вегетативное размножение и другие функции.

  1. Виды корней

  1. Главный корень

  2. Боковые корни (развиваются от главного корня)

  3. Придаточные корни (развиваются от стебля)

  1. Типы корневых систем (КС)

Типы корневых систем

Мочковатая

(образована только придаточными корнями)

Стержневая

(хорошо развит главный корень)

Рис, пшеница, лук

Люпин, фасоль, одуванчик

Задание:

Рассмотрите гербарный материал, определите типы корневых систем у предложенных растений, запишите примеры растений для разных типов корневых систем, чем отличаются корневые системы данных растений.

Ожидаемый ответ

В мочковатой корневой системе отсутствует главный корень.

  1. 3. корни-прицепки

    2. корневые клубни (шишки)

    1. корнеплоды

    Видоизменения корней.

плющ

георгины

редис, морковь, свекла

4. дыхательные корни

5. корни-подпорки

  1. Микроскопическое строение корня.

Самостоятельное заполнение третьей колонки таблицы по тексту и рисункам учебника на стр. 38-39

Зона корня

Средний уровень

Изучите предложенный текст и составьте сжатый конспект, отразив в нем пункты плана:

  1. Определение корня.

  2. Функции корня

  3. Виды корней (сделать рисунок и подписи к нему)

  4. Типы корневых систем.

Укажите типы корневых систем. Рассмотрите гербарный материал, определите типы корневых систем у предложенных растений, запишите примеры растений для разных типов корневых систем, чем отличаются корневые системы данных растений.

  1. Видоизменения корней.

Запишите видоизменения корней и примеры растений.

  1. Микроскопическое строение корня (заполнить таблицу)

Зона корня

Текст для средней группы Строение корня

Корень — специализированный орган растения.

Корень – осевой вегетативный орган растений, обладающий неограниченным ростом в длину. 

Он закрепляет растение в почве и активно поглощает из нее воду с минеральными солями, а так же осуществляет вегетативное размножение растения. Главная функция корней — почвенное (минеральное) питание.

Виды корней.

1 — главный корень;2 — боковые корни; 

3 — придаточные корни

В течение жизни у растений формируется много корней. Различают главный, боковые и придаточные корни. Главный корень развивается из зародышевого корня. Придаточными называют корни, развивающиеся от стебля. Придаточные корни могут вырастать и на листьях. Боковые корни возникают на главном корне, а также на придаточных корнях.

Типы корневых систем

1 — стержневая;2 — мочковатая

Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Корневая система, у которой главный корень хорошо выражен и занимает стержневое положение, называется стержневой. Такие корневые системы можно видеть у фасоли, гороха, одуванчика, тыквы, подсолнечника, березы. Корневая система, образованная одинаковыми по размерам ветвящимися придаточными и боковыми корнями, называется мочковатой. Она имеет вид пучка — мочки (например, у подорожника, лютика, пшеницы, лука).

Видоизменения корней

У многих растений корни участвуют в запасании питательных веществ.

Например, у моркови, редьки, петрушки, редиса из главного корня и основания побега образуются корнеплоды, специально приспособленные для отложения питательных веществ.

Толстые придаточные корни георгина образуют корневые шишки, в которых откладываются питательные вещества.

Корни-прицепки помогают растениям со слабым корнем подниматься вверх по стенам, стволам деревьев. Таким растением является плющ.

Дыхательные корни имеют специальные ткани, по которым воздух поступает в подводные части растений.

Корни подпорки растения баньяна растут как придаточные от горизонтальных ветвей, разрастаясь, поддерживают крону.

Микроскопическое строение корня (рисунок учебника на стр. 38-39)

Заполните таблицу

Рассматривая внешний вид кончика корня, можно видеть, что он покрыт защитным колпачком — корневым чехликом. Корневой чехлик образован покровной тканью. На кончике корня находятся клетки образовательной ткани. Они активно делятся. Этот участок корня называют зоной деления.

Выше зоны деления находится гладкий участок корня. Здесь клетки уже не делятся, но сильно вытягиваются (растут) и тем увеличивают длину корня — это зона растяжения, или зона роста корня, состоящая из образовательной ткани.

Выше зоны роста находится участок корня с корневыми волосками. Корневые волоски — это длинные выросты клеток наружного покрова корня. С их помощью корень поглощает (всасывает) из почвы воду с растворенными минеральными солями. Вот почему зону корня с корневыми волосками называют зоной всасывания или зоной поглощения, которая образована покровной тканью. Находящееся здесь огромное количество корневых волосков увеличивает общую всасывающую поверхность корня.

Выше зоны всасывания находится зона проведения корня, по клеткам которой вода и минеральные соли, поглощенные корневыми волосками, передвигаются к стеблю. Зона проведения — самая длинная и прочная часть корня. Здесь уже имеется хорошо сформированная проводящая ткань.

Передвижение органических и минеральных веществ по зоне проведения:

А) сосуды древесины – минеральные вещества в стебель;

Б) сосуды луба – органические вещества в корень.

Ожидаемое заполнение таблицы

Зона корня

Задание для сильной группы

Изучая энциклопедический материал, материал учебника и видеофрагмент, заполните попущенные места в предложенной схеме.

Итог работы

На слайде предъявляется заполненный образец схемы, все пункты которой отражены уже в тетрадях других учащихся в виде сжатого конспекта (слабая и средняя группа), сильная группа сравнивает свою схему с образцом.

Проверка первичного усвоения знаний.

Задание 1. (сильная и средняя группа)

Вставьте пропущенные слова:

  1. Если нет главного корня, то корневая система называется …

  2. От главного корня отходят … корни.

  3. От стебля отрастают … корни.

  4. Кончик корня защищен…. Это … ткань.

  5. Всасывают воду с минеральными солями …

  6. Корень растет за счет зоны …

  7. Самая длинная часть корня …

  8. Кроме всасывания, корень выполняет следующие функции:

а) …

б) …

в) …

Задание 2. (слабая группа)

Вставьте пропущенные слова в тексте.

Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется ___________________. Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону __________________. Поглощение воды и минеральных веществ осуществляют особые клетки корня, называемые ______________________. Растворы минеральных солей поступают из зоны ________________ в зону __________________, а оттуда в сосуды стебля.

