Конспект урока внешнее строение растений 6 класс. Конспект урока по биологии на тему "Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений" ( 6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по биологии для 6 класса на тему: "Внешнее строение листа". Конспект урока внешнее строение растений 6 класс


Конспект урока по биологии для 6 класса на тему: "Внешнее строение листа"

Конспект учебного занятия по биологии для 6 класса на тему:

«Внешнее строение листа»

Класс: 6

Авторы и название учебной программы: Пасечник,В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 207с

Учебная тема (раздел): Строение и многообразие покрытосеменных растений

Название учебного занятия и количество часов: Внешнее строение листа, 1 час

Цель:.

Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов:

- личностный результат –  формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями

- метапредметный результат – развивается навык выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о взаимосвязи строения органа с выполняемыми ими функциями

- предметный результат –  учащиеся знают, могут называть особенности строения листьев и выполняемые ими функции.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Вид учебного занятия: урок, практикум

УМК:

  1. Пасечник, В.В Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2016. – 207, с

  2. Пасечник, В.В Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 93 с

Оборудование учебного занятия: мультимедийная установка, персональный компьютер, учебник,

Основные термины и понятия: листовая пластинка, черешок, листья черешковые и сидячие, листья простые и сложные, жилкование сетчатое, параллельное, дуговое.

Этапы учебного занятия

Название этапа

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

1. Организационный этап

Здравствуйте!

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Садитесь.

2. Этап фронтальной проверки домашнего задания

 Давайте вспомним тему нашего прошлого урока, о чем мы говорили на предыдущем занятии

Что же такое побег? Из каких частей он состоит?

Какие виды листорасположения вы знаете?

Что такое почка?

Чем отличаются вегетативные почки от генеративных?

Дети отвечают (Побег и почки)

Дети отвечают (Побег – стебель с расположенными на нем листьями и почками. Стебель – осевая часть побега, листья – боковые.)

Очередное, например береза, ива (листья в узлах располагаются по одному и растут на стебле поочередно),

Ответ детей (на каждые 10,5 м – на 1 мм) Супротивное, например клен, сирень (листья по два в узле – один лист против другого), Мутовчатое, например элодея (листья по три и более в узлах)

Почка – зачаточный побег

Если на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья, то такие почки – вегетативные, а генеративные почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму

3. Этап всесторонней проверки УУД

1. Побег развивается из…:

  • а) Корня;

  • б) Стебля;

  • в) Почки.

2. Места прикрепления листьев к побегу называют…

3. После опадания листа на его месте на побеге остается…

4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют…

5. Почки растений умеренной зоны, как правило, …

6. Из почки на побеге появляются…

7. Промежутки между листьями на побеге называются…

Дети выполняют тест, после меняются листочками и выполняют взаимопроверку.

Ответы:

  • 1)-в;

  • 2)-а;

  • 3)-в;

  • 4)-а;

  • 5)-б;

  • 6)-б;

  • 7)-б.

Критерии оценок:

«5» – нет ошибок;

«4» – 1-2 ошибки;

«3» – 3-4 ошибки;

«2» – более 4 ошибок.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Первый на ветке, глянь, зеленеет,

Осенью желтый цвет он имеет.

В книжке, в тетрадке второй ты найдешь,

Эту загадку на нем ты прочтешь.

Третий же крышу собой покрывает,

Крыша такая уж течи не знает.

А вот четвертый в Венгрии жил,

И пианистом известным он был.

(Лист)

Учитель пишет тему на доске, учащиеся в тетрадях.

Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как в них из неорганических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. С какой частью побега это связано? Нужно знать строение листа и процессы происходящие в нем.

Дети отвечают

Записывают тему в тетрадь

5. Этап усвоения новых знаний

Лист – один из основных органов зеленого растения.

Какое он занимает положение на стебле?

- боковое, располагаясь в узлах стебля.

Ребята, вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя.

Функции листа:

Лист – это плоский зеленый орган побега.

В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис.23). Работа с учебником.

Какое строение имеет лист?

- лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластинчатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа).

Учитель обращает внимание на края листовых пластинок.

Следующая часть листа – это черешок.

Какова роль черешка?

- черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним меняет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами.

На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, березы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа.

Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части.

Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.

Работа с учебником, заполнение схемы. Подводим к выводу о типах листьев.

Листья

Черешковые Сидячие

(есть черешок) (нет черешка)

Береза, дуб, пеларгония Рожь, алоэ

Сидячие листья прикрепляются основанием листовой пластинки.

