Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Ткани растений и их виды» | План-конспект урока по биологии (6 класс):
Тип урока: изучение нового материала
Цель: изучить ткани растительного организма и выявить их характерные особенности
Задачи:
1) Образовательные:
— развить понятие о тканях;
— сформировать представление об особенностях их строения, расположения и функциях;
— раскрыть взаимосвязь строения тканей от выполняемой ими функций.
2) Воспитательные:
— воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
— продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.
3) Развивающие:
— продолжить развитие умений работать с учебником и увеличительными приборами;
— способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
— знать суть понятия «ткань», «межклеточное вещество»;
— называть основные ткани растений;
-уметь распознавать и показывать на таблицах растительные ткани.
Метапредметные:
регулятивные:
— самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
— организовывать свою учебную деятельность;
коммуникативные:
— обсуждать в рабочей группе информацию;
— слушать товарища и обосновывать свое мнение;
— выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
— работать с учебником;
— находить отличия;
— объяснять значения новых слов;
— сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
— формировать ответственное отношение к обучению;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить развитие навыков обучения.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения характеризовать ткани растений и животных .
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
План-конспект урока на тему: «Ткани растений»
урок 1 1 — 12 Тема: «Ткани растений».
Цель: изучить особенности строения тканей растительных организмов; сформировать умение доказывать зависимость строения растительной ткани от выполняемой функции; продолжить формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать; работать с микроскопом и микро-
препаратами.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
3. Понятие «ткань» и «межклеточное вещество».
4. Растительные ткани. Строение и функции.
5. Лабораторная работа
6. Закрепление. Итоги урока.
Оборудование: учебники, микроскопы, микропрепараты «Поперечный срез листа камелии», «Строение корня», рельефная таблица «Клеточное строение корня», таблицы «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа», рисунки в учебнике по данной теме. ИКТ.
ход уроков
1. Тестирование по предыдущей теме.
Тест:
1. Какой тип деления не сопровождается редукцией (уменьшением) числа хромосом?
а) Митоз; б) мейоз.
2. Сколько клеток образуется в результате митоза (1) и мейоза (2)?
а) Одна; в) три;
б) две; г) четыре.
Биологический диктант (проверка терминов): митоз, мейоз, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, веретено деления, интерфаза, хроматиды и т. д.
2. – Давайте снова вспомним и перечислим все известные вам основные свойства живого организма. (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие).
– Мы на уроках уже неоднократно доказывали, что все эти свойства проявляются уже на клеточном уровне организации живой материи. И одноклеточный организм (как единая система) должен все эти процессы осуществлять как бы в «одном лице», то есть одна единственная клетка должна все это уметь делать. Но это самый простой, самый низкий уровень организации жизни. В ходе эволюции, то есть в ходе исторического развития всего живого на Земле, шел процесс постоянного поиска, усовершенствования, усложнения организации живого.
Эволюция – историческое развитие живого на Земле.
Уровни организации жизни:
1. Клеточный.
2. тканевый.
3. организменный.
И т. д.
Организмы:
1 – одноклеточные,
2 – колониальные,
3 – многоклеточные.
Так, на смену клеточным организмам сначала пришли колониальные формы, а потом многоклеточные, более совершенные и развитые. Так появились новые, более сложные уровни организации жизни – тканевый и организменный.
Сегодня мы будем говорить о тканях, образующих организм растения.
3. Ткань – совокупность клеток, сходных по строению, происхождению, выполняемым функциям, и межклеточного вещества, выполняющая в организме определенную роль.
– Клетки без соединяющего их вещества не могут образовать единую ткань, единое целое.
4. Растительные ткани:
1. Образовательная (зародыш).
2. Покровная (кожица, пробка).
3. Механическая (скорлупа грецкого ореха).
4. Проводящая (сосуды).
5. Основная (мякоть листа).
– Все многоклеточные организмы очень разнообразны, и разнообразие тканей растений подчеркивает это. В свою очередь, разнообразие тканей растительного организма обеспечивается особенностями строения и функциями клеток, образующих их. Это можно выразить в такой зависимости: клетка → ткань → орган → растение.
– Итак, составим сравнительную таблицу по тканям растительного организма.
Сравнительная характеристика тканей растений
Название ткани | Место расположения | Особенности | Выполняемые |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Образовательная | Кончик корня побега, зародыш | Клетки мелкие | Постоянное деление, обеспечение роста растения |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Покровная | Кожица листа, пробковые слои стволов деревьев | Клетки могут быть живые и мертвые. Оболочки толстые, прочные. Плотно соединены друг с другом | 1. Защита от повреждений, неблагоприятных воздействий. 2. Связывает растение с внешней средой: а) устьица; б) чечевички (дыхание и испарение) |
3. Механическая | Скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса, волокна стебля | Клетки с утолщенными, одревесневшими оболочками. Живое содержимое часто отсутствует. Особые каменистые клетки. Волокна | 1. Опорная функция. 2. Защитная функция. |
4. Проводящая | Корень, стебель, лист | Клетки могут быть как живыми (ситовидные трубки), так и мертвыми (сосуды), вытянутые в длину | Проведение воды с растворенными в ней минеральными и органическими веществами |
5. Основная | Мякоть листа и плодов, сердцевина стебля и корня, мягкие части цветка, главная масса коры | В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты | 1. Фотосинтез. 2. Запас питательных веществ |
5. – А теперь перейдем к практической части изучения темы.
– выполните по инструктивной карточке лабораторную работу и оформите отчет по ней. (Работают с микроскопами, рассматривают микропрепараты, делают зарисовки и оформляют отчет по лабораторной работе).
Лабораторная работа № 1
Тема: «Ткани растений. Микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски»»
Цель: установить связь особенностей строения образовательной ткани с выполняемыми функциями и местом расположения.
Ход работы
1. Рассмотреть препарат кончика корня сначала при увеличении в 56х, а затем при 120х.
2. Найти корневой чехлик и корневые волоки.
3. Зарисовать препарат и сделать подписи к рисунку.
4. Сделать выводы по лабораторной работе.
Лабораторная работа № 2
Тема: «Ткани растений. Микропрепарат «Поперечный срез листа камелии»»
Цель: установить связь между особенностями строения тканей и выполняемыми функциями на примере тканей листа камелии.
Ход работы
1. Рассмотреть поперечный срез листа камелии при увеличении 56х. На препарате найти кожицу с устьицами. На какой стороне листа находятся устьицы?
2. Рассмотреть прозрачные, бесцветные ткани верхней кожицы листа. Какова форма клеток? Есть ли между ними межклетники?
3. Найти между верхней и нижней кожицей листа клетки мякоти или основной ткани. Почему эти клетки имеют зеленый цвет?
4. Рассмотреть наиболее крупный проводящий пучок в центре листа. В его верхней части располагаются сосуды, по которым проходит вода с минеральными веществами. Ниже располагаются ситовидные трубки, по которым перемещаются растворы органических веществ. Рядом можно рассмотреть волокна, имеющие утолщенную оболочку. Какое значение имеют эти волокна?
5. Сделать рисунок и подписи к нему.
6. Оформить лабораторную работу и записать выводы.
6. – Можно ли по строению клеток и по месту их расположения определить к какой ткани они относятся и какие функции выполняют?
– Проводится небольшая тестовая проверка или биологический диктант.
Примеры тестов:
1. Прочность и упругость корня обеспечивает:
а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.
2. Какова функция кожицы в растении?
а) Придает растению форму.
б) Способствует продвижению органических веществ.
в) Придает растению прочность и упругость.
г) Защищает внутренние ткани от потери воды, проникновения пыли, микробов.
Домашнее задание. Изучить § 5 (до материала «Ткани животных»), таблицу, дооформить лабораторные работы.
Ссылка на лабораторную работу.
http://biolicey2vrn.ucoz.ru/
Соединительная ткань | Определение, компоненты и функции
коллагеновые волокна
Посмотреть все средства массовой информации
- Ключевые люди:
- Сэр Гэвин де Бир
- Похожие темы:
- мышца
кость
жировая клетка
жировая ткань
подкожный слой
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
соединительная ткань , группа тканей тела, поддерживающих форму тела и его органов и обеспечивающих сцепление и внутреннюю поддержку. К соединительным тканям относятся несколько типов волокнистой ткани, различающихся только плотностью и клеточностью, а также более специализированные и узнаваемые варианты — кости, связки, сухожилия, хрящи и жировая (жировая) ткань.
В брюшной полости большинство органов подвешено к брюшной стенке перепончатой полосой, известной как брыжейка, которая поддерживается соединительной тканью; другие встроены в жировую ткань, форму соединительной ткани, в которой клетки специализируются на синтезе и хранении богатых энергией запасов жира или липидов. Все тело поддерживается изнутри скелетом, состоящим из кости, типа соединительной ткани, обладающей высокой устойчивостью к нагрузкам благодаря своей высокоупорядоченной слоистой структуре и своей твердости, которая является результатом отложения минеральных солей в ее волокнах и аморфной матрице. . Отдельные кости скелета прочно удерживаются вместе связками, а мышцы прикрепляются к костям сухожилиями, оба из которых являются примерами плотной соединительной ткани, в которой множество пучков волокон связаны в параллельный ряд, чтобы обеспечить большую прочность на растяжение. В суставах суставные поверхности костей покрыты хрящом, соединительной тканью с обильным межклеточным веществом, которое придает ей плотную консистенцию, хорошо приспособленную для обеспечения плавного скольжения между соприкасающимися поверхностями. Синовиальная оболочка, которая выстилает края полости сустава, смазывает и питает суставные поверхности, также является формой соединительной ткани.
Кровеносные сосуды, как крупные, так и мелкие, проходят через соединительную ткань, которая, таким образом, тесно связана с питанием тканей и органов по всему телу. Все питательные вещества и продукты жизнедеятельности, обмениваемые между органами и кровью, должны проходить через периваскулярные пространства, занятые соединительной тканью. Одной из важных функций клеток соединительной ткани является поддержание во внеклеточном пространстве условий, благоприятствующих этому обмену.
Все формы соединительной ткани состоят из (1) внеклеточных волокон, (2) аморфного матрикса, называемого основным веществом, и (3) неподвижных и мигрирующих клеток. Пропорции этих компонентов варьируются от одной части тела к другой в зависимости от местных структурных требований. На некоторых участках соединительная ткань рыхло организована и высококлеточна; в других преобладают его волокнистые компоненты; а в третьих основное вещество может быть его наиболее заметной чертой. Анатомическая классификация различных типов соединительной ткани основана главным образом на относительном количестве и расположении этих компонентов.
Britannica Quiz
Человеческое тело: правда или вымысел?
Насколько глубоки ваши знания о внутреннем устройстве человека? Проверьте это с помощью этого теста.
Введение в биологию растений | Резюме главы
1. Структуру и функцию ствола необходимо изучить, чтобы понять практические 2. Система побегов растений обычно прямостоячая, но некоторые стебли могут быть 3. Листья одревесневших веток могут располагаться очередно, супротивно или 4. Прилистники – парные придатки, имеющиеся у основания некоторых листьев; 5. Каждый стебель имеет на конце апикальную меристему, производящую ткани 6. По мере развития листьев и почек из зачатков следы ксилемы и флоэмы 7. Между 8. У многих растений пробковый камбий, образующий клетки пробки и феллодермы 9. Первичные сосудистые ткани и сердцевина, если она присутствует, составляют 10. Двудольные (двудольные) растения, семена которых имеют два семенных листа 11. Большинство вторичных тканей древесных двудольных расположены концентрически. 12. Годичное кольцо – это 1-летний прирост ксилемы. Возраст дерева и др. 13. Древесина шишковидных деревьев состоит в основном из трахеид, 14. Латициферы представляют собой латекс-секретирующие клетки или протоки, обнаруженные в различных цветковых растениях. 15. Стебли однодольных имеют рассеянные сосудистые пучки и не имеют камбия. 16. Пальмы — однодольные растения, которые становятся большими, потому что их паренхима |