Задание 3. (задание для всех групп)

Выберите правильные ответы:

  1. При прорастании семени первым появляется корень:

А) главный Б) боковой В) придаточный Г) главный или боковой

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

А) одуванчика и люпина Б) фасоли и риса В) риса и пшеницы и подорожника большого Г) подорожника большого и одуванчика лекарственного

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

А) одуванчика и фасоли

Б) фасоли и лука

В) лука и одуванчика

Г) все ответы верны.

Задание 4. (задание для всех групп)

Установите правильную последовательность зон корня (снизу вверх).

А) зона проведения

Б) зона деления

В) зона всасывания

Г) зона роста

Правильные ответы:

Задание 1.

  1. Если нет главного корня, то корневая система называется мочковатая.

  2. От главного корня отходят боковые корни.

  3. От стебля отрастают придаточные корни.

  4. Кончик корня защищенкорневым чехликом. Это покровная ткань.

  5. Всасывают воду с минеральными солями корневые волоски.

  6. Корень растет за счет зоны роста.

  7. Самая длинная часть корня зона проведения.

  8. Кроме всасывания, корень выполняет следующие функции:

а) укрепление растений в почве;

б) запасание питательных веществ;

в) вегетативное размножение.

Задание 2.

Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется корневым чехликом. Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону деления. Поглощение воды и минеральных веществ осуществляют особые клетки корня, называемые корневые волоски. Растворы минеральных солей поступают из зоны всасывания в зону проведения, а оттуда в сосуды стебля.

Задание 3.

1 – А

2 – В

3 – А

Задание 4.

Б, Г, В, А

Контроль первичного усвоения

Выполнение теста

В заданиях 1-3 выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

  1. У пшеницы корневая система

А) стержневая

Б) отсутствует

В) мочковатая

Г) состоит из дыхательных корней

  1. Корневые шишки георгина образуются на…

А) главном корне  

Б) боковых корнях  

В) придаточных корнях  

Г) всех видах корней.

  1. Придаточные корни развиваются

А) на главном корне  

Б) на боковых корнях  

В) на стебле  

Г) на главном и боковых корнях.

В четвертом задании выберите три правильных ответа из пяти предложнных.

  1. Корневая система обладает рядом функций:

А) укрепляет растение

Б) участвует в фотосинтезе

В) запасает питательные вещества

Г) участвует в вегетативном размножении

Д) участвует в движении растений

  1. Установите соответствие

Зона корня

Заключение урока

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

Домашнее задание

Стр. учебника стр. 36-39, р.т. стр. 18 № 28, 29, 30.

Какой тканью представлена

Какую функцию выполняет

1. Зона деления с корневым чехликом)

Образовательная (покровная)

2. Зона роста (растяжения)

Образовательная

3. Зона всасывания с корневыми волосками

Покровная

4. Зона проведения

Проводящая

А. древесина

Б. луб

Какой тканью представлена

Какую функцию выполняет

1. Зона деления с корневым чехликом)

2. Зона роста (растяжения)

3. Зона всасывания с корневыми волосками

4. Зона проведения

Проводящая

А. древесина

Б. луб

Какой тканью представлена

Какую функцию выполняет

1. Зона деления с корневым чехликом)

Образовательная (покровная)

Образование новых клеток (защита)

2. Зона роста (растяжения)

Образовательная

Рост корня в длину

3. Зона всасывания с корневыми волосками

Покровная

Всасывание воды с растворенными минеральными веществами

4. Зона проведения

Проводящая

А. древесина

Б. луб

Проведение:

А. воды с минеральными солями

Б. органических веществ

Ткань, которой образована зона

  1. Зона деления с корневым чехликом

Покровная

  1. Зона роста

Образовательная

  1. Зона всасывания

Проводящая

  1. Зона проведения

Образовательная (покровная)

doc4web.ru

Лабораторная работа № 1 Внутреннее строение корня в связи с его функциями

Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа № 1 Внутреннее строение корня в связи с его функциями»

Внутреннее строение корня в связи с его функциями

Методические рекомендации:

Внутреннее строение корня

Корень – осевой вегетативный орган растения. Он обладает неограниченным верхушечным ростом и радиальной симметрией, с положительным геотропизмом (растет верхушкой вниз).

Рис. 1 Внутреннее строение корня

  • Верхушка корня всегда прикрыта корневым чехликом. Он состоит из постоянно обновляющихся, тонкостенных живых клеток. Надежно защищает нежные делящиеся клетки от повреждения твердыми частицами почвы. Когда корень продвигается в почве, старые клетки слущиваются, а новые нарастают. Кроме того, наружные клетки корневого чехлика выделяют слизь, облегчающую продвижение корня в почве. У водных растений корневого чехлика нет, вместо него имеется другое образование – водяной кармашек. В клетках находятся кристаллы, с помощью их корень чувствует центр Земли – положительный геотропизм (рис. 2).

Рис. 2 Положительный геотропизм корня

  • Зона деления – это клетки, постоянно делящиеся, т.е. образовательная ткань. Эта зона очень маленькая, и составляет около 1 мм. За счет нее корень растет в длину.

  • Зона растяжения (роста) – гладкий участок корня протяженностью 6-9 мм – располагается выше зоны деления.  Клетки в этой зоне интенсивно растут, вытягиваются по длине корня и начинают дифференцироваться. Деление же у них почти отсутствует.

  • Зона всасывания, называемая также зоной корневых волосков – следующая зона корня.

Рис. 3 Строение корневого волоска

Ее продолжительность – до нескольких сантиметров.  Отличительное свойство этой зоны – наличие корневых волосков – выростов клеток кожицы корня размером от 1-2 мм до 20 мм. Эти волоски в десятки раз увеличивают площадь всасывающей зоны корней (например, у ржи около 14 млрд. корневых волосков суммарная длина которых более 10 000 км). Внешне корневые волоски выглядят как нежный белый пушок. Продолжительность жизни корневых волосков – 10-20 дней. В зоне корневых волосков происходит активное всасывание воды с растворенными минеральными веществами. Клетки корневых волосков при этом работают как маленькие насосы.

Рис. 4 Поперечный срез корня в зоне всасывания

волосков. Это самая длинная и прочная часть корня с хорошо развитыми проводящими тканями. Здесь осуществляется транспорт веществ. Вверх поднимается вода с растворенными минеральными веществами (восходящий ток по сосудам), а вниз передвигаются органические вещества из листьев (нисходящий ток по ситовидным трубкам), необходимые для жизнедеятельности клеток корня. В зоне проведения образуются боковые корни (отсюда ее другое название – зона ветвления).

Зона корня

Ткань

Корневой чехлик

Покровная

Зона деления

Образовательная (меристема)

Зона роста

Образовательная (меристема)

Зона всасывания

Покровная

Зона проведения

Проведения

Лабораторная работа № 1

Внутреннее строение корня в связи с его функциями

Цель: рассмотреть внутреннее строение корня и показать его взаимосвязь с выполняемыми функциями.

Оборудование: проросшие семена; микропрепараты «Строение корня»; препаровальные наборы; лупы; микроскопы; рисунки «Клеточное строение корня», «Корень и его зоны».

Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, микроскопом и препаровальной иглой.

Ход работы

  1. Рассмотрите с помощью лупы корешок на проросшем семени. Каково строение и цвет кончика корня?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как можно определить зону всасывания?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотрите микропрепарат «Строение корня». Найдите корневой чехлик, зону деления, корневые волоски.

  2. Укажите, что изображено на рисунке. Сделайте обозначения.

1.__________________

2.__________________

3.__________________

  1. Прочитайте в методических рекомендациях об особенностях внутреннего строения корня в связи с его функциями.

  2. Зарисуйте в тетради внутреннее строение корня. Обозначьте на рисунке его составные части.

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

4._____________________________

5._____________________________

6._____________________________

  1. Итоги исследований оформите в виде таблицы.

Вывод:

Зоны корня

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик

2. Зона деления

3. Зона растяжения

4. Зона всасывания

5. Зона проведения

Проблемные вопросы

  1. Шестиклассник, рассмотрев кончик корешка под микроскопом сказал: «У корешка какой-то неряшливый, неопрятный вид, особенно верхушка на которой одета «шапочка», клетки наружного слоя неплотно прилегают друг к другу, а отдельные совсем оторваны».

Какую «шапочку» увидел ученик? Почему «шапочка» была действительно неряшливой, а клетки ее отставали друг от друга? Что вы можете сказать о клетках наружного слоя? Сможет ли расти корешок в почве, если снять чехлик? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В книге «Жизнь растения» К. А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке… корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное прикосновение».

О какой уловке природы говорит К. А. Тимирязев? При помощи чего корень «в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ребята, участвуя в эстафете «Дай жизнь дереву», готовили посадочный материал для одной из улиц города. Двое мальчиков старались выкопать побольше саженцев в питомнике. Подошла вожатая и вместо похвалы ученики услышали: «Вы же больше навредили, а не помогли!» Мальчики обиженно опустили головы, а рядом с ними лежали молодые деревца с коротенькими, обрубленными корнями, отряхнутыми от почвы.

Объясните, какую ошибку допустили ребята. Как нужно правильно выкапывать деревья? Почему нельзя отряхивать почву с корней? Какую оценку вы дадите качеству их работы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

multiurok.ru

Урок биологии 6 класс по теме «Строение корня»

Куликова Юлия Валерьевна

учитель химии и биологии

НОУ «Школа-интернат № 29 ОАО «РЖД» г. Уссурийск

Урок биологии 6 класс по теме «Строение корня»

Тип урока: урок изучения декларативной информации

Планируемые результаты: распознавать (по гербарию) и описывать виды корней, знать зоны корней, устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями, составлять таблицу или карту понятий.

Техническое сопровождение урока: компьютер, проектор.

Дополнительные источники: гербарные материалы, видеофрагмент «Зоны корня», энциклопедии.

Ход урока:

  1. Входная диагностика (коррекция по результатам входной диагностики) (10 минут).
  2. Изучение новой информации (работа в группах или парах на основе когнитивной готовности) (25 минут)
  3. Первичное усвоение новой информации (10 минут).
  4. Контроль первичного усвоения (5 минут).
  5. Домашнее задание.
Входная диагностика:

Задание 1.

Восстановите определение:

Определенные, организма, часть, обособленная, функции, орган, это, растительного, выполняющая.

Задание 2.

ОРГАНЫ РАСТЕНИЙЗаполните схему: ? ГЕНЕРАТИВНЫЕ

? ПЛОД СЕМЯ ? ПОБЕГ

Задание 3.

Вставьте пропущенные слова из предложенных: побег, образовательная, корень, ядра, рост. Можно изменять падежные окончания.

Перед нами кончики ____________ и ___________. Они образованы мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ____________, в их цитоплазме совсем нет вакуолей. Это ________________________ ткань, деление ее клеток обеспечивает ___________ растения.Задание 4.

Определите взаимосвязь понятий. Вставьте слова в ячейки:

? КЛЕТКАА) является частью

1) органоид 2) ткань 3) ядро

ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН ?Б) есть

1) корень 2) цветок 3) плод

Правильные ответы:

Задание 1.

Орган – это обособленная часть растительного организма, выполняющая определенные функции. ОРГАНЫ РАСТЕНИЙЗадание 2. ГЕНЕРАТИВНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ

СЕМЯ ПЛОД ЦВЕТОК ПОБЕГ КОРЕНЬ

Задание 3.

Вставьте пропущенные слова.

Перед нами кончики корня и побега. Они образованы мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей. Это образовательная ткань, деление ее клеток обеспечивает рост растения.Задание 4.

ТКАНЬ КЛЕТКАА) является частью

Ответ: 2

ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН КОРЕНЬБ) есть

Ответ: 1

Изучение новой информации (работа в группах или парах на основе когнитивной готовности)Слабый уровень

Совместная работа с учителем по тексту и рисункам учебника на стр. 36-39, по слайдовой презентации и гербарным материалам.

В ходе изучения новой информации учащиеся составляют сжатый конспект в тетрадях по плану:

  1. Определение корня.
Корень – осевой вегетативный орган растений, обладающий неограниченным ростом в длину. 
  1. Функции корня
– укрепление растений в почве;

– всасывание воды с растворенными минеральными веществами;

– запасание питательных веществ;

– вегетативное размножение и другие функции.

  1. Виды корней
  1. Главный корень
  2. Боковые корни (развиваются от главного корня)
  3. Придаточные корни (развиваются от стебля)
  1. Типы корневых систем (КС)
Типы корневых систем

Мочковатая

(образована только придаточными корнями) Стержневая

(хорошо развит главный корень)

Рис, пшеница, лук Люпин, фасоль, одуванчик

Задание:

Рассмотрите гербарный материал, определите типы корневых систем у предложенных растений, запишите примеры растений для разных типов корневых систем, чем отличаются корневые системы данных растений.

Ожидаемый ответ

В мочковатой корневой системе отсутствует главный корень.

  1. 3. корни-прицепки 2. корневые клубни (шишки)
    1. корнеплоды
    Видоизменения корней.

плющ георгины редис, морковь, свекла

4. дыхательные корни 5. корни-подпорки

  1. Микроскопическое строение корня.
Самостоятельное заполнение третьей колонки таблицы по тексту и рисункам учебника на стр. 38-39
Зона корня Какой тканью представлена Какую функцию выполняет
1. Зона деления с корневым чехликом) Образовательная (покровная)
2. Зона роста (растяжения) Образовательная
3. Зона всасывания с корневыми волосками Покровная
4. Зона проведения Проводящая

А. древесинаБ. луб

Средний уровень

Изучите предложенный текст и составьте сжатый конспект, отразив в нем пункты плана:

  1. Определение корня.
  2. Функции корня
  3. Виды корней (сделать рисунок и подписи к нему)
  4. Типы корневых систем.
Укажите типы корневых систем. Рассмотрите гербарный материал, определите типы корневых систем у предложенных растений, запишите примеры растений для разных типов корневых систем, чем отличаются корневые системы данных растений.
  1. Видоизменения корней.
Запишите видоизменения корней и примеры растений.
  1. Микроскопическое строение корня (заполнить таблицу)
Зона корня Какой тканью представлена Какую функцию выполняет
1. Зона деления с корневым чехликом)
2. Зона роста (растяжения)
3. Зона всасывания с корневыми волосками
4. Зона проведения Проводящая

А. древесинаБ. луб

Текст для средней группы Строение корня

Корень — специализированный орган растения.

Корень – осевой вегетативный орган растений, обладающий неограниченным ростом в длину. 

Он закрепляет растение в почве и активно поглощает из нее воду с минеральными солями, а так же осуществляет вегетативное размножение растения. Главная функция корней — почвенное (минеральное) питание.

Виды корней.

1 — главный корень;2 — боковые корни; 

3 — придаточные корни

В течение жизни у растений формируется много корней. Различают главный, боковые и придаточные корни. Главный корень развивается из зародышевого корня. Придаточными называют корни, развивающиеся от стебля. Придаточные корни могут вырастать и на листьях. Боковые корни возникают на главном корне, а также на придаточных корнях.

Типы корневых систем

1 — стержневая;2 — мочковатая

Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Корневая система, у которой главный корень хорошо выражен и занимает стержневое положение, называется стержневой. Такие корневые системы можно видеть у фасоли, гороха, одуванчика, тыквы, подсолнечника, березы. Корневая система, образованная одинаковыми по размерам ветвящимися придаточными и боковыми корнями, называется мочковатой. Она имеет вид пучка — мочки (например, у подорожника, лютика, пшеницы, лука).

Видоизменения корней

У многих растений корни участвуют в запасании питательных веществ.

Например, у моркови, редьки, петрушки, редиса из главного корня и основания побега образуются корнеплоды, специально приспособленные для отложения питательных веществ.

Толстые придаточные корни георгина образуют корневые шишки, в которых откладываются питательные вещества.

Корни-прицепки помогают растениям со слабым корнем подниматься вверх по стенам, стволам деревьев. Таким растением является плющ.

Дыхательные корни имеют специальные ткани, по которым воздух поступает в подводные части растений.

Корни подпорки растения баньяна растут как придаточные от горизонтальных ветвей, разрастаясь, поддерживают крону.

Микроскопическое строение корня (рисунок учебника на стр. 38-39)

Заполните таблицу

Рассматривая внешний вид кончика корня, можно видеть, что он покрыт защитным колпачком — корневым чехликом. Корневой чехлик образован покровной тканью. На кончике корня находятся клетки образовательной ткани. Они активно делятся. Этот участок корня называют зоной деления.

Выше зоны деления находится гладкий участок корня. Здесь клетки уже не делятся, но сильно вытягиваются (растут) и тем увеличивают длину корня — это зона растяжения, или зона роста корня, состоящая из образовательной ткани.

Выше зоны роста находится участок корня с корневыми волосками. Корневые волоски — это длинные выросты клеток наружного покрова корня. С их помощью корень поглощает (всасывает) из почвы воду с растворенными минеральными солями. Вот почему зону корня с корневыми волосками называют зоной всасывания или зоной поглощения, которая образована покровной тканью. Находящееся здесь огромное количество корневых волосков увеличивает общую всасывающую поверхность корня.

Выше зоны всасывания находится зона проведения корня, по клеткам которой вода и минеральные соли, поглощенные корневыми волосками, передвигаются к стеблю. Зона проведения — самая длинная и прочная часть корня. Здесь уже имеется хорошо сформированная проводящая ткань.

Передвижение органических и минеральных веществ по зоне проведения:

А) сосуды древесины – минеральные вещества в стебель;

Б) сосуды луба – органические вещества в корень.Ожидаемое заполнение таблицы

Зона корня Какой тканью представлена Какую функцию выполняет
1. Зона деления с корневым чехликом) Образовательная (покровная) Образование новых клеток (защита)
2. Зона роста (растяжения) Образовательная Рост корня в длину
3. Зона всасывания с корневыми волосками Покровная Всасывание воды с растворенными минеральными веществами
4. Зона проведения Проводящая

А. древесинаБ. луб

Проведение:

А. воды с минеральными солями

Б. органических веществ

Задание для сильной группы

Изучая энциклопедический материал, материал учебника и видеофрагмент, заполните попущенные места в предложенной схеме.

Итог работы

На слайде предъявляется заполненный образец схемы, все пункты которой отражены уже в тетрадях других учащихся в виде сжатого конспекта (слабая и средняя группа), сильная группа сравнивает свою схему с образцом. Проверка первичного усвоения знаний.

Задание 1. (сильная и средняя группа)

Вставьте пропущенные слова:

  1. Если нет главного корня, то корневая система называется …
  2. От главного корня отходят … корни.
  3. От стебля отрастают … корни.
  4. Кончик корня защищен…. Это … ткань.
  5. Всасывают воду с минеральными солями …
  6. Корень растет за счет зоны …
  7. Самая длинная часть корня …
  8. Кроме всасывания, корень выполняет следующие функции:
а) …

б) …

в) … Задание 2. (слабая группа)

Вставьте пропущенные слова в тексте.

Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется ___________________. Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону __________________. Поглощение воды и минеральных веществ осуществляют особые клетки корня, называемые ______________________. Растворы минеральных солей поступают из зоны ________________ в зону __________________, а оттуда в сосуды стебля.

Задание 3. (задание для всех групп)

Выберите правильные ответы:

  1. При прорастании семени первым появляется корень:
А) главный Б) боковой В) придаточный Г) главный или боковой

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

А) одуванчика и люпина Б) фасоли и риса В) риса и пшеницы и подорожника большого Г) подорожника большого и одуванчика лекарственного

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

А) одуванчика и фасоли

Б) фасоли и лука

В) лука и одуванчика

Г) все ответы верны.Задание 4. (задание для всех групп)

Установите правильную последовательность зон корня (снизу вверх).

А) зона проведения

Б) зона деления

В) зона всасывания

Г) зона ростаПравильные ответы:

Задание 1.

  1. Если нет главного корня, то корневая система называется мочковатая.
  2. От главного корня отходят боковые корни.
  3. От стебля отрастают придаточные корни.
  4. Кончик корня защищенкорневым чехликом. Это покровная ткань.
  5. Всасывают воду с минеральными солями корневые волоски.
  6. Корень растет за счет зоны роста.
  7. Самая длинная часть корня зона проведения.
  8. Кроме всасывания, корень выполняет следующие функции:
а) укрепление растений в почве;

б) запасание питательных веществ;

в) вегетативное размножение.Задание 2.

Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется корневым чехликом. Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону деления. Поглощение воды и минеральных веществ осуществляют особые клетки корня, называемые корневые волоски. Растворы минеральных солей поступают из зоны всасывания в зону проведения, а оттуда в сосуды стебля.Задание 3.

1 – А

2 – В

3 – АЗадание 4.

Б, Г, В, АКонтроль первичного усвоения

Выполнение теста

В заданиях 1-3 выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

  1. У пшеницы корневая система
А) стержневая

Б) отсутствует

В) мочковатая

Г) состоит из дыхательных корней

  1. Корневые шишки георгина образуются на…
А) главном корне  

Б) боковых корнях  

В) придаточных корнях  

Г) всех видах корней.

  1. Придаточные корни развиваются
А) на главном корне  

Б) на боковых корнях  

В) на стебле  

Г) на главном и боковых корнях.В четвертом задании выберите три правильных ответа из пяти предложнных.

  1. Корневая система обладает рядом функций:
А) укрепляет растение

Б) участвует в фотосинтезе

В) запасает питательные вещества

Г) участвует в вегетативном размножении

Д) участвует в движении растений

  1. Установите соответствие
Зона корня Ткань, которой образована зона
  1. Зона деления с корневым чехликом
Покровная
  1. Зона роста
Образовательная
  1. Зона всасывания
Проводящая
  1. Зона проведения
Образовательная (покровная)

Заключение урока

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!Домашнее задание

Стр. учебника стр. 36-39, р.т. стр. 18 № 28, 29, 30.

filling-form.ru

Тема 4 Ткани растительного организма. Проводящие пучки

Цель: Ознакомиться с основными тканми растительного организма

План: 1Приготовить препарат поперечного среза стебля кукуруы

2 зарисоать по одному проводящему пучку каждого типа и обозначить все ткани, входящие в их состав

Методические рекомендации по подготовке к занятию

Проводящий пучок представляет собой комплекс тканей. В этом комплексе различают две зоны: ксилему (древесиу), служащую для транспорта раствора минеральных веществ, и флоэму (луб), служащую для транспорта органических веществ. Основная часть ксилемы- сосуды, и трахеиды, им сопуствует древесинная паренхима и (не всегда) древесинные волокна. Осноаная часть флоэмы – ситовидные трубки с сопровождающими клетками, им сопутствует лубяная паренхима и (так же не всегда) лубяные волокна. Если межу флоэмой и ксилемой есть камбий, то пучки называют открытыми, если его нет- закрытыми. Проводящие пчки классифицируют также по взаимному расположению флоэмы и ксилемы на коллатеральные, биколатеральные, концентрические и радиальные

Литература: 6,12

Кнтрольные вопросы:

1 Из каких тканей состоит флоэма, из каких ксилема?

2 почему в одном пучке имеются сосуды разлиных типов?

3 В чем разница между первичной и вторичной флоэмой и первичной и вторичной ксилемы?

Тема 5 Ткани растительного организма. Микроскопическое строение корня однодольных и двудольных растений

Цель: 1 Ознакомиться с микроскопическим строением однодольных и двудольных растений

План: 1 Изготовить препарат поперечного среза корня ириса или купены, ознакомиться с первичным строением

2 Зарисовать часть корня в виде сектора и обозначить ткани и комплексы тканей

3 Изучить постоянный препарат поперечного среза молодого корня тыквы и ознакомиться с началом деятельности камбиального слоя

4 Сделать рисунки обоих препаратов и обозначить ткани и комплексы тканей

Методические рекомендации по подготовке к занятию

Дифференциация тканей корня происходит в зоне всасывания. По происхождению возникающие при этом ткани первичные, так как образуются из певичной меристемы конуса нарастания. Поэтому микроскопическое строение корня в зоне всасывания называют певичным. У однодольных растений первичное строение сохраняется и в зоне проведения. Здесь лишь отсутсвует самый поверхносный слой с корневыми волосками- эпиблема. Защитную функцию выполняет лежащая ткань

Напротив у двудольных растений уже в раннем возрасте в центральном цилиндре корня между ксилемой и флоэмой появляются камбий, деятельность которого приводит ко вторичным изменениям и значительому утолшению корня.

Литература: 6,12

Кнтрольные вопросы:

1 В какой зоне корня можно наблюдать первичное строение и почему его так называют?

2 Какие комплексы тканей можно выделить , рассматривая первичное строения корня?

3 Корни каких растений имеют только первичное строение, а каких переходят во вторичное?

4 в какой зоне корня у двудольных растений можно наблюдать первичное строение, а в какой вторичное?

studfiles.net

Микромир: клеточное строение корня

Objetivo

Изучить клеточное строение корня.

Pregunta de investigación

Проблемный вопрос: «Почему клетки корня разные?»

Equipo

  • Фотоаппарат
  • Световой микроскоп (цифровой)
  • Лабораторное оборудование: микротом, скальпель, лезвие, предметное и покровное стёкла, препаровальная игла, пипетка, лоток, фильтровальная бумага
  • Компьютер
  • Сканер
  • Материал готовится до исследования: стеблевые черенки однодольного и двудольного комнатного растения с придаточными корнями в стакане с водой (возможно пророщенное семя, корни сорняков), корнеплод (моркови или другой), корень клевера (люпина или другого бобового растения) с клубеньками, корешки дуба из приствольного круга (по возможности).

¿Por qué usar la información de otros múltiples participantes? 

Чтобы составить коллекцию клеток разных корней, необходимо большое количество участников проекта.

Protocolo de Investigación

  • Подготовка к исследованию: А) В разных информационных источниках изучите строение клеток и тканей корней. Используйте учебник В.В. Пасечника "Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс", §§ 2,3,4. "Бактерии, грибы, растения. 5 класс", §§ 12,14. Ознакомьтесь с материалами медиатеки проекта.Б) Подготовьте лабораторное оборудование и микроскоп к работе. В) Используйте приготовленный к исследованию материал. Срезы легко выполнить на покровном стекле с помощью лезвия. Инструкция как приготовить тонкий срез органа с помощью микротома находится здесь. Вы можете провести одно (два и т.д.) исследование из пяти предложенных. Обязательным исследованием является этап «Изучаем зоны корня» и описание значения симбиоза с выводами. Каждое исследование включает выполнение среза, фотографирование (или рисунок) с обозначениями и описание. Если вы хотите очень хорошо изучить строение корня, чтобы использовать знания на экзамене или олимпиаде по биологии, то воспользуйтесь заданиями медиатеки.
  • Рекомендации: Для проведения исследований необходим световой микроскоп с увеличением в 64,160 (возможно в 640) раз. Такой микроскоп есть в каждом кабинете биологии. С помощью него вы можете рассмотреть разные клетки корней, зарисовать их, выполнить обозначения-надписи и сделать сканы для заполнения анкеты. Если есть цифровой микроскоп, то с помощью него можно сделать фотографии, снять видео. Фотографии и сканы-рисунки перед заполнением анкеты попробуйте обработать в программе Microsoft Office Picture Manager: подобрать яркость, сделать обрезку и др. В этом случае фотографии получатся более чёткими, понятными. Хорошо бы сделать надписи разных структурных элементов корня, о которых спрашивается в вопросах анкеты. Примеры таких надписей вы найдёте в материалах медиатеки. Надписи можно сделать в программе Paint или на слайде в Microsoft Office PowerPoint с помощью функции «группировать» и затем «сохранить как рисунок».
  • Изучаем зоны корня: Выньте любой стеблевой черенок из воды и отделите один маленький тонкий придаточный корешок (или отделите корешок проростка семени). Положите в каплю воды на предметное стекло, накройте покровным стеклом и рассмотрите под разным увеличением микроскопа. Более чёткие участки корня с помощью цифрового микроскопа сфотографируйте (или сделайте рисунок) и подпишите названия зон корня. Сохраните на рабочем столе для заполнения анкеты. Вы можете сделать фото (рисунок) каждой зоны отдельно, все зоны корешка на одной фотографии, крупным планом корневые волоски. Найдите в учебнике информацию о зонах корня, их строении, функциях. Эти знания вам пригодятся для выполнения теста. Сделайте вывод.
  • Изучаем микроскопическое строение корня однодольного растения:Отделите более толстый придаточный корень стеблевого черенка однодольного растения (например, традесканции, хлорофитума) и сделайте тонкий поперечный срез. Рассмотрите под разным увеличением микроскопа. Найдите информацию в разных источниках о строении корня однодольного растения. Сделайте фото (рисунок), подпишите те структуры, которые вы сможете определить с помощью материалов медиатеки и других информационных источников. Сохраните фото (сканы) в папке на рабочем столе компьютера. Постарайтесь запомнить особенности строения и функций. Эти знания вам пригодятся для выполнения теста. Сделайте вывод: «Почему корни однодольных растений не могут достигать большой толщины?
  • Изучаем микроскопическое строение корня двудольного растения. Сделайте тонкий поперечный срез любого корня двудольного (желательно сорняка или придаточного корешка стеблевого черенка) растения. Найдите в медиатеке и других источниках информацию о строении и функциях структур корней двудольных растений, найдите отличительные особенности корня двудольного растения от строения и функций корня однодольного растения. Рассмотрите срез под разным увеличением. Сфотографируйте самые чёткие участки среза (или выполните рисунок). Найдите и обозначьте те структуры, которые вы можете определить на срезе. Сохраните фото или скан рисунка для заполнения анкеты. Подумайте, почему корни двудольных растений могут утолщаться? Полученные знания вам пригодятся для выполнения теста. Сделайте вывод.
  • Изучаем микроскопическое строение корнеплодов (запасающих корней). Сделайте поперечный разрез корнеплода в узкой части корня. Рассмотрите под разным увеличением разные слои, структуры. Найдите о них информацию. Сделайте обозначения на фото или рисунке. Сохраните в папке на рабочем столе компьютера. Подумайте, где у разных корнеплодов откладываются запасные питательные вещества? Сравните, одинаковы ли корнеплоды редьки, репы, свёклы, моркови на поперечном срезе? Почему? Например, поперечный срез корнеплода моркови. Фото выполнено с помощью фотоаппарата.В информационных источниках найдите информацию о клеточном строении разных слоёв корнеплодов и их функциях. Эти знания вам пригодятся для выполнения теста. Сделайте вывод об отличительных особенностях строения корнеплодов.
  • Изучаем микроскопическое строение клубеньков корней бобовых растений: Выкопайте корень клевера (или другого бобового растения: люпина, гороха, бобов, донника). Промойте водой, отделите клубенёк. С помощью двух предметных стёкол слегка раздавите клубенёк, если он маленький (если крупный, то сделайте поперечный разрез). В этом случае на препарате будет хорошо заметна тёмного цвета бактероидная ткань, в ней живут клубеньковые бактерии. Рассмотрите под разным увеличением. Найдите информацию о строении и функциях клубенька. Сфотографируйте (или выполните рисунок с препарата), сделайте обозначения. Сохраните для заполнения анкеты. Сделайте вывод о значении клубеньков в жизни бобового растения и бактерий.
  • Изучаем микоризу дуба: Отделите кончик самого мелкого разветвления свежевырытого корня дуба (из приствольного круга дерева). Поместите в каплю воды на предметное стекло и осторожно накройте покровным стеклом. Сфотографируйте с помощью цифрового микроскопа (или сделайте рисунок) под разным увеличением, нанесите обозначения. Сохраните фото или рисунок-скан для заполнения анкеты. Найдите информацию в медиатеке и других источниках о микоризе дуба и сделайте вывод о её значении для организмов. Подготовьтесь к тесту о симбиозе корней и клубеньковых бактерий, корней и гифов гриба (микоризе).

Recomendaciones de Seguridad

  • Осторожно работайте с колющими и режущими предметами.
  • Используйте части растения минимально и только по назначению исследования.
  • Не работайте с ядовитыми растениями и растениями, вызывающими аллергические реакции.

globallab.org

Микромир: клеточное строение корня

Цель

Изучить клеточное строение корня.

Гипотеза

Проблемный вопрос: «Почему клетки корня разные?»

Оборудование и материалы

  • Фотоаппарат
  • Световой микроскоп (цифровой)
  • Лабораторное оборудование: микротом, скальпель, лезвие, предметное и покровное стёкла, препаровальная игла, пипетка, лоток, фильтровальная бумага
  • Компьютер
  • Сканер
  • Материал готовится до исследования: стеблевые черенки однодольного и двудольного комнатного растения с придаточными корнями в стакане с водой (возможно пророщенное семя, корни сорняков), корнеплод (моркови или другой), корень клевера (люпина или другого бобового растения) с клубеньками, корешки дуба из приствольного круга (по возможности).

Зачем в исследовании нужны материалы других участников

Чтобы составить коллекцию клеток разных корней, необходимо большое количество участников проекта.

Протокол проведения исследования

  • Подготовка к исследованию: А) В разных информационных источниках изучите строение клеток и тканей корней. Используйте учебник В.В. Пасечника "Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс", §§ 2,3,4. "Бактерии, грибы, растения. 5 класс", §§ 12,14. Ознакомьтесь с материалами медиатеки проекта.Б) Подготовьте лабораторное оборудование и микроскоп к работе. В) Используйте приготовленный к исследованию материал. Срезы легко выполнить на покровном стекле с помощью лезвия. Инструкция как приготовить тонкий срез органа с помощью микротома находится здесь. Вы можете провести одно (два и т.д.) исследование из пяти предложенных. Обязательным исследованием является этап «Изучаем зоны корня» и описание значения симбиоза с выводами. Каждое исследование включает выполнение среза, фотографирование (или рисунок) с обозначениями и описание. Если вы хотите очень хорошо изучить строение корня, чтобы использовать знания на экзамене или олимпиаде по биологии, то воспользуйтесь заданиями медиатеки.
  • Рекомендации: Для проведения исследований необходим световой микроскоп с увеличением в 64,160 (возможно в 640) раз. Такой микроскоп есть в каждом кабинете биологии. С помощью него вы можете рассмотреть разные клетки корней, зарисовать их, выполнить обозначения-надписи и сделать сканы для заполнения анкеты. Если есть цифровой микроскоп, то с помощью него можно сделать фотографии, снять видео. Фотографии и сканы-рисунки перед заполнением анкеты попробуйте обработать в программе Microsoft Office Picture Manager: подобрать яркость, сделать обрезку и др. В этом случае фотографии получатся более чёткими, понятными. Хорошо бы сделать надписи разных структурных элементов корня, о которых спрашивается в вопросах анкеты. Примеры таких надписей вы найдёте в материалах медиатеки. Надписи можно сделать в программе Paint или на слайде в Microsoft Office PowerPoint с помощью функции «группировать» и затем «сохранить как рисунок».
  • Изучаем зоны корня: Выньте любой стеблевой черенок из воды и отделите один маленький тонкий придаточный корешок (или отделите корешок проростка семени). Положите в каплю воды на предметное стекло, накройте покровным стеклом и рассмотрите под разным увеличением микроскопа. Более чёткие участки корня с помощью цифрового микроскопа сфотографируйте (или сделайте рисунок) и подпишите названия зон корня. Сохраните на рабочем столе для заполнения анкеты. Вы можете сделать фото (рисунок) каждой зоны отдельно, все зоны корешка на одной фотографии, крупным планом корневые волоски. Найдите в учебнике информацию о зонах корня, их строении, функциях. Эти знания вам пригодятся для выполнения теста. Сделайте вывод.
  • Изучаем микроскопическое строение корня однодольного растения:Отделите более толстый придаточный корень стеблевого черенка однодольного растения (например, традесканции, хлорофитума) и сделайте тонкий поперечный срез. Рассмотрите под разным увеличением микроскопа. Найдите информацию в разных источниках о строении корня однодольного растения. Сделайте фото (рисунок), подпишите те структуры, которые вы сможете определить с помощью материалов медиатеки и других информационных источников. Сохраните фото (сканы) в папке на рабочем столе компьютера. Постарайтесь запомнить особенности строения и функций. Эти знания вам пригодятся для выполнения теста. Сделайте вывод: «Почему корни однодольных растений не могут достигать большой толщины?
  • Изучаем микроскопическое строение корня двудольного растения. Сделайте тонкий поперечный срез любого корня двудольного (желательно сорняка или придаточного корешка стеблевого черенка) растения. Найдите в медиатеке и других источниках информацию о строении и функциях структур корней двудольных растений, найдите отличительные особенности корня двудольного растения от строения и функций корня однодольного растения. Рассмотрите срез под разным увеличением. Сфотографируйте самые чёткие участки среза (или выполните рисунок). Найдите и обозначьте те структуры, которые вы можете определить на срезе. Сохраните фото или скан рисунка для заполнения анкеты. Подумайте, почему корни двудольных растений могут утолщаться? Полученные знания вам пригодятся для выполнения теста. Сделайте вывод.
  • Изучаем микроскопическое строение корнеплодов (запасающих корней). Сделайте поперечный разрез корнеплода в узкой части корня. Рассмотрите под разным увеличением разные слои, структуры. Найдите о них информацию. Сделайте обозначения на фото или рисунке. Сохраните в папке на рабочем столе компьютера. Подумайте, где у разных корнеплодов откладываются запасные питательные вещества? Сравните, одинаковы ли корнеплоды редьки, репы, свёклы, моркови на поперечном срезе? Почему? Например, поперечный срез корнеплода моркови. Фото выполнено с помощью фотоаппарата.В информационных источниках найдите информацию о клеточном строении разных слоёв корнеплодов и их функциях. Эти знания вам пригодятся для выполнения теста. Сделайте вывод об отличительных особенностях строения корнеплодов.
  • Изучаем микроскопическое строение клубеньков корней бобовых растений: Выкопайте корень клевера (или другого бобового растения: люпина, гороха, бобов, донника). Промойте водой, отделите клубенёк. С помощью двух предметных стёкол слегка раздавите клубенёк, если он маленький (если крупный, то сделайте поперечный разрез). В этом случае на препарате будет хорошо заметна тёмного цвета бактероидная ткань, в ней живут клубеньковые бактерии. Рассмотрите под разным увеличением. Найдите информацию о строении и функциях клубенька. Сфотографируйте (или выполните рисунок с препарата), сделайте обозначения. Сохраните для заполнения анкеты. Сделайте вывод о значении клубеньков в жизни бобового растения и бактерий.
  • Изучаем микоризу дуба: Отделите кончик самого мелкого разветвления свежевырытого корня дуба (из приствольного круга дерева). Поместите в каплю воды на предметное стекло и осторожно накройте покровным стеклом. Сфотографируйте с помощью цифрового микроскопа (или сделайте рисунок) под разным увеличением, нанесите обозначения. Сохраните фото или рисунок-скан для заполнения анкеты. Найдите информацию в медиатеке и других источниках о микоризе дуба и сделайте вывод о её значении для организмов. Подготовьтесь к тесту о симбиозе корней и клубеньковых бактерий, корней и гифов гриба (микоризе).