Листья каких растений, находящихся в кабинете, не имеют черешков?

- алоэ (в народе называют столетник или колючий лекарь).

Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству

листовых пластинок.

По числу листовых пластинок на черешке листья делятся:

Листья

Простые Сложные

(на одном черешке – (на одном черешке -

одна листовая пластинка) несколько листовых пластинок)

Клен Каштан, шиповник

У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других.

Работа с листьями комнатных растений.

Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?

(Четко выраженные жилки.)

Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность, прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить «листья-сеточки». Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.

Расположение жилок на листе называется жилкованием.

Учитель рисует схему на доске, а учащиеся в тетрадях.

Жилкование

Сетчатое Параллельное Дуговое

(жилки многократно (жилки расположены (жилки расположены

ветвятся, образуя сеть) параллельно друг другу) по дуге)

Дуб, пеларгония Пшеница, лук Ландыш

Класс двудольные Класс однодольные

(исключение подорожник - (исключение вороний глаз – сетчатое)

дуговое)

Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных объектов.

Учитель рисует схему листа на доске, а учащиеся в тетрадях.

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

Вы достигли этой цели?

Что нового вы узнали на уроке?

Какие источники вы использовали для получения информации?

7. Этап закрепления нового материала

Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)

Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же внешнее строение листа? Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (внутреннее строение листа). Это тема следующего урока.

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

Домашнее задание § 6, ответы на ?, задания рабочей тетради

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

9. Подведение итогов урока: домашнее задание, формы оценивания учащихся

Итак, мы изучили тему.

Какую тему на уроке мы с вами изучили?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Что хотели бы узнать дополнительно?

Ответы учащихся

infourok.ru

Конспект урока биологии в 6 классе "Строение растений"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Котлованская средняя общеобразовательная школа

Удомельского района Тверской области

Конспект урока по биологии

в 6 классе

Закрепление и обобщение изученного материала по теме «Строение растений».

Подготовила

Учитель биологии

Зайцева Марина Юрьевна

Котлован 2011г.

УРОК БИОЛОГИИ.

6 класс.

Тема урока: Закрепление и обобщение изученного материала по теме «Строение растений».

Цели урока: -обобщить знания обучающихся о строении растительного организма и основных функциях различных органов растения;

-закрепить знания обучающихся и взаимосвязях между органами растения, передвижении веществ, отложении запасов и их использовании;

-развивать у обучающихся память, логическое мышление;

-воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Подготовка к игре.

- Мы с вами должны разделиться на две команды.

Каждой команде придумать название, назначить капитана команды.

  1. Игра «Биологический случай».

1-ый гейм «Дальше…дальше…дальше…»

(вопросы задаются командам поочередно)

1.Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Лес)

2.Платье потерялось-

Пуговки остались. (Рябина)

3.Стоит Егорка

В красной ермолке,

Кто ни пройдет-

Всяк поклон отдает. (Земляника)

4.Стоят в поле сестрички-

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

5.В поле тычинка- желтая вершинка. (Рожь)

6.Желтая курица под тыном дуется. (Тыква)

7.Стоит Ермошка на одной ножке,

На нем сто одежек и все без застежек. (Капуста)

8.Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь)

9.На солнце я похожий и солнце я люблю,

За солнцем поворачиваю голову свою. (Подсолнух)

10.На плетне зеленый крюк,

На крюке висит сундук,

В сундуке пять ребят

Смирно рядышком сидят.

Вдруг рассыпался сундук-

Все рассыпались вокруг. (Горох)

11.Был зеленым плод- не просился в рот.

Положили в дежку- он сменил одежку.

Красную одел- для еды поспел. (Помидор)

12.Весною повисло, все лето кисло.

А сладко стало- на землю пало. (Яблоко)

13.Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчик)

14.Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

2-ой гейм «Темная лошадка»

1.-Найдите и исправьте биологические ошибки в тексте.

Корень- генеративный орган растения. Основная функция корней- это укрепление растений в почве, обеспечение его водой и органическими веществами, а также кислородом, содержащимся в воздухе, находящемся между частичками почвы. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля отходят боковые корни. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой.

2.-Вставьте пропущенное слово.

___________________- основной надземный орган растения. Он состоит из ____________________ с расположенными на нем ______________________ и __________________ . Участок стебля, на котором развивается лист, называется ________________________ , а расстояние между двумя узлами- ____________________________.

Если от одного узла отходит только один лист и расположены они поочередно, на разных сторонах побега, такое листорасположение называют _________________________. Когда из одного узла растут два листа расположенные напротив друг друга, говорят о ___________

Листорасположении. Если на стебле расположены только листья и почки, такой побег называют ________________________.

