Содержание
Цветок
Цветок — заметная, часто красивая, важная часть цветковых растений. Цветки могут быть крупные и мелкие, ярко окрашенные и зелёные, пахучие и без запаха, одиночные или собранные вместе из многих мелких цветков в одно общее соцветие.
Цветок — видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег. Как и всякий побег, цветок развивается из почки.
Строение цветка
Цветок — репродуктивный орган покрытосеменных растений, состоящий из укороченного стебля (ось цветка), на котором расположены покров цветка (околоцветник), тычинки и пестики, состоящие из одного или несколько плодолистиков.
Ось цветка — называется цветоложем. Цветоложе, разрастаясь, принимает различную форму плоскую, вогнутую, выпуклую, полушаровидную, конусовидную, удлиненную, колончатую. Цветоложе внизу переходит в цветоножку, соединяющую цветок со стеблем или цветоносом.
Цветки не имеющие цветоножки, называются сидячими. На цветоножке у многих растений располагаются два или один маленьких листочка — прицветники.
Покров цветка — околоцветник — может быть расчленён на чашечку и венчик.
Чашечка образует наружный круг околоцветника, её листочки обычно сравнительно небольших размеров, зелёного цвета. Различают раздельно- и сростнолистную чашечку. Обычно она выполняет функцию защиты внутренних частей цветка до раскрытия бутона. В некоторых случаях чашечка опадает при распускании цветка, чаще всего она сохраняется и во время цветения.
Части цветка расположенные вокруг тычинок и пестика называют околоцветником.
Внутренние листочки — это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки — чашелистики — образуют чашечку. Околоцветник, состоящий, из чашечки и венчика называю двойным. Околоцветник, который не подразделяется на венчик и чашечку, а все листочки цветка более или менее одинаковы — простой.
Венчик — внутренняя часть околоцветника, отличается от чашечки яркой окраской и более крупными размерами. Цвет лепестков обусловлен наличием хромопластов. Различают отдельно- и сростнолепестной венчики. Первый состоит из отдельных лепестков. В сростнолепестных венчиках различают трубку и перпендикулярно расположенный по отношению к ней отгиб, имеющий определённое количество зубцов или лопастей венчика.
Цветки бывают симметричные и несимметричные. Существуют цветки, не имеющие околоцветника, их называют голыми.
Симметричные (актиноморфные) — если через венчик можно провести много осей симметрии.
Несимметричные (зигоморфные) — если можно провести только одну ось симметрии.
Махровые цветки имеют анормально увеличенное число лепестков. В большинстве случаев они возникают в результате расщепления лепестков.
Тычинка — часть цветка, представляющая собой своеобразную специализированную структуру, которая образует микроспоры и пыльцу. Состоит из тычиночной нити, посредством которой она прикреплена к цветоложу, и пыльника, содержащего пыльцу. Число тычинок в цветке является систематическим признаком. Различают тычинки по способу прикрепления к цветоложу, по форме, размеру, строению тычиночных нитей, связника и пыльника. Совокупность тычинок в цветке называют андроцеем.
Тычиночная нить — стерильная часть тычинки, несущая на своей верхушке пыльник. Тычиночная нить бывает прямой, изогнутой, скрученной, извилистой, изломанной. По форме — волосовидной, конусовидной, цилиндрической, уплощённой, булавовидной. По характеру поверхности — голой, опушённой, волосистой, с железками. У некоторых растений она короткая или вовсе не развивается.
Пыльник расположен на вершине тычиночной нити и прикреплён к ней связником. Состоит он из двух половин, соединённых между собой связником. В каждой половине пыльника имеется две полости (пыльцевые мешки, камеры или гнёзда), в которых развивается пыльца.
Как правило, пыльник четырёхгнёздный, но иногда перегородка между гнёздами в каждой половинке разрушается, и пыльник становится двухгнёздным. У некоторых растений пыльник бывает даже одногнёздным. Очень редко встречается трёхгнёздным. По типу прикрепления к тычиночной нити различают неподвижный, подвижный и качающийся пыльники.
В пыльниках находится пыльца или пыльцевые зёрна.
Строение пыльцевого зерна
Пылинки, образующиеся в пыльниках тычинок, представляют собой мелкие зёрнышки, их так и называют пыльцевые зёрна. Самые крупные достигают 0,5 мм в диаметре, обычно же они гораздо меньше. Под микроскопом видно, что пылинки разных растений совсем не одинаковы. Они отличаются по размерам, и по форме.
Поверхность пылинки покрыта различными выступами, бугорками. Попадая на рыльце пестика, пыльцевые зёрна удерживаются при помощи выростов и выделяющейся на рыльце липкой жидкости.
Гнёзда молодого пыльника содержат особые диплоидные клетки. В результате мейотического деления из каждой клетки образуются четыре гаплоидные споры, которые называются микроспорами за очень маленькие размеры. Здесь же, в полости пыльцевого мешка, микроспоры превращаются в пыльцевые зёрна.
Происходит это следующим образом: ядро микроспоры делится митотически на два ядра — вегетативное и генеративное. Вокруг ядер концентрируются участки цитоплазмы и формируются две клетки — вегетативная и генеративная. На поверхности цитоплазматической мембраны микроспоры из содержимого пыльцевого мешка образуется очень прочная оболочка, нерастворимая в кислотах и щелочах. Таким образом, каждое пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток и покрыто двумя оболочками. Множество пыльцевых зёрен составляет пыльцу растения. Пыльца созревает в пыльниках к моменту распускания цветка.
Прорастание пыльцы
Начало прорастание пыльцы связано с митотическим делением, вследствие чего образуются маленькая репродуктивная клетка (из неё развиваются спермии) и большая вегетативная клетка (из неё развивается пыльцевая трубка).
После того как пыльца тем или иным способом попадает на рыльце, начинается её прорастание. Липкая и неровная поверхность рыльца способствует удерживанию пыльцы. Кроме того, рыльце выделяет специальное вещество (энзим), которое действует на пыльцу, стимулируя её прорастание.
Пыльца набухает, а сдерживающее влияние экзины (наружный слой оболочки пыльцевого зерна) заставляет содержимое пыльцевой клетки разрывать одну из пор, через которую интина (внутренняя, лишенная пор оболочка пыльцевого зерна) выпячивается наружу в виде узкой пыльцевой трубки. В пыльцевую трубку переходит содержимое пыльцевой клетки.
