Животные и растения лесной зоны: Животные лесной зоны — презентация для начальной школы

15 интересных фактов о лесных животных | Животные лесной зоны – Пипсик

Лес является домом для огромного количества самых разных животных. Животные лесной зоны отличаются разнообразием. Среди них встречаются как пушистые зайцы и милые белки, так и свирепые хищники. Интересные факты и сведения о животных лесной зоны.

  1. Лиса — плутовка

Лиса действительно является довольно сообразительным и хитрым хищником, поэтому не зря в сказках ее называют плутовкой. Она не бегает часами за своей добычей, а поступает хитрее. Если хищница учует, что где-то рядом есть мыши, то она подпрыгивает и со всей силы ударяет лапками о землю. Перепуганные грызуны выбегают из нор и лисица просто их ловит.

Также она может притвориться мертвой и пролежать без движения неподалеку от норки довольно долго. Мыши, поверив, что опасности нет, вылезают из нор и оказываются в лапах хитрого хищника.

Уши и нос у лисы не только для красоты. Невероятно, но этот зверь способен расслышать и почуять тихо скребущуюся мышь даже под метровым слоем снега!

Полярная лисица обладает красивым белым мехом, способным поддерживать жизнеспособность своей хозяйки при сверхнизких температурах (до -70 С ).

  1. Медведь

Сильный и большой медведь ест и ягоды, и рыбу, а еще ему очень нравятся муравьи. Отыскав муравейник, он сует в него свой язык, предварительно разорвав его лапами. Насекомые встают на защиту своего жилья и буквально облепляют язык. Косолапому остается лишь только проглотить их.

Кстати, если вы повстречаете в зимнем лесу бродящего медведя, то как можно скорее уходите подальше. Дело в том, что пробудившийся от спячки среди зимы мишка отличается весьма свирепым нравом. Он готов буквально разорвать любого, кто повстречается на его пути.

Медведь, несмотря на свою неуклюжесть и плотную комплекцию, способен передвигаться со скоростью до 50 км/ч. Кроме того, он отлично лазает по деревьям, что делает его весьма опасным противником. К счастью, подавляющее большинство медведей в наших лесах имеют спокойный нрав и не станут за вами гнаться просто так.

Панда — это тоже медведь, только китайский. Обитает он преимущественно в Тибете и Сычуане — горных районах центрального Китая и обожает бамбук. И, несмотря на известный мультфильм, вряд ли владеет искусством кунг-фу.

  1. Ежи

А вы знали, что обычный лесной еж может съесть гадюку и не погибнуть при этом? Очень сильный змеиный яд для ежей попросту неопасен. Кроме того, они также невосприимчивы к смертельно опасным для человека ядам, например к мышьяку или синильной кислоте.

У ежа около 10 000 иголок, которые обновляются раз в 2-3 года. Также у ежей имеется маленький хвостик, длиной всего лишь 3-4 сантиметра. Он скрыт под многочисленными иголками и потому не особенно заметен.

Зверек плохо видит, зато превосходно слышит и чует. Ежиное племя появилось на нашей планете как вид около пятнадцати млн. лет назад.

  1. Волк

В любых больших лесах на каждом из континентов можно повстречать волков, но только не на территории Антарктиды и Австралии. Нередко взрослые особи, имеющее потомство, отправляясь на охоту, с малышами оставляют «нянек» — годовалых волков. Они не только приглядывают за волчатами, но и обучают их различным хитростям охоты.

Волка невозможно приручить. Именно поэтому вы никогда не увидите его выступающим в цирке.

Крупный волк очень опасен для человека, но проблема еще и в том, что волки предпочитают охотиться стаями. Если один на один у вас еще есть шансы остаться в живых, то против двух-трех волков уже точно никаких шансов. Убежать от них тоже не получится — волки способны передвигаться со скоростью 60 км/ч. Для сравнения, чемпион мира по бегу Усейн Болт развивает скорость всего 44 км/ч.

Вожак волчьей стаи — альфа самец  с твердым характером практически не обладает жалостью. Он запросто может загрызть любого, не подчинившемуся ему, волка.

  1. Рысь

Рысь нельзя повстречать на открытой местности. Она обитает только там, где есть деревья. Дело в том, что манера охоты у такого хищника своеобразна: он выслеживает свою жертву, сидя на древесных ветвях, и в самый подходящий момент прыгает на свою добычу сверху. Кстати, по последним данным, эта манера сейчас подвергается сомнению некоторыми исследователями повадок этих животных.

Рысь обладает очень острым зрением. Астролог Ян Гевелий, открыв новое созвездие, назвал его Рысью, так как обычному человеку нужно сильно напрячь зрение, чтобы различить это созвездие в ночном небе.

Беременность рыси длится примерно 70 дней. Их приплод  — это в основном 2-3 милейших маленьких рысят, которые начинают видеть и слышать только спустя 2 недели после рождения.

Рыси отменно лазают по деревьям, карабкаются по скалам и неплохо плавают. Так что даже и не надейтесь уйти от разгневанного животного. Однако этот хищник очень миролюбив и крайне редко нападает на человека.

  1. Ласка

Ласка — очень милый зверек, который выглядит вполне безобидно. Но на самом деле он является беспощадным хищником, который к тому же очень силен. Он может с легкостью убить противника, который в несколько раз больше него.

  1. Свиньи-грязнули

А вы знали, почему дикие свиньи так любят грязь? Они в ней валяются не для того, чтобы как можно сильнее испачкаться. Грязь помогает этим животным избавиться от паразитов, живущих на их теле.

Как следует извалявшись в грязи, свинья ждет, пока она засохнет. Оказавшиеся в грязи вредные насекомые, после ее высыхания попадают в ловушку. Свинке остается только потереть свои бока о дерево, что помогает ей избавиться от засохшего слоя грязи.

  1. Куница

Куница или же соболь — ценный пушной зверек, особо почитаемый браконьерами и знойными красавицами из-за своего роскошного меха. Мех куницы — один из самых дорогих в мире, соперничать с ним по стоимости может разве что мех песца или горностая.

Куницы же по-своему мстят людям, перегрызая шланги и провода у оставленных без присмотра автомобилей. Возможно маленьких шкодников привлекает запах автомобильного масла, но точной причины ученые пока не выяснили.

Пушистая и довольно милая куница ведет ночной образ жизни, при этом она не делает себе нору либо иное убежище, а предпочитает «путешествовать» по лесу. В дневное время она находит для себя какое-либо укромное место, где отдыхает до наступления темноты. А ночью выходит на охоту.

А еще благодаря крупному хвосту и цепким лапам зверек способен за считанные секунды взобраться по гладкому древесному стволу. Куницы предпочитают проводить всю свою жизнь на деревьях, подобно белке, лишь изредка спускаясь на землю.

  1. Дятел

Мощный клюв дятла идеально приспособлен для того, чтобы «долбить» деревья. При этом птице совсем не мешают дышать мелкие стружки и пыль от дерева, так как над ее ноздрями располагается защита — небольшие щетинки.

Когда дятел проделает в древесине небольшое углубление, он запускает в него свой липкий и легко изгибающийся язык. Кстати, максимальная длина языка дятла, высунутого из клюва, примерно 12 сантиметров. Этот язык пролезает в самые узенькие дырочки и под кору, и вытаскивает притаившихся там жучков, которыми и питается птица.

  1. Лоси

Мощный и довольно крупный лесной лось наиболее страшен в период гона. Он несется по лесу со скоростью и мощью железнодорожного состава, не разбирая дороги.

В это время он может представлять реальную угрозу для других животных. Даже медведь старается держаться от непредсказуемого лося подальше.

  1. Заяц

Все привыкли считать зайцев вегетарианцами. Но на самом деле это не так. Они любят полакомиться мясом. К примеру, они могут запросто поймать и съесть мышь.

А еще заяц способен мурлыкать подобно кошке. А когда ему хорошо — он танцует очень своеобразный танец, высоко подпрыгивая с разворотом в воздухе.

Зайцы живут в благоустроенной норе-квартире со всеми удобствами. У них есть парадный и черный вход и множество ответвлений-комнат.

  1. Уж

Несмотря на грозный внешний вид лесные ужи очень милые и абсолютно неопасные. К тому же при желании их можно с легкостью приручить.

Уж совершенно не опасен для человека, и даже если он вас укусит, с вами не произойдет абсолютно ничего страшного.

Очень часто безобидного ужа люди путают с ядовитой гадюкой, так как они немного похожи внешне. Однако стоит вам взглянуть на его голову, и вы заметите желтые или оранжевые пятна по бокам. Это и есть его главная отличительная черта.

  1. Самые ядовитые лягушки в мире

Некоторые виды лягушек смертельно опасны для человека. Так, например, достаточно всего лишь прикоснуться к маленькой (2-4 см) лягушке «Ужасный листолаз», живущей в тропических лесах Колумбии, и вы получите смертельное отравление.

Местные аборигены используют яд этих лягушек для смазывания наконечников стрел — на десятки наконечников хватает всего одной лягушки!

  1. Енот-полоскун

Прежде чем что-то съесть, енот моет пищу в воде, держа ее лапками. Именно поэтому в народе такого зверька именуют «полоскуном».

Еноты обожают селиться в дуплах деревьев или в гнезда большими семьями.

Енот — очень осторожный зверек. Кроме своего основного убежища, он всегда имеет в запасе несколько дополнительных местечек, в которые и перемещается по мере необходимости.

Если енот не может убежать или скрыться от грозящей ему опасности — он валится на землю, прикидываясь мертвым.

  1. Белка

Лесная белка превосходный строитель. Из тоненьких веточек она способна выстроить очень прочное и довольно вместительное гнездо, именуемое гайно.

В таком гнезде обязательно есть 2 выхода, которые белка затыкает мхом. В качестве утеплителя пушистый зверек использует птичьи перья, пух, клочки шерсти и т. д.

Урок по географии на тему «Растительный и животный мир лесной зоны» (7 класс)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1»

 

  Структурное
подразделение: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1

 

 

 

Конспект
урока по географии
в 7 классе по теме: «Растительный и животный мир лесной зоны. Пр. р. Запись
типичных представителей животного мира»

Разработала
и провела
:
Александрова Ирина Николаевна, учитель естествознания и географии

Псков, 2016

Тема
урока:
Растительный
и животный мир лесной зоны.                          Пр. р. Запись
типичных представителей животного мира.

Цель
урока:
закрепить
знания учащихся о растительном мире зоны лесов; познакомить с животным миром
лесной зоны.

Задачи:

образовательные – знакомство с животными лесной
зоны, учить учащихся делать сравнения,  расширение кругозора учащихся, учить
устанавливать причинно-следственные связи,

коррекционные – развитие умения ориентироваться
по карте, развитие устной речи, памяти, внимания, мышления, техники чтения,
интереса к предмету,  развивать положительную мотивацию к учёбе,  

воспитательные – воспитывать бережное отношение
к природе, аккуратности при работе с атласом, рабочей тетрадью, учебником,
раздаточным материалом.

Оборудование:
карта
«Природные зоны России», атласы, гербарий растений, ПК, интерактивная доска, учебные
таблицы, план изучения природной зоны, план описания растений, наборное
полотно, карточки и перфокарты с заданиями, рабочая тетрадь, учебник.

Этапы
урока (по Конаржевскому):

1.   
Организационный момент.

2.   
Актуализация опорных
знаний. Проверка домашнего задания.

3.   
Подготовка к усвоению
новых знаний.

4.   
Усвоение новых знаний.

5.   
Проверка понимания нового
материала.

6.   
Закрепление нового
материала. Вывод.

7.   
Информация о домашнем задании.

8.   
Итоги. Оценки за урок.
Благодарность за работу. 

ХОД УРОКА

1.
Организационный момент.

Начинается
урок,

Он
пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь
всё понять,

Учитесь
тайны открывать,

Ответы
полные давать,

Чтоб за
работу получать

Только
лишь оценку «5».

2. Актуализация
опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Итак, согласно плану
изучения природной зоны, мы с вами изучили растительный мир зоны лесов. И урок мы
начнём с повторения этой темы, но наш урок пройдёт необычно, а соединим его с
уроками естествознания, на которых мы подробно изучали «Растения леса».

1. Ответ у доски
(1 уч-ся):
Пользуясь картой природных зон, показать их
чередование с севера на юг, комментируя кратко особенности изученных зон, и
параллельно выкладывать наборное полотно с названием природной зоны.

Доп. вопрос:
показать европейскую и азиатскую часть РФ. 

2. Задание на
карточке и перфокарте для двух учеников.

     Задание 1.
Отметить в перфокарте знаком + (плюс) породы деревьев, характерные для
европейской и азиатской частей тайги.

Названия
пород деревьев

Европейская
часть тайги

Азиатская
часть тайги

Ель

 

 

Пихта

 

 

Лиственница

 

 

Кедр

 

 

Сосна

 

 

Задание 2. Отметьте
знаком    Х — хвойные деревья, а знаком    Л  — лиственные
деревья.

Рябина

 

Берёза

 

Клён

 

Ель

 

Сосна

 

Кедр

 

Осина

 

Дуб

 

3. Задание 3 (с
гербарием):
разложить
гербарий на две группы – в первую: хвойные, а во вторую: лиственные растения.

4. Фронтальный
опрос.

— Показать на карте
зону лесов, и две подзоны на которые делится лесная зона.

—  Какой лес называют
тайгой?

— Чем отличается
тайга от смешанного леса (демонстрация таблицы «Смешанный лес»и «Тайга»)?

— В какой зоне
находится город Псков?

— Пользуясь своими
знаниями и атласом-приложением (с. 8) к учебнику, назовите по цепочке хвойные и
лиственные растения   лесной
зоны.

5. Работа с опорой
на ИКТ (презентация «Растительный мир лесной зоны»)

1 слайд (берёза). Перед показом слайда – загадка: Лиственное  дерево с белой корой и с сердцевидными листьями,
являющееся символом России. Конечно,
это берёза, о которой сложено немало пословиц и поговорок: Бела береза, да деготь черен. Скрипучая береза дольше стоит. Береза –
не угроза: где стоит, там и шумит и
другие (демонстрация гербария берёзы).  

Задание 4. Опираясь на план рассказать о
берёзе (межпредметные связи с уроками естествознания).

    2 слайд (осина).
Перед показом слайда – вторая загадка: Никто её не пугает,
а она вся дрожит. Да, это осина.
И про неё русский народ сочинил пословицы: дрожит, как
осиновый лист; гол, как осиновый кол; от осины яблочко не родится; с осину
вырос, а ума не вынес и т. д.

    3 слайд (ольха).
Узнать, что это за дерево.

 Проверка заданий, которые учащиеся выполняли
на местах.
                             

    4 слайд (ель). Перед
показом слайда – третья загадка:

Она зимой нарядится,
В гирлянды и шары,
Припрятала подарки
Она для детворы
Не зря поётся в песенке,
Что родилась в лесу,
Но я куплю из пластика –
Красавицу спасу!

(Елка)

 Задание 5. Один
из учеников  заранее готовит небольшой доклад об использовании  ели.

   8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель
перечисляет растения лесной зоны и когда называет хвойные растения – ученики
хлопают в ладоши.

Рябина,
клён, пихта, берёза, дуб, лиственница, ольха, осина, ель,
ясень, граб, кедр, можжевельник, сирень, лещина, сосна,
липа, черёмуха.    

5 слайд (сосна). Перед
показом слайда – четвёртая загадка:

Хоть колюча, а не Ёлка,
 Подлинней её иголка,
 А кора тонка, красна,
 Та красавица …

Задание 5. Один из учеников 
заранее готовит небольшой доклад об использовании сосны.

   6 слайд (кедр)
Демонстрация слайда и комментарий учителя: кедр похож на сосну, но хвоя и шишки
у него более крупные, а ствол темнее (демонстрация гербария).

   7 слайд (пихта)
Демонстрация слайда и комментарий учителя: пихта напоминает ель, только шишки у
неё растут вверх, а у ели свисают вниз, да и хвоя у пихты неколючая и плоская
(демонстрация гербария). 

   8 слайд
(лиственница) Демонстрация слайда и комментарий учителя: единственное хвойное
дерево, которое сбрасывает на зиму хвою, подобно лиственным деревьям – отсюда
название (таблица). 

   9 слайд (дуб)
Демонстрация слайда и комментарий учителя: один из долгожителей до 800 – 1500
лет.

   10 слайд (ясень)
Демонстрация слайда.

  11 слайд (липа)
Демонстрация слайда и чтение стихотворения учителем.

Остальные слайды (с
12 по 19) учащиеся просматривают и пытаются назвать представителя растительного
мира зоны лесов, в случае затруднения учитель помогает (граб, пробковый дуб,
грецкий орех, маньчжурский клён, бархат амурский, сирень, китайский лимонник,
женьшень).

6. Разгадывание
кроссворда по теме: «Растительный мир лесной зоны».

7. Домашнее
задание на карточке: вписать в текст об охране леса недостающие слова,
(пользуясь учебником). Прочитать текст.

     Лес
нужно _____________и _______________. Вырубка должна вестись

по плану,
на месте ____________________________ должны быть _________

____________________________________
. В лесу нельзя ________________

________________,
от которых может возникнуть _____________________ .

3. Подготовка к
усвоению новых знаний.

1. Вступительное
слово учителя.

В лесной
зоне обитает огромное количество животных. Лес предоставляет им корм и убежище.
Многие из животных питаются сочными травами, хвоёй, почками, побегами
кустарников, ягодами и грибами. Особое значение в питании животных имеют орехи
и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит
всех обитателей тайги, даже медведей. Много в зоне лесов и животных – хищников,
которые питаются другими животными, а есть и всеядные животные, питающиеся как
растительной, так и животной пищей.

Но о способе питания мы поговорим чуть
позже.

А сейчас,
пользуясь уже имеющимися знаниями и атласом-приложением (с. 10), назовите мне
известных вам представителей животного мира наших лесов.

Учащиеся
по цепочке перечисляют животных зоны лесов. Молодцы!

4. Усвоение
новых знаний.

А теперь
откройте тетради и запишите тему урока: «Животный мир лесной зоны» и число. По
ходу урока мы с вами заполним таблицу, в которой не только перечислим животных
зоны лесов, но разделим их по способу питания.

Словарные
слова
:
травоядные, хищники и всеядные. Разбор с детьми этих понятий, которые лягут в
основу заполняемой таблицы.

 

Травоядные

Хищные

Всеядные

Лось

Волк

Кабан

Заяц

Лиса

Медведь

Косуля

Рысь

Ёж

Белка

Барсук

Куница

Бобр

Соболь

 

 

Норка

 

В нашей
работе при изучении животных мы воспользуемся презентацией. По ходу
рассмотрения каждого слайда мы будем узнавать что-то новое, интересное о данном
животном и определять в какой столбик таблицы отнесём это животное.

 1 слайд (волк). Перед показом слайда – ребус.
Далее демонстрация слайда и комментарий учителя: вероятно, ни одно
другое животное на Земле не было так значимо для людей, как волк. Они были
богами в норвежской мифологии, «злой хищник» известен вам  из русских сказок,
хотя именно волчица воспитала Мауги – человеческого детёныша из хорошо знакомого
вам мультфильма. И самое интересное — волк был первым одомашненным животным.

Основной пищей волков
являются: олени, лоси, кабаны, овцы, коровы, лошади. Охотится волк также на
зайцев, бобров, сурков, нутрий, ондатр и даже мышевидных грызунов. При
отсутствии более подходящей пищи волк не брезгует лягушками, ящерицами. Волки
никогда не упускают шанса поесть. Зачастую, живя в самых суровых уголках
планеты, волки частенько поедают своих раненых или больных сородичей, это
называется каннибализмом.

Итак,
волка мы записываем во 2 столбик нашей таблицы.

2 слайд
(лось). Учащиеся сами называют это животное. Далее более подробно о нём
учащиеся узнают при чтении учебника на стр. 82.

В
какой столбик таблицы мы отнесём лося?

3 слайд (заяц). Перед
показом слайда – вторая загадка:

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)

Демонстрация
слайда и составление на него синквейна. Вопрос: чем питается заяц?

 В
какой столбик таблицы мы отнесём зайца?

4 слайд
(косуля).  Учащиеся сами пытаются назвать это животное (рис.83 на стр. 81).

Далее
небольшой комментарий учителя
: это самый маленький олень наших лесов и  своим русским названием
косуля обязана косо поставленным зрачкам, очень пугливое и
осторожное животное. Косули охотнее всего объедают осину, иву, тополь, рябину, липу, берёзу, ясень, дуб, а также сочные разнообразные  травы,  любят
водные растения (вахта, аир, белокрыльник), за
которыми приходят на болота и к озёрам. Охотно поедают ягоды и сочные плоды, а
также  жёлуди и каштаны. Часто поедают
лекарственные растения, в частности полыни, которые, видимо,
нужны им в качестве противопаразитного средства. Иногда без последствий для
себя едят ядовитые растения: аконит, белладонну, волчеягодник, вороний глаз, лютик едкий, виды рода
паслён и пр.

В
какой столбик таблицы мы отнесём косулю?

5 слайд (белка). Перед показом слайда – третья загадка:

Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(ответ: белка)

Далее демонстрация
слайда и комментарий учителя: В зависимости от времени года белка ест
плоды или семена, почки, ветви, кору, ягоды, зерна и грибы. Главную ее пищу
составляют сосновые семена, почки и молодые побеги.  Белку очень легко приучить
к кормлению с рук. Достаточно прикармливать ее в течение нескольких дней, и она
обязательно вернется за новой порцией еды. А в связи с тем, что белка любит
запасаться впрок, она будет брать у вас столько еды, сколько вы ей дадите.

В
какой столбик таблицы мы отнесём белку?

6 слайд (лиса). Перед
показом слайда – ребус. Далее демонстрация слайда и
составление на него синквейна. Вопрос: чем питается лиса?

В
какой столбик таблицы мы отнесём лису?

7 слайд
(рысь). Перед показом слайда –
четвёртая загадка, прослушав её внимательно,  вы ответите на вопрос: чем
питается это животное и без труда определите его место в таблице.

Пятнистая хищница, леса гроза,
На ушках по кисточке, злые глаза.
Живёт она в тёмной чащобе лесной
И лучше её обходить стороной.
По лесу скитается целую ночь.
Все звери спешат от разбойницы прочь.
На дерево может залезть без труда,
Для птиц зазевавшихся это беда.
Добычей зайчишка-беляк может стать,
Глухарь или рябчик, коль будут дремать.
Прогнать ты не сможешь её словом “брысь”.
Разбойница эта, конечно же …

В
какой столбик таблицы мы отнесём рысь?

8 слайд
(кабан). Учащиеся сами называют это животное. Далее демонстрация слайда и комментарий учителя: это
родичи наших домашних свиней, питаются: кореньями растений, орехи, жёлуди,
ягоды, черви, насекомые, рыбы, птицы и их яйца, грызуны, лягушки, падаль.

В
какой столбик таблицы мы отнесём кабана?

9 слайд
(бобр). Учащиеся сами называют это животное. Далее демонстрация слайда и комментарий учителя: питаются
корой деревьев и молодыми побегами ольхи, черёмухи, вяза, дуба, липы, берёзы и
др.

В
какой столбик таблицы мы отнесём бобра?

10 слайд
(медведь). Учащиеся сами называют это животное. Далее более подробно о нём
учащиеся узнают при чтении учебника на стр. 82. (Питается: муравьями, молодыми
побегами деревьев, ягоды, травы, орехи, мелкие животные, птичьи яйца, лось,
косуля – тоже могут стать добычей «косолапого»). 

В
какой столбик таблицы мы отнесём медведя?

11 слайд
(ёж). Перед показом слайда –
пятая загадка: Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. Далее
демонстрация слайда и комментарий учителя: питаются ежи: насекомыми,
червями, лягушками, яйцами птиц и птенцами, ягоды, орехи, фрукты, грибы.

В
какой столбик таблицы мы отнесём ежа?

12 слайд
(барсук). Учащиеся сами стараются узнать это животное. Далее демонстрация слайда и комментарий учителя: питаются
насекомыми (в т.ч. шмели, осы), грызунами, лягушками, птицами и их яйцами,
ягоды и др. 

В
какой столбик таблицы мы отнесём барсука?

13 слайд
(соболь). Учащиеся сами стараются узнать это животное. Далее демонстрация слайда и комментарий учителя: питаются  
грызунами, белками, зайцами, птицами, орехами, ягодами.

В
какой столбик таблицы мы отнесём соболя?

14 слайд
(куница). Учащиеся сами стараются узнать это животное. Далее демонстрация слайда и комментарий учителя: питаются  
грызунами, птицами и их яйцами, насекомыми, лягушками, орехами, ягодами,
фруктами.

В
какой столбик таблицы мы отнесём куницу?

15 слайд
(норка). Учащиеся сами стараются узнать это животное. Далее демонстрация слайда и комментарий учителя: питаются  
грызунами, лягушками!, рыбой, насекомыми, птицам.

В
какой столбик таблицы мы отнесём норку?

Остальные слайды (с
16 по 29) учащиеся просматривают и пытаются назвать птиц зоны лесов, в случае
затруднения учитель помогает (тетерев, глухарь, дятел, сойка, клёст, синица,
сорока, ворона, кукушка, скворец, соловей, галка, сова, филин).

Последние четыре
слайда редкие животные лесной зоны (выхухоль, зубр, пятнистый олень,
благородный олень). С этими животными более подробно вы можете ознакомится, прочитав
материал на стр. 84 «Для любознательных».

5. Проверка
понимания нового материала.

Итак, мы
познакомились с типичными представителями животного мира зоны лесов.      1).Ещё
раз обратим внимание на таблицу и 2) каждый выполнит задание, где
надо определить животное по контурам и сделать надпись под каждым рисунком.

3)
Задание на доске для всего класса: прочитать названия животных и убрать лишнее
в каждом ряду.

Белый
медведь
, кабан,
заяц, белка.

Песец, лисица, лось, рысь, бобр.

Косуля,
волк, лемминг, медведь.

Ёж, северный
олень
, барсук, норка.

Синица, дрозд,
гага, глухарь, тетерев.

Что
объединяет выбывших животных? (животные зоны тундры)

6. Закрепление
нового материала. Выводы.

Решите
кроссворд «Животный мир лесной зоны» и прочитайте хором вывод на стр. 84.

7. Информация о
домашнем задании.

Стр. 81 –
85, ответы на вопросы в конце параграфа. 

8. Итоги.
Оценки. Благодарность за работу на уроке.

Литература:

1) Лифанова Т. М.,
Соломина Е. Н. География России. М., «Просвещение», 2004           2) Лифанова
Т. М. Рабочая тетрадь по физической географии  России. М., «Просвещение», 2000          
                                                                                                                                             2)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 5-9 классы / Под редакцией кандидата психологических наук, профессора 
И. М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение»,
2010                                                                        3)
Интернет ресурсы.                                                                                                       
        4) Майсурян А. Энциклопедия для детей. Том 4. География. Москва
“Аванта+”. 1996г.   5) Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. Книга для
учителя. Москва “Просвещение” АО “Учебная литература”. 1996
г.                                                               6) «1000
загадок»; Составители Н. В. Елкина. Т. И. Тарабарина, М., 2009

 

Область растительности | Национальное географическое общество

Ученые делят земную сушу на так называемые растительные регионы. Эти области имеют различные типы растений, почвы и погодных условий. Районы растительности можно разделить на пять основных типов: леса, луга, тундра, пустыня и ледяной щит. Климат, почва, способность почвы удерживать воду и уклон или угол наклона земли определяют, какие типы растений будут расти в конкретном регионе.

Лес

Леса — это области с деревьями, сгруппированными таким образом, что их листва или листва затеняют землю. Леса можно найти практически везде, где могут расти деревья, от уровня моря до высоко в горах. От влажных тропических лесов у экватора до бореальных лесов с холодным климатом вблизи Полярного круга — различные типы лесов можно найти по всему миру.

Один из способов классификации различных типов лесов — по типам деревьев, которые есть в лесу. В лиственных лесах есть деревья с зелеными листьями, которые осенью меняют цвет, а зимой совсем опадают. В лиственных лесах распространены дуб и клен. Северо-восток Соединенных Штатов покрыт лиственным лесом, и каждую осень туристы стекаются в этот район, чтобы увидеть оранжевые, желтые и красные листья, покрывающие регион.

В вечнозеленых лесах есть деревья с листьями, которые остаются зелеными круглый год. Одно из мест, где можно найти вечнозеленые леса, находится на противоположной стороне североамериканского континента — на северо-западе Тихого океана, который включает канадскую провинцию Британская Колумбия и американские штаты Вашингтон и Орегон. Тихоокеанский северо-запад полон вечнозеленых деревьев, таких как пихты.

Иногда леса классифицируют по типу листьев на деревьях. Деревья в широколиственных лесах имеют широкие, плоские листья. Влажные тропические леса представляют собой тип широколиственных лесов. Влажные тропические леса, такие как тропические леса бассейна Амазонки в Бразилии, находятся недалеко от экватора. Они содержат более половины мирового биоразнообразия или разнообразия видов растений и животных.

В хвойных лесах растут деревья с шишками и иголками вместо листьев. В хвойных лесах растут самые высокие (береговая секвойя), самые большие (гигантская секвойя) и самые старые (щетинистая сосна) деревья в мире.

Многие леса смешанные, то есть в них есть как широколиственные, так и хвойные деревья. Например, эвкалиптовые леса Австралии представляют собой смешанные леса. Вечнозеленые эвкалипты смешаны с лиственными деревьями, такими как бук.

Пастбища

Луга, как следует из их названия, представляют собой плоские и открытые участки, где травы являются преобладающим типом растительности. Луга можно найти на всех континентах, кроме Антарктиды.

Климат влияет на тип пастбищ, которые вы получаете. В прохладном, мягком климате, как на северо-западе Европы, на пастбищах преобладает жесткая растительность, такая как овес, который процветает круглый год. Некоторые из этих трав настолько жесткие и выносливые, что их считают сорняками.

В более теплом климате лучше сохраняется сезонная растительность. Луга умеренного пояса существуют там, где в течение года наблюдаются сезонные колебания температуры: жаркое лето и холодная зима. Здесь разные травы растут при разных температурах. Луга умеренного пояса существуют от прерий Северной Америки до вельда или сельских пастбищ Южной Африки.

Тропические луга называются саваннами. Они хорошо себя чувствуют в теплую погоду круглый год и обычно довольно сухую. Самые известные саванны находятся в Африке. В национальном парке Серенгети в Танзании есть три различных типа пастбищ саванны: длинная трава, средняя трава и короткая трава. Эта часть Серенгети известна как Равнины Серенгети, и она поддерживает диких животных от трубкозубов до зебр.

Пастбища важны для производства молока и молочных продуктов; молочные коровы счастливее и продуктивнее там, где они могут целый день жевать траву.

Тундра

Тундра – это территория, где рост деревьев затруднен из-за низких температур и коротких сезонов. Растительность в тундре ограничена несколькими кустарниками, травами и мхами. По оценкам ученых, в тундре обитает около 1700 различных видов, что немного по сравнению с лесами и лугами. Земля часто бывает слишком холодной, чтобы растения могли пустить корни, а без растений могут выжить немногие виды животных.

Существует два типа тундры: альпийская тундра и арктическая тундра. Альпийская тундра отделена от области лесной растительности линией деревьев, областью, за которой условия слишком суровые или холодные для роста деревьев. Погода в альпийских тундрах холодная, снежная и ветреная. Большая часть Тибетского нагорья, так называемая «крыша мира», расположенная в Тибете, Китае и Индии, представляет собой высокогорную тундру. В этом растительном регионе живут такие животные, как горные козлы.

Арктическая тундра встречается в крайнем северном полушарии Земли. Он имеет голый ландшафт и замерзает большую часть года. Здесь тундра может включать вечную мерзлоту или постоянно промерзшую почву. Россия и Канада имеют огромные площади арктической тундры. Летом вечная мерзлота немного оттаивает, что позволяет некоторым растениям расти во влажной болотистой почве. Вы не найдете много млекопитающих в арктической тундре, но тысячи насекомых и птиц появляются каждый год и наслаждаются болотами, прежде чем они замерзнут. Среди немногих млекопитающих, которые действительно процветают в арктической тундре, есть карибу и белые медведи.

Пустыня

В пустынях почти нет осадков или дождя. Фактически, пустыни конкретно определяются как районы со среднегодовым количеством осадков менее 10 дюймов в год. В пустынях обычно очень высокие дневные температуры, низкие ночные температуры и очень низкая влажность.

Почва пустыни часто бывает песчаной, каменистой или гравийной. Растительная жизнь очень специализирована, чтобы приспособиться к этим грубым, засушливым условиям, с длинными корнями, маленькими листьями, стеблями, которые хранят воду, и колючими шипами, которые препятствуют животным прикасаться к ним или есть их. Кактусы, произрастающие в пустынях Северной и Южной Америки, являются примером такого рода растений. Несмотря на бесплодный вид жарких пустынь, они полны животной жизни. Большинство пустынных животных, таких как ящерицы или змеи, ведут ночной образ жизни, то есть они активны ночью. Ночные животные пользуются более прохладными ночными температурами жаркой пустыни.

Однако не все пустыни жаркие и песчаные. Самая большая пустыня в мире — Антарктическая пустыня, занимающая большую часть континента Антарктида. В антарктической пустыне ледяные щиты покрывают голые скалы. Немногие животные могут жить в антарктической пустыне. Те, которые это делают, часто микроскопические, такие как вши.

Ледяной щит

Интересная вещь о ледяном щите «регион растительности» заключается в том, что там действительно нет никакой растительности! Ледяной щит — это большой участок ледникового льда, который покрывает землю вокруг него на площади более 50 000 квадратных километров (20 000 квадратных миль). В настоящее время единственные ледяные щиты находятся в Антарктиде и Гренландии. Не путайте ледниковые щиты, называемые полярными ледяными шапками, с другими шельфовыми ледниками или ледниками; ледяной щит намного, намного больше.

Ледяные щиты являются важным исследовательским объектом для ученых. Антарктический ледяной щит — это летопись земных атмосферных изменений. Глядя на слои льда, ученые могут отслеживать различные уровни загрязнения или вулканических газов в атмосфере. Например, извержение индонезийского островного вулкана Кракатау в 1883 году можно определить и датировать по отчетливым пузырькам воздуха в антарктическом ледяном щите.

Ученые также изучают ледяные щиты, чтобы измерить скорость таяния льда. Когда-то считалось, что части ледяного щита Гренландии остаются постоянными, но сейчас они тают быстрыми темпами.

Краткий факт

Здесь жарко?
Пустыни занимают примерно треть суши Земли!

Краткий факт

Региональная культура
Люди приспособились жить в естественной среде всех растительных регионов, кроме ледяного щита. Многие из народа яномамо продолжают жить в тропических лесах Амазонки в Бразилии и Венесуэле. Равнинные индейские племена, такие как лакота, являются коренными жителями пастбищ Среднего Запада Северной Америки. Чукотская культура Дальнего Востока России развивалась в тундре. Культура сан процветала в пустыне Калахари на юге Африки тысячи лет.

Краткий факт

Разнообразие сада
Зоны растительности, также называемые зонами выносливости, представляют собой меньшие, более детализированные области растительности. Зоны растительности делят землю в зависимости от температуры и осадков. Большинство садоводов смотрят на карту растительных зон, прежде чем сажать какие-либо цветы, деревья или овощи.

Соединенные Штаты, например, обычно делятся на 10 растительных зон. Зона 1 является самой холодной зоной и поддерживает такие растения, как осина. Зона 10 – самая теплая зона. Садовники здесь могли бы посадить папоротники или пальмы.

Статья

Калифорнийский университет: контрольные списки онлайн-карт растительности и распространения растений

Четыре элемента здорового леса

Когда вы закрываете глаза и думаете о здоровом лесу, вы можете представить себе густой лес. Но здоровый лес сложен, как и живущие в нем виды растений и животных.

Рик Кайпер, руководитель подразделения Sierra-Cascades Управления охраны рыбных ресурсов и дикой природы Сакраменто Службы рыболовства и дикой природы США, посетил многие леса Калифорнии. Кайпер и его команда работают вместе с федеральными агентствами, включая Лесную службу США и Службу национальных парков, над восстановлением перечисленных видов, обитающих в Сьерра-Неваде.

«Мы тесно сотрудничаем с государственными агентствами по управлению земельными ресурсами и частными землевладельцами, чтобы у нас были здоровые леса для вида в Сьеррах», — сказал Кайпер. «Восстановление и сохранение хорошей лесной среды обитания является ключевым компонентом успешного восстановления таких видов, как рыбак из Южной Сьерра-Невады и жаба Йосемити».

Хотя леса калифорнийской Сьерра-Невады могут не выглядеть как леса рядом с вами, все здоровые леса имеют некоторые общие черты. Вот четыре особенности здоровых лесов, на которые вы можете обратить внимание в своем следующем путешествии на природу.

Здоровые леса богаты растениями и животными

Подробности изображения

В здоровых лесах обитает множество видов из всех царств жизни. Предоставлено: Кэл Робинсон/USFWS

. Биоразнообразие — самый важный показатель любой здоровой экосистемы. Это означает, что существует большое разнообразие видов из всех царств жизни , будь то растения, животные, грибы или микроорганизмы, которых мы не видим.

«Мы знаем, что леса здоровы, когда видим разнообразие молодых и старых деревьев, много разных видов деревьев, кустарников, трав и цветов», — сказал Кайпер. «Когда леса богаты растениями, они также, как правило, богаты птицами, насекомыми, крупными хищниками и хищниками».

Биоразнообразие леса является признаком того, что природные циклы, такие как пищевая сеть, обмен питательными веществами в почве и круговорот воды, работают хорошо. Если эти циклы находятся в хорошем рабочем состоянии, лес становится более устойчивым к болезням и сильным лесным пожарам.

Здоровые леса предлагают разнообразные места обитания

Подробности изображения

Здоровые леса имеют много мест обитания и большее биоразнообразие. На этом снимке из вулканического национального парка Лассен можно увидеть различные места обитания в ручье, на травянистом лугу, среди деревьев и на голой скале между деревьями на возвышенностях. Предоставлено: Ким Тернер/USFWS 9. 0002 Разным животным и растениям нужны разные особенности леса, чтобы процветать. Особенности леса меняются в зависимости от высоты над уровнем моря, климата и доступа к воде. Если вы отправитесь на разведку, вы можете найти в лесу некоторые из следующих типов среды обитания:

  • старые заросли с густыми деревьями и растительностью, которые обеспечивают тень и укрытие для хищных животных, таких как рыбаки и куницы 
  • открытые травянистые луга, на которых травоядные могут кормиться, а опылители находить цветы
  • поваленных бревен, коряг и камней, дающих убежище животным, ищущим полости и норы, в том числе змеям и грызунам
  • 90 128 участков с неравномерным древесным покровом, поэтому солнце и дождь могут достигать низкорослых растений, побегов и земли 90 129

  • пруды, ручьи, озера и реки, в которых обитают водные растения и животные, такие как лягушки и бобры
  • зеленые влажные зоны вокруг источников воды, включая прибрежные зоны и водно-болотные угодья

Животный мир в лесу будет таким же разнообразным , как и доступные места обитания . Когда вы идете по лесу и находите луг и пруд, окруженные кустами и деревьями разной высоты и разной породы, там будет больше видов животных, чем в лесу, который представляет собой просто группу одинаковых деревьев. вида и возраста», — сказал Кайпер.

В здоровом лесу есть деревья разного размера и возраста

Подробности изображения

В здоровом лесу много разных видов деревьев разной высоты и возраста. Предоставлено: Рик Кайпер/USFWS

В то время как деревья приспосабливаются к погоде и условиям своего естественного ареала, изменение климата

изменение климата

Изменение климата включает как глобальное потепление, вызванное антропогенными выбросами парниковых газов, так и вытекающие из этого крупномасштабные сдвиги в погодных условиях. Хотя были и предыдущие периоды климатических изменений, с середины 20 века люди оказали беспрецедентное влияние на климатическую систему Земли и вызвали изменения в глобальном масштабе.

Узнайте больше об изменении климата

постоянно оказывает все большее давление на леса, что влияет на то, как растут деревья. Здоровый лес должен состоять из саженцев и молодых деревьев среди старых побегов. Если нет молодых деревьев, это признак того, что что-то в лесу препятствует прорастанию новых деревьев, например, плохое состояние почвы. Если взрослые деревья умирают, причиной может быть продолжительная засуха или болезнь.

«Взрослые деревья, которые уже пострадали от засухи, легче поддаются заражению короедом. Когда популяции короедов достигают высокой численности, хищников, таких как дятлы и осы-паразиты, не хватает, чтобы держать их под контролем», — сказал Кайпер

В следующий раз, когда вы окажетесь в лесу, посмотрите, сможете ли вы обнаружить как молодые, так и старые деревья разные размеры багажника.

В здоровых лесах чистая вода

Детали изображения

Кусты на берегу реки Перо в Национальном лесу Плюмас фильтруют воду перед тем, как она попадает в реку. Предоставлено: Кэл Робинсон/USFWS 9.0002 Чистая вода нужна всем видам для выживания. В здоровом лесу много деревьев, кустарников и трав с прочной корневой системой, препятствующей эрозии. Когда растений недостаточно, чтобы удерживать почву, дожди могут сбрасывать слишком много грязи, пепла и другого мусора в пруды, озера и ручьи, загрязняя воду. Эрозия особенно опасна для водных видов, таких как лягушки, чьи яйца могут быть зарыты грязью. На воду также могут воздействовать условия вверх по течению, такие как сброс человеческих отходов, мусора или химикатов.

Чистая вода в лесах важна для всех, а не только для животных и растений, которые там обитают. Леса в горах играют важную роль в обеспечении людей, рыб и других диких животных ниже по течению чистой питьевой водой.

«Горные леса часто являются отправной точкой для воды, которую мы пьем в городах. В большинстве случаев, чем чище и чище вода выше по течению, тем лучше вода, которая течет из нашего крана», — сказал Кайпер.

Внесите свой вклад в сохранение здоровья наших лесов

Хотите знать, как вы можете помочь лесам рядом с вами? Вот несколько советов!

1. При воссоздании следуйте семи принципам не оставлять следов:

  • Планируйте заранее и готовьтесь – Жуки-короеды путешествуют с дровами, поэтому покупайте дрова там, где вы планируете их сжигать. Если вы путешествуете с домашним скотом, не забудьте кормить его сеном без сорняков за несколько дней до поездки, чтобы инвазивные растения не распространялись в их помете.
  • Путешествие и разбивка лагеря на прочных поверхностях — Сход с тропы или разбивка лагеря по растительности может вызвать эрозию или повредить хрупкие виды.
  • Надлежащая утилизация отходов – Сюда входят отходы домашних животных! Обязательно упакуйте его, так как он может принести чужеродные паразиты или бактерии лесным видам. Любой мусор, даже пищевые отходы, может вызвать проблемы со здоровьем у животных.
  • Оставьте то, что найдете . В целом лучше оставлять вещи там, где вы их нашли, так как они могут быть частью жилища животного или важным источником пищи.
  • Минимизация воздействия костров – Девять из десяти пожаров вызваны деятельностью человека. Обязательно проверяйте условия возгорания в том месте, куда вы направляетесь, и избегайте разведения костров, особенно в теплые и ветреные дни. Когда есть ветер и растительность сухая, пожары могут распространяться быстрее, чем вы можете себе представить, и их очень трудно взять под контроль.
  • Уважение к дикой природе – приближение к дикой природе может вызвать стресс у животных или несчастный случай со смертельным исходом для животного или вас. Кормление животных побуждает животных ассоциировать пищу с людьми, что может привести к тому, что они будут беспокоить людей или потеряют способность добывать себе еду. Животные, которые слишком привыкают к людям, часто в конечном итоге подвергаются эвтаназии.