Если побег содержит цветки и плоды, то говоря о _________________

побеге.

3-ий гейм «Заморочки из бочки»

1 заморочка. Нам даны культурные растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных растений. Что еще объединяет эти растения?

(У них многосемянной сочный плод- ягода)

2 заморочка. Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти растения, их ягоды только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда- Любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая это ягода?

(Огурец, его плод- ягода)

3 заморочка. Этот плод употребляется в свежем, сушеном, моченом виде. Он принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение насекомоопыляемое, морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30С. Плоды его полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

(Яблоко)

4 заморочка. Это растение- талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что же это?

(Лук. Луковица)

5 заморочка. Распредели растения по группам. Объясни свой ответ.

4-ый гейм «Гонка за лидером»

(Вопросы задаются сначала одной команде, а затем другой)

1 команда.

-Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает ярко окрашена в различные цвета. (Лепестки, венчик)

-Женский орган у покрытосеменных растений. (Пестик)

-Каким органом растения является плод? (Генеративным)

-Какой тканью образована кожица листа? (Покровной)

-Что можно определить по количеству колец на спиле дерева? (Возраст)

-Верхняя часть пестика, приспособленная для удержания на нем пыльцы.(Рыльце)

-Как называется стебель у травянистых и древесных растений, направленный вверх к солнцу? (Прямостоячим)

-Участок корня, где находятся клетки образовательной ткани, которые активно делятся. (Зона деления)

-Чешуи, колючки, усики- это видоизменения…. (Листа)

2 команда.

-Генеративный орган цветковых растений, в котором происходит оплодотворение и формируется семя. (Пестик)

-Мужской генеративный орган. (Тычинка)

-Растения с ползучими и вьющимися побегами называются.. (Лианами)

-Длинные выросты клеток из наружного покрова корня. (Корневые волоски)

-Верхняя часть тычинки, где развивается и созревает пыльца. (Пыльник)

-Какими тканями образована мякоть листа? (Столбчатой и губчатой)

-Что можно определить по количеству почечных колец на побеге?

(Годичный прирост)

-Стебель увеличивается в толщину за счет деления клеток..(Камбия)

-Корневище, клубень, луковица- это видоизмененные… (Подземные побеги)

5-ый гейм «Ты- мне, я- тебе»

-Участники придумывают по три вопроса и задают их противоположной команде.

4.Подведение итогов игры.

5.Подведение итогов урока.

Выставление и аргументирование оценок.

Список использованной литературы:

1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана-Графф, 2004

2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.- 352 с.- (В помощь учителю).

3. Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. Для учителя. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1991.

4. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. (Я иду на урок).

5. Биология. Еженедельная учебно-методическая газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания. / № 47, 2004.

6. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий.

7. Электронная библиотека “Просвещение”, 6 класс.

doc4web.ru

Конспект урока в 6 классе на тему: "Внешнее строение листа"

Поурочное планирование. Биология– 6 класс

Тема: Строение и жизнедеятельность растений.

Урок № 5

Дата проведения:

Тема: Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 4« Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья».

ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев.

Задачи:

  1. Образовательные

  • продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием, натуральными объектами, учебником и тетрадью.

Развивающие

  • продолжить формирование личностных качеств обучающихся: наблюдательности, тренировка памяти, аккуратности при выполнении заданий, биологической речи, приёмов мыслительной деятельности;

  • осуществлять анализ, синтез (выделять основные части листа), сравнивать, обобщать;

Воспитательные

продолжить формирование научно – материалистического мировоззрения, показав взаимосвязь внешнего строения листа с выполняемыми функциями и взаимосвязь со средой обитания.

  • продолжить формирование эстетического и экологического воспитания, показав необходимость охраны зелёных насаждений.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока – смешанный (объяснение, лабораторная работа с использованием CD-ROM.

Методы:

  • СЛОВЕСНЫЕ – беседа,объяснение.

  • НАГЛЯДНЫЕ - демонстрация объектов природы и изобразительных

средств наглядности, ИКТ

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ:

  • комнатные растения с простыми и сложными листьями,

  • гербарный материал простых и сложных листьев

  • гербарные образцы с различным листорасположением.

  1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ:

ХОД УРОКА

1.Организационный этап

2.Актуализация опорных знаний.

  1. Какие функции выполняет стебель?

  2. Каково внутреннее строение стебля?

  3. Как растёт стебель?

  4. Сколько годичных колец в стволе десятилетнего дуба?

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. (Слайд 4)Учитель ставит перед учениками проблемно - познавательную задачу.

«Каким образом листья растений отличаются друг от друга? Свяжите эти отличия со строением листа, как органом побега.

Ребята! Вспомните, пожалуйста, действительно ли листья являются частью побега? (ответ: да, т.к. прорастают из вегетативных почек.)

Лист – часть побега. Это специализированный орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления фотосинтеза (воздушного питания).

  1. (Слайд 6) Строение внешнее листа

Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть и общие признаки:

  • большинство листьев зелёного цвета,

  • состоят из:- листовой пластинки, черешка, жилки, прилистники, основание листа.

3. Прикрепление листьев к стеблю

Листья

Черешковые Сидячие

(черешок соединяет лист, (черешков нет, прикрепляются

пластинку со стеблем) к стеблю основанием листовой

  • яблоня, пластины)

  • вишня. – алоэ,

  • берёза - пшеница

У основания черешка у некоторых растений может быть прилистники.

4. Рассмотрите рис. 4. 8 в учебнике по Форме

- Чем отличаются листья между собой

ЛИСТЬЯ

(по форме)

округлые овальные сердцевидные неравнобоким стреловидным

ЛИСТЬЯ

Простые

Сложные

Состоят из 1 листовой пластины и 1 черешка

Состоят из нескольких листовых пластин и одного черешка

- береза

- клен

- черемуха

- малина

- акация

5. (Слайд 8) Жилкование листьев

Посмотрите на комнатные растения - все они отличаются по форме и окраске листьев, но все они схожи между собой. Пощупайте листья - что вы наблюдаете?

Действительно листовые пластины в разных направлениях пронизаныпроводящими пучками, которые называются жилки.

Их функции:

- проводят питательные вещества и воду;

- придают листу прочность.

ЖИЛКОВАНИЕ

СЕТЧАТОЕ

( жилки ветвятся, образуя сплошную сеть)

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

(жилки расположены параллельно друг другу

ДУГОВОЕ

( жилки в виде дуги распо-

ложены)

У двудольных растений:

- береза

- подсолнух

(исключение: вороний глаз – однодольное)

У однодольных растений:

- пшеница

- лук

- Подорожник - (исключение 2 дольное)

- ландыш

6. Внутреннее строение листа

Снаружи лист покрыт кожицей. Она образована слоем прозрачных клеток покровной ткани, плотно прилегающих друг к другу. Кожица защищает внутренние ткани листа. Ее прозрачность позволяет свету легко проникать внутрь листа.

На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожицы, находятся очень мелкие парные зеленые клетки, между которыми есть щель. Пару замыкающих клеток и межклеточную щель между ними называют устьицем. Раздвигаясь и смыкаясь, эти две клетки то открывают, то закрывают устьице. Через устьице происходит газообмен и испаряется влага.

При недостаточном водоснабжении растения устьица закрыты. С поступлением воды в растение они открываются .

  1. Листья осуществляют 3 основные функции:

  • фотосинтез (образование органических веществ)

  • газообмен (в процессе дыхания СО2 иО 2)

  • испарение воды.

Листопад – полезное приспособление, выработавшееся у растений к перенесению повторяющихся ежегодно неблагоприятных климатических условий

Рассказ учителя Листья недолговечны. У большинства растений они живут один сезон (несколько месяцев) и опадают с наступление холодов, а в жарких странах - в засушливое время года. Листопад — одновременное опадание листьев у многолетних растений.. Перед листопадом в листьях происходит ряд изменений. Часть питательных веществ из них оттекает в запасающие ткани стебля и корня. Зеленые листья изменяют окраску, они становятся желтыми или красными. Это связано с тем, что в хлоропластах, наряду с хлорофиллом, содержатся желто-оранжево-красные пигменты — каротиноиды. Но обычно мы их не видим, так как зеленый - цвет хлорофилла преобладает. Когда же осенью хлорофилл разрушается, проявляется окраски каротиноидов, и листья становятся желтыми или красными. Листопад является приспособлением растений к неблагоприятным зимним условиям. Зимой корни не всасывают холоднуюводу из почвы, и растения могут погибнуть от недостатка влаги, если листья будут по-прежнему испарять воду. Сбрасываялистья, деревья резко уменьшают площадь испарения и этимзащищают себя от высыхания 

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.

