Урок 6 класс классификация растений: Открытый урок «Систематика Растений»

Обобщающий урок биологии «Классификация растений» 6 класс | План-конспект урока по биологии (6 класс) на тему:

Конспект урока  

        Тема: «Классификация растений» 6 класс

Базовый учебник: В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Дрофа. 2014»

Тип:  обобщающий, игровой

Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.

Предметные: 

 1. Называть  основные систематические группы  покрытосеменных растений, их представителей.

 2. Выделять характерные признаки семейств однодольных и двудольных растений.

 3. Раскрывать значение цветковых растений в природе и жизни человека.

  1. Описывать   растения  донской флоры.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь: различать систематические категории, осуществлять классификацию, работать в команде.

Личностные:  понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, знание и любовь к природе родного края.

Оборудование: таблицы и фотографии цветковых растений, игровая таблица, карточки с заданиями, чистые листки, гербарии донских трав, призы.

Таблица №1

Что зачем?

Кулинарный

Кто больше?

Найди лишнее

1 или 2

На Руси говорят

Цветик –семицветик

Отгадай-ка

Узнай семейство

Подготовка:  

Класс делится на 3 команды.  Выбирается жюри (2-3 старшеклассника или

лучшие ученики). На доске вывешивается игровая  таблица и таблицы  цветковых растений. Выдвигаются к доске 3 парты.

Ход  и структура урока:

  1. Знакомство с правилами игры (учитель).
  2. Представление команд (команды придумывают необычные ботанические названия и читают стихотворения о цветах).
  3. Выполнение конкурсных заданий командами.
  4. Подведение итогов  игры и вручение призов.
  5.  Тестирование

Конкурсные задания:

Что зачем? (выполняет 1 ученик из команды, письменно)

Записать на листках  в порядке возрастания систематические группы растений.

1 или 2? (выполняет 1 ученик, письменно)

Определите к какому классу принадлежат указанные растения:  капуста,  шиповник, алоэ, пшеница, тюльпан, роза, подорожник, картофель, нарцисс, горох, чеснок, яблоня.

Узнай семейство (выполняют 2 ученика, устно)

  1. В семействе имеются травы, кустарники и деревья. Плоды многих из них очень вкусные (Розоцветные).
  2. Растения этого семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться (Сложноцветные).
  3. В этом семействе есть пищевые и лекарственные растения. Многолетние травы с подземными корневищами и лукавицами (Лилейные).
  4. Основное отличие семейства – симбиоз с бактериями, под действием которых на корнях образуются клубеньки (Бобовые).
  5. Это однолетние и многолетние травы, древнейшие культурные растения, которые кормят людей (Злаки).
  6. К семейству относят такие ценные пищевые растения, как томаты, баклажаны, перец (Пасленовые).

Кто больше? (выполняет команда, письменно)

Записать как можно большее количество видов растений из семейств (розоцветные, сложноцветные,  злаки).

Цветик-семицветик  (выполняет 1 ученик, устно)

Определите название семейства по формуле цветка.

Найдите лишнее  (выполняет 1 ученик, устно)

В наборе слов найдите одно лишнее и укажите, какой признак объединяет остальные слова.

Василек, астра, одуванчик, пижма, тюльпан, календула (остальные  – сложноцветные)

Береза, дуб, тополь, сосна, осина, ольха (остальные – цветковые).

Луковица, корневище, корзинка, пшеница, зерновка, соломина (остальные – органы растений).

На Руси говорят  (выполняет 1 ученик, устно)

Вставь пропущенные слова в пословицы и поговорки:

Сто лет (мак) не родил, а голоду не было.           (Лук) от семи недуг.        

Человек не (орех), его сразу не расколешь.         Каждый (цветок) со своим запахом.

Каково (семя), таково и племя.                              (Яблоко) от яблони далеко не падает.

От яблони – яблоко, от сосны – (шишки).            На красненький (цветочек) и пчелка летит.

Кулинарный  (выполняют 2 ученика, письменно)

Укажите какой орган употребляют в пищу у перечисленных растений:  картофеля (клубень), у свеклы (корнеплод), у цветной капусты  (соцветие),  у чеснока (луковица), у редиса (корнеплод),  у лука (луковица), у подсолнечника ( плоды семянки),  у ржи (плод зерновка),  у салата (побег), у хрена (корень).

Отгадай – ка (выполняют 2 ученика, устно)

На Дону произрастает  множество замечательных трав, о которых рассказано в песнях, сказках, былинах. Попробуй отгадать их названия по рассказам.

  •  Колышутся  под степными ветрами  белые шелковистые метелки как склоненные флажки. В старинной казачьей легенде говорится, что когда казак погибнет в сече за родную землю и ляжет в нее костьми, то вырастет в степи еще одна седая травинка, стоит она и плачет под ветром (Ковыль).
  • В народе ее зовут былиной, горьким бурьяном, печальной травой. Горькие настойки  из нее излечивают от многих хворей. Не страшен ей ни зной, ни холод – она всегда одинаково могуча и густа. А тонкий запах никто не забудет (Полынь).
  • Есть в донских краях добрый обычай:  украшать букетами этой травы портреты тех, кто погиб на войне или  рано умер. Можно увидеть их  и за иконками. Цветок этот – сухоцвет и  может долго-долго лежать не меняясь. Поэтому  называют его неувядкой,  неумирашкой (Бессмертник).
  • Этот цветок любит засушливые степи. Когда-то вся нетронутая плугом придонская степь летом пахла медвяным запахом. Уходя в дальние походы, брали с собой казаки эту траву, чтобы запах ее напоминал о Доне, о горячей степи. А может назвали ее так  потому, что у древних славян днями  называли болезни, а трав эта – отличный лекарь (Донник).
  • В иное лето вся степь выгорает под солнцем, а трава эта не прячется и цветет с весны до глубокой осенние розово-лиловыми цветочками. Называют ее душевик, богородицына трава, чебор. Душистей, чем она цветка нет. Донские казаки почитали ее выше всех трав (Чабрец).

                               

Тест по  теме «Классификация растений»

Вариант 1

 Выбери один из трех ответов

1. К двудольным растениям относятся            :

а) фасоль         б) пшеница       в) лук                          

2. К семейству Паслёновые относятся:

а) шиповник и груша        б) томат и перец       в) пшеница и кукуруза

3. Для семян цветковых растений класса двудольных в отличие от семян растений класса однодольные характерно наличие:

а) зародыша с двумя семядолями    в) зародыша с семью семядолями

б) зародыша с одной семядолями

4. Мочковатая корневая система у:

а) одуванчик         б) пшеница     в) подорожника

5. К семейству Бобовые относятся:

а) кукуруза и ячмень      б) фасоль и горох   в) лилия и тюльпан

6. К семейству Розоцветные относятся :

а) редис и капуста    б) шиповник и яблоко   в) фасоль и горох

7. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:

а) параллельное      б) сетчатое        в) дуговое

8. Стержневая корневая система у:

а) одуванчика      б)  лука        в) пшеницы

9. К семейству Лилейные относятся:

а) тюльпан и лилия  б) фасоль и горох      в) слива и шиповник

10. Цветки язычковые, трубчатые, воронковидные характерны для семейства:

а) крестоцветные       б) бобовые          в) сложноцветные

11. Дуговое жилкование листьев характерно для:

а) подорожника       б) клёна          в) пшеницы        

12. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое    

жилкование, относятся к классу:

а) двудольных       б) хвойных    в) однодольных

13.Воронковидные цветки свойственны:

а) васильку          б) ромашке        в) одуванчику

14. Злаки- растения одного семейства из класса:

а) однодольных          б) двудольных    в) тридольных

                             

Тест по  теме «Классификация растений»

Вариант 2

1. Злаки- растения одного семейства из класса:

а) однодольных      б) двудольных         в) тридольных                

2.Воронковидные цветки свойственны:

а) васильку                б) ромашке               в) одуванчику

3. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое    

жилкование, относятся к классу:

а) двудольных          б) хвойных   в) однодольных

4. Дуговое жилкование листьев характерно для:

а) подорожника      б) клёна          в) пшеницы        

5. Цветки язычковые, трубчатые, воронковидные характерны для семейства:

а) крестоцветные       б) бобовые           в) сложноцветные

6. К семейству Лилейные относятся:

а) тюльпан и лилия        б) фасоль и горох        в) слива и шиповник

7. Стержневая корневая система у:

а) одуванчика             б)  лука          в) пшеницы

8. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:

а) параллельное      б) сетчатое       в) дуговое

9. К семейству Розоцветные относятся:

а) редис и капуста        б) шиповник и яблоко      в) фасоль и горох

10. К семейству Бобовые относятся:

а) кукуруза и ячмень     б) фасоль и горох       в) лилия и тюльпан

11. Мочковатая корневая система у:

а) одуванчик             б) пшеница             в) подорожника

12. Для семян цветковых растений класса двудольных в отличие от семян растений класса однодольные характерно наличие:

а) зародыша с двумя семядолями       в) зародыша с семью семядолями

б) зародыша с одной семядолями

13. К семейству Паслёновые относятся:

а) шиповник и груша         б) томат и перец           в) пшеница и кукуруза

14. К двудольным растениям относятся :

а) фасоль       б) пшеница     в) лук

2011 г.

Онлайн урок: Систематика растений. Классы цветковых по предмету Биология 6 класс

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Adipisci autem beatae consectetur corporis
dolores ea, eius, esse id illo inventore iste mollitia nemo nesciunt nisi obcaecati optio similique tempore
voluptate!

Adipisci alias assumenda consequatur cupiditate, ex id minima quam rem sint vitae? Animi dolores earum
enim
fugit magni nihil odit provident quaerat. Aliquid aspernatur eos esse magnam maiores necessitatibus, nulla?

 

Двудольные

Однодольные

Структура зародыша

Две семядоли

Одна семядоля

Жилкование листьев

Сетчатое

Параллельное или дуговое

Стела

Кольца из проводящих пучков

Проводящие пучки разбросаны

Корневая система

Стержневая

Мочковатая 

Число частей цветка

Кратно 4 или 5

Кратно 3

Строение околоцветника

Двойной — чашечка+венчик

Простой (нет деления на чашечку и венчик)

Жизненные формы растений

Все жизненные формы:

Деревья, травы, кустарники, кустарнички, полукустарники

В основном травы

   ‘А’   ‘Б’                  ‘C’
Таллофита   Семена образуются в плодах  Папоротник
Мохообразная   Нет естественного покрытия семян   Цикас
   Птеридофиты   Эти растения в основном растут в воде Тамаринд
  Голосаменные  Этим растениям для размножения нужна вода  Мох
  Покрытосеменные растения   Присутствуют ткани для проведения воды и пищи   Водоросли

 
«А»
 
  ‘Б’    ‘С’
 
 Thallophyta
 
 Эти растения в основном растут в воде   Водоросли
   
Мохообразные
 
 
 Этим растениям для размножения нужна вода
 
Мох
   Птеридофиты  
Присутствуют ткани для проведения воды и пищи
 
  Папоротник
 
Голосеменные
 
   Семена без естественного покрытия   Цикас
   
Покрытосеменные
 
   Семена образуются в плодах   Тамаринд

Однодольные

Двудольные

Зародыш в семени однодольного растения имеет одну семядолю. Зародыш двудольного семени имеет две семядоли.
Количество чашелистиков или лепестков кратно трем. Количество чашелистиков или лепестков кратно четырем или пяти.
Стволовые сосудистые пучки рассеяны. Стволовые сосудистые пучки расположены кольцом.
Листья с параллельным жилкованием. Листья с сетчатым жилкованием.
Имеют мочковатые или придаточные корни. Имеют стержневую корневую систему.
 

A B C
Таллофита Эти
растения в основном растут в воде
водоросли
Мохообразная Эти
растениям нужна вода для размножения
Мох
Птеридофиты Ткани
присутствует для проведения воды и пищи
папоротник
Голосеменные

Отсутствие естественного покрытия семян

Цикас
покрытосеменные Семена
образуются в плодах
Тамаринд

Двудольные Однодольные
Семена Два
семядоли
Одинокий
семядоли
Корень Что ж
развитый, первичный корень (Taproot)
Волокнистый
корнеплоды
Стержень Сильный,
жесткий. например Банановое дерево
Пустой,
например Бамбук
Ложь, т.е. Банан
Дискообразный, напр. Лук.
Лист сетчатый
жилкование
Параллельно
жилкование
Цветок Цветы
с 4 или 5 частями или в их кратном количестве (четырех- или пятичленные)
Цветы
с 3 частями или кратными трем (трехмерные).