Содержание
Луга. Растения и животные луга – методическая разработка для учителей, Майманова Жанар Кабыкеновна
Цель:
|
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о луге как о природном сообществе.
|
Задачи:
|
сформировать начальные понятия о понятие о растениях и животных лугов; развивать познавательные способности учащихся, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
|
Оборудование:
|
интерактивная доска, запись с голосами птиц, картинки с изображением растений и животных.
|
Тип урока:
|
изучение нового материала.
|
Методы обучения:
|
словесный, объяснительно-иллюстративный, проектный.
|
Ход урока.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Встань-ка ровненько, дружок,
Прозвенел уже звонок.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Но сначала повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Ребята, сели ровненько красиво. Вы видите, что к нам сегодня на урок пришли гости, и я желаю вам всем успехов на уроке. А девизом нашего урока будут следующие строчки. Давайте вместе хором прочитаем.
ДЕВИЗ НАШЕГО УРОКА: (чтение хором)
Я умею думать,
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы
То и буду выполнять!
2. Сообщение темы и цели урока.
— Ребята, я хотела бы начать наш урок стихотворением «Моя Республика».
Она велика: от Алтая до Каспия,
Она широка, как народа душа.
Она — же Европа,
Она же и Азия, и волны Урала,
И плеск Иртыша.
Родная земля
Молодая и древняя
Пою о тебе
И тобою живу!
На север взгляну –
Вижу зелень деревьев,
На юг посмотрю –
Ветры сушат траву.
Есть всё у тебя:
И леса, и озера,
И синие глуби
Натруженных рек,
Бескрайние степи,
Высокие горы,
И я твой хозяин
И твой человек!
-Сегодня мы начинаем новый раздел «Растительный и животный мир Казахстана». А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, выполнив задание, которое я вам приготовила.
- — Ребята, обратите внимание, на столах у вас лежат листы с картинками.
Как бы вы расселили этих животных? (рак, рыба, утка, лягушка, бабочка, гусь – река, болото).
«Расселяют» животных по местам обитания: Время – 3 минуты.
Рак, рыба, утка, гусь – река,
Лягушка – болото,
Бабочка – ?
— Как вы думаете, где она может жить?
Куда мы поселим бабочку? Ответы учащихся.
(подвести детей к ответу: на лугу).
— Ребята, может уже кто-то догадался, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? Ответы учащихся.
— А что такое луг в вашем представлении?
2. — Включаю музыку – звуки луга. Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем (поднимаем подбородок, дышите ровно – ровно). Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, откройте. (повторите несколько раз) Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. (сморщите нос, задержите дыхание) Бабочка улетела. (мышцы расслаблены, глубокий вдох – выдох
Так что же такое луг в вашем представлении?
3. Ассоциации к слову луг (на доске) – дети выходят к доске и записывают слова.
— Это много цветов, разные травы, летают бабочки, пчёлы, поют птицы.
— А что вы хотите узнать на уроке? (Что такое луг? Какие растения растут на лугу?
— Какие животные обитают на лугу?)
— Сегодня мы побываем на лугу, и постараемся узнать о нём как можно больше.
— Какова же тема нашего урока?
4. — Итак, тема нашего урока «Луга. Растения и животные луга». Слайд №1
— Бывали ли вы на лугу?
— Можно ли отличить луг от леса?
— Что такое луг? Дайте определение луга. (Ответы детей)
Луг – обширные территории с травянистой растительностью.
-Давайте откроем учебник (стр. 67) и прочитаем определение луга, убедимся, насколько мы были близки к правильности определения.
Участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые травянистые растения, называют лугами. Слайд №2. Луг – природное сообщество.
— Молодцы, ребята. Вы правильно дали определение луга.
Слайд №3. Действительно, лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями.
Что такое луг? С мёдом сладким пчёлки,
Ковёр травы вокруг. Песня перепёлки.
Цветов нарядных венчики, Мяты аромат,
Звонкие кузнечики. Лета нежный взгляд.
Мотыльки игривые, И до белых мух
Жуки неторопливые. С дудочкой пастух.
Слайд № 4. Луга могут раскинуться на берегу водоёмов, на склоне гор, на опушке леса. Встречаются луга, как на равнинах, так и в горах.
Большинство лугов возникло на месте лесов и болот.
— Мы отправимся с вами на луг и узнаем, какие же организмы составляют это сообщество. Но отправимся мы не целым классом, а отдельными отрядами:
«Ботаники», «Зоологи»
— Что изучают ботаники, зоологи? (Ботаники – растительный мир, зоологи – животный мир)
— Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать картину, но не красками…
Вот на этом ватмане мы будем рисовать наш луг картинками.
5. Изучение новых знаний.
Самостоятельное чтение текста. Стр.68-70.
— Из текста «Ботаники» выбирают информацию о растениях луга ( пункт «Растения луга»), «Зоологи» — информацию о животных луга (пункт «Животные луга»). И ещё у вас на столах есть конверты с картинками, из которых вы должны выбрать только те, которые относятся к вашему материалу. В каждой группе есть спикер и наблюдатель. Спикер группы делает устное сообщение, а остальные ребята вывешивают на доску-луг картинки с изображением растений и животных, а наблюдатель группы будет фиксировать ваши ответы и в листе оценивания ставить оценки по критериям оценивания.
Время на выполнение этого задания — 10 минут.
(пока дети работают над текстом, включаю «Звуки луга»)
После выступления первой группы:
— Посмотрите, наш луг преображается, становится краше.
Слайд №5 -7 Растения лугов. Слово учителя.
— На лугах растут сочные влаголюбивые растения. Весной луга покрываются зелёным ковром, летом этот ковёр раскрашивается яркими цветами. Много растений на лугу. Давайте ещё раз посмотрим на слайды.
Слайд №5. На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка.
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Слайд № 6. Растения луга: колокольчик, одуванчик, василёк, мак, нивняк, купальница.
Слайд №7. Кормовые луговые травы: мятлик, тимофеевка, мышиный горошек, клевер, ежа сборная.
— Луга являются «кладовой» лекарственных трав. Издавна люди собирали, заготавливали и использовали в лечебных целях травы лугов. Слайд № 8 – 16. Это интересно.
Слайд №9. Чабрец.
Применяют как дезинфицирующее и обезболивающее средство. Отвар из листьев используют в качестве отхаркивающего средства.
Слайд №10. Тысячелистник.
В народной медицине используют как кровоостанавливающее средство, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, обладает противовоспалительными свойствами.
Слайд №11. Ромашка.
Настой цветков ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, желчегонное действие.
Слайд № 12. Цикорий.
Применяют при болезнях печени, селезёнки, почек. Отвары из корней цикория усиливают аппетит, улучшают пищеварение, успокаивают нервную систему, помогают работе сердца. Цикорий обладает общеукрепляющими свойствами. Корень цикория используют как заменитель кофе.
Слайд № 13. Мята.
Используют как средство, улучшающее кровообращение в сосудах мозга и сердца, при болях в желудочно-кишечном тракте.
Слайд №14. Пустырник.
Применяют в качестве успокаивающего средства и при заболеваниях сердца.
Слайд №15. Полынь.
Настой травы применяют для возбуждения аппетита и для улучшения пищеварения.
Слайд №16. Календула.
В народной медицине настой календулы используют при заболеваниях печени и желчного пузыря. Наружно применяют для лечения ожогов, смазывания ран, прыщей, царапин, порезов.
После выступления второй группы:
— Ребята, наш луг ожил. Посмотрите, какая красота!
Спикер делает устное сообщение, а остальные ребята вывешивают на доску-луг картинки с изображением растений и животных).
— Ребята, а почему животные лугов маленькие? ( Чтобы прятаться в траве или жить в земле)
Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве.
Слайд № 17 – 20. Животные лугов
Слайд №17. Насекомые луга.
Шмель, божья коровка, бабочка, пчела, кузнечик, жук, гусеница, стрекоза.
Слайд №18. Пресмыкающиеся.
Ящерица, змея, жаба.
Слайд №19. Птицы луга.
Луговой лунь, тиркуша луговая, луговой чекан, овсянка, перепел, чечевица.
Слайд №20. Грызуны.
Хомяк, полёвка, крот, луговая собачка.
Слайд №21. Это интересно.
Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле.
Перепел своё присутствие выдаёт песенкой «пить — полоть».
Коростель издаёт скрипучий крик «дёрг — дёрг», напоминающий треск деревянной палочки по зубьям гребня. Кричит главным образом в сумерки и ночью.
Слайд №22. Трясогузка постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название.
Обмен таблицами и ставят оценку на плакат.
В интерактивной доске дети смотрят видео «Жизнь в лугах»
https://bilimland.kz/ru/#lesson=13871
Физминутка на лугу. Включаю «Звуки луга».
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два — цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лугу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на лужок. (Садятся дети на места).
Задание: в группе обсудить и записать – Как человек использует луга?
Слайд № 23. Луг и человек. Время – 5 минут.
Луга используют для сенокошения, для выпаса скота, разведения пчёл, сбора лекарственных трав, спорта и отдыха.
Задание: Слайд № 24. Найди ошибки, которые допустили дети, придя на луг. Время 5 минут.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Букет, чтоб друзьям показать в городе. В траве мы нашли гнездо какой то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца, мы их подержали и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день.
Правила друзей луга или охрана луга. Слайд № 27
- Не ловите бабочек, птиц и других насекомых.
- Не рвите на лугу охапками цветы.
- Не затаптывайте растения и насекомых.
- Не разоряйте гнезда шмелей.
- Берегите живущих на лугу, птиц, ящериц, лягушек.
- Не оставляй на лугу мусор.
- Не поджигайте траву.
Контроль за качеством усвоения материала. Дети выполняют тест.
https://bilimland.kz/ru/#lesson=13871
Итог урока.
Домашняя работа: Учебник: стр. 67-70 прочитать.
Индивидуально: — подобрать загадки об обитателях луга;
— подготовить сообщение о растении или животном луга.
В конце урока дети оценивают свою работу по листам самооценивания
Оценивание: 5 – красный цветок
4 – жёлтый цветок
3 – зелёный цветок
Рефлексия: Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке.
Соедините ладошки в «хлопке». Этот хлопок – тоже оценка вашей работы на уроке.
Доклад на тему Животные и насекомые лугов сообщение (описание для детей)
Доклады
- Доклады
- Окружающий мир
- Животные лугов
Луг издавна был природным наследием России. Многие люди работали в лугах, собирая цветы и полезные травы для оздоровления, но ведь там живут не только растения, но и насекомые, птицы, грызуны, которых в лугах проживает огромное разнообразие. Ведь именно они играют важную роль для всей растительности луга.
Существуют виды птиц, которые предпочитают обитать на лугах и распространять семена растений по ним, а также убивают вредителей, которых достаточно в зарослях цветов. Насекомые превосходят по численности других обитателей луга и каждый играет свою роль в экосистеме.
Серый кузнечик – это достаточно крупное насекомое. Его размеры составляют около 30 мм. Назвать его зеленым никак нельзя, ведь все его тело покрыто темно-коричневыми или серыми пятнами из-за чего он легко сливается с пыльной дорогой или землей. Он любит луга, которые освещены солнечным светом и имеют теплый климат. Он питается более мелкими насекомыми и травой, прорастающей на лугу.
Щелкун полосатый – жук с продолговатым тельцем коричневого или бурого цвета, у которого есть крылья чуть прозрачнее тела. Он предпочитает обитать не только на лугах, но и лесах, полях. Передвигает с помощью своих маленьких лапок и крыльев, перелитая или перепрыгивая с стебля на стебель. Если он случайно перевернется на спину, то встать уже не сможет, из-а очень коротких лапок и толстого тела.
Жук- навозник – крупный жук черного цвета, по своей форме напоминающий скарабея. Тельце его овальное с выпуклыми крыльями металлического отлива. Его название пришло благодаря излюбленному месту обитания – навозу лошадей или коров. Там он находит себе пропитание. Их активность приходятся на вторую половину дня. Когда жук перелетает с места на место, сопровождая свои действия громким жужжанием. В лугах они обитают благодаря обильной растительности, которой они так же могут питаться.
Помимо перечисленных насекомых в лугу проживают могильщик погребальный – это цветной жук, блошка земляная с светлыми ножками, бабочка-капусница белого цвета. И многие другие красивые и не очень насекомые.
Животные лугов
Летом или весной очень приятно прогуляться по прекрасному лугу, когда цветут множество прекрасных растений и душистые травы. На лугу живут множество жителей: насекомые, огромное количество земноводных, животные и птицы. Насекомые представлены следующими видами: серый кузнечик, навозник, могильщик, щелкун, махаон, земляные блошки, пчелки, мотыльки, стрекозы, пчеловидка, и другие. Земноводные: ящерицы, жабы, травяные лягушки. Птицы: перепел, коростель, полевой жаворонок, чибис, луговой чекан и другие. Животные: кроты, суслики, мышь малютка, полевая мышь, зайцы, ежи, полевка хомяк, полевая землеройка.
Крот — зверёк, длиною тела до 15 сантиметров, а весом не более 160 грамм, проживающий под землёй. Шубка у крота зачастую черного цвета, тело продолговатое, имеет короткий хвост до 3 сантиметров. Лапки зверька широкие, и очень сильные, розового цвета, не покрытые мехом. Передние конечности крота сильнее развиты, чем задние. Зверёк полностью слепой, но обладает хорошим обонянием и осязанием. Кроты это одиночные зверьки, в зимний сон не впадают, а просто делают свои норы более глубокими и продолжают активно трудиться.
Суслики относятся к семейству беличьих, но их параметры в несколько раз превышают белок. Вес сусликов колеблется от 200 грамм до 1700 грамм, роют норы своими зубами, при этом заглатывание земли у них не происходит. Также они роют норы и лапами, у них очень большие и острые когти. Проживают животные группками до 35 особей.
Мышь малютка считается одним из видов самых маленьких грызунов, длина тела его не превышает 7 сантиметров, вес не более 6 грамм, имеет длинный хвост, который длиной до 7 сантиметров, мех очень густой. Продолжительность жизни составляет не более 6 месяцев. На зиму делает запасы, которые помогают ей пережить зиму в своей норе.
Полевая мышь в дневное время сидит в своей норе, активна только в ночное время. Длина мышки составляет до 12 сантиметров, вес обычно не превышает 30 грамм. Отличительная особенность ее в темной полосе, которая расположилась вдоль спины животного. Зиму проживает этот зверек благодаря своим многочисленным кладовым.
Полевка – представляет собой небольшого зверька, длинною тела до 15 сантиметров, окрас – светло-коричневый, с беленьким животиком. Полевки живут группами, состоящие из нескольких семей, норы глубокие и сложные по своей конфигурации. Эти зверьки очень плодовиты, за 3 летних месяца успевают до 7 раз размножиться.
Вариант 3
Мир животных необычайно разнообразен. Они густо заселяют наш Земной шар. Где только не встретишь животных: в горах или же на лугах, в сухой пустыне и, напротив, в глубоком водоёме.
Данная статья расскажет читателю о том, какие животные обитают на лугах.
Луг — ровная территория, покрытая растительностью, такой как трава, цветы, растения. Помимо цветущего разнообразия, луг населяют множество животных. Их мир очень богат. Значение проживания животных на лугах впечатляет. Так, например, простейшие и беспозвоночные способствуют плодородию грунта, где растут травы и растения.
Основными жителями лугов является насекомые.
В Европейской части Земли всегда можно встретить кузнечика. Определить его местоположение легко, стоит лишь прислушаться к своеобразному стрекотанию, которое он издает посредством специального средства на надкрыльях. Лето — его время обитания. Способ их размножения — откладывание яиц в почву. Это происходит в конце лета.
Конечно, на лугах очень много жуков. Чаще в Европе и Азии встречаются щелкуны — жуки бурого цвета. Такой обитатель передвигается ползаньем, либо совершая прыжки, как и кузнечик.
Навозник обыкновенный — ещё один яркий представитель жителей лугов и полей. Этот жучок обитает в Евразии. Заметить его несложно под кучей навоза по характерному гудению. Самки откладывают яйца, а после из них появляется личинка.
Жуки — не единственные, кто обитает на полях. Бабочка капустница распространена в этой среде обитания. Представляет она собой бабочку, крылья которой белые. У самок имеется два черных пятнышка на крыльях.
Махаон — бабочка, которая известна своим размером. Это крупная бабочка в сравнении с другими представителями своего класса.
Пчелы в полях — постоянные жители в тёплый сезон. Чаще встречаются они на цветах. Они опыляют эти растения весь сезон. Пчелы — большие труженицы.
Жабы и лягушки тоже населяют поля и луга. Жабы избавляют поля от насекомых-вредителей.
Таким образом, животных, обитающие в полях, играют важнейшую роль в природе.
Животный мир луга
Картинка к сообщению Животные лугов
Популярные сегодня темы
- Пифей
Примерно в 330 году до н. э. Пифей, малоизвестный греческий купец, отправился в удивительное путешествие. Это была дорога, которое увела его далеко за пределы известных границ Средиземного мо
- Висячие сады Семирамиды
Висячие сады Семирамиды — архитектурное сооружение, одно из Семи чудес света. Несмотря на свою прославленность, доподлинно неизвестно, существовали ли они на самом деле.
- Животный мир океана
Наша планета обладает очень сильно развитой флорой и фауной, вследствие чего мы имеем огромное количество различных форм жизни, разно плановость, которых поражает. За всё время
- Вулканы Камчатки
В 1996 году, когда Организация Объединенных Наций рассматривала вопрос о том, следует ли добавлять вулканы Камчатского полуострова в свой список объектов Всемирного наследия, комитету было пр
- Охрана труда
Охрана труда — это взаимосвязанная совокупность различных правовых, организационно-хозяйственных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и мер иного характера, имеющи
- Финикийские мореплаватели путешествия
Финикийцы были выдающимися мореплавателями, успешно путешествовавшими по Средиземному и Красному морям, а также внутренним водным путям и среднеатлантическому побережью.
Разделы
- Животные
- Растения
- Птицы
- Насекомые
- Рыбы
- Биология
- География
- Разные
- Люди
- История
- Окружающий мир
- Физкультура
- Астрономия
- Экология
- Физика
- Экономика
- Праздники
- Культура
- Математика
- Музыка
- Информатика
пастбищ | Национальное географическое общество
Луга имеют много названий. На Среднем Западе США их часто называют прериями. В Южной Америке они известны как пампасы. Луга Центральной Евразии называются степями, а африканские луга — саваннами. Что у них общего, так это травы, их естественная доминирующая растительность. Луга встречаются там, где регулярных осадков недостаточно для поддержания роста леса, но не настолько мало, чтобы образовалась пустыня. Фактически, луга часто лежат между лесами и пустынями. В зависимости от того, как они определяются, луга составляют от 20 до 40 процентов площади суши в мире. Как правило, они открытые и довольно плоские и существуют на всех континентах, кроме Антарктиды, что делает их уязвимыми для давления со стороны населения. Угрозы естественным пастбищам, а также обитающим на них диким животным включают земледелие, чрезмерный выпас скота, инвазивные виды, незаконную охоту и изменение климата.
В то же время пастбища могут помочь смягчить изменение климата: одно исследование показало, что пастбища и пастбища Калифорнии могут хранить больше углерода, чем леса, потому что они менее подвержены лесным пожарам и засухе. Тем не менее, лишь небольшой процент — менее 10 процентов — мировых пастбищ защищен.
Типы пастбищ
Существует два основных типа пастбищ: тропические и умеренные. Примеры лугов умеренного пояса включают евразийские степи, североамериканские прерии и аргентинские пампасы. Тропические луга включают жаркие саванны Африки к югу от Сахары и северной Австралии.
Количество осадков может варьироваться от сезона к сезону и от года к году на различных пастбищах, от 25,4 до 101,6 см (от 10 до 40 дюймов) в год. Температура может опускаться ниже нуля на пастбищах умеренного пояса до 32,2 градусов по Цельсию (90 градусов по Фаренгейту).
Высота растительности на лугах зависит от количества осадков. Некоторые травы могут быть ниже 0,3 метра (одного фута) в высоту, в то время как другие могут достигать 2,1 метра (семь футов). Их корни могут проникать в почву на глубину от 0,9 до 1,8 метра (от трех до шести футов). Сочетание подземной биомассы с умеренными осадками — сильные дожди могут вымывать питательные вещества — делает пастбищные почвы очень плодородными и привлекательными для сельскохозяйственного использования. Большая часть североамериканских прерий была превращена в земли для выращивания сельскохозяйственных культур, что представляет угрозу для видов, зависящих от этих мест обитания, а также источников питьевой воды для людей, живущих поблизости.
Луговые растения и животные
Луга поддерживают множество видов. Растительность в африканских саваннах, например, кормит животных, включая зебр, антилоп гну, газелей и жирафов. На лугах умеренного пояса вы можете встретить луговых собачек, барсуков, койотов, быстрых лисиц и различных птиц. В данной пастбищной среде обитания может быть до 25 видов крупных травоядных, что составляет своего рода буфет, где разные травы нравятся разным видам.
Некоторые виды трав в этих местообитаниях включают красную овсяную траву ( Themeda triandra ) и родосскую траву ( Chloris gayana ) в тропических саваннах, а также пурпурный ковыль ( Nassella pulchra ) и галлету в районах с умеренным климатом. Когда наступает сезон дождей, многие луга покрываются полевыми цветами, такими как тысячелистник ( Achiella millefolium ), иссоп и молочай. Растения на пастбищах приспособились к засухе, пожарам и выпасу скота, характерным для этой среды обитания.
Пожары, как природные, так и антропогенные, являются важными факторами, формирующими пастбища. Например, на Среднем Западе США коренные американцы устраивают пожары, чтобы сохранить пастбища для охотничьих видов, таких как бизоны. Огонь также может помочь предотвратить захват огнестойких деревьев и кустарников, одновременно увеличивая разнообразие полевых цветов, поддерживающих опылителей.
пастбища | Определение, животные, растения, климат и факты
Национальное пастбище Баффало Гэп
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Сэр Джордж Стэплдон
- Похожие темы:
- саванна
тропические пастбища
луга умеренного пояса
кочки луга
Альпийский луг
Просмотреть весь связанный контент →
пастбища , область, в растительности которой преобладает почти сплошной травяной покров. Луга встречаются в средах, способствующих росту этого растительного покрова, но не росту более высоких растений, особенно деревьев и кустарников. Факторы, препятствующие созданию такой более высокой древесной растительности, разнообразны.
Луга являются одним из самых распространенных из всех основных типов растительности в мире. Однако это так только потому, что человеческие манипуляции с землей значительно изменили естественную растительность, создав искусственные луга с зерновыми культурами, пастбища и другие территории, которые требуют той или иной формы повторяющихся, неестественных нарушений, таких как культивация, интенсивный выпас, сжигание, или косить, чтобы сохраниться. Это обсуждение, однако, концентрируется на естественных и почти естественных пастбищах.
Происхождение
Самые обширные естественные пастбища можно рассматривать как промежуточные звенья в градиенте окружающей среды, с лесами на одном конце и пустынями на другом. Леса занимают наиболее благоприятную среду, где влаги достаточно для роста и выживания высокой густой растительности, в которой преобладают деревья. Пустыни встречаются там, где влаги так мало, что невозможно поддерживать сплошной постоянный растительный покров. Пастбища лежат между этими двумя крайностями.
Как и саванны, пустыни и кустарники, с которыми они обычно смешиваются, луга возникли в период охлаждения и высыхания глобального климата, который происходил в кайнозойскую эру (65,5 млн лет назад по настоящее время). Действительно, само семейство трав (Poaceae или Gramineae) возникло только в начале этой эры. Дата самого раннего появления лугов варьируется от региона к региону. В некоторых регионах в кайнозойской летописи окаменелостей можно распознать последовательность типов растительности по мере постепенного высыхания климата. Например, в центральной Австралии за последние 50 миллионов лет влажные тропические леса последовательно уступили место саванне, пастбищам и, наконец, пустыне. В некоторых местах расширение пастбищ до размеров, приближающихся к их современным размерам, произошло только в чрезвычайно холодные и засушливые периоды, называемые ледниковыми периодами в северных регионах с умеренным климатом, за последние два миллиона лет.
Между пастбищами и родственными типами растительности обычно существует динамическое равновесие. Засухи, пожары или эпизоды интенсивного выпаса скота в одно время благоприятствуют пастбищам, а влажные сезоны и отсутствие значительных нарушений благоприятствуют древесной растительности в другое время. Изменения в серьезности или частоте этих факторов могут вызвать переход от одного типа растительности к другому.
Другие типы пастбищ встречаются в местах, слишком холодных для роста деревьев, т. е. за лесными границами высоких гор или в высоких широтах. Характерным типом пастбищ в прохладных и влажных частях Южного полушария являются дерновинные пастбища, на которых преобладают дерновинные или пучковые травы, образующие пьедесталы из спутанных стеблей, придающие растительности комковатый вид. Луга кочки встречаются на разных широтах. В тропиках они встречаются выше границы леса на некоторых высоких горах, например в Новой Гвинее и Восточной Африке. В более высоких широтах Южного океана они образуют основную растительность субантарктических островов. Они также типичны для более сухих и холодных частей Новой Зеландии и самых южных регионов Южной Америки.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Однако не все естественные пастбища возникают в результате климатических условий. Древесные растения могут не расти в определенных областях по другим причинам, что позволяет преобладать травам. Одной из причин являются сезонные наводнения или заболачивание, в результате которых образуются и сохраняются большие пастбища в частях субтропиков с высокой сезонностью и на меньших площадях в других регионах. Одним из лучших примеров сезонно затопляемых субтропических пастбищ является Пантанал в регионе Мату-Гросу в Бразилии. На площади 140 000 квадратных километров (54 000 квадратных миль) сухие луга преобладают в течение половины каждого года, а мелководные водно-болотные угодья — в другую, с небольшими участками леса, ограниченными невысокими возвышенностями, которые не затапливаются в сезон дождей. Во многих других районах, где климат подходит для роста лесов, очень мелкие или неплодородные почвы могут препятствовать росту деревьев и приводить к развитию пастбищ.
Крупнейшие площади естественных пастбищ, образовавшихся в результате засушливого климата, можно разделить на две широкие категории: тропические пастбища, которые обычно располагаются между поясами тропических лесов и пустынь; и луга умеренного пояса, которые обычно лежат между пустынями и лесами умеренного пояса. Тропические луга встречаются в тех же регионах, что и саванны, и различие между этими двумя типами растительности довольно условно, в зависимости от того, мало или много деревьев. Точно так же луга умеренного пояса могут иметь разбросанные кустарники или деревья, которые размывают их границы, когда они встречаются рядом с кустарниками или лесами умеренного пояса.
Тропические луга встречаются в основном в Сахеле к югу от Сахары, в Восточной Африке и в Австралии. Луга умеренного пояса в основном встречаются в Северной Америке, Аргентине и на широкой полосе от Украины до Китая, но в большинстве этих регионов они были существенно изменены сельскохозяйственной деятельностью.
Многие пастбища, ранее считавшиеся естественными, теперь признаны лесами, которые росли в относительно сухом климате. Раннее человеческое вмешательство ответственно за их трансформацию. Например, считается, что почти все обширные низменные пастбища восточной части Южного острова в Новой Зеландии образовались в результате выжигания лесов полинезийцами — первыми колонистами страны — за восемь столетий до заселения европейцами этой страны. 18 век.
Полуестественные пастбища могут встречаться там, где древесная растительность когда-то была вырублена для сельскохозяйственных целей, а затем заброшена; возвращение к исходной растительности предотвращается повторным сжиганием или выпасом скота. Во влажных тропических регионах эти типы пастбищ могут быть очень густыми, например, в Восточной Африке, где преобладает слоновья трава ( Pennisetum purpureum ), или в Новой Гвинее — ямковая трава ( Miscanthus floridulus ), оба из которых вырастают до 3 метров (9,8 футов) в высоту.
Все участки пастбищ могут быть обязаны своей площадью и характером долгой истории взаимодействия с людьми, в частности посредством огня.
Окружающая среда
Климат пастбищ разнообразен, но все большие регионы естественных пастбищ обычно жаркие, по крайней мере летом, и сухие, хотя и не до такой степени, как пустыни. В целом на тропические луга в среднем выпадает от 500 до 1500 миллиметров (от 20 до 60 дюймов) дождя, а в каждый сезон температура воздуха составляет от 15 до 35 °C (59до 95°F). Сухой сезон может длиться до восьми месяцев. Превышение количества осадков над испарением, приводящее к эфемерному стоку рек, происходит только в сезон дождей. Климат тропических пастбищ очень сильно совпадает с климатом саванны. Как указывалось ранее, эти типы растительности мало чем отличаются друг от друга, саванна — это просто луг с разбросанными деревьями. Небольшие изменения в управлении и использовании могут преобразовать одно в другое.
Пастбища умеренного пояса несколько суше, чем тропические луга, а также холоднее, по крайней мере, в течение части года. Сезонные колебания температуры могут быть незначительными на тропических пастбищах, но могут варьироваться до 40 ° C (72 ° F) на пастбищах с умеренным климатом. Среднегодовое количество осадков на пастбищах Северной Америки составляет от 300 до 600 миллиметров. Средние температуры января колеблются от -18 ° C (0 ° F) на севере до 10 ° C (50 ° F) на юге, при этом соответствующие значения в июле составляют 18 ° C (64 ° F) и 28 ° C ( 82 °F). Среднегодовая температура в самых северных районах пастбищной зоны Северной Америки ниже 0 ° C (32 ° F).
Встречаясь в широком диапазоне климатических и геологических условий, пастбища связаны со многими различными типами почв. Сама пастбищная экосистема влияет на почвообразование, и это приводит к тому, что пастбищные почвы отличаются от других почв. Природа травяной подстилки и характер ее разложения обычно приводят к образованию темного, богатого органикой верхнего слоя почвы, который может достигать 300 миллиметров от поверхности. Этот слой отсутствует в пустынных почвах и отличается от поверхностного слоя гниющего листового опада, характерного для лесных почв.