Под эпидермисом рыльца находится рыхлая ткань, в которую проникает пыльцевая трубка. Она продолжает расти, проходя либо по специальному проводящему каналу между ослизняющимися клетками, либо извилисто по межклеточникам проводниковой ткани столбика. При этом обыкновенно в столбике одновременно продвигается значительное число пыльцевых трубок, и от индивидуальной скорости роста зависит «успех» той или другой трубки.
В пыльцевую трубку переходят два спермия и одно вегетативное ядро. Если образование спермиев в пыльце ещё не произошло, то в пыльцевую трубку переходит генеративная клетка, и здесь уже путём её деления образуются спермии-клетки. Вегетативное ядро часто располагается впереди, у растущего конца трубки, а за ним последовательно расположены спермии. В пыльцевой трубке цитоплазма находится в постоянном движении.
Пыльца богата питательными веществами. Эти вещества, особенно углеводы, (сахар, крахмал, пентозаны) усиленно расходуются во время прорастания пыльцы. Кроме углеводов в химический состав пыльцы входят белки, жиры, зола и обширная группа ферментов. В пыльце находится высокое содержание фосфора. Вещества находятся в пыльце в подвижном состоянии. Пыльца легко переносит низкие температуры до — 20Сº и даже ниже, в течение продолжительного времени. Высокие температуры быстро понижают всхожесть.
Пестик
Пестик — часть цветка, образующая плод. Возникает из плодолистика (листовидная структура, несущая семязачатки) впоследствии срастания краёв последнего. Бывает простым, если составлен одним плодолистиком, и сложным, если составлен несколькими простыми пестиками, сросшимися между собой боковыми стенками. У некоторых растений пестики недоразвиты и представлены лишь рудиментами. Пестик расчленён на завязь, столбик и рыльце.
Завязь — нижняя часть пестика, в которой находятся семенные зачатки.
Войдя в завязь, пыльцевая трубка растёт дальше и входит в семяпочку в большинстве случаев через пыльцевход (микропиле). Внедряясь в зародышевый мешок, конец пыльцевой трубки лопается, и содержимое изливается на одну из синергид, которая темнеет и быстро разрушается. Вегетативное ядро разрушается ещё обычно до того, как пыльцевая трубка проникает в зародышевый мешок.
Цветки правильные и неправильные
Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными.
Цветки обоеполые и раздельнополые
Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики — пестичные цветки, а другие — только тычинки — тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.
Растения однодомные и двудомные
Растения, на которых развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки называются однодомными. Двудомные растения — тычиночные цветки на одном растении, а пестичные — на другом.
Существуют виды, у которых на одном растении можно обнаружить обоеполые и однополые цветки. Это так называемые многобрачные (полигамные) растения.
Соцветия
Цветки образуются на побегах. Очень редко они расположены по одиночке. Гораздо чаще цветки собраны в заметные группы, которые называются соцветиями. Начало изучению соцветий положено было Линнеем. Но для него соцветие не являлось типом ветвления, а способом цветения.
В соцветиях различают главную и боковую оси (сидячие или на цветоножках), то такие соцветия называют простыми. Если цветки на боковых осях — то это сложные соцветия.
Тип соцветия | Схема соцветия | Особенности | Пример |
Простые соцветия | |||
Кисть | Отдельные боковые цветки сидят на удлинённой главной оси и при этом имеют свои цветоножки, приблизительно равной длины | Черёмуха, ландыш, капуста | |
Колос | Главная ось более или менее удлинённая, но цветки без ножек, т.е. сидячие. | Подорожник, ятрышник | |
Початок | Отличается от колоса мясистой утолщённой осью. | Кукуруза, белокрыльник | |
Корзинка | Цветки всегда сидячие и сидят на сильно утолщённом и расширенном конце укороченной оси, имеющем вогнутый, плоский или выпуклый вид. При этом соцветие снаружи имеет так называемую обёртку, состоящую из одного или много последовательных рядов прицветных листьев, свободных или сросшихся. | Ромашка, одуванчик, астра, подсолнечник, василёк | |
Головка | Главная ось сильно укорочена, боковые цветки сидячие или почти сидячие, тесно расположенные друг к другу. | Клевер, скабиоза | |
Зонтик | Главная ось является укороченной; боковые цветки выходят как бы из одного места, сидят на ножках разной длины, располагаясь в одной плоскости или куполообразно. | Примула, лук, вишня | |
Щиток | Отличается от кисти тем, что нижние цветки имеют длинные цветоножки, так что в результате цветки располагаются почти в одной плоскости. | Груша, спирея | |
Сложные соцветия | |||
Сложная кисть или метелка | От главной оси отходят боковые ветвящиеся оси, на которых расположены цветки или простые соцветия. | Сирень, овёс | |
Сложный зонтик | От укороченной главной оси отходят простые соцветия. | Морковь, петрушка | |
Сложный колос | Отдельные колоски расположены на главной оси. | Рожь, пшеница, ячмень, пырей |
Биологическое значение соцветий
Биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок.
Опыление
Для того чтобы произошло оплодотворение, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.
Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называют опылением. Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрёстное опыление.
Самоопыление
При самоопылении пыльца с тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. Так опыляются пшеница, рис, овёс, ячмень, горох, фасоль, хлопчатник. Самоопыление у растений чаще всего происходит в ещё не раскрывшемся цветке, то есть в бутоне, когда цветок раскроется, оно уже закончено.
При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно имеющие одинаковые наследственные признаки. Вот почему потомство, образовавшееся в результате процесса самоопыления, очень похоже на родительское растение.
Перекрёстное опыление
При перекрёстном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособно. В природе перекрёстное опыление встречается значительно чаще, чем самоопыление.
Перекрёстное опыление осуществляется с помощью разных внешних факторов.
Анемофилия (ветроопыление). У анемофильных растений цветки мелкие, часто собраны в соцветия, пыльцы образуется очень много, она сухая, мелкая, при раскрывании пыльника с силой выбрасывается наружу. Лёгкая пыльца этих растений может переноситься ветром на расстояния до нескольких сотен километров.
Пыльники расположены на длинных тонких нитях. Рыльца пестика широкие или длинные, перистые и высовываются из цветков. Анемофилия свойственна почти всем злакам, осокам.
Энтомофилия (перенесение пыльцы насекомыми). Приспособлением растений к энтомофилии являются запах, цвет и размер цветков, липкая пыльца с выростами. Большинство цветков двуполые, но созревание пыльцы и пестиков происходит не одновременно либо высота рылец больше или меньше высоты пыльников, что служит защитой от самоопыления.
В цветках насекомоопыляемых растений имеются участки, выделяющие сладкий ароматный раствор. Эти участки называются нектарниками. Нектарники могут находиться в разных местах цветка и иметь разные формы. Насекомые, подлетев к цветку, тянутся к нектарникам и пыльникам и во время трапезы пачкаются пыльцой. Когда насекомое перебирается на другой цветок, переносимые им пыльцевые зёрна прилипают к рыльцам.
При опылении насекомыми меньше пыльцы тратится впустую, и поэтому растение экономит вещества, производя меньше пыльцы. Пыльцевым зёрнам нет необходимости долго удерживаться в воздухе, и поэтому они могут быть тяжёлыми.
Насекомые могут опылять редко расположенные цветки и цветки в безветренных местах — в лесной чаще или гуще травы.
Как правило, каждый вид растений опыляется насекомыми нескольких видов и каждый вид насекомых-опылителей обслуживает несколько видов растений. Но есть такие виды растений, цветки которых опыляются насекомыми лишь одного вида. В таких случаях взаимное соответствие образов жизни и строения цветков и насекомых бывает настолько полным, что кажется чудесным.
Орнитофилия (опыление птицами). Характерно для некоторых тропических растений с яркоокрашенными цветками, обильным выделениям нектара, прочной эластичной структурой.
Гидрофилия (опыление с помощью воды). Наблюдается у водных растений. Пыльца и рыльце этих растений чаще всего имеют нитеобразную форму.
Зоофилия (опыление с помощью животных). Для этих растений характерны крупные размеры цветка, обильное выделение нектара, содержащего слизи, массовая продукция пыльцы, при опылении летучими мышами — цветение ночью.
Оплодотворение
Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему благодаря особенностям строения оболочки, а также липким сахаристым выделениям рыльца, к которым пыльца прилипает. Пыльцевое зерно набухает и прорастает, превращаясь в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка образуется в результате деления вегетативной клетки. Сначала эта трубка растёт между клетками рыльца, затем — столбика и наконец врастает в полость завязи.
Генеративная клетка пыльцевого зерна перемещается в пыльцевую трубку, делится и образует две мужские гаметы (спермии). Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодотворение, и образуется зигота.
Второй спермий сливается с ядром крупной центральной клеткой зародышевого мешка. Таким образом, у цветковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, второй — с крупной центральной клеткой. Этот процесс открыл в 1898 году русский ботаник, академик С.Г.Навашин и назвал его двойным оплодотворением. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений.
Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения.
Центральная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Они необходимы для питания и развития зародыша. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ.
После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий, развивается из стенок завязи. У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка.
Образование спор
Одновременно с образованием пыльцы в тычинках, в семяпочке происходит образование крупной диплоидной клетки. Эта клетка делится мейотически и даёт начало четырём гаплоидным спорам, которые называются макроспорами, так как по размерам они больше, чем микроспоры.
Из четырёх образовавшихся макроспор три отмирают, а четвёртая начинает разрастаться и постепенно превращается в зародышевый мешок.
Образование зародышевого мешка
В результате трёхкратного митотического деления ядра в полости зародышевого мешка образуются восемь ядер, которые облекаются цитоплазмой. Образуются лишённые оболочки клетки, которые располагаются в определённом порядке. На одном полюсе зародышевого мешка формируется яйцевой аппарат, состоящий из яйцеклетки и двух вспомогательных клеток. На противоположном полюсе располагаются три клетки (антиподы). С каждого полюса к центру зародышевого мешка мигрирует по одному ядру (полярные ядра). Иногда полярные ядра сливаются и образуют диплоидное центральное ядро зародышевого мешка. Зародышевый мешок, в котором произошла дифференцировка ядер, считается зрелым, он может воспринимать спермии.
К моменту созревания пыльцы и зародышевого мешка цветок раскрывается.
Строение семязачатка
Семязачатки развиваются на внутренних сторонах стенок завязи и, как все части растения, состоят из клеток. Число семязачатков в завязях разных растений различно. У пшеницы, ячменя, ржи, вишни завязь содержит только один семязачаток, у хлопчатника — несколько десятков, а у мака их число достигает нескольких тысяч.
Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал — пыльцевход. Он ведёт к ткани, занимающей центральную часть семязачатка. В этой ткани в результате деления клеток образуется зародышевый мешок. Напротив пыльцевхода в нём находится яйцеклетка, а центральную часть занимает крупная центральная клетка.
Развитие покрытосеменных (цветковых) растений
Образование семени и плода
При образовании семени и плода один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу. В дальнейшем зигота делится многократно, и в результате развивается многоклеточный зародыш растения. Центральная клетка, слившаяся со вторым спермием, также многократно делится, однако второй зародыш не возникает. Образуется особая ткань — эндосперм. В клетках эндосперма накапливаются запасы питательных веществ, необходимых для развития зародыша. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру.
Таким образом, в результате двойного оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, запасающей ткани (эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется стенка плода, называемая околоплодником.
Половое размножение
Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком. Его важнейшие части — тычинки и пестики. В них происходят сложные процессы, связанные с половым размножением.
У цветковых растений мужские гаметы (спермии) очень мелкие, женские (яйцеклетки) гораздо крупнее.
В пыльниках тычинки происходит деление клетки, в результате которого образуются пыльцевые зёрна. Каждое пыльцевое зерно покрытосеменных растений состоит из вегетативной и генеративной клеток. Пыльцевое зерно покрыто двумя оболочками. Наружная оболочка, как правило, неровная, с шипиками, бородавочками, выростами в виде сеточки. Это помогает пыльцевым зёрнам удерживаться на рыльце пестика. Пыльца растения, созревающая в пыльниках, к моменту распускания цветка состоит из множества пыльцевых зёрен.
Формула цветка
Для условного выражения строения цветков применяют формулы. Для составления формулы цветка используют следующие обозначения:
О. | Простой околоцветник, состоящий из одних чашелистиков или из одних лепестков, его части называют листочками околоцветника. |
Ч | Чашечка, состоит из чашелистиков |
Л | Венчик, состоит из лепестков |
Т | Тычинка |
П | Пестик |
1,2,3. .. | Количество элементов цветка обозначается цифрами |
, | Одинаковые части цветка, различающиеся по форме |
( ) | Сросшиеся части цветка |
+ | Расположение элементов в два круга |
_ | Верхняя или нижняя завязь – чёрточкой над или под цифрой, которая показывает количество пестиков |
↑ | Неправильный цветок |
* | Правильный цветок |
♂ | Однополый тычиночный цветок |
♀ | Однополый пестичный цветок |
Двуполый | |
∞ | Число частей цветка, превышающее 12 |
Пример формулы цветка вишни:
*Ч5Л5Т∞ П1
Диаграмма цветка
Строение цветка можно выразить не только формулой, но и диаграммой — схематическим изображение цветка на плоскость, перпендикулярную к оси цветка.
Составляют диаграмму по поперечным срезам нераскрытых цветочных почек. Диаграмма даёт более полное, чем формула, представление о строении цветка, поскольку на ней отображено и взаимное расположение его частей, чего нельзя показать в формуле.
* * *
Урок 27. Цветок и его строение
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока — комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений; познакомить со строением цветка; раскрыть биологическое значение частей цветка; дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях.
Оборудование и материалы: карточки с заданиями; таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений»; цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений; разборные модели: «Цветок вишни», «Цветок картофеля» и др. ; по возможности живые цветки различных растений.
Ключевые слова и понятия: генеративный орган растения, цветок как укороченный видоизмененный побег; венчик раздельнолепестный, венчик сростнолепестный, раздельнолистная чашечка, сростнолистная чашечка, околоцветник простой, околоцветник двойной; тычинки, пестик, тычиночная нить, пыльник, рыльце пестика, столбик, завязь, семязачатки, цветоложе, цветоножка; сидячие цветки, обоеполые и однополые цветки, тычиночные (мужские) и пестичные (женские) цветки; однодомные и двудомные растения, правильные и неправильные цветки, формула цветка.
Ход урока
Актуализация знаний
Работа с карточками
(Учитель вызывает трех учеников и дает им индивидуальное задание на карточках. Учащиеся могут выполнять его у доски или сидя за свободными первыми партами, на усмотрение учителя.)
Карточка 1
Дайте определение термина «вегетативное размножение».
Приведите примеры природного вегетативного размножения. Для каких растений характерен такой способ размножения?
Дайте подробное описание размножения корневыми черенками. Какие растения так разводят?
Карточка 2
Дайте определение термина «вегетативные органы».
Перечислите способы вегетативного размножения растений, используемые человеком, но также встречающиеся и в природе.
Дайте подробное описание размножения растений прививкой. Какие растения так разводят?
Карточка 3
Дайте определение термина «генеративные органы».
Перечислите способы вегетативного размножения растений, которые использует человек и которые при этом отсутствуют в природе.
Дайте подробное описание размножения культурой тканей. Какие растения так разводят?
(В то время как ученики готовят свои ответы, учитель общается с классом. )
Фронтальный опрос
Ответьте на вопросы.
Какие органы растения называются вегетативными?
Что такое вегетативное размножение?
Какие природные способы вегетативного размножения вы знаете?
Каково значение вегетативного размножения для растений?
В чем преимущество вегетативного размножения перед семенным?
Какие способы вегетативного размножения, встречающиеся в природе, использует человек?
Какие растения чаще всего размножаются таким способом?
Какие из методов вегетативного размножения являются исключительно человеческим изобретением?
В чем преимущества и в чем недостатки метода размножения растений культурой ткани?
На чем основывается принцип черенкования растений?
Почему плодовые деревья, выращенные из семян, растут дольше и начинают позже плодоносить по сравнению с деревьями тех же пород, размноженных вегетативным путем (прививкой или корневыми отпрысками)?
На предыдущих уроках мы часто говорили о цветковых растениях.
Вспомните, какие растения называют цветковыми. (Растения, которые образуют цветки.)
Мы знаем, что большинство цветковых растений средней полосы цветут практически каждую весну или лето.
А все ли цветковые растения цветут регулярно? (Цветковыми являются те растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.)
Какие растения могут цвести только один раз за всю жизнь? (Например, бамбук. После цветения бамбук погибает.)
Вспомним, какова основная функция цветка. (Из цветов образуются плоды, в которых созревают семена.)
Каким органом, в связи с выполняемыми функциями, является цветок? (Цветок — генеративный (репродуктивный) орган растения.)
(Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков, таблиц.)
Вспомните, какими разными бывают цветки различных растений. Одни из них крупные, другие мелкие. Одни собраны в пышные соцветия, а другие расположены одиночно. Тем не менее у всех цветков можно выделить ряд общих черт. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка.
Самая яркая и заметная часть цветка — венчик. Именно он бывает окрашен в различные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если лепестки венчика срастаются между собой, такой венчик называют сростнолепестным. Лепестки могут срастаться по всей длине или только у основания. Если лепестки не срастаются, то венчик как бы состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным
Давайте теперь попробуем это изобразить схематически.
Венчик | |
Раздельнолепестный | Сростнолепестный |
Лепестки не срастаются. Венчик состоит из отдельных лепестков | Лепестки венчика срослись между собой по всей длине или частично |
Лютик, вишня, яблоня, ветреница | Дурман, колокольчик, душистый табак, примула, паслен |
Основной функцией яркоокрашенного венчика чаще всего является привлечение насекомых-опылителей.
Достаточно часто случается так, что венчик окружен чашечкой, которая состоит из чашелистиков.
Чашечка | |
Раздельнолистная | Сростнолистная |
Листочки чашечки несросшиеся | Листочки чашечки срослись между собой |
Герань | Гвоздика, вьюн полевой |
Чашечка, как правило, окрашена в зеленый цвет. Основной ее функцией является защита внутренних частей цветка.
Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником. Если у цветка есть и чашечка, и венчик, такой околоцветник называют двойным. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик (на лепестки и листочки), такой околоцветник называют простым.
Самостоятельная работа учащихся
Попробуйте самостоятельно изобразить это схематически.
Околоцветник | |||
Простой | Двойной | ||
Листочки околоцветника имеют венчиковидную форму и выполняют функции венчика | Листочки околоцветника имеют чашечковидную форму и выполняют функции чашечки | Есть и чашечка, и венчик | |
Лилия, тюльпан | Вороний глаз | Горох, примула, фиалка трехцветная, сенполия, герань и т. д. |
Рассказ учителя с элементами беседы
(Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков, таблиц.)
Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, их называют правильными. Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, такие цветки называют неправильными.
Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка.
В чем состоит основная функция цветка? (Ответы учащихся.)
Цветок — генеративный орган растения, это значит, что основная функция цветка состоит в образовании плодов и семян, т. е. в размножении. Но ни венчик, ни чашечка в размножении не участвуют. Поэтому основными частями цветка являются тычинки и пестик.
Давайте более подробно разберем строение основных частей цветка.
Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Внутри пыльников развивается и созревает пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Число тычинок в разных цветках различно.
Пестик делится на три части. Рыльце — верхняя часть — приспособлено для удержания на нем пыльцы. Для этого оно может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. Столбик служит для поднятия рыльца пестика на необходимую высоту. Внутри нижней, расширенной части пестика — завязи — находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения образуются семена, а из завязи чаще всего формируется плод. Пестиков в цветке может быть много, но чаще встречаются цветки с одним пестиком.
Все перечисленные части цветка — и околоцветник, и пестик, и тычинки — расположены на цветоложе, являющемся продолжением цветоножки — тоненького стебелька, на котором находится цветок. Если цветок прикреплен к стеблю без цветоножки, он называется сидячим.
Цветок является укороченным видоизмененным побегом, служащим для семенного размножения. Как и любой другой побег, он развивается из почки. Цветоножка и цветоложе — это видоизмененный стебель, а чашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизмененные листья.
В цветках большинства растений имеются как тычинки, так и пестики (один или несколько). Такие цветки называют обоеполыми. Но есть растения, цветки которых содержат только тычинки или только пестики. Такие цветки называют однополыми. Если в цветке находятся только тычинки, такой цветок называют тычиночным, или мужским. Если в цветке имеется только пестик, такие цветки являются пестичными, или женскими.
В дальнейшем мы часто будем обращаться к строению цветка и его частям. Для краткости обозначения всех характеристик цветка их принято записывать в виде формулы цветка. Простой околоцветник обозначается буквой О, чашелистики — буквой Ч, лепестки — Л, пестик — П, тычинки — Т. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в данном цветке. Если число элементов (например, тычинок) более 12, то пишут не их точное количество, а значок «го». Если элементы цветка срослись, то соответствующее число сросшихся частей пишут в скобках.
Закрепление знаний и умений
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника ответьте на вопрос: какие растения являются однодомными, а какие двудомными? Приведите примеры однодомных и двудомных растений.
Зарисуйте строение цветка и подпишите его основные части.
Цветок и его строение
youtube.com/embed/Z3EhEvCKidU»>
Строение цветка
Урок «Строение цветка«
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Опубликовано в группе «Учебный фильм — окружающий мир, естествознание, краеведение»
Четыре цветковых растения, которые были определенно гомосексуальными
Американское увлечение анютиными глазками почти 100 лет назад закрепило использование названия этого цветка в качестве жаргонного термина для гомосексуальных мужчин. Оскар Уайльд ранее превратил зеленую гвоздику в символ для них через пруд, надев ее на лацкан. Фиалки ассоциировались с самой Сапфо, а аир — с Уолтом Уитменом. Гей-бар до Стоунволла на углу Кристофер-стрит и Гей-стрит назывался The Flower Pot. И, конечно же, Джорджия О’Киф.
Что стоит за всей этой цветочной символикой? Считаются ли квир-люди деликатными? Красочный? Красивый? Легкомысленный? Как отмечает литературный критик Кристофер Луби в журнале Criticism , Марсель Пруст в своей книге 1921 года « Содом и Гоморра » предположил, что ритуалы ухаживания между мужчинами были похожи на процесс оплодотворения цветов. Может быть, все эти разговоры о северной оконечности Рамбла в Центральном парке Нью-Йорка объясняются тем, что это место для прогулок получило прозвище «Фруктовая равнина». Или, может быть, поэтому «вечерний ботаник» — один из устаревших терминов для квир-мужчин.
Вот исследование истории четырех конкретных цветковых растений, которые были явно сомнительны.
Сапфические фиалки
Птичьи лапки фиалки через Wikimedia Commons
Цветочное очарование квир-людей может восходить к самой Сапфо, легендарной первой в мире женщине, любящей женщину.
Сапфо (ок. 630 – ок. 570) была греческой поэтессой, жившей на острове Лесбос, так близко к границе с Турцией, что его видно с берега. Ее присутствие там было настолько глубоким, что слово «лесбиянка» произошло от нее. Любой человек с острова Лесбос является лесбиянкой, но наследие Сапфо породило лесбиянку со строчной буквой L, которую мы знаем сегодня. В 2008 году островитяне-лесбиянки подали в суд за свое право на слово и проиграли.
Ее древняя поэзия содержит множество отсылок к цветам и природе, рисуя картину идиллического пастбища, где резвятся девушки и женщины, украшенные гирляндами. К сожалению, остались только фрагменты ее произведений:
5.
А ты, Дик, надень на волосы прелестные гирлянды,
сплетая нежными руками кусочки аниса:
ибо блаженные Грации больше смотрят на цветочное,
но отвернуться от тех, у кого нет гирлянд.14.
Много коронок фиалок,
розы и крокусы
…вместе вы поставили перед более
и множество душистых венков
из цветов
вокруг вашего мягкого горла…
…чистым, сладким маслом
…ты помазала меня,
и на мягкое, нежное ложе…
ты удовлетворил твое желание…
…нет святого места…
мы оставили открытыми,
нет рощи…
В этих и других фрагментах она упоминает розы, фиалки, крокусы, донник, лотос и гиацинт конкретно. Она также ссылается на «луговые цветы/весенние цветы», «золотые цветы», «гирлянды цветущих цветов» и «фиолетовые цветы» в целом. Она несколько раз упоминает пурпурный или фиолетовый цвет, и, возможно, именно здесь этот цвет впервые стал ассоциироваться с квир-сообществом.
Фиолетовый (в дополнение к лавандовому) и сегодня остается в пантеоне квир-символов. Вспомните миссис Вайолет Венейбл Теннесси Уильямса в фильме «: Внезапно прошлым летом, » или Вайолет в классическом лесбийском культовом фильме «: Связанные ». А фиолетовый был одним из оригинальных цветов радужного флага 1978 года.
Примечательно, что группа из семи писателей-геев, которые регулярно встречались в Нью-Йорке в 1980 и 1981 годах, назвали себя «Фиолетовое перо». Кристофер Кокс, Роберт Ферро, Майкл Грумли, Эндрю Холлеран, Феличе Пикано, Эдмунд Уайт и Джордж Уитмор официально встречались восемь раз в течение одного года, но также неофициально до и после этих встреч, чтобы читать и критиковать работу друг друга. . (Расовые аспекты взаимодействия этих мужчин и их письма исследуются в книге Дэвида Бергмана «Раса и фиолетовое перо».)
Интересно, как литературовед Шерри Иннесс отмечает в журнале Национальной ассоциации женских исследований, в пьесе 1926 года « Пленница » один женский персонаж посылает букеты фиалок другому женскому персонажу, возможно, имея в виду Сапфо. Тема лесбиянства в этой пьесе вызвала бурю негодования и призывы к бойкоту и цензуре. Офис окружного прокурора Нью-Йорка в конце концов уступил этим призывам и закрыл постановку в 1927 году. Ассоциация фиалок с лесбиянством в этой пьесе привела к резкому падению продаж фиалок в цветочных магазинах США. Однако на показах в Париже некоторые женщины носили цветок на лацканах в знак поддержки.
Анютины глазки
Анютины глазки через Wikimedia Commons
Как отмечает Луби в «Цветы мужественности» , «маргаритка», «лютик» и особенно «анютины глазки», а также обобщенное «садоводческий парень» были терминами начала двадцатого века для обозначения «яркие геи».
Расцвет «анютиных глазок» пришелся на 1920-е и 1930-е годы в Нью-Йорке и многих других крупных городах США. Это было известно как «помешательство на анютиных глазках» — термин, введенный историком Джорджем Чонси. Особенно в Нью-Йорке дрэг-болы с участием «женщин-имитаторов» были экстравагантными и огромными. Полиция в конце концов закрыла их всех, в том числе 1939 один в Гарлеме, который положил конец 70-летней ежегодной традиции (подробнее см. Gaylaw: Challengeing the Apartheid of the Closet Уильяма Н. Эскриджа). Точно так же голливудское «помешательство» на квир-представлении в кино было в конечном итоге подавлено цензурой, но не раньше, чем эти фильмы помогли привнести квир в национальное сознание.
Драг-бол в Вебстер-холле в Гринвич-Виллидж в 1920-х годах через Wikimedia Commons
Подпись к изображению: Драг-бол в Вебстер-холле в Гринвич-Виллидж в 1920-е годы. Это изображение находится в общественном достоянии.
«Чонси отмечает, что, хотя помешательство на анютиных глазках часто использовало или воспроизводило самые унизительные стереотипы о гомосексуалистах-мужчинах, иногда оно давало некоторым исполнителям-геям возможность говорить о них, сопротивляться и даже опровергать гетеросексистские предположения. о феях и других педерастах», — пишет киновед Марк Линн Андерсон в своей книге 2011 года « Сумерки идолов: Голливуд и гуманитарные науки в Америке 1920-х годов ».
Зеленая гвоздика
Гвоздики через Wikimedia Commons
Зеленая гвоздика стала квир-символом в 1892 году, когда Оскар Уайльд поручил нескольким своим друзьям носить их на лацканах на премьере своей комедии Веер леди Уиндермир . С тех пор ношение зеленой гвоздики на лацкане было тайным, тонким намеком на то, что вы мужчина, любящий других мужчин.
В 1892 году любовник Уайльда лорд Альфред Дуглас написал стихотворение под названием «Две любви». Это напоминает поэзию Сапфо, рисующую образ наполненной цветами утопии (выделено цветами):
Мне приснилось, что я стою на пригорке,
И у моих ног лежит земля, которая казалась
Пустынным садом, цветущим по своей воле
С бутонами и цветущими . Были лужи, которые мечтали
Черные и невозмутимые; были белые лилии
немного, и крокусы , и фиалки
лиловые или бледные, змеевидные рябчики
редко видны из-за рослости травы и сквозь зеленые сети
Голубые глаза застенчивой первенче подмигнули на солнышке.
И были любопытные цветы , прежде неизвестные,
Цветы , которые были окрашены лунным светом, или оттенками
Своевольных настроений Природы; а здесь один
Тот, что впился в преходящий тон
Одного краткого мгновения заката; травинки
Травы, которая в сотне весен была
Медленно, но изысканно взращенной звездами,
И политой ароматной росой, длинной чашечкой
В лилиях , что за лучи солнца видели
Только Божья слава, за никогда восход марса
Светоносный воздух Неба.
Стихотворение продолжается, описывая молодого человека, чьи «растрепанные ветром волосы были увиты цветами» и который носил «три цепочки из роз» на шее. Он подходит к поэту и целует его. «Его щеки были бледными и белыми / Как бледные лилии, а губы красными / Как маки», — продолжает Дуглас. Мальчик раскрывает, что его зовут «Любовь», и заканчивает словами: «Я любовь, которая не осмеливается произнести свое имя». Эта фраза, «любовь, которая не осмеливается произнести свое имя», позже стала известна как ссылка на гомосексуальность в суде Уайльда по делу о непристойном поведении в 189 г.5.
Полоса лаванды
Lavender via Wikimedia Commons
Это цветущее растение семейства мятных неотделимо от странности. Хотя мы не знаем, относится ли слово «лаванда» к цвету или траве в странном контексте, но в любом случае это слово, кажется, использовалось в этом контексте с 1920-х годов. Теперь это слово взаимозаменяемо с «радугой» для обозначения «ЛГБТК+» на таких мероприятиях, как лавандовые выпускные и ежегодная конференция по лавандовому праву Коллегии адвокатов ЛГБТ.
Одно из наиболее заметных применений слова «лаванда» принадлежит историку Карлу Сандбергу, который в 1926 году написал об Аврааме Линкольне: «Через него пробежала полоса лаванды; у него были пятна мягкие, как майские фиалки». Многие интерпретировали это как то, что у Линкольна была квир-сторона, утверждение, которое я исследую в своей книге « Квир, там и везде: 23 человека, которые изменили мир », в которой рассказывается об интимных отношениях Линкольна с Джошуа Фраем Спидом. Историки расходятся во мнениях, но «лаванду» разумно интерпретировать здесь как означающую мужскую любовь, так как есть и другие примеры из XIX века.20-е слово «лаванда» в качестве сленгового термина означает это. Настоящие споры заключаются в том, насколько широкой была эта «полоса».
Есть два основных движения, связанных с лавандой в квир-мире: лавандовая паника и лавандовая угроза. Лавандовая паника была охотой на ведьм в 1950-х годах для гомосексуальных федеральных служащих, так же как Красная паника была охотой на коммунистов, как подробно описано в книге историка Наоко Сибусава «Лавандовая паника и империя: переосмысление антигейской политики времен холодной войны».
Бетти Фридан назвала любую потенциальную ассоциацию Национальной организации женщин с лесбиянками «лавандовой угрозой» в 1969. Не желая запятнать репутацию своей организации, Фридан побудила СЕЙЧАС дистанцироваться от лесбиянок. Рита Мэй Браун и другие активистки-лесбиянки-феминистки запланировали акцию на 1 мая 1970 года, на которой они сорвали известное женское мероприятие, продемонстрировав футболки с надписью «Лавандовая угроза», призывая других присоединиться к ним. Они заслужили поддержку толпы, и этот момент запомнился как поворотный в движении. На следующей национальной конференции СЕЙЧАС в 1971 году организация изменила свое направление и приняла резолюцию о том, что права лесбиянок являются «законной заботой феминизма».
Какими бы цветочными именами нас ни называли, квиры стойкие. Подобно женщинам Лавандовой Угрозы, мы вернем их всех и с гордостью объявим себя анютиными глазками. Хотя весь этот садоводческий символизм, возможно, начался со сравнения женоподобных мужчин с вычурными цветами, он стал чем-то большим. Мы расцветаем каждый год яркой радугой цветов по всему миру, всегда возвращаясь, какой бы суровой ни была зима.
Поддержите JSTOR ежедневно! Присоединяйтесь к нашей новой программе членства на Patreon сегодня.
Сексуальность растений охватывает широкий спектр систем полового размножения, встречающихся в царстве растений. В данной статье описаны морфологические аспекты полового размножения растений. Среди всех живых организмов Цветки, являющиеся репродуктивными структурами покрытосеменных, наиболее разнообразны физически и демонстрируют наибольшее разнообразие способов воспроизводства всех биологических систем. [1] Каролус Линней (1735 и 1753) предложил систему классификации цветковых растений, основанную на строении растений, поскольку растения используют множество различных морфологических адаптаций, связанных с половым размножением, цветы играли важную роль в этой системе классификации. Позже Кристиан Конрад Шпренгель (1793) изучил сексуальность растений и назвал ее «открытой тайной природы», и впервые стало понятно, что процесс опыления включает как биотические, так и абиотические взаимодействия (теории естественного отбора Чарльза Дарвина использовали эту работу для продвигать его идею эволюции). Растения, не являющиеся цветковыми (мхи, печеночники, роголистники, папоротники и зеленые водоросли), также имеют сложные взаимодействия между морфологической адаптацией и факторами окружающей среды при половом размножении. Система размножения, или то, как сперма одного растения оплодотворяет овалы другого, является самым важным фактором, определяющим структуру спаривания неклональных популяций растений. Структура спаривания или морфология частей цветка и их расположение на растении, в свою очередь, контролируют количество и распределение генетической изменчивости, что является центральным элементом эволюционного процесса 9.0153 [2] . Дополнительные рекомендуемые знания
ИсторияВ отличие от животных, растения неподвижны и не могут искать половых партнеров для размножения. Первые растения использовали абиотические средства транспортировки сперматозоидов для размножения, используя воду и ветер. Первые растения были водными и свободно выделяли сперму в воду, которую переносило течение. Когда растения перемещались на сушу, они использовали тонкую пленку воды или капли воды, как печеночники и папоротники, в которых подвижные сперматозоиды переплыли от мужских органов размножения к женским органам. По мере того как растения становились более сложными и развили сосудистые системы, позволяющие им расти выше, они использовали чередование поколений, как в папоротниках или ветер для перемещения спор. В палеозойскую эру прогимноспермы воспроизводились с помощью спор, разносимых ветром, 350 миллионов лет назад появились семенные растения, в том числе семенные папоротники, хвойные и кордаиты, все они были голосеменными. Пыльцевые зерна, мужской гаметофит, развились для защиты сперматозоидов в процессе перехода от мужских органов к женским. Считается, что насекомые питаются пыльцой, а растения эволюционировали, чтобы использовать насекомых для активного переноса пыльцы с одного растения на другое. Для семенных растений, к которым относятся покрытосеменные и голосеменные растения, характерно гетероморфное чередование поколений с крупными спорофитами, содержащими сильно редуцированные гаметофиты. Покрытосеменные имеют отличительные репродуктивные органы, называемые цветками с плодолистиками, а гаметофит сильно редуцирован до женского зародышевого мешка, состоящего всего из восьми клеток, а мужской гаметофит развивается из пыльцевых зерен. Сперматозоиды семенных растений неподвижны, за исключением двух более старых групп растений, Cycadophyta и Ginkgophyta, которые имеют жгутиковые сперматозоиды. ТерминологияЦветки покрытосеменных представляют собой детерминантные побеги со спорофиллами. Части цветов названы учеными и сильно различаются по форме, эти части цветка включают чашелистики, лепестки, тычинки и плодолистики. Как группа чашелистики образуют чашечку, а как группа лепестков образуют венчик, вместе венчик и чашечка называются околоцветником. Тычинки в совокупности называются андроцеями, а плодолистики в совокупности называются гинецеем. Сложность систем и устройств, используемых растениями для достижения полового размножения, привела к тому, что ботаники и биологи-эволюционисты используют множество терминов для описания физических структур и функциональных стратегий. Деллапорта и Кальдерон-Урреа (1993) перечисляют и определяют множество терминов, используемых для описания способов сексуальности на разных уровнях у цветковых растений. Этот список воспроизведен здесь [3] , обобщенный, чтобы соответствовать не только растениям с цветами, и расширенный, чтобы включить другие термины и более полные определения. Индивидуальная репродуктивная единица (цветок покрытосеменных)
АдаптацияРастения с цветками, опыляемыми ветром, как правило, имеют цветы без лепестков или чашелистиков. Обычно образуется большое количество пыльцы, и опыление часто происходит в начале вегетационного периода, прежде чем листья могут помешать рассеиванию пыльцы. Многие деревья и все травы и осоки опыляются ветром, поэтому им не нужны большие причудливые цветы. У растений, которые используют насекомых или других животных для переноса пыльцы с одного цветка на другой, у растений развились сильно измененные части цветка, чтобы привлечь опылителей и облегчить перемещение пыльцы с одного цветка на насекомое и от насекомого обратно на следующий цветок. . У растений есть ряд различных средств для привлечения опылителей, включая цвет, запах, тепло, нектарные железы, съедобную пыльцу и форму цветка. Наряду с модификациями, связанными с вышеупомянутыми структурами, очень важную роль в половом размножении цветковых растений играют два других условия: первое — время цветения, а второе — размер или количество образующихся цветков. Часто виды растений имеют несколько крупных, очень эффектных цветков, в то время как другие производят много мелких цветов, часто цветы собраны в большие соцветия, чтобы максимизировать их визуальный эффект, становясь более заметными для проходящих мимо опылителей. Цветы — это стратегии привлечения, а сексуальные проявления — это функциональные стратегии, используемые для производства следующего поколения растений, при этом опылители и растения эволюционировали совместно, часто до необычайной степени, очень часто принося друг другу пользу. Самую большую группу цветковых растений составляют орхидеи, которые, по оценкам некоторых специалистов, включают до 35 000 видов, [4] которые часто имеют узкоспециализированные цветки, используемые для привлечения насекомых и облегчения опыления. Тычинки модифицированы для производства пыльцы в виде скоплений, называемых поллиниями, которые прикрепляются к насекомым, когда они заползают в цветок. Формы цветка изменены, чтобы заставить насекомых пройти мимо пыльцы, которая «приклеена» к насекомому. Некоторые орхидеи еще более узкоспециализированны: формы цветков имитируют форму насекомых, чтобы привлечь их к «спариванию» с цветами, некоторые даже имеют ароматы, имитирующие феромоны насекомых. Еще одна большая группа цветковых растений — сложноцветные, или семейство подсолнечника, насчитывающее около 22 000 видов9.0153 [5] , которые также имеют сильно модифицированные соцветия, которые представляют собой цветы, собранные вместе в головках, состоящих из отдельных цветков, называемых соцветиями. Головки с цветками одного пола, когда цветки пестичные или функционально тычиночные, или состоят из всех обоеполых цветков, называются гомогамными и могут включать головки дисковидного и язычкового типа. Некоторые излучающие головы также могут быть гомогамными. Растения с головками, имеющими соцветия двух или более половых форм, называются гетерогамными и включают лучистые и дискообразные формы головок, хотя некоторые лучистые головки также могут быть гетерогамными. Сексуальность отдельных растенийМногие растения имеют полные цветки, состоящие как из мужских, так и из женских частей, другие имеют только мужские или женские части, а третьи растения имеют цветы на одном растении, представляющие собой смесь мужских и женских цветков. У некоторых растений даже есть смеси, включающие все три типа цветков, где некоторые цветки только мужские, некоторые только женские, а некоторые и мужские, и женские. Необходимо проводить различие между расположением половых органов и выражением сексуальности у отдельных растений по сравнению с видами. Некоторые растения также подвергаются так называемому Смена пола , как и Arisaema triphyllum , которые выражают половые различия на разных стадиях роста. У некоторых арумов более мелкие растения производят все или в основном мужские цветки, и по мере того, как растения с годами становятся больше, мужские цветки заменяются большим количеством женских цветков на том же растении. Таким образом, Arisaema triphyllum охватывает множество сексуальных состояний в течение своей жизни; от неполовых ювенильных растений до молодых растений, которые все являются мужскими, по мере того, как растения становятся больше, они имеют смесь как мужских, так и женских цветков, до крупных растений, у которых в основном женские цветки. [6] Другие виды имеют растения, которые производят больше мужских цветков в начале года, а когда растения цветут позже в вегетационный период, они производят больше женских цветов. У растений, подобных Thalictrum dioicum , все растения этого вида являются эфирными мужскими или женскими. Определенные термины используются для описания полового выражения отдельных растений в популяции.
Популяция растенийЧаще всего растения демонстрируют одинаковые стратегии полового выражения для всех видов или популяций, и для описания полового выражения вида или популяции используются специальные термины.
Около 11% всех покрытосеменных являются строго раздельнополыми или однодомными, промежуточные формы полового диморфизма, включая гинодиоэцию и андродиоэцию, составляют 7% изученных видов при обследовании 120 000 видов растений. В том же обзоре 10% видов содержат как однополые, так и двуполые особи. Большинство видов растений используют аллогамию , также называемую перекрестным опылением, как средство размножения. Многие растения являются самоплодными, и мужские части могут опылять женские части того же цветка и/или одного и того же растения. Некоторые растения используют метод, известный как самонесовместимость, для поощрения ауткроссинга. У этих растений мужские органы не могут оплодотворять женские части одного и того же растения, другие растения производят мужские и женские цветки в разное время, что способствует ауткроссингу. У некоторых растений есть обоеполые цветки, но пыльца образуется до того, как рыльце того же цветка станет восприимчивым к пыльце, это способствует скрещиванию, сильно ограничивая самоопыление, и эти типы цветов называются 9.0149 выступающий . Морфология цветкаТакие виды, как ясень ( Fraxinus excelsior L.), демонстрируют возможный диапазон различий в морфологии и функциональности цветков в зависимости от пола. Цветки ясеня опыляются ветром, у них отсутствуют лепестки и чашелистики. По строению цветки могут быть как мужскими, так и женскими, и даже гермафродитными, состоящими из двух пыльников и завязи. Мужской цветок может быть морфологически мужским или гермафродитным, с пыльниками и рудиментарным гинецеем. Цветки ясеня также могут быть морфологически женскими или гермафродитными и функционально женскими. ЭволюцияПокрытосеменные растенияСчитается, что цветковые растения произошли от общего предка-гермафродита, а раздельнополые произошли от гермафродитизма. Гермафродитизм очень распространен у цветковых растений; более 85% являются гермафродитами, тогда как только около 6-7% раздельнополые и 5-6% однодомные [13] [14] . Достаточная степень корреляции (хотя и далекая от полной) существует между раздельнополым/субраздельным и растениями, семена которых разносятся птицами (как орехи, так и ягоды). Предполагается, что концентрация плодов на половине растений увеличивает эффективность рассеивания; женские растения могут давать более плотные плоды, поскольку они не тратят ресурсы на производство пыльцы, а агентам распространения (птицам) не нужно тратить время на поиски плодов на мужских растениях. Другие корреляции с двудомностью включают: распространение в тропиках, древесную форму роста, многолетник, мясистые плоды и маленькие зеленые цветы 9. |