Слова учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Организационный момент. Формулировка цели. | ||||
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об органах цветкового растения (слайд 1) Для начала, отгадайте загадку: В малой хатке – спаленке О чем идет речь? | Предполагаемый ответ: Хатка – семенная кожура, ребенок маленький – зародыш, кладовая – запасающая ткань. Проснется – значит, прорастет. | |||
А как вы считаете, зачем нам необходимы знания о семени? Почему мы уделяем этому органу столько внимания? | Предполагаемый ответ: Из семени развивается растение. Семя – зачаток будущего растения. Семя играет очень большую роль в жизни растения. | |||
Как же мы назовем наш сегодняшний урок? (слайд 1 после щелчка мышки) | Предполагаемые ответы: Значение семян. Дети записывают тему урока в технологическую карту. | |||
Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы…». Что же мы с вами можем узнать на уроке? (слайд 2) | Предполагаемые ответы: Мы должны узнать значение семени для самого растения, для животных и для человека. | |||
Запишите цель нашего урока в свои технологические карты. | Дети формулируют цель и записывают ее в технологические карты. | |||
II. Актуализация знаний учащихся. | ||||
Как вы считаете, какие знания нам помогут разобраться в этом вопросе? Что нам надо повторить? (слайд 3) | Предполагаемые ответы: Строение семени, условия прорастания семян, состав семян. | |||
Каково же строение семени? Какие условия необходимы для прорастания семени? | Ответы уч-ся. | |||
Молодцы, ребята. А скажите, пригодятся ли ваши исследования нам при изучении новой темы? | Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. Это подтверждает, что с помощью семян растения размножаются. | |||
А что еще необходимо для того, чтобы растение проросло? А какие вещества входят в состав семени? | Предполагаемый ответ: необходим запас питательных веществ. Предполагаемый ответ: белки, жиры и углеводы. | |||
Молодцы, как вы считаете, ваши наблюдения пригодятся нам для изучения нового материала? | Предполагаемый ответ четвертой группы: Да, пригодятся. Если семена имеют запас питательных веществ, значит, их можно использовать в пищу. | |||
| ||||
А теперь вернемся к цели нашего урока (вернуться по гиперссылке к слайду 2). Ребята, как вы считаете, имеем ли мы с вами знания, необходимые для того, чтобы изучить вопрос о значении семян. Значит, нам осталось только обобщить и дополнить имеющуюся информацию. | Ответы детей. По мере обсуждения дети заполняют схему: Значение семени Для самого растения Для животных Для человека | |||
Ребята, какой вывод мы сделали на основании изучения строения семян и их прорастания? (слайд 2 после щелчка) | Предполагаемый ответ: Семя необходимо для размножения растений. Значит, семя – орган генеративного размножения растений (дети записывают вывод) | |||
Вспомните результаты опыта с подсолнечником. Что показал данный опыт? | Предполагаемый ответ: Прорасти может только семя с живым зародышем | |||
И действительно, каждое семя имеет свой срок жизни. Семена лотоса сохраняют всхожесть 200-300 лет и семена арктического люпина. | ||||
Как вы думаете, ребята, важно ли растению иметь семена-долгожители? | Предположения детей. | |||
Продолжаем разговор о значении семян для самого растения. Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена. | Дети делают предположения, но, как правило, затрудняются ответить. | |||
Для того чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подумать над таким вопросом (слайд 4 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте): Мангровые деревья растут на полосе ила на побережье тропических морей. Их семена прорастают внутри плода прямо на ветке, падая, втыкаются длинным корешком в ил и прорастают там, рядом с материнским растением. Как вы считаете, выгодно ли это растению? | Предполагаемый ответ: Семена падают рядом с материнским растением. Молодые растения будут плохо прорастать, их будут затенять взрослые деревья. Возникнет конкуренция между растениями, им не будет хватать места, корни плохо будут развиваться и т. п. | |||
А почему этого не происходит у многих других растений? | Предполагаемый ответ: Семена других растений распространяются. | |||
Какой вывод о значении семян можно сделать на основании ваших рассуждений? (вернуться по гиперссылке к слайду 2) | Предполагаемый ответ: Семена необходимы растению для расселения. Дети записывают вывод в своих схемах. | |||
Послушайте стихотворение: В далеком, далеком туманном просторе Средь волн океанских стоял островок. Кругом волновалось безбрежное море – На север, на запад, на юг, на восток. А остров был голый и очень печальный, На нем никогда ничего не росло. Но раз из страны экзотической, дальней Десяток семян на него занесло. И. Н. Епишева Как же семена попали на этот остров? | Задание3 Подумайте, как будут распространяться плоды. Объясните, на основании чего вы сделали такие выводы Задание 4 Сопоставьте особенности строения плодов и способ их распространения | |||
Давайте посмотрим, что у вас получилось? С помощью какого фактора распространяются плоды одуванчика и клена? (слайд 5 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте) | Предполагаемый ответ: Данные плоды распространяются ветром. | |||
Какие приспособления у них имеются для этого? (слайд 6 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке) | Предполагаемый ответ: Для этого они имеют крылышки или парашютики. | |||
Как вы считаете, ребята, далеко ли они могут улететь.
| Крылатые плоды березы могут улетать от материнского растения на 1,6 км. А крылатки клена – на довольно небольшом расстоянии – всего 900 м. Плоды одуванчика улетают от материнского растения на огромные расстояния | |||
Как распространяются плоды гороха? (слайд 5 – вернуться по гиперссылке) | Предполагаемый ответ: У данных растений самораспространение. | |||
Давайте подумаем, как происходит самораспространение. (слайд 7 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке) | Дети делают предположение, но их ответы не точны. | |||
Самораспространение еще имеется у растения бешеный огурец. Давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, откуда такое интересное название у данного растения. | Дети просматривают видеофрагмент «Бешеный огурец» и отвечают на вопрос учителя. | |||
А как на наших грядках появляются баклажаны, томаты, огурцы? (слайд 5 после щелчка) | Предполагаемый ответ: Их высаживает человек. | |||
Как распространяются плоды череды, гравилата? (слайд 5 после щелчка) | Предполагаемый ответ: Животными и человеком. | |||
Отгадайте загадку (слайд 8 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке): Под забором у края степей Какие приспособления помогут лопуху сделать сон явью? | Предполагаемый ответ: Крючки, шипы и т. п. | |||
Как переносятся данные плоды животными? | Предполагаемый ответ: Данные плоды переносятся животными на наружных покровах. | |||
Какие еще растения расселяются с помощью животных? | рябина и вишня. | |||
Какие приспособления для этого они имеют? (слайд 9) | Предполагаемый ответ: Сочная оболочка плода. | |||
А какой способ переноса животными у этих плодов? | Предполагаемый ответ: В пищеварительной системе. Семена не перевариваются. | |||
Ребята, а как распространяются орехи лещины, желуди дуба? | Предполагаемый ответ: Тоже животными. | |||
Ребята, скажите, а что привлекает животных в данных плода и семенах? | Предполагаемый ответ: Запас питательных веществ в эндосперме или в семядолях. | |||
Какой можно сделать вывод о значении семян для животных? (слайд 2 – вернуться по гиперссылке) | Дети делают вывод о том, что семена являются кормом для животных и записывают их в свои схемы | |||
А где семена может использовать человек? (слайд 2 – после щелчка) | В семенах содержатся органические вещества: белки, жиры, углеводы (85-90%), минеральные соли (2-4%) и вода (6-13%). Плоды и семена используются в пищу человека в сыром и переработанном виде. Они являются источником для добывания эфирных масел, крахмала, белков, лекарственных веществ, их используют как пряность. Мука для приготовления хлеба — это переработанные зерновки злаков, крупы — переработанные плоды и семена риса, гречихи, проса, ячменя и других растений. Ценными съедобными продуктами являются семена гороха, фасоли, сои, бобов, плоды кокосовой пальмы, хлебного дерева, ананасов и других растений. Из семян и плодов подсолнечника, хлопчатника, маслина и других культур получают пищевые масла. В семенах содержится 24 — 26% масла, 20% белков. Масло используется в пищу, а также для выработки технических масел. Следовательно, все культурные растения дают плоды и семена, которые в том или ином виде использует человек. | |||
IV. Закрепление изученного материала | ||||
А теперь я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили материал урока. | Идет взаимопроверка теста. | |||
| ||||
Ребята, давайте еще раз посмотрим на ту цель, которую мы с вами ставили в начале урока. Как вы считаете, добились мы этой цели? | Ответы детей. | |||
VI. Домашнее задание | ||||
§12, повторить §10-11 и записи в тетради, подготовиться к самостоятельной работе по теме: «Семя», выполнить творческие задания по данной теме. Подберите из книг блюда, которые можно приготовить из семян |
Семя и его строение: кожура, эндосперм, зародыш | 6 класс
Содержание
Вы, вероятно, помните, что только семенные растения образуют семена. Давайте же узнаем, что такое семя, из чего оно состоит и зачем нужно растениям.
Значение семян в жизни растений
Семя – это такое маленькое зачаточное растение (зародыш, эмбрион) в защитных оболочках. Оно содержит питательные вещества и, иногда, приспособления, которые помогают зародышу расселиться.
Семя – сложная структура семенных растений, которая выполняет функции размножения и расселения.
В зависимости от вида растения, семена могут выглядеть очень по-разному.
Например, семена подсолнечника. Мы их называем просто семечками. Они состоят из:
- плодовой оболочки (лузги) – твердая и невкусная часть семечек,
- семени (ядра) – вкусная часть семечка,
- семенной оболочки – тонкая пленка на семени,
- зародыша подсолнуха внутри семени.
Если семечко подсолнуха попадет не в рот, а на землю, и совпадет ряд условий (качество почвы, температура, количество воды и др.), то из ее острого носика начнет прорастать корешок.
Он пробивает плодовую оболочку и укрепляется в почве. А затем появляется тонкий небольшой побег с листьями. На этой стадии растение называется проростком.
Прорастание семечка
Пока зародыш не превратился в проросток, плодовая оболочка защищает его от неблагоприятных условий внешней среды и повреждений. Правда, она бессильна против наших зубов.
Проросток – растение на одной из начальных стадий своего развития, которое прорастает из семени.
Проросток подсолнечника, с которого еще не опала вскрытая плодовая оболочка.
Эксперимент:
Возьмите десяток сырых необжаренных семечек (можно очищенных). Положите их в воду. Через день-два у некоторых из них появятся корешки.
Посадите такие семечки в горшок. Полейте и поставьте в теплое солнечное место. Еще через день-два они начнут прорастать.
Проросток состоит из главного корня и главного побега. Затем у него развивается корневая система. А на главном побеге (стебле) образуются новые побеги, почки и листья.
Если это цветковое растение, то со временем у него развиваются цветки и плоды с новыми семенами.
Зрелые семена расселяются. И из них снова появляются новые растения.
Таким образом, главные функции семян – это размножение и расселение. А также – защита зародыша. И обеспечение его питательными веществами, которые нужны для роста на первых этапах жизни.
Семена бывают разных размеров. Самые крупные – у сейшельской пальмы. Они весят до 18 кг, а в длину бывают до 30 см.
Самые маленькие – у некоторых видов орхидей. Они могут быть в длину всего 85 микрометров. То есть почти в 12 раз меньше миллиметра! Для человеческого глаза они выглядят просто как мелкая пыль.
{"questions":[{"content":"Какую роль в жизни растения играют семена?[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["размножения","расселения","питания","укоренения"],"answer":[0,1]}}}]}
Строение семян
Семена большинства растений состоят из кожуры, эндосперма и зародыша.
Семена: 1 — яблони, 2 — сосны, 3 — тыквы, 4 — гороха, 5 — миндаля, 6 — ландыша.
Коричневый цвет — кожура, желтый — эндосперм, зеленый — зародыш.
Кожура укрывает и защищает семена. Эндосперм содержит питательные вещества.
А зародыш – это эмбрион растения. Он растет и, в конце концов, вырывается из своей оболочки (кожуры), превращаясь в проросток.
Давайте посмотрим на эти элементы внимательнее.
Кожура
Кожура – плотный покров, который укрывает семена. Он защищает их от чрезмерной потери влаги, от повреждений, от болезнетворных организмов и др.
Кожура – это защитный покров семени.
Она может быть тонкой (у семян помидора, тыквы, фасоли) или толстой деревянистой (у винограда, сливы, вишни).
В том месте, которым кожура прикреплялась к плоду, образуется небольшой рубец – рубчик. Он, как правило, хорошо заметен. Например, у бобовых (фасоль, горох) – это пятнышко более светлого цвета, чем кожура.
Рядом с рубчиком у семени есть небольшое отверстие – семявход. Через него к зародышу поступает вода и воздух.
На кожуре могут быть и другие образования, облегчающие расселение. Или структуры, которые привлекают насекомых.
У фиалки, хохлатки и некоторых других растений на семени образуется вырост, который очень нравится муравьям. Насекомые хватают семена и относят их в свой муравейник. Так растение расселяется.
Зародыш
Зародыш вы можете увидеть, если аккуратно разделите пополам арахис или семена яблони, фасоли. Он, по большей части, состоит из образовательной ткани.
Зародыш – это часть семени, из которой развивается проросток.
Главные части зародыша – это:
- зародышевый корешок – из него будет развиваться главный корень;
- зародышевый стебелек – он первым появляется из-под земли и вытягивает оттуда зародышевые листья и почечку;
- зародышевая верхушечная почечка – из нее потом будет развиваться главный побег;
- зародышевые листья / семядоли – у однодольных растений зародыш имеет только одну семядолю, у двудольных – две, у голосеменных – до 18.
Однодольные – растения с одной семядолей. Двудольные – с двумя.
Зародышевые стебелек, листья и почечка все вместе образуют зародышевый побег.
Названия частей семени фасоли (двудольное растение):
1 – зародышевый стебелек; 2 – зародышевая почечка; 3 – зародышевый корешок; 4 – семядоли; 5 – кожура.
Но не у всех растений зародыш имеет такое строение. И выраженных частей у него может не быть (например, у некоторых орхидей, пальм).
Также есть несколько видов растений, у которых семядолей не одна-две, а три-четыре (дегенерия с островов Фиджи).
Семядоли – не совсем листья. Настоящие листья появляются у растения чуть позже, уже после прорастания.
Крупные мясистые семядоли
Семядоли могут быть очень крупными и мясистыми, содержать питательные вещества, как у фасоли. При этом эндосперма в ее семенах нет.
А у однодольных (к примеру, кукурузы) семядоля может принимать форму пластины – щитка, который служит для поглощения питательных веществ из эндосперма.
Эндосперм
Эндосперм – это слово происходит от греческих слов эндон – «внутри» и сперма – «семя».
Так называется специальная ткань, в которой во время созревания семени откладываются питательные вещества (крахмал, белки, растительные жиры).
Названия частей семени пшеницы (однодольное растение):
1 – кожура; 2 – эндосперм; 3 – семядоля; 4 – зародышевая почечка; 5 – зародышевый стебелек; 6 – зародышевый корешок.
В семенах каких растений содержится большое количество жиров? белков? крахмала?
Показать ответ
Скрыть ответ
Большое количество жиров содержится в семенах, которые называют масличными. Это, например, семена кунжута, подсолнуха, тыквы, льна, горчицы, рапса, арахиса, сои.
Много белков в белковых семенах: конопли, тыквы, гороха, фасоли, чечевицы, люпина, горчицы, подсолнуха, кунжута, тмина, льна, сельдерея, мака, аниса, чиа.
А вот крахмалистыми семенами (в которых много крахмала) можно назвать семена кукурузы, риса, пшеницы, каштана, акации, дуба.
Эндосперм – это ткань в семени, которая запасает питательные вещества.
Пока семя находится на материнском растении, эндосперм переносит из него питательные вещества к зародышу. Семя же при этом увеличивается в размере.
А когда семя отрывается от материнского растения, эндосперм питает зародыш. Он также содержит гормоны и другие вещества, которые стимулируют рост.
Эндосперм еще называют запасающей (или питательной) тканью.
Но не у всех растений эндосперм развит в одинаковой мере. У некоторых двудольных он развит очень слабо или совсем отсутствует (бобовые, крестоцветные, дуб, клен, др.).
В этом случае питательные вещества запасаются в семядолях зародыша. А сами зародыши крупные и хорошо заметные (как у фасоли).
У злаковых же (пшеница), пасленовых (томат), зонтичных (укроп) эндосперм очень мощный. А вот зародыш, наоборот, совсем маленький.
{"questions":[{"content":"Из чего состоит зародыш семени?[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["зародышевый корешок","зародышевый стебелек","зародышевая верхушечная почечка","зародышевые листья","семядоли","зародышевый побег","зародышевый цветок","кожура","эндосперм"],"answer":[0,1,2,3,4,5]}}}]}
Best 8 Значение семян
Агрономия
Важность семян
Значение семян указано ниже-
1. Семена являются основным продуктом питания: Семена являются пищей для людей, животных и других живых существ. Во всем мире 95% всего продовольствия поступает из семян. Около 250 видов семян используются в пищу людьми и животными. Шесть видов семян, которые используются в пищу человеком:
- Rice
- Berley
- Wheat
- Oat
- Maize
- Rye
The principal kinds of food stored in the seeds, either inside the cotyledon or in the endosperm, are given below-
- Carbohydrate- Крахмал, гемицеллюлоза, сахар
- Жиры и масла
- Белки
- Минералы
- Витамины.
2. Семена поставляют сырье для промышленности: Некоторые промышленные продукты могут быть извлечены из семян, т. е. горчичное масло, кокосовое масло и т. д., получают из горчицы и кокосового масла и т. д. получают из горчицы и семян кокоса или фрукты.
3. Семена являются основным продуктом сельского хозяйства: Семена являются единственным товаром, позволяющим людям работать с повышенной производительностью в поле. Без него производство работы было бы невозможно.
4. Семена являются средством распространения жизни или средством размножения: Семена являются средством распространения новой жизни из одного места в другое. Многие виды растений широко распространены, потому что их семена легко рассеиваются.
5. Семена защищают и поддерживают жизнь: Семена несут настоящую зародышевую плазму, по-разному защищенную от жары, холода, засухи и воды. Семя содержит зарезервированную пищу для развития зародыша.
6. Семена используются в лечебных целях: В некоторых случаях семена и продукты их переработки являются хорошим источником лекарств. Лекарственная ценность широко признана, например, алкалоиды и другие соединения. Хинин — самое эффективное средство от малярии, которое добывают из семян хинного дерева.
7. Семена являются источником масла: Семена являются основным источником растительных масел, обеспечивая около 55% всего масла.
8. Семена действуют как национальная казна: Семена являются национальным достоянием и их можно сравнить с валютой страны. Это источник иностранной валюты за счет экспорта чая, джута и т. д.
Почему важны семена?
- Семена используются в качестве пищи для людей и корма для животных.
- Семена являются средством размножения .
- Семена являются основным товаром в сельском хозяйстве.
- Семена — источник жизни .
- Семена — защита жизни .
- Семена определяют положительное или отрицательное направление общества.
- Семена используются в качестве сырья в промышленности. Они используются для приготовления различных химических веществ, таких как смазочное масло из касторового дерева.
- Семена используются в качестве источник нефти . Например, семена горчицы, семена арахиса, семена сои и т. д.
- Семена используются в качестве напитка . Например, кофе.
- Семена используются в качестве основного инструмента для улучшения урожая.
- Семена используются в качестве лекарства . Например, питадж, клещевина, калозира и т. д.
- Семена используются для приготовления различных видов косметических средств . Например, цепочка, косметичка, кольца и т. д.
- Семена увеличивают национальную казну .
- Семена также используются как богатство .
- Семена повлияли на здоровье человека.
Почему семена так важны?
Семена – продукт полового размножения растений.
- Семена являются продуктами полового размножения, что означает, что их генетическая информация находится под влиянием обоих родителей.
- Растения используют многие возможности среды обитания, распространяя свои семена.
- Не все растения производят семена, но те, которые производят, используют их для размножения.
Семена – продукт полового размножения растений. Они жизненно важны для нас, людей, и нашей повседневной жизни. Они помогают нас кормить, в случае с семенами фруктов и овощей. Они помогают выжить не только нам, но и животным. Семена могут вырасти в деревья, которые также помогают затенять нашу планету.
Функции семян и почему они необходимы — это огромная тема. На протяжении всей истории человечества семена использовались для облегчения и улучшения нашей жизни разными способами. В этой статье мы попытаемся указать некоторые из наиболее важных причин, почему они так важны для нашего выживания и благополучия.
Производство семян
Поскольку семена являются продуктами полового размножения, их генетическая информация находится под влиянием обоих родителей. Это верно, хотя их родители растения. Тот факт, что они созданы таким образом, жизненно важен для их важности. Половое размножение как процесс предотвращает потерю генетической информации. Это то, что делает его особенным, и что помогает поддерживать жизнь определенным видам и предотвращает их исчезновение. Если бы процесс создания семян был несексуальным, генетическая информация была бы потеряна.
Вторым преимуществом создания в процессе полового размножения является создание множества новых генетических комбинаций. Это действует как полезный фактор, когда мы сталкиваемся с процессом естественного отбора. Благодаря этому вид может продолжать развиваться. Популяции указанных видов продолжают увеличиваться в размерах в связи с тем, что они адаптировались к окружающей среде. Это непростая задача, потому что наша среда также постоянно меняется и развивается. Это чрезвычайно динамичный процесс.
Важность семян
На протяжении веков растениям удавалось создавать различные механизмы, позволяющие им распространять свои семена.
На протяжении веков растениям удавалось создавать различные механизмы, позволяющие им распространять семена. Это позволяет новым растениям расти дальше от своих родителей. Забавно, что это также в некотором роде напоминает людей, хотя с растениями это происходит намного раньше. Это важно для расширения ареала вида. Вот почему семена имеют решающее значение для нашей планеты и выживания большого количества растений. Растениям необходимо использовать многие возможности среды обитания, и, рассеивая семена дальше, они могут это сделать.
В природе происходит множество нарушений, в том числе некоторые экологические процессы, поэтому растениям необходимо постоянно искать новые места обитания. Для этого используются семена. Конечно, они также позволяют нам, людям, сажать их где угодно и выращивать любое растение, которое нам нужно для выживания. Некоторые виды растений имеют для нас жизненно важное значение; они нужны нам как источник пищи. Однако есть и семена растений, необходимых нам в качестве сырья. Эти материалы можно использовать, например, для производства промышленных химикатов.
Следует отметить, что не все растения дают семена. Однако все растения, производящие их, используют их для воспроизводства. Семена имеют биологическое и экономическое значение. Они содержат большое количество белка, крахмала и масла, которые являются важными питательными веществами для развития растений и человека. Они используются в производстве многих основных источников пищи для людей. Они считаются чрезвычайно важными для нашего благополучия, в основном из-за пищевых целей, но, как упоминалось ранее, у них есть и другие важные функции.