  1. 4. Обобщение.- Выполнение упрж 1- 2 в РТПБ на стр 16- 17. Выполнение Л. Р № 4

  2. Познавательная задача:

  • Научиться распознавать простые и сложные листья, их жилкование,расположение листьев на стебле,

  • Выявить, чем простые листья отличаются от сложных,

  • Сравнить жилкование однодольных и двудольных.

  1. Откройте стр. 76- 77 учебника,где дана инструкция к

лабораторной работе № 7.

Внимательно прочитайте и приступайте к работе. (Учитель раздает гербарий и таблицы для заполнения (Приложение 3))

У вас на столах образцы из гербария

В таблице записываете по 2 растения

1.Устный  опрос.1. Назовите  основные  части  листа  и  продемонстрируйте  их  на  таблице.2. Перечислите  основные  типы  листовых  пластинок3. Чем  отличается  простой  лист  от сложного?4. Перечислите  основные  типы  жилкования листьев. Приведите  примеры  растений  с  разными  типами  жилкования.5. Что  такое  листопад? Каковы  его  причины?

5. Домашнее задание-прочитать § 29- 30, стр 76- 79 . Выучить термины.Ответить на вопросы на стр 77, 79

infourok.ru

Конспект урока по биологии 6 класс по теме «Внешнее строение листа»

МБОУ Ново-Золотовская СОШ

Урок разработан к учебнику Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растенияС использованием технологии развития критического мышления

Выполнила Епишева Наталия ФёдоровнаУчитель химии и биологии

2012год

Пояснительная записка1. Тема урока «Внешнее строение листа»2. Программа основного общего образования по биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.3. Урок разработан к учебнику Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений, М.: Дрофа, 2010 г. Раздел: Строение и многообразие покрытосеменных растений.4. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.5. Дата проведения урока 2012 г.6. Урок изучения и первичного закрепления ЗУН.7. Представлен конспект урока биологии, построенного по технологии «Развитие критического мышления» 8. Краткая характеристика класса. В классе 14 человек, из них 3 мальчика и 11 девочек. 3 ученика с высоким уровнем интеллектуального развития, 4 ученика со средним уровнем интеллектуального развития, остальные с низким уровнем интеллектуального развития. При организации урока и выборе домашнего задания мною были учтены особенности каждого ученика.

Использование технологии развития критического мышления учащихсяна уроках биологииАктуальная цель современного обучения – развитие творческого мышления школьников. Но любой учитель знает, что успешное развитие нешаблонного, альтернативного мышления у учащихся возможно только при такой организации учебного процесса, когда дети систематически вовлекаются в процесс активного интеллектуального познания.В то же время традиционная система обучения зачастую подавляет эти стремления детей, заставляет их порой механически заучивать материал, что способствует потере интереса к предмету, и как следствие снижение качества знаний.Изучив существующие технологии, я пришла к выводу, что оптимальной в этих условиях может быть технология развития критического мышления учащихся.Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и

weburok.com

Конспект урока по биологии на тему "Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений" ( 6 класс)

Урок № 1

Тема «Царство растения. Внешнее строение и общая характеристика».

Цели:

Содержательная (предметные результаты):

- Определять царства живых организмов;

- Уметь классифицировать растения по критериям.

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-повысить интерес учащихся к изучению биологии

- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе

Личностные УУД

Принятие ценности растительного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении;

Познавательные УУД

Ориентироваться на разнообразие способоврешения учебных задач;

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные

1) Осуществлять итоговый ипошаговый контроль порезультату;

2) Адекватно восприниматьпредложения и оценки учителей,товарищей, родителей и другихлюдей;

1.Мотивация

(самоопределение)

к  учебной деятельности

Включение

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Актуализация знаний

Вспомним из 5 кл. что изучает наука биология? В 6 кл. мы продолжаем изучать биологию. Давайте прочтем обращение автора учебника к шестиклассникам.

Учащиеся слушают информацию, отвечают на вопрос.

Читают текст стр.3-5 цепочкой.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

3. Проблемное объяснение нового знания

Посмотрите на слайд №1. О ком пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. Запишите дом. Задание стр.6-13.

Посмотрите на слайд №3 и прочтите, что нам надо узнать на уроке.

Какими общими признаками обладают растения? Ответ найдите на стр.6.

Сколько царств живых организмов вы знаете? Все вместе заполняем кластер на слайде №5.

Как вы думаете, что такое жизненная форма растений? Посмотрите на слайд №6 и назовите жизненные формы данных растений.

Слайд №7 Что такое ботаника?

Какие растения изучает ботаника? (слайд №8)

Растения как и другие организмы состоят из клеток. На слайде №8 показано на какие две группы делятся растения. Приведите примеры.

Что такое орган? Высказываем предположения.

Читаем определение органа на стр. 10.

Посмотрите на растение, изображенное на слайде №9, какие органы у этого растения?

Посмотрите на слайд №10, у одноклеточных и многоклеточных водорослей есть органы?

Вводит понятия высшие и низшие растения, таллом.

Классифицируем органы высших растений слайд №11.

Посмотрите на слайд№12. Какие растения на нем вы видите?

Прочтите 4 абзац на стр.13. почему растения считают основой жизни?

Отвечают на вопрос и формулируют тему урока «Царстворастения. Внешнее строение и общая характеристика».

Отвечают на вопрос.

Читают задачи урока.

Отвечают на вопрос.

Называют царства

И заполняют кластер.

Отвечают на вопрос и называют жизненные формы: деревья, кустарники, кустарнички и травы

Отвечают, что это наука о растениях.

Объясняют, что такое культурные и дикорастущие растения, пользуясь учебником стр.8.

Приводят примеры одноклеточных и многоклеточных растений.

Высказывают предположения.

Читают определение органа на стр. 10.

Называют: корень, лист, стебель, цветок, плод, семя.

Отвечают, что у одноклеточных органов нет.

По рисунку классифицируют органы на вегетативные (корень, стебель, лист) и генеративные (цветок, плод, семя).

Называют цветковые и голосеменные. Объединяют их в группу семенные. Хвощи, плауны и папоротники в группу споровые, т.к. размножаются спорами.

Читают и отвечают на вопрос.

Познавательные :

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные:

Умение слушать других людей.

4. Первичное закрепление.

Составьте кластер «Царства живой природы» и сравните с эталоном. Слайд №1;,15.

Составьте кластер «Органы растений», распределите органы по группам. Слайд №!6,17,18.

Распределить растения по группам в зависимости от размножения (слайд №19,20) и сравнить по эталону.

Составляют кластер «Царства живой природы» и сравнивают с эталоном.

Составляют кластер «Органы растений», распределяют органы по группам. Слайд №!6,17,18.

Распределяют растения по группам в зависимости от размножения (слайд №19,20) и сравнивают по эталону.

Коммуникативные

Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре .

5 Итог урока (рефлексия)

Выполните задания в печатной тетради.

Ответьте на вопрос №3 стр. 13.

Выполняют задания в печатной тетради.

Отвечают на вопрос.

Коммуникативные:

Уметь грамотно и 

доходчиво объяснять

 свою мысль .

infourok.ru

Конспект урока биологии на тему Внешнее строение листа (6 класс)

Аннотация к уроку  Урок биологии в 6 классе на тему «Внешнее строение листа» построен в соответствии с программой основного общего образования по биологии 59 классы авторов: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.- М.: Дрофа,2014. Тип урока: урок первичного ознакомления с новым материалом. Содержание   учебного материала   урока «Внешнее строение листа» соответствует   требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, натуральными объектами, фиксацию информации в рабочих листах, выполнение лабораторной работы.   Использование ИКТ, интересных заданий, лабораторной работы на данном уроке делает его интересным, что дает возможность повышать качество обучения предмету.

Технологическая карта урокаПредмет ____________биология __________________________ Класс __6___Базовый учебник _Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы. Растения. 6 классТема урока ____Внешнее строение листа______________________________Цель урока _ Формирование понятий, связанных с особенностями внешнего строения листа, типами жилкования; изучение признаков простых и сложных листьев.______Планируемые образовательные  результаты: Предметные УУД1.  Сформировать у учащихся знания о функциях и внешнем строении листа.2. Научиться распознавать простые и сложные листья, их жилкование.3. Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и учебником.4. Учиться понимать биологические термины.Метапредметные УУДПознавательные УУД:  учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.Коммуникативные УУД:  1. Учиться слушать и понимать речь другого человека;2. Учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;3. Учиться ставить вопросы, выражать свои мысли;4. Учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.Регулятивные: учиться самостоятельно формулировать тему и цель учебной деятельности, планировать ее, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию.Личностные УУДформировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе.Тип урока ______ Первичного ознакомления с новым материалом _________________________Методы:Словесные - беседа, рассказ, объяснениеПрактические - выполнение лабораторной работы. Наглядные - демонстрация гербария, презентации.Основные понятия урока: лист, строение листа: основание листа, прилистники, черешок, листовая пластинка; простой и сложный лист, черешковый, с

weburok.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта