Задание двойное оплодотворение цветковых растений: Двойное оплодотворение цветковых растений — урок. Биология, 9 класс.

Содержание

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему «Двойное оплодотворение цветковых растений»

 

Тема: Двойное оплодотворение цветковых растений.

Тип урока: урок изучения нового материала «Двойное оплодотворение» и закрепления ранее полученных знаний по темам: «Цветок» и «Плод».

Цели урока: Познакомить учащихся с процессом оплодотворения у цветковых растений и подвести к заключению, что оплодотворение – второе обязательное условие образования плодов (после опыления).

План урока.

  1. Организационный момент: подготовка к уроку, объявление темы, целей урока, запись домашнего задания.
  2. Опрос учащихся с целью повторения строения главных органов цветка.
  3. Просмотр кинофрагмента о разнообразии цветков с применением компьютера и мультимедийного проектора. Материал подготовлен с применением личного опыта учителя по изучению цветов тропических растений Индии. Учитель сопровождает просмотр фрагмента комментированием , называя неизвестные цветущие растения. Что общего у увиденных нами на экране цветущих растений? Учитель вместе с учащимися делает вывод для чего необходимы цветам яркие венчики?
  4. Беседа о строении завязи и семязачатка, о формировании пыльцевых зерен и зародышевого мешка с одновременным анализом рисунков таблиц.
  5. Рассказ учителя о судьбе пыльцы, попавшей на рыльце пестика при опылении, о её прорастании, о двойном оплодотворении у цветковых (или покрытосеменных) растений.
  6. Работа учащихся в тетрадях, с применением шаблонов пестиков, по обозначению основных структур оплодотворенного пестика: семязачатка, пыльцевой трубки, спермий, яйцеклетки, крупной клетки зародышевого мешка, синергидов, антиподов. Учащиеся сверяют свои изображения с рисунком на доске.
  7. Закрепление знаний, полученных на уроке. Демонстрация прорастающей пыльцы с применением компьютерной программы, разработанной для данного урока. Во время показа программы на мультимедийном проекторе учитель делает комментарии по процессу оплодотворения у цветковых растений, акцентируя ещё раз внимание учащихся на основных структурах пестика. Делается вывод о значении оплодотворения для цветковых растений.
  8. Рассказ учителя об образовании зародыша, семени и плода из оплодотворённого цветка. Закрепление материала с повторением ранее изученных понятий темы «Плоды». Повторение на уроке организуется:
    1. в форме игрового момента по принципу от общего к частному. (Учащиеся отвечают на предложенные учителем вопросы, далее учитель бросает каждому из детей мяч и называет типы плодов, учащиеся, бросая в ответ мяч учителю, определяют сухой плод или сочный. В данной игре учащиеся демонстрируют умение классифицировать плоды по признаку – количество воды в околоплоднике. )
    2. В форме игрового момента по принципу от частного к общему. Учитель берет на себя роль Незнайки и делает намеренно ошибки, учащиеся исправляют ошибки, показывая «светофоры». Шаблоны светофоров заранее заготовлены, они сделаны из картона и цветной бумаги. (Ошибки –У гороха питательный плод стручок. Морковь- самый вкусный, богатый витаминами плод. У вишни сухой и твёрдый плод костянка. У пшеницы кукурузы плод похож на семя и называется семянка.)
  9. Заключение учителя. Подведение итогов урока. Выводы, оценки самым активным учащимся «5».

Оборудование:

макет «Цветок вишни», макет «Плод вишни», макет «Плод гороха», таблица «Строение цветка вишни», таблица «Оплодотворение цветковых растений», таблица «Сухие плоды», таблица «Сочные плоды», таблица «Vegetables», компьютер «Notebook», мультимедийный проектор, экран, авторские компьютерные программы:
«Разнообразие цветковых растений», «Двойное оплодотворение», микрофотографии пыльцевых зёрен (электронный микроскоп), портреты С. Г. Навашина, рисунки «Клеточное строение пестика, семязачатка, крупной клетки зародышевого мешка», «Оплодотворение у цветковых растений», рисунки «Строение цветков вишни, яблони, сирени», цветные маркеры и мелки, мяч, раздаточный материал: картонные шаблоны пестиков, картонный «светофор», проверочные тесты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Запись домашнего задания в дневниках (изучить параграф 44 до стр. 195, рис. в тетр., тест), запись темы в тетрадях. Учитель акцентирует внимание учащихся на то, что эта тема является ключевой темой всего курса биологии.

2. Опрос учащихся

Опрос с целью повторения строения главных органов цветка для дальнейшего более качественного восприятия новой темы. Вопросы к учащимся: Какое строение имеет цветок? (на примере цветка вишни) Учитель показывает на макете органы цветка, учащиеся их хором называют( последовательно снизу вверх на макете: цветоножка, цветоложе, чашечка, чашелистки, венчик, лепестки, околоцветник, тычинка, тычиночная нить, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь, семязачатки). Каковы главные части цветка? (пестик, тычинки). Учащимся предлагается задание: исправить ошибку на доске в написанной формуле цветка вишни.* Ч5Л(5) Т П 1.Учащимся предлагается сделать вывод: что такое цветок?

Вывод: Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.

3. Просмотр кинофрагмента.

Учащимся предлагается посмотреть кинофрагмент и ответить на вопрос: Что общего у увиденных на экране цветущих растений?

( У всех растений очень яркие венчики). По ходу демонстрации фильма учитель называет неизвестные тропические растения.

Вывод: У растений яркие венчики.

Какое это имеет значение для растения? Это способствует наиболее эффективному опылению, привлекая насекомых-опылителей. В дальнейшем образованию большего количества семян.

4. Объяснение нового материала.

Беседа о строении завязи и семязачатка, о формировании пыльцевых зерен и зародышевого мешка.

В пыльниках тычинки происходит деление клетки, в результате которого образуются пыльцевые зерна. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Пыльцевое зерно покрыто двумя оболочками. Наружная оболочка неровная с шипиками, бородавочками, выростами. Для чего? Это помогает пыльцевым зернам удерживаться на рыльце пестика. Одновременно с созреванием пыльцы в семязачатке формируется зародышевый мешок. Семязачатки развиваются на внутренних сторонах стенок завязи и состоят из клеток. У пшеницы, ячменя, ржи, вишни в завязи только один семязачаток, у хлопчатника – несколько десятков, у мака – несколько тысяч. Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал – пыльцевход. Он ведет в центральную часть семязачатка, в которой формируется зародышевый мешок. Напротив пыльцевхода в нем находится яйцеклетка с двумя клетками-спутницами (синергидами), центральную часть занимает крупная клетка, на противоположном полюсе зародышевого мешка находятся три клетки — антиподы.

5. Рассказ о судьбе пыльцы, попавшей на рыльце пестика.

Учитель объясняет новый материал, демонстрируя таблицы.

Итак, пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему благодаря строению оболочки, а также липким, сахаристым выделениям рыльца, к которым пыльца прилипает. Что же происходит потом? Как не трудно догадаться должно произойти оплодотворение. Но мужские половые клетки цветковых растений (спермии) в отличие от сперматозоидов большинства других растений ленивы – не имеют жгутиков и сами добраться до яйцеклетки не могут. Их доставляет по назначению специальный «лифт» — пыльцевая трубка. Попав на рыльце пестика, пыльца быстро прорастает. Выпускает эту трубку, которая растет внутрь пестика. По ней вниз проникают два неповоротливых спермия. Один из спермиев и поджидающая его яйцеклетка сольются, дав начало зародышу. А вот у второго спермия необычная судьба. Ни у каких организмов, кроме цветковых растений ничего подобного не происходит. Второй спермий сливается с соседкой яйцеклетки, которую называют центральной клеткой. Получается вот такой странный «брак». Из неё разовьётся питательная ткань семени – эндосперм.( в переводе с греч. «внутрисеменник»).

Этот процесс получил название двойного оплодотворения и был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

6. Работа учащихся в тетради с шаблонами пестиков.

Обозначение основных частей оплодотворенного пестика. Сверка обозначений с готовым рисунком цветными маркерами на доске и рисунком учебника на стр. 193.

7. Закрепление полученных знаний с применением компьютерной программы.

Учитель демонстрирует, как происходит оплодотворение и дает по ходу программы необходимые комментарии. После просмотра компьютерной программы учащиеся делают вывод. Что такое двойное оплодотворение?

Вывод: Двойное оплодотворение – это процесс слияния первого спермия с яйцеклеткой и второго спермия с крупной клеткой зародышевого мешка.

8. Рассказ учителя об образовании зародыша, семени и плода из оплодотворённого цветка.

Закрепление знаний с повторением ранее изученной темы плоды (игровой момент).

Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения. Центральная клетка тоже делится, образуя эндосперм, в котором накапливаются запасы питательных веществ. Они необходимы для питания и развития зародыша. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка.

9. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Стихи Незнайки с ошибками.

Если в стихотворении ошибок нет, ученики показывают зелёный цвет светофора, если есть ошибки – красный цвет.

Полосатый толстопуз,
На бахче лежит арбуз. ( все правильно)

Знают все: и стар, и мал –
Вкусен плод картофеля.
Вырос добрый урожай!
Правда ведь не плохо ли ?! (у картофеля едят клубень)
 


У гороха плод стручок
И грызет его жучок.
Вкусный, спелый, сочный,
Только вот не прочный. (плод гороха – боб)

Спелую ягодку беру,
На другую смотрю,
Кланяюсь я низко,
Земляника близко!
Плод весьма душистый,
Вовсе не пушистый. (плод земляники – многоорешек)

На внимание:

Пишут в каждой детской книжке,
Что растут на дубе шишки. (желуди)

Помидор большой и спелый.
Цвет имеет ярко-серый. (ярко-красный)

На ветру дрожат осины –
С них слетают апельсины. (листья)
 


Праздник урожая
Отмечают в мае. ( в августе – сентябре)

Загадка: (История о Незнайке и его друзьях)

Одну ягоду мы ели.
Вчетвером за столик сели –
Еле-еле одолели.
Ели чуть не полчаса,
Расстегнули пояса,
Да ещё в отброс осталось –
Вот так ягодка досталась! ( плод арбуза – тыквина)

 

Двойное оплодотворение у цветковых растений




Вопросы внутри параграфа: Какие преимущества имеют покрытосеменные перед голосеменными?


Стр. 90. Вопросы и задания после §


1. Что представляет собой гаметофит у разных групп высших растений?


У высших растений половые клетки формируются на гаметофите – гаплоидном поколении, развивающемся из споры. У мхов (сфагнум, кукушкин лен) гаметофит представлен листостебельным растением, у папоротников и семенных растений гаметофит слабо развит и недолговечен. Так, у папоротников, из споры вырастает заросток. Заросток не расчленен на органы, имеет ризоид (примитивные корневые волоски), позднее на нем формируются половые клетки. У моховидных и папоротниковидных половое размножение тесно связано с водой: только при наличии воды сперматозоиды продвигаются к яйцеклетке. У семенных гаметофит сильно редуцирован, например, семенные растения, имеют раздельнополые гаметофиты, которые развиваются из разных спор. Микроспоры дают начало мужскому гаметофиту, мегаспоры – женскому. У цветковых растений мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном, созревающим в пыльнике тычинки, и формируются из микроспор. При созревании в пыльцевом зерне образуются две клетки – генеративная и вегетативная. Женский гаметофит, развивающийся из мегаспоры, представляю собой зародышевый мешок, расположенный внутри семязачатка. В нем происходит ряд делений – в результате образуется шесть гаплоидных клеток, среди которых яйцеклетка и одно двойное центральное ядро.


2. Объясните значение терминов «спорофит», «двойное оплодотворение».


Спорофит – это диплоидное поколение высших растений, образующееся при объединении генетических материалов женской и мужской гамет. На спорофите образуются споры. Двойное оплодотворение – это тип оплодотворения высших цветковых растений, в котором участвуют два спермия, один с которых оплодотворяет яйцеклетку, второй — диплоидное центральное яро.


3. Как осуществляется процесс двойного оплодотворения у цветковых растений?


В результате опыления – переноса пыльцы из пыльников на рыльце пестика, пыльцевое зерно – пылинка, начинает прорастать. При участии вегетативной клетки формируется пыльцевая трубка, по которой движется генеративная клетка. Она дает начало двум мужским гаметам спермиям. Спермий – безжгутиковый сперматозоид, не способный к активному движению. Пыльцевая трубка продвигается вниз к завязи и врастает в зародышевый мешок в области пыльцевхода. После этого кончика трубки разрывается и два спермия попадает внутрь зародышевого мешка. Одни из них сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а другой – с центральным ядром, формируя триплоидное ядро центральной клетки. Из зиготы развивается зародыш с диплоидным набором хромосом, из триплоидной клетки – эндосперм (питательная ткань семени). Из покровов семязачатка закладывается кожура семени, а из стенок завязи – околоплодник. Таким образом, цветок – это укороченный спороносный побег, служащий для образования спор и гамет, для опыления и оплодотворения, после которого образуются плоды и семена.


4. Какую роль играет двойное оплодотворение в размножении цветковых растений?


Благодаря двойному оплодотворению зародыш цветкового растения получает запас питательных веществ, которые расходуют при прорастании. Околоплодник защищает семена и способствует лучшему их прорастанию. Биологический смысл двойного оплодотворения весьма велик. В отличие от голосеменных, триплоидный эндосперм образуется лишь в случае оплодотворения. С учетом гигантского числа поколений этим достигается существенная экономия энергетических ресурсов. Увеличение уровня плоидности эндосперма до 3n способствует более быстрому росту ткани по сравнению с диплоидными тканями спорофита


5. Почему гаметофит называют половым поколением, а спорофит – бесполым в жизненном цикле разных групп высших растений?


Гаметофит – это гаплоидная многоклеточная стадия в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки (гаметы), а споры образуются в результате репродуктивного деления (мейоза) и всегда гаплоидны, то есть содержат одинарный гаплоидный набор хромосом. Спорофит – это диплоидное поколение высших растений, образующееся при объединении генетических материалов женской и мужской гамет.

двойное оплодотворение | Определение, покрытосеменные, результаты, схема, примеры, значение и факты

двойное оплодотворение , при размножении цветковых растений, слияние яйцеклетки и сперматозоида и одновременное слияние второго спермия и двух полярных ядер, что в конечном итоге приводит к образование эндосперма (пищевой ткани) семени. Это называется двойным оплодотворением, поскольку истинное оплодотворение (слияние сперматозоида с яйцеклеткой) сопровождается другим процессом слияния (слиянием сперматозоида с полярными ядрами), напоминающим оплодотворение. Двойное оплодотворение этого типа уникально для цветковых растений (покрытосеменных) и отвечает за формирование как зародыша, так и его потенциального источника пищи в семени.

У типичного цветкового растения семена образуются из тел, называемых семязачатками, которые содержатся в завязи или базальной части женской структуры растения, пестике цветка. Зрелая яйцеклетка в ее центральной части содержит область, называемую нуцеллус , которая, в свою очередь, содержит зародышевый мешок с восемью ядрами, каждое с одним набором хромосом (т.  е. они являются гаплоидными ядрами). Два ядра рядом с центром называются полярными ядрами; яйцеклетка расположена рядом с микропилярным («открытым») концом семязачатка.

За очень немногими исключениями (например, одуванчик ), развитие семязачатка в семя зависит от оплодотворения, которое, в свою очередь, следует за опылением. Пыльцевые зерна, попадающие на восприимчивую верхнюю поверхность (рыльце) пестика, прорастают, если они относятся к одному и тому же виду, и образуют пыльцевые трубки, каждая из которых растет вниз внутри столбика (верхней части пестика) по направлению к семязачатку. . Пыльцевая трубка имеет три гаплоидных ядра, и одно из них, так называемое вегетативное, или трубчатое, ядро, по-видимому, управляет работой структуры растущей трубки. Два других представляют собой неподвижные сперматозоиды, иногда называемые генеративными ядрами. Достигнув микропиле семязачатка и отделившись от конца пыльцевой трубки, один сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу (т.  е. оплодотворенную яйцеклетку с двумя полными наборами хромосом, по одному от каждого родителя). Это первое из двух оплодотворений. Затем новообразованная зигота претерпевает ограниченное количество делений и дает начало эмбриону.

Другой сперматозоид, откладываемый пыльцевой трубкой, сливается с двумя полярными ядрами зародышевого мешка, образуя триплоидное (три набора хромосом) ядро, которое митотически делится до образования клеточной стенки. В результате этого процесса образуется триплоидный эндосперм, питательная ткань, которая содержит различные материалы для хранения, такие как крахмал, сахара, жиры, белки, гемицеллюлозы и фитаты (запас фосфатов).

У орхидей и некоторых других растений с мелкими семенами, не содержащими запасных материалов, образование эндосперма полностью подавлено. В других случаях он значительно снижен, но резервные материалы присутствуют в другом месте, например, в семядолях (листьях семян) зародыша, как в бобах, салате и арахисе, или в ткани, полученной из нуцеллуса, перисперме, как в кофе. Другие семена, например, свеклы, содержат как перисперм, так и эндосперм.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Мелиссой Петруцелло.

Вкусное задание: удобрение черники и ежевики

Советы и расписание по удобрению черники и ежевики

Автор: Кимберли Тоскано

Загрузить PDF-файл «Удобрение черники и ежевики» Растения используют большое количество воды и питательных веществ для развития этих вкусных плодов. Применяя правильное удобрение в нужное время, вы можете протянуть руку помощи своим ягодным кустам.

Когда удобрять чернику и ежевику?

Голубика и ежевика нуждаются в разных удобрениях. Сроки внесения удобрений ориентированы на рост растений и развитие плодов. Голубика хорошо реагирует на небольшое количество удобрений, вносимых тремя отдельными внесениями, первое внесение весной, когда начинается новый рост, а второе внесение через шесть недель. Третье применение производится сразу после сбора урожая. Для ежевики вносите удобрения весной, когда начинается рост, и снова в июне или июле после сбора урожая.

Какое удобрение использовать для ягодных кустов?

Большинство плодовых культур требуют ежегодного внесения азота для поддержки роста корней и побегов, поддержания здоровой зелени листвы и получения высококачественных плодов. Источник азота с медленным высвобождением наиболее желателен для предотвращения чрезмерных потерь в результате выщелачивания в оросительной воде. Другие питательные вещества, в том числе фосфор и калий, как правило, легко доступны в ухоженных почвах. Проведение теста почвы — лучший способ определить, нужны ли дополнительные питательные вещества.

Не все удобрения одинаковы. В частности, удобрения содержат азот в нескольких различных формах. Ежевика хорошо реагирует на любые удобрения, богатые азотом, но для черники требуются удобрения с аммонийной формой азота, такие как мочевина, мочевина, покрытая серой, сульфат аммония или хлопковая мука. Любое удобрение, продаваемое для азалий или рододендронов, также хорошо работает для черники. Избегайте использования нитратной формы азота для черники, так как было показано, что нитраты токсичны для растений черники.

Сколько удобрений нужно вносить?

При использовании азота больше не всегда значит лучше. Слишком много азота может привести к чрезмерному ветвлению и росту за счет производства плодов. Для черники избыток азота может убить растение. В следующей таблице приведены нормы внесения на растение для зрелой черники и ежевики. Нормы внесения голубики увеличиваются с возрастом растения. Для черники первого и второго года разделите норму внесения пополам. Для трехлетних растений голубики умножьте норму внесения на 0,75. Примените полную норму к растениям четвертого года жизни и старше. Ежевика может получать полное количество удобрений независимо от возраста.

Как лучше всего вносить удобрения?

Черника и ежевика поглощают питательные вещества через корневую систему.