Техника безопасности

  • Осторожно работайте с колющими и режущими предметами.
  • Используйте части растения минимально и только по назначению исследования.
  • Не работайте с ядовитыми растениями и растениями, вызывающими аллергические реакции.

globallab.org

Ботаника как наука, Растительная клетка, страница 26

Приостановка роста корней у многих трав и деревьев часто сопровождается метакутинизацией корневых окончаний, которая выражается в том, что клетки, покрывающие апексы, в том числе и чехлик, опробковевают, образуя защитные футляры. Весной эти футляры разрываются и из под них выдвигаются растущие апексы корней.

Филогения корня.

По происхождению в процессе эволюции корень более позднее образование в сравнении с побегами. У первых сухопутных растений подземная часть внешне напоминает корневище – ризомоиды, покрытые ризоидами. Настоящие корни впервые появились у папоротникообразных (в связи с наступлением более засушливого климата, необходимости добывать воду и укрепляться в почве). Корень мало изменился в течении длительного времени, т.к. более постоянные условия среды, чем у побега.

Литература:

1.  Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И., Шорина Н.И. Ботаника. Морфология и анатомия растений. М., 1988.

2.  Бавтуто Г.А., Еремин Л.М. Ботаника. Анатомия и морфология растений. Мн., 1997.

3.  Ерей Л.М., Бавтуто Г.А. Атлас контроля знаний по анатомии и морфологии растений. Мн., 1999.

Лекция № 12

Микроскопическое строение корня

Цель лекции: Изучить особенности моикроскопического строения корня в связи с выполняемыми им функциями.

Микроскопическое строение корня на всем его протяжении неодинаково, в связи с чем различные части его выполняют неодинаковые функции.

На кончике корня располагается зона, выполняющая функцию роста. Ближайшая к кончику зона корневых волосков поглощает почвенный раствор и имеет первичное строение. В более отдаленных от кончика (базальных) частях осуществляется перенос вещества по стеблю (проводящая зона). Базальные части корня у двудольных и голосеменных имеют вторичное строение, формирующееся в результате деятельности камбия. У однодольных в корне нет камбия, поэтому отсутствует вторичное строение.

В онтогенезе семенного растения в начале развивается гипокотиль (подсемедольное колено) и зародышевый корешок. Зародышевый корешок целиком состоит из меристемы. По мере роста начинает дифференцироваться на ткани, но кончик корня сохраняет меристематическое строение. Корень, вырастая, вступает в тесный контакт с твердыми частицами почвы, но самые молодые клетки апекса не повреждаются.

Конус нарастания корня снаружи покрыт специальной тканью, которая называется корневым чехликом. Наружные клетки корневого чехлика постоянно слущиваются и отмирают. Их потеря возмещается вновь образуемыми клетками. Клетки чехлика – паренхимные, слабо соединяются между собой, быстро стареют – это все облегчает их слущивание. Клетки чехлика содержат в большом количестве крахмальные зерна. Клетки чехлика – это клетки с высоким тургорным давлением, что способствует углублению корня в почву. Корневой чехлик есть у всех наземных растений. У водных - чехликоподобное образование - корневой кармашек. Если водное растение переходит к наземному образу жизни, то кармашек переходит в чехлик. У многих растений, особенно однодольных, хорошо видна меристема корневого чехлика – называется калиптроген (чехликообразователь), который синтезирует гормоны (ауксины), которые стимулирует рост корня.

Апикальная меристема корня – у папоротникообразных имеет 1 инициальную клетку; у голосеменных и покрытосеменных имеется группа инициальных клеток (иногда располагается в 3 слоя). Меристематические клетки конуса нарастания корня делятся в двух направлениях. В периклинальном направлении – клетки центральной части корня и первичной коры. Антиклинально делятся самые конечные – апикальные клетки кончика корня, образовывающие покровную ткань корня.

Строение кончика корня

1. Чехлик с калиптрогеном.

2.  Зона деления: из инициальных клеток, расположенных под чехликом, непрерывно возникают активно делящиеся меристематические клетки (в процессе роста корня утрачивают способность к делению). Различают 3 слоя: дерматоген, периблему и плерому. Из этих слоев образуются ткани первичного строения корня – соответственно эпиблема, ткани первичной коры и центральный цилиндр.

vunivere.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта