Древесные растения произрастающие в местности с постоянным направлением. Экологическая оценка состояния древесных растений, произрастающих на городских территориях, с помощью методов фитоиндикации

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

ребята, скиньте пожалуста ЕГЭ по биологии 2010, хотя бы какие вопросы были... плизззз. Древесные растения произрастающие в местности с постоянным направлением


Вариант 13

 

Задание 1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Объяснение: внешний слой стебля - кора. Она состоит из кожицы, пробки и луба.

Правильный ответ - кора.

 

 

Задание 2.

Выберите два верных ответа из пяти.

Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?

 

1. Клеточное строение

2. Изменение температуры тела

3. Наследственность

4. Раздражимость

5. Перемещение в пространстве

Объяснение: общими признаками для живой и неживой природы являются изменения температуры тела (лягушка греется на солнце, камень нагревается) и перемещение в пространстве (животные активно передвигаются, пыль летает в воздухе).

Правильный ответ - 25.

 

 

Задание 3.

Какое число тРНК приняли участие в синтезе белка, который включает 130 аминокислот? В ответе запишите соответствующее число. 

 

Объяснение: реакция тРНК - аминокислота специфична, то есть каждая аминокислота соответствует одна молекула тРНК. Поэтому для синтеза белка, состоящего из 130 аминокислот требуется 130 молекул тРНК.

Правильный ответ - 130.

 

 

Задание 4.

Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания строения функций изображенного органоида клетки. Определите два признака, "выпадающие" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1. Расщепляет биополимеры на мономеры

2. Накапливает молекулы АТФ

3. Обеспечивает фотосинтез

4. Относится к двумембранным

5. Обладает полуавтономностью

Объяснение: на рисунке изображен хлоропласт. Основная фнкция хлоропластов - фотосинтез, при этом хлоропласт имеет две мембраны (так как раньше был свободно живущим организмом), поэтому и обладает полуавтономностью (имеет собственную молекулу ДНК и аппарат синтеза белка).

Лизосомы расщепляют полимеры на мономеры. Митохондрии накапливают молекулы АТФ.

Правильный ответ - 12.

 

 

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и видами гаметогенеза.

Характеристики

 

А. Образуется одна крупная половая клетка

Б. Образуются направительные клетки

В. Формируется много мелких гамет

Г. Питательные вещества запасаются в одной из четырех клеток

Д. Образуются подвижные гаметы

 

Виды гаметогенеза

 

1. Оогенез

2. Сперматогенез

Объяснение: оогенез (овогенез) - процесс созревания женских половых клеток. При этом в ходе двух делений мейоза образуется одна крупная половая клетка (яйцеклетка), в ней накапливаются питательные вещества, и еще образуются направительные клетки. Сперматогенез - процесс образования мужских половых клеток, при этом формируется много подвижных гамет - сперматозоидов.

Правильный ответ - 11212.

 

 

Задание 6.

Определите соотношение генотипов у потомства при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

 

Объяснение: скрестим два гетерозиготных растений тыквы:

Р: Аа х Аа

Гаметы: А, а х А, а

F1: 1АА (25%) : 2Аа (80%) : 1аа (25%).

При полном доминировании соотношение генотипов 1:2:1.

Записываем в порядке убывания: 211.

Правильный ответ: 211.

 

 

Задание 7.

Приведенные ниже понятия, кроме двух, используют для описания фенотипической изменчивости. Определит эти два понятия, "выпадающие" из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1. Модификация

2. Мутация

3. Вариационная кривая

4. Инверсия

5. Норма реакции

Объяснение: фенотипическая (модификационная) изменчивость - это способность организмов приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, происходящие модификации не затрагивают генотип, то есть изменения происходят в пределах нормы реакции. Исходя из значений изменений, можно нарисовать вариационную кривую (график среднеквадратичного отклонения).

Правильный ответ - 24.

 

 

Задание 8.

Установите соответствие между особенностями онтогенеза и группой животных.

Особенности онтогенеза

 

А. Образует гаметы

Б. Происходит эмбриогенез

В. Материнский организм размножается путем митоза

Г. Образуют цисты в неблагоприятных условиях

Д. Развитие начинается с зиготы

 

Животные

 

1. Одноклеточные

2. Многоклеточные

Объяснение: одноклеточные животные (Простейшие) чаще всего размножаются делением (митозом), а в неблагоприятных условиях инцистируются (образуют цисты). Многоклеточные организмы развиваются из зиготы (оплодотворенной яйцеклетки - то есть имеют гаметы). Процесс развития многоклеточного животного называется эмбриогенез.

Правильный ответ - 22112.

 

 

Задание 9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Споры бактерий, в отличие от спор грибов,

 

1. Служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий

2. Выполняют функцию питания и дыхания

3. Образуются в результате полового размножения

4. Обеспечивают расселение на новые места

5. Образуются путем митоза

6. Образуются из материнской клетки путем потери воды

Объяснение: бактерии размножаются не при помощи спор, а делением пополам. Бактерии могут долгое (неограниченное время) время находиться в состоянии спор, переживая таким образом неблагоприятные условия среды. Так же служат для расселения на новые места (так как очень легкие и могут переноситься ветром). Образуются из материнской клетки путем потери воды.

Правильный ответ - 146.

 

 

Задание 10.

Установите соответствие между характеристиками организмов и царствами.

Характеристики

 

А. В состав клеточной стенки входит хитин

Б. Тип питания автотрофный

В. Образуют органические вещества из неорганических

Г.  Запасным питательным веществом является крахмал

Д. В природных системах являются редуцентами

Е. Тело состоит из мицелия

 

Царства организмов

 

1. Грибы

2. Растения

Объяснение: растения - автотрофы (фототрофы), то есть они образуют органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии. В клетках запасают крахмал (пример - картофель).

Грибы - гетеротрофы, то есть они разлагают органические вещества до неорганических, то есть в природных сообществах являются редуцентами (деструкторами). Они не имеют тканей. Все клетки однообразны. Плодовое тело состоит из мицелия.

Правильный ответ - 122211.

 

 

Задание 11.

Установите, в какой последовательности расположены систематические группы животных, начиная с наибольшей.

 

1. Медведи

2. Позвоночные

3. Хищные

4. Хордовые

5. Медвежьи

6. Белый медведь

Объяснение: располагая таксоны, начиная с наибольшего.

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные 

(Класс Млекопитающие пропущен)

Отряд Хищные

Семейство Медвежьи

Род Медведи

Вид Белый медведь

Правильный ответ - 423516.

 

 

Задание 12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какое влияние оказывает парасимпатическая нервная система на организм человека?

 

1. Увеличивает частоту сокращений сердца

2. Активизирует слюнообразование

3. Стимулирует выработку адреналина

4. Усиливает образование желчи

5. Увеличивает перистальтику кишечника

6. Осуществляет мобилизацию функций органов при стрессе

Объяснение: во время стресса активизируется симпатическая нервная система, а парасимпатическая нервная система это воздействие гасит, при этом активизируется слюноотделение, усиливается образование желчи и перистальтика кишечника.

Правильный ответ - 245.

 

 

Задание 13.

Установите соответствие между характеристиками и типами тканей.

Характеристика

 

А. Способна накапливать жир

Б. Некоторые клетки содержат гемоглобин

В. Ее клетки длинные с поперечной исчерченностью

Г. Обладает сократимостью и возбудимостью

Д. Межклеточное вещество хорошо развито

Е. Клетки плотно прилегают друг к другу

 

Типы тканей

 

1. Мышечная

2. Соединительная

Объяснение: мышечная ткань образована вытянутыми, плотно прилегающими друг к другу клетками (то есть имеют мало межклеточного вещества), имеющими поперечную исчерченность (за счет сократительных белков), способны возбуждаться и сокращаться при помощи отростков нервных клеток. 

Соединительные ткани имеют большое количество межклеточного вещества, могут накапливать жир (образуя адипоциты - клетки жировой ткани), эритроциты (красные кровяные клетки) содержат гемоглобин.

Правильный ответ - 221121.

 

 

Задание 14.

Установите последовательность процессов мочеобразования, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1. Реабсорбция

2. Фильтрация плазмы

3. Поступление крови в мальпигиев клубочек

4. Скопление первичной мочи на дне капсулы нефрона

Объяснение: мочеобразование начинается с поступления крови в мальпигиев клубочек, затем фильтруется плазма крови (из нее выходит лишняя вода, соли и т.д.), далее первичная моча скапливается на дне капсулы нефрона и далее происходит реабсорбция - из первичной мочи обратно всасываются вода и вещества, которые еще могут быть использованы организмом.

Правильный ответ - 3241.

 

 

Задание 15.

Выберите из текста три предложения, которые описывают экологический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1. Популяция служит единицей микроэволюции. 2. Свободное скрещивание обеспечивает обмен генами между популяциями. 3. Репродуктивная изоляция популяций может происходить в пределах одного и того же ареала по разным причинам. 4. Изолированные популяции с разными мутациями адаптируются к условиям разных экологических ниш в пределах прежнего ареала. 5. Примером такого видообразования служит образование видов лютика, которые приспособились к жизни в поле, на лугу, в лесу. 6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

Объяснение: экологическое видообразование - это образование новго вида в результате освоения популяцией нового местообитания в пределах ареала данного вида или в результате возникновения различий в образе жизни. Предложения 3, 4, 5 описывают экологический способ видообразования. Обращаем внимание на фразы "репродуктивная изоляция в пределах одного и того же ареала", "изолированные популяции с разными мутациями по-разному адаптируются", "разные виды лютика приспособились жить в поле, на лугу, в лесу".

Правильный ответ - 345.

 

 

Задание 16.

Установите соответствие между характеристиками и критериями вида Прыткая ящерица.

Характеристики

 

А. Зимнее оцепенение

Б. Длина тела - 25-28 см

В. Тело веретеновидной формы

Г. Различия в окраске самцов и самок

Д. Обитание на опушках лесов, в оврагах и садах

Е. Питание насекомыми

 

Критерии вида

 

1. Морфологический

2. Экологический

Объяснение: морфологический критерий описывает внешнее строение организма (длина, форма, окраска тела).

Экологический критерий описывает образ жизни, поведение, взаимодействие с окружающей средой и организмами (зимнее оцепенение, особенности обитания и питания).

Правильный ответ - 211122.

 

 

Задание 17.

Выберите три верных ответа из шести.

К естественным биогеоценозам относят

 

1. Торфяное болото

2. Пшеничное поле

3. Заливной разнотравный луг

4. Вишневый сад

5. Банановую плантацию

6. Сосняк-зеленомошник

Объяснение: торфяное болото, заливной разнотравный луг и сосняк-зеленомошник - естественные биогеоценозы (созданы природой).

Пшеничное поле, вишневый сад, банановая плантация - искусственные экосистемы (созданы человеком).

Правильный ответ - 136.

 

 

Задание 18.

Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают.

Организмы

 

А. Циклоп и гидра

Б. Жук-плавунец и головастик

В. Личинка стрекозы и малек рыбы

Г. Инфузория-туфелька и бактерии

Д. Белка и клест

Е. Карась и карп

 

Типы межвидовых отношений

 

1. Хищничество

2. Конкуренция

Объяснение: конкуренция возможна только между сходными видами (за похожие пищевые потребности, территорию), такими как белка и клест, карась и карп. Между всеми остальными видами - хищничество (гидра ест циклопа, паук-плавунец ест головастика, мальки рыб едят личинок стрекозы, инфузория-туфелька ест бактерий).

Правильный ответ - 111122.

 

 

Задание 19.

Установите последовательность процссов полового размножения и развития пресноводной гидры, начиная с образования половых клеток.

Запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1. Появление в водоемах молодых гидр нового полового поколения 

2. Образование зиготы и развитие защитной оболочки

3. Образование осенью гамет у взрослой гидры

4. Зимовка зародыша и его развитие весной

5. Оплодотворение сперматозоидами яйцеклеток других особей

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл гидры.

 

 

Начинаме жизненный цикл с образования гамет (половых клеток у взрослой гидры), затем происходит оплодотворение, образуется зигота, вокруг нее развивается защитная оболочка. Зародыш зимует и начинает развиваться весной и, наконец, в водоемах появляются гидры нового поколения.

Правильный ответ - 35241.

 

 

Задание 20.

Рассмотрите рисунок с изображением клеточного деления и определите его вид, набор хромосом в исходной клетке и какие специфические клетки образуются у растений в результате такого деления.

 

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Список терминов:

 

1. Амитоз

2. Транскрипция

3. Диплоидный

4. Мейоз

5. Прямое

6. Гаплоидный

7. Спора

8. Соматическая

Объяснение: на рисунке изображен мейоз 2, так как набор хромосом уменьшается вдвое: был 1n2c, стал - 1n1c. У растений в результате мейоза образовались споры (а у животных - половые клетки).

Правильный ответ - 467.

 

 

Задание 21.

Проанализируйте график "Вариационная кривая изменчивости числа цветков в соцветии хризантемы". Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании представленных данных.

 

 

Утверждения:

 

1. Большинство растений имеют семь краевых цветков в соцветиях

2. Большинство соцветий имеет одинаковое число краевых цветков

3. Максимальное число краевых цветков у соцветий равно 20

4. Наибольшее число соцветий имеют максимальное значение признака

5. Хризантему относят к семейству сложноцветных

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Объяснение: большинство растений имеют семь краевых цветков в соцветиях (примерно 525 растений). Большинство соцветий имеют одинаковое число краевых цветков (7). Максимальное число краевых цветков - 15, а не 20. Наибольшее число соцветий имеют не максимальное (150, а среднее (7) значение признака. Хризантему действительно относят к семейству сложноцветные, но эта информация не представлена в задании.

Правильный ответ - 12.

 

 

Задание 22.

Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления. Какая форма изменчивости имеет место в данном случае?

 

Объяснение: данные формы кроны (флагообразная и нормальная) находятся в пределах нормы реакции (то есть в зависимости от условий среды они могут образовывать различные формы крон, не изменяя свой генотип. Такая форма изменчивости называется фенотипической (или модификационной).

 

 

Задание 23.

Строение молекулы какого мономера изображено на представленной схеме?

Что обозначено буквами А, Б, В?

Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер.

 

Объяснение: на рисунке изображен мономер РНК (рибонуклеиновой кислоты).

А - азотистое основание (урацил)

Б - рибоза (углевод, моносахарид)

В - остаток фосфорной кислоты

Данный мономер входит в состав всех видов РНК (рРНК, иРНК, тРНК).

 

 

Задание 24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

Объяснение: предл. 2 - печень располагается не в грудном, а в брюшном отделе.

Предл. 3 - воздух в альвеолы поступает из бронхиол (в них воздух поступает из бронхов, в бронхи из трахеи, а в трахею из гортани).

Предл. 4 - переваривание пищи в желудке происходит под действием ферментов, которые вырабатываются стенками желудка, ферменты поджелудочной железы выбрасываются в тонкий кишечник.

 

 

Задание 25.

Одиночные и колониальные коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни. Какие особенности строения определяются их образом жизни? Приведите не менее трех особенностей. Ответ поясните.

 

Объяснение: рассмотрим строение кораллового полипа. Коралловый полип имеет лучевую (радиальную) симметрию, что позволяет образовывать большое количество щупалец, при помощи которых можно ловить добычу, а еще чувствовать со всех сторон появление опасности. Для защиты они имеют стрекательные клетки, которые парализуют добычу (вспомним, как нас жалили медузы на море). Добыча перваривается в кишечной полости.

 

 

Задание 26.

Одна из глобальных проблем современного состояния биосферы - опустынивание ландшафтов. Какие антропогенные вмешательства этому способствуют? Приведите не менее трех примеров вмешательств человека.

 

Объяснение: опустыниеи вание ландшафтов происходит из-за дефицита воды (использование воды для сельскохозяйственных нужд), вырубки леса, перепас скота - оголение или изреженность территории пастбищ от растительности за счет увеличения голов скота (в общем виде можно назвать это - использование площадей под агроценозы; внесение минеральных удобрений, что приводит к засолению почв; чрезмерное орошение).

 

 

Задание 27.

У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

 

Объяснение: гаметы хламидомонады гаплоидны (n). Гаметофит тоже гаплоиден (n), так как гаметы растений образованы при помощи митоза из гаметофита. Споры гаплоидны (n). Они образуются из диплоидного спорофита путем мейоза (2n).

 

 

Задание 28.

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (а) растения с грушевидными плодами (в) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 - высоких с грушевидными плодами; 40 - карликовых с округлыми плодами; 14 - карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырех фенотипических групп.

Объяснение: 

 

А - высокое растени

а - карликовое растение

В - округлые плоды

в - грушевидные плоды

Проводим скрещивание: 

Р: АаВв (высокое растение с округлыми плодами) х аавв (карликовое растение с грушевидными плодами)

Гаметы: Ав, аВ х ав

F1: АаВв - высокое растение с округлыми плодами (12)

Аавв - высокое растение с грушевидными плодами (39)

ааВв - карликовое растение с округлыми плодами (40)

аавв - карликовое растение с грушевидными плодами (14)

По-видимому, гены А и в и а и В сцеплены. Это объясняет формирование двух фенотипических групп (высокое растение с грушевидными плодами и карликовое растение с округлыми плодами). Образование двух других фенотипических групп возможно при небольшом проценте кроссинговера между хромосомами (высокое растение с округлыми плодами и карликовое растение с грушевидными плодами).

 

 

 

Вариант 6. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ 2018. Г.С. Калинова, Л. Г. Прилежаева.

cleverpenguin.ru

Древесные растения произрастающие в местности с постоянным

Синди 23 ноября 2014, 00:20

Альпинарий или альпийская горка

Заинтересовала тема альпинария, не знала, что такая красота у людей на участках существует. Кстати, он может быть не только эстетичным, но и добавить практичности участку, камни накапливают тепло, а ночью его отдают, что актуально в прохладном климате. Cтроительство прудов и водоёмов: Строительство (создание) альпинария (альпийской горки) Альпинарий или альпийская горка - роскошное украшение любого сада! Создавая альпийскую горку, вы проведете много незабываемых часов, созерцая такую красоту. Так что же такое Альпийские горки? Альпийская горка или, как ее еще называют, альпинарий...

Читать полностью...

www.babyblog.ru

Вопросы егэ эволюция (С) 2006-2010

Вопросы ЕГЭ – Эволюция (С) 2006-2010

Микроэволюция

Популяция

Вариант 422

С2. Найдите ошибки. 1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию; 2) Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структура. 3)Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4) Популяция является структурной единицей живой природы. 5)Численность популяции всегда стабильна.

Ответ.

  1. 1- одного вида (дать определение)
  2. 4 – структурная единица вида
  3. 5 – численность популяции изменяется в зависимости от условий среды.

Вар. 305.

С2. Найдите ошибки. 1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию; 2) Популяции одного вида относительно изолированы друг от друга; 3)Популяция является структурной единицей вида; 4) Популяция является движущей силой эволюции; 5) Личинки комаров, живущие в одной луже представляют собой популяцию.

Ответ

  1. 1 – одного вида (дать определение)
  2. 4 – элементарная еденица, а не движущая сила
  3. 5 – лужа мала, недолговечна, личинки только одна стадия, кот. не скрещивается.

Вар. 103. С2. (2010)

Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей длительное время проживающих на одной территории. 2. Разные популяции одно и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.

Вариант 107. С2. (2010)

Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время проживающих на одной территории. 2. Основными характеристиками популяции являются плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей класса. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Личинки разных видов насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию..

Факторы.

Изменчивость

Вариант 4

С1. Деревья, растущие в местности с постоянным направлением ветра имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих растений в нормальных условиях имеют нормальную крону. Объясните почему.

^

  1. флагообразная крона – результат модификационной изменчивости
  2. растения на местности и из черенков – одинаковый генотип; в норм условиях – нормальная крона.

Вариант 2

С1 Из семян одного растения пастушьей сумки получено потомство. В потомстве обнаружены различия – размеры, число цветков, количество листьев и др. Объясните причину этих различий.

^

  1. наследственная изменчивость – комбинативная и мутационная
  2. модификационная – влияние факторов внешней среды.

Т.о. – сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости.

Вариант 75

С2 На пастбище, где регулярно проводится выпас скота, растут низкорослые растения. После пересадки в другое место оказалось, что у одних видов вырастают только низкорослые, а у других – разного роста. Объясните почему.

Ответ.

  1. на пастбище происходит уничтожение высокорослых растений
  2. после пересадки растения, имеющие широкую норму реакции, под воздействием благоприятных условий среды приобретают высокий рост
  3. генетически низкорослые – остаются низкорослыми.

Вариант 347

С1. От одного растения земляники взяли несколько усов, укоренили их и получили взрослые растения, которые высадили на новом участке. Плоды у некоторых дочерних растений оказались более мелкие, чем у материнского. Назовите используемый способ размножения. Объясните причину измельчания плодов.

Ответ.

  1. вегетативное (бесполое) размножение, т.е. генотип одинаковый у дочерних и материнского растения.
  2. Причина измельчения – модификационная изменчивость, т. к. м.б. другие условия среды.
Вариант 893.

С4. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Три примера.

Ответ:

  1. материал для естественного отбора
  2. в результате размножения – увеличивается неоднородность популяций
  3. полезные мутации сохраняются естественными отбором, что увеличивает приспособленность
  4. Добавить – рецессивность и распространение!

Вариант 661.

С5. Объясните, в чем заключается сходство и различие между мутационной и комбинативной изменчивостью.

Ответ.

  1. сходство – затрагивают генотип и наследуются;
  2. мутации – изменения генотипа, обусловленные изменением наследственных структур
  3. комбинативная изменчивость – новые сочетания генов.

Вариант 754.

С1. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом – серый. Какой вид изменчивости наблюдается, чем определяется проявление данного признака?

Ответ.

  1. модификационная изменчивость
  2. проявление признака определяется – температура, длина дня.

Вар. 301. С.2. (2010)

Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и комбинативную. 2. Наследственную изменчивость еще называют генотипической. 3. Наследственная изменчивость связана с реакцией фенотипа на изменение внешней среды. (это фенотипич изменчивость). 4. Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, последняя контролируется генотипом. 5. Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной.

Дрейф

Вариант 101.

С4. Что такое дрейф генов? К каким изменениям в популяции он может привести? –т.е. значение!

Ответ

  1. дрейф генов – случайное ненаправленное изменение концентрации аллелей в популяции.
  2. Приводит к изменению частот мутантных аллелей, что приводит к изменению генофонда
  3. Возрастание гомозиготности популяции.

Отметить – эффективность в малых популяциях

- ненаправленность

- случайность

Умение объяснять и понимать определения и понятия!

Борьба за существование

Вариант 102.

С1. Какие преимущества имеет биологическая борьба с вредителями по сравнению с другими способами? (На примере трихограммы)

Примечание – в сущности это вопрос о межвидовой борьбе за существование.

Ответ

  1. не загрязняет окружающую среду
  2. специфичен и направлен

Вариант 74.

С1. Как используются в растениеводстве знания о внутривидовой и межвидовой борьбе за существование?

  1. установление норм посадки и прореживание – снижение внутривидовой борьбы
  2. мехеническая борьба с сорняками (прополка), химическая и биологическая борьба с вредителями – снижение межвидовой борьбы.

Вариант 73.

С4. С чем связано периодическое колебание численности популяций мышевидных грызунов?

  1. увеличение численности хищников – межвид. борьба
  2. увеличение численности паразитов и возбудителей заболеваний –межвид борьба
  3. усиление конкуренции за пищу, территорию и т.п. – внутривид. борьба.

Изоляция

Вариант ?

С4. Объясните. Почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов.

  1. возникновение пространственных преград к скрещиванию приводит к образованию изолированных популяций.
  2. Накопление мутаций, переход мутаций в гомозиготу, дрейф генов в новых популяциях ведет к изменению генофонда
  3. Естественный отбор новых признаков сначала приводит к возникновению биологической изоляции, а затем к образованию новых видов.

Вар.101. С4. (2010)

Объясните, почему географическая изоляция может привести к образованию новых видов.

Ответ:

  1. в изолированных популяциях накапливаются мутации и изменяется генофонд.
  2. в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками
  3. прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию ново вида.
Вар. 102. С4. (2010)

Как происходит экологическое видообразование в природе?

Ответ:

  1. популяции одного вида оказываются в разных условиях. но в пределах прежнего ареала;
  2. естественным отбором сохраняются особи с мутациями, полезными для жизни в определенных экологических условиях;
  3. из поколения в поколение генный состав особей популяции сильно изменяется, в результате чего особи разных популяций одного вида перестают скрещиваться между собой, становятся новыми видами.

Вар. 302. С4.

Объясните, почему в озере Байкал обитает много видов животных, не встречающихся в других водоемах.

Ответ:

  1. Озеро Байкал обособилось от других водоемов очень давно, и его обитатели оказались изолированными на протяжении многих поколений.
  2. В результате мутаций и естественного отбора изменился генофонд исходных организмов, что привело в возникновению новых видов
  3. в результате изоляции сохранились исходные древние виды.

Я бы добавила еще разные формы отбора!

Все ответы были – экологические: вода чистая, озеро глубокое и т.п.

Отбор

Вар. 824.

С3. Чем культурные растения и домашние животные отличаются от своих диких предков? Приведите не менее трех различий.

Ответ.

  1. разнообразием пород и сортов;
  2. признаками, интересующими человека;
  3. более высокой продуктивностью (как правило).

Вариант 748.

С5. Самцы павлинов имеют длинный, ярко окрашенный хвост. Птицы, обладающие слишком коротким хвостом и тусклым оперением, или слишком длинным и ярким хвостом, уничтожаются естественным отбором. Какая форма естественного отбора проявляется?

Ответ:

  1. стабилизирующая форма;
  2. яркая окраска – брачный успех, поэтому с коротким и тусклым – не оставляют потомства;
  3. длинный и яркий хвост уязвимы для врагов
Вар. 306. С4. (2009)

Раскройте роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов к среде обитания согласно теории Дарвина.

Ответ:

  1. Наследственная изменчивость – материал для естественного отбора.
  2. Борьба за существование обостряет взаимоотношения особей в популяциях.
  3. Естественный отбор сохраняет особи с полезным наследственными изменениями в конкретных условиях среды.

Результаты эволюции

Вариант 451

С4. Каковы результаты эволюции органического мира?

Ответ.

  1. Постепенное повышение уровня организации живой природы
  2. Многообразие видов
  3. Относительная приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Формирование приспособлений

Вариант 361

С5. Как формируется в процессе эволюции приспособленность организмов к среде обитания?

Ответ.

  1. мутационная и комбинативная изменчивость создают материал для естественного отбора
  2. борьба за существование обостряет взаимоотношения особей внутри популяции ???
  3. естественный отбор сохраняет особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями

Общая схема:

  1. мутации
  2. панмиксия, распространение, накопление, переход в гомозиготу
  3. отбор

Вариант 5.

С4. Объясните появление расчленяющей окраски у рыбы-бабочки.

Ответ

  1. мутации в исходной популяции, панмиксия, распространение, переход в гомозиготу.
  2. особи с расчленяющей окраской - преимущества в борьбе за существование.
  3. закрепление естественным отбором ведет к изменению генофонда
Вариант 76

С4. Объясните возникновение в процессе эволюции покровительственной зеленой окраски у лесного зеленого клопа.

Ответ.

  1. мутации генов окраски
  2. распространение мутаций (панмиксия)
  3. изменение генофонда
  4. зеленые имеют преимущества в борьбе за существование – отбор особей с зеленой окраской.
Вариант 2

С4. Как появились в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у кротов?

Ответ.

  1. мутации, ведущие к уменьшению размера глаз – это выгодно, т.к. защищает глаза от механических повреждений.
  2. Распространение мутаций – мутации рецессивны, панмиксия.
  3. Ослабление отбора на остроту зрения, т.к. неважно, как крот видит под землей.
  4. закрепление этого признака естественным отбором, т.к. маленькие глаза удобны при жизни под землей.

Приспособленность

Вариант 6.

С4. Назовите тип защитной окраски от врагов у самок открыто гнездящихся птиц. Объясните ее значение и относительный характер приспособленности.

Ответ

  1. тип окраски – маскировка
  2. самки неподвижно сидят на гнезде и сливаются с фоном
  3. движение или изменение фона приводит к тому, что самки становятся заметны хищникам., т.е. приспособленность относительна (только в определенных условиях).

Вариант 72.

С4. Объясните, какие изменения претерпел скелет лошади при переходе ее предков к жизни на открытых пространствах.

Ответ

  1. уменьшение количества пальцев
  2. увеличение длины конечностей
  3. преобразование всего тела – увеличение размеров, изменение формы и строения зубов
1) и 2) переход к бегу на открытых пространствах

3) питание растительной пищей – изменение зубов и пищеварительной системы.

Вар. 125. С4. (2009)

Какие приспособления во внешнем строении развиты у водоплавающих птиц, кормящихся на мелководьи? Приведите на менее 4-х особенностей. Ответ пояснит.

Ответ:

  1. Широкий клюв с роговыми пластинками – цедильный аппарат
  2. Плавательные перепонки – большая поверхность
  3. Тело имеет форму плоскодонной лодки, короткие ноги, смещенные к задней части туловища.
  4. Копчиковая железа – несмачивание водой перьев
Пух и подкожный слой жира – защита от охлаждения.

Вар. 132. С4. (2009) Какие средства защиты (приспособления) позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками?

Ответ:

  1. Защитные образования (пассивная защита?): панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы (ядовитая слизь?).
  2. Активное использование активных средств защиты: механических (когти, зубы, копыта), химических (запахи, яды), электрических (электрич. органы рыб).
  3. Защитная окраска.

Вар. 128. С4. В результате длительного применения ядохимикатов на полях иногда наблюдается резкое увеличение численности насекомых вредителей. Укажите не менее трех причин, способствующих увеличению численности.

^

  1. Выживают отдельные особи вредителей, имеющие гены устойчивости к ядохимикатам, и со временем их численность возрастает.
  2. Ядохимикаты уничтожают естественных врагов вредителей – птиц и всевозможных конкурентов.
  3. Выжившие особи успешно размножаются вследствие обилия корма.

Вид - критерии

Вариант 549.

С4. Домовая мышь – млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает в как естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны?

Ответ.

  1. морфологический;
  2. экологический;
  3. Физиологический.
Макроэволюция

Ароморфозы

Вариант 74.

С3. Какие особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных способствовали их процветанию?

Ответ.

  1. цветы – приспособление к опылению
  2. семена и плоды – распространение и защита
  3. проводящая система – сосуды – транспорт воды.
  4. Приспособления к различным условиям обитания.

1-3) ароморфозы

4) – идиоадаптации.

Вариант 4.

С2. Найдите ошибки в тексте: 1) в процессе эволюции у пресмыкающихся выработались приспособления к жизни на суше. ^ наружное оплодотворение, 3) яйца с плотными оболочками и большим запасом питательных веществ, 4) шейный отдел позвоночника состоит из 1 позвонка, голова мало подвижна 5) кожный покров имеет много желез

Ответ

  1. 2 – внутреннее оплодотворение
  2. 4 – шея подвижная – наземный признак
  3. 5 – кожные покровы сухие, роговые чешую – защита от испарения.

Примечание

Надо уметь – сравнивать группы организмов;

Понимать – с чем связаны особенности строения.

Вар. 103. С4. (2010)

Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?

Ответ:

  1. Полное разделение артериальной и венозной крови
  2. Повышение уровня обмена веществ
  3. Появление теплокровности. Можно продолжить….

Вар. 106. С4. (2010)

Какие изменения в строении тела позволили позвоночным животным освоить наземно-воздушную среду обитания? Укажите не менее 4 признаков.

Ответ:

  1. Ороговевшие покровы препятствовали испарению
  2. Органы воздушного дыхания –легкие усваивали кислород из атмосферного воздуха.
  3. Прочный скелет и пятипалые (рычажные) конечности способствовали движению по твердой поверхности. (А сила тяжести ?)
  4. Веки и выделения желез защитили роговицу от высыхания.
Вар. 108. С4. (2010)

Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающих. Укажите не менее 3-х ароморфных признаков.

Ответ:

  1. 4-х камерное сердце.
  2. альвеолярное строение легких
  3. волосяной покров.

Вар.131. С2. (2009)

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше. 2.Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца покрыты плотными оболочками. 4. Шейный отдел позвоночника, как и у земноводных представлен одним позвонком, что затрудняет подвижность головы. 5. кожный покров богат железами.
Ответ:
  1. - оплодотворение внутреннее.
4 – В состав шейного отдела входит несколько позвонков – голова подвижна.

5. – в кожном покрове нет желез.

Вар. 311. С4. (2009)

Класс Млекопитающих – процветающая группа позвоночных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса.

Ответ:

  1. 4-х камерное сердце, полное разделение иартериальной и венозной крови.
  2. постоянная температура тела
  3. живорождение и выкармливание детенышей молоком.
  4. высокий уровень организации ЦНС и сложные формы поведения.

Биологический прогресс

Вар. 809.

С4. Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идио-адаптация, и дегенерация? Приведите не менее трех доказательств.

Ответ.

Все пути могут способствовать:

1) расширению ареала и образованию новых популяций;

2) возникновению новых групп и увеличению численности;

3) освоению новых сред и формированию приспособлений.

Вар. 110. С4. (2010)

Чем характеризуется биологический прогресс?

Ответ:

  1. Возрастанием числа особей в популяции
  2. Расширением ареала вида
  3. большим числом популяций, составляющих вид.
Вар. 640.

С5. Почему высокая плодовитость особей может привести к биологическому прогрессу? Не менее трех причин.

Ответ.

  1. повышает численность вида
  2. способствует расселению
  3. ведет к образованию разнообразных популяций.

Вариант 393

С4. Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих это положение.

Ответ.

  1. большое видовое разнообразие (много соподчиненных таксонов)
  2. высокая численность
  3. широкое распространение
  4. многочисленные приспособления к разным условиям водной среды – форма тела, строение плавников и т.п. – мне кажется, что это не обязательно

Вар. 999. С4. (2009)

На примере паразитических ленточных червей докажите, что они развиваются по пути биологического прогресса. Приведите не менее 3-х доказательств.

Ответ:

  1. Многообразие видов
2. Приспособленность (приспособления!) к обитанию в различных хозяевах – крючки, присоски, устойчивость к перевариванию и т.д.)

3. Большая численность.

4. Широкий ареал, который связан с миграцией хозяев (основных и промежуточных).

Вариант 422

С5. Большинство современных птиц находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих это положение.

Ответ.

  1. большое видовое разнообразие (много соподчиненных таксонов)
  2. высокая численность
  3. широкое распространение
  4. многочисленные приспособления к разным условиям водной среды – форма тела, полые кости, воздушные мешки и т.п. – мне кажется, что это не обязательно
Ароморфозы

С4. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде? Укажите не менее трех примеров.

Ответ.

  1. Особенности строения и функций, связанные с полетом: полые кости, крылья, быстрое переваривание пищи и т. п.;
  2. Особенности, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ: Сердце, органы дыхания, быстрое переваривание пищи и др.
  3. Развитие ЦНС, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве)

Договорились - достаточно сердца, покровов, теплокровности.

Вар. 305

С3. В чем проявляется усложнение папоротников, по сравнению со мхами?

Ответ:

  1. корни;
  2. развитая проводящая ткань;
  3. преобладание спорофита над гаметофитом.

Вариант 341.

С3. Какие черты организации пресмыкающихся позволили им вслед за земноводными освоить наземно-воздушную среду обитания? Четыре примера.

Ответ.

  1. Размножение не связано с водой, внутреннее оплодотворение;
  2. Строение яйца;
  3. Роговой покров;
  4. Увеличение поверхности легких, только легочное дыхание.
Т.е. Ароморфозы.

С5. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у растений в процессе эволюции? Три примера.

Ответ.

  1. Вегетативные органы и ткани.
  2. Совершенствование проводящей системы – быстрое передвижение веществ
  3. Независимость полового размножения от воды.
Добавить – экономия воды (покровные ткани), распространение в воздушной среде – споры, семена.

Вар. 301. С.3. (2010)

Почему крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающихся? Укажите не менее 4-х признаков.

Ответ:

  1. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуями или костными пластинами.
  2. Они дышат с помощью легких.
  3. Клетки тела снабжаются смешанной кровью, в желудочке сердца неполная перегородка (у крокодила – полная)
  4. размножаются на суше, оплодотворение внутреннее, яйца с большим запасом питательных веществ.

Не знают ароморфозов!

Перлы: сходны хвостами; на спине кожа толстая и зеленая, а на брюхе – белая; нет шерсти; нет плавательного пузыря.

Вариант 852.

С4. Каковы доказательства единства органического мира? Три доказательства.

Ответ.

  1. все живые организмы состоят из клеток
  2. многоклеточные организмы развиваются из одной клетки
  3. универсальность генетического кода.
  4. М.б. – матричный принцип?
Система органического мира

Вариант 101.

С3. По каким признакам отличают царство Грибов от царства Животных?

Ответ

  1. прикрепленный образ жизни
  2. неограниченный рост в течение всей жизни
  3. наличие клеточной стенки
  4. размножение спорами
  5. нет тканей и органов, тело – мицелий

Примечание.

Признаки царств и типов – ароморфозы.

Антропогенез

Вариант 972

С3. Объясните, почему у людей атавизмы проявляются крайне редко?

Ответ:

  1. предковые признаки – в геноме
  2. в процессе эволюции эти признаки утратили значение и гены, определяющие их подавляются
  3. иногда эти гены начинают функционировать – т.е. нарушение регуляции
Объяснение с пом. обратных мутаций неправильно!!!

Вариант 423.

С3. Каковы особенности строения скелета человека в связи с прямохождением? Четыре особенности.

Ответ.

  1. 4 изгиба позвоночника (шейный, грудной, поясничный, крестцовый), S-образная форма.
  2. Свод стопы
  3. Увеличение размеров и массы позвонков сверху вниз
  4. Плоская широкая грудная клетка
  5. Широкий мощный чашеобразный таз

Происхождение жизни

Вариант 75

С4. Какие основные этапы развития «преджизни» выделены в теории А.И. Опарина и чем они сопровождались?

Ответ.

  1. абиогенный синтез органических веществ из неорганических (из аммиака, метана, углекислого газа, паров воды – аминокислоты, сахара, жирные кислоты и т.п.)
  2. абиогенный синтез биополимеров в прибрежных районах на границе моря и воды – повыш. концентрация.
  3. Образование из биополимеров коацерватов, способных к росту и размножению (фазовое отделение от окруж. среды).

Вар. 114. С3.

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян?

Ответ:

  1. Преобладание мозговой части черепа над лицевым.
  2. Уменьшение челюстного аппарата.
  3. Наличие подбородочного выступа на нижней челюсти
  4. Уменьшение надбровных дуг.

Доказательства эволюции

Вар. 301. С4. (2010)

Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение остатков переходных форм и палеонтологических рядов. В чем состоит сущность этих доказательств. Приведите примеры.

^

  1. Переходным формами называют палеонтологические находки, которые несут в себе черты организации. свидетельствующие о совмещении в данном организме признаков древней исходной и молодой новой группы организмов
  2. переходная форма между пресмыкающимися и млекопитающими – зверозубая рептилия, между пресмыкающимися и птицами – археоптерикс.
  3. палеонтологические ряды демонстрируют ископаемые формы, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие постепенный ход эволюции.
палеонтологические ряды построены для лошадей, слонов, моллюсков.

Вар 113. С2. (2009) Какие структуры клетки зеленой эвглены обозначены на рисунке? (светочувствительный глазок, ядро, хлоропласты).

Какие признаки доказывают промежуточное положение зеленой эвглены между растениями и животными?

Ответ:

Признаки растений – хлоропласты (Я бы добавила способность к фотосинтезу)

Признаки животных – гетеротрофное питание (я бы добавила при отсутствии света)

zrenielib.ru

ребята, скиньте пожалуста ЕГЭ по биологии 2010, хотя бы какие вопросы были... плизззз

что является основным источником органического вещества и энергии в пищевых цепях?

древесные растения произрастающие в местности с постоянным направлением ветра имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления.

последовательность прохождения луча света в глазом яблоке

В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

отличие яйцеклетки человека от сперматозоида

почему при воздействии радиации ферменты теряют свою активность

почему обыкновенная сосна автотрофный организм?

В1. В клетках автотрофных растительных организмов, в отличие от гетеротрофных, имеются ...(3 ответа надо выбрать) 1-Хлоропласты 2-Митохондрии 3-Ядро и ядрышко 4-вакуоли с клеточным соком 5-пластиды 6-Рибосомы

В какой последовательности в процессе эволюции появились основные группы на земле

Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающим? не менее 3х признаков

Содержание АТФ (где содержится)

Эволюционные изменения покрытосеменных по сравнению с папоротниками

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян. 4 отличия

Внутривидовая борьба за существование ведет к... .

Липиды в плазматической мембране выполняют функцию? какую

Почему в настоящее время самозарождение жизни на Земле является маловероятным?

Высшая нервная деятельность связана с функцией? продолговатого мозга. Мозжечка, Переднего мозга или Среднего?

изменение длины хромосомы это какой вид мутации? и какой метод исследования нужен чтобы это выяснить

Сколько нуклеотидов содержится в участке гена, с помощью которого закодирована первичная структура белка, состоящая из 37 аминокислотных остатков?

Почему у деревьев выращенных в местности с ветром флагообразное строение кроны? а у деревьев из их черенков в другой местности без ветра строение кроны нормальное

клетки грибов и растений по своему строению сходны с клетками?

что делают моллюски обитающие в морях выполняя концентрационную функцию

неограниченные рост численности популяций чем сдерживается

вирусы как некоторые бактерии и низшие грибы? что они делают?

Какие органы выполняют в организме человека выделительную функцию и какие вещества они выводят?

известно опытным путем, что на свету было трудно обнаружить дыхание растений. почему?

состав хромосом

сходство и различие современных птиц и пресмыкающихся. Размножение. Не менее 4 признаков

что содержится в сыворотке ??

КАк называется метод выращивания ткани вне организма

какую роль в пищеварении играет желчь?? ?

В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? 4 признака

в одну каплю воды поместили инфузорий, а в другую бактерий. капли соединили мостиком. Как изменится поведение инфузорий? ? что это за реакция? почему это не рефлекс?

какая систематическая группа животных формируется в итоге ароморфозов

что такое повышение температуры в нижних слоях атмосферы ?

отличия пресмыкающихся от земноводных

В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему?

как называется медленный рост у детей когда не хватает витамина а или с?

сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток с.. ?

К эукариотическим клеткам относятся

Растения гороха с генотипом семян aa Bb

чем заполнена полость среднего уха ??

что содержится в сыворотке ??

КАк называется метод выращивания ткани вне организма

какую роль в пищеварении играет желчь?? ?

otvet.mail.ru

Примеры практикоориентированных заданий в материалах ЕГЭ разных лет

1. Инсулин гормон белковой природы – регулирует содержание сахара в крови, при недостатке в организме человека его вводят в виде инъекций. Почему его нельзя принимать в форме капель или таблеток? (1. В органах пищеварения инсулин в таблетках или каплях с до аминокислот, которые всасываются в кровь. 2. Регуляторную функцию инсулин проявляет только сохраняясь в виде белка) 2. Из клубня картофеля вырезали кубик и поместили в дистиллированную воду. Как изменяться размеры этого кубика? Ответ поясните. (1.Размеры кубика из клубня картофеля немного увеличатся. 2.Из-за разности концентрации растворов в клетках и окружающей среде, вода начнет поступать в клетки, увеличивая их объем.)

3. Для получения лекарственных препаратов используют некоторые бактерии и плесневые грибы. Какие особенности этих организмов лежат в основе их использования? (1.Некоторые бактерии и грибы в процессе своей жизнедеятельности выделяют антибиотики и гормоны.2.Они не требовательны к условиям жизни и быстро размножаются)

4. Почему врачи рекомендуют использовать в пищу йодированную поваренную соль? Объясните какие нарушения возникают в организме при недостатке йода? (Йод необходим для синтеза гормона тироксина в организме человека. 2.При недостатке йода в пище уменьшается выработка гормона тироксина, развивается заболевание щитовидной железы)

5. Какие особенности питания и образа жизни земноводных позволяет привлекать их для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений? Как называется такой способ борьбы? (1.Земноводные ночные хищники, питаются слизнями, насекомыми и их личинками. 2.Такой способ борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений называется биологическим)

6. Назовите возможные причины концентрации кислорода в нижних слоях атмосферы в настоящее время. (1.Сокращение зеленого покрова земли в результате вырубки лесов и гибель фитопланктона из-за загрязнения Мирового океана. 2.Увеличения объема расходования кислорода в промышленности и при использовании транспортных средств)

7. Растение кукуруза имеет два типа соцветий початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? (Початок состоит из женских цветов, в которых образуются плоды зерновки. 2.Метелка состоит из мужских цветов, которые участвуют в оплодотворении)

8. Крахмал – полисахарид, накапливающийся в клетках растений. Какую он функцию выполняет и как его можно обнаружить в клетках картофеля? (1.Крахмал является запасным питательным веществом, выполняя энергетическую функцию. 2.Его можно обнаружить, если нанести на срез картофеля капельку йода – появится синяя окраска)

9. Почему в популяциях сохраняются вредные генные мутации. Каково значение этих мутаций для эволюции? (1.Многие генные мутации являются рецессивными и сохраняются в генофонде популяции у гетерозигот 2.В измененных условиях вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными и привести к возникновению новых адаптаций или появлению новых видов)

10. По каким признакам можно определить венозное кровотечение? (При венозном кровотечении кровь имеет темно-красный цвет. 2. Кровь вытекает из раны ровной струей. Без толчков.)

11. Почему в настоящее время к экологическим проблемам относят кислотные дожди и озоновые дыры? Ответ обоснуйте. (1.Кислотные дожди обедняют видовой состав экосистем вызывая гибель ряда видов. 2.Озоновые дыры пропускают ультрафиолетовое излучение, что вызывает вредные мутации у растений и животных)

12. Объясните, почему лейкоциты играют важнейшую роль в иммунных реакциях организма. Где они образуются? (1.Лейкоциты вырабатывают антитела и участвую в фагоцитозе. 2.Они образуются в красном костном мозге, тимусе, селезенке и лимфатических узлах)

13. В какой области научно-практической деятельности человек применяет анализирующее скрещивание и с какой целью? (1. Применяет анализирующее скрещивание в селекции растений и животных. 2.При выведении новых сортов растений и животных, если необходимо выяснить генотип доминатной особи)

14. К каким глобальным изменениям на Земле может привести “парниковый эффект”? Приведите 2 примера. (1.Повышение температуры воздуха, изменение климата. 2.К таянию ледников и затоплению части суши, уменьшению биоразнообразия)

15. Яйценоская порода кур легорн несет яйца почти круглый год – свыше 300 яиц в год, в отличие от диких банкивских кур. Как селекционеры добились таких результатов. Ответ поясните. (1.Селекционеры отбирали кур с высокой яйценоскостью (результат искусственного отбора) 2.Кур с высокой яйценоскость скрещивали между собой, для закрепления этого наследственного признака)

16. Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления. Какая форма изменчивости имеет место в данном случае. (1.Флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью.2.При вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона).

17. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации? (Ферменты теряют свою активность при повышении уровня радиации. Объясните, почему?) (1.Большенство ферментов – белки. 2.Под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента)

18. Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы. Возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию? (1.В скотомогильнике было захоронение животных, инфицированных сибирской язвой. 2.Споры сохраняются длительное время жизнеспособность, попав в благоприятные условия организм человека или животного, вызывают заболевание.)

19. В древней Индии подозреваему в преступлении прелагали проглотить горсть сухого риса. Если ему не удавалось, виновность считалось доказанной. Дайте физиологическое обоснование этому процессу. (1.Глотание – сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка. 2.При сильном волнении резко тормозиться слюноотделение, во рту становиться сухо, и глотательного рефлекса не возникает.)

20. В настоящее время в птицеводстве нашли широкое применение гетерозиготные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач. Как их выводят? (1.Бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом, они быстро набирают массу. 2.Бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса)

21. Составьте пищевую цепь, используя все названные объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумент третьего порядка в составленной цепи. (1.Перегной – комнатная муха – паук-крестовик – большая синица – ястреб. 2.Консумент третьего порядка – большая синица.)

22. В чем особенность питания сапрофитных бактерий? Почему при их отсутствии жизни на Земле была бы невозможна? (1.Сапрофиты бактерии – редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических. 2.Разлагая органические вещества, они обеспечивают круговорот химических элементов в биочсфере.)

23. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными? (1. Щука и окунь являются хищниками, питаются сходной пищей. 2.Обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных условиях жизни, взаимно угнетают друг друга.)

24. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах малого круга кровообращения у человека. Какая кровь при этом образуется? (1.В крови увеличивается содержание кислорода, уменьшается содержание углекислого газа. 2.Кровь из венозной превращается в артериальную.)

25. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб? (1.Уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними. 2.Большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб.)

26. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему? (1.В соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет плазмолиз, и клетки потеряют тургор. 2.Нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.)

27. Какие особенности сустава делают его прочным? (1.Внутрисоставные связки стягивают суставные поверхности костей. 2.Кости в суставе объедены суставной сумкой, внутри которой поддерживается давление ниже атмосферного.)

28. Смородину, выращиваемую на приусадебных участках, как правило, размножают вегетативным способом. Какая часть растения обычно при этом используется и какие корни и корневая система при этом развиваются? (1.Смородину размножают стеблевыми черенками или отводками. 2.На черенках или отводках развиваются придаточные корни, которые формируют мочковатую корневую систему.)

29. Растения в течении жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните. (1.Испарение, обеспечивающие передвижение воды и растворенных веществ и защиту от перегрева. 2.Фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества.)

30. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения. (1.У голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет цветков и плодов, а семена развиваются на чешуйках шишек. 2.Орешек – плод покрытосеменных растений, а название “кедровые орешки” условно. Оно связано стем, что семена сибирской сосны имеют плотные деревянистые покровы, выполняющие защитные функции)

31. Какие растения могут вызывать заболачивание леса. Объясните почему? (1.Заболачивание вызывают мхи, например сфагнум. 2.У сфагнума имеются клетки, которые способны накапливать много воды.)

32.Чем объяснить, что у некоторых цветковых растений пыльца созревает раньше, чем раскрывается рыльце пестика? (1.Созревание пыльцы раньше пестика объясняется приспособлением растений к самоопылению или опылению ветром. 2.Если бы было наоборот опыление не происходило.)

33.Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему? (1.Наступит явление плазмолиза. Вода из клетки станет уходить в соленый раствор, т.к. там воды меньше, чем в клетке. 2.Клетка сморщится.)

34.В естественных условиях луга обычно зарастают лесом. Объясните, почему в условиях постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. (1.В условиях постоянного ведения сельского хозяйства луга постоянно выкашиваются людьми, что сопровождается уничтожением подроста деревьев и кустарников. 2.На лугах происходит постоянный выпас домашнего скота, который уничтожает подрост, приводит к вытаптыванию растений.)

35.Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему. (1.Сапрофиты – редуценты, они разрушают органические вещества до минеральных, участвуют в круговороте веществ в биосфере. 2.Выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.)

36.В лабораториях для борьбы с вредными насекомыми специально разводят насекомых – наездников, которых затем выпускают на поля. Как называется этот способ борьбы и в чем его сущность? В чем состоит роль наездников? (1.Это биологический способ борьбы, он заключается в использовании естественных врагов насекомых – их паразитов. 2.Самки наездников откладывают свои яйца в тела личинок и куколок вредителей сельскохозяйственных культур, вызывая их гибель)

37. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объёму выпитой за это же время жидкости? (1. Часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2. Часть воды испаряется через органы дыхания и через потовые железы.)

38. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? (1. Лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2. лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определённые антигены.)

39. В листьях растений интенсивно протекает фотосинтез. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. (1. Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2. По мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.)

40. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах? (1.Первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; 2. Матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.)

41. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы. Почему их называют “придонными фильтрами”? (1. Беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками; 2. Пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.

42. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ растению? Ответ поясните. (1. Из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 2. Восходящему току растения способствует корневое давление, оно возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

43. В ХVII веке голландский учёный Ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. (1. Масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза; 2. В процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ)

44. Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему? (1.Наступит явление плазмолиза. Вода из клетки станет уходить в соленый раствор, т.к. там воды меньше, чем в клетке. 2.В результате клетка сморщится.)

45. Все клетки растения содержат одинаковое количество хромосом. Только в половых клетках хромосом в два раза меньше. Как можно объяснить этот факт, зная об опылении растений. (1. После опыления происходит оплодотворение, в котором участвуют гаметы 1n, 2. При слиянии гамет образуется зигота 2n из которой развивается новое растение.)

46.К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары на территории России? (1. К полному уничтожению некоторых видов животных и растений. 2.К изменению структуры биогеоценоза, нарушению облика ландшафта.)

“Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха”. Дейл Карнеги Успехов Вам в подготовке к ЕГЭ!

bio9klass.blogspot.com

Экологическая оценка состояния древесных растений, произрастающих на городских территориях, с помощью методов фитоиндикации

Анализ флуктуирующей асимметрии листовой пластинки Вetula pendula показал, что в среднем по городу за период исследования величина данного показателя варьировала в пределах от 0,02 до 0,078. В начале вегетационного периода для большинства листьев была характерна асимметрия соответствующая условной норме. В конце вегетации интегральный показатель стабильности развития Вetula pendula изменялся и, в среднем по городу, соответствовал 4 – 5 баллам, что свидетельствует о существенных отклонениях от нормы и о критическом состоянии. Наиболее высокие показатели флуктуирующей асимметрии отмечались в центральных районах города, где состояние Вetula pendula оценивалось как критическое. Наибольшими отклонениями в развитии по всему городу обладали Вetula pendula, произрастающие в районе санитарно-зашитных зон предприятий.  Для рекреационных зон было характерно нормальное развитие Вetula pendula без отклонений от нормы.

Для Populus pyramidalis в течение исследуемых вегетационных периодов отмечались наиболее стабильные значения флуктуирующей асимметрии, которые отличались высокими значениями. В районе санитарно-защитных зон предприятий отклонение в развитии Populus pyramidalis от условий нормы соответствовало 5 баллам, что свидетельствует о критическом состоянии деревьев. Вблизи городских автомагистралей значение флуктуирующей асимметрии в основном соответствовало нормальному развитию или незначительно отклонялось от нормы. Критическое состояние отмечалось только для Populus pyramidalis, произрастающих на центральных городских улицах, отличающихся скоплением автотранспорта. Вблизи рекреационных зон существенных изменений в величинах флуктуирующей асимметрии листьев Populus pyramidalis не отмечалось.

Однако для экологической оценки состояния городских деревьев не достаточно изучать только морфологические особенности их листьев. Особое внимание необходимо уделять и биохимическим параметрам, так как при любом негативном воздействии неизбежно будут изменяться и метаболические процессы.

Наиболее значимым при формировании устойчивости к неблагоприятным факторам является активность окислительно-восстановительных ферментов, от которых зависят все метаболические процессы растения.  Особый интерес среди них представляет аскорбиноксидаза, или аскорбиназа. Этот фермент относится к медьсодержащим ферментам и катализирует окисление аскорбиновой кислоты в ее дегидроформу, не обладающую витаминной активностью [5]. Разрушая аскорбиновую кислоту, аскорбиназа влияет на основные метаболические процессы растений, в частности на дыхание, фотосинтез.

В ходе исследования нами определялась активность аскорбиноксидазы в листьях Вetula pendula и Populus pyramidalis. От активности аскорбиназы зависит количество аскорбиновой кислоты: чем выше активность, тем меньше аскорбиновой кислоты, тем менее эффективно протекают все метаболические процессы.

Исследование активности аскорбиназы в листьях Вetula pendula, произрастающих в различных функциональных зонах города, показало, что данный показатель в условиях городской среды за вегетационный период увеличивается. Наименьшие значения активности фермента характерны для начала вегетационного периода, когда активно протекают метаболические и ростовые процессы и количество аскорбиновой кислоты велико. Наибольшие различия были характерны для конца вегетационного периода. Данный факт не противоречит биохимическим особенностям растений. Однако увеличение активности фермента по сравнению с фоновым значением говорит о том, что загрязняющие вещества, присутствующие в окружающей среде города, стимулируют активность фермента, в результате чего происходит более интенсивное уменьшение количества аскорбиновой кислоты.

Результаты по определению активности аскорбиназы в листьях Populus pyramidalis показали, что растения обладали пониженной активностью фермента во всех функциональных зонах города. Наибольшие значения активности аскорбиназы были характерны для насаждений санитарно-защитных зон предприятий. Вместе с тем, низкая активность фермента в листьях Populus pyramidalis свидетельствует о высоком содержании аскорбиновой кислоты. Данный факт не противоречит биохимическим особенностям Populus pyramidalis: для видов, отличающихся повышенной ассимиляционной активностью (разные виды тополей), в условиях интенсивной техногенной нагрузки характерно относительно высокое содержание аскорбиновой кислоты в листьях [6].

 Однако по сравнению с фоновым значением активность фермента в листьях тополей в городских условиях в среднем в 3,6 раз ниже. Пониженная активность аскорбиноксидазы, соответственно увеличение содержания аскорбиновой кислоты  в листьях Populus pyramidalis свидетельствуют об ее участии в механизмах адаптации растений к условиям городской среды.

4science.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта